Что показывает валидатор в автобусе. Несколько очень важных недостатоков общественного транспорта

valid - действительный, имеющий силу, правомерный) - электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки информации документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков) записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля за правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом .

Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно недорогая цена обслуживания устройства.

Московский наземный транспорт

Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения.

Санкт-Петербург

Ручной валидатор ПК-001

С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов - валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.

К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 8 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета).

В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:

  • Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
  • Проезд оплачен.
  • Проезд не оплачен (например истек срок действия).
  • Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном маршруте уже оплачен).
  • Валидатор заблокирован контролёром на время проверки оплаты проезда.

Индикация работы валидатора

Информационные валидаторы имеют ЖК дисплей, который, помимо индикации событий аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации, необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе ЭПБ.

Другие города

В Красноярске с помощью пластиковой электронный карты льготные группы населения могут расплатиться за проезд в городском общественном транспорте с начала 2008 года, все остальные граждане - с ноября 2010 года . Кондукторы всех автобусов, троллейбусов, трамваев имеют переносные ридеры (валидаторы). Пополнить карты можно через многофункциональные платёжные терминалы, а также в городских отделениях почтовой связи.

В Кемерово оплатить проезд подобным образом можно с января 2010 года. Система введена во всех автобусах, троллейбусах и трамваях города. При оплате при помощи транспортной карты возможна экономия до 1 руб на одну поездку.

В городе Алма-Ата (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространение, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.

В Екатеринбурге с конца 2009 года введена транспортная карта "Е-карта". Система введена во всех троллейбусах, трамваях и автобусах города. Валидаторы находятся у кондукторов либо установлены на вертикальном поручне на задней площадке. Также валидаторами оснащены и некоторые из маршрутных такси. Возможна оплата проезда и обычным способом. с 2012г. оператор МегаФон запустил услугу по оплате проезда с мобильного телефона в городском транспорте Екатеринбурга. Правда, сначала такой сервис был реализован лишь в Екатеринбургском метро, но теперь такая возможность появилась и в наземном транспорте. Благодаря новой услуге МегаФона, оплачивать проезд с мобильного телефона можно во всех видах наземного общественного транспорта Екатеринбурга, на ряде коммерческих маршрутов, а также на всех станциях Екатеринбургского метрополитена - везде, где принимается "Е-карта".

В Ярославле с 2010 года во всех видах общественного транспорта введена система оплаты при помощи пополняемого электронного проездного(оплата производится на месяц вперёд). Валидаторы предоставлены кондукторам и водителям. Также осталась возможность приобретения обычных билетов разовой поездки.

В некоторых московских автобусах сняли валидаторы в начале и в конце салона. На это обратили внимание в соцсетях, убедились в этом и журналисты The Village.

В итоге оплатить проезд можно только около центральных дверей, к которым не всегда получается пробраться из-за большого числа пассажиров. В Мосгортрансе нам ответили, почему отключили считывающие устройства.

Мосгортранс

«Мы увеличиваем число валидаторов, принимающих оплату банковскими картами и смартфонами с функцией бесконтактных платежей - обновляем программное обеспечение на новых устройствах, заменяем валидаторы старого образца».

По утверждению ведомства, валидатор может отсутствовать только у одной из дверей - и менее чем в 5 % всех городских автобусов. На деле же из трех валидаторов чаще всего оставляют только один, в центре.

После обслуживания считывающие устройства вернут на место. В Мосгортрансе обещают, что валидаторы будут работать у всех дверей в автобусах уже в начале 2020 года. Оплатить проезд теперь можно будет не только проездным, но также картой или смартфоном. Эта функция есть и сейчас, но работает с перебоями.

© Общественное достояние

В Петербурге кондуктор автобуса решила выгнать «безбилетника», не попытавшись разобраться, почему валидатор не считывает оплату проезда с банковской карты пассажира. В таких, казалось бы, рядовых ситуациях, люди делятся на две категории: те, кто будет отстаивать свои права и ругаться с кондуктором, и те, кто выйдут на следующей остановке. «Форпост» попытался разобраться кто прав, кто виноват.

Утром в пятницу, 1 июня петербуржец Максим Уставщиков дождался на остановке «Бульвар Свободы» в Колпино автобуса №327. Как обычно, он решил оплатить проезд картой Сбербанка, однако в этот раз валидатор решил не считывать её и не «взял» с него деньги. Наличных у местного жителя с собой не было.

Со слов пассажира, кондуктор не стала разбираться в ситуации и решила выставить молодого человека за дверь на следующей же остановке.

«Хотел узнать правоту кондуктора в автобусе, заставила меня выйти, так как оплата по карте не прошла. Написан был отказ на валидаторе. Я ей показал баланс, что карта рабочая. В таком случае чьи это проблемы, мои или перевозчика? Платить же я не отказывался. Мог бы ехать дальше», - спросил совета Уставщиков в одном из городских пабликов.

В беседе с «Форпостом» петербуржец уточнил, что бейджа с именем и фамилией на кондукторе не оказалось, а государственный знак автобуса он, к сожалению, не запомнил.

«Все молчали, пока я не спросил у кого есть «Сбербанк онлайн», тогда студент мне дал денег, а я ему перевёл. А то высадить меня хотели сразу на следующей остановке на улице труда в Колпино», - объяснил «Форпосту» Уставщиков.

Местный житель не стал выяснять отношения с сотрудницей автобуса и портить себе настроение, но неприятный осадок остался.

Автобус №327, двигавшийся по маршруту «Заводской проспект» – «улица Чернова» - на балансе СПб ГУП «Пассажиравтотранс», в пресс-службе которого «Форпосту» сообщили, что будут разбираться в этой ситуации. Однако оперативного комментария по ситуации «Форпосту» получить не удалось.

Член петербургской коллегии адвокатов Данил Степочкин рассказал, что перевозчик сам определяет должностные обязанности кондуктора.

«Согласно тому, какие перевозчик прописал обязанности своему кондуктору, исследуется вопрос о правомерности/неправомерности его действий во время служебной проверки в соответствии с инструкциями и должностными обязанностями. Если в них по его трудовой функции записан именно такой порядок в верификации пассажира: валидатор + контрольное устройство и этого достаточно для принятия решения о высадке пассажира или о прекращении дальнейшей его перевозки, то тогда он права. Если этого недостаточно и нужно было иными способами проверить, пройдёт оплата или нет, а кондуктор этого не сделал, то он совершил нарушение дисциплинарного характера. Со стороны пассажира всё понятно, если у него никак не проходит оплата на всех устройствах, которые есть в автобусе, значит у карты есть какой-то дефект и тут он не виноват», - объяснил «Форпосту» адвокат.

Подобные случаи происходили не только в Петербурге. Часто контролёры высаживают «безбилетников»-детей. Например, в ноябре 2016 года в Челябинске и Екатеринбурге кондукторы не разрешили школьникам доехать до нужной им остановки. Выяснилось, что девятилетняя девочка потеряла свой школьный проездной, а у 10-летнего мальчика не нашлось нужной суммы. Так, в мороз детям пришлось добираться до дома пешком.

В Уголовном кодексе РФ есть 238 статья (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), под которую такие кондукторы попадают. Однако не всегда эта статья применима.

Пока в российском законодательстве нет чёткого определения, кто прав, а кто виноват в ситуации с «безбилетниками», некая вольность кондукторов «хочу и ворочу» будет присутствовать. Ну а как разрешится ситуация с петербургским «зайцем», ещё предстоит выяснить.

«Умная система» оплаты проезда в общественном транспорте оказалась опасной для владельцев бесконтактных банковских карт. Если в зону действия «умного» автобусного валидатора случайно попадает «умная» банковская NFC-карта, с нее автоматически, без спроса, могут списаться деньги за проезд. И может быть даже – все так устроено не случайно.

Деньги уходят, не спросившись

Началось всё с пустяковой истории. Петербурженка Марина Валерьевна Р. обнаружила, что со счета ее новой банковской карты исчезли 40 рублей.

– Вдруг прилетела СМС об оплате 40 рублей «Пассажиравтотрансу». А я не платила! В транспорте я пользуюсь льготным проездным, а деньги ушли с карты Visa Сбербанка, – говорит Марина Валерьевна.

Пострадавшая пошла разбираться в Сбербанк, внятного ответа не получила. Банкиры стояли твердо: раз деньги со счета ушли – значит, услуга была получена и оплачена.

В чем дело, Марина Валерьевна разобралась сама. Она хранит все карточки – проездную и банковские – в одном кошельке. Карта Сбербанка изготовлена по NFC-технологии и оснащена бесконтактной системой оплаты PayWave. Такую карту можно просто поднести к терминалу, и деньги (до 1000 рублей) списываются без пин-кода. Очень удобная система, сказали в банке.

Подвохов от удобной технологии Марина Валерьевна не ждала. При входе в автобус поднесла кошелек с проездным к валидатору на поручне. Загорелся сигнал, что проезд оплачен. Оказалось, что заплатила Марина Валерьевна кредитной картой, а не льготным проездным. Хотя, может быть, и с него поездка списалась.

Зона риска – вторая дверь

Этот случай – наверняка не единичный. Многие хранят разные карты в одном кошельке и ездят в автобусах – и, значит, подвергают риску свои банковские счета. За разъяснением мы обратились в Сбербанк. Если коротко, там ответили, что они ни при чем. И переложили ответственность на перевозчика – «Пассажиравтотранс».

«Приоритет списания стоимости поездки при одновременном прикладывании транспортной карты (в данном случае ИЕЛБ) и банковской бесконтактной настраивается перевозчиком («Пассажиравтотранс») и его интегратором (МФ-Тариф). Банк, осуществляющий эквайринг на бортах общественного транспорта СПб, – Газпромбанк. В описанной ситуации, скорее всего, приоритет настроен на банковскую карту, в связи с этим программное обеспечение валидатора сначала обратилась по протоколу доступа к банковской NFC-карте и произвело списание полной суммы поездки. ПАО Сбербанк не является участником данного транспортного решения и не влияет на приоритизацию обращения к транспортной карте или банковской при одновременном прикладывании», – разъяснили в Управлении маркетинга и коммуникаций Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк».

«Город 812» обратился в Комитет по транспорту. Мы спросили, почему валидатор самостоятельно снимает деньги с банковской NFC-карты, а не считывает поездку с льготного проездного билета. Ведь должно быть наоборот: для того и существуют льготные билеты, чтобы оплата проезда была выгодной?

Чиновники проблему не признали. По их словам, валидаторы не рассчитаны на предъявление двух карт одновременно. Эту ситуацию создатели умной системы оплаты проезда не предусмотрели. По их словам, валидатор снимает деньги (или поездки) с той карты, которая первой попадает в зону его действия. Приводим ответ Комитета по транспорту.

«Учитывая пожелания жителей и гостей Санкт-Петербурга в подвижном составе СПб ГУП «Пассажиравтотранс» с 2017 года установлены Банковские Валидаторы, из расчета одно устройство на транспортное средство, расположенное справа при входе во вторую дверь.

На Банковских Валидаторах размещены стикеры, информирующие пассажиров о приеме ими в оплату бесконтактных банковских карт, они отличаются от Считывателей форм-фактором и цветом. Дополнительно данные устройства позволяют принимать в оплату проездные билеты Санкт-Петербурга, оформленные на электронные карты. И Считыватели, и Банковские Валидаторы не рассчитаны на одновременное предъявление пассажиром нескольких карт с оформленными на них проездными билетами, нескольких банковских карт или их сочетания, находящихся в кошельке, сумке и т.п. Алгоритмы работы Считывателей и Банковских Валидаторов разрабатывались с учетом обеспечения минимального времени на обработку оплаты, чтобы не задерживать пассажиров в часы максимального пассажиропотока. В случае внесения в зону действия Банковского Валидатора электронной карты, содержащей проездной билет Санкт-Петербурга, и бесконтактной банковской карты, в первую очередь будет обработана карта, первой попавшая в зону действия», – говорится в ответе чиновников.

В качестве решения проблемы они предлагают «прикладывать непосредственно электронную карту, выбранную в зависимости от способа оплаты». То есть пассажирам следует самостоятельно заботиться о том, чтобы рядом с валидатором не было других карт.

Экранируйте бумажники

Мы спросили программистов – можно ли настроить приоритизацию считывания карт так, чтобы в первую очередь списывались поездки, а не деньги? «Запросто!» – ответили нам.

Но возможна и обратная ситуация.

– Валидаторы можно настроить так, чтобы они списывали и поездки с льготных проездных, и деньги с бесконтактных карт в том случае, если обе карты попали в зону действия, – говорит программист Павел Семенов.

И тогда уже может получиться целая мошенническая схема, в ходе которой перевозчик получает и «живые» деньги с банковских карт, и компенсацию из бюджета за перевезенных льготников. Возможно, прокуратуру Петербурга заинтересует эта потенциально интересная схема.

Как защитить свои деньги на бесконтактной карте? На этот счет есть рекомендация Банка России. ЦБ РФ советует россиянам «использовать специальные экранированные бумажники» и класть карту «в отсек, экранированный фольгой».

Елена Роткевич

Для того чтобы провести оптимизацию, в московских общественных автобусах будут принимать платежные карты. 1 сентября 2018 года запланирована процедура снятия турникетов. В том случае, если общественный транспорт будет обладать данным оборудованием, граждане смогут оплатить проезд, воспользовавшись собственной банковской картой.

Безопасные валидаторы в автобусах – что это такое?

Граждане Российской Федерации, которые передвигаются по территории Москвы, должны знать о том, что уже с 1 сентября во всём транспорте, который является наземным, будут демонтированы специальные турникеты. Для оптимизации процедуры оплаты проезда будут установлены 6 000 специальных валидаторов. Чтобы она проходила безопасно, устаревшие устройства для оплаты проезда будут заменены на новые.

Валидаторы, которые приобретены московскими властями, позволяют считывать необходимую информацию не только с билетов и социальных карт, но и с карт, позволяющих использовать систему платежей, не нуждающихся в контакте – PayPass, PayWave.

Также для оплаты проезда в наземном транспорте можно использовать телефоны, которые работают с приложениями Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay и так далее. Чтобы определить, существует ли у пользователя возможность оплаты проезда при помощи валидатора, на устройствах появляется специальная символика. Контролеры могут проверить факт осуществления оплаты проезда, гаджет подносится к устройству ответственного лица.

Цены на билет при использовании валидатора

В случае если жители и гости столицы Российской Федерации будут использовать валидатор для оплаты проезда в общественном транспорте, стоимость билета составит всего 40 рублей. Во время приобретения стандартного билета стоимость одной поездки значительно увеличивается (на 15 рублей). Валидаторы внедряются в общую систему общественного транспорта для того, чтобы значительно сэкономить время посадки в автобусы и троллейбусы.

В том случае, если в наземном транспорте демонтируют турникет, на 30 секунд сокращается время посадки. Возможно, эта цифра кажется не столь значительной, но в целом время поездки сокращается на 20 процентов. Впервые валидаторы начали устанавливать в наземном транспорте в 2017 году в летний период. Для того чтобы отметить эффективность этой системы, специалистам предоставили достаточно времени. Валидаторы установили на 47 автобусных маршрутах, которые пролегали по всей территории столицы Российской Федерации (ближе к спортивным объектам).