Как налоговая проверяет ип. Проверка индивидуального предпринимателя налоговой после закрытия ип

Налоговая проверка ИП - на каких нормах НК РФ она основывается, отличается ли от проверок юрлиц и если отличается, то чем именно, расскажем в нашей статье.

Что такое налоговая проверка

Важнейшая задача налоговых органов РФ состоит в контроле за выполнением налогоплательщиками таких обязанностей, как:

  • начисление всех необходимых налогов, в отношении которых у налогоплательщика возникает такая обязанность;
  • правильность расчета налогов;
  • обоснованность применения льгот;
  • своевременность уплаты налогов.

Одним из инструментов такого контроля служит налоговая проверка (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ), которая подразделяется на 2 вида (п. 1 ст. 87 НК РФ):

  1. Камеральная, при которой в ИФНС всесторонне проверяется представленная отчетность.
  2. Выездная, которая, как правило, проводится на территории налогоплательщика и предполагает не только изучение оригиналов первички, послуживших основой для расчета налогов, но и проверку наличия имущества.

Подробности и нюансы налоговых проверок узнайте из нашей рубрики «Налоговые проверки и их виды в 2018-2019 годах» .

Правила проверки в инспекции

  • Проверку проводят на основании решения ИФНС, вынесенного с соблюдением определенного порядка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
  • Она может быть сплошной или выборочной, посвященной нескольким налогам или одному, но не может проводиться чаще раза в год, не может дважды осуществляться по тем же налогам за тот же период и не может охватывать более 3 последних полных отчетных лет (пп. 3-5 ст. 89 НК РФ). При этом филиалы в плане проведения проверок учитываются отдельно. Правила о проведении не чаще раза в год, недопущении проверок уже проверенных налогов и ограничения по периоду не действуют для повторных проверок и проверок, связанных с ликвидацией или реорганизацией (пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ);
  • Ее срок составляет 2 месяца (для филиалов - 1 месяц) и считается ото дня вынесения решения до дня составления справки о проверке, но может быть увеличен до 6 месяцев (пп. 6-8 ст. 89 НК РФ). При этом проверка может приостанавливаться на срок не более 6 месяцев (в отдельных случаях - до 9 месяцев) по определенным основаниям (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам выездной проверки в порядке, аналогичном установленному для камеральной проверки, составляется акт и подаются возражения по нему. Увеличены только сроки вручения акта: 2 месяца на оформление акта (отсчет ведется с даты оформления справки о проведении выездной налоговой проверки) плюс 5 рабочих дней на вручение акта налогоплательщику (пп. 1, 5 ст. 100 НК РФ).

Что в отношении проверки следует знать ИП

В отношении налоговых проверок ИП, как и любой другой налогоплательщик, подчиняется всем вышеописанным правилам.

Камеральную налоговую проверку ИП в инспекции проводят в отношении всей сдаваемой им отчетности, и вряд ли он обойдется без вопросов со стороны ИФНС. Чтобы снизить вероятность получения запросов о пояснениях и возможность негативных последствий такой проверки, ИП следует соблюдать следующие правила:

  • представлять отчетность не позже установленных сроков, используя для этого только актуальные бланки отчетов;
  • до сдачи отчетности самостоятельно проводить максимально полную ее проверку и увязку с данными других отчетов, сдаваемых в ИФНС;
  • по возможности делать отчетность предельно прозрачной и понятной;
  • оперативно реагировать на запросы о пояснениях, сопровождая свои ответы представлением копий необходимых документов;
  • своевременно и максимально полно отвечать на запросы по встречным проверкам;
  • не создавать препятствий ИФНС, если она в ходе камеральной проверки сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эти меры позволят не только без потерь пройти камеральную проверку, но и снизят риски проведения выездной налоговой проверки. Обычно первыми кандидатами на выездную проверку становятся те налогоплательщики, которые:

  • часто сдают отчетность с ошибками;
  • не отвечают вообще или отвечают не в полной степени на запросы;
  • препятствуют проведению проверочных мероприятий;
  • не платят вовремя налоги.

Для безошибочного составления налоговой отчетности пользуйтесь материалами рубрики «Налоговые изменения 2019» .

В отношении выездных налоговых проверок ИП нужно иметь в виду следующее:

  • У ИП чаще, чем у других налогоплательщиков, не бывает возможности принять на своей территории представителей ИФНС. Поэтому выездная налоговая проверка ИП, как правило, проводится на территории ИФНС.
  • При проведении проверки в ИФНС туда придется направить подлинники первички (п. 12 ст. 89 НК РФ). К таким документам обязательно нужно сделать опись.
  • Не стоит пытаться уничтожить, скрыть или заменить первичные документы. При выявлении такого факта ИФНС получит право принудительного изъятия этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).
  • Не нужно ограничивать проверяющим доступ к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. Не видя реальности, они могут начислить налоги по нему исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
  • Оперативно надо реагировать на акт налоговой проверки, если есть обоснованные возражения по ее итогам. Инспектор мог что-то не увидеть, не понять или просто ошибиться. Своевременная подача возражений позволяет снять если не все, то хотя бы часть доначислений.
  • ИП может быть проверен после прекращения им предпринимательской деятельности в течение 3 лет с даты ее прекращения. Поэтому надо хранить все документы и быть готовым к такой проверке.

Как оформить возражения на акт проверки, узнайте по ссылке .

Итоги

ИП должен быть готов в налоговым проверкам — камеральным и выездным. А также должен вовремя представлять запрашиваемые налоговиками документы и информацию, не препятствовать осмотру помещений и территорий, а также иным мероприятиям налогового контроля в рамках налогового законодательства. Процедуры проверок и представления документов отдельно для ИП в НК РФ не предусмотрены - они производятся по общим для всех налогоплательщиков правилам.

Какие бывают проверки ИП

Организуя собственное дело, индивидуальные предприниматели чаще всего в первую очередь заботятся о быстром получении дохода и очень редко задумываются о необходимости проводить подготовительные мероприятия для успешного прохождения проверок контролирующих органов. Даже те ИП, которые стремятся к идеальному и абсолютно точному соблюдению законодательных норм, не застрахованы от штрафных санкций.

Контролирующих организаций, имеющих возможность проводить проверку индивидуальных предпринимателей, немало, и еще несколько лет назад бизнесмены просто-напросто боялись самого слова «проверка». Но в 2008 году был принят закон, регламентирующий как периодичность проведения проверок, так и их предмет, сроки и действия проверяющих - это закон №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…». С момента принятия такого закона засилье проверяющих организаций, зачастую приводящее к необходимости прекратить предпринимательскую деятельность, закончилось.

Основные положения закона №294-ФЗ

Самое важное положение принятого закона - ограничение на периодичность проведения проверок. Если до 2008 года налоговая инспекция или Роспотребнадзор могли буквально «жить» в офисе ИП, то теперь это невозможно. Периодичность проведения проверок индивидуальных предпринимателей ограничена - не чаще, чем один раз в 3 года . Причем проверять одну и ту же сферу деятельности ИП можно только один раз в год.

Также закон 294-ФЗ установил и разделение проверок на внеплановые и плановые, а также документарные и выездные. Были определены и сроки проведения проверки индивидуальных предпринимателей для каждой из контролирующих организаций, а также условия, при которых возможно продление обозначенных в законе сроков. На органы генеральной прокуратуры была возложена функция единого мониторинга проверок и осуществление планирования.

График проверок ИП

Плановые проверки индивидуальных предпринимателей (равно как и юридических лиц), должны быть во-первых спланированы заранее, а во-вторых - внесены в график проверок ИП и юр.лиц. Этот график публикуется на сайте генеральной прокуратуры по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ . (- это на 2018 год, на 2019 год нужно соответственно в адресе изменить 2018 на 2019 и т.д.)

Здесь любой предприниматель или руководитель организации может узнать будет ли проведена проверка в предстоящем году. Для этого необходимо указать ОГРН, ИНН, наименование (Ф.И.О. ИП) и предполагаемый месяц проверки. В результате поиска по графику проверок ИП и юр.лиц на экране вашего компьютера будет отображена информация о:

  • реквизитах проверяемого ИП;
  • какая именно контролирующая организация будет ее проводить (пожарная инспекция, ФНС, Роспотребнадзор и так далее);
  • количество дней отведенных на проверку, а также количество выделенных ежедневно часов;
  • форма проверки (документарная, выездная).

Также в графике проверок ИП будет обозначен и месяц запланированной проверки, а конкретный срок предпринимателю сообщат в письменном уведомлении, присылаемом не позднее, чем за 3 дня до даты начала контролирующих действий.

План проверок ИП размещается не только на сайте прокуратуры, но также и непосредственно на сайтах контролирующих организаций - Роспотребнадзора, ФНС, Ростехнадзора и так далее.

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например: здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие. В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Чаще одного раза в три года разрешено проверять те ИП, которые за предшествующие три года допускали грубые нарушения законодательства и подвергались административным наказаниям.
Кроме того, указанный закон предусматривает и ответственность и проверяющих организаций за нарушение требований законодательства. Так проверка, проведенная с грубым нарушением закона о государственном контроле, считается недействительной и ее результаты аннулируются.
Также недопустимо проводить в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими организациями одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Кто проверяет индивидуальных предпринимателей

Количество надзорных организаций, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью ИП, не так уж и велико, но больше чем одна:

Проверка ИП налоговой

Избежать проверки налоговой инспекции практически невозможно - ведь каждый ИП по умолчанию является плательщиком налогов, и соответственно подпадает под контроль ИФНС. Относительно плановых налоговых проверок предпринимателей также действует правило «не чаще 1 раза в 3 года». Но возможны и внеплановые проверки в случае злостных нарушений налогового законодательства, невыполнения предписания инспекторов или поступления жалоб со стороны органов местной или государственной власти.

Продолжительность выездной налоговой проверки (когда инспектор осуществляет контроль непосредственно на предприятии или в офисном помещении предпринимателя) не может превышать 2 месяца. Но в особых случаях проверяющие могут задержаться и дольше - на срок до 6 месяцев.

Подробно об особенностях проведения проверок ИП налоговыми органами вы можете прочитать в статье « ».

Проверка ИП Роспотребнадзором

Не так уж редки и визиты Роспотребнадзора или официально - Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот орган призван защитить клиентов от неправомерных действий ИП-нарушителей закона, а такжеосуществить санитарно-эпидемиологический контроль. Чаще других встречаться с инспекторами Роспотребнадзора приходится предпринимателям, имеющим дело с пищевыми продуктами - владельцам продуктовых магазинов, кафе, ресторанов и баров. Инициировать такую проверку могут не только сама федеральная служба, но и недовольные продукцией или действиями сотрудников ИП клиенты, путем составления соответствующей жалобы в Роспотребнадзор (оставить жалобу можно удаленно, на официальном сайте этой федеральной службы).

Проверка ИП Ростехнадзором

Если деятельность предпринимателя предполагает использование природных ресурсов, то ему обязательно потребуется получить лицензию на право их использования, что неминуемо повлечет за собой взаимодействие с такой организацией как Ростехнадзор, которая не только выдает лицензии, но и проводит контрольные мероприятия (проверки). Очень многие виды деятельности, предполагающие , автоматически приведут предпринимателя в Ростехнадзор.

Но бояться такой проверки индивидуальным предпринимателям особенно не стоит, по крайней мере тем из них, кто ведет лицензируемую деятельность по правилам и не пытается скрыть доходы или какие-либо нарушения. Как правило, необходимые меры по обеспечению необходимых условий реализуются еще на этапе выдачи лицензии, и в дальнейшем нужно просто их поддерживать.

В этой статье мы не затронули особенную область организации бизнеса - пожарную безопасность, так как это обширная тема и она рассмотрена в .

Таким образом, действующее законодательство одновременно достигает двух целей: с одной стороны ограничен произвол контролирующих органов и теперь предпринимателям не нужно в панике спасаться бегством, с другой стороны - сами предприниматели вынуждены вести свой бизнес с соблюдением действующих норм и правил, так как теперь проверяющие выполняют свою работу в соответствии с действующим регламентами. Поэтому те ИП, которые стараются вести свои дела максимально честно и по правилам, могут совершенно не бояться проводимых проверок индивидуальных предпринимателей, так как суровые наказания ожидают только тех из них, кто ведет деятельность с преднамеренной целью нарушить закон.

План проверок ИП на сайте Генпрокуратуры: https://plan.genproc.gov.ru/plan2018/

План проверок ИП на сайте Ростехнадзора: http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/

Политика государства по совершенствованию налогового законодательства направлена на создание более прозрачной системы налогообложения. Основное внимание уделяется повышению уровня поступаемых в бюджет налогов. Реализовать это планируется не за счет повышения налоговой базы, а за счет увеличения добросовестных налогоплательщиков. Применяются так называемые льготные периоды (например, отсутствие плановых проверок в первые три года работы предприятия). Налоговые проверки ИП проходят в порядке, установленном в Налоговом кодексе. Понимание их особенностей поможет лучше подготовиться к предстоящей инспекции.

Виды проверок

Налоговая инспекция обязана контролировать правильность и достоверность расчета по бюджетным отчислениям. С этой целью могут проводиться выездные и камеральные проверки. Для предпринимателей любого ранга они - источник стресса. Невозможно наперед предугадать все проблемы, которые могут возникнуть в процессе бизнеса. Взаимодействие с контролирующими органами - одна из составных частей коммерческой деятельности.

Налоговой инспекцией проверка ИП проводится по тем же правилам, которые установлены и для юридических лиц. Они зафиксированы в Налоговом кодексе (далее по тексту - Кодекс). Существует несколько видов проверок. Для того чтобы лучше представлять, к чему следует быть готовыми, изучим основные сведения о них.

Выездные проверки

Их иногда называют документальными. Они проходят на территории проверяемой фирмы или индивидуального предпринимателя. Судя по опыту многих бизнесменов, их можно отнести к наиболее опасным. Самое большое количество штрафов выписывается именно по результатам таких проверок. По форме проведения их можно разделить на несколько видов.

Комплексные и выборочные или тематические выездные проверки

Во время проведения комплексной проверки инспектируется правильность расчетов налоговых выплат в бюджет. Во внимание берется весь спектр налогооблагаемой деятельности за определенный период работы предпринимателей. В этом случае налоговики могут запросить все документы, фигурировавшие в хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени. ИП обязан их предоставить.

Выборочная проверка проводится для сравнения данных в декларациях с действительным оборотом денежных средств на предприятии. Берется во внимание не вся коммерческая деятельность, а только та, которая касается одного или нескольких налогов. Контрольные мероприятия могут проводиться по отдельным направлениям деятельности. Такой вид называют тематической проверкой. Она охватывает, например, сделки с зарубежными партнёрами (экспорт и импорт), расчёты с поставщиками, использование различных льгот, подакцизный товарооборот и т. п.

Индивидуальным предпринимателям необходимо знать, что проверяющие из налоговой инспекции наделены только полномочиями, указанными в решении. В случае если требования выходят за рамки разрешенных в перечне действий, то проверяемое лицо вправе отказать им. Указанный факт не будет считаться нарушением. Любая просьба или требования, неподтвержденные или незафиксированные документально, приравниваются к превышению полномочий инспектором.

Повторные выездные проверки

В соответствии с пунктом 10 статьи 89 Кодекса они проводятся вышестоящими налоговыми инстанциями с целью проверки нижестоящих налоговых органов. У предпринимателей запрашиваются те же отчетные документы, которые он представлял в первый раз. Делегировать свои полномочия для проведения контрольных действий вышестоящий налоговый орган не имеет права. Инспекторы, участвовавшие в предыдущей проверке, не должны привлекаться повторно.

Отдел налоговой инспекции, ранее проводивший выездную проверку, может назначить её повторно в случае, если предприятие или ИП предоставили налоговую декларацию с уточненными данными, и они оказались меньше ранее заявленных. По форме и методам проведения она не будет отличаться от выездной проверки. Налоговики имеют право осматривать помещения, привлекать свидетелей и проводить другие действия в соответствии с Налоговым кодексом. При обнаружении нарушения налогового законодательства во время проведения повторной проверки вышестоящим налоговым органом, предприятие не несёт ответственности. Оно будет наказано только в случае установления факта сговора с целью сокрытия противозаконных действий с налоговым инспектором, проводившим предыдущую проверку.

Плановые и внеплановые выездные проверки

План проведения проверок юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются регулируемыми государством видами деятельности, публикуется на официальном сайте ФНС. Для того, чтобы его найти необходимо открыть главную страницу, а затем - «Юридические лица». Выбрать пункт «Меня интересует», затем - «Контроль и проверки со стороны ФНС». На последней странице будет доступен для скачивания XLS-файл с актуальной на текущий год информацией.

Предприятия и индивидуальные предприниматели имеют достаточный запас времени для подготовки к визиту налоговиков. Обычно плановым проверкам предшествует оповещение о сроках проведения и требуемых для изучения документов. Во время оперативных следственных мероприятий с целью предупреждения уничтожения важных доказательств могут быть проведены внеплановые проверки. Они обеспечивают сохранность сведений.

Предприятие рискует при возникновении перечисленных ситуаций:

  • в случае большой разницы налоговых платежей за аналогичные отчетные периоды (например, «январь - февраль - март 2014» и «январь - февраль - март 2015»);
  • если предприятие выпускает один и тот же объем продукции, а сумма квартальных платежей в течение года сильно варьируется;
  • если имеются штрафные санкции за нарушение налогового законодательства;
  • если предприятие оформляет льготы на несколько налогов.

Следовательно, чем больше предприятие получает льгот, нарушений или другим образом выделяется на фоне остальных, тем больше шансов попасть в план проверок.

Встречная выездная проверка

Данная проверка назначается в рамках инспекции какой-либо сделки. Инициировать ее может налоговая служба, контролирующая любого участника финансовой операции. В этом случае у предприятия, на котором не проводится официальная проверка, могут потребовать документы, касающиеся рассматриваемой сделки. Данное положение закреплено в пункте 2 статьи 93.1 Кодекса. Если участники сделки зарегистрированы в одной налоговой инспекции, то проводить проверку могут одни и те же сотрудники налоговой службы.

В настоящее время термин «встречная проверка» отсутствует в Налоговом кодексе. Его часто употребляют в обиходе для определения процесса и способа проведения проверки.

Камеральная проверка

Данная проверка проводится в соответствии со статьей 88 Кодекса. Она проходит в налоговой службе без выезда к налогоплательщику. Запрашиваемые бухгалтерские и налоговые документы представляются предприятиями или индивидуальными предпринимателями непосредственно в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Налоговая инспекция имеет полное право проверить индивидуального предпринимателя в течение трех лет после прекращения деятельности. В этом случае назначается проверка физического лица в период, когда оно занималось предпринимательской деятельностью, то есть было оформлено ИП. Налоговая проверка после закрытия ИП позволяет уточнить возможные нарушения или несоответствия в процессе работы предпринимателя. Она подводит итог всей деятельности.

Главной целью, с которой проводится налоговая проверка ИП на УСН, это выявление неправомерности применения данной системы налогообложения. В случае если инспекторы сумеют доказать данный факт индивидуальный предприниматель должен будет выплатить все налоги, которые ему насчитают в соответствии с общей системой налогообложения, включая пени.

Актуальные изменения, которые вступили в силу с 2015 года

С января 2015 года в действие вступили некоторые поправки, которые были внесены в налоговое законодательство (Налоговый кодекс - далее Кодекс). Они коснулись многих важных моментов. Основательной переработке подверглись документы, порядок проведения проверок, расчета и уплаты налогов и сборов. Соблюдение новых правил поможет избежать взысканий при проверках. Для правильного заполнения и подачи форм необходимо знать о следующих изменениях:

В декларации по УСН:

  • внесены разделы для отражения алгоритма расчета авансовых платежей;
  • внесены разделы для фиксации налога, подлежащего уплате, с учетом объектов налогообложения - «доходы минус расходы» или «доходы»;
  • введен раздел для средств целевого назначения;

В декларации по ЕНВД:

  • изменен порядок исчисления налога для лиц, которые встали на учет или снялись с него в течение налогового периода;
  • добавлены в форму новые разделы, у некоторых поменяли названия;
  • откорректирован порядок оформления декларации;
  • код ОКТМО заменил ранее употреблявшийся ОКАТО;
  • для значений стоимостных и физпоказателей теперь применяются целые числа (если число больше 50 копеек или 0,5, то округление происходит в большую сторону, если меньше - в меньшую);
  • введена сквозная нумерация листов - нумерации подлежит каждый лист независимости от того, будет ли он заполняться или нет;
  • заполнение формы разрешено производить только черной, фиолетовой или синей ручкой;
  • запрещено использование корректирующих средств для исправления ошибок;
  • запрещено скрепление листов с помощью степлера или других приспособлений, повреждающих бумагу;
  • запрещена двусторонняя печать формы на одном листе;

В декларации по ЕСХН:

  • изменена форма;
  • ОКТМО вместо ОКАТО;
  • добавлены новые разделы;
  • доступен новый порядок подачи - электронный (необходимо заверять электронной подписью);

В декларации по НДС:

  • изменены форма, сроки предоставления, порядок заполнения;
  • с первого квартала текущего года в декларацию должны вноситься сведения из книг покупок и продаж;
  • введена подача только в электронном виде (статья 174 пункт 5 Кодекса);
  • продлен срок представления - до 25 числа.

В процесс проведения контрольных мероприятий также внесены небольшие изменения. Теперь во время камеральных проверок по НДС при обнаружении нарушений (несоответствий или противоречий) у предпринимателей могут потребовать предоставить документы. В их число могут входить счета-фактуры и другие бумаги, содержащие необходимую для подтверждения информацию (статья 88 пункт 8.1 Кодекса). С начала текущего года различие между камеральными и выездными проверками практически сотрется. Инспекции предоставят возможность проверять территории, документы, предметы и помещения (статьи 91 и 92 Кодекса).

Налоговые проверки ИП и юрлиц строго регламентируются налоговым законодательством. Не допускается нарушение установленных норм ни инспекторами, ни предпринимателями или компаниями. Плановое проведение проверок позволяет анализировать деятельность проверяемых субъектов и своевременно устранять существующие нарушения. За несоблюдение установленных законом норм предусматриваются взыскания. Грамотное ведение отчетности и бизнеса в целом позволит избежать неприятных последствий после проведения проверки.

В чем разница между выездной проверкой и камеральной проверкой?

Камеральная проверка ИП, которая может быть инициирована органами налогового контроля, направлена на определение достоверности документов касательно получаемой прибыли предприятием и информации, что была указана в декларации. В Российской Федерации проведение процедуры регулируется ст. 88 федерального закона. Выполняется проверка без обязательного подтверждения со стороны руководителя налоговой инспекции. Однако государство на это дает всего 3 месяца с момента подачи декларации.

Для чего назначается проверка?

Камеральная налоговая проверка ИП призвана предотвратить сокрытие доходов граждан, которые зарабатывают себе на жизнь практической деятельностью и, соответственно, самостоятельно указывают сумму полученного дохода за определенный период.

Основная цель — это не проверка документации, а проведение расчета поданной декларации и реальных показателей, изучая данные кассовой аппаратуры и расчетно-учетного ПО, при помощи которого налоговая и контролирует проведение операций с использованием наличных средств.

Может ли проводиться налоговая проверка ИП в неустановленный законом срок, то есть до подачи декларации? Такая возможность предусмотрена, однако предприниматель об этом обязательно информируется за 2 недели с целью подготовить отчетную документацию для изучения.

Вернуться к оглавлению

Что делать, если выявлены нестыковки?

Если комиссия выявила какие-то нарушения в поданной информации, то есть предъявляет предпринимателю претензии касательно достоверности указанных данных, то он обязан подать пояснение в виде выписки. К ней возможно прикрепить бухгалтерские выписки, документы с регистром финансовых операций, которые опровергают заявление комиссии. Однако если индивидуальный предприниматель не может доказать свою правоту, дело передается на рассмотрение в прокуратуру, после чего инициируется суд. Это произойдет даже в том случае, если предприниматель заблаговременно изъявил желание погасить выявленную задолженность в пользу государственного бюджета. Но на практике ему лишь выписывают штраф, который необходимо погасить в течение 14 дней с момента получения протокола. А передача дела в суд применяется только к тем предпринимателям, которых на предоставлении недостоверной информации заподозрили не в первый раз.

Налоговая проверка ИП без предупреждения проводится только в единственном случае — это открытие уголовного дела относительно деятельности компании. Но вместе с комиссией проверку выполняет также оперативная группа правоохранительных органов, которые сперва знакомят обвиняемое лицо с заявлением, после чего информируют о его правах.

Вернуться к оглавлению

Камеральная проверка после получения убытков

В 2014 году в силу вступил закон, согласно которому при выявлении во время камеральной проверки убытков, которые понесла компания в период, указанный в декларации, налоговая инспекция вправе потребовать в течение 5 дней пояснение. В пояснении разъясняется сумма недополучения прибыли, описываются причины, из-за чего получилась такая ситуация. К сожалению, многие предприниматели указывают убыток по той простой причине, что это освобождает их от уплаты налогов (если используется общая система налогообложения).

Вернуться к оглавлению

Акт камеральной проверки

По завершении проверки комиссия выдает предпринимателю акт, в котором указываются:

  • дата проведения;
  • перечень нарушений;
  • сумма претензии;
  • законодательные параметры, которые могут применяться против предпринимателя (дается в качестве дополнения к акту).

Сам акт может быть получен не позже чем через 10 дней после окончания проверки. Если индивидуальный предприниматель за этот период не получил претензию, то акты на основе данных комиссии будут считаться недействительными без проведения новой проверки. Данная норма также была введена в 2014 году с целью защитить бизнес от произвола налоговой инспекции в некоторых регионах страны.

Вернуться к оглавлению

Как осуществляются камеральные налоговые проверки индивидуальных предпринимателей?

Камеральные налоговые проверки индивидуальных предпринимателей подразумевают получение полного доступа к юриспруденции компании, в том числе внутренней и той, которую ведет бухгалтерия. На запрос комиссии руководитель обязан беспрепятственно предоставить все документы в кратчайший срок — это ускорит процесс исследования деятельности предприятия. Если же владелец отказывает в предоставлении информации, то составляется дополнительный акт, который «сыграет в минус», если дело будет передано в суд. Такое поведение предпринимателя может быть расценено как сокрытие реального дохода от контрольных органов, за что предусмотрено как административное наказание, так и уголовная ответственность (в особо крупных размерах).

Начинается камеральная проверка ИП с исследования поданной декларации и сравнения уплаченных налогов.

Далее налоговая инспекция отправляет запрос предпринимателю и указывает дату, на которую была назначена проверка. Комиссия, которая будет выполнять сверку документов, держится в тайне. И нужно понимать, что она не будет направляться непосредственно в предприятие. То есть сама проверка осуществляется в налоговой инспекции. А предприниматель для этого предоставляет все запрошенные документы. В этом плане никаких ограничений у комиссии нет. Но есть перечень тех документов, которые не могут быть запрошены по той простой причине, что это помешает вести компании деятельность.

Налоговая инспекция до этого периода должна рассчитать, правильно ли были уплачены налоги, и сравнить полученную сумму с той информацией, что была указана в декларации. Однако это выполнить не получится, если предприниматель использует общую систему налогообложения, то есть платит определенный процент со своего дохода. Чтобы установить, правильно ли им была указана информация, во время камеральной проверки могут попросить предоставить данные с устройств кассово-расчетной системы. То есть чеки и все квитанции, по которым велся расчет с клиентом.

Внеплановых камеральных проверок для индивидуальных предпринимателей не предусмотрено. Если в налоговой возникают подозрения, она просто назначает выездную проверку. Однако этого следует опасаться, так как органы могут извлечь некоторые документы для служебной проверки. Для них в этом плане запретов не предусмотрено.