Экономическая сфера общества. Тест "экономическая сфера жизни общества"

На рубеже 1870 - 1880-х гг. во внутриполитической жизни страны от-четливо проявляются признаки кризиса:

Возросло число крестьянских выступлений.

В деревне распространялись слухи о скором переделе по-мещичьей земли, отмене подушной подати .

Брожение в крестьянской среде проходило на фоне нарастания кризиса в аграрной сфере. Помещичьи хозяйства в основной своей массе не приспособились к капиталистиче-ским условиям производства, а крестьянские развивались медленно.

Каз-на была опустошена огромными военными расходами, которые превыси-ли годовой бюджет.

1870-х гг. был отмечен крупными стачками и забастовками рабочих Санкт-Петербурга, Москвы, Харькова и других крупных про-мышленных центров. Активизировалась деятельность революционеров-террористов. В начале февраля 1880 г. С. Н. Халтурин совершил очередное покуше-ние на императора. Возрастало давление общества на правительство. В периодической печати конца 1870-х гг. преобладали либеральные из-дания, выступавшие за дальнейшее развитие реформ.

14 августа 1881 г. было введено в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»:

· Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до пяти лет в любую местность и предавать военному суду,

· закрывать учебные заведения й органы печати,

· приостанавливать деятельность земств.

· в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение.

По инициативе нового министра внутренних дел была образована Комиссия для составления проектов местного управления под председательством М. С. Каханова.

Весной 1882 г. Н. П. Игнатьев выступил с проектом созыва Земского собора. Предполагалось, что повестку работы Собора подготовит Комиссия М. С. Каханова.

Идею созыва Земского собора не поддержали К. П. Победоносцев и М. Н. Катков.

Министром внутренних дел стал Д. А. Толстой, сторонник проведения жесткого консервативного курса.

В августе 1882 г. были введены «временные правила» о печати, усилившие административный контроль за содержанием периодических изданий и ужесточившие карательную цензуру.

В августе 1884 г. был принят новый Университетский устав, фактически упразднивший автономию университетов. Ректор и профессора назначались министром просвещения, а деканы — попечителями учебных округов. Значительно возрастала плата за обучение, был упразднен университетский суд. Надзор за студентами осуществляла особая инспекция.

В декабре 1886 г. Д. А. Толстой представил Александру III «всеподданнейший доклад», в котором излагалась программа пересмотра реформ 1860-1870 гг.

Практическая реализация программы Д. А. Толстого свелась к следующим мерам:

· Введение института земских начальников(1889г.). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян-помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянским населением: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинности сажали крестьян под арест, подвергали их телесным наказаниям. Осуществление последней меры стало возможно с упразднением мирового суда. Подлежавшие их рассмотрению дела передавались земским начальникам, которым были подконтрольны и волостные суды. Таким образом, институт земских начальников был призван укрепить позиции правительства на местах и существенно расширить права помещиков по отношению к крестьянам.

· Пересмотр законодательства о земствах (1890 г.). Думы санкционировались губернским начальством, ограничилось число заседаний Думы. Таким образом, городское самоуправление практически переходило под контроль правительства.

· Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887 г.). Из ведения суда присяжных изымались дела о«сопротивлении властям» (1889 г.), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887 г.).

· В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность».

Реформы 1860 - 1870-х гг. не развивались, а консервировались и даже усекались. Рассматривая внутреннюю политику Александра III, важно подчеркнуть, что правительство осуществило ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян и рабочих. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи. Учреждался Крестьянский банк (1882 г.),который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883-1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889 г.). Однако все это не улучшило благосостояния крестьянского населения.

Экономическое развитие России во второй половине 19 века

Реформы 60 - 70-х гг. придали ускорение экономическому развитию страны, способствовали росту городского населения, изменили со-циальную структуру общества Именно в это время складывается профессиональный слой рабочих, окончательно порвавших с деревней и постоянно про-живавших вместе с семьями в крупных промышленных центрах.

Основой российской экономики оставалось сельское хозяйство, утратившее замкнутый натуральный характер и все более ориентиро-вавшееся на внутренний и внешний рынок.

Россия превращалась в крупнейшего экспортера хлеба. Значительная часть помещиков вела свое хозяйство на основе от-работочной системы: крестьянин обрабатывал землю помещика сво-им инвентарем за плату деньгами, продуктами или за право использо-вать помещичью землю и угодья. Сохранение же крестьянской общины с ее коллективным земле-пользованием и круговой порукой в уплате налогов было скорее вы-годно рядовому крестьянину, но мешало нарождавшимся кулакам рас-ширять свои земельные владения.

Российская промышленность развивалась циклично: в 60-е и до се-редины 70-х гт. наблюдался подъем, в 80-е наступил некоторый спад, в 90-е гг. — вновь новый экономический подъем. В пореформенные годы быстрыми темпами развивалась хлопчатобумажная промышлен-ность.

Не менее высокие темпы развития были характерны для сахарной промышленности. По произ-водству сахара Россия к концу 90-х гг. вышла на четвертое место в мире.

Конец 1860 - начало 1870-х гг. — время интенсивного железно-дорожного строительства, которое осуществляли фактически на госу-дарственные средства «железнодорожные короли» — подрядчики, на-живавшие на этом огромные состояния. Железнодорожное строительство стало мощным факто-ром развития промышленности.

Значительно вырос спрос на металл, топливо. Возникают акционерные общества. производство. Значительно увеличились инвестиции иностранного капитала в про-мышленность России.

Успехи отечественной промышленности не без основания связы-вают с деятельностью С. Ю. Витте (министр финансов в 1892-1903 гг.) и его политикой форсированной индустриализации. Составными ее частями являлись: перекачка средств из аграрного сектора в промыш-ленность; увеличение косвенных налогов и установление винной мо-нополии; защита отечественных товаропроизводителей от иностран-ных конкурентов посредством высоких таможенных пошлин; введение золотого денежного обращения; привлечение иностранного капитала. Реализация программы С. Ю. Витте значительно увеличила поступле-ния в казну финансовых средств, которые затем использовались в кре-дитовании промышленности. Тем самым на порядок усиливалось влия-ние государства на экономику страны.

В пореформенный период возрос объем внешней торговли России. В 1868 г. принимается один из самых либеральных таможенных та-рифов.

1881 - дворцовые идеологи выступают за низкий курс рубля. Бунге выпускает монеты.

Каковы основные сферы жизни общества? Каковы основные сферы жизни общества? Что включает в себя экономическая сфера? Что включает в себя экономическая сфера? Какую роль играет экономика в жизни людей? Какую роль играет экономика в жизни людей? Как связаны между собой подсистемы общества? Как связаны между собой подсистемы общества?


3. Политическая 2. Экономическая 4. Духовная 1. Социальная совокупность социальных общностей И групп, отношений между ними И специальных институтов и учреждений. Материальное производство и отношения возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмен и распределение. Охватывает различные формы и уровни познания. включает в себя политику Государство право


Цель урока:______________ Задачи урока: Задачи урока: Дать объективный анализ экономической сферы. Дать объективный анализ экономической сферы. Сформировать представления об экономических системах в современном мире. Сформировать представления об экономических системах в современном мире. Проанализировать взаимосвязь экономики и государства. Проанализировать взаимосвязь экономики и государства.

















Факторы производства численности трудоспособного населения страны и количества времени Объем трудовых ресурсов общества зависит от численности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это население может отработать за год площадями земель, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражается площадями земель, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых суммарной денежной стоимостью производственно-технического аппарата. Объем капитала измеряется суммарной денежной стоимостью производственно-технического аппарата. Объем предпринимательского ресурса измерить невозможно Объем точному измерению не поддается




Экономика как система. УЭ 2 Цель: выделить формы организации хозяйственной деятельности. Задание 1. Перечислить типы экономических систем.________________________ _____________ Задание 2. Какие вопросы решает экономика?____________________ _______________ Задание 3. Что влияет на выбор экономических систем?_______________________ ___________________ Используя схемы и рассказ учителя выполните задания. Приложения 5 (5 минут)


Экономическая система Особым образом упорядоченная совокупность связей и отношений между производителями и потребителями товаров и услуг Социально- экономические отношения Хозяйственный механизм системы Организационно- правовые формы хоз.деятельности Экономические связи между субъектами НерыночныеРыночные Традиционная система хозяйства Командно- административная система Смешанная экономика Рыночная экономика Директивное планирование Административные методы управления. Хозрасчетное стимулирование Конкуренция Рыночные структуры. Государственное регулирование


ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. рыночная административно- командная Место, базар Сфера денежного обращения Все вопросы производства решаются в зависимости от спроса и предложения Правительство Все вопросы решаются центральными органами (государственные планы)


Работа в группах 1я группа. Рыночная экономика. 1я группа. Рыночная экономика. 2я группа. Командно – административная экономика. 2я группа. Командно – административная экономика. 3я группа. Смешанная экономика. 3я группа. Смешанная экономика. 4я группа. Традиционная экономика. 4я группа. Традиционная экономика.







Человек в мире экономических отношений. 1я группа. Человек – производитель, предприниматель, бизнесмен. 1я группа. Человек – производитель, предприниматель, бизнесмен. 2я группа. Человек – потребитель, собственник, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью. 2я группа. Человек – потребитель, собственник, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью. 3я группа. Человек - как средство и предмет труда. 3я группа. Человек - как средство и предмет труда. 4я группа. Человек - частный собственник, рабочая сила. 4я группа. Человек - частный собственник, рабочая сила.
Роль государства в экономике ГОСУДАРСТВО Защита механизма конкуренции от недобросовестной конкуренции Создание стабильного законодательства Регулирование денежных средств Помощь социально незащищенным Охрана прав потребителя Контроль за качеством товаров Защита экономических интересов страны Охрана окружающей среды



Учебник представляет собой материалы по вопросам, раскрывающим содержание жизни общества и его отдельных сторон: экономической, политической, духовной, культурной, становления и функционирования государства, появления и развития форм общественного сознания. Учебник отвечает требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.

Экономическая сфера жизни общества

4.1. Понятие «экономическая сфера и «экономика». Ресурсы и их ограниченность

Экономическая сфера - решающая в жизни общества – регулирует вопросы производства, собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Экономическая сфера формируется исторически. Ее развитие обусловлено переменами в общественном производстве, необходимостью так стимулировать деятельность производителей, как этого требует характер и содержание труда.

Понятие «экономика» часто используется для характеристики общественного производства. Существуют разные подходы к определению содержания экономики.

Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться.

Во-вторых , с экономикой обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества.

В-третьих , под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В-четвертых , исследователи имеют в виду экономику, когда выделяют микро- и макроэкономическое производство и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие. Макроэкономика предстает как национальная экономика. Интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства.

В-пятых , выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др.

В-шестых, экономике придается ведущее место в системе общественных отношений. Она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни.

В реальной жизни производство всегда имеет определенную социально-экономическую форму и отличается отношениями, складывающимися между людьми.

Итак, экономика – это сфера деятельности человека, в которой создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей людей.

Ресурсы – это все то, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг и из чего человек извлекает для себя пользу.

Ресурсы можно разделить на:

природные (естественные силы и вещества);

материальные (все сверхприродные, «рукотворные» средства производства, которые являются результатом производства);

трудовые (население в трудоспособном возрасте);

финансовые (денежные средства, выделяемые обществом на организацию производства);

информационные (средства массовой информации). У всех ресурсов есть одно общее свойство: они имеются в ограниченном количестве. Действительно, кроме воздуха, солнечного тепла и дождя – все остальные средства удовлетворения человеческих потребностей существуют в ограниченном объеме.

Ограниченность – это недостаточность производственных ресурсов для создания того объема благ (товаров и услуг), которые люди хотели бы получить.

Для удовлетворения своих материальных потребностей люди организуют производство.

4.2. Производство

Производство – это определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для развития человеческого общества.

Общественное производство представляет собой сложное экономическое понятие, объединяющее в систему материальное и нематериальное производство. Материальное производство – основа развития человеческого общества вообще, нематериального производства в частности, роль которого неуклонно возрастает .

Истории известны две основные формы общественного производства – натуральное и товарное.

Натуральное производство – это такая форма хозяйствования, при которой продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления.

Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему, в которой каждый работает на себя, на свои внутренние потребности. Основными чертами натурального хозяйства являются замкнутость и консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. Законом развития натурального хозяйства является повторение производства в прежних объемах. Однако, несмотря на свою примитивность и относительную бесперспективность, натуральное хозяйство обладает устойчивым характером и существует до настоящего времени. Более развитым и сложным по сравнению с натуральным является товарное хозяйство.

Товарное производство – это такая форма организации хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке.

В процессе производства люди вступают в отношения между собой, т. е. в производственные отношения . Они представляют собой сложную систему, включающую в себя отношения собственности, а также формы распределения производственного продукта, его обмена и потребления.

Производство для общества есть объективная необходимость. Поскольку человеческие потребности безграничны, постоянно изменяются и растут – это побуждает общество развивать производство. Для этого используются факторы производства.

Факторы производства – это элементы системы производства и процессы, воздействующие на него.

Выделяются следующие основные факторы производства:

земля (все виды природных ресурсов, имеющихся на планете, пригодные для производства благ);

труд (человеческие усилия, которые затрачиваются в процессе производства);

капитал (материальные и духовные ресурсы, с помощью которых можно увеличить продуктивность земли и труда);

предпринимательство (специальные способности людей, умеющих координировать и управлять производством);

информация (знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной экономической деятельности). В процессе производства каждый фактор выполняет свою функцию и имеет свою долю дохода:

ренту (собственники земли);

заработную плату (наемные работники);

процент (владельцы капитала);

прибыль (предприниматели);

контроль (руководители, акционеры средств массовой информации).

Для того чтобы производить, факторы производства должны соединяться. По характеру соединение факторов производства может осуществляться:

на добровольных началах (если средства производства находятся в собственности самих производителей);

в принудительном порядке (если средства производства отделены от работников и являются собственностью других членов общества).

В свою очередь, принуждение к соединению факторов производства может быть:

внеэкономическим (рабство и феодализм осуществляли это непосредственно с помощью вооруженной силы – заставляли рабов и крестьян под угрозой оружия работать на себя);

экономическим (капитализм реализовывает это с помощью товарно-денежных отношений, т. е. капиталист не заставляет рабочего работать на него, но рабочий вынужден наниматься на работу, чтобы не умереть с голоду).

Результатом общественного производства является совокупный общественный продукт (СОП), состоящий из предметов, вещей и оказываемых услуг.

По своей экономической роли совокупный общественный продукт делится на:

материальные затраты (сырье, энергия, материалы);

чистый продукт (труд работников, занятых в общественном производстве за определенный период времени).

В свою очередь чистый продукт включает в себя:

необходимую часть (которая служит воспроизводству рабочей силы, удовлетворяя как материальные потребности людей в питании, одежде, жилье, так и помогая реализовать их духовно-социальные стремления);

прибавочную часть (которая необходима для расширения производства и формирует общественные накопления). Совокупный общественный продукт можно также измерить, применяя следующие показатели:

валовый общественный продукт (ВОП), являющийся совокупной стоимостью всех произведенных за год в стране конечных товаров и услуг;

национальный доход (НД) – это часть совокупного общественного продукта, содержащая вновь созданную в течение года стоимость;

Конец ознакомительного фрагмента.

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ « ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА».

ВАРИАНТ 2.

Задания части А.

1. Российское правительство оказало материальную помощь лицам, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюст-рирует данный факт?

А) распределения б) потребления в) обмена г) производства.

2. Экономические системы различаются:

А) объемом инвестиций в экономику б) способами распределения ограниченных ресурсов в) количеством денежной массы в обращении г) уровнем квалификации работников.

3. Сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

А) финансовым планом б) бухгалтерским отчетом в) государственным бюджетом

г) экономическим расчетом.

4. Верны ли суждения:

А. Размеры полученной производителем прибыли являются одним из факторов роста предложения.

Б. Увеличение цены обычно приводит к увеличению предложения.

5. Прямые налоги характеризуются тем, что они:

А) взимаются только с предприятий- монополистов б) не взимаются с граждан в) используются только для сокращения гос. долга г) являются обязательным сбором в пользу государства.

6. Государство в рыночной экономике:

А) обеспечивает правовую защиту частной собственности б) устанавливает цены на товары первой необходимости в) централизованно распределяет ресурсы г) определяет размеры ставок и окладов рабочих на предприятиях.

7. К типам предприятий, выделенных в зависимости от формы собственности, относится:

А) производственное объединение б) акционерное общество в) естественная монополия г) филиал фабрики.

8. К рынку экономических ресурсов относится:

А) рынок труда б) товарный рынок в) фондовый рынок г) валютный рынок.

9. К расходам государственного бюджета относится:

А) прибыль гос. предприятий б) % по гос. облигациям в) взносы на социальное обеспечение г) акцизы.

10. Верны ли суждения:

А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение прибыли.

Б. Важнейшая задача Центробанка состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.

11. Экономический показатель, выражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год:

А) ВВП б) ВНП в) личный доход г) национальный доход.

12. Рост спроса на услуги менеджеров отражает ситуацию на рынке:

А) капиталов б) труда в) фондовом г) товаров и услуг.

13. Верны ли суждения:

А. В процессе приватизации гос. собственность переходит в частную собственность.

Б. Акционерное общество является формой коллективной собственности.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.

14. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов- это:

А) акция б) кредит в) сертификат г) вексель.

15. Что не характерно для периода подъема в экономическом цикле:

А) сокращение инвестиций б) снижение безработицы в) рост заработной платы

г) увеличение объемов кредитов.

Задания части В.

1.Заполните пропущенное в схеме:

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Традиционная Командная Рыночная ______________.

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В начале 90-х гг в России было лишь около 10 гос. банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны.(2) По официальным данным Центробанка, на май 1996г. в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556- паевых и 1012- акционерных. (3) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. (4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню.

Определите, какие положения носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений. Ответ запишите в виде последовательности букв.

3. Установите соответствие между факторами производства и примерами. Ответ запишите в виде последовательности букв.

ПРИМЕРЫ: 1. токарный станок 2. каменный уголь 3. наладчик оборудования 4. офис фирмы 5. менеджер.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: А) земля Б) труд В) капитал.

Задания части С.

1. Перечислите три признаки командной экономической системы.

2. На трех примерах покажите источники доходов семьи.

3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно- исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала является следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования. А. Фелдстайн

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии.. Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения. Р. Альфонсин.

3-3. Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет гос. регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществознания, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

Совокупность устоявшихся отношений в социуме называют сферой жизни общества. Существует четыре основных сферы: экономическая, социальная, духовная и политическая. В данной статье мы познакомимся с экономической сферой общества, разберёмся со значением понятия собственности и особенностями межличностных отношений.

Экономическая сфера жизни общества

Совокупность связей между людьми, при которых создаются или перемещаются материальные блага, называют экономической сферой жизни общества. К ней относится изготовление, обмен, распределение различных товаров и услуг. Для этого необходимы производительные силы – инструменты, станки, а также рабочая сила (люди). Во время изготовления товара между людьми складываются производственные отношения.

Производственные силы и отношения в совокупности представляют экономическую сферу.

Понятие «экономика» возникло в Древней Греции. Слово состоит из двух основ: «эйкос» – хозяйство и «номос» – закон, и обозначает - «хозяйствование по закону» или «мастерство ведения хозяйства».

Человек является основной производительной силой и источником экономической инициативы. Существуют два типа человеческих усилий:

  • труд - исполнители;
  • предпринимательство - организаторы.

В современном обществе важную роль в производительности труда имеет наука. С её помощью можно создать новые или облегчить привычные орудия труда.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Понятие собственности

Межличностные связи, касающиеся владения, распоряжения, перемещения, пользования материальными благами, называют отношениями собственности. Изначально такие взаимоотношения регулировались традицией и обычаями, но в современном обществе они устанавливаются на основе правовых норм.

Особенность отношений собственности состоит в том, что они предполагают наличие других социальных связей. Так владелец, распорядитель и пользователь - это не один и тот же человек, а абсолютно разные личности.

Чаще всего собственность является основой ряда обязанностей, которые фиксируются в правовых отношениях. Существуют такие формы собственности: личная, частная, коллективная и государственная.

Проблемы экономической сферы общества

Экономическая жизнь общества и его развитие тесно связаны между собой. А именно:

  • Общество постоянно производит материальные блага;

Показателем благосостояния является уровень жизни каждого члена общества. Он включает в себя состояние здоровья человека, условия окружающей среды, доступность культуры, прожиточный минимум и другие показатели. Низкая производительность труда может быть связана с использованием устаревших технологий, неквалифицированных кадров. А чем больше хотим потреблять благ, тем больше нужно их производить.

  • Производство и разделение труда влияют на развитие социальной структуры;

Качественным показателем развития экономики является плотность и численность населения, его состояние здоровья и продолжительность жизни. Проблема экономической сферы общества лежит в неравенстве доходов. В развитых странах доходы обеспеченных слоёв населения перераспределяются в пользу бедных путём социального обеспечения (пенсия, пособия).

В каждой стране свой уровень бедности. Так для развивающихся стран он составляет 1 доллар на человека в день; для СНГ и Восточной Европы - 4 доллара; для развитых государств - 14,4 доллара.

  • Влияние экономических отношений на политику государства;

Большинство развитых стран выбрали рыночные преобразования в экономике. Важной задачей государства при этом остаётся поддержание конкуренции и борьба с монополизмом, а также разработка стратегии экономического развития страны.3.9 . Всего получено оценок: 67.