Количество действующих кредитных организаций динамика. Динамика количественных показателей действующих кредитных организаций

За последние годы произошло значительное сокращение количества банков в России. Согласно выводам аналитиков в обозримом будущем функционировать на территории нашей страны будет не более 200-300 банков. Сомневаться в словах экспертов не приходится, поскольку количество банков в РФ сокращается за счет законодательной установки правительством ограничений, касающихся уставного капитала.

По состоянию на 01.12.2018 количество действующих банков в России составляет 490 штук.

Динамика количества банков в России

Массовое сокращение числа банковских организаций началось в 2001 году. С тех пор их количество уменьшается с каждым годом. Причём за последние 4 года уменьшение числа банков было значительным. Об этом свидетельствует статистика: в 2014 г. общее число всех банков уменьшилось на 89 штук; в 2015 г. число упразднённых организаций достигло 101; в 2016 г. ещё больше - 110 штук; в 2017 г. было закрыто 62 банка, а в 2018 г. - уже 57. Итого с 2001 г. было ликвидировано 807 банковских организаций.

По состоянию на Кол-во действующих банков в РФ В Москве
1 янв 2001 1311 578
1 янв 2002 1319 620
1 янв 2003 1329 645
1 янв 2004 1329 661
1 янв 2005 1299 656
1 янв 2006 1253 631
1 янв 2007 1189 593
1 янв 2008 1136 555
1 янв 2009 1108 543
1 янв 2010 1058 522
1 янв 2011 1012 514
1 янв 2012 978 502
1 янв 2013 956 494
1 янв 2014 923 489
1 янв 2015 834 450
1 янв 2016 733 383
1 янв 2017 623 314
1 янв 2018 561 277
1 ноя 2018 499 249
1 дек 2018 490 242

Информация представлена на основании данных ЦБ .

Основной причиной закрытия банков считается утрата лицензии коммерческой организацией. Поводов для этого может быть несколько:

  • невозможность погасить долг перед кредиторами;
  • уклонение от исполнения нормативных актов Центробанка;
  • в случае, если капитал банка не превышает нижний порог уставного капитала;
  • несоблюдение законов, по которым должна осуществляться деятельность банковской организации.

В общем и целом уменьшение числа банков положительно влияет банковский сектор и стимулирует экономику страны. У населения появляется уверенность в стабильности действующей банковской системы за счет того, что на рынке остаются только надёжные организации, которые в силах выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами, создавая обстановку стабильности.

По федеральным округам

По представленной таблице можно сделать вывод, что наибольшее число банков располагается в Европейской части России, тогда как меньше всего региональных банковских организаций в Сибирской, Дальневосточной и на Урале. На этих территориях находится основной природно-ресурсный потенциал, а малое число кредитно-банковских организации создает сложности экономического развития этих регионов.

Кол-во действующих банков по регионам 1 янв
2010
1 янв
2011
1 янв
2012
1 янв
2013
1 янв
2014
1 янв
2015
1 янв
2016
1 янв
2017
1 дек
2018
ЦФО 598 585 572 564 547 504 434 358 276
город Москва 522 514 502 494 489 450 383 314 242
СЗФО 75 71 69 70 70 64 60 49 41
ЮФО 113 47 45 46 46 43 37 38 27
СКФО - 57 56 50 43 28 22 17 12
ПФО 125 118 111 106 102 92 85 77 67
УФО 54 51 45 44 42 35 32 29 23
СФО 62 56 54 53 51 44 41 37 28
ДФО 31 27 26 23 22 22 17 18 16
КФО (c 2017 г. - это часть ЮФО) - - - - - 2 5 - -
В целом по РФ 1058 1012 978 956 923 834 733 623 490

Группировка банков по размеру уставного капитала

Оценка учереждений по уставному капиталу помогает сделать выводы о том, может ли оно отвечать по своим материальным обяязательствам перед кредиторами и вкладчиками.

Согласно Федеральному закону от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ст.11) общий капитал варьируется в размерах в зависимости от деятельности банка. А конкретно:

  1. Для организации, которая не является банковской порог капитала не должен быть меньше 90 миллионов руб;
  2. Если банк обладает базовой лицензией, то сумма капитала составляет 300 миллионов руб;
  3. Если банку выдана лицензия универсальная, то порог капитала должен быть более 1 миллиарда руб.

Если банковская или кредитная организация не в состоянии соблюсти границы уставного капитала, то у такого банка отзывается лицензия, и он вынужден прекратить свою деятельность. Далее приведём случаи, в которых банк лишается лицензии:

  • В случае, когда банковские денежные средства исчисляются меньшей суммой, чем установлено ФЗ № 395-1. При этом на начало текущего года банк обладал универсальной лицензией, не перейдя в статус банка, владеющего базовой лицензий до начала будущего года (01.01.2019) и не сменив свой статус на звание небанковской организации.
  • Когда банк, обладающий базовой лицензией, переступил пороговую минимальную отметку капитала и не выходил из этого значения в течение 4х месяцев. Во внимание берётся период с 01.01.2018г.
  • Когда показатель деятельности банка (достаточность) не превышает 2%.
  • Когда на момент выдачи регистрации (при условии, что прошло 2 года с даты её выдачи) общая сумма личного капитала банка не превышает допустимый порог акционерного капитала.

На данный момент статистика количества банков в России говорит, о том, что их число неумолимо сокращается. Ещё 140 организаций находятся под угрозой лишения лицензии.

Летом 2015 года президент-председатель правления ВТБ А.Л.Костин сообщил, что в ближайшее пятилетие численность банковских организаций сократится. При этом он назвал огромную для того года цифру - на 500 штук. Он придерживался точки зрения, что это благоприятно скажется на экономике нашей страны, поскольку такая необходимая мера укрепит в сознании людей прочность банковской системы.

Предъявляемые требования Центробанка относительно уставного капитала заставляют большинство банковских организаций делать следующее:

  • Более крупные банки поглощают мелкие, выкупая все активы.
  • Разные организации сливаются в одну - объединение при этом подразумевает полное слияние денежных средств.
  • Объявляют себя банкротами и ликвидируются.

Количество банков в России за последние годы постоянно снижается. Это подтверждает заключения экспертов, которые уже давно говорят, что в ближайшие годы в России останется около 500 банков. И действительно, прогнозы аналитиков по количеству банков оказались вполне реальными. Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на количество банков в свете последних изменений в законодательстве по размеру уставного капитала.

Итак, сколько банков и не банковских КО в России и сколько из них мелких банков? В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2018 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет – 561, из которых 230 (41%) можно отнести к крупным банкам. А на 01.01.2017 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляло – 623, из них - 246 (39,5%) можно твердо отнести к крупным и соответствующим требованиям по величине уставного капитала.

Из общего количества банков и не банковских КО на начало 2018 года - 277, или 49,4% зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы за 2016 год - 12 300 000 человек получается, что на каждые 44,4 тысячи населения столицы приходится один банк.

Количество банков на 01.01.2018 года составило 561 , то есть за прошедший 2017 год сократилось еще на 62 банка (623-561). А количество банков, начиная с 2008 г. сократилось уже на 575 банков (1 136 -561) что составляет 50,6%, и что самое неприятное - быстрыми темпами происходит сокращение банков практически по всем Федеральным округам.

Динамика общего количества действующих банков России в разрезе Федеральных округов, за последние 11 лет выглядит так:


Количество действующих банков в разрезе регионов России На 01.01 2008г. На 01.01 2009г. На 01.01 2010г. На 01.01 2011г. На 01.01 2012г. На 01.01 2013г. На 01.01 2014г. На 01.01 2015г. На 01.01 2016г. На 01.01 2017г. На 01.01 2018г
1.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
632 621 598 585 572 564 547 504 434 358 319
г.Москва 555 543 522 514 502 494 489 450 383 314 277
2. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 81 79 75 71 69 70 70 64 60 49 43
3. ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 118 115 113 47 45 46 46 43 37 38 35
4. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ - - - 57 56 50 43 28 22 17 17
5. ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 134 131 125 118 111 106 102 92 85 77 71
6. УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 63 58 54 51 45 44 42 35 32 29 26
7. СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 68 68 62 56 54 53 51 44 41 37 32
8. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 40 36 31 27 26 23 22 22 17 18 18
9. КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ (С 2017 г. вошёл в Южный Федеральный округ) - - - - - - - 2 5 - -
Итого По Российской Федерации 1 136 1 108 1 058 1 012 978 956 923 834 733 623 561

Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромных по площади Дальневосточного, Северного и Уральского Федеральных округов, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период, а ведь основные богатства России находятся именно на этих территориях страны.

Статистика по количеству банков за последние годы говорит о том, что сокращение банков продолжается высокими темпами. Так, только 02.02.2018 года Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у очередных 2-х банков (ООО «РКБ» и АО ПартнерКапиталБанк).

01.01.2018 года составило 561 , т.е. за 2017 год их число сократилось на 62. Тогда как за 2016 год банков сократилось на 110 единиц, а в 2015 году - на 101 единицу. Сокращение банков в 2018 году немного замедлилось.

Отзыв лицензий у банков, которые создают реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков и в течение одного года неоднократно допускали неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, продолжился и в 2018 году.

Обращает на себя внимание то, что в 2017 году Банком России была отозвана лицензия у ПАО БАНК «ЮГРА», который ещё в 2016 году входил в список 30 крупнейших банков страны, составляемый Банком России с учетом выполнения ими основных показателей деятельности. А после отзыва лицензии в банке были выявлены проведенные операции с отчетностью в целях сокрытия реального финансового положения. ПАО БАНК «ЮГРА» не являлся системно - значимой кредитной организацией .

03.03.2017 года лицензии на осуществление банковских операций отозваны сразу у четырёх банков:

  • КБ «Межрегиональный Почтовый Банк» (рег. № 3171, г. Москва)
  • «АНКОР БАНК» (АО) (рег. № 889, г. Казань)
  • ПАО «ИнтехБанк» (рег. № 2705, г. Казань)
  • ПАО «Татфондбанк» (рег. № 3058, г. Казань)
Количество действующих банков в России на 01.02.2018 года составило 558 , т.е. за первый месяц 2018 года число банков сократилось ещё на 3. Отзыв лицензий продолжается и далее. Так, только за неполный месяц февраля 2018 года уже отозвано 5 лицензий:
  • АКБ «Мастер-Капитал» (ОАО) (рег. № 3011, г. Москва) - с 20.02.2018г.
  • ООО «УралКапиталБанк» (рег. № 2519, г. Уфа) - с 15.02.2018г.
  • Банк СБРР (ООО) (рег. № 1284, г. Тюмень) - с 06.02.2018г.
  • ООО «РКБ» (рег. № 103, г. Москва) - с 02.02.2018г.
  • «ПартнерКапиталБанк» (АО) (рег. № 635, г. Москва) - с 02.02.2018г.
А ещё 01.02.2018 гола Банк России сообщил о начале процедуры реорганизации ООО «Экспобанк» в форме присоединения к нему «Банк на Гончарной» (АО), т.е. количество банков уменьшится ещё на один банк.

Как вы думаете, сколько банков останется в России в ближайшее время, учитывая такие темпы отзыва лицензий. Думаю, менее 500 банков, как и предсказывали эксперты.

Группировка банков по размеру уставного капитала

Какое количество банков в России может исчезнуть в ближайшее время можно определить исходя из размера уставного капитала (фонда) конкретных банков.

Так, исходя из статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями) следует, что минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме:

  1. 1 миллиард рублей - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
  2. 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;
  3. 90 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента;
  4. 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента.

А что же с действующими кредитными организациями, размер собственных средств (капитала) которых не соответствует этим нормам? В статье 20 ФЗ 395-1 от 02.12.1990 г. говорится, что Банк России обязан, за исключением случаев, установленных федеральными законами, отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

  • если значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже двух процентов;
  • если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (применяется после 2 лет деятельности с момента регистрации);
  • если у банка с универсальной лицензией на 1 января 2018 года размер собственных средств (капитала) не соответствует требованиям, установленным частью первой статьи 11(2) закона на соответствующую дату, отсутствуют основания, установленные частью четвертой статьи 11(2) закона для продолжения своей деятельности в качестве банка с универсальной лицензией, и такой банк не получил до 1 января 2019 года в установленном Банком России порядке статус банка с базовой лицензией, или не изменил свой статус на статус небанковской кредитной организации, или не получил статус микрофинансовой компании с одновременным прекращением статуса кредитной организации и аннулированием лицензии на осуществление банковских операций;
  • если банк с универсальной лицензией после 1 января 2019 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2)...
  • если банк с базовой лицензией после 1 января 2018 года в течение четырех месяцев подряд допустил снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью первой статьи 11(2)...

Теперь давайте посмотрим, как Центральным Банком РФ группируются банки второго уровня исходя из величины зарегистрированного уставного капитала банка:


Размер уставного капитала (млн.руб) Количество банков России
на 01.01. 2008 г. на 01.01. 2009 г. на 01.01. 2010 г. на 01.01 .2011 г. на 01.01. 2012 г. на 01.01. 2013 г. на 01.01 .2014 г. на 01.01. 2015 г. на 01.01. 2016 г. на 01.01. 2017 г. на 01.01. 2018 г.
От 10 млрд. руб. и выше - - 21 22 22 23 25 27 29 33 35
От 1 до 10 млрд. руб. - - 128 133 143 154 161 163 153 136 117
От 500 млн. до 1 млрд. руб. -
- 109 103 114 123 116 111 97 77 78
От 300 до 500 млн. руб. 302 339 350 98 101 95 116 118 104 90 78
От 150,0 до 300,0 248 254 252 250 263 276 251 212 171 137 113
От 60,0 до 150,0 207 194 204 222 199 168 143 112 88 57 68
От 30,0 до 60,0 161 140 117 98 62 46 36 30 28 26 23
От 10,0 до 30,0 120 99 71 46 41 41 45 38 38 37 31
От 3,0 до 10,0 61 51 38 23 18 15 15 13 12 10 9
До 3,0 37 31 26 17 15 15 15 10 13 10 9
Всего 1136 1108 1058 1012 978 956 923 834 733 623 561

Итак, на 01.01.2018 года только 308 банков (35+117+78+78) имеют уставный капитал, который достаточен для универсальной или базовой лицензии, который соответствует требованиям ЦБ по капиталу у, и 113 банков, чей уставный капитал соответствует требованию для лицензии небанковской кредитной организации, что соответственно составляет 54,9% и 20,1% от общего количества банков. Из этого количества, но уже с учетом основных показателей деятельности банков, Банк России ежемесячно определяет список 30 крупнейших банков России и список системно значимых банков России .

А в сторону закрытия или присоединения к другим банкам движутся - 140 банков, чей уставный капитал не соответствует требованиям - эти банка находятся в зоне риска.

Ещё в июле 2015 года глава ВТБ Андрей Костин в интервью немецкой газете Die Welt заявил, что:

Количество банков в России может через пять лет сократиться на 500. В России слишком много банков. Существует порядка 800 институтов. Через пять лет их может стать на 500 меньше, а стабильный уровень мы бы могли достичь и со 100 банками.

Исходя из требований Банка России к уставному капиталу, многие банки претерпевают следующие трансформации:
  • Объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов;
  • Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение;
  • Закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению суда.
Процессы слияния, поглощения или закрытия банков идут постоянно, но после поднятия Банком России планки по минимальной величине уставного капитала - количество таких процессов резко увеличится. Кроме того банки закрываются и принудительно, в связи с нарушениями законов.

Проводится реорганизация некоторых кредитных организаций, что также сокращает общее число банков в России. Так, например:

  • 13 ноября 2014 года Ханты-Мансийский банк сообщил о завершении присоединения Банка «Открытие» и Новосибирского Муниципального банка. После завершения реорганизации из 3 банков получится 1.
  • 18 ноября 2016 года МДМ Банк сообщил что завершена реорганизация БИНБАНКа и БИНБАНКа Мурманск, путём присоединения к МДМ Банку. Объединённый банк будет работать под брендом «БИНБАНК». Кроме того было сообщено, что в течении 2016 года к БИНБАНКу были присоединены еще четыре банка: «Кедр», «БИНБАНК Смоленск», «БИНБАНК Сургут» и «БИНБАНК Тверь»
    13 ноября 2017 года Банк ВТБ (ПАО) (№ 1000, г. Санкт-Петербург) начал процедуры реорганизации в форме присоединения к нему Банка ВТБ 24 (ПАО) (№ 1623, г. Москва).
По прогнозам ряда аналитиков, начавшееся в период финансового кризиса сокращение количества действующих банков России продолжится. Многие эксперты ожидают значительное сокращение количества действующих банков, но сколько банков останется фактически, твердо сказать никто не может и будет ли это плохо или хорошо для России будет видно спустя некоторое время. Ясно только одно, в России присутствует дефицит качественных банковских услуг в регионах и дисбаланс пока не меняется.

Мировой опыт показывает, что если банк нашел и устойчиво занял определенную нишу по банковским услугам, то не важно – крупный это или мелкий банк, главное, чтобы он умел работать без нарушения законодательства и нормативов. Пример небольшой Швейцарии, где мирно сосуществуют крупные и мелкие банки, а банков так «неприлично» много, что яблоку негде упасть – показателен. Там работа есть всем, и каждый банк нужен и к месту.
Конечно очень плохо, когда вместо качественного контроля и эффективного регулирования деятельности банков, мы кидаемся из крайности в крайность. Было бы более разумным не закрывать небольшие банки, и особенно в регионах, но ограничивать их максимальные суммы выдаваемых в одни руки кредитов и ограничивать прием вкладов от одного вкладчика определенными параметрами, увязывая все это с величиной капитала т.е. ориентируя их на обслуживание малого бизнеса и физических лиц, и пусть себе работают. Кстати, Банком России в этом направлении уже предложены изменения.

Так, Банком России разработаны предложения (частично уже внедряются), согласно которым все российские банки будут разделены на три группы:

  • системно - значимые, по которым начиная с 2015 года установлены особые требования,
  • банки федерального значения,
  • региональные банки.
Как пояснила глава Банка России Эльвира Набиуллина по поводу реорганизации банковской системы:
"Мы предлагаем выделение нового вида кредитной организации - регионального банка. К этому виду могут быть отнесены относительно небольшие региональные организации с ограниченным кругом наиболее простых банковских операций. Бизнес-моделью таких банков должно являться привлечение средств от физических и юридических лиц конкретного региона, их размещение с минимальными рисками в кредиты населению и бизнесу, прежде всего среднему и малому, того же региона.

В отношении остальных банков, кроме системно значимых, их мы называем банками федерального значения, предполагается увеличение минимальных требований к размеру собственных средств к капиталу до 1 млрд рублей и последовательное внедрение международных стандартов"

Количество банков Российской Федерации (по годам)

Статистика количества банков в РФ за последние 18 лет выглядит следующим образом:


Дата Количество банков в России на выбранную дату В т.ч. количество банков в Москве
01.01.2001 г. 1311 578
01.01.2002 г. 1319 620
01.01.2003 г. 1329 645
01.01.2004 г. 1329 661
01.01.2005 г. 1299 656
01.01.2006 г. 1253 631
01.01.2007 г. 1189 593
01.01.2008 г. 1136 555
01.01.2009 г. 1108 543
01.01.2010 г. 1058 522
01.01.2011 г. 1012 514
01.01.2012 г. 978 502
01.01.2013 г. 956 494
01.01.2014 г. 923 489
01.01.2015 г. 834 450
01.01.2016 г. 733 383
01.01.2017 г. 623 314
01.01.2018 г. 561 277
01.06.2018 г. 530 262

Количество банков по состоянию на 01.10.2018 года составляет 508, из которых

Материал подготовлен с учетом использования данных ЦБ о количестве банков и их группировке по размерам уставных фондов и информации ЦБ об отзыве лицензий.

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ГОУ Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ)

Ю.Ф. Слизова

В статье «Национальная банковская система: история и перспективы» рассматриваются вопросы формирования и развития банковской системы с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на эти процессы.

Национальная банковская система является составной частью кредитной системы и взаимодействует с разными отраслями экономики, обслуживая реальное производство, зависит от уровня развития промышленности и других отраслей экономики с одной стороны. С другой стороны, национальная банковская система оказывает существенное воздействие на национальную экономику, являясь необходимым условием экономического роста в стране.

Профессор О. И. Лаврушин пишет, что «практика знает несколько типов банковской системы: распределительно централизованная банковская система, рыночная банковская система и система переходного периода» .

Национальная банковская система России представляет собой систему переходного периода в условиях транзитивной экономики, которая находится в стадии формирования. Национальная банковская система содержит компоненты рыночной банковской системы, хотя их взаимодействие еще не достаточно развито и элементы банковской системы должны полнее учитывать особенности и условия рыночной экономики.

Национальную банковскую систему необходимо рассматривать как экономическую систему, которая состоит из отдельных элементов взаимосвязанных и взаимодействующих, каждый из которых выполняет определенные функции, проводит перечень операций в соответствии с целью деятельности. Отдельные элементы образуют единую, целостную совокупность, в результате чего удовлетворяются потребности общества в банковских услугах.

Как показывает исторический опыт развития банковской системы России, в дореволюционный период в условиях сложившихся рыночных отношений того периода сформировалась своеобразная двухуровневая система. На первом уровне находился Государственный банк Российской Империи, который начал свою деятельность в 1860 г. Второй уровень был представлен акционерными коммерческими банками, ипотечными и городскими банками, обществами взаимного кредита и кредитной кооперацией.

В бывшем Советском Союзе с 30–х по 80–е годы государством была создана система специализированных банков и концу этого периода работали государственные банки. Существующие в этот период банки имели разветвленную сеть филиалов и учреждений, из них у Госбанка СССР было около 4,5 тыс. отделений, Стройбанк СССР – 2,5 тыс. и Внешторгбанк СССР – 7 отделений на территории страны. Подобная банковская система позволяла проводить единую денежно–кредитную политику и осуществлять жесткий контроль за ее реализацией. Но отсутствие рыночных отношений и межбанковской конкуренции в экономике государства затрудняло развитие банковской системы .

До 1987 года в России организационная структура банковской системы была построена по ярко выраженному отраслевому принципу и включала в себя Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР, а также систему совзагранбанков.

Таким образом, в России существовала одноуровневая банковская система. Построение одноуровневой банковской системы возможно в случаях когда «…в стране еще нет центрального банка, в стране есть только центральный банк, или центральный банк выполняет все операции, конкурируя с другими банками» .

Одноуровневая банковская система, как правило, существовала на ранних этапах развития банковских систем, когда банки могли осуществлять все виды операций, в том числе и эмиссию денежных знаков. «…В качестве примера можно привести Гонконг, где по соглашению с Великобританией функции центрального банка для этой страны выполняет Банк Англии».

В процессе развития рыночных реформ сложилась объективная необходимость реформирования банковской системы. Начиная с 1987 г. была разработана концепция реорганизации банковской системы, которая предполагала изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного хозяйства. В результате была создана двухуровневая банковская система, верхний уровень занимал Госбанк СССР, как центральный банк страны, второй уровень вновь созданные специализированные банки, такие как Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Агропромбанк СССР, Сбербанк СССР. Таким образом, сформировалась двухуровневая банковская система, но государственная монополия на банковское дело еще сохранялась.

«…Проблемы экономического управления денежным оборотом страны, регулирование деятельности низовых звеньев банковской системы, развитие конкуренции между банками обусловили потребность в углублении реформ в банковской сфере» .

Переход к рыночным отношениям в начале девяностых годов повлек за собой новые преобразования в области банковской системы, которые выразились в формировании и развитии двухуровневой банковской системы.

Таким образом, после распада СССР в России была ликвидирована государственная монополия на банковское дело и сформировалась двухуровневая банковская система, было разработано и действовало специальное банковское законодательство, которое обеспечивало правовое регулирование банковской деятельности в соответствии с экономическими условиями, основанными на рыночных принципах.

Последнее глобальное реформирование банковской системы было завершено к концу 90–гг. XX столетия. В это период были упразднены специализированные банки. С принятием Законов «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. и «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г., появились новые возможности создания хозрасчетных отраслевых или территориальных кооперативных банков, так как государственная монополия на банковское дело была отменена. И к середине 1990 г. в России было создано 202 коммерческих банка .

Обобщая проведенный анализ в результате, которого определена степень влияния общественно–экономического строя на развитие банковской системы, необходимо отметить, что общественно–экономический строй – это базис или основа для деятельности современной национальной банковской системы. Далее остановимся на основных факторах, действующих на формирование и развитие национальной банковской системы.

Определяя факторы, влияющие на формирование национальной банковской системы, необходимо выделить исторический опыт развития. В процессе формирования банковской системы в России в 90–е гг. состоялись дискуссионные обсуждения по поводу выбора типа построения. И в этом направлении приоритетным оказался исторический опыт развития банковской системы. В дореволюционный период банковская система России и банковская система Германии были идентичны. Поэтому в перестроечный период был выбран германский тип развития.

Начиная с 1996 г. Россия получила достаточно высокий кредитный рейтинг, что способствовало участию в рейтинге российских банков. Банки могут участвовать, только в том случае, если страна пребывания банка–участница рейтинга. Рейтинг, который может быть присвоен банку, должен быть не выше рейтинга страны и для его получения необходимо заплатить рейтинговым агентствам несколько сотен тысяч долларов и сделать баланс в соответствии с международными стандартами, заверенный международным аудитором.

Во всем мире действует система присвоения рейтингов специализированными рейтинговыми агентствами, коме того существует еще один ценимый в международных деловых кругах ежегодно составляемый рейтинг авторитетного английского журнала «The Banker» , (табл. 1).

Поэтому необходимо адекватно оценивать значимость решений принимаемых органами государственной власти для деятельности национальной банковской системы, которые имеют решающее значение в дальнейшем развитии.

Итак, банковская система развивается под действием комплекса факторов, характерных для определенной страны. Профессор Тагирбеков К.Р. описывает, как значимые следующие факторы: «…природные и географические условия, климат, национальный состав населения, его занятия и промыслы, контакты с соседями, торговые пути и т.д.»

Таблица 1

Название Место в мире 2009 г. Место в мире 2003 г. Место в мире 2002 г.
Сбербанк России
Внешторгбанк
Газпромбанк
Межпромбанк -
МДМ-банк
Внешэкономбанк -
Глобэксбанк
Банк Москвы -
Альфа-банк
УралСиббанк -
Росбанк
Петрокоммерц
НОМОС-банк
Траст-банк -
Международный московский банк - -

Профессор Лаврушин О.И., считает «…что на ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов, среди них он выделяет такие, как степень зрелости товарно–денежных отношений, общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность, законодательные основы и акты, общее представление о сущности и роли банка в экономике» .

К числу наиболее значимых факторов, отнесем факторы, которые оказывают определяющее влияние на формирование и развитие национальной банковской системы: общественно–экономический строй, исторический опыт развития, нормативная база, взаимодействие с мировой банковской системой, уровень социально–экономического развития страны, проводимая политика органов власти (политический фактор).

Следует отметить, что современная банковская система сформировалась под действием ряда факторов, описанных выше и в зависимости от степени воздействия которых определилось направление и уровень развития национальной банковской системы с учетом общественно–политического строя, исторического опыта развития, общего уровня экономического развития.

Количество кредитных организаций с 1988 года постоянно увеличивалось с развитием экономических отношений. С принятием банковских законов в конце 1990 г. произошло регулирование банковской деятельности были определены условия открытия банков, окончательно закреплялась двухуровневая банковская система. Банковская система в тот период развивалась довольно быстро, учитывая особенно количество действующих кредитных организаций. В конце 1991 г. действовало 1360 кредитных организаций, но это были в основном мелкие банки – 73 % от общего количества. Самыми крупными банками в тот период были Сбербанк России и Внешэкономбанк. В целом банковская система была достаточно неустойчивой, потому что существовала нехватка капитала, низкий уровень квалификации персонала, высокий уровень инфляции и банковских рисков, что привело к большому числу банкротств , (график 1).

В 1995 г. существовало максимальное количество кредитных организаций – 2457. Затем количество действующих кредитных организаций уменьшилось, причиной стали кризисы (осень 1994, август 1995 г., предкизисная ситуация в конце 1997, август 1998), произошедшие в те периоды.

График № 1

Динамика количественных показателей действующих кредитных организаций

В 1997 национальная банковская система развивалась достаточно стабильно, в структуре пассивных операций основную долю занимали вклады населения и средства юридических лиц. В структуре активов 44% занимали кредитные операции. Кредитованием населения занимался в основном только Сбербанк России. Этот год был последним благоприятным годом для развития национальной банковской системы, так как в следующем году большинство банков не получило прибыли, и расходы превысили доходы. Вторая половина 1998 г. ознаменовалось сильнейшим банковским кризисом, в результате которого в целом капитал национальной банковской системы уменьшился в три раза в рублевом исчислении. Число кредитных организаций сократилось в период с 1998 г до 1999 г. с 2029 до 1476, сократилась и ресурсная база за счет ухода вкладчиков.

Для выхода из кризисной ситуации потребовалось ряд существенных мер. Для этого были созданы законодательные и организационные основы для реструктуризации кредитных организаций, в результате были восстановлены возможности банков по предоставлению базовых банковских услуг экономике.

И начиная с 2000 г., количество действующих кредитных организаций находится на определенном уровне, что подтверждает некоторую стабильность развития национальной банковской системы.

Специалисты отмечают, финансовый кризис и рецессия 2008-2009 годов, как часть финансового кризиса, оказала сильное влияние на функционирование национальной банковской системы России.

В сложившихся непростых условиях банковскому сектору необходимо поддерживать высокие и устойчивые темпы экономического роста. А достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков .

В процессе развития банковской деятельности совершенствуется нормативное правовое обеспечения банковской деятельности, происходит завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создаются условия для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышается качество предоставляемых кредитными организациями услуг.

Важной задачей Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации является разработка и проведение активных совместных действий для формирования современной конкурентоспособной национальной банковской системы, соответствующей стратегическим интересам российской экономики.

Основной целью дальнейшего развития банковского сектора является усиление его роли в экономике страны при обеспечении системной устойчивости и повышении качества предоставляемых услуг. Достижение указанной цели будет осуществляться по следующим направлениям:

· совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;

· повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;

· развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов;

· укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;

· повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях, банковских группах и банковских холдингах .

Список литературы

1. Банковское дело: Учебник./Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой.– 5–е изд., перераб. и доп.–М.: Финансы и статистика, 2003. – 592 с.

2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 464 с.

3. Методический подход к формированию региональных банковских систем (на примере Сибирского федерального округа): Диссертация./ Слизова Ю.Ф., 2004

4. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. – М.: издательский дом ИНФРА –М; Весь Мир, – 2003. – 720 с.

5. Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. – Режим доступа: http:// www.cbr.ru.

6. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 году: – Режим доступа: http:// www.cbr.ru.

7. Режим доступа: www.cbr.ru.

8. The Banker: - Электронный журнал. – Режим доступа: http://www.thebanker.com.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:Национальная банковская система, банковская система, банк, история развития банковской системы, перспективы развития банков .

коммерческий банк кредитный капитал

Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций представлена на сайте Банка России.

Если проанализировать динамику изменений количества кредитных организаций в Российской Федерации за последние 5 лет (приложение 1), то можно сделать вывод о том, что их количество неуклонно падает (рис.1). При этом количество небанковских кредитных организаций за 3 года выросло на 11 штук. Количество банков со 100 % участием в капитале в общей доле всех банков приблизительно за этот период занимает 7%.

Причиной уменьшения количества кредитных организаций является федеральное законодательство страны, особенно на данный процесс влияет Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.09.2013) «О банках и банковской деятельности»:

  • · Объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов;
  • · Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение;
  • · Закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению суда
  • · Процессы слияния, поглощения или закрытия банков идут постоянно, но после поднятия Банком России планки по минимальной величине уставного капитала - количество таких процессов резко увеличится.

Рис.1.

Кроме того банки закрываются и в связи с нарушениями законов. По прогнозам ряда аналитиков, начавшееся в период финансового кризиса сокращение количества действующих банков России продолжится. Многие эксперты ожидают значительное сокращение количества действующих банков (до 500), но сколько банков останется фактически, твердо сказать никто не может и будет ли это плохо или хорошо для России будет видно спустя некоторое время.

Полным ходом идет реорганизация некоторых кредитных организаций, что также сокращает общее число банков в России. Так, например:

  • · 22 октября 2013 года Банк России сообщил о том, что в соответствии с требованиями ч. 5 статьи 23 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" началась процедура реорганизации Открытого Акционерного Общества "БИНБАНК" в форме присоединения к нему Инновационного строительного банка "Башинвест" Закрытое акционерное общество. После завершения реорганизации из 2 банков получится 1.
  • · 14 января 2014 года Банк России сообщил о том, что в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 начата процедура реорганизации Акционерного коммерческого банка «Абсолют Банк» (открытое акционерное общество) в форме присоединения к нему КИТ Финанс Инвестиционного банка (Открытое акционерное общество).

Мировой опыт однако показывает, что если банк нашел и устойчиво занял определенную нишу по банковским услугам, то не важно - крупный это или мелкий банк, главное, чтобы он умел работать без нарушения законодательства и нормативов. Пример небольшой Швейцарии, где мирно сосуществуют крупные и мелкие банки, а банков так «неприлично» много, что яблоку негде упасть - показателен. Там работа есть всем, и каждый банк нужен и к месту. А по данным Федеральной корпорации страхования вкладов (FDIC) в США на конец третьего квартала 2013 года работало банков - 6 891.

Конечно, очень плохо, когда вместо качественного контроля и эффективного регулирования деятельности банков, мы кидаемся из крайности в крайность. Было бы более разумным не закрывать небольшие банки, и особенно в регионах, но ограничивать их максимальные суммы выдаваемых в одни руки кредитов и ограничивать прием вкладов от одного вкладчика определенными параметрами, увязывая все это с величиной капитала т.е. ориентируя их на обслуживание малого бизнеса и физических лиц, и пусть себе работают.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Функционирование коммерческих банков в Российской Федерации. Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора. Количественные характеристики кредитных организаций России. Структура доходов и расходов действующих кредитных организаций.

    реферат , добавлен 19.03.2011

    Сущность и структура современной банковской системы. Расчет уровня инфляции и безработицы. Функции центрального и коммерческих банков России в современной экономике. Динамика макроэкономических параметров. Определение темпов экономического роста.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2009

    Принципы кредитования. Создание кредитных денег коммерческими банками. Эффект денежного мультипликатора. Особенности функционирования банковской системы РФ. Уровень капитализации отечественных банков, интересы банкиров, доверие на межбанковском рынке.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2014

    Классификация кредитов, выдаваемых населению. Порядок кредитования физических лиц коммерческими банками: предоставления и погашения кредита, уплаты процентов. Кредитные риски. Кредитование физических лиц банками на примере Свердловской области.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2008

    Сущность, принципы, формы и виды потребительских кредитов, предоставляемых коммерческими банками России и зарубежными банками. Организация кредитования населения в коммерческих банках г. Новосибирска, методики оценки риска и кредитоспособности заемщика.

    дипломная работа , добавлен 26.03.2013

    Депозиты: понятие, экономическая сущность, состав, структура, классификация. Анализ практики формирования депозитной базы коммерческими банками в Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития в России депозитной базы коммерческими банками.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Функции коммерческих банков в экономике. Коммерческие банки на финансовом рынке России. Роль коммерческих банков в развитии экономики России. Проблемы развития банковского сектора. Динамика кредитования коммерческими банками объектов хозяйствования.