Градостроительный кодекс статья 53 строительный контроль. Кто осуществляет надзор за строительством? Строительный аудит как один из вариантов строительного контроля

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 468

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".

Приложение к Положению. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, ...

Приложение
к Положению о проведении строительного
контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (млн. рублей)

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов)

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек)

от 30 до 50

от 50 до 70

от 70 до 90

от 90 до 125

от 125 до 150

от 150 до 200

от 200 до 300

от 300 до 400

от 400 до 500

от 500 до 600

от 600 до 750

от 750 до 900


Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года:

а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле

Н=0,04193*С/С,

где:

Н - норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года;

С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года, возведенная в степень 0,8022;

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

Электронный текст документа

Основная цель контроля и надзора в строительстве - избежать брака, недоделок, замены и удешевления материалов, упрощения проектных решений, не допустить необоснованного завышения стоимости работ, а также обеспечить безопасность последующей эксплуатации построенного объекта.

Функции технического контроля за строительством могут исполнять представители Заказчика, подрядчика, госорганов, а также непосредственно авторы проекта.

Осуществление строительного контроля на крупных и технически сложных объектах проводит независимая специализированная инжиниринговая компания, имеющая соответствующий допуск саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами и смонтированными инженерными системами чаще всего осуществляется от лица Заказчика.

Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей.

Также работы по организации и осуществлению строительного контроля выполняют организации, специализирующиеся на осуществлении противопожарного, санитарно-эпидемиологического, промышленного, энергетического и других видов надзора. За основу архитектурно-строительного контроля данные организации берут нормативные документы, которые действуют на этапах проектирования, строительства объекта, а также его эксплуатации.

Основные надзорные органы

Для оказания услуг строительного контроля также привлекаются независимые специализированные службы (в том числе ИП), имеющие допуски СРО на проведение проверочных работ. В данном случае независимые эксперты выступают в качестве третьей стороны в процессе строительства наравне с Заказчиком и подрядчиком.

Как происходит осуществление строительного контроля?

Прежде всего, Заказчик должен получить разрешение на строительство. Данный документ выдают Органы ГАСК. После того, как Технический заказчик извещает о начале строительства, происходит назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем как представитель органа, осуществляющего строительный контроль и надзор, он будет принимать решение о соответствии построенного объекта утвержденной проектной и рабочей документации и готовности его к эксплуатации.

Перед выходом на строительную площадку генподрядной организации необходимо получить ордер на производство работ. По прибытии инспектора ГАСК на стройплощадку его должен сопровождать представитель Строительного надзора от Заказчика или подрядчика.

Госнадзорные структуры

Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор)?

  • ГУП «Мосводосток» – следит за строительством сетей ливневой канализации;
  • ГУП «Мосводоканал» – осуществляет контроль прокладки наружных сетей канализации и водопровода;
  • ОАО «МОЭСК» – ведет надзор строительства наружных сетей электроснабжения;
  • ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС;
  • ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей;
  • ОАО «МОЭК» и ОАО «Московская теплосетевая компания» – ведут технадзор за монтажом тепловых сетей.

Другие госорганизации, осуществляющие функции технического контроля за строительством

На начальном этапе строительства проверки и надзор за производством работ могут самостоятельно проводить следующие государственные органы:

  • Роспотребнадзор;
  • Ростехнадзор;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Почему строительный контроль и надзор лучше доверить независимому эксперту?

Как уже упоминалось, осуществление строительного контроля может быть возложено как на заказчика, так и на подрядчика. Однако специфика российского рынка диктует необходимость привлечения третьего, независимого лица, в качестве которого выступают специализированные организации.

Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.

Проблема заключается в том, что у заказчика и исполнителя цели зачастую не совпадают. Если первый желает получить качественный и возведенный в установленные сроки объект без превышения сметы и даже с ее экономией, то второй стремится получить от проекта максимальную выгоду. Нередко недобросовестные подрядчики, выполняющие функции технадзора , завышают объемы работ и расходных материалов в отчетных документах, причем умело обосновывают это с целью получить от заказчика возмещение. Изначальный бюджет таким образом увеличивается, порой раздуваясь до невероятных размеров.

Поэтому для осуществления строительного контроля желательно привлекать независимую надзорную организацию. Компетентная компания, не имеющая заинтересованности в искажении отчетов и не являющаяся представителем ни одной из сторон проекта, обеспечит соблюдение надлежащего качества строительства и не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотреблений со стороны подрядной организации сохраняется. Ведь не каждая управляющая строительством компания располагает кадрами, способными профессионально разбираться в тонкостях строительной сферы.

Таким образом, привлечение к проекту независимой контролирующей организации является оптимальным вариантом для обеспечения всех требований проектно-сметной документации. Обращаясь к SEVERIN DEVELOPMENT, вы получите качественный комплексный контроль на всех этапах строительства.

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 53 ГрК РФ

1. Наряду с выдачей разрешения на строительство, которое является формой превентивного контроля за качеством строительства, ведется также и постоянный контроль непосредственно за процессом строительства. Комментируемая статья достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с осуществлением контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте за соблюдением соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (соответственно если проектная документация разрабатывалась на основе архитектурно-планировочного задания, то требованиям архитектурно-планировочного задания).

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов (но не позднее 1 июля 2010 г.) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с разъяснениями Госстроя России до вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 г., направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие:
———————————
Письмо Госстроя России от 22 декабря 2003 г. N ЛБ-8381/9 // Бюллетень строительной техники. 2004. N 1.

— право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности;

— надежность зданий и сооружений и их инженерных систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

— устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей в расчетных условиях опасных природных воздействий (в том числе сейсмических) и при пожарах;

— охрану здоровья людей в процессе эксплуатации зданий и сооружений (в том числе необходимые параметры внутреннего климата, акустический и световой режимы помещений);

— доступность среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

— безопасность строительных материалов и изделий, процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации для жизни или здоровья людей и окружающей среды;

— размерную и функциональную совместимость и взаимозаменяемость в строительстве;

— правила приемки и методы контроля в строительстве;

— сокращение расходов топливно-энергетических ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

— охрану окружающей среды, экологическую безопасность и соблюдение санитарных правил при осуществлении градостроительной деятельности (в том числе рациональное использование природных ресурсов).

Также обязательны требования специальных технических условий на строительство особо сложных и уникальных зданий и сооружений, согласованных в установленном порядке с органами государственного надзора.

Строительный контроль должен осуществляться при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте любого объекта капитального строительства.

2. Обязанность осуществлять строительный контроль лежит прежде всего на лице, осуществляющем строительство (так называемый производственный контроль). Федеральными законами могут предусматриваться и особенности осуществления такого контроля. Так, Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), осуществляемого в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. При этом субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представить сведения об организации производственного экологического контроля в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством (ст. 67). Кроме того, указанный Закон предусматривает возможность проведения общественными и иными некоммерческими организациями, а также гражданами общественного экологического контроля, результаты которого в обязательном порядке подлежат рассмотрению органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (ст. 68).

Осуществлять строительный контроль (технический надзор) — это право застройщика (заказчика).

Застройщик (заказчик) может привлекать лицо, подготовившее проектную документацию, для осуществления авторского надзора. Так, согласно ст. 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственными представителями на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

В случае если строительство, реконструкция и капитальный ремонт осуществляются на основе договора строительного подряда, то в соответствии со ст. 749 ГК РФ заказчик также имеет право привлекать к осуществлению контроля и надзора за строительством и принятию от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком инженера (инженерную организацию) без согласия подрядчика. Привлечение инженера (инженерной организации) осуществляется, как правило, посредством заключения с ним договора поручения. Если инженер является работником заказчика, то соответственно он работает на основании трудового договора (контракта). При привлечении инженера (инженерной организации) его правомочия в отношении дачи подрядчику обязательных указаний и иные функции определяются в договоре строительного подряда.

3 — 7. В ч. 3 — 7 комментируемой статьи 53 ГрК РФ: закрепляются обязанности лица, осуществляющего строительство, по проведению строительного контроля, права застройщика (заказчика) (в случае осуществления строительства на договорной основе); устанавливается обязанность проводить контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения; устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Требование письменного оформления указанных замечаний и актов по результатам осуществления строительного контроля имеет важное значение. Такие документы должны в обязательном порядке учитываться при расследовании случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате отступления от проектной документации, нарушения требований технических регламентов.

8. Согласно ч. 8 комментируемой статьи порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации. В качестве таких нормативных правовых актов необходимо отметить Свод правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», одобренный Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44 , и СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренные Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70 . Указанные документы носят рекомендательный характер.
———————————
Бюллетень строительной техники. 1999. N 7.

Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2004. N 3.

Так, согласно СНиП 12-01-2004 при выполнении лицом, осуществляющим строительство, производственного контроля за качеством строительства следует выполнять следующие действия:

— входной контроль проектной документации, представленной застройщиком (заказчиком);

— приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

— входной контроль применяемых материалов, изделий;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

— оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ.

При входном контроле проектной документации следует проанализировать всю представленную документацию, включая проект организации строительства и рабочую документацию, проверив при этом: ее комплектность; соответствие проектных осевых размеров и геодезической основы; наличие согласований и утверждений; наличие ссылок на материалы и изделия; наличие перечня работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность объекта и подлежат оценке соответствия в процессе строительства; наличие предельных значений контролируемых по указанному перечню параметров, допускаемых уровней несоответствия по каждому из них; наличие указаний о методах контроля и измерений, в том числе в виде ссылок на соответствующие нормативные документы. При обнаружении недостатков соответствующая документация возвращается на доработку.

Входным контролем в соответствии с действующим законодательством проверяют соответствие показателей качества покупаемых (получаемых) материалов, изделий и оборудования требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств на них, указанных в проектной документации и (или) договоре подряда. При этом проверяют наличие и содержание сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество указанных материалов, изделий и оборудования. При необходимости могут выполняться контрольные измерения и испытания указанных выше показателей. Методы и средства этих измерений и испытаний должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и (или) технических свидетельств на материалы, изделия и оборудование. Материалы, изделия, оборудование, несоответствие которых установленным требованиям выявлено входным контролем, следует отделить от пригодных и промаркировать. Работы с применением этих материалов, изделий и оборудования следует приостановить. Застройщик (заказчик) должен быть извещен о приостановке работ и ее причинах.

Операционным контролем исполнитель работ проверяет: соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные технологические операции; соблюдение технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами; соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции нормативной документации. Места выполнения контрольных операций, их частота, исполнители, методы и средства измерений, формы записи результатов, порядок принятия решений при выявлении несоответствий установленным требованиям должны соответствовать требованиям проектной, технологической и нормативной документации.

В целях осуществления технического надзора застройщик (заказчик) может выполнять: проверку наличия у исполнителя работ документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения исполнителем работ правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования (при выявлении нарушений этих правил представитель технадзора может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов); контроль соответствия выполняемого исполнителем работ операционного контроля указанным требованиям; контроль наличия и правильности ведения исполнителем работ исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированную приемку исправленной документации, передачу ее исполнителю работ; контроль исполнения исполнителем работ предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ условиям договора и календарному плану строительства; оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двусторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением исполнителем работ требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации. Для осуществления технического надзора застройщик (заказчик) при необходимости может сформировать службу технического надзора, обеспечив ее проектной и необходимой нормативной документацией, а также контрольно-измерительными приборами и инструментами.

Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости — и начального периода его эксплуатации. При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Основные обязанности лица, осуществляющего авторский надзор, заключаются в: проведении выборочной проверки соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил; выборочного контроля за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования; своевременном решении вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», и контроле за исполнением, информировании застройщика (заказчика) о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов. Лица, осуществляющие авторский надзор, вправе, а в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором с застройщиком (заказчиком), обязаны участвовать в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений, и в приемке в процессе строительства отдельных ответственных конструкций.

Второй комментарий к Статье 53 Градостроительного кодекса

1. Строительный контроль — это комплекс мероприятий, которые осуществляются непосредственно застройщиком или лицом, осуществляющим строительство. Комментируемая статья 53 ГрК РФ определяет цели и порядок проведения такого контроля. Строительный контроль не следует отождествлять с государственным надзором, поскольку они имеют различное правовое регулирование, отличаются по субъектному составу, а также по полномочиям данных субъектов (см. решение ВС РФ от 17 октября 2008 г. N 3-40/08). Целями строительного контроля являются проверка соответствия выполняемых работ проектной документации требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, а с 1 января 2017 г. — также и разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Такой контроль осуществляется непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Пример: поскольку строительство — это создание зданий, строений, сооружений, реконструкция — изменение параметров объектов и их частей, капитальный ремонт — замена или восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, то проверка в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта может быть осуществлена только при строительном контроле лицом, осуществляющем строительство, а кроме того, на основании договора также застройщиком или заказчиком. Таким образом, в соответствии с требованиями ГрК РФ к полномочиям органов государственного строительного надзора деятельность, связанная с осуществлением проверки на предмет соблюдения норм градостроительного законодательства при размещении, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, соблюдения порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий (градостроительных планов земельных участков), разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, не отнесена (см. решение Волгоградского областного суда от 31 января 2006 г. N 3-4/2006).

Необходимо отметить, что действующее законодательство не различает понятий строительного контроля и технического надзора. Поэтому в судебной практике эти понятия отождествляются (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 января 2011 г. по делу N А78-2301/2010).

Одним из видов строительного контроля является авторский надзор (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2015 г. по делу N А53-14376/2014; письмо Министерства регионального развития РФ от 30 апреля 2010 г. N 17906-ИП/08). Авторский надзор — один из видов услуг, оказываемых заказчику, по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта. Порядок проведения авторского надзора устанавливается в Своде правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (введен в действие Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44), Своде правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (утв. Приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 г. N 98/пр).

2. Субъектами строительного контроля являются:

— лицо, осуществляющее строительство;

— застройщик или технический заказчик, с 1 июля 2017 г. — также лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или региональный оператор. При этом заключение договора с техническим заказчиком не освобождает заказчика реконструкции (строительства) от ответственности за ненадлежащее осуществление строительного контроля. Право заказчика на привлечение иного лица для осуществления производственного контроля корреспондирует с его обязанностью такой контроль обеспечить либо собственными силами, либо силами привлеченных специалистов (см. Постановление ФАС Московского округа от 20 декабря 2013 г. по делу N А40-169148/2012);

— физическое или юридическое лицо, привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора;

— лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Необходимо отметить, что подрядчик не может осуществлять строительный контроль одновременно и за себя и за заказчика.

Пример: заявитель посчитал, что действующее законодательство не содержит запрета на осуществление подрядчиком функций строительного контроля заказчика, запрет на проведение строительного контроля со стороны заказчика и подрядчика одним субъектом не установлен. Суд указал, что если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу — профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Проанализировав п. п. 5 и 6 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468, суд пришел к верному выводу о том, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, содержательно отличаются и не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2016 г. по делу N А60-19907/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2016 г. по делу N А32-42596/2014).

В правоприменительной практике спорным является вопрос о необходимости иметь свидетельство о допуске к соответствующему виду работ при осуществлении строительного контроля. В одних случаях суды полагают, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, которые подтверждаются соответствующим свидетельством.

Пример: отсутствие в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утв. Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, однако не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика, застройщика не требуется получение свидетельства о допуске к соответствующему виду работ. Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2015 г. по делу N А60-1100/2014).

В других случаях суды указывают, что лица, осуществляющие строительный контроль, не обязаны иметь выданные ГрСРО свидетельства о допуске к таким видам работ.

Пример: работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень, что не исключает право застройщика (заказчика) на самостоятельное проведение строительного контроля и означает лишь отсутствие у него обязанности по получению свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства (см. Постановление ВС РФ от 24 июня 2016 г. N 304-АД16-6361).

Особенность финансовой стороны строительного контроля заключается в том, что заказчик не обязан возмещать подрядчику стоимость услуг контролирующей организации. Функции строительного контроля подрядчик обязан осуществлять по общему правилу. Заказчик же имеет право на осуществление этих функций. Таким образом, на подрядчике лежит обязанность осуществлять строительный контроль, тогда как у заказчика данной обязанности нет (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июля 2015 г. по делу N А76-8705/2014). Также комментируемая часть не предусматривает право заказчика на контроль за стоимостью приобретаемых застройщиком строительных материалов и истребования документов, ее подтверждающих. Соответственно, заказчик не имеет права требовать уменьшения твердой цены договора в связи с тем, что стоимость строительных материалов является завышенной (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 25 июля 2013 г. по делу N А55-26153/2012).

3. Части 3, 4 определяют обязанности, которые возложены на лицо, осуществляющее строительство, при проведении строительного контроля. К ним относятся:

— обязанность извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства. При этом выполнение работ в соответствии с проектной документацией не освобождает от исполнения этой обязанности (см. Постановление ФАС Московского округа от 8 августа 2013 г. по делу N А40-146191/2012);

— обязанность проводить контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций. При этом должны проводиться испытания конструкций и составляться акты освидетельствования скрытых работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Отсутствие актов освидетельствования работ влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А63-23244/2008-С6-39).

Застройщик или технический заказчик при выявлении по результатам проведения контроля недостатков может потребовать проведения повторного строительного контроля (ч. 5 комментируемой статьи). Ненадлежащее осуществление строительного контроля может повлечь административную ответственность (см. Постановление ВС РФ от 24 февраля 2016 г. N 305-АД15-19871, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июня 2016 г. по делу N А40-151243/2015).

4. Часть 6 комментируемой ст. 53 ГрК России определяет особенности проведения строительного контроля в случаях выполнения других работ по истечении более чем шести месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля. При этом строительный контроль должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов. Орган государственного строительного надзора имеет право выдать предписание о проведении повторного контроля (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июня 2015 г. по делу N А53-21664/2014).

5. Несмотря на то что ч. 7 комментируемой статьи обязывает оформлять в письменной форме замечания к подрядчику по осуществлению строительного контроля составлять акт и об устранении указанных недостатков, комментируемая часть не предусматривает возможность выдачи заказчиком или застройщиком предписаний подрядчику по выявленным нарушениям.

Пример: в связи с этим судом не было принято во внимание в качестве доказательства надлежащего осуществления строительного контроля выданное застройщиком подрядчику предписание (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А51-9505/2010).

6. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи 53 Градостроительного кодекса РФ порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами РФ. В качестве таких нормативных правовых актов необходимо отметить:

— Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

— Методику проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СДОС-04-2009 (принята решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20 июля 2009 г. N 30-БНС);

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №А45-15690/2015
г. Новосибирск
02 сентября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2015 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Ковырзиной И.Ю., после перерыва секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области, г. Новосибирск

к Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании недействительным пункта 2 Предписания от 05.05.2015 № 1-6/1096

при участии представителей:

заявителя: Кузнецова В.В. по доверенности от 26.01.2015, служебное удостоверение

заинтересованного лица: не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Новосибирской области обратилось Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее – заявитель, управление, ГУФСИН по НСО) с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным пункта 2 Предписания от 05.05.2015 №1-6/1096 в части: «В срок до 07.08.2015 устранить нарушение части 2 статьи РФ (технический заказчик ГУФСИН России по Новосибирской области осуществляет строительный контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность вышеуказанного объекта капитального строительства, не имеющий свидетельство СРО о допуске к таким видам работ. Работы по строительству оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно пункту № 32 раздела III приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции…»).

Заявленные требования обоснованы ссылками на часть 2статьи , часть 2 статьи РФ (далее – ГрК РФ), приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624, письма Минрегиона России от 06.12.2010 № 40915-ИП/08, от 08.06.2010 № 23377-ИП/08, письмо Минстрой России от 15.05.2015 № 14547-АБ/08, мотивированы отсутствием в пункте 32 Перечня видов работ…, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624, указания на необходимость заказчику (застройщику) иметь допуск СРО на осуществление строительного контроля.

Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в заседание суда не обеспечила, в отзыве на заявление считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, полагает, что проведение строительного надзора лицом, непосредственно осуществляющим строительство, не освобождает иных лиц, в частности технического заказчика, от исполнения обязанности по проведению строительного контроля, при этом, по мнению заинтересованного лица, в случае осуществления контроля заказчиком самостоятельно, он обязан иметь свидетельство о допуске на осуществление строительного контроля

В соответствии со статьями , Арбитражного процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено по существу в отсутствии представителя инспекции, после перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседания, объявления в судебном заседании перерыва с 24.08.2015 по 31.08.2015.

Как следует из материалов дела, в период с 06.04.2015 по 05.05.2015 инспекцией проведена проверка осуществления строительства объекта капитального объекта по ул. Волочаевская, 53 стр. в Дзержинском районе г. Новосибирска - пятисекционный 10-ти этажный крупнопанельный дом для служащих. «Второй этап строительства (секции № 3, 4, 5)», техническим заказчиком которого является ГУФСИН России по НСО, застройщиком – ФБУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН по НСО», лицом, осуществляющим строительство (генеральным подрядчиком) - ООО Строительная компания «Союз Военных Строителей».

По результатам проверки составлен акт № 6/1096 от 05.05.2015, из которого следует, что ГУФСИН по НСО, как технический заказчик осуществляет своими силами и средствами строительный контроль за выполнением работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, при отсутствии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, что, по мнению инспекции, является нарушением требований части 2 статьи 53 ГрК РФ. Данное обстоятельство послужило основанием для выдачи управлению предписания, пунктом 2 которого заявителю предписано в срок до 07.08.2015 устранить нарушение части 2 статьи 53 ГрК РФ.

Полагая, что в указанной части предписание выдано инспекцией необоснованно, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав выступление представителя заявителя, проанализировав действующее законодательство, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

На основании пунктов 2, 3 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В силу статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком.

В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 6 статьи 55.8 ГрК РФ свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно пункту 32 раздела III которого работы по осуществлению строительного контроля (в частности, строительный контроль за общестроительными работами - пункт 32.1 раздела III) привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отнесены к виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Из материалов дела следует, что по ул. Волочаевская, 53 стр. в Дзержинском районе г. Новосибирска осуществляется строительство объекта капитального строительства –пятисекционный 10-ти этажный крупнопанельный дом для служащих. Второй этап строительства (секции № 3, 4, 5), техническим заказчиком которого является ГУФСИН России по НСО.

Из акта проверки усматривается, что ГУФСИН России по НСО заключен государственный контракт № 0151100014115000001-0000493-01 от 02.03.2015 с лицом, осуществляющим строительство (генеральный подрядчик) - ООО Строительная компания «Союз Военных Строителей».

Как следует из акта проверки и по существу не опровергается заявителем, ГУФСИН России по НСО, как техническим заказчиком, осуществлялся своими силами и средствами строительный контроль за выполнением работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, при отсутствии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

В пункте 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

Таким образом, технический заказчик вправе как осуществлять строительный контроль самостоятельно, так и привлечь для этого специализированную организацию.

Статья Гражданского кодекса РФ закрепляет право заказчика на привлечение специалиста к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу - профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Доводы заявителя о том, что из буквального толкования пункта 32 раздела III Перечня соответствующее свидетельство о допуске к определенным видам работ должны иметь только юридические лица или индивидуальные предприниматели, привлекаемые застройщиком или заказчиком на основании договора, судом отклоняются, исходя из следующего.

Письмом Минрегиона РФ от 30.04.2010 № 17906-ИП/08 «Об осуществлении строительного контроля» разъяснено, что под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.

При осуществлении строительного контроля для лиц, его осуществляющих, устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц.

Свод правил «Организация строительства» (СП 48.13330.2011) устанавливает, что участники строительства - лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), проектировщик - должны осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации (пункт 7.1).

В соответствии с пунктом 6 Положения строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

Исходя из смысла изложенных норм, лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком, техническим заказчиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

На основании вышеизложенного, доводы заявителя об отсутствии необходимости получать свидетельство о допуске в случае осуществления строительного контроля самостоятельно судом отклоняются.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что техническим заказчикам, самостоятельно осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Если строительный контроль осуществляется не силами заказчика, а привлекаемой организацией, следовательно, соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.

Следует отметить, что исполнение оспариваемого предписания не предполагает обязательного получения заявителем свидетельства о допуске на осуществление строительного контроля, так, в случае заключения соответствующего договора с организацией, имеющей такой допуск, требования части 2 статьи 53 ГрК РФ будут исполнены.

На основании изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями , - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Т.В. Абаимова

Суд:

АС Новосибирской области

Истцы:

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области

Ответчики:

Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области