Аграрное общество признаки модернизации индустриальное общество таблица. Цивилизационный подход к развитию общества: аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество

типология общество постиндустриальный

Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности -- земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

Индустриальное общество

В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды -- теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

Постиндустриальное общество

Переход к новому типу общества -- постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare -- преобразовывать). Революция (от лат. revolutio -- поворот, переворот). Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры); - это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды: 1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России -- Великие реформы Александра II); 2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х -- начала 90-х гг. XIX в. в России -- «Контрреформы» Александра III); 3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России); 4) Долговременные (например, неолитическая революция -- 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: -- экономические реформы -- преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); -- социальные реформы -- преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); -- политические реформы -- изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.). Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в. В современных условиях два пути общественного развития -- реформа и революция -- противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа -- революция» на «реформа -- инновация».

Под инновацией (от англ. innovation -- нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация (от фр. moderniser -- современный) -- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения.

По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

  • 1) дописьменные и письменные;
  • 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
  • 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
  • 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
  • 5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) - а, индустриальное - б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения: - основной фактор производства - а) земля; б) капитал; в) знания; - основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги; - характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества; - характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде; - занятость населения - а) сельское хозяйство - около 75%; б) сельское хозяйство - около 10%, промышленность - 85%; в) сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%; - основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги; - социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации; - продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет; - воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое; - взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества; - политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии -- «демократии консенсуса»; - духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный харак¬тер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895). Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Развитие общества - это ступенчатый процесс, представляющий собой движение вверх от простейшего хозяйства к более эффективному, передовому.

В XX веке известными политологами и социологами выдвинута теория, по которой общество преодолевает три этапа своего развития: аграрный, индустриальный и постиндустриальный. Остановимся подробнее на аграрном обществе.

Аграрное общества по типам, чертам, признакам, характеристикам

Аграрное, традиционное или доиндустриальное общество основано на традиционных ценностях человечества. Такой тип общества главной целью видит сохранение традиционного жизненного уклада, не приемлет каких-либо изменений и не стремится к развитию.

Аграрное общество характеризуется традиционной экономикой, для которой свойственно перераспределение, а проявление рыночных отношений и обмена жестко пресекается. В традиционном обществе наблюдается приоритет внимания государства и правящей верхушки над собственными интересами человека. Вся политика строится на авторитарном типе власти.

Статус человека в обществе определяется его рождением. Все общество разделено на сословия, движение между которыми невозможно. Сословная иерархия опять же основана на традиционном укладе жизни.

Для аграрного общества характерны высокая смертность и рождаемость населения. И при этом невысокая продолжительность жизни. Очень крепкие семейные узы.

Доиндустриальный тип общества долгое время сохранялся во многих странах Востока.

Экономические особенности аграрной цивилизации и культуры

Основа традиционного общества - сельское хозяйство, основными составляющими которого является земледелие, скотоводство или рыболовство в прибрежных районах.

Приоритет определенного вида хозяйства зависит от климатических условий и географического расположения места поселения.

Само аграрное общество полностью зависит от природы и ее условий, при этом человек не вносит изменений в эти силы, никак не пытаясь их приручить.

Долгое время в доиндустриальном обществе преобладало натуральное хозяйство.

Промышленность либо отсутствует, либо незначительна. Ремесленный труд развит слабо. Весь труд направлен на удовлетворение основных потребностей человека, к большему общество даже не пытается стремиться. Лишние часы труда признаются обществом как наказание.

Профессию и род занятий человек наследует от родителей. Низшие сословия чрезмерно преданы высшим, отсюда и такой строй государственной власти, как монархия.

Все ценности и культура в целом находятся во власти традиций.

Традиционное аграрное общество

Как уже было сказано, аграрное общество основано на простейшем ремесле и сельском хозяйстве. Временные рамки существования данного общества - Древний мир и Средние века.

В то время экономика брала за основу использование природных ресурсов без каких-либо изменений последних. Отсюда и малое развитие орудий труда, которые очень продолжительное время остаются ручными.

В экономической сфере жизни общества преобладает:

  • строительство;

  • добывающие промыслы;

  • натуральное хозяйство.

Присутствует торговля, но развита она незначительно, а развитие рынка не поощряется властью.

Традиции дают человеку уже устоявшуюся систему ценностей, основную роль в которой занимает религия и неоспоримый авторитет главы государства. Культура основывается на традиционном почитании собственной истории.

Процесс преобразования традиционной аграрной цивилизации

Аграрное общество является достаточно устойчивым к каким-либо изменениям, так как его основой являются традиции и устоявшийся уклад жизни.

Преобразования настолько медленны, что незаметны для отдельно взятого человека. Намного легче преобразования даются государствам, которые не являются в полной мере традиционными.

Как правило, это общество с развитыми рыночными отношениями - греческие полисы, торговые города Англии и Голландии, Древний Рим.

Толчком для необратимого преобразования аграрной цивилизации стала промышленная революция XVIII века.

Любые преобразования в таком обществе для человека очень болезненны, особенно если фундаментом для традиционного общества была религия. Человек теряет ориентиры и ценности. В это время происходит усиление авторитарного режима. Завершает все изменения общества демографический переход, при котором психология молодого поколения меняется.

Индустриальное и постиндустриальное аграрное общество

Индустриальное общество отличается резким скачком в развитии промышленности. Резкое возрастание темпов экономического роста. Этому обществу присущ «оптимизм модернизаторов» - непоколебимая уверенность в науке, с помощью которой можно решить любые возникшие проблемы, в том числе и социальные.

В этом обществе к природе чисто потребительское отношение - максимальная разработка имеющихся ресурсов, загрязнение природы. Индустриальное общество живет одним днем, стремясь к удовлетворению социальных и бытовых потребностей в полной мере здесь и сейчас.

Постиндустриальное общество пока только начинает свой путь развития.

В постиндустриальном обществе на первое место выходят:

  • высокие технологии;
  • информация;
  • знания.

Промышленность уступает место сфере обслуживания. Знания и информация стали основным товаром на рынке. Наука больше не признается всесильной.

Человечество, наконец, начинает осознавать все негативные последствия, которые обрушились на природу после развития индустрии. Изменяются общественные ценности. Сохранение экологии и защита природы выходят на первый план.

Основной фактор и сфера производства аграрного общества

Основной фактор производства для аграрного общества - земля. Именно поэтому аграрное общество практически исключает мобильность, так как полностью зависит от мест своего проживания.

Основная сфера производства - сельское хозяйство. Все производство основано на заготовке сырья, пищи. Все члены общества, в первую очередь, стремятся удовлетворить бытовые потребности. Основу экономики составляет семейное хозяйство. Такая сфера пусть не всегда может удовлетворить все потребности человека, но большую их часть точно.

Аграрное государство и аграрный фонд

Аграрный фонд - это государственный аппарат, который занимается обеспечением страны должным продовольствием. Основная его задача - поддерживать развитие сельскохозяйственного бизнеса в стране. Фонд отвечает за импорт и экспорт сельскохозяйственных товаров, распределяет продукцию внутри страны.

Человеческая цивилизация нуждается в качественных продуктах питания, которые может дать лишь развитое сельское хозяйство. При этом важно учесть, что сельское хозяйство никогда не было высокодоходным производством. Предприниматели забрасывают это вид бизнеса, как только сталкиваются с трудностями и теряют прибыль.

В данном случае аграрная политика государства помогает сельскохозяйственному производству, выделяя необходимые средства для возмещения возможных убытков.

В развитых странах все большую популярность набирает сельский уклад жизни и семейное хозяйство.

Аграрная модернизация

Аграрная модернизация основывается на повышении темпа развития сельскохозяйственного производства и ставит перед собой задачи:

  • создание новой модели экономического роста сельского хозяйства;

  • создание благоприятных экономических тенденций для аграрного бизнеса;

  • улучшение сельской инфраструктуры;

  • привлечение в село молодого поколения для жизни и работы;

  • помощь в решении проблем с землей;

  • охрана окружающей среды.

Главным помощником государства при модернизации является частный бизнес. Поэтому государство обязано идти навстречу сельскохозяйственному бизнесу и всевозможно помогать его развитию.

Модернизация позволит вывести аграрное и сельскохозяйственное производство на должный уровень в стране, улучшить качество питания, создать дополнительные рабочие места в селе и увеличить уровень жизни населения всей страны в целом.

Больше об модернизации аграрного сектора экономики можно узнать на ежегодной выставке «Агропродмаш».

Читайте другие наши статьи:

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, понятие социологической теории, характеризующее природу общественных систем «современного типа», сформировавшихся в Западной Европе в эпоху Нового времени, институциональные и культурные образцы которых распространились в 19-20 веках по всему миру. Термин «индустриальное общество» употребляется наряду с такими понятиями, как капитализм, «общество модерна», «массовое общество» и др. (не совпадая полностью по смыслу ни с одним из них). Индустриальное общество обычно рассматривают как «парную категорию», отличая его по ряду признаков от «традиционного» (патриархального, аграрного, феодального) общества. Историческое становление структур индустриального общества исследуется в концепциях модернизации.

Развитие индустриального общества сопровождается следующими процессами: появление организационной структуры промышленного предприятия, механизация и автоматизация производства, постоянное внедрение технических инноваций, углубление специализации работников и разделения труда, рост городов, разложение традиционного общинного уклада и патриархальной семьи, снижение рождаемости, распространение массовых форм образования, возникновение современных национальных государств и типичных для них институтов гражданства, разрушение отношений, основанных на «предписанных статусах» (сословного неравенства, юридически санкционированных форм дискриминации женщин и этноконфессиональных меньшинств и т.п.), усиление миграции и социальной мобильности, секуляризация, общая рационализация «образа мыслей» и конкретных поведенческих практик. Индустриальные общества могут существовать и функционировать как в либеральных обществах, так и в условиях авторитарно-этатистских политических режимов. При этом к концу 20 века стали очевидны преимущества рыночной модели индустриального общества как более функциональной и жизнеспособной. Осмысление изменений, произошедших после 2-й мировой войны в наиболее развитых в социально-экономическом отношении странах (обеспечение высокого уровня материального потребления для широких слоёв населения, стремительный рост «экономики услуг», утверждение знания и «обладания информацией» в качестве важнейшего социально значимого ресурса), привело к построению концепций постиндустриального общества (Д. Белл, А. Тофлер и др.). В рамках последних индустриальное общество рассматривается как одна из стадий всемирно-исторического процесса эволюции социальных систем.

Лит.: Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969; Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000; Полякова Н. Л. XX век в социологических теориях общества. М., 2004.


3 Цели урока по линиям развития личности Линии 1-2. Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях Вспомнить и обобщить основные достижения Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Линия 3. Линия 3. Историческое мышление. При определении логической последовательности развития цивилизации закрепить представление о том, что достижения каждой эпохи становились основой для развития другой. Линия 4-5. Линия 4-5. Нравственное и гражданско–патриотическое самоопределение. Определить и объяснить свою оценку изменений Нового времени, опираясь насовременные гуманистичекие нравственные ценности.














10 Создание проблемной ситуации Стр.6 В тексте встречается слово «прогресс». Как вы его понимаете?На основании чего люди Нового времени считали своё время прогрессивным? Прогресс это движение о простого к сложному, от худшего к лучшему. В тексте доказываю слова: «выход из тьмы невежества», «обретение новых возможностей»


11 Создание проблемной ситуации Стр.6 Сравните текст первой и второй колонки. В чём противоречие? Какой возникает вопрос? В отличие от первого текста в Библии говориться, что всё новое уже когда-то было. То есть мнения людей 19 века разошлись с изречением Библии.








15 Стр Вспомните и назовите основные события 1 ряд веков 2 ряд 17 века 3 ряд 18 века В 15 веке. Актуализация знаний


16 Поиск решения Стр От эпохи к эпохе жизнь менялась. Достижения одного периода истории становились основой для развития другого Выделите достижения каждого этапа развития цивилизации. 1 ряд Древний мир 2 ряд Средние века 3 ряд новое время -


17 Поиск решения 1 ряд Достижения Древнего мира Цивилизация: города, письменность, разделение людей на общественные слои. Сложились разные религии мира и философские учения. Древний Восток Древний Восток: полное подчинение подданных сильному государству, государственная собственность, забота общин и государства о положении своих подданных. Античный Запад Античный Запад: участие граждан в делах государства, их свобода, равноправие, частная собственность. (Запишите в тетрадь) -




19 Поиск решения 3 ряд Достижения Нового времени Научная картина мира, колониальные империи, мировой рынок, технический прогресс, капиталистические отношения, классовое деление общества, промышленный переворот, машинная промышленность. Индустриальное общество. (Запишите в тетрадь) -




21 Поиск решения Стр. 13, таблица Заполните таблицу (запишите в тетради) - колле ктивно Аграрное общество Признаки модернизации Индустриальное общество Экономика Земледелие основа хозяйства. Большая часть людей живёт в сёлах. Натуральное хозяйство. Развитие рыночных отношений. Разделение труда. Промышленны й переворот. Рост городов и сельского населения. Большинство людей и средств заняты в машинной промышленности. Утверждение рыночных отношений. Распределение труда. Городское население преобладает над сельским.


22 Поиск решения Стр. 13, таблица Заполните таблицу (запишите в тетради) - колле ктивно Аграрное общество Признаки модернизации Индустриальное общество Обществен ная структура Сословный строй. Права и обязанности зависят от происхождения Распад сословий и общин. Формирование гражданского равноправия. Гражданское равноправие


23 Поиск решения Стр. 13, таблица Заполните таблицу (запишите в тетради) - колле ктивно Аграрное общество Признаки модернизации Индустриальное общество ПолитикаВ управлении государством преобладает землевладельч еская знать. Вовлечение широких слоёв населения в политическую жизнь Конституция. Выборы. парламент.


24 Поиск решения Стр. 13, таблица Заполните таблицу (запишите в тетради) - колле ктивно Аграрное общество! Признаки модернизации Индустриальное общество Культура Подчинена религии. Мало грамотных людей. Снижение влияния религии на культуру. Постепенное распространен ие грамотности. Массовое образование. Многообразие религий. 26 Тема: Введение. Почему Новое время назвали «новым»? Проблема. Почему люди 19 века считали своё время самым прогрессивным? Ответь на проблемный вопрос Жизнь людей в Новое время изменилась во всех сферах. Значительно облегчился ручной труд; люди стали более грамотными, поэтому им казалось, что их эпоха по сравнению с примитивным Древним миром и «тёмными» Средними веками более прогрессивна.

Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи.

В индустриальных странах (формация и цивилизация) постепенно теряли господствующее положение и отступали перед капиталистическими формационными (товарно-денежными) и цивилизационными (протестантизм). Число капиталистов росло, увеличивалась степень вовлечения населения в капиталистические (товарно-денежные) отношения. В результате буржуазных революций к власти пришли буржуазные демократы. Они достроили капиталистические формации в своих странах до «вспомогательного верха» и цивилизации. К концу XIX в. капиталистическая формация и цивилизация одержала верх во многих странах Европы.

Мартин Лютер (1483-1546) создал протестантизм, оказавший влияние на становление капиталистического общества. Он отверг роль церкви и духовенства в качестве посредника между индивидом и Богом, утверждая, что спасение души человека зависит от веры, профессионального мастерства и образа жизни. Книгопечатание ознакомило население с Библией и стимулировало самостоятельность мышления. Пуританская этика стала цивилизационной основой капиталистической формации и цивилизации, которая существенно отличалась от предыдущей. Процесс становления индивидуалистической (либеральной) мировой цивилизации шел относительно быстро. Национальные государства боролись за рынки сбыта, политическое влияние, мировое господство. Возникали союзы государств, разделяющие сферы экономического и политического влияния.

Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.

Демосоциальная подсистема индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.

Для экономической подсистемы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий — частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный — сельское хозяйство, вторичный — промышленность, третичный — услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).

Политическая подсистема индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием и массовой . В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.

Духовная подсистема индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.

Общественная психика характеризуется усилением рационализма, ослаблением религиозного мировоззрения и усилением светского (либерального, социалистического, анархистского), появлением социалистических прожектов переустройства общества, ожесточением субъективного противоборства разных классов.

Капиталистическое общество оказало решающее влияние на ход исторического процесса в XIX-XX веке. Оно начало колониальные войны против первобытно-общинных, аграрно-азиатских, феодальных обществ в других странах мира. Типы колонизации были разные: поселения колонистов, миграция в колониальные районы, проникновение колонизаторов в страны с развитой азиатской цивилизацией и формацией, закрепление там в качестве правящего меньшинства. Колонизируемые (и «цивилизуемые») народы оказывали сопротивление колонизаторам.

В первой половине XIX века в Европе поднялось революционное движение пролетариата, выдвинувшего свои экономические и политические требования к классу капиталистов: произошли восстание лионских рабочих (1834) и силезских ткачей (1844), в Англии развернулось чартистское движение. Карл Маркс и Фридрих Энгельс теоретически обосновали требования пролетариата в «Манифесте коммунистической партии». В 1917 г. в России началось строительство «пролетарско-социалистического» общества (формации и цивилизации).

Двумя общественными формациями и цивилизациями индустриальной эпохи стати капиталистическая и социалистическая (советская). Вначале их борьба складывалась в пользу социализма (формации и цивилизации): возник «нролетарско-социали- стический» Советский Союз. Затем в результате победы над нацизмом сложился лагерь советского социализма, включающий множество стран; началось разложение колониальной системы капитализма. Советские коммунисты надеялись, что победа социалистического общества над капиталистическим будет означать их победу. Это положение зафиксировала программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС (1961 г.).

Трансформация либерально-капиталистического общества в социал-демократическое доказала, что всемирно-историческое значение стал играть не пролетариат, а средний масс. Буржуазно-социалистическое общество (сметанная формация и цивилизация) оказалось более жизнеспособным по сравнению с либеральным капитализмом и пролетарским социализмом, потому что, с одной стороны, давало простор талантам, а с другой стороны, — воплощало умеренную социальную справедливость в форме относительного неравенства, социальной защиты трудящихся, слабых. В конце XX века мировая система социализма и СССР потерпели поражение.