Изменения в структуре центрального банка. Структура центрального банка россии

Структура ЦБР - это единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных структурных единиц, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБР.

В структуру ЦБР входят:

  • - центральный аппарат;
  • - территориальные учреждения;
  • - расчетно-кассовые центры;
  • - вычислительные центры;
  • - полевые учреждения;
  • - учебные заведения;
  • - другие организации (в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации), которые необходимы для осуществления деятельности ЦБР.

Органами управления ЦБР (центральный аппарат) являются:

  • - Председатель ЦБР;
  • - Национальный банковский совет;
  • - Совет директоров ЦБР.

Председатель ЦБР назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ. Одно и тоже лицо не может занимать должность Председателя ЦБР более трех сроков подряд.

Председатель ЦБР может быть освобожден от должности, но только в следующих случаях:

  • - истечение срока полномочий;
  • - невозможность исполнять служебные обязанности, что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии;
  • - подача личного заявления об отставке;
  • - совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • - нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБР.

Особенностями правового статуса Председателя ЦБР является то, что он:

  • - действует от имени ЦБР и представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • - председательствует на заседаниях Совета директоров; в случае равенства голосов, его голос считается решающим;
  • - подписывает нормативные акты ЦБР, решения Совета директоров, протоколы его заседаний, соглашения, заключаемые ЦБР;
  • - назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя ЦБР, распределяет между ними обязанности;
  • - вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
  • - подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями ЦБР;
  • - несет полную ответственность за деятельность ЦБР;
  • - обеспечивает реализацию функций ЦБР и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению ЦБР (за исключением тех, по которым решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров).

Национальный банковский совет - коллегиальный орган управления ЦБР численностью 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации (из числа членов Совета Федерации), трое - Государственной Думой (из числа депутатов Государственной Думы), трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель ЦБР. Отзываются члены Национального банковского совета органом государственной власти, направившим их в состав Совета. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя ЦБР, не работают в ЦБР на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. Председатель Национального банковского совета избирается членами Совета из их числа простым большинством голосов. В таком же порядке избирается заместитель Председателя. Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. Заседания назначаются Председателем (его заместителем), а также по требованию Председателя ЦБР или не менее трех членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании является решающим.

Национальный банковский совет:

  • 1) рассматривает годовой отчет ЦБР;
  • 2) утверждает на основе предложений Совета директоров на очередной год:
    • - общий объем расходов на содержание служащих ЦБР;
    • - общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР;
    • - общий объем капитальных вложений;
    • - общий объем прочих административно-хозяйственных расходов;
  • 3) утверждает при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительные расходы на содержание служащих ЦБР, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, дополнительные капитальные вложения, а также прочие дополнительные административно-хозяйственные расходы;
  • 4) рассматривает вопросы совершенствования банковской системы РФ;
  • 5) рассматривает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • 6) решает вопросы, связанные с участием ЦБР в капиталах кредитных организаций;
  • 7) назначает главного аудитора ЦБР и заслушивает его доклады:
  • 8) ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности ЦБР:
    • - реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    • - банковского регулирования и банковского надзора;
    • - реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
    • - обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы;
    • - исполнения сметы расходов ЦБР;
    • - подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
  • 9) определяет аудиторскую организацию - аудитора годовой финансовой отчетности ЦБР;
  • 10) вносит в Государственную Думу предложения о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБР, его структурных подразделений и учреждений;
  • 11) по предложению Совета директоров утверждает:
    • - правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР;
    • - порядок формирования провизии ЦБР и порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБР;
    • - отчет о расходах на содержание, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Совет директоров - главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБР. В него входят Председатель ЦБР и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе.

Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Председателя ЦБР, согласованному с Президентом РФ.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

  • - Председателем ЦБР - по истечении срока полномочий;
  • - Государственной Думой по представлению Председателя ЦБР - до истечения срока полномочий.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания назначаются Председателем ЦБР (его заместителем) или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Заседания ведет Председатель ЦБР, а в случае ею отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Для участия в заседаниях могут приглашаться руководители территориальных учреждений ЦБР.

Совет директоров выполняет следующие функции:

  • 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления; представляет эти документы в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу;
  • 2) обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • 3) утверждает годовую финансовую отчетность ЦБР, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБР, представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБР в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
  • 4) утверждает отчет о деятельности ЦБР, готовит анализ состояния экономики России и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБР в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
  • 5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение (с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года) общий объем:
    • - расходов на содержание служащих ЦБР;
    • - расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР;
    • - капитальных вложений ЦБР;
    • - прочих административно-хозяйственных расходов ЦБР;
  • 6) рассматривает (при необходимости) и представляет в Национальный банковский совет предложения по дополнительным расходам с расчетами и обоснованиями;
  • 7) утверждает смету расходов (смету дополнительных расходов) ЦБР, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов ЦБР, не позднее 31 декабря предшествующего года;
  • 8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя ЦБР, членов Совета директоров, заместителей Председателя и других служащих ЦБР;
  • 9) принимает, в частности, решения:
    • - о создании, реорганизации и ликвидации организаций ЦБР;
    • - установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
    • - величине резервных требований;
    • - изменении процентных ставок ЦБР;
    • - определении лимитов операций на открытом рынке;
    • - участии в международных организациях;
    • - участии (членстве) ЦБР в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБР, его учреждений, организаций и служащих;
    • - купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБР и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
    • - применении прямых количественных ограничений;
    • - выпуске банкнот и монеты ЦБР нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБР старого образца;
    • - порядке формирования резервов кредитными организациями;
  • 10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала ЦБР;
  • 11) утверждает порядок работы Совета директоров;
  • 12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора ЦБР;
  • 13) утверждает структуру ЦБР, положения о структурных подразделениях и учреждениях ЦБР, уставы организаций ЦБР, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций ЦБР;
  • 14) в соответствии с федеральными законами определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
  • 15) утверждает перечень должностей служащих ЦБР;
  • 16) устанавливает правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением ЦБР;
  • 17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:
    • - предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР;
    • - предложения по порядку формирования провизии ЦБР и порядку распределения прибыли ЦБР, остающейся в распоряжении ЦБР;
    • - отчет о расходах ЦБР на содержание служащих ЦБР. пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

"Вестник Банка России" официально публикует (в течение десяти дней со дня принятия) решения Совета директоров последующим вопросам:

  • - изменение процентных ставок;
  • - размер резервных требований;
  • - размер обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • - прямые количественные ограничения;
  • - участие (членство) ЦБР в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБР, его организаций и служащих;
  • - выпуск банкнот и монеты ЦБР нового образца; изъятие из обращения банкнот и монеты ЦБР старого образца;
  • - порядок формирования резервов кредитными организациями.

Территориальное учреждение ЦБР - это обособленное подразделение ЦБР, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций, действующее на основании Положения и нормативных актов ЦБР и входящее в единую централизованную систему ЦБР с вертикальной структурой управления. Территориальное учреждение ЦБР не является юридическим лицом, наделено статусом филиала. Территориальными учреждениями ЦБР являются его главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации (например, Главное управление ЦБР по Ульяновской области), городах Москве и Санкт-Петербурге; национальные банки республик в составе России (например, Национальный банк Удмуртской Республики, Национальный банк Республики Татарстан). Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров ЦБР. По выполняемым функциям территориальные учреждения ЦБР не могут принимать решения нормативного характера; не вправе выдавать (без разрешения Совета директоров) банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Территориальные учреждения не вправе без разрешения ЦБР осуществлять банковские oпeрации в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.

Расчетно-кассовый центр - структурное подразделение ЦБР, которое участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Посредством открытия корреспондентских счетов в РКЦ ЦБР (по правилам один корреспондентский счет в сети ЦБР коммерческий банк обязан иметь по месту своего нахождения) коммерческие банки осуществляют межбанковские расчеты друг с другом.

Полевые учреждения ЦБР предназначены для банковского обслуживания: воинских частей; учреждений и организаций Минобороны России; иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность России; физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями ЦБР, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБР невозможны.

Эти структуры являются воинскими учреждениями и действуют на основании воинских уставов, а также Положения о полевых учреждениях ЦБР, утверждаемого совместно ЦБР и Минобороны России. Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих ЦБР определяются Советом директоров в соответствии с трудовым законодательством.

Контроль за деятельностью Центрального Банка РФ

Контроль за деятельностью Банка России выражается в непосредственном контроле государства за деятельность ЦБ РФ, а именно подотчетности Банка России Государственной Думе РФ. Председатель Банка России назначается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ. Члены совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Положениями гл. IV ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» предусматривается ряд запретов для деятельности Банка России. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Также формой контроля за деятельностью Банка России являетсяотчетность банка перед государством. Отчетный период (отчетный год) Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет в Государственную Думу РФ свой годовой отчет, Государственная Дума РФ направляет ежегодный отчет Банка России Президенту РФ, а также на заключение в Правительство РФ. Государственная Дума РФ рассматривает отчет до 1 июля этого же года, и не позднее 15 июля он должен быть опубликован.

Банк России должен включать в годовой отчет «анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики».

Банк России представляетгодовую финансовую отчетность. В нее включаются:

1) годовой баланс;

2) счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;

3) отчет об управлении ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества;

4) отчет о расходах на содержание служащих Банка России;

5) отчет об исполнении сметы капитальных вложений и отчет о формировании и использовании резервов России;

6) ежегодная финансовая отчетность и аудиторское заключение по ней.

Кроме того, в годовой отчет в обязательном порядке включается заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций Банка России. За деятельностью ЦБ РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в рамках банковской системы осуществляет контроль Счетная палата.

Структура – это форма внутренней организации (устройства) элементов какого-либо органа.Структура ЦБ РФ – единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных элементов, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБ РФ.


В структуру ЦБ РФ входят:

1) центральный аппарат;

2) территориальные учреждения;

3) расчетно-кассовые центры;

4) вычислительные центры;

5) полевые учреждения;

6) учебные заведения;

7) другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности ЦБ РФ.

Органами управления ЦБ РФ являются:

1) национальный банковский совет;

2) Председатель ЦБ РФ;

3) совет директоров ЦБ РФ.

Национальный банковский совет – коллегиальный орган управления ЦБ РФ. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых 2 направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, 3 – Государственной Думой РФ из числа депутатов Государственной Думы РФ, 3 – Президентом РФ, 3 – Правительством РФ. В состав национального банковского совета входит также Председатель ЦБ РФ.

Отзыв членов национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Председатель ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя ЦБ РФ более 3 сроков подряд.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ.

Председатель ЦБ РФ может быть освобожден от должности только в случаях:

1) истечения срока полномочий;

2) невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

3) подачи личного заявления об отставке;

4) совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

5) нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБ РФ.

Главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБ РФ – совет директоров. В него входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов совета директоров. Члены совета директоров работают на постоянной основе в ЦБ РФ.

Члены совета директоров назначаются на должность Государственной Думой РФ сроком на 4 года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ.Члены совета директоров освобождаются от должности:

1) Председателем ЦБ РФ – по истечении срока полномочий;

2) Государственной Думой РФ по представлению Председателя ЦБ РФ – до истечения срока полномочий.

Главным эмиссионным и денежно-кредитным институтом РФ является Банк России. Для успешного выполнения Банком России его функций, в том числе стабилизации рубля, Национальный финансовый совет и Председатель ЦБ РФ регулярно оптимизируют структуру Центрального банка, добавляя и упраздняя различные службы.

Структура Центрального Банка Российской Федерации

Функциональная структура Банка России представлена системой столичных и региональных подразделений, на каждое из которых возложено выполнение определённых задач. Если объем работ, доверенных подразделению довольно велик, внутри него создаются отделы.

Организационная же структура Центрального банка представляет собою вертикальную систему управления. В неё входят центральный аппарат (ЦА), Российское объединение инкассации, территориальные учреждения и РКЦ (расчётно-кассовые центры). Структура Банка России включает также и другие подразделения, необходимые для успешного осуществления его функций и контроля , в том числе полевые учреждения.

Возглавляет структуру Центрального банка Председатель, действия которого контролирует Национальный финансовый совет. Председатель Банка России руководит Советом директоров ЦБ РФ, а вместе они регулируют работу ЦА. Центральному аппарату в структуре Банка России в свою очередь подчинены все остальные подразделения системы. Главные управления и нацбанки контролируют РКЦ.

Всего в структуре Центрального Банка занято свыше 60 тыс. специалистов – за последние несколько лет штат департаментов и РКЦ был сокращён по инициативе Председателя более чем на 5 тыс. человек.

Структура Банка России: состав ЦА и территориальных учреждений

ЦА включает 39 основных подразделений, в том числе 28 различных департаментов. Кроме последних в структуру Банка России и его ЦА входят 5 главных управлений и 6 других подразделений:

  • Секретариат Председателя
  • Служба по защите прав потребителей финуслуг и миноритарных акционеров
  • Аппарат Центрального Банка Российской Федерации
  • Пресс-служба
  • Главная инспекция
  • Центральный каталог кредитных историй.

Территориальные учреждения, входящие в структуру Банка России, представлены главными управлениями, нацбанками и отделениями. Структура Центрального банка включает 31 главное управление, 11 Нацбанков и 2 новообразованных отделения.

Монопольное право на денежную эмиссию, обеспечение устойчивости российского рубля, лицензирование банков и их закрытие - все это только малая часть важнейших функций, возложенных на Центральный банк Российской Федерации (называемый также Центробанк или Банк России). Что это за регулятор банковской системы, ставший с 2013 года и мегарегулятором всего финансового сектора — какова его структура и чем может быть полезен Банк России не только экономике страны, но и отдельным гражданам? Будем разбираться ниже.

Цели и функции Банка России

Центральный банк РФ - главный денежно-кредитный регулятор России, совместно с федеральным правительством разрабатывающий и осуществляющий денежно-кредитную политику государства, а также сосредотачивающий в одном гос. органе надзорные, карательные и регулирующие функции в отношении банковского и в целом финансового сектора национальной экономики.

Регулирующий в настоящее время деятельность Банка России закон 86-ФЗ от 10 июля 2002 года ставит перед ним следующие цели:

Важно: в законе указано, что получение прибыли в цели Банка России не входит. Тем не менее ЦБ РФ способен извлекать прибыль — возможны операции Банка России со следующими контрагентами:

  • российскими и зарубежными кредитными организациями;

  • центробанками других государств;

  • Правительством РФ;

  • органами федеральной власти и местного самоуправления, организациями и фондами с гос. участием, предоставляя банковские услуги гос. структурам

Частных лиц и коммерческие организации ЦБ не обслуживает. При этом в 2010-2015 годах 75% прибыли Центробанка перечислялось в федеральный бюджет, в 2015-м - помимо того 15% Внешэкономбанку, с 2016 года - 90% в федеральную казну. Функции Банка России - длинный перечень, назовем основные:

  • разрабатывает и проводит совместно с российским правительством государственную денежно-кредитную политику, политику стабильного функционирования и развития финансового рынка страны;

  • организует денежное обращение, эмитирует (выпускает) наличные деньги;

  • управляет собственными золотовалютными резервами;

  • организует систему гос. поддержки и рефинансирования кредитных организаций;

  • осуществляет надзор за деятельностью банковских, микрофинансовых и страховых организаций, кредитных потребительских (включая сельскохозяйственные) и жилищных накопительных кооперативов, ломбардов, брокерских компаний, пенсионных фондов;

  • устанавливает правила проведения расчетов и банковских операций, а также порядок бухгалтерского учета в РФ;

  • занимается валютным регулированием, определяет и публикует официальные валютные курсы.

Изменения в федеральном законодательстве, принятые в 2017 году, расширили права Банка России, позволив регулятору также проводить санацию банков без участия Агентства по страхованию вкладов. ЦБ получил право вливания в санируемые фин. организации средств из Фонда консолидации банковского сектора, а также право назначения в состав временной администрации специалистов Управляющей компании ФКБС.


Регулятор не только лицензирует, санирует и лишает лицензий кредитные организации. Официальный сайт Банка России содержит , которым предоставлено право оказывать финансово-кредитные услуги, в том числе онлайн.

Составляет Банк России и список надежных банков, к которым относят , поскольку их регулятор не закрывает даже при огромной недостаточности капитала. В этом случае проводится санация. При этом рейтингов кредитных организаций ЦБ РФ не формирует, их составляют независимые эксперты на основе данных с его сайта.

История Центробанка РФ и его особый статус

Первая гос. структура, выполнявшая функции центробанка, возникла в России в 1860 году, получив наименование Государственный банк Российской империи. Он был важнейшим инструментом реализации экономической политики правительства в финансовой сфере, кредитовавшим промышленность и торговлю, а также руководившим банковскими операциями, которые производились примерно в 800 казначействах.

Новейшая история Банка России началась с его учреждения 13 июля 1990 года под наименованием Государственный банк РСФСР. После распада Советского Союза и упразднения Госбанка СССР Центральный банк РСФСР (Банк России) принял все его активы, пассивы и имущество на территории РФ, а вскоре получил и нынешнее название. В начале 1990-х годов ЦБ РФ организовал создание в стране сети первых коммерческих банков. В собственности Банка России также оказались пакеты акций «совзагранбанков», превратившихся в «росзагранбанки», которые в течение 2000-2005 гг. были выкуплены у регулятора банком ВТБ.

Финансовым мегарегулятором российский Центробанк стал 1 сентября 2013 года, после упразднения и интеграции в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и ряда других надзорных органов.

В нынешнее время ЦБ РФ - не государственный банк России. Согласно ст. 75 Основного закона и положениям вышеупомянутого закона 86-ФЗ регулятор выполняет свои функции независимо от федеральных и других органов власти. Государство и Центробанк не отвечают по обязательствам каждой из сторон.

Регулятор с приставкой «мега-» обладает довольно сложной и громоздкой структурой, включающей:

  • центральный аппарат с 27 департаментами и управлениями;

  • главные управления в столицах федеральных округов и подчиненные им отделения в субъектах федерации;

  • Российское объединение инкассации;

  • расчетно-кассовые центры;

  • подразделения безопасности;

  • другие организации и подразделения

С марта 2017 года действует также первое зарубежное представительство Банка России, открывшееся в Китайской Народной Республике.

Количество работников ЦБ РФ, превышающее 50 тысяч, критикам регулятора представляется чрезмерным — особенно если сравнивать с Федеральным резервом США, где трудится менее 20 тыс. лиц. Однако в декабре 2017 года Банк России объявил конкурс по поиску поставщика услуг аутплейсмента в связи с постепенным высвобождением в течение ближайших трех лет более 5 тысяч сотрудников, включая руководителей региональных отделений (аутплейсментом называется помощь уволенным специалистам в трудоустройстве). Упрощенная структура Банка России:


Денежно-кредитная политика ЦБ

Методы денежно-кредитной политики Банка России, равно как и инструменты, которые вправе применять регулятор, выписаны в упомянутом 86-ом законе:

В ноябре 2014 года регулятор принял довольно неожиданное решение перейти от фиксированного курса российской валюты к менее предсказуемому плавающему. Это означало отказ от валютных интервенций — и уже через месяц рубль пережил крупнейшую с 1998 года . Правда, в последующие месяцы курс стабилизировался, а в 2016 году рубль и вовсе пережил самое сильное годовое укрепление к доллару (около 16%) за всю рыночную историю. И пусть такое укрепление было вызвано предыдущим очень сильным падением, многие не ожидали от рубля и этого. Тем более, что в уходящем 2017 году были зафиксированы исторические минимумы инфляции — официальная оценка на декабрь 2017 составляет всего 2.5% годовых, что примерно равно инфляции в США.

Важнейшим показателем денежной политики является не только международный курс национальной валюты, но и значение ключевой (процентной) ставки. Ключевая ставка фактически представляет процент, под который центробанк любой страны кредитует банки-резиденты. Чем ниже базовая ставка, тем ниже проценты по займам физическим и юридическим лицам в кредитных организациях, дешевле ипотечные кредиты. Однако снижение процентных ставок по всем видам кредитов приводит и к снижению доходности депозитных вкладов.

15 декабря Банком России ключевая ставка снижена уже шестой раз в течение 2017 года. В начале периода после падения рубля в декабре 2014 года она была резко повышена с 10% до 17% годовых, но теперь уменьшилась до 7,75%. Регулятор допускает дальнейшее снижение и в первой половине 2018-го. Поставленные цели: 4% годовой инфляции при уровне ставки около 6.75%.


Банк России как мегарегулятор

Полномочия мегарегулятора - единого гос. органа, в котором сосредоточены функции надзора и регулирования за всеми организациями и предприятиями финансового сектора страны - Центробанк РФ обрел с принятием 23 июля 2013 года и вступлением в силу закона №251-ФЗ, внесшего изменения в более 40 правовых актов.

Функции ФСФР 1 сентября 2013 перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам, руководителем которой стал первый зам. председателя ЦБ Сергей Швецов.

Институт мегарегулятора впервые возник в 1998 году в Великобритании под названием Financial Supervision Authority (Агентство финансового надзора). В настоящее время мегарегуляторы надзирают за всеми участниками финансового сектора в 161 стране, в их число входят Германия, Швейцария, Канада, Саудовская Аравия.

Так что идея видимо пришла оттуда. Как высказывалась председатель Банка России Эльвира Набиуллина, регулирование финансовых институтов по состоянию на сентябрь 2013-го уступало регулированию банковской системы и требовало разработки новых инструментов влияния. Высказывание, требующее конкретизации — скажем, число банкротств фондовых брокеров с 2000 года было в десятки раз меньше числа банкротств банков, а злоупотребления с паевыми фондами никак не сравнить с манипуляцией депозитами и забалансовыми вкладами. О причинах я писал . В новой роли мегарегулятора Банк России должен был контролировать финансовые организации на трех уровнях - акционеров, вознаграждений сотрудникам и рисков, обретя право устранять акционеров из состава совладельцев, корректировать нормативы ЦБ РФ для ненадежных банков и пересматривать неадекватно высокое вознаграждение банкиров.

Однако на практике получилось плохо. Предыдущие годы были спокойными для банковской сферы — за исключением короткого отрезка мирового кризиса цена на нефть держалась на очень высоком уровне, что позволяло российским банкам спокойно рассчитываться по международным обязательствам. Так что возникло ложное ощущение, что так будет «всегда». Тем не менее в 2014 последовали международные санкции, которые лишили часть банков возможности кредитоваться за рубежом — а после девальвации рубля в конце того же года долговая валютная нагрузка на банки резко возросла. Пошла вниз и цена на нефть — все это привело к резкому увеличению числа банкротств банков в 2014-16 годы:


В 2016 году это число и вовсе впервые перевалило за сотню. Очевидно, что мегарегулятор оказался крайне неэффективен в осуществлении глобального надзора, не успевая вовремя реагировать на грубейшие нарушения и противозаконные действия менеджмента банков — а в ряде случаев наоборот отзывал лицензии у кредитных организаций за мелкие нарушения. Примером можно назвать временный отзыв лицензии у компании (единственная компания, представляющая российские биржевые фонды ETF), о чем я писал . Причиной оказалась то ли неправильная форма отчетности, то ли ошибка в ней — а в результате едва не была запрещена деятельность компании, которая предлагает инвесторам минимальные комиссии на индексные фонды внутри Московской биржи.

При этом наиболее громкие события в банковской сфере случились в уходящем 2017 году, когда Центробанк был вынужден сразу два банка из ТОП-10 — банк Открытие и Промсвязьбанк. Еще одним крупнейшим банком, лишь немного недотянувшим до ТОП-10 и подлежащим санации, стал Бинбанк. Причем на санацию только Открытия уйдет не менее 1 трлн. рублей — хотя обладатели стандартных депозитов не пострадали, держатели банка лишились 1 млрд. долларов.

Более лояльные к власти эксперты утверждали, что в условиях западных санкций Банк России добился существенного уменьшения оттока капитала из страны - более чем на $100 млрд в год по результатам 2014-2015 гг. Они писали, что регулятор закрывал организации, занимавшиеся сомнительными операциями, а параллельно правоохранительные органы выявляли и пресекали преступления в сфере экономики, причиняющие ущерб государству. Примеры есть: были взяты под стражу либо арестованы заочно глава Банка Москвы Андрей Бородин, руководитель Мастер-банка Борис Булочник, топ-менеджер ВЭБа Ильгиз Валитов, а счета и имущество бежавших за рубеж благодаря властям зарубежных стран были заморожены. Но вряд ли для кого-то секрет избирательное отношение власти к тем, к кому следует применять закон, а к кому нет.

Выводы

Оценивая последние годы деятельности Центробанка можно сказать, что на текущий момент он справился с задачей понижения инфляции, но фактически потерпел крах в сфере банковского контроля — с того момента, как сделался мегарегулятором. Санация сразу двух крупнейших банков из первой десятки с разницей в три месяца — если это не кризис управления с одной стороны и контроля с другой, то что тогда называть кризисом? А ведь на очереди могут быть пенсионные фонды. На падение рубля в декабре 2014 и роли Центробанка в этом можно смотреть по-разному — но думается, что можно было лишь растянуть ослабление рубля во времени, сделав не таким резким, чем каким-то образом полностью избежать девальвации. Время покажет, сумеет ли регулятор учесть свои прошлые ошибки и улучшить надзорную деятельность.

По организационной структуре Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура Банка России включает Национальный банковский совет председателя Банка России совет директоров центральный аппарат территориальные учреждения расчетно-кассовые центры и иные организации включая вычислительные центры полевые учреждения и учебные заведения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция 14 Структура и функции Банка России

14.1 Структура Банка России

14.2 Функции Центрального банка

–1–

По организационной структуре Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Структура Банка России включает Национальный банковский совет, председателя Банка России, совет директоров, центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и иные организации, включая вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения.

Согласно новой редакции Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» высшим органом управления Банка России является (до июля 2002 года высшим органом управления был совет директоров, а Национальный банковский совет выполнял лишь консультативные и экспертные функции). В компетенцию Национального банковского совета входят:

  • утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России;
  • решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций; назначение главного аудитора Банка России, определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
  • внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности банка и его структурных подразделений;
  • рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности банка.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации, трое – Государственной Думой, трое – Президентом, трое – Правительством. В состав совета входит также председатель банка России, который назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд . Председатель является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность.

Закон ограничивает компетенцию совета директоров в сфере административно-хозяйственного управления, оставляя за ним полномочия в решении вопросов, которые относятся к функциям Центрального Банка как органа контроля над денежным обращением и гаранта стабильности финансовой системы. Совет директоров разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений денежно-кредитной политики. К его полномочиям относится принятие решений:

  • об определении лимитов операций на открытом рынке;
  • об изменении процентных ставок Банка России;
  • о величине резервных требований;
  • о применении прямых количественных ограничений;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями.

Центральный аппарат включает 22 департамента , каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Численность сотрудников центрального аппарата составляет более 2,5 тыс. человек. Именно они анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений совета директоров и председателя Банка России.

К территориальным учреждениям Банка России относят 69 главных управлений и 19 национальных банков. Это обособленные подразделения, которые осуществляют часть функций Банка России на территории субъектов РФ. Территориальные учреждения организуют денежное обращение, надзор и контроль, проводят экономический анализ.

Расчетно-кассовые центры входят в состав территориальных учреждений Банка России. Они проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Министерства финансов, государственных внебюджетных фондов. Взаимоотношения расчетно-кассовых центров с клиентами строятся на договорной основе. Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг.

Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в отличие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются военнослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Министерства обороны РФ. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.

В структуру Банка России входят и другие организации, обеспечивающие его деятельность:

  • 13 банковских школ;
  • учебно-методический центр и центр подготовки персонала;
  • подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

–2–

Функции Банка России

Функции по организации и регулированию денежного обращения.

На ЦБ РФ возлагаются:

1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3) установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

4) определение порядка ведения кассовых операций для всех предприятий и организаций;

5) разработка и проведение во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

6) установление правил осуществления как наличных, так и безналичных расчетов в РФ.

Для воздействия на денежное, обращение ЦБ РФ в настоящее время использует следующие инструменты:

  • процентные ставки по кредитам и депозитам ЦБ РФ;
  • объемы кредитования коммерческих банков и объемы привлечения средств на депозиты ЦБ РФ;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ. Нормативы устанавливаются в процентном соотношении к среднедневным остаткам на расчетных, текущих, депозитных и других клиентских счетах юридических и физических лиц за прошедший месяц и вносятся за счет средств на корреспондентском счете коммерческого банка на специальный резервный счет в ЦБ РФ в начале каждого месяца. Максимальная ставка норматива обязательных резервов не может превышать 20%. Не допускается единовременного изменения норматива более чем на 5 пунктов.

7) операции по купле-продаже ценных бумаг на открытом рынке;

8) установление конкретных ориентиров роста денежной массы;

9) операции по купле-продаже иностранной валюты за рубли на валютном рынке.

Функции по обслуживанию Правительства РФ

Реализуя на практике вторую группу функций, ЦБ РФ ведет счета по учету бюджетных средств и предоставляет банковские услуги по ведению счетов и осуществлению расчетов для ряда бюджетных организаций, в первую очередь Федерального казначейства. До недавнего времени на ЦБ РФ было возложено кассовое исполнение бюджета, которое в настоящее время передано Федеральному казначейству.

Согласно статье 22 Федерального закона «О Центральном банке РФ», Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете. ЦБ РФ также не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

ЦБ РФ является агентом Правительства РФ на рынке государственных ценных бумаг. В его обязанность входит регулирование рынка и своевременное погашение долговых обязательств государства за счет средств, выделяемых из бюджета, а также консультирование Министерства финансов по вопросам выпуска и размещения государственных ценных бумаг.

Функции по обслуживанию коммерческих банков

Для осуществления расчетно-кассового обслуживания ЦБ открывает счета коммерческим банкам. С этих счетов, называемых корреспондентскими, производится списание средств в пользу других банков и зачисление средств в пользу владельцев счетов или их клиентов. Для проведения расчетов банки хранят на корреспондентских счетах определенный рабочий остаток. В случае недостатка средств они прибегают к кредитам других банков или ЦБ РФ.

ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Он предоставляет им несколько видов кредитов. Регулярное кредитование осуществляется под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список. Однако по решению Совета директоров в обеспечение могут приниматься и государственные ценные бумаги, не входящие в список.

Для получения кредита ценные бумаги блокируются на специальном счете в депозитарии. Рыночная стоимость ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, должна покрывать величину кредита и процентов по нему. Начисление процентов на сумму основного долга производится по формуле простых процентов за период фактического пользования кредитом, исходя из количества календарных дней в году.

Претендовать на получение кредита может только банк, в полном объеме выполняющий обязательные резервные требования и не имеющий просроченной задолженности по кредитам ЦБ. При наличии достаточного обеспечения и соблюдении требований ЦБ РФ банк может получить несколько видов кредитов:

  • ломбардные кредиты;
  • однодневные расчетные кредиты (кредиты овернайт);
  • внутридневные кредиты
  • стабилизационные кредиты.
  • кредиты банку-санатору.

Кроме непосредственного кредитования коммерческих банков Банк России осуществляет у чет векселей. Для переучета принимаются только векселя, составленные на стандартном бланке в соответствии с требованиями, утвержденными решением общего собрания представителей членов Ассоциации участников вексельного рынка , со сроком «на определенный день», векселедателями по которым выступают организации-экспортеры включенные в список, утверждаемый ЦБ. Срок платежа по векселю не должен превышать более чем на один месяц срок последнего платежа по экспортному контракту.

Организация-экспортер выписывает вексель на имя учетного банка. Для получения статуса учетного банк должен отвечать определенным требованиям.

Для регулирования переучета ЦБ устанавливает два лимита:

1) лимит переучета на учетный банк — предельная сумма, которая может быть перечислена ЦБ учетному банку при покупке векселей. Лимит восстанавливается, если векселя гасятся или реализуются;

2) лимит на экспортный контракт — процент от суммы экспортного контракта в иностранной валюте, в пределах которой ЦБ осуществляет переучет векселей организаций-экспортеров. Пересчет в рубли осуществляется по действующему на дату составления векселя официальному курсу.

Операции РЕПО распространяются на дилеров—кредитные организации, относящиеся в течение трех последних месяцев к категории финансово стабильных банков, заключивших с ЦБ Генеральное соглашение об участии в операциях РЕПО с ГКО — ОФЗ и имеющих собственный портфель базовых выпусков ГКО — ОФЗ не менее 40 млн. руб. по рыночной стоимости. Сделки РЕПО могут заключаться только на сроки в 1, 2, 7 и 14 дней.

Депозитные операции ЦБ РФ. В целях регулирования ликвидности банковской системы и поддержания стабильности на валютном рынке ЦБ, начиная с февраля 1996 г., осуществляет депозитные операции в национальной валюте.

В настоящее время ЦБ осуществляет следующие виды депозитных операций:

  • депозитные аукционы;
  • депозитные операции по фиксированной процентной ставке;
  • прием в депозит средств банков, заключивших с ЦБ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций в рублях;
  • прием в депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Для того чтобы иметь право размещать средства в депозиты на счетах ЦБ, коммерческие банки должны отвечать следующим требованиям:

  1. должны быть отнесены не ниже чем к третьей группе проблемности на последние три отчетные даты;
    1. выполнять обязательные резервные требования ЦБ;
    2. не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБ в течение последних 90 дней;
    3. не иметь нарушений банковского законодательства и (или) нормативных актов ЦБ в течение последних 90 дней.

ЦБ приостанавливает проведение депозитных операций с коммерческими банками, если они перестают отвечать указанным требованиям.

Депозитные аукционы проводятся ЦБ РФ как процентный конкурс договоров с назначением ЦБ максимальной начальной процентной ставки по американскому или голландскому способу.

При проведении ЦБ депозитной операции по фиксированной процентной ставке банки, имеющие намерение перечислить денежные средства в депозит, направляют заявку на размещение депозита.

В целях реализации денежно-кредитной политики ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций , размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Предельный размер обшей номинальной стоимости облигаций ЦБ всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций ЦБ, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций , определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Облигации ЦБ — это краткосрочные эмиссионные ценные бумаги. Доходом является разница между номинальной стоимостью и ценой покупки облигации.

Надзорные и контрольные функции ЦБ РФ

ЦБ РФ осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

ЦБ РФ выдает коммерческим банкам следующие виды лицензий:

1) банковскую лицензию, которая дает право на проведение основных банковских операций, кроме приема вкладов физических лиц, работы с валютой и драгоценными металлами;

2) лицензию на прием вкладов от населения. Для получения лицензии, дающей право на прием вкладов от населения, банк должен успешно проработать не менее двух лет;

3) валютную лицензию;

4) лицензию на проведение операций с драгоценными металлами.

Банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, может быть выдана Генеральная лицензия. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей РФ и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов. При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии проводится комплексная инспекционная проверка этого банка.

Контроль ЦБ РФ за деятельностью кредитных организаций осуществляется на базе ежемесячного представления различного рода отчетности, отражающей все стороны жизни банка, начиная от бухгалтерского баланса и заканчивая структурой кредитного портфеля.

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ, защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ устанавливает для коммерческих банков нормативы деятельности.

Контроль за соблюдением банками обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения ЦБ по месту открытия корреспондентского счета банка. Контроль осуществляется на основании ежемесячных балансов банков, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровками отдельных балансовых счетов.

В целях совершенствования надзора и своевременного выявления проблемных банков ЦБ определил критерии проблемности банков. Указаниями ЦБ все кредитные организации с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классифицированных групп:

  • группа 1 — кредитные организации без недостатков в деятельности;
  • группа 2 — кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности;
  • группа 3 — кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;
  • группа 4 — кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.

Выбор мер воздействия производится надзорными органами с учетом характера нарушений: причин, вызвавших нарушения; общего финансового состояния банка; положения банка на рынке банковских услуг.

1. Предупредительные меры. Применяются, когда недостатки в деятельности банка непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, в основном на ранних стадиях возникновения недостатков. К предупредительным мерам относятся: доведение до органов управления банком информации о недостатках его деятельности и обеспокоенности надзорного органа; рекомендации надзорного органа; предложение представить программу мероприятии по устранению недостатков; установление дополнительного контроля.

2. Принудительные меры. Основанием для их применения являются нарушения банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставление информации, предоставление неполной или недостоверной информации, а также наличие реальной угрозы интересам клиентов и кредиторов. К принудительным мерам относятся: штрафы, ограничение проведения отдельных операций на срок до шести месяцев, запрет на осуществление операций, предусмотренных лицензией сроком до одного года, требование замены руководителя банка, введение временной администрации, отзыв банковской лицензии.

Основанием для назначения временной администрации является наличие исключительно серьезных нарушений в деятельности банка или наличие оснований для отзыва у него лицензии.

Валютное регулирование и валютный контроль

ЦБ РФ устанавливает правила проведения валютных операций, формы отчетности, предоставляемой участниками валютных сделок, правила продажи и покупки как наличной, так и безналичной валюты, ее ввоза и вывоза.

функции по валютному регулированию и валютному контролю

функции по обслуживанию коммерческих банков и надзору за ними

функции по обслуживанию счетов правительства

функции по организации и регулированию денежного обращения

Группы функций Центрального Банка

Подведомственные организации,

в том числе:

Подразделения безопасности;

Российское объединение инкассации

Учебно-методический центр;

13 банковских школ;

Центр подготовки персонала.

Расчетно-кассовые центры

Головные расчетно-кассовые центры

Национальные банки

(19)

Главные управления

(69)

Центральный аппарат

(22 департамента)

Совет директоров

Председатель Банка России

Национальный банковский совет

(12 человек)

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19723. Качество активов банка и их структура в Республике Казахстан 287.53 KB
Качество активов банка оказывает влияние на все аспекты банковских операций. Чистая прибыль банка во многом зависит от платежеспособности заемщиков, если заемщик не платит проценты по своим займам, прибыль банка сокращается. В свою очередь, низкие доходы (чистая прибыль) может стать причиной недостатка ликвидности. Нестабильная (низкая) чистая прибыль также делает невозможным увеличение капитала банка. Плохое качество активов непосредственно влияет на капитал.
21227. Рынок страховых услуг, его структура и функции 109.1 KB
Основой формирования страхового рынка является необходимость осуществления воспроизводственного процесса обеспечения его непрерывности и стабильности путем предоставления денежной компенсации пострадавшим экономическим субъектам и гражданам при неблагоприятных обстоятельствах в их жизнедеятельности. Самостоятельность субъектов рыночных отношений обусловила возникновение страхового рынка и равноправное партнерство его участников при купле-продаже страховой услуги. Место страхового рынка в финансовой системе вообще и на финансовом рынке в...
3791. Рыночный механизм: сущность, структура, функции 86.49 KB
Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
6908. Корпоративные сети. Назначение. Структура. Основные функции 6.78 KB
Часто узлы корпоративной сети оказываются расположенными в различных городах а иногда и странах. Принципы по которым строится такая сеть достаточно сильно отличаются от тех что используются при создании локальной сети даже охватывающей несколько зданий.
20352. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ И СДЕЛКИ БАНКА РОССИИ 73.77 KB
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России. Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
16849. Противоречия макроэкономического регулирования Банка России 72.42 KB
Инфляция искажает процесс принятия решений что в свою очередь сказывается и на экономическом росте. Ключевым моментов является то что Центробанк себя связывает институциональным обязательством по поддержанию объявленного уровня роста цен. Однако начиная с работ Роберта Манделла многие авторы приходят к выводу что если Центральный Банк в какой-то мере регулирует валютный курс то его желание контролировать инфляцию может быть осуществлено благодаря определенным ограничениям на отток и приток капитала. Так называемая Невозможная Троица...
16023. Инвестиционная деятельность коммерческого банка (на примере ОАО Сбербанк России) 317.29 KB
Инвестиционная политика коммерческого банка как основа форм инвестиционного портфеля. Вместе с тем поскольку интересы отдельного банка как коммерческого образования ориентированы на получение максимальной прибыли при допустимом уровне риска участие кредитных учреждений в инвестировании экономики происходит лишь при наличии благоприятных условий.
20816. РОЛЬ БАНКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 243.78 KB
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России что объективно определяет ключевую роль Центрального банка в регулировании банковской деятельности и немаловажным фактором развития и укрепление банковской системы является организация самого Банка России. Но стабильное и планомерное развитие банковской системы в свою очередь не может происходить без грамотного руководства со стороны главного банка страны поэтому роль центрального банка на современном этапе достаточно велика и от...
19182. 34.62 KB
Члены временной администрации должны иметь высшее экономическое или юридическое образование, опыт работы, связанный с банковской деятельностью, не менее трех лет, а при отсутствии специального (высшего) образования - опыт работы, связанный с банковской деятельностью, не менее пяти лет.
16723. Модели динамики процентных ставок на российском рынке и правило денежно-кредитной политики Банка России 70.65 KB
Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ЦМАКП Неопределенная динамика ключевых для банков процентных ставок ставит ряд вопросов относительно состояния системных процентных рисков в ближайшей перспективе 2013 г. Это отражает умеренный уровень инфляционных и валютных рисков и в то же время свидетельствует о возможности стабилизации или даже некоторого снижения ключевых процентных ставок для отечественных кредитных организаций в будущем. наблюдается ступенчатое повышение средних ставок по...