Формирование страховой части трудовой пенсии. Г.Н.Батанов отвечает на вопросы будущих пенсионеров

В начале декабря 2012 года сразу несколько федеральных законов внесли изменения в законодательство РФ о страховых взносах. Поправки вступили в силу с 1 января 2013 года, но часть из них начнет действовать с 1 января 2014 года. В настоящей статье специалисты 1С:ИТС рассматривают основные положения, касающиеся изменений в тарифах взносов на пенсионное страхование, на «травматизм», действующие в отношении страхователей-работодателей, а также изменения в порядке исчисления страховых взносов для самозанятых лиц.

Страховые взносы в ПФР

Наиболее значимые изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ в действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании. Рассмотрим их подробнее.

Общие тарифы пенсионных взносов

Поменялся порядок распределения пенсионных взносов, уплачиваемых за работников 1967 г. р. и младше, между страховой и накопительной частью пенсии.

Таблица 1

Пониженные тарифы страховых взносов, установленные на 2013 и последующие годы для отдельных категорий страхователей, имеющих право на их применение в соответствии с законодательством РФ

Период

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Для лиц 1966 г.р. и старше

Для лиц 1967 г.р. и моложе

Для лиц 1967 г.р. и моложе

В п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21 %, из них:

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

6 % - индивидуальная часть тарифа

21 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

19 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

В п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

14 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014 и последующие годы

14 % - индивидуальная часть

12 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

от 23.08.1996 № 127-ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющих деятельность в области IT-технологий (изменения внесены в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

8 % - индивидуальная часть

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014-2017 годы

8 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

13 % - индивидуальная часть

11 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

20 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

18 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

В п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21,6 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

15,6 %, из них:

5,6 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

23,2 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

21,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

При этом для работников 1967 г. р. и младше тариф установлен в случае, если они не распорядились своими накоплениями.

В отношении работников 1967 г. р. и младше, которые распорядились своими накоплениями, Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ устанавливаются отдельные тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Пониженные тарифы страховых взносов на 2014 и последующие годы для страхователей, уплачивающих страховые взносы в отношении работников 1967 г.р. и младше, которые распорядились своими накоплениями

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Сельхозтоваропроизводители и пр. организации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; плательщики ЕСХН; плательщики, производящие выплаты инвалидам I, II или III группы; общественные организаций инвалидов; организации с уставным капиталом, полностью состоящим из вкладов общественных организаций инвалидов с численностью не менее 50 %, долей зарплаты инвалидов в ФОТ - не менее 25 %; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (изменения внесены пп. «а» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 21 %

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» (изменения внесены пп. «б» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год и последующие - 14 %

8 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Хозяйственные общества, созданные после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий (изменения внесены пп. «в» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014-2017 годы - 8 %

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2018 год - 13 %

7 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2019 год - 20 %

14 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Страхователи, осуществляющие производство и выпуск в эфир и (или) издание СМИ, в т. ч. в электронном виде, исключая рекламные и эротические СМИ (изменения внесены пп. «д» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 23,2 %

17,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Взносы для временно пребывающих на территории РФ иностранцев

Изменения коснулись перечня застрахованных лиц, а именно - временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, с которыми заключаются срочные трудовые договоры.

Ранее пенсионные взносы платились с вознаграждений этой категории работников, если с ними заключен срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Начиная с 1 января 2013 года страховые взносы на выплаты этим лицам необходимо начислять, если с ними заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Исходя из формулировки, приведенной в новом пункте 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ , можно сделать вывод, что не важно, со сколькими работодателями и на какой срок были у временно пребывающего на территории РФ иностранца (лица без гражданства) заключены срочные трудовые договоры. Если общая продолжительность работы по всем трудовым договорам такого лица составляет шесть месяцев и больше, то в отношении него пенсионные взносы уплачиваются. Взносы на выплаты данной категории работников начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части пенсии, независимо от года рождения этих лиц (в 2013-2015 гг. - 22 %, начиная с 2016 года - 26 %).

Дополнительные тарифы взносов на пенсионное страхование

С 1 января 2013 года с выплат физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение пенсии, необходимо платить дополнительные пенсионные взносы (п. 11 ст. 3 и п. 5 ст. 6 Закона № 243-ФЗ). Эти взносы перечисляются на страховую часть пенсии и составляют солидарную часть тарифа.

Размеры перечисляемых средств установлены новыми и 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ):

1) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (занятые на подземных работах и работах с вредными условиями труда и в горячих цехах):


2) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в остальных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ :


При этом ограничение предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы, в данном случае не применяется (п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Это значит, что дополнительные страховые взносы на пенсионное страхование начисляются на все суммы, выплачиваемые работникам.

Работодатель освобождается от уплаты дополнительных пенсионных взносов по результатам специальной оценки труда, порядок проведения которой будет установлен отдельным законом (п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов «на травматизм»

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013-2015 гг. не повышаются и остаются на уровне, определенном в статье 1 Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ (ст. 1 Закона № 228-ФЗ). В перечень лиц, которые имеют право платить страховые взносы «на травматизм» в размере 60 процентов от основного тарифа, добавлены предприниматели, выплачивающие вознаграждения работникам инвалидами I, II, или III группы.

Тарифы страховых взносов для самозанятых лиц

  • прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские и иные подобные учреждения РФ.

Отсутствие деятельности в этом случае необходимо подтверждать документами, которыми, например, могут быть выписка об отсутствии движений по лицевым счетам (если они есть), документ об отсутствии кассовых операций и т. п.

Если в течение указанных выше периодов деятельность все же велась, то взносы уплачиваются в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев «занятости».

При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

  • РФ (через ВЭБ);
  • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
  • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

2005 — 2007 г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

  • повысить уровень материального стимулирования работников;
  • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
  • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
  • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

Корпоративные пенсионные программы

С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

Функции пенсионной схемы:

  • условия и порядок внесения взносов;
  • условия распределения инвестиционного дохода;
  • возможности выкупных сумм;
  • правила наследования;
  • уровень доходности;
  • формирование и расходование пенсионного резерва.

Пенсионные схемы могут быть двух видов:

  • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
  • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

  • тарифного разряда работника (тарифная программа);
  • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
  • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Среднемесячная заработная плата, руб.

Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

Численность пенсионеров, млн чел.

Дефицит ПФР. млн руб.

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Доходная масть

Расходная часть

Сальдо бюджета

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

Намечаемые изменения

планируется

планируется

62 года (2018 г.)

Германия

67 лет (к 2029 г.)

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Реформа пенсионного законодательства в Российской Федерации продолжается. В конце прошлого года был принят Федеральный закон "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", устанавливающий виды выплат за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица.
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Закон N 360-ФЗ), о котором мы сказали выше, за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 июля 2012 г.
В связи с принятием и вступлением в силу Закона N 360-ФЗ Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" внесены изменения в:
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Закон N 111-ФЗ);
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ).
Изменения, внесенные в перечисленные выше Законы, вступят в силу также с 1 июля 2012 г., и далее в статье мы будем приводить нормы законодательства, которые начнут действовать с указанной даты.
Как вы знаете, трудовая пенсия по старости может состоять из страховой части и накопительной части, что установлено п. 2 ст. 5 Закон N 173-ФЗ. Исходя из ст. 2 названного Закона, накопительная часть трудовой пенсии застрахованного лица - это суммы, учитываемые в специальной части индивидуального лицевого счета, а именно: страховые взносы, поступившие за это лицо и направляемые на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателей, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений и доходы от их инвестирования, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии и доход от их инвестирования.
Пенсионные накопления застрахованного лица представляют собой совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного капитала), направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования.
Установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, где и учитываются перечисленные выше средства пенсионных накоплений (п. 3 ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из сумм пенсионных накоплений, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной части трудовой пенсии по старости при ее назначении или предыдущей корректировке (п. 8 ст. 17 Закона N 173-ФЗ).
Следующий Закон, к которому мы обратимся, - это Закон N 111-ФЗ. Статьей 31 этого Закона определено, что при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии вправе:
- выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Законом N 167-ФЗ. Напомним, что на основании ст. 32 Закона N 167-ФЗ застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) начиная с 1 января 2004 г.;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ и осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР, выбрав инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
Порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии за счет средств пенсионных накоплений установлен Законом N 360-ФЗ (п. 2 ст. 38 Закона N 111-ФЗ), который, как мы уже отмечали, за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 июля 2012 г.
Виды выплат за счет средств пенсионных накоплений определены п. 1 ст. 38 Закона 111-ФЗ, ст. 2 Закона N 360-ФЗ, и эти выплаты таковы:
- выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
- срочные пенсионные выплаты;
- единовременные выплаты, предусмотренные Законом N 360-ФЗ;
- выплаты в случае смерти застрахованного лица правопреемникам застрахованных лиц в случаях, установленных Законом N 173-ФЗ.
Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением первых трех названных выше выплат к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления (п. 1 ст. 3 Закона N 360-ФЗ). Размер этих выплат определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в ГПФ или НПФ, на день, с которого назначается соответствующий вид выплат (п. 3 ст. 3 Закона N 360-ФЗ).
Причем застрахованное лицо вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение 10 лет со дня ее назначения или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости (п. 2 ст. 3 Закона N 360-ФЗ). Лица, указанные в ст. 4 Закона N 360-ФЗ, при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты (п. 4 ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Напомним, что пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии - это форма индивидуального аналитического учета в НПФ, отражающая движение средств пенсионных накоплений, включая отдельно движение средств взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и отдельно движение средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", начисление и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу, а в случае смерти застрахованного лица до ее назначения - выплаты правопреемникам (ст. 3 Закона N 75-ФЗ).
Итак, право на получение единовременных выплат имеют следующие категории застрахованных лиц (ст. 4 Закона N 360-ФЗ):
- лица, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - по достижении мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет. Напомним, что единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим права на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, является обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию, что установлено п. 1 ст. 9 Закона N 167-ФЗ;
- лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ, - при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).
Правила единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1047.
Формы документов, необходимых для осуществления единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 8 февраля 2010 г. N 66н.
Правила единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1048.
Срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) (п. 1 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
Чтобы определить размер срочной пенсионной выплаты, необходимо сумму средств пенсионных накоплений, учтенных в ПФР или в НПФ, по состоянию на день, с которого застрахованному лицу назначается срочная пенсионная выплата, разделить на количество месяцев периода такой выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет). Период выплаты застрахованное лицо указывает в заявлении о назначении срочной пенсионной выплаты (п. 3 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
Размер срочной пенсионной выплаты с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из сумм, которые не были учтены при определении суммы средств пенсионных накоплений для исчисления размера срочной пенсионной выплаты при ее назначении или предыдущей корректировке (п. 4 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
И последний вид выплат за счет средств пенсионных накоплений - это выплаты в случае смерти застрахованного лица правопреемникам застрахованных лиц в случаях, установленных Законом N 173-ФЗ.
Пунктом 12 ст. 9 Закона N 173-ФЗ определено, что в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств материнского капитала и доходов от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 Закона N 173-ФЗ.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время определить конкретных лиц из числа указанных в п. 12 ст. 16 Закона N 173-ФЗ или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Чтобы сделать это, застрахованному лицу следует подать соответствующее заявление в ПФР, причем заявление может быть представлено в электронной форме.
Если застрахованное лицо не распорядится своими средствами пенсионных накоплений и не представит такого заявления, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, будут распределены между ними в равных долях. Выплата производится родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
- в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
- во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, только при отсутствии родственников первой очереди. В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, эти средства учитываются в составе резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.
Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в ПФР в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Такой срок установлен п. 3 ст. 38 Закона N 111-ФЗ. Если этот срок будет пропущен правопреемником, он может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица.
Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741.
Отметим, что в порядке, предусмотренном п. 12 ст. 9 Закона N 173-ФЗ, производятся выплаты:
- в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему срочной пенсионной выплаты либо до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений (выплачиваются средства, учтенные в ПФР или в НПФ) (п. 6 ст. 5 Закона N 360-ФЗ);
- в случае если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему срочной пенсионной выплаты (выплачивается остаток средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского капитала), учтенных в ПФР или НПФ, не выплаченный умершему застрахованному лицу в виде срочной пенсионной выплаты).

Список литературы

1. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".