Базовый уровень подоходного налога в беларуси. Подоходный налог в республике беларусь

Министерство финансов взялось за корректировку Налогового кодекса и налоговой системы в целом. По задумке, она должна стать более простой, понятной и удобной. А в перспективе даже не исключается снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. Но, учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Ведь за налоговыми отчислениями, сборами и пошлинами стоят наши медицина, образование, зарплаты бюджетникам и пенсии, безопасность, новые дороги, жилье. О том, как найти баланс в этом вопросе, рассуждает доктор экономических наук, профессор Елена Киреева.

- Елена Федоровна, в любой стране налоги могут либо тормозить, либо стимулировать развитие экономики и бизнеса. А что у нас? Как бы вы оценили уровень налоговой нагрузки в стране?

Сегодня налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов. Проще говоря, государство “забирает” в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Много это или мало? Для сравнения скажу, что еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. С 2008 по 2012 год в стране вдвое сократили количество налогов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.

В этих 25 процентах и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы. Но самые большие поступления в бюджет от НДС - более 30 процентов. Кроме собственно налоговых платежей предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.

- И как раз эти платежи существенно увеличивают фискальную нагрузку на субъекты хозяйствования?

Именно. И проблема не в том, что эти взносы большие, а в том, что сложно их снизить. Потому что эти деньги формируют базу для финансирования социальных проектов, выплаты пенсий, пособий и так далее. Если же социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Психологически люди к этому не готовы.

Кроме того, существует еще такой показатель как уровень централизации финансовых ресурсов. В Беларуси он составляет чуть более 40 процентов от ВВП. То есть 40 процентов от стоимости всех произведенных товаров и услуг перераспределяется через бюджет. По сравнению с другими странами здесь мы в крепких середняках. Например, в Западной Европе эти суммы еще выше, чем в Беларуси. А у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. Но в России и Казахстане совсем другая структура экономики. Они могут позволить себе более низкие ставки, имея подушку безопасности в виде нефтедолларов и пополняя бюджеты за счет природной ренты, которая не влияет на субъекты хозяйствования.

Тут важно понимать одну закономерность. Социально ориентированное государство априори не может иметь низкого уровня централизации доходов бюджета. Иначе придется делать платными медицину, образование, сокращать декретные отпуска, детские пособия, господдержку на строительство жилья и многое другое из социального пакета.

Есть ли прямая связь между деловой активностью, темпами экономического роста и уровнем налоговой нагрузки?

Безусловно. Инвестор быстрее придет в ту страну, где проще налоговая система. Но не только налоги могут “разогревать” либо сдерживать экономику. Есть и другие факторы для успешного бизнеса. Например, уровень безопасности в стране, гарантии прав собственности, отсутствие административных барьеров, льготные позиции на экспортно-импортные операции и так далее. Например, в Мексике одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. Но там очень высока коррупция, сильная наркомафия, что, конечно, отталкивает бизнес.

К тому же налоги - это такая вещь, что эффект от тех или иных мер приходит не сразу. Если сегодня мы снижаем ставку налога на прибыль, завтра ничего не произойдет. Потому что экономические субъекты должны сначала эту прибыль сформировать. Рассчитывать, что за снижением налоговой нагрузки последует экономический взрыв, не стоит.


- Среди экспертов “гуляет” такое мнение, что для эффективного и справедливого налогообложения достаточно, мол, всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Ваше отношение к столь радикальному предложению?

Любая идея имеет право на существование. При такой системе исключается НДС, у которого сегодня много критиков. Это один из самых сложных налогов, и не только в нашей системе. Но все наши торговые партнеры по ЕАЭС используют НДС. Если мы применяем другой механизм, то обрываем эту цепочку, что в свою очередь усложнит внешнеторговую деятельность. Не изобрело человечество еще ничего такого, что позволило бы всем находиться в равных условиях и соблюсти социальную справедливость. Например, у нас есть такой вид деятельности как игорный бизнес. Это не промышленность, не сельское хозяйство. Нельзя для него предложить один вариант: налог на прибыль, подоходный налог либо еще что-то. Земля, имущество - это блага, которыми кто-то пользуется, получает от этого доход, значит, должен платить налоги.

Другое дело что надо стремиться к совершенствованию, упрощению администрирования налогообложения. Как только мы устанавливаем много льгот, различные шкалы, ставки, налоговая система становится непростой и недешевой в обслуживании.

А что делать с подоходным налогом? Представители бизнес-ассоциации считают несправедливым, когда людей, которые работают за 300-400 рублей в месяц, облагают по той же ставке, как и тех, кто зарабатывает по несколько тысяч долларов.

У нас была прогрессивная шкала налогообложения. Она очень тяжело администрируется. К тому же чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти “в тень”. А это криминал и уж точно отсутствие социальной справедливости. Поэтому переход на плоскую шкалу (что сделали практически все страны, которые вступали на рыночный путь) позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного. А для большей справедливости можно применять, допустим, высокие акцизы на предметы роскоши. Либо коррелировать ставки налога на недвижимость.


- К слову, Минфин не исключает возможности снижения после 2020 года ставки подоходного налога до 10 процентов.

Сама по себе ставка еще ничего не показывает. У нас есть две вещи: ставка и база. Например, сегодня действуют определенные налоговые вычеты: социальные, имущественные. Можно сделать ставку 6 процентов и все убрать. И будем собирать ту же сумму, но уже без льгот. Свою роль играет и демографический фактор. При 20-миллионном населении и ставке подоходного в 10 процентов сумма налогов будет больше, чем при 10-миллионном и 13-процентной ставке. Кстати, в нашей стране подоходный налог один из самых низких в мире.

Повторюсь, дело не только в размере ставок и количестве платежей. Хотя в складывающейся ситуации оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.

Однако не менее важно дальнейшее упрощение налогового администрирования. Есть определенные расходы, которые требуют тщательной проработки. Это может быть оптимизация управленческого аппарата (на отдельных предприятиях управленческие штаты излишне раздуты), пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, снижение расходов на те отрасли, которые сами должны развиваться, либерализация налоговых наказаний, декриминализация бизнеса. И, конечно же, надо менять сознание людей, повышать налоговую культуру.

"Я буду работать в белорусском представительстве нашей компании. Контракт примерно на год. Слышал, что ставка подоходного налога в Беларуси ниже, чем у нас в России. А какой налог придется платить мне, российскому гражданину? Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее. И. Мельников, Рязань".

Михаил Рассолько,

заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь:

С 1 января 2009 года и белорусы, и россияне, которые работают в нашей стране по трудовым договорам, платят подоходный налог по ставке 12 процентов. Причем неважно, контракт на месяц или на полгода. Хотя в России фактор времени учитывают. И, допустим, если гражданин Беларуси трудится в соседней стране меньше полугода, то налог с полученных в результате доходов возьмут, как с иностранца, - не 13, а 30 процентов. У нас россиянин при получении доходов по месту основной работы имеет такие же права и обязанности, как и коренной житель.

Например, работнику, ежемесячный доход которого не превышает 1,5 миллиона белорусских рублей, полагается стандартный налоговый вычет. Иными словами, 250 тысяч белорусских рублей (сумма, равная прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 год) из полутора миллионов не облагаются налогом вообще. Кроме того, еще по 70 тысяч вычтут на каждого ребенка (на ребенка-инвалида - 140 тысяч) или инждивенца.

По законодательству, к иждивенцам относятся студенты и учащиеся дневной формы обучения старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, а также супруга, находящаяся в отпуске по уходу за малышом до 3 лет. Чтобы получить эти льготы, достаточно представить в бухгалтерию предприятия, где вы трудитесь, пакет документов. Если дети несовершеннолетние - копии свидетельств о рождении, студенты дневной формы обучения - справку учреждения образования (не имеет значения российского или белорусского). В отношении супруги в отпуске с ребенком подойдет справка с места ее работы или из российских органов социальной защиты, что она получает пособие.

Если ваш сын или дочь пожелает платно учиться в среднем специальном или высшем учебном заведении нашей страны, то из сумм, потраченных на их обучение, также вернут подоходный налог. Захотите застраховать свою жизнь, здоровье или заключите со страховой компанией договор о накоплении дополнительной пенсии (срок не менее 5 лет), тогда еще 2 базовые величины (сейчас это 70 тысяч белорусских рублей) из тех денег, что вы заплатите страховщикам, тоже прольготируют.

Поскольку контракт у вас на год, то важно знать и о тех обязанностях, которые вы, так же как и любой гражданин Беларуси, пребывающий в стране более 183 дней и соответственно являющийся ее налоговым резидентом, должны будете выполнять. По сути дела, обязанность одна: по окончании отчетного периода (31 декабря 2009 года) и до 1 марта следующего, если вы получали помимо зарплаты по месту работы в Беларуси еще и доходы в России, вам придется их задекларировать. Заполнить декларацию о доходах можно в налоговой инспекции по месту регистрации или жительства. Причем доходы из соседней страны и уплаченные из них налоги должны быть подтверждены справкой из налоговых органов России. Если не успеете оформить справку до 1 марта 2010 года, поверят справке организации выплатившей доход, но дадут год на то, чтобы справка была подтверждена налоговым органом.

Кстати

В Беларуси налоги не взимаются с пенсий, алиментов, стипендий. От продажи одного автомобиля в год и квартиры, гаража, садового домика - раз в 5 лет. Кроме этого, не выплачиваются налоги с наследства, подарков от резидентов страны в сумме до 17,5 миллиона белорусских рублей, материальной помощи, подарков, призов от организаций или индивидуальных предпринимателей в пределах 5 миллионов 250 тысяч рублей в течение года.

Применяется для:
Плательщиков (ИП, адвокаты, нотариусы), у которых размер доходов, подлежащий налогообложению, уменьшенный на сумму профессиональных вычетов не превышает в календарном квартале суммы в 1687 рублей. Размер вычета составляет 93 рубля в месяц
каждого ребенка и (или) иждивенца в возрасте до 18 лет-27 рублей, а также для плательщиков-родителей, которые имеют 2 и более детей или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, тогда сумма вычета составляет 52 рубля
Инвалидов I и II группы, а также для других лиц, имеющих право на льготное налогообложение в соответствии с Законом РБ от 17.04.1992 №1594-XII «О ветеранах»-131 рублей

Применяется плательщиками, которые не имеют основного места работы в течение отчетного (налогового) периода.
Для подтверждения вычетов, необходимы документы, подтверждающие право на это, которые подаются вместе с налоговой декларацией.
Вычеты:
При получении первого высшего, первого среднего специального и первого профессионально-технического образования-в размере уплаченной суммы за свое обучение, а также если за это обучение производил плательщик, состоящий с обучающимися в отношениях близкого родства, причем право на применение вычета имеют оба родителя, независимо от того, кто платил за обучение.
Если плательщик уплачивал страховым организациям РБ в виде взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии-в сумме не более 2874 рублей. При этом необходимо, чтобы срок такого договора страхования был не менее 3-х лет.

1. Производится полное начисление зарплаты, с учетом всех доплат и коэффициентов (за отчетный период).
2. Определяется, все ли виды начисленных доходов облагаются налогом.
3. Выясняется статус налогоплательщика для расчета НДФЛ.
4. Определяется право налогоплательщика на налоговый вычет.
5. Из общей суммы начисленного дохода следует отнять сумму, которая не подлежит налогообложению и сумму налогового вычета (при его наличии).
6. От полученной суммы дохода произвести расчет НДФЛ.

  • ликвидаторам аварий на Чернобыльской АЭС и ПО «Маяк», которые получили инвалидность (лучевую болезнь);
  • родителям (людям), которые опекают троих (четверых) детей, или ребенка - инвалида;
  • инвалидам ВОВ и военнослужащим, которые получили инвалидность в ходе боевых операций;
  • лицам, которые принимали участие в испытаниях ядерного оружия и др.

Подоходный налог в 2019 году в РБ

Необходимо отметить, что уровень подоходного налога на 2019 год в РБ гораздо ниже, чем в Европе, но низкий уровень зарплат и слабое развитие малого бизнеса приводят к тому, что население и всё-таки остаётся недовольным государственными поборами. Несмотря на видимую сохранность производство, которое досталось РБ от Советского Союза, большая часть работников заводов и фабрик вкалывают буквально за еду. Средняя зарплата в Белоруссии в 2019 году в российских рублях составляет примерно 25000. В России этот показатель чуть превышает 30000 рублей, но нельзя забывать, о том, что Белоруссия – агропромышленная страна, а РФ – сырьевое государство.

Подоходный налог в 2019 году в РБ – ставка, льготы, возврат и последние изменения, актуальные для физических лиц и предприятий. Согласно предварительной оценке, ставка подоходного налога в республике Беларусь в 2019 году останется неизменной - 13% с заработной платы обычно сотрудникам и 9% для тех, кто работает в компаниях, расположенных в парке высоких технологий. Но есть и положительные последние новости о налогообложении физических лиц. Сотрудникам, которые работают на низкооплачиваемых должностях, собираются учредить льготы по ПН. Причём, законопроект предполагает весьма интересный способ освобождения. Работнику не станут снижать ставку, но выделят специальное пособие. Каким именно будет его размер пока неизвестно, но ориентировочно сумма составит 540 евро в год.

Налоги-2019: льготы, вычеты и ставки подоходного налога

В перечень лиц, которые в целях предоставления стандартного налогового вычета при­знаются иждивенцами, с 2019 г. предлагается внести, среди прочего, инвалидов I и II груп­пы старше 18 лет, не имеющих доходов в виде зарплаты и иных доходов в соответствии с трудовыми договорами (конт­рактами), гражданско-правовыми договорами, а также доходов от осуществления пред­принимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности, – для их родителей (усыновителей), супруга (супруги), опекуна или попечителя. При этом основанием для предоставления вычета будут копии удостоверения инвалида, свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), иных документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства.

Размер социального налогового вычета в сумме, уплаченной плательщиком страховым организациям РБ (возмещенной плательщиком налоговому агенту) в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, за­ключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам до­бровольного страхования медицинских расходов (подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК), предлагается увеличить с 2874 до 3161 BYN .

Налоговые вычеты по ИПН, предоставляемые в 2019 году

Обратите внимание, что положения касательно ИПН в Налоговом кодексе представлены в редакции, вступающей в силу с 2020 года. Редакция, действующая в 2019 году, содержится в сопутствующем документе – Законе РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» № 121-VI от 25 декабря 2019 года.

Таким образом, сведения о вычете и превышении налоговых вычетов в размере 75 МЗП, примененные у предыдущего налогового агента, учитываются у нового налогового агента и предоставляются «в остатке» в течение календарного года. Для этого физическое лицо предоставляет новому налоговому агенту «Справку о расчетах с физическим лицом», выданную предыдущим налоговым агентом.

Подоходный налог с зарплаты – как рассчитать в 2019-2019 году, ставки, вычеты

Если Вам были предоставлены вычеты на детей не в полном объеме, то Вы имеете возможность вернуть уплаченный налог в следующем году (2019), подав в налоговую инспекцию декларацию и необходимые документы. К таким документам относятся: декларация 3-НДФЛ; свидетельства о рождении детей.

налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Если Вы не единственный родитель, то вычет предоставляется в стандартном размере- в зависимости от количества детей, не имеет значения Ваши это дети или находящиеся под опекой. Если у Вас один ребенок, то на вычет 1400 рублей, если два то 2800 рублей, если три - то 2800+3000=5800 рублей.

Подоходный налог в Республике Беларусь

Большинство плательщиков подоходного налога — наемные работники на предприятиях, потому они не рассчитывают и не уплачивают налог сами, но доверяют это бухгалтерам начисляющим зарплату. Самостоятельно подают декларацию о доходах, как правило, разного рода предприниматели и некоторое количество физлиц получавших доходы из нескольких источников.

В настоящий момент в Беларуси применяются следующие ставки подоходного налога:

  • на доходы, получаемые в качестве дивидендов – 13%;
  • на доходы от предпринимательской, адвокатской, нотариальной деятельности – 16%;
  • на доходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанные с парком высоких технологий – 9%;
  • на доходы от сдачи недвижимости, для физических лиц (в случае, если доходы не превышают 5 555 рублей в год) – устанавливаются фиксированные суммы налога, их размер определяется областным и Минским городским Советами депутатов.
  • для физических лиц на все иные доходы – 13%.

Расчет подоходного налога с зарплаты

  1. Налоговые резиденты - люди, которые прибыли в Российскую Федерацию и пробыли на ее территории не менее 183 дней (за последний год).
  2. Налоговые нерезиденты - граждане иностранных государств, которые за последний год (12 календарных месяцев) находятся на территории Российской Федерации менее 183 календарных дней.

Подоходный налог с минимальной зарплаты исчисляется также как и с других видов доходов работников. Работник вправе использовать свои налоговые вычеты. Когда у налогоплательщика есть право на несколько видов стандартных налоговых вычетов, то он может использовать только один.

Подоходный налог с — зарплаты

Исчисление налога происходит ежемесячно нарастающим итогом, с зачетом удержанных ранее сумм. Последний день месяца считается днем получения зарплаты (неважно, рабочий это день, выходной или праздничный). В обычном и самом простом случае НДФЛ удерживают один раз в месяц при расчете зарплаты в последний день месяца. Работодатель удерживает рассчитанный налог, только после этого из зарплаты вычитаются другие удержания - алименты, погашение кредита и пр.

Иногда подоходный налог в течение месяца перечисляется несколькими платежами из-за разных типов выплат. Удержанный подоходный налог перечисляют по реквизитам той налоговой службы, где организация состоит на учете. Обособленные подразделения перечисляют НДФЛ по реквизитам налоговой, в которой они зарегистрированы.

Подоходный налог с зарплаты — правила расчета

  • Пособия, за исключением больничного листа, связанного с личной болезнью или ребенка.
  • Пенсионные начисления.
  • Различные компенсации.
  • Оплата алиментного содержания.
  • Материальная помощь, выплачиваемая после появления в семействе ребёнка. Но не больше 50 тысяч рублей на каждого малыша.
  • Разные социальные выплаты единовременного характера.
  • Находящихся на территории страны не менее 183 дней подряд. То есть, люди, не проживающие за рубежом, в это время. Таких людей называют резидентами. К ним относятся практически все сотрудники предприятий.
  • Не резидентов. Люди, не соответствующие выше указанной категории.

Особая роль в системе налогообложения физических лиц отводится подоходному налогу. В консолидированном бюджете 2007 г. он составил 6,5%, или 3,1% к ВВП. В 2008 г. его доля в доходах бюджета была определена на уровне 6,8%, или 3,03% к ВВП.

Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой - формирует доходную часть бюджета. Цели и основные принципы взимания подоходного налога в Беларуси во многом схожи с принятыми в ряде промышленно развитых стран .

Порядок взимания подоходного налога в Республике Беларусь введен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с изменениями и дополнениями от 13 ноября 2008 г. В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога с физических лиц регламентируется указанным законом.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица:

Граждане Республики Беларусь;

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь (если продолжительность их нахождения превышает 183 дня в календарном году);

Лица, не относящиеся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня и менее).

Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году, как в денежной (в белорусских рублях и иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Под доходом физического лица понимаются любые получаемые (начисляемые) денежные средства и материальные ценности.

Круг доходов, подлежащих налогообложению в Республике Беларусь, достаточно широк. Основными из них являются следующие:

Заработная плата, премии и другие вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе и по совместительству, суммы стипендий, выплачиваемые ординаторам, аспирантам и докторантам.

Доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам (независимо от их продолжительности), в том числе авторским договорам.

Дополнительные доходы от индексации.

Доходы, образующиеся в результате оплаты за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стоимости различного рода путевок, курсовок, медицинских или бытовых услуг, удешевления питания, приобретения проездных билетов, разного рода абонементов, экскурсий, платы за учебу в учебных заведениях.

Суммы, полученные под отчет при условии, что в установленные законодательством сроки налоговому агенту не представлены документы и отчеты об их расходовании, не сданы израсходованные остатки таких сумм и в пределах 30-дневного периода со дня истечения указанного срока налоговым агентом не принято распоряжение об удержании задолженности по ним.

Сумма превышения размера квартирной платы и тарифов, устанавливаемых с учетом льгот для населения, проживающего в домах государственного и частного жилищного фонда, над фактически вносимой физическими лицами платы за проживание в жилых помещениях.

Сумма арендной платы, получаемой арендодателем, а также стоимость улучшений имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику (за исключением отдельных случаев).

Суммы, полученные физическими лицами под залог имущества, включая предметы личного (домашнего, семейного) пользования, а также под залог ценных бумаг и не возвращенные в установленные сроки.

Суммы страховых взносов, если эти суммы вносятся за физическое лицо из средств юридических лиц и (или) предпринимателей, за исключением случаев, когда нанимателями производится обязательное страхование своих работников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также по договорам добровольного страхования дополнительных пенсий и гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника, если указанные договоры не предусматривают страховых выплат застрахованным физическим лицам без наступления страхового случая .

По законодательству РБ не относятся к доходам суммы полученных им страховых выплат, суммы возмещенных страховщиками расходов физического лица - страхователя, произведенных в связи с расследованием обстоятельств страхового события, суммы в возмещение причиненного физическим лицом вреда и некоторые другие.

Доходы в натуральной форме для целей налогообложения учитываются по регулируемым ценам (тарифам), а при их отсутствии - по свободным ценам (тарифам) на дату исчисления дохода физического лица у данного юридического лица или предпринимателя (источника выплаты дохода).

Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату их получения.

Уплата налога с доходов, полученных в иностранной валюте, производится по желанию плательщика в белорусских рублях или иностранной валюте, покупаемой банками Республики Беларусь.

Совокупный годовой доход определяется по окончании календарного года как общая сумма всех доходов (кроме доходов, не включаемых в облагаемый совокупный годовой доход) физического лица, полученных от всех источников за календарный год.

Система льгот по подоходному налогу имеет очень широкий спектр действия. Законодательство Республики Беларусь освобождает от обложения подоходным налогом целый ряд доходов физических лиц и видов выплат.

Предоставляемые льготы относятся к различным категориям граждан и преследуют различные цели. В соответствии с законодательством Республики Беларусь налогоплательщики имеют право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные льготы. Данные признаки могут быть положены в основу группировки множества льгот для лучшего восприятия этой сложной системы.

Не подлежат налогообложению следующие доходы.

1. Пенсии, стипендии, пособия, алименты;

2. Доходы от выполнения отдельных работ и видов деятельности

3. Субсидии;

4. Доходы, получаемые физическими лицами от возмездного отчуждения;

5. Наследство, дарение, безвозмездная помощь;

6. Выигрыши, проценты, премии, вознаграждения, призы;

7. Материальная помощь и другие выплаты на цели социальной защиты;

8. Компенсационные выплаты;

9. Льготы для лиц из числа военнослужащих, состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, подразделений по чрезвычайным ситуациям и государственных служащих при выполнении ими служебных обязанностей;

10. Различного рода компенсационные выплаты, не подлежащие налогообложению.

В целях налогообложения из дохода вычитаются стандартные вычеты: до января 2009 г. это были доходы в размере базовой величины за каждый месяц года, доходы на содержание детей и иждивенцев в размере 2-кратной базовой величины на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца за каждый месяц года и др. Однако, с изменением налогового законодательства в текущем году размер вычета был увеличен более чем в 7 раз -- с 35 000 руб. (одна БВ) в истекшем году до 250 000 руб. в месяц с 1 января 2009 г., но применяется он только для плательщиков, доходы которых не превышают 1 500 000 руб. в месяц или 18 000 000 руб. за год.

Ответственность за правомерность получения указанных вычетов возлагается на физическое лицо.

Устранение двойного налогообложения

Доходы, полученные за границей гражданами Республики Беларусь, а также постоянно находящимися на территории Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Республике Беларусь.

При этом суммы подоходного налога, уплаченные за границей в соответствии с законодательством иностранных государств гражданами Республики Беларусь, а также постоянно находящимися на территории Республики Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства, засчитываются при уплате подоходного налога в Республике Беларусь.

Эти положения распространяются также на налог с доходов от осуществления видов деятельности, по которым установлены фиксированные суммы налога. Размер засчитываемых сумм налога, уплаченных за границей, не может превышать фиксированных сумм налога, исчисленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Если в международном договоре, заключенном Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.

Ранее в соответствии с законом действовала шкала ставок (сумм) налога, замененная впоследствии на единую налоговую ставку в 12%, о которой будет сказано ниже.

Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года

К доходам по месту основной работы относятся любые доходы, получаемые в течение календарного года физическими лицами:

Состоящими в трудовых и связанных с ними отношениях с юридическими лицами и предпринимателями, основанных на трудовом договоре, а также на членстве в кооперативах, предприятиях, товариществах и организациях;

Являющимися адвокатами;

Работающими на предприятиях с иностранными инвестициями и у иностранных юридических лиц, в их филиалах, отделениях, представительствах и в учреждениях, создаваемых на территории Республики Беларусь с участием иностранных организаций, фирм и органов управления, в международных объединениях и организациях, иностранных фирмах, банках и их представительствах, в дипломатических, консульских и иных официальных представительствах иностранных государств;

Военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в связи с исполнением обязанностей несения службы;

Работающими (включая священнослужителей) в религиозных организациях.

В доход физического лица нарастающим итогом включаются получаемые от юридического лица и предпринимателя по месту основной работы (службы, учебы) доходы от выполнения трудовых обязанностей, в том числе по совместительству, а также от выполнения работ по гражданско-правовым договорам и другие доходы.

Налог исчисляется и удерживается юридическими лицами и предпринимателями, являющимися налоговыми агентами, ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года.

Налог исчисляется и удерживается с облагаемого дохода физического лица, исчисленного как сумма его дохода, уменьшенная на величину доходов, не подлежащих налогообложению (льготируемых) по существующим ставкам, с зачетом ранее удержанной суммы налога.

Налог исчисляется по доходам того месяца, за который производится выплата, и удерживается при выдаче дохода за этот месяц.

Налог с премий и вознаграждений любого характера и периодичности удерживается либо при их выплате из фактически начисленных сумм премий и вознаграждений по установленным ставкам без осуществления социальных вычетов, либо с вычетом доходов в размере определенном законодательством.

При исчислении налога за месяц его сумма определяется исходя из начисленного дохода нарастающим итогом с начала календарного года по существующим ставкам с зачетом ранее удержанной суммы налога.

Если суммы премий и вознаграждений любого характера и периодичности начислены в размерах менее сумм, вычитаемых из дохода физического лица (социальных вычетов), то в момент их выплаты налог не удерживается.

При уходе работника в отпуск налог исчисляется с начисленного с начала календарного года дохода и начисленной суммы отпускных (вне зависимости, за какой месяц календарного года они причитаются), с учетом не облагаемых налогом доходов.

Суммы, начисленные за время отпуска, приходящегося на следующий календарный год, включаются в доход нового календарного года.

Аналогичный порядок применяется при начислении пособий по временной нетрудоспособности.

Дополнительные доходы от индексации подлежат налогообложению по совокупности с доходами того календарного года, в котором они начислены.

Не удерживается налог с доходов по гражданско-правовым договорам, выплачиваемым физическим лицам при предъявлении ими свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя в Республике Беларусь.

При выплате указанным лицам доходов без удержания причитающихся сумм налога в документе на перечисление денежных средств на текущий (расчетный) счет предпринимателя указываются учетный номер плательщика (УНП), присвоенный предпринимателю, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации, наименование органа, его выдавшего. При выплате доходов наличными денежными средствами аналогичные сведения указываются в расходном кассовом ордере.

Во всех случаях удержание налога производится с начисленного дохода, подлежащего налогообложению, независимо от того, производятся из этого дохода какие-либо удержания по распоряжению самого работника или по решению суда либо иных органов.

Юридические лица и предприниматели обязаны предъявлять платежные документы, а банки, соответственно, перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога с доходов физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов нанимателей в банке причитающихся работникам сумм, а также при получении денежных средств на выплату премий и вознаграждений любого характера и периодичности.

Юридические лица и предприниматели, производящие оплату труда из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) или в натуральной форме, предъявляют платежные документы на перечисление в бюджет исчисленных и удержанных сумм налога, а банки, соответственно, исполняют их не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда в расчете за месяц.

При недостаточности денежных средств на счетах юридических лиц и предпринимателей, необходимых для оплаты труда и выплаты других доходов и для одновременного перечисления в бюджет исчисленных и удержанных сумм налога, налог перечисляется в размере пропорционально остатку денежных средств на счете, о чем делается запись в платежной инструкции учреждению банка на перечисление налога в бюджет.

Сумма налога, перечисляемая при получении средств для оплаты труда в расчете за месяц, не может быть ниже 9% от размера средств, фактически полученных в банке и направленных для оплаты труда за месяц.

Чеки на получение средств для оплаты труда и других доходов оплачиваются, а платежные инструкции на перечисление средств на счета физических лиц (кроме предпринимателей) исполняются учреждениями банков только при одновременном перечислении в бюджет налога,

При предъявлении в учреждение банка чека на выдачу средств для оплаты труда работникам, уходящим в отпуск либо уволенным, выплат по гражданско-правовым договорам, выплат заработной платы за первую половину месяца и т.п. (кроме премий и вознаграждений любого характера и периодичности) в промежуточные периоды между установленными сроками выдачи заработной платы платежные инструкции на перечисление налога могут не представляться, и эти суммы налога перечисляются в установленные для нанимателей сроки в расчете за месяц при выдаче заработной платы за вторую половину месяца. Если сроки выдачи заработной платы не установлены, то платежные инструкции на перечисление представляются в учреждение банка одновременно с представлением чека на получение средств для оплаты труда и других доходов.

Запрещается перечисление налога с доходов физических лиц за счет денежных средств юридических лиц и предпринимателей (за исключением случаев выдачи ссуд, займов, кредитов).

Юридические лица и предприниматели, нарушившие установленный порядок перечисления налога, привлекаются налоговым органом к ответственности в виде штрафа в размере уплаченных сумм налога. При этом подлежащий налогообложению доход физических лиц увеличивается на сумму налога, уплаченного налоговым агентом.

Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года

К данной категории доходов относятся любые доходы, получаемые физическими лицами не по месту основной работы (службы, учебы) от юридических лиц и предпринимателей. К ним относятся также доходы, полученные физическими лицами по прежнему месту основной работы (службы, учебы) после их увольнения или в тех случаях, когда физическое лицо не имеет основного места работы (службы, учебы).

Налогообложение доходов иностранных граждан, лиц без гражданства

В целях налогообложения иностранные граждане и лица без гражданства подразделяются на постоянно находящихся на территории Республики Беларусь и не относящихся к постоянно находящимся.

Определение облагаемого дохода, исчисление и удержание налога с доходов иностранных граждан и лиц без гражданства, которые рассматриваются как постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, производятся в общем, выше описанном порядке.

Не подлежат обложению подоходным налогом лишь некоторые категории иностранных граждан и лиц без гражданства: члены персонала представительства иностранного государства, имеющие дипломатический и консульский статус, члены административно-технического персонала представительства, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами Республики Беларусь, - по всем доходам, кроме доходов из источников в Республике Беларусь, не связанных с дипломатической и консульской службой.

Льготы по подоходному налогу с доходов иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно находящихся на территории Республики Беларусь, предоставляются в таком же порядке, как и для граждан Республики Беларусь.

Доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, является любой доход, выплачиваемый (выдаваемый) юридическими лицами, предпринимателями или физическими лицами, расположенными на территории Республики Беларусь.

Доход от реализации товаров признается полученным от источников в Республике Беларусь, если местом их реализации признается территория Республики Беларусь. Любой иной доход признается полученным от источников в Республике Беларусь, если источником его выплаты являются иностранная организация, открывшая в Республике Беларусь свое представительство и (или) осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, белорусская организация, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и приравненные к ним в целях налогообложения лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь и в момент выплаты дохода находящиеся на ее территории.

Налогообложение доходов по трудовым договорам производится в общеустановленном порядке и по ставкам в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с предоставлением льгот.

Если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.

Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности

Плательщиками налога с доходов от предпринимательской деятельности являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, а также осуществляющие частную нотариальную деятельность.

Объектом обложения является доход, определяемый как разница между выручкой (в денежной и натуральной форме) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), доходами от внереализационных операций и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этих доходов. Суммы финансовых поступлений, включаемые и не включаемые в доход от предпринимательской деятельности определяются в соответствии с Законом.

Состав расходов и порядок их исключения из выручки определены Положением о составе расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

Образовавшаяся сумма переплаты по налогу подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по установленной форме.

Основанием для составления налоговой декларации (расчета) являются данные налогового учета, базирующегося на данных учета доходов и расходов предпринимательской деятельности, который осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета индивидуальными предпринимателями.

Налоговая декларация (расчет) представляется независимо от наличия у предпринимателя налогового обязательства за соответствующий отчетный квартал.

Налоговая декларация (расчет) не представляется предпринимателем, если он не осуществлял предпринимательской деятельности с начала календарного года и не получил доходов, подлежащих обложению в соответствии с настоящим разделом. Основанием для освобождения от представления налоговой декларации (расчета) в указанных случаях является справка, составленная должностным лицом налогового органа на основании устного сообщения предпринимателя. Составление указанной справки не освобождает предпринимателя от ответственности за непредставление налоговой декларации (расчета) в установленные сроки при фактическом осуществлении деятельности, налогообложение доходов от которой осуществляется в порядке, установленном настоящим разделом.

Прекращение предпринимательской деятельности в установленном порядке в течение отчетного квартала не освобождает предпринимателя от представления налоговой декларации (расчета) за указанный квартал и налоговой декларации (расчета) о совокупном годовом доходе. За последующие отчетные кварталы года начиная с квартала, следующего за отчетным, в котором прекращена деятельность, налоговая декларация (расчет) не представляется.

Если срок представления налоговой декларации (расчета) приходится на выходной (нерабочий) или праздничный день, он переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.

Налог уплачивается не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если срок уплаты налога приходится на выходной (нерабочий) или праздничный день, он переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.

Индивидуальные предприниматели осуществляют декларирование совокупного годового дохода в соответствии с действующим общим порядком декларирования доходов физическими лицами.

Установлено, что индивидуальные предприниматели, использующие наемных работников, при получении в банке денежных средств для оплаты труда в расчете за месяц одновременно представляют в банк платежные поручения на перечисление в бюджет фактически удержанных в соответствии с законодательством сумм подоходного налога, но не ниже 9% от фактически полученных в банке средств для оплаты труда.

Налогообложение других доходов

К другим доходам относятся доходы физических лиц, не отнесенные к рассмотренным ранее категориям доходов, налогообложение которых в соответствии с Законом не возложено на источник выплаты дохода.

Они включают доходы, полученные за границей или из-за границы (независимо от вида таких доходов) , а также доходы, полученные от физических лиц, не являющихся предпринимателями, в том числе по трудовым и гражданско-правовым договорам, другие доходы, удержание налога с которых не возложено на налоговых агентов.

Налог исчисляется с суммы облагаемого дохода, размер которого определяется с учетом законодательно установленных льгот.

Для физических лиц, получивших авторские вознаграждения, доходы от сдачи в аренду, наем имущества, в том числе жилых (нежилых) помещений, доходы от возмездного отчуждения имущества, облагаемый доход уменьшается на сумму документально подтвержденных расходов, связанных с получением хода.

При получении дохода в течение года физические лица в 30-дневный срок со дня получения дохода представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по установленной форме, в которой указывают размер фактически полученного дохода и размер предполагаемого дохода до конца календарного года.

Представление указанной декларации (расчета) не требуется, если предполагаемый на текущий год доход указан в декларации о совокупном годовом доходе за истекший календарный год, на основании которого плательщику исчислены суммы налога за текущий год.

Не требуется также представление декларации при получении доходов, не подлежащих налогообложению в связи с отнесением их к категории льготируемых доходов.

Физические лица, для которых деятельность по сдаче другим физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений не является предпринимательской, обязаны до установленного в договоре аренды или найма жилого (нежилого) помещения срока предоставления таких помещений в аренду или наем зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или (для договоров поднайма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда) в жилищно-эксплуатационной организации, осуществляющей эксплуатацию соответствующего жилого дома.

Налоговый орган осуществляет расчет налога и вручает плательщику налоговое сообщение в 15-дневный срок со дня представления физическим лицом декларации (расчета).

В случае, если до конца календарного года получение дохода не предполагается (прекратился источник дохода либо получение дохода носило разовый характер), в налоговой декларации (расчете) указывается нулевой предполагаемый доход и исчисление налога производится из фактического дохода согласно представленной налоговой декларации (расчету). Уплата налога производится через месяц после вручения налогового сообщения на уплату налога.

Исчисленные в течение года суммы налога уплачиваются равными долями по ненаступившим срокам уплаты (по истечении установленных сроков уплата налога производится через месяц после вручения налогового сообщения на уплату налога).

При превышении в течение года дохода, исходя из которого исчислены суммы налога, физические лица обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) в 5-дневный срок по истечении месяца, в котором произошло увеличение дохода. Доплата по налогу производится по ненаступившим срокам. Исчисление сумм налога производится в 15-дневный срок со дня представления физическим лицом налоговой декларации (расчета). В случае прекращения извлечения дохода в течение года физическое лицо в 5-дневный срок с момента прекращения извлечения дохода вправе представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о полученных доходах. Перерасчет налога, взыскание, уплата или возврат исчисленных сумм производятся в 15-дневный срок со дня представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

Однако это не освобождает плательщика от представления налоговой декларации (расчета) о совокупном годовом доходе за истекший год.

По окончании года, не позднее 1 марта, физические лица обязаны представить налоговую декларацию (расчет) о фактически полученных доходах за истекший календарный год по установленной форме по совокупности с другими доходами.

В случае, если физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачивают фиксированную сумму подоходного налога в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Беларусь, то представление налоговой декларации (расчета) о фактически полученных доходах за истекший календарный год не требуется, за исключением случаев, когда они обязаны представить налоговую декларацию (расчет) о совокупном доходе по другим основаниям.

В целях защиты экономических интересов государства и обеспечения своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц Указом Президента Республики Беларусь установлены дополнительные меры для получения информации о доходах граждан, поступающих из-за границы.

В частности, операторы почтовой связи и банки должны представлять в налоговые органы по месту своей постановки на учет (либо по месту нахождения) сведения о выданных или перечисленных ими денежных средствах, поступивших физическим лицам переводом из-за границы, не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором указанные денежные средства были выданы или перечислены физическим лицам.

Особенности налогообложения отдельных доходов

К особым доходам, имеющим специфику в налогообложении, относятся:

Доходы, получаемые физическими лицами в виде дивидендов по акциям, а также доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде (имуществе);

Доходы физических лиц, образующиеся в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также в результате изменения доли (пая) физического лица. При этом указанные доходы подлежат налогообложению в части их превышения над обложенными налогом доходами физического лица, использованными им на создание (приобретение) доли (пая) в уставном фонде юридического лица посредством внесения вклада, паевого взноса, приобретения акций; выплата налога не имеет места в случае, если доля (вклад, пай) физического лица в уставном фонде (имуществе) реорганизуемого юридического лица направляется на формирование уставного фонда вновь образующегося юридического лица, учредителем (участником), собственником имущества которого является это физическое лицо;

Доходы, выплачиваемые за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, комиссиях по референдуму и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата;

Выданные физическим лицам ссуды, займы, кредиты, (кроме выданных лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилых помещений) юридическими лицами (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выдающих ссуды, займы, кредиты физическим лицам). При этом уплаченный юридическим лицом за счет собственных средств налог не уменьшает размера выданных физическому лицу ссуды, займа, кредита.

По мере погашения физическими лицами долга по ссудам, займам, кредитам ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившим его юридическим лицам. Возврат осуществляется юридическим лицом самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, - в бюджет перечисляется сумма налога, уменьшенная на причитающуюся к возврату. Эти правила не применяются в случае, когда заем имеет характер коммерческого.

В случае невозврата ссуды, займа, кредита налог с сумм, полученных по договорам ссуды, займа, кредита, подлежит уплате физическими лицами. После уплаты налога физическими лицами осуществляется возврат юридическим лицам сумм налога, уплаченных ими при предоставлении ссуды, займа, кредита.

При исчислении налога с перечисленных доходов льготы не применяются.

Налог с вышеперечисленных доходов удерживается источником выплаты и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем, в котором они были выплачены.

Указанные доходы в совокупный доход не включаются и декларированию не подлежат.

Исчисление налога с доходов, перечисленных в настоящей главе, получаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, производится с учетом положений международных договоров.

Декларирование физическими лицами совокупного годового дохода, порядок перерасчета и уплаты налога по совокупному годовому доходу

По окончании календарного года физические лица (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь), получившие доходы, подлежащие декларированию, обязаны не позднее 1 марта представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе за истекший календарный год.

Прекращение предпринимательской деятельности в установленном порядке в течение года не освобождает физическое лицо от обязательного представления по истечении календарного года налоговой декларации (расчета) о совокупном годовом доходе.

Требование об обязательном представлении налоговой декларации не распространяется на физических лиц:

Получивших в истекшем календарном году доходы только по месту основной работы (службы, учебы);

Получивших доходы только от одного источника (юридического лица или предпринимателя) по гражданско-правовым договорам;

Получивших только доходы, не подлежащие налогообложению;

Получивших только доходы, которые освобождены от обязательного декларирования (в частности, доходы, отнесенные к категории «отдельные доходы»).

Названные категории физических лиц вправе представить налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе в случае неиспользования права на получение льгот и вычетов по налогу в течение года.

От представления налоговых деклараций (расчетов) о совокупном годовом доходе независимо от размера полученного дохода не освобождаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, частную нотариальную деятельность, а также лица, имеющие доходы, отнесенные законом к категории «других доходов» (за исключением уплачивающих фиксированные суммы подоходного налога, если они не обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе по другим основаниям).

Льготируемые доходы, для которых установлены предельные размеры, в декларации отражаются в случаях, когда доходы превысили такие пределы.

Если физическое лицо обнаружило в поданной им налоговой декларации (расчете) о совокупном годовом доходе неполноту сведений или ошибки, приведшие к занижению подлежащей уплате суммы налога, то оно вправе представить до 15 апреля уточненную налоговую декларацию (расчет) о совокупном годовом доходе и уплатить недостающую сумму налога не позднее 15 мая.

По истечении календарного года налоговыми органами производится перерасчет налога исходя из совокупного годового дохода, исчисленного как сумма всех доходов физического лица, полученных от всех источников, уменьшенная на доходы, подлежащие льготированию.

В облагаемый совокупный годовой доход не включаются доходы, по которым законодательством Республики Беларусь установлены фиксированные суммы налога, доходы от осуществления предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществлялось в порядке, установленном для субъектов малого предпринимательства, применяющих в соответствии с законодательством Республики Беларусь упрощенную систему налогообложения, а также доходы, для которых установлен иной порядок налогообложения.

В облагаемый совокупный годовой доход не включаются также доходы, освобожденные от декларирования.

Физическим лицам предоставляется право в течение календарного года производить уплату налога в виде авансовых платежей по совокупному годовому доходу.

Разница между исчисленной суммой налога по совокупному годовому доходу и суммами налога, уплаченными (удержанными) в течение года, подлежит уплате физическими лицами либо по их заявлению возврату или зачету им налоговыми органами не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Налоговый орган при получении сведений о доходах (расходах) физического лица, отличных от указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете) о совокупном годовом доходе, в течение 30 дней со дня получения таких сведений, но не позднее чем за 5 дней до срока уплаты налога по совокупному годовому доходу (за исключением случаев, когда такие сведения поступили в налоговый орган менее чем за 5 дней до срока уплаты налога) производит перерасчет налога с учетом полученных сведений и уведомляет физическое лицо об изменившейся сумме налога и о необходимости представить уточненную налоговую декларацию (расчет).

Если такие сведения о доходах (расходах) физического лица получены после установленного срока уплаты налога или менее чем за 5 дней до срока уплаты, то налоговый орган в течение 15 дней направляет физическому лицу письменное уведомление о необходимости представления уточненной налоговой декларации (расчета) о совокупном годовом доходе.

Суммы налога с доходов физических лиц, не удержанные или не полностью удержанные налоговым агентом (юридическим лицом или предпринимателем), удерживаются налоговым агентом, но не более чем за три предшествующих года.

Излишне удержанные налоговым агентом суммы налога засчитываются в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическим лицам по их заявлению, но не более чем за три предшествующих года.

Неправильно исчисленные налоговым органом или плательщиком суммы налога взыскиваются или возвращаются либо засчитываются в уплату предстоящих платежей по заявлению плательщика, но не более чем за три предшествующих года.

Суммы налога, не уплаченные в результате занижения дохода либо непредставления налоговой декларации (расчета), взыскиваются за весь период занижения дохода либо непредставления налоговой декларации (расчета).

Порядок возврата излишне удержанных сумм налога и удержания неудержанных либо не полностью удержанных сумм налога определяется Правительством Республики Беларусь.

Обязанности физических лиц и их ответственность за нарушение налогового законодательства регламентируются Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц».

Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 449-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», вступившим в силу с 1 января 2009 г., внесены существенные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями; далее -- Закон о подоходном налоге), в частности: изменены ставки подоходного налога и порядок их применения к доходам населения (физических лиц); изменены размер и порядок налоговых вычетов; определенные корректировки внесены в исчисление, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами и др.

Так, ст. 18 Закона о подоходном налоге изложена в новой редакции. Вместо действовавшей на протяжении последних 15 лет сложной прогрессивной шкалы ставок этого налога, согласно которой применяемые налоговые ставки увеличивались в зависимости от уровня получаемого годового дохода с 9 до 30 %, с 1 января 2009 г. введена ставка подоходного налога в размере 12 %.

Такая величина ставки отвечает всем необходимым критериям эффективного и справедливого налогообложения текущих доходов населения. В частности, ее применение обеспечивает:

Повышение социальной справедливости налогообложения и условия для легализации скрываемых от налогов доходов;

Достаточные налоговые поступления;

Упрощение процедур расчета и сбора налога.

Справедливость или принцип прогрессивности в данном случае достигается, во-первых, за счет того, что даже при одинаковых ставках для различных доходов сумма уплачиваемого налога всегда будет значительно большей для крупных доходов; во-вторых, при помощи установления так называемого необлагаемого минимума дохода (стандартного налогового вычета), с тем чтобы вывести из-под налогообложения низкооплачиваемые слои населения.

Именно для того, чтобы обеспечить равное и справедливое налогообложение и освободить от налога низкие доходы, существенные изменения внесены в систему применяемых стандартных налоговых вычетов, установленных ст. 13 действовавшей в 2008 г. редакции Закона о подоходном налоге. В частности, установленный подп. 1.1 ст. 13 Закона о подоходном налоге стандартный налоговый вычет (в действовавшей редакции в размере одной базовой величины (БВ) за каждый месяц налогового периода) увеличен более чем в 7 раз -- с 35 000 руб. (одна БВ) в истекшем году до 250 000 руб. в месяц с 1 января 2009 г., но применяется он только для плательщиков, доходы которых не превышают 1 500 000 руб. в месяц или 18 000 000 руб. за год. Такое ограничение должно выровнять условия применения относительно низкой единой ставки налога для малообеспеченных, средних и высокодоходных групп населения .

Выводы по второй главе:

1. Подоходному налогу в системе налогообложения физических лиц отводится особая роль. Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, с одной стороны, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой - формирует доходную часть бюджета. Цели и основные принципы взимания подоходного налога в Республике Беларусь во многом схожи с принятыми в ряде промышленно развитых стран.

2. Порядок взимания подоходного налога в Республике Беларусь введен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» с изменениями и дополнениями от 13 ноября 2008 г. Указанный закон устанавливает плательщиков подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь, объекты налогообложения, сроки взимания налога, устанавливает порядок декларирования полученных доходов и иные вопросы.

Расчет подоходного налога подразумевает выявление суммы налогов, которыми облагаются доходы граждан в пользу государственной казны. Эта сумма уплачивается в бюджет и рассчитывается, как определенный процент от общего объема доходов лица. Различные аспекты исчисления и уплаты подоходного налога определены законодательством.

Основным документом, на который опираются при расчете подоходного налога, является Налоговый Кодекс Республики Беларусь. На сегодняшний день на территории страны применяются следующие ставки подоходного налога:

  • 13 % - на доходы, которые поступают в виде дивидендов;
  • 16% - на доходы, которые поступают от нотариальной, адвокатской или предпринимательской деятельности;
  • 9% - для ИП и физических лиц, которые работают в сфере высоких технологий;
  • 13% - для физических лиц на все прочие виды доходов;
  • Фиксированные суммы налога устанавливаются и на доходы, которые поступают от сдачи недвижимости в аренду (при условии, что доходы не превышают 6116 р. в год) - размер этих сумм определяется областным или столичным городским Советом депутатов.

Для расчета подоходного налога все доходы от каждого источника складываются в единую налогооблагаемую базу, и та в дальнейшем становится основой для расчетов и выплат.

Основная масса плательщиков подоходного налога - это наемные работники различных предприятий. У них нет необходимости производить расчет подоходного налога или осуществлять его уплату самостоятельно. Эта работа, как правило, совершается бухгалтерами, работающими в компании. ИП и физлица, которые получают доход из разных источников, должны подавать декларацию о доходах самостоятельно.

Главная сложность при расчете подоходного налога состоит в том, чтобы правильно применить все одобренные законодательством вычеты из базы налогообложения. К таким вычетам относятся:

  • Суммы, уплаченные за путевки для оздоровления детей, который приобретаются за счет средств организации или ИП (в размере 776 р. на каждого ребёнка до совершеннолетия);
  • Доходы, получаемые от физических лиц из всех источников, общая сумма которых не должна превышать 6116 р.;
  • Помощь инвалидам и сиротам, которая в сумме не превышает размер в 12223 р. - за весь календарный год;
  • Доходы, которые не попадают под категорию оплаты труда - призы, подарки или материальная помощь не превышающая 1847 р. (122 р. из прочих источников).

Так же, при расчете подоходного налога, важно учесть все вычеты, на которые имеет право каждый плательщик:

  • Если сумма налогооблагаемого дохода составляет менее 620 р. в месяц, сумма налогового вычета определяется в 102 р.;
  • 30 р. вычета идет на каждого ребенка до 18 лет и на каждого иждивенца (57 р. - для опекунов, попечителей, приемных родителей, вдовы или вдовца);
  • 57 р. составляет вычет для родителей, которые имеют двоих и более детей или же детей-инвалидов.

При расчете подоходного налога вычет на сумму в 144 р. полагается следующим лицам:

  • Участникам ВОВ;
  • Инвалидам 1-й и 2-й группы, детям-инвалидам и инвалидам с детства;
  • Ликвидаторам и прочим лицам, пострадавшим из-за аварии на ЧАЭС;
  • Льготникам, подпадающим под закон «О ветеранах» от 17.04.1992 года;
  • Героям СССР, Героям Беларуси, Героям Отечества, Героям Социалистического Труда, Героям Трудовой Славы, Полным кавалерам ордена Славы.

Также вычету подлежат суммы страховых взносов, дополнительные пенсии и медицинские расходы на сумму до 3164 р., а также расходы, потраченные на приобретение жилья в лизинг.