Церковный налог в германии. Церковный налог или добровольное пожертвование? Церковные налоги в разных странах

Finanzamt ) соответствующей федеральной земли. Принадлежность (или отсутствие таковой) к той или иной религиозной общине добровольно регистрируется в паспортном столе по месту жительства. Размер налога составляет около 2-3 % от налогооблагаемого дохода гражданина.

Законодательство

Только часть религиозных общин, обладающих правом взимания церковного налога , пользуются этим правом. К ним относятся:

  • Евангельские земельные церкви и их общины в Евангелической Церкви Германии
  • Епископства Римско-Католической Церкви
  • Союз религиозных общин, не принадлежащих ни к одной официальной конфессии
  • Унитарное религиозное общество свободных протестантов
  • Еврейские общины

Остальные религиозные общины данным правом не пользуются. К ним относятся, например:

  • Евангелические свободные церкви (считают церковный налог несовместимым с принципом «отделения Церкви от государства» и финансируют свою работу посредством добровольных членских взносов).

Федеральные земли оставляют себе в качестве возмещения за сбор церковного налога, в зависимости от земли, от 2 % до 4,5 % поступлений, что составляет сотни миллионов евро ежегодно. В 1980-е - 1990-е годы между церковью и федеральными землями велась дискуссия о справедливом размере этого возмещения. Церковные организации утверждали, что реальные административные издержки Финансовой службы существенно ниже .

Размер налога

Размер церковного налога устанавливается церковным руководством, законодательно закреплён парламентом федеральной земли и составляет 8 % от подоходного налога в Баварии и Баден-Вюртемберге , в остальных землях - 9 %. При высоких доходах размер церковного налога ограничивается сверху и не превышает 2,75 - 3,5 % от налогооблагаемого дохода. Например, если объём ежегодного подоходного налога составляет 10 тысяч евро (что примерно соответствует налогу со средней годовой зарплаты в Германии), то церковный налог для жителя Баварии дополнительно составит 800 евро за год .

Поступления от налога

Статистика 1967–2013

Собрано налогов
Год Протестанты Католики
Млн. марок
1967 1600 1233
1968 1700 1363
1969 1900 1548
1970 2200 1597
1971 2700 2215
1972 3100 2643
1973 3600 3162
1974 4000 3584
1975 3500 3005
1976 3800 3426
1977 4200 3814
1978 4300 3839
1979 4400 4009
1980 4839 4619
1981 4815 4726
1982 4937 4839
1983 5540 5004
1984 5078 5110
1985 5567 5713
1986 5778 5786
1987 6245 6304
1988 6485 6507
1989 6782 7105
1990 6508 6791
1991 7620 7866
1992 8427 8744
1993 8386 8666
1994 8235 8496
1995 8382 8673
1996 7946 8136
1997 7588 7853
1998 7798 8420
1999 8275 8944
2000 8312 9164
Год Млн. евро
2001 4080 4500
2002 4080 4443
2003 4012 4498
2004 3689 4158
2005 3650 4107
2006 3884 4388
2007 4199 4804
2008 4586 5225
2009 4360 5056
2010 4256 4942
2011 4380 4918
2012 4624 5198
2013 4842 5460

Церковный налог является основной частью (около 70 %) дохода религиозной общины. В дополнение к церковному налогу, Германия - а не церковь - оплачивает зарплаты и накладные расходы (например, служебные автомашины) священникам

eugenyshultz в Церковный налог

С недавних пор понятие "верующий" стало юридически значимым термином. При этом идентификация верующих крайне затруднена. Более того, нет никакого способа проверить объективно - верующий человек или нет. Чужая душа потёмки... А по внешним проявлениям 95% заявленных верующих не знают элементарных понятий своей веры. Однако спор о том кто лучше знает или хуже - неправильный для идентификации веры. В конце концов может человек неграмотный, память плохая и прочее, короче пока лишь идёт к вере:) потому путает все и не знает "Отче наш"... Однако, когда дело доходит до юридических терминов и реальных статей Уголовного кодекса, стоит все же о них определиться...

Простейший способ юридического закрепления понятия "верующий" - это квитанции о полной и своевременной уплате церковного налога!:) Церковный налог - это строго добровольный налог, поступающий в выбранную гражданином религиозную организацию. Размер налога равный для любой религиозной организации! Думаю правильным будет размер церковного налога в 10% от всех полученных доходов. Десятина. За неуплату - церковные меры воздействия в виде послушничества, молитвы для воспитания, а уж если и это впрок не пойдёт, то отлучение от церкви! Впрочем, это дело церкви... да и размер налога дискутируемый вопрос, но это не может быть слишком маленький, ни к чему не обязывающий налог.


Церковный налог - это правильно! Нельзя что-то требовать от своей веры, а тем более от государства, ничего (в буквальном смысле - ничего!) не давая ни государству, ни вере! Святые отдавали всю свою жизнь вере! Строили храм своей веры, а не на халяву приходили в отстроенные кем-то храмы и требовали от всех окружающих уважения к себе... за что простите уважать? Что крестик купил? Этого мало, где дела, где служение, где знание хотя бы своей веры, которое доказывало бы окружающим что верующий хоть сам понимает то, во что верит?

Плюс есть неприятный нюанс в нашей многоконфессиональной стране. Дело в том, что государство у нас финансово и административно поддерживает ряд конфессий. Не все, но лишь некоторые. Выбор этот ничем, кроме волюнтаризма и политической целесообразности не обоснован. Кто-то (не Бог, кстати:) решил что одна вера достойна государственного финансирования, а другая недостойна. В итоге на различные конфессии тем или иным способом тратятся средства федерального бюджета. А это неправильно, поскольку у нас государство отделено от религии + возникает сугубо технологическая проблема разделения: кто поручится что деньги распределяются правильно? Почему де-факто получается что налоговые отчисления иудеев идут христианам или наоборот? Или почему атеист или агностик оплачивают веру, в которую не верят? Или напротив верующий в нечто у нас непринятое (но разрешённое государственным законом) ничего не получает для своей веры?...

А вот с налогом все будет прекрасно. Сколько настоящих верующих, столько и денег у тех, кто представляет Того, в кого они верят. 10% всех доходов - вполне убеждающая сумма, чтобы поверить человеку, что он действительно верит или хотя бы возлагает на финансируемую им религиозную организацию серьёзные надежды культурного, социального, политического толка.

Естественно, при этом государственное финансирование или государственная пропаганда конкретной религии должно быть строжайше запрещено! Также должны быть запрещены любые преференции государства и его представителей той или иной конфессии. Параллельно конечно же должно быть запрещено и обратное - запрещены любые гонения и притеснения религии, если она не нарушает законов России.

Взимание доходов должно производиться в общем порядке федеральной налоговой службой, в строго добровольном порядке. Собранный налог в полном объёме перечисляется в бюджет религиозного объединения, которому предназначен. Должен вестись учёт отчислений. При возникновении обращений гражданина к государству в связи с его верованием, производится фактическое сличение реальных доходов и отчислений церковного налога. При отсутствии выплат или выявлении существенного расхождения между доходами и налогами за период более чем 6 мес. человек не признается верующим и его иск связанный с религией автоматически отклоняется. Церковь при этом (в общем случае другой управляющий орган религиозной организации) ставится в известность о сокрытии доходов.

Фактически - церковный налог есть конституционированное пожертвование в пользу выбранной религии. Повторюсь, отношение к неплательщику налога церковью устанавливается самостоятельно (от допустимости до отлучения), но государство, идентифицирует гражданина в качестве верующего только и исключительно на основании полной уплаты церковного налога. Только полная и своевременная уплата церковного налога позволит гражданину выступать в суде, например, апеллируя к своей вере.

Наказание за неуплату церковных налогов церковь выбирает по своему усмотрению. От отсутствия всякого наказания, до порицания или даже до отлучения, но строго в рамках государственного закона - например, принудительное лишение свободы, изъятие имущества, физические наказания, способные повлечь увечья, казнь и т.п. запрещены. Церковь даже может считать своим прихожанином и неплательщика налога (это дело церкви), но учёт "мощности" религии ведётся только по фактическим налоговым сборам и государство признает верующим только и исключительно добросовестного плательщика церковного налога! Государство никак не принуждает к уплате церковного налога, но предоставляет инфраструктуру для оплаты + ведет учет поступлений, поскольку дело это важное и политически значимое.

При этом все религиозные организации должны быть лишены всяких налоговых преференций, поскольку это создаёт неравные возможности для хозяйственной деятельности других общественных объединений не попадающих под определение религиозных. Также должно быть запрещено использование денег, полученных с церковного налога на цели, не связанные с религиозным культом. Использование средств церковного налога на цели, не указанные в уставной деятельности религиозного объединения, приравнивается к мошенничеству. При этом не запрещено в целях указать например "безбедная жизнь главного жреца". Главное, чтобы прихожане были публично проинформированы об этих целях, а цели могут быть любые, если они не нарушают закон.

В копилку эрудита: Хоть и не совсем по теме поста, но все же напомню, что в Римской Империи не существовало наказания за богохульство. Основанием для этого было воззрение, согласно которому Бог, по определению, достаточно силён, чтобы самостоятельно покарать человека, нанёсшего ему оскорбление, и сама мысль о необходимости защищать Бога слабыми силами людей уже есть богохульство (Deorum injuriae diis curae - император Тиберий)

Церковный налог не новое изобретение и существовал издревле - одобрен, например, христианской церковью, а также рядом других религий. Относительно христианства, например, Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения!!! Так что идея далеко не нова, однако в текущих обстоятельствах как нельзя актуальна! Единственное что недопустимо то, что раньше этот налог собирался принудительно со всех граждан и в пользу одной конфессии, а в наш просвещенный век свободы вероисповедания должен быть добровольным и направляться конкретно той религии или конфессии, которую выберет гражданин.

Разбор предлагаемой реформы сделан в основном на примере христианской церкви, поскольку сам я православный христианин, но касается она всех религиозных объединений с соответствующими нюансами.... В посте, естественно даны лишь схематические наметки будущей реформы, которая безусловно нуждается в более детальной проработке. Но суть ее должна остаться неизменна. Полное разделение государственных и религиозных дел. Запрет финансирования религиозных объединений из госбюджета и бюджетов госкомпаний, а также запрет на любое принуждение к финансированию религиозных объединений. Строгое, юридически значимое определение понятия "верующий". Полное подчинение всех религиозных объединений государственному закону. Зависимость благосостояния религиозного объединения от собственных прихожан и только от них. При этом защита государством права на веру и религиозные убеждения и как способ обеспечения этого - создание на базе государственной налоговой службы инфраструктуры финансирования, обеспечивающего равный и справедливый способ финансирования того либо иного религиозного объединения, поскольку это право гарантировано Конституцией России.

Особенно актуальным вопрос церковного налога становится в условиях повсеместного перевода медицины на платную основу. Страховые сборы в ОМС - это фактический налог на официальную зарплату. Уж если кто-то полагает, что спасением тела должен заниматься обладатель тела, то что говорить о спасении души...

Узнать, сколько на самом деле в России верующих (а значит, и чувства скольких людей могут быть ненароком оскорблены), очень просто. Для этого нужно воспользоваться прогрессивным западным опытом и ввести в России налог на церковь. Этот налог должны будут платить все граждане, относящие себя к какой-либо конфессии. Неплательщики верующими не считаются, к таинствам и обрядам не допускаются, что абсолютно логично: не заплатил за услугу — значит, не можешь ею пользоваться. Веруешь — содержи свою церковь. Не хочешь платить — предоставь официальное заявление о выходе из конфессии с копией в налоговые органы.

Примерно так церковный налог и действует в разных странах.

Германия

В Германии нет государственных религий, однако множество религиозных организаций действуют в рамках так называемых публично-правовых корпораций. Этот статус, по реестру МВД ФРГ, имеет 40 церковных структур. Среди них, помимо традиционных для Германии католической и разных лютеранских церквей, — православные, меннониты, адвентисты седьмого дня, мормоны и четыре еврейские организации. Все они имеют право на церковный налог. Дело в том, что помимо подоходного налога верующие платят еще 8-9% от его суммы. Эти 8-9% и есть церковный налог. Государство выступает в роли кассового аппарата: оно собирает налог и передает его церкви, причем конкретно той, к которой принадлежит налогоплательщик. На малоимущих, атеистов и последователей религиозных течений, не вошедших в «список сорока», церковный налог не распространяется.

Далеко не все верующие выдерживают проверку евро. Например, в последние кризисные годы объем налоговых поступлений в бюджет католической общины Германии сократился. Только в 2010 году 181 тыс. немцев официально покинули лоно церкви и тем самым освободили себя от дополнительного налогового бремени. Чтобы переломить тенденцию, в сентябре 2012-го немецкое католическое духовенство издало декрет, согласно которому церковь отказывает всем неплательщикам в исповеди, причастии и посмертном отпевании.

Финляндия

С начала 2012 года Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ) Финляндии лишилась 20 тыс. прихожан (всего в ЕЛЦ более 4,2 млн человек). Причины те же, что и в Германии: верующие отказываются платить церковный налог, который сейчас составляет 1-2% от дохода (в зависимости от муниципалитета). Тысячи финнов предпочли Богу телевизор: как предполагается, массовые переходы верующих в неверующие вызваны введением в стране нового налога на общественное телевидение (0,69% от дохода). По прогнозам онлайн-сервиса Eroakirkosta.fi, на котором финны официально объявляют о своем выходе из церкви, до конца года от уплаты церковного налога откажется еще около 20 тыс. человек. Кроме ЕЛЦ, государственной церковью Финляндии является Православная церковь (автономная церковь Константинопольского патриархата, прихожанами числятся 1,1% финнов). Официальных данных о сокращении числа православных в стране пока нет.

Дания

В Дании государственной является Евангелическо-лютеранская церковь, возглавляемая монархом. Государство само финансирует церковь (господдержка составляет около 14% церковного бюджета). Кроме того, верующие из всех зарегистрированных в стране религиозных объединений платят церковный налог — 0,44-1,5% от годового дохода. Эти средства адресно направляются в те церкви, к которым принадлежат верующие. На священнослужителей возложены обязанности по управлению большинством кладбищ, регистрации браков (в том числе и однополых), рождений, смертей и ведению статистического учета прихожан.

Швеция

В Швеции любое религиозное объединение может направить запрос о регистрации в государственные органы и после этого получать церковный налог со своих прихожан. Сейчас свой бюджет таким образом формируют и мусульмане, и иудеи, и католики, и лютеране разных течений. Финансирование осуществляется через один из департаментов министерства культуры. Размер церковного налога в Швеции не превышает 1-2% от дохода верующего лица. Кстати, до 2000 года Лютеранская церковь была в Швеции государственной, а после ее отделения от государства более 500 тыс. прихожан решили не платить налог и покинули церковь.

Исландия

Приходской налог в Исландии обязаны платить все налогоплательщики с 16 лет. И верующие, и неверующие платят по 8376 исландских крон ($68) в год. Эти отчисления формируют почти половину доходов Церкви Исландии и составляют почти 1,63 млрд крон ($14,2 млн). Еще 845 млн крон ($7,3 млн) обеспечивает налог на кладбища, оператором которых является все та же Церковь Исландии. А церковный налог, который платят атеисты, идет на финансирование Университета Рейкьявика (правда, по некоторым свидетельствам, не всего Университета, а только его теологического факультета).

Греция

В отличие от всех вышеперечисленных стран, в Греции нет церковного налога. Здесь православная церковь имеет статус государственной и пользуется многочисленными налоговыми преференциями, которых нет ни у одной другой религиозной структуры в стране. 9 тыс. православных священников состоят на госслужбе и получают официальную зарплату. Государство оплачивает церковные мероприятия, содержит храмы, за свой счет обучает новых священников. При этом собственные доходы Греческой православной церкви абсолютно непрозрачны, что роднит ее с Русской православной церковью.

Если в Греции государство открыто берет на себя практически всю заботу о православной церкви, то в России постепенное огосударствление РПЦ пока официально не признается. Очевидно, что государство тратит на церковь немало, но ни собственный бюджет РПЦ, ни количество средств, выделяемых на нее государством, доподлинно неизвестны. А ведь так легко можно было бы сделать церковный бюджет прозрачным! Достаточно воспользоваться западным опытом и ввести в России церковный налог.

Это были бы огромные деньги. По данным ВЦИОМ, на которые любит ссылаться РПЦ, 75% граждан России считают себя православными. Это больше 80 млн человек работоспособного населения. При среднемесячной заработной плате в 27 219 руб. (по данным Росстата на июль) и двухпроцентном церковном налоге РПЦ получала бы со своих верующих больше 40 млрд рублей в месяц, или 500 млрд рублей в год ($16 млрд).

Здесь есть, правда, одна опасность. Может случиться, что, как и некоторые европейцы, православные граждане не выдержат проверку рублем и окажется, что на самом деле в России истинно верующих гораздо меньше, чем принято считать. Но ведь горькая правда всегда лучше сладкой неопределенности, не так ли?

Материалы по теме

В Финляндии с начала года церковный налог отказались платить до 20 тысяч человек, а в Германии за прошлый год - 126 тысяч католиков. Почему православные в Германии не участвуют в государственной системе финансирования религиозных объединений через сбор специального налога, рассказывает секретарь Германской епархии РПЦЗ протоиерей Николай АРТЕМОВ
В ряде стран Европы действует система церковного налога - отчисления гражданами части своего дохода государству, из которого финансируются религиозные организации. В последние несколько лет она испытывает серьезные сбои. Так в Финляндии с начала года около 20 тысяч человек отказались платить церковный налог, как следует из опубликованных на днях данных сайта Eroakirkosta.fi, на котором финны могут написать отказ от уплаты налога и официально выйти из лютеранской церкви.

В Германии, где система церковного налога действует более ста лет, цифры вышедших из церкви по экономическим соображениям еще выше. Только Католическую церковь в этой стране за прошлый год покинули более 126 тысяч человек - рекордное число за последние десятилетия секуляризации.

Православные приходы в Германии изначально выбрали иной путь. В государственной системе финансирования религиозных объединений через сбор специального церковного налога они не участвуют - их деятельность оплачивается из добровольных пожертвований. Напомним, что сегодня, по оценкам Евангелическо-лютеранской церкви, Православие является третьей по численности христианской конфессией в стране (примерно 1,5 миллиона человек).

Отношение Германской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей к церковному налогу поясняет секретарь епархии протоиерей Николай АРТЕМОВ:

Принятое в сентябре Германской католической епископской конференцией решение не считать членами церкви тех, кто не платит церковный налог, среди православных не обсуждалось. Возможно, что при следующей встрече православные епископы поговорят об этом, но не больше.

Все православные епископы, объединенные в Конференцию православных епископов в Германии, единодушны в том, что Православная Церковь призвана жить на добровольные пожертвования и добровольные членские взносы верующих.

Хотя ряд епархий зарегистрирован как публично правовые корпорации и могли бы подключиться к немецкой налоговой системе, однако ни одна этого не сделала и делать не собирается. Православные церковного налога никогда не платили. Все построено на добровольных началах (Ватикан рекомендовал немецким католическим епископам перейти на аналогичную схему финансирования епархий - ред.).

Теперь о правилах в Германии: Если человек официально подает на выход из своей (католической или протестантской) церкви в ЗАГСе, то сообщение о таком выходе посылается по месту жительства ксендзу или пастору. Получивший такое извещение священник должен посетить «заблудшую овцу», чтобы постараться ее переубедить.
Несомненно, на средства из налогов Католическая церковь содержит многие социальные службы и весьма полезные. Сокращение бюджета вредит этой деятельности. Обе основные деноминации - католическая и евангелическая - должны считаться с тем, что этот «айсберг» тает на глазах. Явление это, конечно, грустное.

Почему немцы выходят из Церкви?
Чаще всего немцы отказываются от налога и сообщают о выходе из церкви из экономических соображений. Хотя и консервативные католики тоже уходят, поскольку настроены против «модернизма». Полагаю, что своим недавним решением католические епископы попытались указать на серьезные последствия такого шага и сохранить прихожан в церковной ограде. Однако это заявление грозит вернуться к ним бумерангом. Во всяком случае, дискуссия об отношениях церкви, веры и государства сегодня серьезно разгорелась в немецком обществе.

Какие последствия ждут человека, отказавшегося платить церковный налог и объявившего о выходе из церкви?
Под запретом «участия в богослужении» подразумевается активное участие в таинствах или в социальной жизни прихода по месту жительства. Ушедшего, таким образом, не хоронят, не венчают. Он не имеет права занимать какие-то должности в приходе. Но посещение богослужений и общественных мероприятий запрету не подлежит. Туда может прийти каждый, в том числе иудей или мусульманин. Конечно, полиция не будет выводить человека из храма.

У католиков нет той евхаристической дисциплины, которая соблюдается в Православной Церкви. Не требуется исповедь, например. Обойти запрет на участие в таинствах очень легко. Можно даже поехать в Рим, в собор св. Петра, и там подойти к причастию, после обеда, без поста и исповеди. Но это было бы лукавством. Иначе говоря, в этом вопросе дело предоставлено совести верующего.

Многим непонятно, каким образом можно считать отказ от налога автоматически «выходом из церкви». Частичная потеря прав вследствие отказа от исполнения обязанностей логична. Но сущность дела все же далеко не ясна. Споры будут продолжаться. Немцы любят порядок, и тревожит их вопрос: каким образом здесь формально и жестко «вера» прицеплена к «государству».

Отказ платить в свою церковь путем государственным ведь не может сам по себе считаться «апостасией», полным отпадением от католической церкви. Существует также иная возможность: что если, например, католик предложит: я отказываюсь платить налог, но буду платить в свой приход добровольно, только вот без «помощи» государства, перераспределяющего налоги?

Вопрос уже стоит. Ответа пока нет. А православным удалось избежать этих проблем.

Церковный налог в Германии появился еще XIX в. Сегодня его взимают финансовые управления федеральных земель. В разных землях его величина варьируется от 8 до 9% . В налоговых декларациях, которые заполняют немцы, есть специальный пункт о принадлежности к религиозной общине. Это означает отнюдь не декларацию, какую веру исповедует налогоплательщик, а то, какой именно религиозной организации он государство должно направить полученные от него средства.

Если человек отказывается платить церковный налог, то он заявляет о своем выходе из церкви. Обычно именно эти данные приводят СМИ под броскими заголовками «126 тысяч католиков в Германии отреклись от церкви за год».

Среди католиков вопрос, понимать ли такой экономический выход из церкви как апостасию, отречение, или нет, до недавнего времени оставался открытым. В сентябре Конференция немецких епископов приняла решение отлучать от причастия тех, кто подал в финансовую службу заявление о выходе из церкви.26 сентября католическое Фрайбургское архиепископство выиграло длившуюся почти 5 лет судебную тяжбу с профессором Хартмутом Цаппом, добивавшимся права не платить церковный налог и оставаться в местном католическом приходе. Если бы суд удовлетворил иск Цаппа, то система церковного налога была бы поставлена под сомнения.

Ради спасения Италии правительство Монти усиливает налоговый прессинг и призывает итальянцев потуже затянуть пояса. Наконец, черед дошел и до «неприкасаемой» ранее церкви. С одной стороны, Ватикан — это иностранное государство и по всем существующим законам никаких налогов Италии оно платить не должно. Но не все так просто. Святой Престол, находясь «де-факто» на территории Италии, является счастливым обладателем 20 процентов всей местной недвижимости. Однако одно дело ею владеть, а совсем другое — платить налоги, чем на протяжении долгих лет церковь себя не утруждала.

Латеранские соглашения от 11 февраля 1929 года признали суверенитет и исключительную юрисдикцию Римской католической церкви в отношении находящейся на его территории недвижимости. А в 2005 году последовал еще и закон, отменяющий муниципальный налог на недвижимость в отношении ста тысяч церковных некоммерческих учреждений. При этом, что немаловажно, коммерческая недвижимость, находящаяся на территории Италии, исходя из все того же закона, подлежит обязательному налогообложению.

Как бы там ни было, именно эта мера позволила церкви не только ежегодно экономить около двух миллиардов евро, но и неплохо зарабатывать на этих самых «некоммерческих учреждениях», которые на проверку оными не всегда являются. Дело в том, что все церковное имущество (будь то ресторан, гостиница, спортивные центры и прочие сугубо «коммерческие» объекты) в случае Ватикана автоматически приобретают статус «некоммерческих» и, соответственно, «необлагаемых» налогом, если на их территории находится, к примеру, часовня или «помещение для проведения церковного обряда». Не говоря уже о том, что нередко доходит до того, что квартиры, предназначенные для священнослужителей, сдаются в найм туристам.

Для представителей других конфессий, базирующихся в Италии, действуют похожие правила. И все же различия есть. Как рассказал «РГ» представитель мусульманской общины Рима, пожелавший остаться неизвестным, мечети, зарегистрированные как неправительственные организации, налогов не платят, а вот частные мусульманские храмы обязаны платить налог на недвижимость, несмотря на то, что они также занимаются религиозной, а значит, некоммерческой деятельностью. «Попахивает двойными стандартами», — заключил источник.

Тем не менее все может измениться и достаточно быстро. Практикующий католик Марио Монти, по всей вероятности, войдет в историю Италии как первый итальянский политик, который решился ввести налог на недвижимость Римско-католической церкви. Разговоры об этом шли с первых дней создания нового кабинета министров, но мало кто верил, что Монти «посмеет посягнуть на святое». Как стало известно на днях, Профессор (так величают в народе премьера страны) все-таки решился.

С 2013 года Ватикану придется поучаствовать в спасении Италии. В отношении некоммерческой собственности, приносящей доход (в области здравоохранения, культуры или спорта), а также недвижимости, имеющую смешанную природу (как коммерческую, так некоммерческую), впредь будет взыматься единый муниципальный налог на недвижимость (IMU). «Спастись» от этой участи смогут лишь те, кто к 2013 году сумеет доказать, что никакой коммерческой деятельности на вверенном объекте им не ведется.

Между тем

Как полагают эксперты, от введения налога на недвижимость церковь как институт и Ватикан как государство вряд ли обеднеют — в их распоряжении имеется великое множество разнообразных источников дохода. Хотя, нельзя не заметить, что своих прихожан Ватикан на сей счет не слишком тревожит: те вольны делать добровольные пожертвования, а также выделять «восемь от тысячи» — налог (8 евро от каждой заработанной тысячи), который итальянцы могут платить на выбор: либо государству, либо любой церковкой организации, включая синагогу и мечеть.

Вне мирских законов

Американские церкви, представляющие всевозможные религии и конфессии — от протестантов и католиков до мормонов, методистов, пресвитерианцев, квакеров и евангелистов — не платят налоги со своего «божественного дохода». В стране, где четкая уплата налогов возведена в культ повседневной жизни рядового американца, особое положение священников вызывает массу вопросов у быстро растущей части атеистически настроенного населения США.

Согласно американским законам, церкви, считаясь благотворительными организациями, не платят федеральных, региональных или местных налогов, а их пасторы также освобождены практически от всех «податей», за исключением подоходного налога за оказываемые ими религиозные услуги. Впрочем, если по религиозным соображениям служителю культа в Америке претит платить налоги, то, написав соответствующее заявление в налоговой службе, священники могут избавить себя от такой необходимости.

Американские налоговики не только не требуют налоговых деклараций от церквей, но и не обязывают посредников между земной суетой и небесами отчитываться за расходы, как это происходит в случае со светскими некоммерческими учреждениями и благотворительными организациями.

Хотя в разное время некоторые американцы пытались оспаривать конституционность изъятия церквей из налоговых норм страны, все попытки распространить мирские законы на божественные таинства закончились ничем. Последним и наиболее показательным таким делом стал иск нью-йоркца по фамилии Уалц к городской налоговой комиссии с требованием прекратить фактическое принуждение граждан к субсидированию церквей в Нью-Йорке. Это случилось в 1970 году. Громкое дело даже дошло до Верховного суда США, который, подумав, поддержал законность «налоговой неприкосновенности» учреждений культа.

Церкви в США в большинстве своем не бедствуют. Так, сегодня в Америке насчитывается около 350 тысяч церквей, и в позапрошлом году, согласно имеющейся статистике, американская паства пожертвовала порядка 110 миллиардов долларов своим религиозным учреждениям. Протестанты, коих большинство в Америке, жертвуют примерно в полтора раз больше, чем католики и представители других христианских конфессий. Немалую помощь оказывает церквям и федеральное правительство, распределяя многомиллионные гранты.

Кстати

Хотя США традиционно считаются страной с сильными религиозными чувствами среди населения, последние социсследования показывают, что быстро растет и количество атеистов. Если в 1990 году неверующих в высшие силы американцев насчитывалось 8 процентов, то сегодня количество «безбожников» перевалило за 19,6 процента. Таковы данные октябрьского социологического опроса компании «Пью».

Настоятели нахватали миллионы

Отношение к религии в китайском обществе и государстве специфическое. Например, кандидатуры на пост руководителя той или иной религиозной ветви — муфтиев, кардиналов, панчен-ламу — утверждает партия после длительной процедуры проверки на благонадежность.

Роль храмов и монастырей в жизни китайского общества порой необычна. Например, всемерно известный Шаолиньский монастырь в последнее время ассоциируется с успешным коммерческим предприятием, а не духовной школой. Настоятели-миллионеры — именно так воспринимается местное духовенство.

По китайским законам храмы сами по себе освобождены от любых налогов. К слову, они не приносят и никакой прибыли. Зато образованные при монастырях коммерческие предприятия, а это разрешается законом, должны платить в государственную казну наравне с другими компаниями.

Вместе с тем есть и лазейки, которыми, судя по всему, многие успешно пользуются. Например, если храм создает предприятие на «неосвоенных территориях», то в таком случае коммерческая структура получает значительные льготы. Кроме того, опять же на примере Шаолиньского монастыря создаются учебные заведения, которые могут не облагаться налогами. Зато обучение в основном идет на платной основе.

Бог простит за 125 евро

Немецкие христианские церкви свято придерживаются правила о том, что торговцам не место в храме. Однако беднее они от этого не стали. Даже наоборот, богаче. Только за счет церковного налога римско-католическая церковь собрала в 2011 году 4,9 миллиарда евро, а евангелическая — 3,9 миллиарда.

Количество верующих католиков и протестантов в Германии примерно одинаково — в среднем по 24 миллиона человек. Только вот в последние годы паства в массовом порядке покидает святое лоно церкви, и самая распространенная причина этого — церковный налог. Люди не хотят связывать свою веру с принудительной оплатой. Так, за прошедший год католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч.

Сумма обязательного церковного налога зависит от дохода каждого верующего и от федеральной земли. Она равняется 8-9 % подоходного налога и начисляется дополнительно ко всем другим налогам. По последним подсчетам, в среднем церковь собирает по 125 евро в месяц с верующего. От церковного налога освобождаются дети и студенты, а также неимущие, безработные, получатели социального пособия и бедные пенсионеры. Однако все они должны принести пастору соответствующее официальное подтверждение. В семьях, где лишь один из супругов — верующий, церковный налог исчисляется по специальной формуле. В конечном итоге его платит не более трети всех членов той и другой церкви.

Отказ от церковного налога должен быть произведен лично в районном суде или в ЗАГСе. Католики требуют от верующих еще и предварительного посещения консультации у местного священника, который всеми силами постарается убедить отступника не покидать лоно церкви. После официального отказа от оплаты церковного налога католическая церковь Германии исключает верующего из своих рядов. Он больше не может принимать участие в священных таинствах церкви и принадлежать местной церковной общине. Евангелическая церковь в этом случае не разрешает участвовать в церковных обрядах или быть их субъектом. Однако ни та, ни другая церковь не запрещает посещение храма. Отлучать от церкви за неуплату налога католикам запрещает декрет Папы Римского от 2007 года.

В Германии церковный налог обоснован историческим развитием отношений государства и церкви. После того, как в XIX веке церковное имущество по большей части отошло государству, оно обязалось отвечать за сбор доходов другим способом. По конституции Веймарской республики 1919 года христианская церковь получила статус «публично-правовой корпорации» и право взимать налоги со своих членов. Это правило вошло в современную конституцию ФРГ 1949 года. Таким образом сбор церковного налога государством был официально узаконен.

Для церковников сборы налогов через государственные финансовые учреждения весьма удобны и дешевы. Приносят они пользу и государству: за предоставление «услуги» оно удерживает от двух до четырех процентов всей собранной налоговой суммы. С помощью государства церковный налог собирает также еврейская община Германии и христианские общины, принадлежащие к Генеральной ассамблее унитарианских и свободных церквей.

Никак не разгуляться

Богата ли католическая церковь Франции? Была когда-то. До революции 1789 года, когда обладала немалыми земельными угодьями. В те времена с граждан даже взимался специальный налог в ее пользу. Бастилия поставила крест на всем этом, а спустя век с лишним, в 1905 году, церковь была отделена от государства.

Именно тогда все культовые строения были переданы местным органам самоуправления, а крупнейшие, такие как, к примеру, собор Парижской Богоматери, — государству. Правда, вся эта культовая недвижимость осталась в распоряжении служителей церкви, хотя формально они ею и не владеют.

От государства, как поведал «Российской газете» представитель главного объединения католиков Конференции епископов Франции Вансен Фовель, церковь ничего не получает. Живет же исключительно за счет пожертвований. Пожалуй, главным из них, приносящим в казну порядка 230 миллионов евро, то есть треть годового бюджета церкви, является добровольный взнос от сознательных верующих. Все это рассматривается властями в качестве средств, полученных некоммерческой структурой на собственное существование, а поэтому не облагается налогом.

Отдельно стоит вопрос о земельном налоге. По существующему положению, французская католическая церковь, как, впрочем, и другие религиозные конфессии, его не платит, если строения были возведены до 1905 года (их 30 тысяч), что и понятно: они им не принадлежат. Но помимо этого за минувшее столетие с лишним во Франции было возведено еще три тысячи католических храмов, а также имеющих к ним отношение сооружений. Здесь, как объяснил месье Вансен Фовель, ситуация следующая. Епархии, которым они принадлежат, освобождены от уплаты этого налога с тех культовых строений, которые открыты для публики. А вот за остальные, будь-то служебные помещения, семинарии, залы для проведения собраний, библиотеки и прочее, надо налог платить на общих основаниях, как это делают все юридические и физические лица во Франции.

Платят ли налоги священники и другие церковные служащие? Они декларируют свои доходы, но подавляющее большинство их не платит.

Почему? Да потому, что жалование настолько мало (в пределах 800-900 евро), что оно оказывается, как, впрочем, у около половины французов, ниже начального уровня прогрессивной шкалы подоходного налогам (http://www.rg.ru)