Бюджетная система состоит из уровней. Бюджетная система российской федерации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПЛАН:

Введение

1. Понятие бюджетной системы, принципы

2. Общие положения о доходах бюджета

3. Общие положения о расходах бюджета

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная система в условиях рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать и происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования. Его можно классифицировать на несколько подсистем. Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Бюджетный кодекс входит в общую часть бюджетного права.

Во-вторых, это нормативные акты, определяющие параметры бюджета того или иного уровня на очередной год. Специфика данной группы нормативных актов состоит в том, что они принимаются только на один финансовый год и подлежат опубликованию немедленно после их принятия и подписания в установленном порядке. Эти законодательные акты содержат нормы, входящие в особенную часть бюджетного права. Имеют свою специфику и нормы права, регулирующие межбюджетные отношения. Данную категорию правоотношений, кстати, могут регулировать также отдельные договоры между субъектами бюджетного права.

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИНЦИПЫ

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны, т.е. федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджетную систему Российской Федерации включаются также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 10 Бюджетным кодексом РФ бюджетная система России состоит из трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 89, в том числе: республиканские бюджеты - 21; краевые бюджеты - 8; областные бюджеты - 50, в том числе 1 бюджет автономной области; окружные бюджеты - 10; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга - 2; бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 13 тысяч: из них 1570 районных бюджетов, 581 - городской, 762 - поселковых и 10 213 - сельских бюджетов).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты - в форме нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет общее понятие бюджета, а также содержит легальные определения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, консолидированного бюджета Российской Федерации, консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, целевого бюджетного фонда и государственного внебюджетного фонда.

Региональный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Целевой бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетной фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственный внебюджетный фонд - это также фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В бюджетную систему Российской Федерации включаются три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Все бюджеты в Российской Федерации автономны и самостоятельны. Однако в случае необходимости Бюджетным кодексом РФ предусмотрено составление консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Консолидированный бюджет используется для расчета и анализа. Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод консолидированных бюджетов субъектов Федерации и федерального бюджета (ст. 16 Бюджетного кодекса); консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - свод бюджетов муниципальных образований и бюджета субъекта Федерации.

В соответствии со ст. 28 бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· гласности;

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, применением единых форм бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной отчетности с одного уровня на другой для составления консолидированного бюджета страны в целом или субъекта Российской Федерации.

Принцип единства бюджетной системы основан на взаимодействии бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством использования отчислений от регулирующих доходных источников, создания целевых бюджетных фондов и использования их средств путем частичного перераспределения. Единство бюджетной системы реализуется через единую финансовую, налоговую, бюджетную политику, проводимую на всей территории страны.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Самостоятельность бюджетов всех уровней обеспечивается:

· наличием собственных доходных источников;

· правом самостоятельно утверждать и исполнять бюджет;

· правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств;

· запретом на изъятие свободных остатков бюджетных средств, образовавшихся в результате увеличения поступлений доходов или экономии в расходах;

· ответственностью за исполнение бюджетов.

Обеспечение самостоятельности бюджетов всех уровней закреплено Конституцией РФ, бюджетным и налоговым законодательством, законодательством о местном самоуправлении.

Принцип полноты отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, определенные налоговым и бюджетный законодательством, подлежат отражению в бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Эффективность и экономность использования бюджетных средств предполагает достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в открытой печати всех сведений (за исключением секретных статей) об утвержденных бюджетах и государственных внебюджетных фондах, а также обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и внебюджетных фондов. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Соблюдение перечисленных принципов бюджетной системы позволяет правильно организовать бюджетный процесс и обеспечивает исполнение всех функций бюджета.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОХОДАХ БЮДЖЕТА

Доходы бюджетов всех уровней наряду с доходами внебюджетных фондов и доходами Банка России представляют собой долю национального дохода, а также средств заимствования, которая поступает в адрес государств и муниципалитетов.

Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. Отдельный правовой режим имеют доходы в виде остатка денежных средств на конец предыдущего года.

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые доходы составляют более 80% общих поступлений в бюджеты всех уровней.

Неналоговые доходы подразделяются на следующие группы:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Эти доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет в полном объеме. Доходы, полученные от использования режима приватизации имущества, подлежат перечислению в бюджет в соответствии с нормативами и в порядке, определенными законодательством о приватизации;

· доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. В эту же группу доходов Бюджетный кодекс включил средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Бюджетный кодекс допускает применение других принудительных изъятий в пользу бюджета;

· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня. Согласно ст. 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовая помощь между бюджетами в форме дотаций, субвенций, субсидий либо иной форме безвозвратной и безвозмездной передачи денег подлежит учету в доходах бюджета - получателя средств.

К категории безвозмездных перечислений относятся средства, получаемые бюджетами из вышестоящего уровня в режиме взаимных расчетов после утверждения закона о бюджете. Под взаимными расчетами понимается передача денег в качестве компенсации дополнительных расходов при передаче другому бюджету полномочий, а также в случае изменения бюджетного и налогового законодательств.

Бюджетный кодекс ввел порядок, согласно которому должны возрасти доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства или муниципалитетов. В данную категорию доходов входят:

· средства, полученные от аренды или сдачи во временное пользование государственной либо муниципальной собственности;

· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

· средства, полученные от передачи в залог либо доверительное управление государственного или муниципального Имущества;

· средства, поступившие в виде возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. К этой же категории доходов относятся средства, полученные от продажи имущества, которое ранее передали получатели кредитов в качестве обеспечения своих обязательств;

· плата за пользование бюджетными средствами на условиях срочности, возвратности, платности;

· доходы в виде прибыли, которая приходится на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ, а также дивидендов по акциям, принадлежащим государству или муниципалитетам;

· часть прибыли унитарных предприятий, которая осталась у них после уплаты всех налогов. Порядок и нормы отчислений для предприятий, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством РФ;

· другие возможные доходы от использования имущества.

Бюджетный кодекс установил порядок, согласно которому доходы бюджетных учреждений, которые они вправе получать от предпринимательской и иной деятельности, подлежат в полном объеме учету в смете доходов и расходов этих учреждений, а также должны учитываться в доходах соответствующего бюджета в категории доходов от использования имущества либо как доходы от платных услуг. В данном случае речь идет о доходах, получаемых учреждениями прежде всего от сдачи помещений и другого имущества в аренду. В большинстве случаев эти доходы разрешают оставлять в самих учреждениях, чтобы хоть как-то помочь бюджетным учебным заведениям, НИИ и другим учреждениям.

Отдельно определяется порядок зачисления доходов в бюджет. Статья 40 Бюджетного кодекса конкретно указывает, с какого момента доходы считаются бюджетными. При этом отдельно устанавливается момент, когда доходы считаются уплаченными плательщиком, и момент, когда средства считаются зачисленными в бюджет. Неналоговые доходы и иные неналоговые поступления считаются уплаченными в бюджет или внебюджетный фонд с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Что касается налоговых доходов, то момент их уплаты определяется налоговым законодательством. Кстати, проблема определения момента перехода средств в адрес бюджета имеет большое значение, поскольку одновременно считается, что плательщик выполнил перед бюджетом свои обязательства надлежащим образом. В зависимости от источников поступления бюджетные доходы можно подразделить на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги, иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Собственные доходы федерального бюджета представлены налоговыми источниками и поступлениями от использования федерального имущества. Налоговые доходы федерального бюджета составляют те налоги и сборы, ставки которых устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации, а сами налоговые поступления в определенной пропорции через механизм бюджетного регулирования распределяются между бюджетами разных уровней в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной год. В ту же группу налоговых доходов федерального бюджета Бюджетный кодекс включил таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также государственную пошлину, взимаемую в соответствии с российским законодательством. Федеральные органы исполнительной власти имеют право вносить изменения в совокупную долю налоговых поступлений в федеральный бюджет путем предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей. Объем предоставленных льгот при этом не может превышать установленного федеральным законом о бюджете соответствующего лимита на указанные льготы. Порядок предоставления налоговых льгот не должен противоречить налоговому законодательству. Для федерального бюджета возможны иные виды доходов в виде остатков средств на конец предыдущего года. К доходам федерального бюджета относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности и реализации государственных запасов и резервов и др. Особый режим зачисления в федеральный бюджет имеют доходы в виде прибыли Банка России по нормативам, установленным федеральными законами. Бюджетный кодекс также допускает возможность поступления в федеральный бюджет доходов от средств по взаимным расчетам с другими бюджетами.

Доходы местных бюджетов формируются из поступлений в нескольких режимах: собственных доходов, отчислений из бюджетов федерального и регионального уровней за счет регулирующих налогов, заимствований и иных режимов. К налоговым доходам местных бюджетов относятся собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов, закрепленные федеральными законами за местными бюджетами, а также отчисления от Федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов по нормативам, установленным не менее чем на три года. Сюда же включаются поступления от государственной пошлины, за исключением той доли, которая идет целиком в федеральный бюджет. В местные бюджеты разрешено зачислять все доходы от использования или продажи имущества, находящегося в собственности муниципалитетов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать для муниципальных унитарных предприятий норму отчислений, остающуюся у них после уплаты налогов. Кроме того, в муниципальные бюджеты поступают доходы от предоставления платных услуг, которые оказываются самими органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. В доходы местных бюджетов поступают и ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, которые обязаны передавать федеральные и региональные органы власти в случае делегирования муниципалитетам полномочий органов государства, а также при возложении на органы местного самоуправления обязанностей по исполнению федеральных и региональных законов. Помимо этого муниципальные образования имеют право включать в доходы собственных бюджетов ассигнования в режиме компенсаций, поступающие из вышестоящих бюджетов в случае принятия органами государства решений, в результате которых уменьшаются доходы или увеличиваются расходы муниципальных бюджетов. Допускается поступление в муниципальные бюджеты иных неналоговых доходов по нормативам, установленным федеральными или региональными законами, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСХОДАХ БЮДЖЕТА

Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из них поступают по своему назначению. Это - именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности. Основным потоком расходования средств из бюджетов является режим финансирования. В этом случае бюджетные средства расходуются на обеспечение самого государства, бюджетных учреждений, а также для финансовой поддержки ряда отраслей народного хозяйства с целью воздействия на макроэкономические пропорции в экономике и другие задачи.

Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов представляют часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. В состав капитальных расходов включаются: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет Развития, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Порядок формирования и использования бюджета Развития определяется федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая: текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

Статья 69 Бюджетного кодекса определила исчерпывающий перечень форм осуществления расходов бюджетов. К ним относятся:

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

· средства на оплату товаров, производимых на основе гражданско-правовых договоров между органами власти, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой.

Третьей формой расходов названы трансферты, которые в свою очередь состоят из следующих ассигнований:

· на реализацию муниципалитетами обязательных выплат населению на условиях, определенных федеральным и региональным законодательством, а также правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

· на осуществление отдельных государственных полномочий, делегируемых на нижестоящие органы власти;

· на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

· бюджетные кредиты юридическим лицам, включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей;

· субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

· инвестиции из бюджетов в уставные капиталы юридических лиц;

· средства в виде дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, а также внебюджетным фондам;

· кредиты иностранным государствам;

· средства, связанные с отношениями кредита, предназначенные для погашения процентов по долгам, осуществления других расходов по обслуживанию и погашению долговых обязательств, в том числе долговых обязательств, возникших вследствие применения института гарантии по обеспечению долговых обязательств других субъектов.

Что касается расходов бюджетных учреждений, то Бюджетный кодекс определил закрытый перечень целей, на которые разрешено данным субъектам использовать бюджетные средства. Расходование бюджетных средств на другие цели запрещено. Конкретно бюджетные учреждения вправе расходовать средства государства или муниципальных образований только на оплату труда персонала, начисление страховых взносов во внебюджетные фонды, выделяемые на фонд оплаты труда. Они также вправе выплачивать командировочные расходы и иные компенсационные выплаты работникам. В случаях, указанных законодательством, бюджетные учреждения обязаны производить расходы из бюджетных средств на выплату трансфертов населению.

Одной из форм бюджетных расходов выступает бюджетный кредит, под которым в ст. 76 Бюджетного кодекса понимаются налоговые кредиты. Возврат средств в бюджет в случае предоставления бюджетного кредита и уплата процентов за его пользование приравниваются к обязательным платежам в бюджет. В кодексе определена обязанность исполнительных органов власти либо уполномоченных ими структур вести соответствующий реестр получателей бюджетных кредитов.

В плане обеспечения инвестиционной деятельности Бюджетный кодекс предусматривает выделение субсидий и субвенций хозяйствующим субъектам, в том числе индивидуальным гражданам-предпринимателям. Субсидии и субвенции выделяются строго в соответствии с определенными целевыми программами и законодательством соответствующего уровня на условиях и в порядке, установленными законами о бюджете того или иного уровня. В случае использования субсидий и субвенций не по назначению или их неиспользования они подлежат возврату в бюджет соответствующего уровня. Унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям субсидии и субвенции не предоставляются.

Ряд расходов подлежит финансированию исключительно из федерального бюджета. Их перечень определен на основе конституционного механизма разграничения полномочий между российской Федерацией и ее субъектами и нацелен на обеспечение закрепленных за федеральным центром задач.

К расходам федерального бюджета относятся расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента РФ, Федерального собрания, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, включая их территориальные структуры, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. В эту категорию входят расходы на федеральную судебную систему, оборону и обеспечение безопасности, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение межгосударственных интересов, в том числе на международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, и др. Финансированию из федерального бюджета подлежат расходы на организацию выборов и проведение референдумов Российской Федерации.

Часть средств из расходов федерального бюджета разрешено использовать на формирование федеральной собственности, обеспечение федеральной инвестиционной программы. К категории расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, также относятся расходы на государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики, на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий общероссийского масштаба.

За счет расходов федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ подлежат денежному обеспечению компендии государственным внебюджетным фондам для выплаты государственных пенсий, пособий, других социальных выплат К числу расходов федерального бюджета Бюджетный кодекс отнес также денежные средства, изымаемые в пользу нижестоящих бюджетов. В эту категорию расходов включены средства, передаваемые в порядке обеспечения реализации решений федеральных органов власти, следствием чего стало увеличение расходов нижестоящих бюджетов или уменьшение их доходов. Помимо этого к расходам федерального бюджета отнесены денежные средства, передаваемые в нижестоящие бюджеты в режиме обеспечения осуществления отдельных полномочий, делегируемых на другие уровни власти. Кроме того, в системе расходов федерального бюджета названы денежные средства, передаваемые в нижестоящие бюджеты в режиме финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В соответствии с механизмом распределения полномочий, определенным Конституцией РФ, в исключительное ведение бюджетов субъектов РФ переданы расходы на финансирование органов власти субъектов РФ, проведение выборов и референдумов на уровне субъектов РФ, финансовое обеспечение международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, а также их средств массовой информации.

Финансированию из бюджетов субъектов РФ подлежат и расходы на формирование государственной собственности субъектов РФ, обеспечение региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, относящихся к ведению региональных органов власти, а также обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ.

Субъектам РФ также предписывается включать в систему своих бюджетных расходов средства, предназначенные для передачи в муниципальные бюджеты. Речь идет о финансовой помощи муниципальным бюджетам, финансовом обеспечении делегируемых муниципалитетам государственных полномочий, компенсаций дополнительных расходов или уменьшенных доходов, если это произошло вследствие решений, принятых органами власти регионального уровня. Бюджетным кодексом допускаются иные виды расходов, если они связаны с обеспечением деятельности органов власти субъектов РФ.

Из экономического блока расходов местных бюджетов следует назвать расходы на формирование муниципальной собственности и управление этим имуществом, организацию транспортного обслуживания населения, финансирование целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления, обслуживание и погашение муниципального долга.

К социальным расходам муниципалитетов относятся расходы на финансирование учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта. Бюджетным кодексом предусмотрен и такой вид муниципальных расходов, как целевое дотирование населения. Большие затраты несут муниципалитеты на организацию и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства, которые согласно БК РФ финансируются исключительно из расходов местных бюджетов.

В обязанности муниципальных органов власти включены также расходы на охрану окружающей среды, благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований, затраты на утилизацию и переработку бытовых отходов. В перечень расходов муниципального уровня могут включаться и иные расходы по решению представительных органов власти. Общим ограничением перечня расходов муниципального уровня служит бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ содержит подробный перечень расходов, подлежащих совместному финансированию из бюджетов всех уровней, который сформирован на основе принципа, закрепляющего совместное решение ряда важных вопросов с участием всех уровней власти.

В первый блок этих расходов включены расходы экономического характера. К ним относятся расходы, осуществляемые в режиме государственной поддержки отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, предприятий связи дорожного хозяйства, а также метрополитены. Заботой всех органов власти всех уровней, обеспечиваемой расходами соответствующих бюджетов, является решение одной из определяющих проблем рыночной экономики - развитие рыночной инфраструктуры. В расходы бюджетов всех уровней включены также вопросы финансирования воспроизводства природных ресурсов.

Второй блок расходов, покрываемых из бюджетов всех уровней, предназначен для финансирования целей административного характера. В их число входит финансирование правоохранительной деятельности, обеспечение противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности. В число совместно финансируемых расходов входит обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба.

К совместным расходам всех бюджетов относятся расходы, обеспечивающие научно-технический прогресс, в том числе финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ. К категории объектов, подлежащих совместному финансированию всех уровней бюджетов, относятся средства массовой информации.

В число совместно финансируемых расходов включены расходы на социальные вопросы, связанные с социальной защитой населения. Этот блок расходов в наибольшей степени требует детальной конкретизации направлений и количественных параметров финансирования, что должно решаться через более совершенный механизм межбюджетных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из важнейших задач бюджета состоит в том, чтобы учесть все доходы и расходы государства. Тем самым решается проблема создания стабильной предсказуемой экономической политики государства. Эта политика в значительно большей степени привязывается к утвержденным законом параметрам бюджета на очередной год. Вводить какие-либо существенные новации в течение финансового года практически не допускается. Более того, устанавливается жесткий механизм внесения изменений в действующий порядок определения расходов по различным направлениям. Так, в ст. 83 БК РФ отмечается, что если каким-либо законом на федеральном уровне вводятся новые, неучтенные законом о бюджете на очередной год расходы, причем если они не финансируются и не финансировались также и другими уровнями бюджетов, то предписывается одновременно указывать в этом нормативном акте источники и порядок финансирования данных расходов.

Одним из серьезных недостатков действующей бюджетной системы следует назвать неэффективный контроль за расходованием средств из бюджетов всех уровней. К числу недостатков в этой области относится и финансирование бюджетных расхо-дов методом взаимозачетов, а также платежными средствами различной степени ликвидности, что приводит к недофинанси-рованию отдельных получателей бюджетных средств. Негативно сказывается сохраняющаяся практика неэффективных расходов, по сути ненужных с точки зрения интересов общества и государства. Поэтому Правительство РФ ставит перед собой задачу инвентаризации и сокращения государственных расходов при условии полного выполнения бюджетных обязательств.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ МАТЕРИАЛ

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Федеративный Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ» (в ред. Федерального закона от 31.12.97)..

4. Постановление Правительства РФ от 1.02. 1994 г «О фонде соц. Страхования».

ЛИТЕРАТУРА

5. Бюджетное право: Учеб. Пособие для вузов / Н.Д. Эриашвили, О.В. Староверова, Д.А. Ремиханова и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

6. Никитина А.В. Бюджетное право - М.: Юрист, 2002.

7. Финансовое право. Учебник // Под ред. О.Н. Горбуновой - М: Юристъ, 2002.

8. Финансовое право: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. М.М. Рассолова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

9. Финансовое право. Схемы, Комментарии. М.: Новый юристъ, 1998.

Подобные документы

    Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации. Понятие и сущность бюджетной системы Российской Федерации. Социально-экономическая сущность бюджета РФ. Понятие налоговой системы РФ и налогового федерализма.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2004

    Бюджетная система как один из важнейших институтов государства. Рассмотрение проблем развития бюджетной системы Российской Федерации. Понятие региональных бюджетов. Анализ показателей Федерального бюджета Российской Федерации, классификация расходов.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2012

    Бюджетная и финансовая политика государства, межбюджетные отношения. Разграничение доходов и расходов. Разграничения расходных полномочий и доходных источников. Методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы РФ, дотации и субвенции.

    реферат , добавлен 09.09.2010

    Бюджетная система РФ. Порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ. Сведения об исполнении Федерального Бюджета за истекший отчетный период финансового года. Блокировка расходов бюджета.

    задача , добавлен 06.05.2009

    Роль налогов в Российской Федерации. Налоговые доходы как источник бюджетной системы Российской Федерации, анализ их состава и структуры. Основные показатели федерального бюджета. Проблема сбалансированности бюджета и пути снижения бюджетного дефицита.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Понятие бюджетного устройства Российской Федерации. Задачи бюджета: перераспределение внутреннего валового продукта; государственное регулирование и стимулирование экономики. Анализ государственного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2014

    Сущность и содержание бюджетного права, структура. Виды нормативных правовых актов Российской Федерации и их место в иерархической системе. Законодательные акты, регламентирующие правовые бюджетные отношения. Положения Конституции РФ в данной области.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2011

    Состав и распределение доходов и расходов бюджетной системы между бюджетами разных уровней. Минимальная бюджетная обеспеченность. Порядок определения лимита наличных денег в кассах предприятий, учреждений, организации. Виды бюджетов и внебюджетные фонды.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2011

    Принципы построения бюджетной классификации, ее структура. Исследование классификации финансирования дефицита бюджета и видов государственного долга Республики Беларусь. Программная, введомственная и функциональная классификация расходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2016

    Понятие, предмет, функции и принципы административного права. Принципы систематизации норм административного права. Подотрасли, объединяющие нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан. Институты административного права Российской Федерации.

Бюджетная система РФ - это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Каждый субъект РФ и муниципальное образование самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Однако дать полную характеристику бюджетной системы РФ исходя всего лишь из перечня элементов бюджетной системы абсолютно невозможно. Не менее важным представляется характеристика связей между перечисленными элементами, при отсутствии которых нельзя было бы говорить о наличии системы. Поэтому, строго говоря, легальное определение бюджетной системы является неточным: это не просто совокупность бюджетов страны, а совокупность бюджетов и связей между ними. Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе принципов ее построения.

Принципы построения бюджетной системы. Закон устанавливает, что бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и др.

Принцип единства бюджетной системы (ст. 29 БК РФ) означает, что бюджеты различных уровней не являются изолированными друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной системы обеспечивается:

  • единой правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации;
  • единством денежной системы Российской Федерации;
  • едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ. Бюджетная классификация - это распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты функциональная, экономическая, ведомственная, финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, а доходов - на постоянные и временные) и другие классификации:
  • единством формы бюджетной документации;
  • единством принципов бюджетного процесса;
  • единством санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;
  • единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Однако единство бюджетной системы не означает единства государственного бюджета. Характер взаимосвязи элементов бюджетной системы зависит от модели управления народным хозяйством, принятой в государстве. Так, в условиях централизованного управления наиболее естественной формой является единый государственный бюджет с включением в него бюджетов всех уровней и широкими полномочиями центральных органов по расходованию средств.

Напротив, децентрализация в управлении народным хозяйством, характерная для современного периода, предполагает самостоятельность всех бюджетов (ст. 31 БК РФ), входящих в бюджетную систему РФ. В самом общем виде самостоятельность элементов бюджетной системы заключается в том, что каждый бюджет обладает собственными источниками доходов (закрепленные, регулирующие доходы и др.) и правом самостоятельно определять направления использования этих средств. Кроме того, законом закрепляется недопустимость изъятия из бюджета дополнительно полученных доходов.

Степень самостоятельности бюджетов небезгранична и не доходит до изолированности. Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетных прав и обязанностей у соответствующих субъектов бюджетного права по отношению к нижестоящим и вышестоящим бюджетам. В самом общем виде роль вышестоящих бюджетов заключается в том, что они являются своего рода гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий.

Перечень минимально необходимых расходов устанавливается вышестоящим органом государственной власти. В том случае, если нижестоящий бюджет не отвечает требованиям минимальной бюджетной обеспеченности, происходит или прямое финансирование из вышестоящего бюджета, или закрепление за нижестоящим бюджетом определенных регулирующих доходов на длительный срок.

Российская Федерация устанавливает структуру и общие принципы построения бюджетной системы РФ, определяет состав доходных источников, поступающих в нижестоящие бюджеты, устанавливает общий порядок и принципы распределения доходов в бюджетной системе, принципы и основы бюджетного процесса, основы бюджетных прав субъектов и муниципальных образований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерация утверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет размер дотаций, субвенций, определяет перечень минимально необходимых расходов субъектов и др.

Субъекты РФ участвуют в осуществлении федеральных бюджетных прав (например, в форме представительства в федеральных законодательных и исполнительных органах). По отношению к местным бюджетам субъекты РФ имеют право предоставлять и получать процентные и беспроцентные ссуды, утверждают нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты, обеспечивают уровень доходов муниципальных образований, позволяющий финансировать их минимально необходимые расходы.

Муниципальные образования также обладают определенной бюджетной самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты, обладая правом устанавливать местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют право получать и предоставлять ссуды бюджетам других уровней. Однако на практике тезис о самостоятельности местных бюджетов осуществляется не всегда последовательно. Дело в том, что источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, как правило, обеспечивают незначительную часть бюджетов муниципальных образований. Поэтому в основном доходная часть местного бюджета образуется из средств вышестоящих бюджетов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности.

Принцип полноты бюджетной системы имеет два аспекта:

  1. в бюджетную систему должны включаться бюджеты всех государственных и муниципальных образований, существующих в Российской Федерации;
  2. принцип полноты бюджетной системы означает требование включения в соответствующие бюджеты практически всех видов источников государственных и муниципальных доходов, а также отражения в бюджете всех направлений расходов (ст. 32 БК РФ). Существование специальных внебюджетных фондов, специальных счетов казначейства должно быть сведено к минимуму. В соответствии с рассматриваемым принципом БК РФ включил бюджеты государственных внебюджетных фондов в бюджетную систему РФ.

Принцип реальности бюджетной системы относится, прежде всего, к доходной части бюджетов, которая должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджет. В этом смысле особую важность приобретает налоговое законодательство РФ: бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве. Кроме того, реальное осуществление доходной части бюджета зависит от надежности показателей прогноза социально-экономического развития страны и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета (достоверность бюджета) (ст. 37 БК РФ). Немаловажное значение в этом отношении имеет и сбалансированность бюджета (ст. 33 БК РФ), в соответствии с которой объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. Превышение расходной части над доходной должно компенсироваться различными дополнительными поступлениями средств (например, от выпуска в обращение государственных ценных бумаг). В противном случае должен действовать механизм чрезвычайного расходования средств.

Возможно и другое понимание принципа реальности бюджетной системы: элементы бюджетной системы и система связей между ними законодательно закреплены и существуют в реальной действительности. В этом смысле принцип реальности проводится не всегда последовательно, что было показано на примере местных бюджетов.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов (ст. 37 БК РФ) в дополнение к предыдущему принципу устанавливает, что доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, т. е. не должны иметь целевого назначения, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип гласности (ст. 36 БК РФ) обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о бюджете на предстоящий год, а также отчетов об их исполнении.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Бюджетная система РФ является по сути доминирующим и главным звеном всей финансовой системы страны, важной деталью бюджетного механизма. Государственной смете принадлежит сила равная силе закона. По сути его можно назвать глобальным планом на текущий год, в котором детально расписываются все доходы и расходы. В соответствии с обновленным кодексом государства, бюджет определяется в качестве формы образования и распределения денежных средств, которые ориентированы на финансовое обеспечение функций, задач страны с местным самоуправлением включительно.

Роль бюджетной системы

Государственная бюджетная система РФ выступает для страны инструментом аккумулирования всех финансовых ресурсов, которые позволяют правительству содержать не только государственный аппарат, но и армию. Более того, структура дает возможности для реализации социальных мероприятий и для решения существенных экономических задач. Предоставляет правительству полную свободу в выполнении характерных функций.

В социально-экономическом аспекте система играет роль стимулятора. Она:

  • Позволяет оказывать определенное воздействие на направление развития экономики.
  • Оказывает поддержку в решении социальных задач за счет открывающихся перспектив в аспекте улучшения финансирования социальных организаций.
  • Выступает проводником в социальной политике РФ и в экономической.
  • Позволяет выровнять экономическое развитие регионов государства.
  • Служит для финансирования народного хозяйства.
  • Финансирует федеральные программы социально-культурного типа, гарантирует проведение тематических мероприятий.
  • Служит основой для реализации фундаментальных научных исследований.

Сущность системы бюджета

Бюджетная система РФ - это структура, деятельность которой базируется не только на экономических отношениях, но и на самом государственном устройстве страны, регулирующемся на законодательном уровне.

Составляющими элементами БС Российской Федерации выступают:

  • Федеральный бюджет.
  • Бюджеты внебюджетных фондов государственного ранга.
  • Местные бюджеты.

Местные сметы дифференцированы на следующие составляющие: бюджеты муниципальных районов и городских округов, внутригородских муниципальных образований в Москве и Санкт-Петербурге, а также городских и сельских поселений. Составляющие сметы системы не входят друг в друга и являются по своей сути самостоятельными. Что касается доходов и расходов, то они характеризуются разнонаправленностью. Классификация была разработана с целью группирования расходов и доходов по идентичным признакам.

Специфика формирования бюджетов разного ранга

Федеральный бюджет в тандеме со сметой внебюджетных фондов имеют формат федеральных законов. БС субъектов и территориальных внебюджетных фондов РФ также имеют формат законов, а вот местные структуры создаются по форме правовых актов, которые предоставляются на рассмотрение органами местного самоуправления. Они могут разрабатываться в соответствии с уставами муниципальных объединений.

Годовой бюджет рассчитывается всего на один финансовый год. Внебюджетный фонд государственного типа, являющийся по сути фондом денежных средств, формируется вне основного бюджета и вне сметы субъектов. Его основное предназначение - это реализация конституционных прав жителей страны на пенсионное обеспечение, на социальную страховку, на охрану здоровья и на медицинскую помощь. Все доходы и расходы по каждой из финансовых систем регламентированы законами и БК РФ. У каждой муниципальной организации имеется свой собственный фонд, другими словами, местный. Система ориентирована на выполнение обязательств, которые возложены законом на каждое отдельное объединение. Местные бюджеты ориентированы на выполнение местными властями расходных обязательств, которые на них наложены, и на реализацию определенных полномочий государственного типа. Из бюджета районного типа, с городскими и сельскими бюджетами включительно, формируется консолидированный бюджет. Органы государственной власти не имеют права выполнять обязательства субъектов РФ, в том числе распределять средства из их казначейств.

Основа устройства БС России

Бюджетная система РФ формирует костяк бюджетного устройства страны. Сам костяк базируется не только на специфике экономических отношений, но и на государственном устройстве России. Бюджет и бюджетная система РФ строго регулируются нормами права, являются по сути совокупностью бюджетов федерального типа и субъектов, бюджетов местного типа и государственных внебюджетных фондов. Каждый из финансовых уровней предназначен играть роль материальной базы, которая будет способствовать деятельности определенных органов власти либо местного самоуправления.

Бюджетное устройство и принципы

Организация бюджетного процесса и выстраивание бюджетной системы принято называть устройством. Под бюджетным процессом принято понимать работу государственной власти и органов местного самоуправления, которые составляют и рассматривают проекты бюджетов, утверждают их и исполняют, контролируют сам процесс исполнения.

Принципы построения бюджетной системы РФ следующие:

  • Единство.
  • Дифференциация доходов с расходами между всеми уровнями структуры.
  • Суверенность и самостоятельность каждого типа бюджета.
  • Доходы и расходы бюджетов разного уровня, с внебюджетными фондами включительно, отражены в полном объеме.
  • Бюджетные средства используются максимально эффективно и экономно.
  • Гласность любой деятельности, связанной с бюджетом.
  • Достоверность информации.
  • Бюджетные средства отличаются адресностью и целевым характером.

Близкое знакомство с принципами

Принципы построения бюджетной системы РФ имеют под собой мощные обоснования и последствия для системы в целом.

Единство бюджетной системы базируется на единообразии правовой базы и денежной системы, на идентичности организации бюджетного процесса и на сходстве санкций при нарушении соответствующего законодательства.

Разграничение доходов с расходами позволяет закрепить определенные виды доходов и расходов за соответствующими органами власти федерального типа, за органами власти субъектов России и местными органами самоуправления.

Благодаря принципу самостоятельности и суверенности, каждая категория органов власти имеет право самостоятельно заниматься реализацией бюджетного процесса, самостоятельно формировать источники дохода и не допускать утечки средств, которые могут появляться дополнительно в процессе реализации запланированной сметы.

Полнота отражения обеспечивает комплексность информации. Все доходы и расходы определенного уровня полностью описаны в бюджете. Благодаря сбалансированности удается ввести в равновесие и расход, и доход. Осуществляется стабилизация госфонда за счет поступления определенных средств из источников перекрытия дефицита.

Эффективность дает мощные основания для того, чтобы все средства из фонда использовались исключительно с целью реализации определенных задач, при этом расходы будут минимальными. Гласность дает почву для обязательной публикации не только утвержденных и принятых смет, но и полных отчетов по их реализации. Засекреченные материалы имеют право быть исключительно в федеральном бюджете. Надежность базируется на достоверности его показателей. И последнее, принцип адресности дает гарантии того, что все уровни бюджетной системы РФ будут выделять средства только на четко установленные цели, передавая их в руки конкретных получателей.

Полномочия

В основе построения бюджетного процесса лежит Бюджетный Кодекс. Согласно документу, полномочия в аспекте управления имеют следующие структуры власти:

  • Финансовые органы. Сюда вошли Минфин и казначейство, налоговая инспекция и др.
  • ЦБ РФ как орган денежно-кредитного регулирования.
  • Органы государственного или муниципального контроля. Эта категория участников бюджетного процесса имеет свои собственные задачи и полномочия.
  • Правительство России в лице Президента, Государственной думы, Совета федерации.
  • Законодательная власть или представительная.
  • Исполнительная власть.
  • Органы финансового контроля, как государственного ранга, так и муниципального.
  • Органы власти внебюджетных фондов государственного типа.
  • Прочие правительственные представительства в лице учреждений бюджетного типа и получателей бюджетных денег.

Бюджетная система РФ создается путем плодотворного сотрудничества и контроля со стороны множественных инстанций. Представительные власти не только рассматривают и утверждают бюджет, они еще и осуществляют контроль над его детальным воплощением в жизнь. Исполнительные власти отвечают за составление и исполнение бюджетов, с предоставлением детализированных отчетов о их реализации включительно. Среди задач Банка России стоит выделить разработку основного направления денежно-кредитной политики государства, обслуживание счетов, выполнение роли генерального агента в сфере государственных ценных бумаг. Органы государственного контроля следят за реализацией бюджетов, проводят экспертизы по каждой из целевых программ. Самая ответственная задача - у главного распределителя, который направляет потоки материальных благ по получателям и распорядителям. На нем же лежит составление смет по расходам и доходам, формирование бюджетной росписи, отслеживание целевого применения денег, их возврат в фонды и предоставление на рассмотрение отчета по всем проделанным манипуляциям.

Специфика создания бюджета

Принципы бюджетной системы РФ закладывают основу формирования самого федерального бюджета. Планирование и разработка проекта начинаются уже спустя 2 месяца после того, как предшествующий бюджет начал действовать. В основу сметы ложатся:

  • Бюджетные послания Президента России.
  • Прогнозы в аспекте социального и экономического развития в грядущем году.
  • Основные направления налоговой и бюджетной политики.
  • Прогнозирование по сводному финансовому балансу.
  • План развития и процветания экономики как в государственном секторе, так и в муниципальном.

Параллельно с разработкой госфонда на грядущий год формируется финансовый план на ближайшие три года, который не утверждается на законодательном уровне. Построение бюджетной системы РФ диктует необходимость проведения предварительных работ.

Готовое бюджетное послание Президента направляется в Федеральное Собрание до наступления марта, предшествующего следующему финансовому году. Послание содержит детализированную бюджетную политику России. Баланс финансовых ресурсов базируется на двух показателях - это расходы и доходы бюджетной системы РФ за прошлый год. В план развития включаются списки финансовых и хозяйственных дел казённых предприятий, муниципальных и государственных учреждений. В него включены программы приватизации и полные списки государственных служащих, на оплату труда которых необходимо предусмотреть определенную часть средств. Ключевыми макроэкономическими показателями, которые определяют план бюджета, являются объемы ВВП и темпы его увеличения. Большое значение в данном моменте играет показатель инфляции.

Дисбаланс бюджетной системы РФ

Несмотря на безупречные принципы бюджетной системы РФ, она далека от идеала и имеет огромное количество недостатков. Об этом свидетельствует размер внешнего государственного долга и внутреннего, которые еще в 2001 году составили 140 миллиардов долларов и 550 миллиардов долларов соответственно.

Большую задолженность государства можно назвать планомерным последствием стабильного превышения расходов над доходами. Объем задолженности - это не что иное, как сумма всех постатейных дефицитов бюджета, которые скорректированы под его положительное сальдо. Масштабные расходы бюджетной системы РФ связаны с непогашенными кредитами и обязательствами перед владельцами ценных бумаг. В структуру общего долга включены задолженности федерального и регионального правительства, общественных фондов. Это все свидетельствует о том, что структура неполноценна, гармония между расходами и доходами отсутствует. В Российской Федерации структура бюджетной системы имеет погрешности на каждом из уровней.

Бюджетная система РФ в 2015 году

Этот год для правительства России оказался достаточно сложным, в том числе и в аспекте подготовки бюджета на последующие три года. Экономический спад сопровождался существенными изменениями в экономике. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ кардинально сократились в связи с последними политическими событиями. Более того, страны запада выдвинули против государства довольно-таки серьезные санкции в разных отраслях экономики, которые наложили отпечаток практически на все уровни бюджетной системы РФ.

По предварительным данным, в госфонд страны на 2015 - 2017 года заложена стоимость нефти на уровне 96 долларов за баррель. По факту цена топлива сегодня равна 54 долларам. По итогам проведенных работ структура бюджетной системы РФ не досчитается в 2015 году 430 миллионов рублей, что составляет порядка 0,6% ВВП. Согласно прогнозам, уровень доходов государства должен составить порядка 15082 триллиона рублей, а расходы - в пределах 15513 триллионов рублей. Уже в 2016 году правительство готово и к росту доходов, и к росту расходов, и к увеличению дефицита, который по предварительным оценкам достигнет показателя в 476 миллиардов рублей. Не изменится ситуация и в 2017 году. Эксперты говорят о размере дефицита в будущем в рамках 540 миллиардов рублей. Практически безупречное устройство бюджетной системы РФ не в состоянии изменить ситуацию, которая складывается по факту.

В качестве положительного момента, который ожидает правительство, можно отметить сокращение оттока капиталов из страны. Вывоз средств за пределы государства должен сократиться с 50 миллиардов долларов в 2015 году до 20 миллиардов долларов уже в 2017. Это имеет отношение не столько к стремлению состоятельной части населения инвестировать в отечественный бизнес, сколько к падению доходности многих крупных концернов и отсутствию средств для инвестирования в зарубежную недвижимость у их владельцев. Так что положительность этого аспекта нужно еще пересмотреть. Сама же структура бюджетной системы РФ также должна быть пересмотрена.

В настоящее время в России реальностью является трехуровневая (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структура представлена на рис. 1. Однако в связи с реформой муниципального управления третий уровень представлен подуровнями, самым низким из которых является поселенческий. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ, имеющим ранг федерального закона. Он действует с 1 января 2000 г. и в связи с изменениями, вносимыми в бюджетный процесс, постоянно корректируется. До 2000 г. действовал ранее принятый закон, регулирующий бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Существенные изменения в системе муниципального управления предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Первый уровень — федеральный. На этом уровне разрабатываются и исполняются федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). До 2000 г. в составе государственных внебюджетных фондов существовал Федеральный фонд занятости населения, соответственно утверждался его бюджет.

Рис. 1. Бюджетная система России

Однако фонд был упразднен, несмотря на довольно высокий уровень безработицы.

Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федерального бюджета.

Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды , к которым пока относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Другие территориальные государственные внебюджетные фонды действующим законодательством не предусмотрены. На этом уровне бюджеты являются формой централизации денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Третий уровень бюджетной системы — бюджеты муниципальных образовании (муниципальных районов, поселений и городских округов). Иначе говоря, здесь имеются подуровни. На этом уровне государственные внебюджетные фонды не формируются. В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются подуровни (бюджеты городских районов, муниципальных районов и поселений). В настоящее время в России около 30 тыс. бюджетов муниципального уровня.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны.

На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства (повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.п.). Решение жилищной проблемы также связано с развитием муниципального сектора экономики, так как значительная доля жилищного строительства ложится на муниципалитеты. За счет государственного финансирования на федеральном и региональном уровнях осуществляется менее 20% жилищного строительства. Основная доля жилищного строительства финансируется за счет средств местных бюджетов и граждан.

- первый - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (таких как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др.);

- второй - бюджеты субъектов РФ,

- третий - бюджеты муниципальных образований.

Бюджеты нижестоящих государственных органов не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Все эти бюджеты функционируют автономно. Такой принцип построения бюджетной системы называется принципом фискального федерализма.

Согласно этому принципу, за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет соответствующих бюджетов. Принцип фискального федерализма не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами.

Совокупность доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют консолидированный бюджет страны.

Федеральный бюджет России представляет собой главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические отношения по поводу образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

В федеральном бюджете аккумулируются средства, которые затем направляются на:

Финансирование национального хозяйства;

Оборону;

Социально-культурные мероприятия;

Финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ;

Погашение государственного долга и др.

Все доходы и расходы государственного бюджета группируются по однородным признакам с присвоением им определенного названия и номера раздела, главы, параграфа, статьи бюджет­ной классификации.

Бюджетная классификация позволяет указать точно, за счет каких отраслей экономики, групп предприятий по формам собственности, социальных слоев населения, видам налогов или неналоговых платежей сформирован бюджет.

Бюджетная классификация показывает также расходование бюджетных средств по следующим направлениям:

Ведомства;

Отрасли.

3. Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Стимулирование научно-технического прогресса;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Одна из важнейших функций государственного бюджета -стимулирование научно-технического прогресса. Этой цели отвечает прямое бюджетное финансирование приоритетных программ.

С одной стороны, государственное финансирование научных исследований стало объективно необходимым по следующим причинам:

Для осуществления крупных комплексных научно-технических и экономических проектов потребовалась мобилизация значительных финансовых ресурсов;

Реализация современных проектов требует совместных под эгидой государства усилий промышленности и основных научно-исследовательских центров;

Научно-техническая революция поставила вопрос подготовки в широких масштабах научных и технических кадров, и государство берет на себя расходы, связанные с образованием;

Часто исследования направлены на решение не только гражданских, но и военных проблем.

С другой стороны, государственное финансирование научных исследований и разработок нисколько не противоречит интересам финансово-промышленных групп, поскольку позволяет им получать высокие прибыли на основе контрактной системы взаимоотношений с государством.

4. Главным основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственного бюджета в XX столетии стал английский экономист Дж. Кейнс, формулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Теория Дж. Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала разрыв с прежними представлениями, существовавшими в экономической теории, о значении государственных финансов. Основные положения теории государственных финансов:

Отрицание положения о необходимости сбалансированности бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики;

В условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом стимулируя дополнительный спрос в экономике;

При высокой экономической конъюнктуре финансовая политика государства должна сдерживать спрос путем повышения налогов и ограничения расходов;

Бюджетные дефициты могут сохраняться для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста и при растущем производстве.

Государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства. Содержание и характер государственных расходов (G) напрямую связаны с функциями государства. Все государственные расходы могут быть сгруппированы:

либо по направлениям:

На военные и социально-экономические цели;

Связанные с хозяйственной деятельностью государства (в частности, внешнеэкономической);

На управление;

либо по экономическому содержанию:

Государственные закупки;

Трансфертные платежи;

Выплата процентов по государственному долгу.

Государственные закупки - это спрос правительства на товары и услуги. Этот вид экономической деятельности правительства представлен закупками военного и гражданского назначения, последние могут предназначаться для собственных нужд государственных предприятий и учреждений или носить регулирующий характер. Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, который характеризуется.

Отсутствием риска неплатежа;

Стабильностью цен;

Возможностью реализовать продукцию крупными партиями по заранее заключенным контрактам;

Возможностью получения налоговых и кредитных льгот.

Трансфертные платежи - выплаты, которые осуществляются без предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Трансфертные платежи - это:

Пособия по безработице;

Пособия многодетным семьям и т. п.

Трансфертные платежи - непроизводительные расходы государства, их доля в государственных расходах зависит от:

Социально-политической ориентации государства;

Границ государственного вмешательства в экономику;

Проводимой социальной политики.

Расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга включают затраты на выпуск и размещение государственных ценных бумаг, выплату процентов. Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием рост этого вида расходов государства.

Доходы государственного бюджета (Т) включают:

налоговые поступления (80-90% всех доходов);

неналоговые доходы:

Доходы от продажи и использования государственного имущества;

Дивиденды по акциям;

Доходы от внешнеэкономической деятельности и т. п.;

Государственные займы, осуществляемые с помощью выпуска и продажи государственных ценных бумаг;

Эмиссию (выпуск) денег.

Главная роль в мобилизации средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Именно в результате поступления налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. Под налогами следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами.

Государственный бюджет, как и любой баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Но обычно при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит), превышение расходов над доходами означает бюджетный дефицит (или отрицательное сальдо). Бюджетный дефицит равен разнице между правительственными расходами и доходами бюджета. Как правило, бюджетный дефицит выражается в процентном отношении (в процентах) к ВНП (ВВП).

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера, например из-за:

Невозможности мобилизовать необходимые доходы в результа­те снижения темпов роста производства;

Высокого уровня затрат;

Низкой производительности труда;

Снижения эффективности производства.

Природа дефицита госбюджета различна:

Может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики (Дж. Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития);

Может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т. д.);

Может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалан­сированность, неэффективность финансово-кредитной систе­мы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Существует несколько концепций бюджетного дефицита.

Согласно одной из них, бюджетный дефицит недопустим и необходимо добиваться ежегодной сбалансированности бюджета.

Недостатки этой концепции:

Стремление к ежегодной сбалансированности бюджета в данном году может генерировать бюджетный дефицит в будущем;

Увеличение налогов или сокращение государственных расходов во имя бюджетного баланса приводит к падению совокупного спроса, объема производства, доходов, а следовательно, к уменьшению поступлений в бюджет.

По мнению других экономистов, бюджетная сбалансированность должна достигаться автоматически в ходе экономического цикла. Бюджетные излишки, возникающие на фазе подъема, должны покрывать бюджетный дефицит, появляющийся на фазе кризиса. Недостаток такого подхода состоит в том, что продолжительность и степень спадов и подъемов не совпадают, поэтому недостижима и сбалансированность в рамках цикла.

Третья и наиболее распространенная концепция состоит в том, что бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия страны. Макроэкономическое равновесие, экономический рост и безинфляционное развитие могут достигаться и в условиях бюджетного дефицита.

Характер бюджетного сальдо (дефицит или профицит) зависит от состояния экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо определяется уровнем объема производства (доходов). Чем больше объем производства и уровень доходов, тем выше налоговые поступления.

Государственные расходы (G) не зависят от уровня дохода, тогда как налоги (Т) пропорциональны доходу. Таким образом:

При низком доходе будет наблюдаться бюджетный дефицит;

При высоком доходе - бюджетный профицит.

Однако государственные расходы и налоги сами могут влиять на уровень совокупного спроса и на объем ВНП. Рост расходов повлечет за собой рост доходов, что увеличит поступление налогов, в результате чего бюджетный дефицит может сокра­титься. Аналогично состояние бюджета может улучшиться и при снижении налогов, поскольку такое снижение вызовет рост потребления и совокупного спроса, объема производства, доходов, а следовательно, и налоговых поступлений.

Источники покрытия бюджетного дефицита:

Эмиссия денег;

Займы в Центральном банке;

Займы в частном секторе внутри страны;

Зарубежные займы.

Финансирование бюджетного дефицита при помощи эмиссии денег и займов в Центральном банке носит инфляционный характер, т. е. ведет к росту цен.

Покрытие бюджетного дефицита путем займов в частном секторе внутри страны не считается инфляционным, но порождает эффект вытеснения.

Суть эффекта вытеснения состоит в следующем:

Размещая займы на денежном рынке, правительство вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за свободные финансовые средства;

Предлагая более выгодные условия для инвестиций в государственные ценные бумаги, правительства привлекают денежные средства для финансирования своих расходов;