Каким может быть экологический аудит. Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения

Экологический аудит проводится для того, чтобы установить способность конкретного производства к самоочищению, снижению воздействия на окружающую среду и население, а также чтобы помочь предприятиям определить способность производить экологически чистую продукцию и рассчитать инвестиционную привлекательность производства и территории.

  1. собственники, руководство объекта аудита
  2. другие лица (юридические и физические), заинтересованные в информации о состоянии объекта с точки зрения экологии
  3. государственные контролирующие органы и общественные организации

К услуге Экологический аудит прибегают из-за законодательной неопределенности. В России существует обширная законодательная база в сфере экологии и охраны окружающей среды. К природопользователям предъявляется огромное количество требований, и исполнить их в полном объеме довольно трудно.

Даже крупнейшим предприятиям, которые содержат в штате несколько экологов, бывает трудно перестроиться на новый режим экологического контроля, тем более что практика применения многих законов складывается в процессе многократных обращений – и при сотрудничестве – с органами власти.

Экологический аудит среди прочих используется как инструмент поиска проблем и решений в сфере охраны окружающей среды, помогающий взглянуть на них свежим взглядом.

Термин экологический аудит определён в федеральном законодательстве:

Цели экологического аудита

Экоаудит позволяет осуществить:

  1. сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте
  2. проверка соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать)
  3. помощь объекту во внедрении , включая разработку экологической политики, приоритетов, экологических аспектов и т.д.

Все это помогает предприятию снизить риск нарушения экологического законодательства, возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовых потерь, связанных с ними.

На сегодняшний день экологический аудит – часть системы экологического контроля. Он может применяться добровольно и быть вспомогательным инструментом для подготовки предприятия к другим процессам, например, к получению , прохождению государственной экологической экспертизы объекта, а также различным проверкам, например, банковским или потенциальных инвесторов.

В зависимости от целей аудита в качестве критериев аудита могут быть использованы международные стандарты, внутренние нормативные документы, планы, программы и другая документация организации. Кроме того, аудит может проводиться по критериям государственного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Чем выше категория опасности, тем скорее нужен экологический аудит

ФЗ-219 от 21.07.2014 внес изменения в главный закон об окружающей среде в виде категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду . Все объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня воздействия делятся на 4 категории:

  1. Объекты I категории теперь будут контролироваться наиболее тщательно. Для них предусмотрен особый вид нормирования - получение комплексного экологического разрешения, данная норма закона вступает в силу с 1 января 2019 г. При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности, они должны будут разработать технологические нормативы, .
  2. Для природопользователей, эксплуатирующих объекты II категории , тоже введен новый вид отчетности - , для таких объектов так же разрабатывается программа ПЭК и, кроме того, .
  3. Предприятия, эксплуатирующие объекты III категории , разрабатывают для них программы ПЭК и предоставляют ежегодную отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросах в водные объекты, отчетность об обращении с отходами, при необходимости – план мероприятий по охране окружающей среды.
  4. Предприятия с объектами IV категории освобождаются от экологической отчетности, проверок со стороны государственных органов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На 2017 год все эти требования новые, как они будут реализованы – пока что совершенно непонятно. Единственное, начат процесс присвоения категории объектам НВОС. На время переходного периода действуют старые требования в области экологического контроля и надзора. Предприятия получают нормативы на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов.

Виды экологического аудита

Различают обязательный и инициативный аудит.

Обязательный , как правило, инициируется контролирующими органами и подразумевает проверку на соблюдение требований закона. Этот аудит может быть частью процесса лицензирования, реструктуризации, приватизации, банкротства и т.д.

Инициативный экологический аудит, соответственно, проводится по желанию руководства объекта аудирования.

Аудит может быть внутренний и внешний относительно организации.

Внутренний , или аудит первой стороны, проводится силами самого предприятия, как правило, систематически с целью проверки выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента и/или требований законодательства в сфере экологии. Внутренний аудит помогает взглянуть на проблемы и возможности предприятия с другой стороны и найти пути решения.

Внешний (аудит второй стороны) проводится специалистами заинтересованных сторон, например, головной администрации компании, холдинга в отношении филиала.

Кроме того, бывает внешний аудит третьей стороны, проводимый аккредитованной независимой аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором в целях проверки требований законодательства или сертификации объекта по международным стандартам.

Принципы проведения экологического аудита

Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства . В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудите Контролирующий закон
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Использование водных ресурсов Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ
Деятельность по обращению с отходами Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Использования недр Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1
Строительная деятельность Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Кроме того, приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» утверждены принципы экологического аудита: объективность и независимость экоаудиторов, профессионализм и компетентность экоаудиторов, достоверность и полнота информации, планирование работ по эко-аудиту, комплексность, конфиденциальность и ответственность аудиторов.

Принцип объективности подразумевает, что, например, аудитор не может быть родственником сотрудников, учредителей, руководителей аудируемого объекта, либо входить в штат этого объекта. Кроме того, размер гонорара аудиторов не может зависеть от результатов аудита. Профессионализм и компетентность должны быть подтверждены соответствующими документами о прохождении обучения, повышении квалификации, наличием лицензии аудитора и т.д. Аудиторы обязаны сохранять коммерческую тайну производства и иную конфиденциальную информацию объекта аудита.

Проведение экологического аудита на предприятии

Процесс аудита можно разделить на несколько этапов.

Подготовка к аудиту

Подготовительный этап начинается по инициативе аудируемого предприятия либо другого инициатора с постановки целей и задач и выбора аудиторов, определяется группа аудиторов и Главный аудитор, срок проведения аудита.

Выбирают объекты аудита, определяют его критерии, разрабатывают Программу экологического аудита (если предстоит глубокий аудит сложного объекта) либо План аудита (охватывает более узкий перечень вопросов).

Аудиторам предоставляют документацию обследуемого объекта для предварительного ознакомления и проверки их достаточности и адекватности.

Заключение об экологическом аудите

Основной этап аудита включает первичное совещание аудиторов и руководства аудируемой организации. Далее происходит собственно обследование предприятия – сбор и анализ необходимых сведений, свидетельств аудита, запись хода аудита и регистрация свидетельств.

В ходе аудита определяется структура производственного экологического контроля, анализируется работа эколога-производственника или отдела экологии при его наличии, анализируются планы и результаты деятельности по охране окружающей среды, устанавливаются экологические аспекты производства и направления.

Аудиторы тщательно проверяют документацию предприятия на ее адекватность, соответствие действующему законодательству. Найденные проблемы обсуждаются с целью поиска оптимального решения. Группа аудиторов обязательно производит осмотр производственных территорий и помещений, санитарно-защитной зоны предприятия. Все данные, свидетельства аудита, документация хранится у аудиторов и записывается ими в Протоколе аудита, чтобы впоследствии быть использованной для составления Отчёта и Заключения по аудиту.

Результатом основного этапа аудита является Заключение об экологическом аудите . Его структура и требования к нему приводятся в приказе Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181:

Финальное совещание

После проведения обследования предприятия и документации, составления Протокола на основании свидетельств аудита проводится финальное совместное совещание, где представители и руководство аудируемой организации знакомятся с Заключением об аудите .

Аудиторы аргументированно разъясняют, какие несоответствия критериям выявлены в ходе аудита, руководство обсуждает с аудиторами данные вопросы, в случае несогласия проблемные моменты рассматриваются подробнее.

Отчет по аудиту

После совещания наступает Заключительный этап аудита, основная задача которого – составление и представление Отчёта по аудиту. В Отчёте отражаются результаты аудита, рекомендации по устранению несоответствий, возражения аудируемой организации по факту несоответствий.

Отчёт составляется по Плану аудита в соответствии с его пунктами. Отчёт предоставляется заказчику аудита и является официальным документом аудируемой организации.

Однако юридической силы в судебных процессах отчет об экологическом аудите и Заключение не имеют, за исключением случаев, когда аудит инициирован государственными органами.

Практика экологического аудита в России

Российская практика экологического аудита насчитывает всего пару десятков лет.

Одна из основных проблем в проведении аудита отечественных предприятий – негативное восприятие аудита аудируемой организацией.

В сознании сотрудников и руководства проверяемого объекта аудит – это такая же проверка контролирующих органов, поэтому аудиторам всячески стараются помешать обнаружить несоответствия, утаивают необходимую информацию, в случае обнаружения нарушений активно выражают несогласие с фактом несоответствия.

По результатам аудита, как правило, начинается поиск виноватых в несоответствиях с привлечением их к ответственности.

Но цель аудита – не наказание виновных, а поиск решений существующих проблем с минимальными затратами сил и финансовых средств, а желательно с перспективой той или иной выгоды для аудируемого объекта. Правда, это касается аудита, инициируемого первой или второй стороной.

Если объект аудируется с подачи третьей стороны – контролирующего органа, общественности, – тогда он действительно является чем-то сродни проверке Роспотребнадора ил Росприроднадзора.

Реестр аудиторов

В России существует Реестр аудиторов и аудиторских фирм. На сегодняшний день аттестовано и аккредитовано более 1000 индивидуальных аудиторов и порядка 20 аудиторских фирм.

Сейчас экологический аудит востребован на рынке экологических услуг, и на то существует несколько причин. В первую очередь, если предприятие, производящее ту или иную продукцию, хочет иметь конкурентное преимущество перед другими, наличие хорошего экологического имиджа – весомый козырь как для внутреннего рынка, так и для международного.

В случае выхода на рынок других стран, особенно западных, требования в сфере экологии к производству возрастают в разы. К сожалению, даже четкое выполнение всех действующих российских законодательных норм экологического надзора и контроля не дает гарантии , что предприятие будет «экологически чистым» и «зеленым» в глазах западного потребителя.

Европейские страны, США активно заботятся о состоянии окружающей среды и здоровье населения, правильный образ жизни, правильные «чистые» продукты, предметы быта пользуются все возрастающим спросом. Поэтому именно на Западе в конце прошлого века появилось понятие системы экологического менеджмента .

Cистема экологического менеджмента

Cистема экологического менеджмента (СЭМ) – лучший инструмент для того, чтобы помочь предприятию решить проблемы в сфере экологии и развиваться далее по пути экологически чистого производства. Система Экологического менеджмента подчиняется требованиям серии стандартов ISO 14000.

Внедрение СЭМ на предприятии предусматривает выработку экологической политики, целей и задач, идентификацию экологических аспектов, разработку необходимых внутренних стандартов и иных документов.

Главное, что необходимо сделать – изменить подход производственного предприятия к охране окружающей среды. Для того, чтобы предприятие было признано соответствующим требованиям международных и российских стандартов в области СЭМ, необходимо пройти сертификацию.

Именно на данном этапе проводится внешний экологический аудит сертифицирующей организацией. С помощью аудиторов проводится обследование и подготовка к сертификации по СЭМ, в дальнейшем производится периодический повторный аудит для подтверждения сертификата и определения дальнейших путей развития.

Аудиторы помогают предприятию в разработке политики, целей и задач, экологической программы, составлении стандартов и инструкций. В дальнейшем предприятие налаживает внутренние аудиты, проводимые сотрудниками предприятия, например, экологами.

Для проведения внутренних аудитов необходимо специальное обучение сотрудников основам системы экологического менеджмента. Аудиторы проводят тщательные обследования всех подразделений предприятия, знакомятся с внутренней документацией, технологиями производства, характеристиками сырья и продукции, по результатам аудита выявляются несоответствия критериям.

Смысл внутренних аудитов – не только проверка и наказание, но и попытка перестроить понимание своей работы каждого сотрудника предприятия, внедрить экологические ценности и осознание экологических последствий своего труда.

Экологический аудит как часть СЭМ или как способ проверить предприятие на соответствие закону – это инструмент будущего, прогрессивный способ ответственного управления производством, который в дальнейшем, надеемся, будет развиваться, вытесняя систему наказания и контроля.

Статья раскроет основные моменты, связанные с экологическим аудитом. Что это за процедура, кем осуществляется и в каких целях – далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вопрос защиты природы является актуальным для тех регионов, на которых действуют различные предприятия, способные негативно сказываться на окружающей среде.

С целью защиты природы введена такая процедура, как экологический аудит. Что необходимо о нем знать?

Общие сведения

Осуществление аудита экологического типа назначается на тех предприятиях, деятельность которых может сказываться на окружающей среде.

Проводится аудит экономического типа в таких случаях:

  • во время приватизации государственных и частных организаций;
  • при осуществлении процедуры банкротства;
  • при обязательном экологическом страховании;
  • во время подготовки программ и проектов инвестиций (при необходимости).

Целями аудита являются:

Принципами экологического аудита считаются:

  • объективность и независимость аудиторов от субъекта деятельности, который подлежит проверке;
  • профессионализм и компетентность в вопросе охраны природы;
  • достоверность и полнота информации;
  • планирование работ по осуществлению экоаудита;
  • комплексность – охват всех сторон воздействия на природу;
  • конфиденциальность сведений, полученных при проведении аудита;
  • ответственность экоаудиторов за итоги проверки.

При проведении аудита проверке подлежит следующее:

  • учредительная документация предприятия;
  • документы, разрешающие осуществлять деятельность;
  • документы о движении сырья;
  • документы системы контроля по соблюдению требований охраны природы;
  • документы о пользовании природными объектами;
  • документация, отражающая учет списанных расходов;
  • технические документы организации;
  • документы о периодичности проверок оборудования.

Программа по осуществлению экоаудита дает возможность:

  • определить стратегию управления руководящих должностей организации;
  • с выгодой использовать ;
  • снизить вероятность загрязнения природы;
  • увеличить спрос на товары;
  • сделать организацию привлекательной для инвесторов.

Проведение экологического аудита проводится с промежутком 1-3 года.

Необходимые термины

Кто его проводит

Проводится аудит специально назначенным человеком – экоаудитором. Такой особой является физическое лицо, которое отвечает требованиям квалификации и имеет специальный аттестат в области экологии.

Аудиторы не могут являться акционерами того предприятия, которое проверяется. Он должен быть независимым. Бывают случаи, когда аудитор каким-то образом касается организации.

Его независимость может обеспечиваться, если:

  • аудитор оказывает консультационную помощь, которая не перерастает в услуги по управлению деятельности организации;
  • отсутствуют причины или ситуации, влияющие на объективное мнение;
  • этот человек не присутствовал при проверке;
  • ответственность за отчетность лежит на организации.

Экологические аудиторы имеют ряд прав, среди которых:

Имеются и обязанности:

  • при проведении экологического аудита соблюдать требования законодательства;
  • передавать проверяемой организации аудиторское заключение в установленные сроки;
  • отвечать за сохранность документации.

Разделение на виды

Экологический аудит может быть обязательным или добровольным. Первый проводится согласно нормативным актам по отношению к опасным предприятиям в плане экологии.

Это случаи:

  • приватизация или банкротство юридического лица (при экологически опасной деятельности);
  • осуществление страхования экологического типа;
  • кредитование лиц юридического типа банками;
  • оценка деятельности по устранению экологических последствий;
  • принятие решения органами государственной власти о возможности продления лицензии для использования экологических объектов;
  • выполнение международных обязательств РФ об охране природы;
  • прочие случаи, которые упоминаются в нормативных актах.

Правом назначать проведение аудита обладает только аттестованный специалист.

Добровольный аудит может осуществляться по собственному желанию организации или предпринимателя, если они ведут деятельность, которая негативно сказывается на окружающей среде.

Это могут быть случаи при изменении владельца объекта, сдаче имущества в аренду, модернизация процесса и прочее. Целью такого аудита является получение рекомендаций по поводу рационального использования объектов, охране природы.

Проводится на платной основе. В зависимости от исполнителя аудита выделяют следующие типы:

Внутренний (аудит первой стороны) Осуществляется специалистами из состава сотрудников проверяемого предприятия
Внешний
Аудит второй стороны Проводится сторонами, которые заинтересованы в деятельности проверяемой организации. Например, органом административного управления по отношению к его подразделению
Комплексный Аудит проводится в отношении всех типов деятельности предприятия
Совместный Осуществление аудита одновременно несколькими организациями, не заинтересованными в результатах проверки, то есть независимыми организациями
Плановый или внеплановый

Также бывают следующие типы экологического аудита:

Правовые основы

В соответствии с ним, определено следующее:

Данный закон определяет экологический аудит, как независимую оценку соблюдения требований по отношению к защите природы.

Согласно Постановлению № 378 Государственного стандарта (21 октября 1998 года), были созданы и введены в действие стандарты, касающиеся экологической защиты.

Порядок осуществления экологических проверок со стороны государства регулируется , принятым 8 августа 2001 года.

Законодательство РФ предусматривает возможность проведения экологического аудита в форме плановых и внеплановых проверок.

Порядок осуществления экологического аудита на предприятии

Вопрос о порядке проведения процедуры решается исходя из целей аудита. Комиссия должна проводить аудит по четко выработанной программе.

При ее разработке учитывается:

  • техническое задание;
  • экологический паспорт организации;
  • документация, которая характеризует деятельность предприятия;
  • результаты проверок государственными органами.

Проводится на основании соглашения, заключаемого между аудитором и предприятием. Может проводиться до или после его подписания.

До заключения договора необходимо предварительно ознакомиться с деятельностью субъекта и принять решение о возможном . Может быть разовым или долгосрочным.

Согласно , принятому 20 октября 1999 года, определены отношения между аудиторской фирмой и экономическим субъектом во время подготовки заключения договора на оказание услуг аудиторского типа.

В этом же Стандарте определяются права и обязанности обеих сторон соглашения.

По каким критериям реализуется

Критерии аудита – исходят из цели, являются основой для подготовки программы проверки, служат для оценки деятельности. Устанавливаются они индивидуально, в зависимости от случая.

Формировать критерии нужно таким образом, чтобы поставленные цели можно было достигнуть. Этапы формирования:

  1. Анализ документации.
  2. Обобщение требований.
  3. Оформление критериев.
  4. Согласование их с заказчиком.

Во время проведения аудита экологического типа критериями могут служить:

  • положение 3 и 4 статей Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды», принятого 10 января 2002 года;
  • положение 13-15 статей ;
  • Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 года.

Основными критериями при проведении аудита являются:

  • уровень опасности отходов от главной деятельности организации;
  • степень экологичности сырья, которое используется;
  • расчет рисков экологического типа при возникновении непредвиденных ситуаций;
  • объем выбросов в воздух газов парника;
  • соблюдение требований безопасности в области экологии;
  • оценка ущерба в случае нерационального использования объектов природы.

Проверяемые объекты

Объектами аудита могут выступать:

  • объекты природы, которые подвергаются или могут подвергаться пагубному воздействию со стороны организаций;
  • любые типы деятельности, которые оказывают влияние на природу;
  • итоги этой деятельности;
  • имущество организации;
  • процессы, проводимые предприятием;
  • система управления организацией в чрезвычайных ситуациях.

Объектом аудита может являться что угодно, если:

  • объект или определенная его часть выделены;
  • имеет четкие границы;
  • имеются признаки природного режима – изменение объема по сезонам, изменение площади;
  • выявлены связи с составляющими частями экологических систем;
  • объект зарегистрирован государством.

Объектами могут быть водные объекты, животные, земельные участки.

Как проводится процедура

Этапы проведения аудита экологического типа следующие:

  1. Оценка ситуации в организации на текущий момент.
  2. Оценка соответствий деятельности требованиям в области охраны природы.
  3. Рекомендации по устранению нарушений.

В процедуру проведения экоаудита входят следующие этапы:

Подведение итогов

В итоговой части должны содержаться выводы о воздействии, меры по их снижению и последствия в случае невыполнения мер.

В выводах содержится:

  • допущенные предприятием отступления от нормативных актов, которые попадают под аудит;
  • недостатки и положительные моменты деятельности организации.

Результатом проведения аудита является отчетность, в которой отражается:

  • исполнение рекомендаций проверки, которая осуществлялась ранее;
  • общая информация об организации;
  • принципы, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности;
  • экологические цели;
  • анализ экологических проблем, их оценка;
  • влияние мероприятий по охране природы на размер выручки.

По окончании проверки составляется акт в нескольких экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место оформления документа;
  • название органа, проводившего контроль;
  • дата и номер указа, на основании которого осуществлялась проверка;
  • личные данные аудитора;
  • название проверяемой организации;
  • дата, место и адрес проверки;
  • данные об итогах;
  • подпись проверяющего.

Аудиторский отчет состоит из вводной, аналитической и итоговой части. В вводной части содержится информация об аудиторской организации – название, адрес, данные аудиторов и прочее.

В аналитический раздел необходимо включить следующие сведения:

  • название организации, в которой проводилась проверка, период деятельности на момент аудита;
  • цели ревизии и объем;
  • критерии проведения;
  • сроки аудита;
  • результаты анализа;
  • выявленные нарушения.

В итоговой части содержатся выводы об общих результатах аудита. имеет такую же структуру, как и отчет.

В заключении могут содержаться – положительное мнение по поводу проверки (безоговорочное) или иметь мнение с оговоркой.

Все предприятия и ИП, действующие в правовом поле России, обязаны обеспечивать соблюдение норм экологической безопасности. Результаты работы компании не должны наносить ущерб окружающей среде. Если будет выявлено обратное, субъекта хозяйствования привлекают к ответственности. Для своевременного реагирования на возможные недочеты в организации внутренней системы контроля влияния на природу проводят экологический аудит.

Основной нормативный документ

Такую проверку должны проводить независимые эксперты. Она носит комплексный характер. Все этапы анализа обязательно документируют.

При аудите за основу берутся положения Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ. Обозначенные в данном правовом акте стандарты экологической безопасности принимают за норматив, с которым сравнивают текущие показатели деятельности компании.

Формы аудита экологической направленности

Проверка может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольный экологический аудит инициирует руководство компаний, деятельность которых может быть опасной для окружающей среды. Вероятные поводы для обследования:

  • смена владельца фирмы;
  • заключение нового договора на аренду имущественных активов.

Предпосылки для запуска аудита также могут быть обозначены потенциальным увеличением угрозы экологической безопасности в результате переоснащения технологических линий или при зафиксированном факте превышения лимита выбросов.

Фактор обязательности проверки срабатывает при наличии таких условий:

  • предприятие, деятельность которого представляет потенциальную опасность для окружающей среды, запустило процедуру ликвидации или находится на стадии банкротства, приватизации;
  • необходимо оценить уровень риска при покупке страхового полиса экологического типа;
  • выполнение требования финансового учреждения при подаче заявки на получение кредита;
  • ликвидация последствий экологических катастроф;
  • на компанию международными правовыми актами возложены дополнительные обязательства по выполнению экологических программ.

Компания АльфаЭкоПроект оказывает все виды услуг по Экологическому аудиту.

Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативно-правовыми актами: проверить действие все НПА

  • Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 16.07.98 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»
  • Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»
  • Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»
  • Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»

Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит - это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задача экологического аудита - поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель - способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита - предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Таким образом, экологический аудит направлен на экономическую выгоду и избежание неблагоприятных последствий для организации, которая приняла решение о проведении экологического аудита.

Экологический аудит может быть внутренним (если его инициатором является само предприятие) и внешним (проводящимся по желанию другого лица). Также он может быть инициативным (добровольным) или обязательным (проводящимся в случаях, предусмотренных законом).

По целям проводимого экологического аудита он может быть:

1) аудитом управленческой деятельности предприятия (т.е. системный аудит);

2) контрольным аудитом (проверяется соблюдение нормативов и предписаний);

3) аудитом переработки отходов, энергосбережения, выбросов, качества продукции, влияния производственных процессов на здоровье человека, аудитом жизненного цикла продукции, недвижимости и т.п.).

Экологический аудит может осуществляться:

1) специализированными организациями;

2) самой аудируемой организацией.

Внешний экологический аудит осуществляется только независимыми лицами (экологическими аудиторами) и аудиторскими организациями на основании договора с аудируемой организацией или третьим лицом (инициатором экологического аудита).

Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования.

1) в штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов;

2) организация должна быть включена в Реестр экоаудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдается на 5 лет.;

3) организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования:

1) они должны быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений.

2) они должны владеть методологией экоаудита и уметь применять ее на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования.

3) они должны иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экоаудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экоаудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях.

4) они должны получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке.

5) они должны обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003.

6) каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

Экологический аудит включает:

1) осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организации в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности и проверку достоверности предоставленной документации и отчетности в области охраны окружающей среды , использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

2. оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;

3. оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

4. выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

5. определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Порядок проведения экологического аудита.

I этап. Подготовительный этап.

1.1. Инвестиционное обоснование проведения экоаудита, определение источника финансирования.

1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экоаудита.

1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита.

II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита

2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.

2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.

III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

3.1. Формирование проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.

3.2. Оформление аудитором рабочих документов, архивирование.

IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки.

4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения.

V этап. Завершающий этап.

5.1. Предоставление проекта аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.

5.2. Устранение аргументированных возражений.

5.3. Окончательное формирование аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.

5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчета и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.

5.5. Подписание акта сдачи-приемки выполненных работ к договору на оказание аудиторских услуг.

Результаты проведения экологического аудита

Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:

- аудиторский отчет - документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;

- аудиторское заключение - документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

Вам следует понимать и помнить, что экологический аудит, помогает определить, насколько деятельность Вашей компании соответствует требованиям природоохранного законодательства (что в дальнейшем освободит Вас от уплаты значительных штрафов), оценить эффективность работы системы управления окружающей средой в Вашей компании; разработать направление природоохранных мероприятий; оценить расходы на природопользование, определив минимальные расходы из возможных.

Компания АльфаЭкоПроект организует для Вас проведение экологического аудита любого вида и уровня сложности.

Экологический аудит - независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

    Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты: приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России"; приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации".

    В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ "О создании системы аудита недропользования".

    Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

Объектом экологического аудита являются хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности. При проведении экологического аудита проверяются степень соответствия процесса, характера деятельности, процедуры, продукции, системы управления и др. определенным критериям экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными документами специально.

Предметом экологического аудита является:

    виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;

    состояние окружающей среды на производственном, строительном или природном объекте;

    системы управления окружающей средой;

    соблюдение природоохранительного законодательства и установленных экологических требований;

    использование ресурсов;

    процесс обращения с отходами;

    финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире. Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится Экологический аудит проводится:

    в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

    при реализации процедуры банкротства;

    при проведении обязательного экологического страхования;

    при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Цели экологического аудита:

    оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;

    выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;

    определение участков загрязненной окружающей среды , видов и масштабов загрязнения;

    выявление и оценка оборудования и технологий , связанных с охраной окружающей среды на объекте;

    оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;

    выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

    объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

    профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

    достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

    планирования работ по проведению экологического аудита;

    комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);

    конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;

    ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

    обязательного экологического аудита;

    добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

    приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

    проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

    кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

    оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

    принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

    выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

    в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту. Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность ("инициативный аудит"). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же - это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.