Котировки муниципальных облигаций. Виды муниципальных облигаций

Органы государственной власти, которые находятся в определенных точках России, должны заниматься ведением своей экономической политики, осуществляемой для того, чтобы обеспечить не только себя, но и полноценный уровень жизни населения.

Из-за постоянного дефицита финансов всегда актуальны вопросы, касающиеся привлечения капитала. Один из методов, позволяющий пополнить смету – это облигации муниципального займа.

Указанные в тексте займы (см. ) являются методикой, которая даст возможность для получения заемных средств с целью их последующего направления в бюджет местности, внебюджетный фонд или на цели, которые были поставлены заблаговременно.

Выделяются две разновидности муниципальных облигаций:

  • эмиссия ценных бумаг;
  • ссуда.

Деньги возможно получить посредством выпуска ценных бумаг, которые далее следует распределить между физическими и юридическими объектами. Самая часто встречающаяся в их массе форма документа – бонд .

Она представляет собой тот тип документа, в котором фиксируется право держателя (то есть полноценного владельца или заимодавца) на получение в некий период ее полной номинальной стоимости, а также закрепленный при этом процент.

Такое заимствование пригождается для удовлетворения следующих целей:

  • расширение сметы;
  • погашение обязательств по займам, которые были получены ранее;
  • ликвидация резких колебаний бюджетных средств, связанных с налоговыми поступлениями;
  • поддержка программ, сформированных правящей верхушкой региона;
  • поддержка значимых для жизнедеятельности некоего места компаний, функционирующих для повышения качества жизни народа.

Кто может быть заимодавцем?

Заимодавец представляет собой объект, который выдает заемщику некоторую сумму денег при соблюдении условий, оговоренных заранее.

Кредиторами могут быть:

  • люди;
  • правовые компании, организации и так далее;
  • коммерческие фирмы.

Этому лицу совершенно не обязательно быть российским резидентом. Ценные бумаги допустимо распространять среди граждан и компаний иных государств.

Кто может быть заемщиком?

Заемщик – это некто, кто выпустил документ или получил кредит. Кредитозаемщиком может стать и реализующий правление аппарат субъекта России в общем, и некоторое предприятие, входящее в состав локальных управленческих ведомств, к примеру, финансовый департамент и так далее.

Получить ссуду возможно следующим образом:

  • эмитент устанавливает число средств, которые необходимо привлечь, и согласно установленному числу осуществляется изготовление названного количества бумаг;
  • далее они попадают к главному агенту, который обязан реализовать их;
  • основываясь на собственные полномочия, представитель занимается распространением, заключая необходимые соглашения. Генеральный агент здесь представляется контролирующей организацией в том числе.

Существующая классификация муниципальных займов

Такого рода займы делятся по приведенным ниже признакам:

  • согласно периоду долга выделят краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет) обязательства;
  • валютно различаются внутренние (то есть выраженные в национальной валюте) и внешние (стандарт зарубежной страны) займы;
  • они могут являться как рыночными, так и нерыночными;
  • касательно дополнительного снабжения кредиты () подразделяются на залоговые (с обеспечением) и беззалоговые;
  • в описываемой системе важен также характер доходности бонда.

В современной экономике существует и иное разделение представленных займов, которое базируется на предназначении выпущенных облигаций.

Согласно этому их подразделяют по:

  • Ликвидности, предназначенные для устранения неравномерности налогов, идущих в региональный бюджет. Как правило, они выдаются на два-три месяца;
  • Стабилизации, которые должны защитить смету от возникшей нехватки. Он выдается не более чем на один год;
  • Развития, предназначенные для улучшения территориальной инфраструктуры. Также их именуют инвестиционными. Власть области может получить их на срок более года.

О гарантиях возврата на бонды

Выпуская бонды, распространив которые локальное управление может получить заем, необходимо сразу предусматривать те финансы, при помощи которых можно будет погасить долг. Иначе говоря, любой подобный заем должен обладать гарантиями возврата.

Все свидетельства платежеспособности тех, кто получил денежные средства, в соответствии с разновидностями дохода подразделяются на такие категории:

  • бюджетные деньги, находящиеся во владении имеющегося управленческого ведомства;
  • финансы, в которые включено некоторое имущество правообладателя или принадлежащие ему права на данное имущество. К этой форме гарантирования возвращения относятся постройки и земля, которыми владеют региональные управленческие ведомства; товарные и сырьевые активы, которыми распоряжается эмитент и так далее;
  • деньги, находящиеся в резервных фондах, предназначенных для того, чтобы гарантировать возврат долга. Объем фондов может покрыть лишь долю выданной суммы или же все ее целиком.

Любая юридическая фирма может являться гарантом возвращения задолженности.

В действительности часто случается так, что гарант – это крупный местный банк либо само правительство конкретной области. Названный фактор доминирует при выборе метода заимодавцем. Правящая верхушка– наиболее устойчивый и обладающий постоянным доходом объект.

Чаще всего в нынешней экономической ситуации выпуск всех займов осуществляется сразу с несколькими свидетельствами возвращения задолженности.

На сегодняшний день практически все субъекты РФ обогащают бюджет за счет такого наименее затратного способа, как выпуск бондов. Но и здесь имеются проблемы, в частности, касающиеся свободного обращения бондов на рынке, а значит, и малонадежной ликвидности займов.

Правительство Российской Федерации постоянно ведет работу, связанную с решением описанной проблемы, предоставляя большинство полномочий местным властям.

Муниципальные облигации — это ценные бумаги, которые выпускают регионы, муниципалитеты, штаты, республики, города, области, и так далее. Все облигации выпускаются под какую-то гарантию, и муниципальные облигации под гарантию муниципальной собственности.

Муниципальные облигации по смыслу очень похожи на государственные облигации, но отличаются цели, для которых эти облигации выпускаются.

Цели, для которых выпускаются облигации — масштаба всей страны, — покрыть дефицит бюджета, профинансировать крупный государственный проект, итд.
Цели муниципальных облигаций — масштаба региона, — построить мост, платную дорогу, профинансировать какую-нибудь региональную программу.

Общее у государственных и муниципальных облигаций в том, что они выпущены правительством (разного уровня), поэтому они имеют примерно одинаковую надежность (муниципальные облигации стоят на втором месте по надежности после государственных).

Поэтому они имеют примерно одинаковую доходность (считается, что доходность муниципальных облигаций на 1-2% выше, чем доходность государственнных облигаций, может быть, поэтому некоторые банки покупают муниципальные облигации, — при хорошей надежности — бóльшая доходность.

Купонный доход по муниципальным облигациям не облагается налогом.

Но доход с разницы цены покупки и цены продажи — облагается налогом (как и у государственных облигаций).

Я отношу муниципальные облигации очень близко к государственным. Чуть дальше стоят корпоративные облигации. И еще дальше — еврооблигации,- облигации, выпущенные в какой-то иностранной валюте на иностранном рынке.

Хочу еще раз сказать про риски облигаций

Кредитный риск эмитента.
Если платежеспособность эмитента ухудшится или эмитент обанкротится, то есть возможность не получить купоны, или частично/полностью не вернуть вложенные деньги.

Надежность некоторых компаний выше надежности некоторых банков.
Государство гарантирует сохранность вклада до 1.500.000 рублей. То же самое государство гарантирует выполнение своих обязательств по облигациям, но по облигациям интерес выше и инвестиция более «свободная», не нужно ждать окончания срока вклада, доход накапливается каждый день.

Риск ликвидности.
Если вам понадобится продать облигации, на рынке в этот момент может быть мало покупателей, поэтому цена продажи может быть ниже цены покупки.

Риск процентных ставок.
Когда процентные ставки на рынке растут, цены облигаций снижаются. Поэтому если вы решите продать облигации досрочно, то из-за выросшей процентной ставки цена облигаций скорее всего будет ниже цены на момент покупки. Даже если платежеспособность эмитента не ухудшилась.

Валютный риск.
Если вы хотите покупать облигации в долларах, евро или в чем-то еще, не забывайте, что стоимость облигаций может снизиться из-за колебаний курсов валют.

В итоге:

  • Государство выпускает облигации, регионы и города выпускают муниципальные облигации.
  • Муниципальные облигации — второй по надежности финансовый инструмент после гос.облигаций.
  • Доходность муниципальных облигаций — на 1-2% выше, чем у гос.облигаций.
  • Купон по муниципальным облигациям не облагается налогом.
  • Доход с разницы цены покупки и цены продажи облагается налогом.

Нужно ли иметь муниципальные облигации в своем портфеле?

Я думаю, что да, нужно.

Если вы настроены на бóльшую надежность, но мéньшую доходность — держите больше муниципальных (или государственных) облигаций.

Если нацелены на бóльшую доходность — держите муниципальные/государственные и облигации в каком-то соотношении.
Например, больше муниципальных — для бóльшей надежности, или больше корпоративных — для бóльшей доходности.

Муниципальные облигации в США.

По статистике, 70% держателей муниципальных облигаций в США — частные лица.
Дело в том, что муниципальные облигации в США не только освобождены от уплаты налога на купонный доход, но еще и освобождают держателя облигаций от уплаты местных налогов, налогов штата и федеральных налогов.
Правда, в разных штатах по-разному, в некоторых только от местных налогов, в некоторых — только от местных и налогов штата, в некоторых — от всех трех.

В США налогов больше, и они выше, чем в России.

Вот такую забавную картинку нашел в интернете:
Человек принес свои деньги в крепость муниципальных облигаций, чтобы они не достались нападающим под флагами Федеральных налогов, Налогов штата и Местных налогов.

Облигации — вещь хорошая.
Изучайте и начинайте использовать.
Если не знаете, с чего начать, начните с

(как оказалось, весьма обширной) темы , хотелось бы несколько слов сказать о ситуации, складывавшейся на протяжении многих лет на муниципальных России , достоинствах и недостатках данной разновидности , а также особенностях, присущих как отечественному рынку , так и его зарубежным аналогам.

Отдельные тезисы будут проиллюстрированы соответствующими диаграммами.

Муниципальные облигации в России

Начиная с памятного 1992 г., когда были выпущены первые в истории современной России, наблюдался ежегодный рост числа их .

Уже к концу 1990-х гг. количество муниципальных облигаций приблизилось к ста, и в последующие годы данный показатель стабилизировался на этом .

Интересно проследить динамику выпусков муниципальных облигаций в России в 2013 г., представленную на нижеследующей диаграмме.

Отрадно отметить, несмотря на некоторый разброс значений (волатильность облигаций ), наметившуюся тенденцию к росту числа выпусков муниципальных облигаций.

В начале 1990-х гг. крупнейшими регионами-эмитентами муниципальных облигаций считались г. Санкт-Петербург, Нижегородская и Тюменская области, Татарстан и некоторые другие субъекты Федерации.

Спустя 20 лет лидерские позиции в этом вопросе отошли к другим регионам: Новосибирской, Тульской, Томской, Тверской, Кемеровской областям.

Обращают на себя объемы муниципальных облигационных , варьирующиеся в среднем пределах от 1-2 до 4-5 млрд. рублей и характеризующиеся 7-10-летними (иногда более длительными) .

Преимущества муниципальных облигаций

В этом плане муниципальным облигациям есть, что предложить.

Основными преимуществами муниципальных облигаций являются следующие.

Отмеченные преимущества предопределяют популярность муниципальных облигаций во всем мире.

. Выплата купонного дохода по муниципальным облигациям, увы, не является основной ЦЕЛЬЮ их выпуска; часть дохода инвестор может получить, если так можно выразиться, в натуральной форме, посредством потребления свойств или социального объекта, профинансированных из средств муниципального облигационного займа.

. Погашение муниципальных облигаций исключается за счет дополнительной (чего не скажешь о федеральных облигационных займах).

. Скудость и неразвитость ИНФРАСТРУКТУРЫ рынка муниципальных облигаций, сдерживающие стремительный рост рынка этих ценных бумаг.

И на закуску…

Напоследок отметим ряд особенностей отечественного рынка муниципальных облигаций .

Львиная доля муниципальных облигаций вращается на ПЕРВИЧНОМ рынке.

Частные инвесторы, как правило, являются первыми и единственными приобретателями соответствующих ценных бумаг (вплоть до их полного погашения).

Редкие случаи «выброса» муниципальных облигаций на вторичный рынок обусловлены слабой степенью развития сети и относительной неразвитостью данного сегмента .

. Значительный объем муниципальных облигаций (по некоторым оценкам от 30 до 35 процентов) выпускается «НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ ».

Такая картина была характерна для периода зарождения и «взросления» рынка муниципальных облигаций.

. Наблюдается стабильный РОСТ удельного веса муниципальных облигаций в рынка облигаций.

Постоянно расширяется и география соответствующих выпусков, характеризующихся, как правило, средне- или долгосрочными периодами погашения.

. Специальное законодательство допускает инвестора от НЕПОЛНЫХ или несвоевременных выплат купонного дохода или номинальной стоимости муниципальных облигаций.

Соответствующие компенсационные условия могут быть предусмотрены в при юридическом оформлении сделок с муниципальными облигациями.

За всю историю случалось довольно большое количество дефолтов по муниципальным облигациям в США, но лишь некоторые из них получили широкую огласку и вызвали серьезные опасения в инвестиционной среде.

В России, естественно, дефолты по муниципальным облигациям так же были.

Если вспомнить кризис 1998 года, то до дефолта федерального правительства был объявлен первый дефолт по муниципальным облигациям — регионом, не исполнившим собственные обязательства, стала Республика Саха.

После дефолта федерального правительства отказ от погашения субфедеральных и муниципальных бумаг стал фактически нормой: заемщиков, продолживщих обслуживать свои обязательства, можно было пересчитать по пальцам. И если дефолта явно несостоятельных регионов рынок ожидал - часть портфеля агрооблигаций Минфина так и осталась нераспроданной, то отказ от платежей крупнейших и финансово устойчивых регионов, таких как Татарстан, Ленинградская область, Московская область, стал для инвесторов неприятным сюрпризом.

На период кризиса пришлось появление двух важных законодательных актов - Бюджетного кодекса РФ и Закона об особенностях эмиссии субфедеральных и муниципальных облигаций. Первый из них, в частности, разделил полномочия бюджетов различных уровней и ввел серьезные ограничения на объемы заимствований и размеры дефицита бюджетов.

Кризисный период продлился до середины 1999 г. И хотя дефолты региональных администраций продолжались, а иски о взыскании средств по обязательствам региональных бюджетов, в первую очередь по агрооблигациям, уже стали привычными, часть регионов, допустивших дефолт, начала добровольное2 урегулирование своих обязательств.

К началу 2000 г. добросовестно обслуживавшие свои обязательства в период кризиса регионы получили возможность рефинансировать свой долг на внутреннем рынке. В частности, Москва и Санкт-Петербург начали досрочное погашение своих внешних обязательств, обслуживание которых стало очень дорогим после девальвации рубля.

Восстановление рынка региональных и муниципальных займов началось лишь в 2000-2001 гг., а о достижении активности, сопоставимой с предкризисной, стало возможным говорить лишь в 2002 г.

Рынок региональных и муниципальных облигаций в настоящее время находится на подъеме, и существуют серьезные предпосылки для его роста как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Вот некоторые шаги, которые можно предпринять, чтобы снизить уровень риска дефолта.

Снижение уровня риска дефолта по муниципальным облигациям

  • Кредитный рейтинг . Следует обращать внимание на кредитный рейтинг облигаций. Рейтинговые оценки, присваиваемые агентствами Moody"s и Standard & Poor"s, основаны на профессиональном анализе большого объема финансовой информации. Поскольку муниципальные облигации освобождены от регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам, инвесторы имеют ограниченный доступ к информации о финансовом состоянии эмитента. Штаты и муниципалитеты не обязаны публиковать годовые финансовые отчеты. Таким образом, чтобы свести к минимуму риск дефолта, следует ограничиться покупкой только тех облигаций, которые имеют кредитный рейтинг на уровне AAA или АА. Следует также учитывать то, что со временем рейтинги могут быть пересмотрены, поэтому инвестиционные решения не должны основываться только на этих оценках.
  • Страховые гарантии . Узнайте, застрахованы ли риски интересующих вас облигаций. Наличие страховки может повысить кредитный рейтинг выпуска облигаций до уровня AAA, даже если сами по себе эти бумаги имеют более низкий рейтинг. Таким образом, облигации, имеющие рейтинг AAA или АА без учета страховых гарантий, являются более надежными, чем бумаги, получившие рейтинг AAA только за счет наличия страховки. Страховые компании, такие как Ассоциация страхования муниципальных облигаций (MBIA) и Financial Guaranty Insurance Co. (FGIC), продают страховые полисы, гарантирующие выплату процентов и возврат основной суммы долга. При этом надежность самой страховой компании также влияет на рейтинг застрахованных облигаций.
  • Кредитные гарантии . Некоторые эмитенты вместо того, чтобы прямо застраховать выпуск облигаций, используют аккредитивы банков и страховых компаний. Аккредитив не гарантирует, что банк или страховая компания выплатят проценты владельцу облигаций. Их гарантии в данном случае заключаются в предоставлении эмитенту кредитной линии. Если финансовое состояние эмитента не позволит осуществить процентный платеж, банк или страховая компания обязуются предоставить ему для этого необходимые средства. Поскольку данный вид гарантий предлагает более низкую степень защиты, чем прямое страхование, следует внимательно ознакомиться с рейтингами банка или страховой компании, предоставляющих кредитную линию эмитенту интересующих вас облигаций.
  • Официальный бюллетень . Получите копию официального бюллетеня или информационного проспекта, которые аналогичны проспекту эмиссии корпоративных ценных бумаг. В бюллетене обратите особое внимание на следующие разделы:
юридическое заключение . Если в результате изучения этого раздела у вас возникают какие-либо сомнения по поводу освобождения дохода по данным ценным бумагам от налогообложения, откажитесь от покупки этих облигаций; правила погашения . Этот раздел должен быть прописан предельно четко и ясно; уточнения . Если в тексте документа встречаются фразы, которые заставляют вас волноваться, например: «не предоставляются никакие гарантии», поищите другие облигации для инвестирования.
  • Диверсификация . Старайтесь покупать облигации различных эмитентов, риски которых не связаны.

Инвестиции в муниципальные облигации: даем в долг целым городам

Разбираемся с муниципальными и субфедеральными облигациями

Периодически мне приходится отвечать на вопросы подписчиков о муниципальных облигациях. Инструмент не относится к числу самых привычных и изученных для частных инвесторов, хотя можно получать до 10% годовых, поэтому статья будет кстати. В ней мы подробно разберемся: что такое муниципальные облигации, как и в каких пропорциях в них инвестировать, каковы их преимущества и риски.

Что такое муниципальные облигации и как они работают

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Под муниципальными облигациями (МО) принято понимать 2 вида долговых ценных бумаг:

  1. Субфедеральные – выпускаются крупными регионами, субъектами РФ. Среди них 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они имеют прямые бюджетные отношения с Министерством финансов.
  2. Муниципальные – выпускаются муниципалитетами, входящими в состав этих субъектов. Как правило, их эмитируют администрации городов под гарантию принадлежащей им собственности. Но обычно городские долги покрывает транш в пользу субъекта федерации, к которому населенный пункт относится.

Спрос в этом сегменте из-за сравнительно высокой доходности нередко превышает предложение. Выкупают выпуски как институциональные инвесторы – банки, инвестфонды, так и частные. Спрос растет в периоды низких ставок по депозитам и дефицита других инструментов с интересной доходностью. Стандартный номинал, как и у ОФЗ, составляет 1 тыс. рублей, выплата купонного дохода – раз в 3 месяца, реже раз – раз в полгода. Сроки до погашения обычно короткие – 3–5 лет, реже – от 1 месяца до 10 лет. Для анализа отдельных МО удобно использовать сервис rusbonds.ru. В частности, муниципальные облигации представлены в , дефолты можно искать в .

Ежегодно федеральные субъекты и муниципалитеты эмитируют объем долга примерно 300 млрд руб., а весь рынок составляет около 1 трлн руб. и продолжает расти. По сравнению с рынком ОФЗ и , он меньше в разы. Ликвидность облигаций тоже невысока. Тем не менее, этот рынок существует, и на нем есть свои игроки. Качественные бумаги иногда торгуются выше номинала. МО обладают теми же преимуществами, что и ОФЗ: не облагается налогом. Заплатить придется только с разницы между ценой покупки и продажи.

У МО есть отличительная черта – амортизация задолженности. Погашение муниципальных облигаций не происходит единовременно. Номинал возвращается постепенно, что снижает долговую нагрузку региона. Инвестор начинает получать свои деньги назад раньше срока окончания выпуска. Из-за этого стоимость облигации и размер купонных выплат ежегодно снижаются. Инвестор вынужден искать возможности для реинвестирования высвобождающихся средств. Особенно это невыгодно во время снижения ключевой ставки, когда доходность инструментов падает. Наличие амортизации (доля от номинала) можно проверить через сервис rusbonds.ru (нужна регистрация).

Начинающие инвесторы часто неверно считают прибыльность МО из-за того, что купонный доход уменьшается по мере амортизации номинала. В итоге прибыль по купону получается заниженной.

Приведем пример расчета по формуле. Облигация Липецкой области ISIN RU000A0ZZR33, погашение 21.10.2025, ставка 8.57, выплаты ежеквартально. Получаем: (1000 + 320.5)/1000 = 1.32.5; (1.32-1)*100% = 32.5% за весь срок до погашения или 4.83% годовых. Это меньше, чем должно быть. Формула не учитывает, что эмитент возвращает вложенный капитал, начиная с января 2020 года, при сохранении ставки купона. Чтобы посчитать правильно, мы уменьшаем срок погашения номинала на то количество дней, которое пропорционально выплаченным по амортизации средствам. В нашем примере с Липецкой МО будет не 2457 дней, а 1380. Таким образом, мы выйдем на ожидаемую доходность около 8.57% годовых.

Риски инвестора

С тех пор многое изменилось: действует бюджетный кодекс, ограничивающий размеры заимствований регионов. Но риски на этом рынке все же остаются. Кризис 2014–2015 г.г. также не прошел без последствий для региональных и муниципальных долгов. Доходность некоторых бумаг доходила до 33%. В июне 2015 года S&P зафиксировало дефолт по облигациям Новгородской области. Регион просрочил погашение кредита ВТБ. Местные власти запустили аукцион по привлечению кредитной линии под 23.93% годовых, но он не состоялся из-за отсутствия желающих. Второй зафиксированный дефолт – облигации Клинского района Московской области (RU000A0JPDZ4).

Каждый случай дефолта, хоть он и не затрагивает облигации федерального займа, понижает общий уровень доверия к государству, особенно со стороны иностранных инвесторов. Это означает, что Минфину придется повышать доходность по ОФЗ.

Учитывая риски, стоит внимательно анализировать рейтинги регионов и городов по размеру долговых обязательств перед федеральным бюджетом. Списки несложно найти в интернете или на сайте Минфина. «Лидеры» рейтинга вынуждены ставить более высокую доходность по своим выпускам, чтобы привлечь инвесторов. Банкротство не объявляется исключительно по политическим соображениям. В таких регионах вводится прямое казначейское управление, то есть, они лишаются права распоряжаться деньгами самостоятельно. Максимальное отношение долга к доходам не должно превышать 40%. У некоторых регионов масштаб задолженности зашкаливает.

  1. Мордовия – отношение долга к поступлениям в бюджет более 200%;
  2. Хакасия — 122.5%;
  3. Костромская область – 111%.
  4. Также в аутсайдерах Чукотка, Вологодская область, Карелия и ряд других.

Однако это предбанкротное состояние может длиться сколь угодно долго, ведь всегда находится повод просить денег еще. Например, на выполнение майских указов президента. Если у региона есть выпуск облигаций, из этих же бюджетных трансфертов выплачиваются купоны инвесторам. Коммерческие долги регионов перед банками вытесняются государственными кредитами, а необходимость их отдавать зависит от политических решений.

Перечислим основные минусы и риски МО:

  • Сравнительно низкая ликвидность выпусков, из-за чего цена в момент продажи может быть ниже номинала;
  • Спред у МО больше, чем у других видов облигаций;
  • Из-за низкой ликвидности и крупного спреда невыгодно спекулировать, приходится держать актив до погашения;
  • Нет длинных бумаг с прогнозируемой доходностью;
  • Муниципальные облигации не могут претендовать на уровень надежности ОФЗ;
  • Вероятность дефолтов небольшая, но они уже случались в прошлом, пусть и были в итоге погашены;
  • Механизм амортизации долга, снижающий прибыль инвестора (если её оперативно не реинвестировать).

Главный недостаток в том, что инвестор не может полагаться на абсолютную надежность государственного долга. В случае проблем с выплатой купона либо угрозы дефолта, город или область рассчитывают на покрытие долга из федерального бюджетного транша. Но нет твердых гарантий, что данный конкретный эмитент этот транш получит в будущем. и снижение цен на заставляют по-новому взвешивать риски МО.

Стоит ли инвестировать в муниципальные облигации?

Как же ориентироваться в качестве МО? Например, на американском рынке инвесторы сразу смотрят на кредитный рейтинг территории (от AA и выше) и на страховое покрытие. В России облигации не застрахованы, поэтому инвестор должен внимательно изучить оценку рейтингового агентства и финансовое состояние региона. регионов: Эксперт РА, НРА (Национальное Рейтинговое Агентство), АКРА. Агентства «большой тройки» (S&P, Fitch, Moody’s) присваивают рейтинги не всем российским регионам, но зато их методики признаются иностранными инвесторами и фондами. В сводном виде эту информацию удобно смотреть на русском сайте Reuters .

Согласно инструкциям , по нормам резервирования муниципальные облигации приравнены к ОФЗ. Этим ЦБ дает понять, что рассматривает их как активы самого высокого качества. Но это далеко не всегда отражает реальную экономическую ситуацию в регионах. Их рейтинг без гарантий государства был бы на несколько ступеней ниже.

Чтобы эффективно инвестировать в муниципальные бумаги, необходимо детально разбираться в специфике региональной экономики, понимать её потенциал, знать особенности межбюджетных отношений. Разница в доходности между бумагами экономически успешных и депрессивных регионов не столь существенна. Поэтому есть смысл выбирать наиболее качественные МО.

Надежность облигаций в целом отражает состояние экономики региона. Неудивительно, что самыми безопасными считаются бумаги Москвы и сырьевых областей – Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого округов. Облигации федеральных субъектов в общем случае надежнее муниципальных. Их бюджеты больше и устойчивее, а рейтинг либо совпадает с рейтингом страны, либо находится на одну ступень ниже. Альтернатива – качественные корпоративные бумаги. Они стоят ниже по классу надежности, но по ним обычно выше доходность.

В силу специфики российского рынка, корпоративные облигации крупных госкомпаний тоже торгуются с расчетом на прямую поддержку со стороны государства. Поэтому записывать региональные долги в заведомо дефолтные и непригодные для инвестирования, в большинстве случаев нет оснований.

Выделим, какие плюсы есть у муниципальных облигаций.

  1. Частота купонных выплат раз в квартал, инвестор исправно получает пассивный доход.
  2. Амортизация, благодаря которой кэш регулярно поступает на счет. За год возвращается до 30–40% от вложенных средств. Это, кстати, снижает риски невозврата для инвестора.
  3. Федеральные власти будут спасать региональные бюджеты, поскольку дефолты угрожают политической стабильности.
  4. Налоговые льготы, позволяющие сэкономить 13%, по сравнению в в акциях.
  5. Возможность планировать купонный доход, т. к. он всегда фиксированный.

Учитывая плюсы и минусы муниципальных облигаций, определим варианты и рекомендации для инвестирования:

  • Не покупать подобные бумаги, при отсутствии достаточного опыта анализа;
  • Если решили взять в портфель МО, максимально диверсифицировать риски;
  • Держать в них небольшую, безопасную долю капитала;
  • Иметь стоп-лист субъектов, долги которых являются токсичными для портфеля.

Выводы

Муниципальные облигации могут стать неплохой альтернативой банковским депозитам и ОФЗ. Освобождение от налога и относительная надежность делают их привлекательным инструментом для диверсификации портфеля. Но, в отличие от вклада, для эффективного инвестирования требуется анализ целого ряда специфических показателей регионов. В некотором смысле это может быть сложнее, чем анализировать акции первого эшелона.

Всем профита!