Консолидация займов мфо какие банки предоставляют. Инструменты управления государственным долгом

Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательна предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом России – изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к своевременному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы – национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты.

Долг в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов – держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум – через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Многие из описных приемов нашли применение при выводе России из дефолта 1998 г. В частности, можно упомянуть о таких методах, как: реструктуризация облигационных займов в облигации с более поздним сроком погашения; ведение переговоров с кредиторами с целью отсрочки платежей; использование различных схем взаимозачетов для снижения задолженности по займам; привлечение кредитов банков для платежей по облигациям; прием облигаций в счет налоговых платежей, в обмен на жилищные сертификаты и т. п.; выкуп своих обязательств с дисконтом; досрочный выкуп своих обязательств.

Воспользовавшись низким уровнем цен на свои обязательства и ростом доходов своих бюджетов, процедуру выкупа еврооблигаций осуществили Москва и Санкт-Петербург. Так, в 1999-2000 гг. Москва выкупила еврооблигации с погашением в 2000 г. на сумму 220 млн. долл., Санкт-Петербург также произвел досрочный выкуп своих еврооблигаций на сумму 80 млн. долл., а в 2001 г. – на сумму 100 млн. долл.

Российское законодательство, в частности Бюджетный кодекс РФ, предусматривает ряд организационных методов управления государственным долгом. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации или от ее имени – Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Право осуществлять государственные внешние заимствования первоначально имели и субъекты РФ, бюджеты которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. На данный момент введен запрет на внешние заимствования для субъектов РФ (для муниципалитетов они и не были предусмотрены) – соответствующая поправка к Бюджетному кодексу вступила в действие 1 января 2002 г. Внешние заимствования разрешены лишь регионам, уже имеющим внешнюю задолженность, для ее рефинансирования в пределах финансового года.

– это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3 - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Управление государственным долгом включает две большие группы методов : финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ , в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

Методы управления государственным долгом

· Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

· Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.

· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

· Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

Основные проблемы управления государственным долгом

· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

9. Управление государственным долгом

Госдолг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Госдолг делится:

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Требуется:

q организация практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором;

q нужно отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.

Методами управления государственным долгом являются:

Конверсия;

Консолидация;

Унификация;

Обмен облигаций по регрессивному соотношению;

Отсрочка погашения;

Реструктуризация;

Аннулирования.

Конверсия - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) или ухудшения финансового положения государства, когда оно не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация - это передача обязательств по ранее выпущенному займу новому займу с цель удлинения срока займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа. Она упрощает управление государственным долгом. Унификация может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций птредыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательно, так как он представляет собой частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения - это перенос сроков выплаты задолженности. При этом за период переноса сроков погашения долга выплата доходов не производится.

Реструктуризация - это применение в комплексе полностью или частично вышеназванных методов.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается недопустимым. Авторитет государства зависит от признания им своих долгов и обеспечения их полного погашения в установленные сроки.

Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины.

Размещение долговых обязательств Правительства Украины и предоставление гарантий от его имени проводит по его поручению Министерство финансов Украины.

Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением государственного бюджета Украины на следующий год.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

    Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

    Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

    кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    государственных ценных бумаг;

    договоров о предоставлении государственных гарантий;

    переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года),среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

    консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

    конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

    конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

    новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

На 1.01. 1998

На 1.01. 1999

На 1.01. 2000

На 1.01. 2001

На 1.01. 2002

На 1.01. 2003

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Объединяем все кредиты в один правильно.

Сегодня многие граждане выплачивают одновременно несколько кредитных долгов. Некоторые берут новые займы, потому что привыкли всегда иметь под рукой денежные средства, а кого-то вынудили серьезные обстоятельства. Но причины могут быть разными, а вот финансовая нагрузка в любом случае будет значительной. Кроме того, имея сразу два-три кредита, заемщики нередко просто запутываются в своих долгах. На данный момент на кредитном рынке действует услуга по слиянию денежных займов, которая называется «консолидация».

В чем заключается смысл такой процедуры?

Какие плюсы и минусы есть у соединения кредитных долгов? Об этом в нашей статье.

Что такое слияние займов

Консолидация кредитов – это объединение нескольких денежных займов из разных банков в один долг. При помощи такой процедуры заемщик соединяет все свои кредиты и становится должником только одной финансовой организации.

Объединение займов позволяет сделать выплату кредитного долга более удобной, поскольку вместо нескольких кредитов получается один. Консолидируют денежные займы обычно в тех случаях, когда хотят упростить процесс погашения или изменить условия кредитования в лучшую сторону. Следует отметить, что соединение кредитных долгов и рефинансирование имеют много общего, но по сути это разные процессы. К примеру, и к тому, и к другому прибегают, чтобы сократить итоговую стоимость кредита. Однако при консолидации займы просто оформляются в один кредит, а рефинансирование представляет собой получение заемных средств для погашения текущего долга. И с помощью перекредитования можно выплатить только один заем. Разумеется, банки не всегда без проблем соглашаются передать текущий долг клиента другому кредитору, поскольку в этом случае они теряют часть своей прибыли.

Детали программы соединения долгов

Финансовые организации, как правило, занимаются консолидацией только потребительских кредитов, предоставляемых на разные цели. Банк, который соглашается соединить все долги заемщика, например Сбербанк, выдает ему денежные средства для расчета с другими кредиторами. В результате общая сумма долга остается прежней, но изменяются условия его погашения.

Услуги по объединению денежных займов предоставляют не только коммерческие учреждения, занимающиеся кредитованием, но и государственные банки. Условия программ консолидации при этом у каждой финансовой организации могут быть индивидуальные. С помощью этой процедуры заемщик может соединить как залоговые кредитные продукты, так и займы, которые он получил без какого-либо обеспечения. Однако кредиты с залогом консолидировать всегда сложнее, поскольку процесс передачи предмета обеспечения достаточно трудный и занимает много времени.

Преимущества консолидации

Услуга по соединению кредитных долгов весьма востребована у заемщиков, поскольку имеет немало положительных сторон. К ним относятся:

Отрицательные стороны объединения

Разумеется, консолидация имеет не только плюсы – у этого банковского продукта есть также и недостатки.

В этот список входит следующее:

  1. Небольшое количество финансовых учреждений, предоставляющих такую услугу. На российском кредитном рынке на данный момент мало банков, которые консолидируют сторонние займы. Чаще всего, объединить кредиты в один заемщикам предлагают новые, недавно открывшиеся организации, у которых еще нет достаточного количества клиентов. Кроме них консолидацией занимаются и небольшие кредитные учреждения, имеющие, как правило, сомнительную репутацию. Для таких кредиторов главной целью тоже является привлечь как можно больше заемщиков. Брать любой денежный заем, тем более соединять сразу несколько – это всегда определенный риск для заемщика. А в случае обращения в малоизвестный банк уровень риска значительно увеличивается. Лучше работать с уже проверенными крупными банками (например, Сбербанк, ВТБ и т. д.).
  2. Расходы при оформлении кредитной сделки. Консолидируя все свои долги, заемщик получает новый денежный заем. А оформление любого кредита – это сбор необходимых документов и оплата всех сопутствующих расходов. Сюда входит: обработка заявления, комиссия за выдачу заемных средств и т. д. Если осуществляется объединение займов, полученных под поручительство третьих лиц или под другое обеспечение, то список расходов увеличивается. Кроме того, консолидация подразумевает досрочную выплату текущих кредитов. А многие банки налагают на заемщиков штраф за преждевременный возврат долга. Что в свою очередь тоже дополняет список трат при оформлении консолидации.
  • Прежде чем приступить к соединению кредитных долгов, следует внимательно ознакомиться с содержанием каждого договора займа.
  • Желательно заранее просчитать возможную выгоду от консолидации, учитывая все обязательные и дополнительные расходы.
  • Обращаться за такой услугой нужно в проверенную кредитную организацию, имеющую достаточно хорошую репутацию.
  • Следует помнить, что объединение займов только упрощает их выплату и ненамного снижает финансовую нагрузку.
  • Банки часто отказывают заемщикам в возможности передать их долг другой финансовой организации, поэтому сначала нужно получить согласие всех кредиторов.

Консолидация, или объединение кредитов в один – не самая популярная у заемщиков услуга, потому что одни не знают о ее существовании, другие вспоминают о ней, когда возникают финансовые трудности.

Людям, отвечающим по кредитным обязательствам, нужно планировать свой бюджет с особой тщательностью. Но никто из нас не застрахован от неблагоприятного сценария событий. Если все-таки угроза вдалеке замаячила - срок выплаты по кредитам подходит, а средств для закрытия долга недостаточно, - банк оставляет заемщику место для маневра.

Важно вовремя сделать выбор, пока не наступила просрочка по очередной выплате. Иначе вас будут считать должником, кредитор начислит штраф – кредитная история подпорчена.

Выйти из положения можно с помощью:

  • кредитных каникул (отсрочки платежа);
  • реструктуризации долговых обязательств;
  • рефинансирования, или перекредитования.

Как объединить кредиты: особенности процедуры

Если в сложившихся обстоятельствах у вас несколько долговых обязательств, то можно объединить все кредиты в один, что позволит увеличить период выплат за счет уменьшения ежемесячной суммы платежей.

Процедуру консолидации не стоит путать с программой рефинансирования. Цель обоих инструментов схожа – сократить конечную стоимость кредита, но способы при этом используются разные. Суть первой - объединение нескольких денежных займов и перевод их в один банк. Суть второй – получение новой ссуды для погашения текущего кредитного долга.

Механизм консолидации хорошо работает в отношении кредитов без залога – микрозаймов, потребительских кредитов, кредитных карт, овердрафтов, ссуд наличных. К примеру, вы взяли в разных банках несколько займов без какого-либо обеспечения – оформили кредитную карту, купили в кредит бытовую технику и взяли ссуду, чтобы сделать ремонт. С точки зрения банковской «механики» их легко объединить в один продукт.

Считается, что соединить можно и залоговые кредитные продукты – ипотеку или автокредит. Но на деле это довольно сложный и неповоротливый механизм, где требуется переоформление залогового движимого или недвижимого имущества. Банки очень неохотно идут на такой шаг. Передача предмета обеспечения – квартиры или автомобиля – долгая процедура, требующая дополнительных расходов. Поэтому они «дают добро» на слияние таких продуктов только в крайнем случае, когда избавиться от проблемного кредита другим способом невозможно.

В каких случаях востребовано консолидирование нескольких денежных займов

Поводом объединить кредиты в один может стать не только уменьшение финансовой нагрузки под давлением неблагоприятных обстоятельств.

Эта процедура поможет заемщику:

  • оптимизировать ежемесячные платежи с разными датами и способами внесения всех непогашенных кредитов;
  • в случае необходимости перевести кредиты в другую валюту;
  • увеличить объем совокупного долга.

Плюсы программы

Среди очевидных преимуществ можно выделить следующие пункты:

  1. Подойдет любителям так называемых «быстрых» ссуд, которые не требуют от заемщика тщательного сбора документов, но даются под самые высокие проценты. Объединение всех кредитов в один позволит им снизить процентную ставку.
  2. Снизить финансовую нагрузку на бюджет в неблагоприятной ситуации для заемщика, имеющего несколько долговых обязательств.
  3. За счет пролонгации срока выплат процент становится ниже, а сумма ежемесячного платежа – меньше.
  4. Упрощается процесс обслуживания займов – погашать их в один день проще и быстрее.
  5. Заемщик соединяет все свои кредитные обязательства в одной финансовой организации.
  6. Формируется положительная кредитная история.

Недостатки программы

К минусам можно отнести:

  1. Небольшой выбор организаций, предоставляющих услугу консолидации займов.
  2. При попытке перевести свой долг в другой банк можно встретить сопротивление со стороны первоначальных организаций-кредиторов – вплоть до штрафных санкций за досрочное прекращение договора.
  3. Может наступить просрочка платежа, если банк затянет рассмотрение вашей заявки.
  4. Сопутствующие расходы (затраты на выдачу денежных средств, оформление заявления, оценку залогового имущества, его страхование по новому договору).
  5. В дополнение к информации о текущих ссудах потребуется собрать новый пакет документов.

Однако, услуга по консолидированию денежного долга доступна не всем заемщикам. Она имеет следующие ограничения:

  1. Гражданин с плохой кредитной историей не сможет ей воспользоваться.
  2. Если вы выбрали аннуитетные платежи и уже оплатили более половины долга, то в этой услуге уже нет смысла. Согласно графику выплат, с таким типом платежа сначала погашаются проценты, и только потом – сам кредит или «тело кредита».
  3. Тем, кому осталось выплачивать кредит менее 6 месяцев (иногда этот срок сокращают до 3 месяцев) – финансовую помощь также не окажут.

Какие банки предоставляют услуги по консолидации

Существуют программы объединения кредитов, выданных в одном банке, и консолидации займов разных банков.

Как совместить несколько кредитных продуктов в одном банке

Отметим, что многие кредитные организации используют этот продукт с целью привлечь больше клиентов или перевести на долгосрочное обслуживание клиентов из других банков.

Лучше обратить свой взгляд в сторону крупных и надежных финансовых структур.

Так, предлагают объединить все имеющиеся кредиты в один: Сбербанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Альфа-Банк.

Сравнить условия нескольких финансовых программ можно здесь:

Сбербанк Банк Москвы Россельхозбанк Альфа-Банк
Максимальная сумма кредитования, руб. 1 млн. 3 млн. 3 млн. 3 млн.
Период кредитования До 5 лет До 5 лет До 5 лет До 7 лет
Кредитная ставка От 13,9% От 12,9% От 11,5 % От 11,99%
Срок до окончания текущего займа Не менее 3-х месяцев Не менее 3-х месяцев Не менее 3-х месяцев Не менее 3-х месяцев
Максимальное количество имеющихся кредитов 5 6 3 5
Возраст заемщика 21 – 65 лет 21 – 70 лет 23 – 65 лет От 21 до 64 лет
Дополнительные условия Отсутствие просрочек по платежам последние полгода Отсутствие просрочек по платежам последние 12 месяцев Не кредитует учредителей и ИП, объединяет легкие займы и ипотеку

Очевидно, обеим сторонам удобнее объединить несколько кредитных обязательств в первоначальном банке-кредиторе.

Однако, прежде чем остановиться на таком варианте, обязательно расспросите об условиях финансовых менеджеров из всех кредитных организаций, где вы брали ссуды.

Помимо базовых условий, вам могут предложить какое-то дополнительное преимущество, которое идеально совпадет именно с вашими запросами.

К примеру, часть ссуды вам могут выдать наличными, предложить на выбор форму платежа – дифференцированный или аннуитетный, возможность объединить ипотеку и микрозаймы.

Как можно объединить кредиты в разных банках в один

В этом случае заемщик консолидирует все свои кредитные обязательства от разных организаций-кредиторов в одном финансовом учреждении. Если вы планируете объединить кредиты разных банков в один, то обратите внимание на наиболее привлекательные программы:

  • Альфа-Банк – от 11,99%;
  • ВТБ Банк Москвы – от 12,9%;
  • Россельхозбанк – от 12,9%;
  • Сбербанк – от 13,9%.

Стоит отметить, что при переводе на объединяющий займ некоторые банки упрощают процедуру сбора документов для своих зарплатных клиентов.

«Альфа-банк» - выгодное рефинансирование имеющихся задолженностей

Эта финансовая организация готова предложить как новым, так и имеющимся клиентам весьма заманчивые условия. Так, на рассмотрение заявки уйдет не более 15-ти минут. При этом максимальная сумма, которая может быть одобрена, составляет 3 миллиона рублей. А сроки кредитования могут быть равны 7-ми годам.

В общей сложности таким способом можно объединить вплоть до 5-ти займов разных организаций. При этом банк не навязывает услуги обязательного страхования, ее можно оформить по желанию. Кроме того, если после закрытия предыдущих долговых обязательств осталась еще некоторая сумма средств – можно потратить ее по своему усмотрению, к примеру, совершить какую-либо крупную покупку.

Ознакомиться с детальными условиями и подать онлайн-заявление в «Альфа-Банк» →

Перекредитование займов в «ВТБ Банк Москвы»

Еще одно интересное предложение по объединению задолженностей других банков в одном месте предоставляет «Банк Москвы». Самые выгодные процентные ставки эта организация готова предложить корпоративным и зарплатным клиентам, а также работникам здравоохранения, педагогам, государственным служащим и иным льготным категориям граждан.

Кроме того, есть возможность воспользоваться услугой «кредитных каникул», если в какой-то момент хочется сделать некоторую передышку и отсрочить надвигающийся платеж. Таким же образом можно изначально выбрать удобную дату гашения долга.

Узнать подробности и воспользоваться услугой рефинансирования в «ВТБ» →

Что касается страховки – здесь она также не является обязательной и не влияет на принятие решения банка по заявке клиента.

Банк «Первомайский» - объединение займов любых банков без ограничений

Один из крупнейших банков Юга России предлагает свои услуги по объединению сразу нескольких ссуд. Единственный момент – организация работает исключительно в городах Южного Федерального Округа, в основном в Краснодаре и близлежащих. Таким образом, воспользоваться этим предложением смогут только жители этих городов.

В целом же учреждение готово предложить весьма заманчивые условия для обратившихся граждан. Так, количество объединяемых займов не ограничено. Срок кредитования – до 5-ти лет, максимальная сумма, которая может быть одобрена – 1 миллион рублей. Кроме того, можно получить дополнительные средства под любые цели заемщика, а также открытие дебетовой карты в подарок.

Получить более подробную информацию и оставить заявку в банке «Первомайский» →

  1. Обязательно обратите внимание на временные затраты и другие дополнительные расходы, которые влечет за собой консолидация кредитов.
  2. Внимательно изучите договор с первоначальным кредитором перед заключением, не предусмотрены ли в нем санкции за досрочное прекращение договора.
  3. Если все эти расходы в совокупности с условиями будущей сделки по консолидации не превышают профит хотя бы на 2%, есть повод задуматься и поискать другую программу или банк, либо и вовсе оставить все так, как есть.
  4. Выбирайте для объединения кредитов надежные и проверенные финансовые организации.
  5. Учитывайте не только базовые условия, но и дополнительные преимущества.
  6. Следите за сроками. Не допускайте, чтобы рассмотрение вашей заявки затянулось и стало причиной просрочки очередного платежа.

Реалии таковы, чтобы оставаться заемщиком с положительной кредитной историей, недостаточно пройти фильтр и получить одобрение на ссуду. Необходимо также предусмотреть свои действия при неблагоприятном сценарии и уметь использовать банковские инструменты с выгодой для себя. Финансово грамотный заемщик всегда разберется, как объединить несколько кредитов в один, если возникнет такая необходимость.

Займов подразумевает под собой изменение заранее обозначенных условий займа. Конкретная процедура является одним из способов управления долгом перед государством и предполагает продление термина обращения оказанного займа. Это происходит путем перевода краткосрочных долгов и текущих обязанностей в долгосрочные.

Обычно подобная процедура является принудительной. В таком случае заемщику добавляются процентные купоны к ранее полученным облигациям. Срок их действия продлевается на определенное время. Также консолидация может происходить при обмене ранее осуществленных займов на новые . Иногда продление долговых обязательств объединяется с конверсией займа.

Консолидация займов подразумевает под собой изменение заранее обозначенных условий займа.

История

Консолидация займов была осуществлена впервые в 1749 году (Англия). Эту процедуру провело правительство при обмене 4% облигаций на 3%. В России она применялась к государственным займам железной дороги. Так, с 1870 г. отдельные разнотипные железнодорожные облигации, выпущенные на 4 года, объединили в 6 выпусков и изменили срок обращения вдвое – 8 лет.

Консолидация займов в России

В СССР консолидация была применена к свободно обращаемым займам, которые размещены по подписке. Это касается третьего займа времен индустриализации, выпусков облигаций «Пятилетка за 4 года» и 1-х трех выпусков облигаций второй пятилетки. В это время осуществлялся обмен старых долговых обязательств на новые Государственные облигаций внутреннего долга второй пятилетки. Их срок обращения составлял 20 лет, но позже срок обращения был продлен еще на 20 лет.

Примером консолидации можно назвать, осуществленную в России в 1999 г. инновацию, которая касается государственных краткосрочных облигаций и облигаций федеральных займов с не фиксированным доходом. Ее срок погашения был назначен до 31 декабря 1999 г. Они выпущены в свободное обращение до 17 августа 1998 г. В это время описанные