Кто должен проходить аудиторскую проверку. Когда проводится обязательный аудит? Как проводится обязательный аудит

Аудиторская проверка — в каких случаях это может быть необходимо и как выбрать подходящих аудиторов?

Об обязательном и инициативном аудите и о некоторых практических аспектах
выбора аудиторской компании

В серии наших статей мы рассмотрим вопросы, которые возникают при заказе аудиторских услуг, подробно опишем, что это значит на практике – провести аудиторскую проверку . Также подскажем, когда аудит может быть необходим вашей фирме, каким образом выбрать подходящую аудиторскую компанию. И с примерами из нашей практике покажем, что же ваша фирма получит в результате проведения аудита.

В настоящей статье мы кратко обрисуем, в каких случаях проведение аудиторской проверки может быть необходимо вашей компании и как выбрать подходящих аудиторов.

Как известно, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, проведение аудита бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций может быть обязательно.

Особенности проведения аудиторской проверки в 2018 году

В ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» указаны такие случаи. Так, провести аудиторскую проверку нужно обязательно:

    акционерным обществам (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

    если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

    если объем выручки организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

    если организация является страховой компанией, фондом, кредитной организацией и в некоторых других, не часто встречающихся случаях.

Кроме того, зачастую аудит проводят, когда это и не требуется законодательством, но когда собственник компании и/или ее руководство хочет убедиться в том, что бухгалтерский учет в компании ведется правильно, существенных налоговых рисков у компании нет и при налоговой проверке или при продаже/покупке компании никаких неприятных сюрпризов не будет .

Каким образом выбрать подходящую аудиторскую компанию?

Итак, ваша фирма решила провести аудиторскую проверку. На что следует обратить внимание при выборе аудиторской компании?

В некоторых случаях аудиторское заключение о вашей бухгалтерской отчетности будет потом предоставляться иностранной материнской компании, иностранным инвесторам или заимодавцам, иностранным партнерам –тогда аудит обычно заказывают провести крупнейшим аудиторским фирмам, обладающим мировой известностью, таким как «Deloitte Touche Tohmatsu» , «Ernst & Young», «KPMG», «PricewaterhouseCoopers» или фирмам помельче, но которые также известны за рубежом. Стоимость аудита при этом обычно очень высока, поскольку вы платите не только за проведение аудита, а и за подтверждение вашей бухгалтерской отчетности фирмами с мировым брендом, что весомо в глазах ваших контрагентов.

Если получать такое весомое подтверждение нет необходимости, то гораздо дешевле заказать провести аудит средним и небольшим российским аудиторским фирмам.

При этом необходимо проверить, что они являются членами действующей саморегулируемой аудиторской организации (СРО) . Можно просто запросить свидетельство такой фирмы о ее членстве в СРО и посмотреть на сайте соответствующей СРО перечень ее членов.

Также, если ваша организация является кредитной, страховой компанией, акционерным обществом, чьи акции допущены к организованным торгам или если доля государственной собственности в уставном капитале вашей организации составляет не менее 25%, то необходимо проверить, есть ли у аудиторов, которые будут проводить проверку, аудиторские аттестаты, выданные после 1 января 2011 года. Такой аттестат как минимум должен быть у руководителя аудиторской группы.

Также желательно посмотреть отзывы других клиентов этой аудиторской фирмы , обычно такие отзывы выкладываются на ее сайте. Можно попробовать связаться с руководством, главными бухгалтерами компаний, которые являются или являлись клиентами данной аудиторской фирмы с целью получить более подробные отзывы о работе с этой фирмой. Список таких клиентов можно запросить у самой фирмы.

Можно также ориентироваться на различные рейтинги аудиторских компаний, составляемые агентствами и СМИ. Однако тут стоит учесть, что некоторые небольшие фирмы, которые не попадают в этот рейтинг из-за своей небольшой выручки/количества сотрудников, на самом деле могут оказывать очень качественные аудиторские услуги по невысокой цене. Обычно у таких фирм в штате есть два-три сильных аудитора и постоянный объем заказов, которые эти аудиторы обслуживают. А необходимости в усиленном росте такие фирмы не видят, поскольку это почти всегда приводит к снижению качества проверок и часто при этом прибыльность не увеличивается из-за увеличения накладных расходов.

Вообще большое значение имеет даже не фирма, с которой заключен договор на аудит, а квалификация и талантливость аудиторов, непосредственно проводящих аудиторскую проверку.

Да, именно талантливость . Поскольку при анализе большего количества информации за короткое время (а именно это делают аудиторы при проведении аудита) очень сложно без определенных врожденных способностей заметить нестыковки, ошибки и несоответствия в документах, формулировках договоров, учете, отчетности.

Также важна и профессиональная компетентность проверяющих. К ней относится в первую очередь отличное знание бухгалтерского, налогового, гражданского, валютного, трудового законодательства. Иногда при проверках требуется знание даже Семейного и Земельного кодексов. Также необходимо, чтобы аудиторы хорошо ориентировались в сложившейся практике рассмотрения различных вопросов представителями Минфина, ФНС, арбитражными судами.

Третий важный параметр — насколько аудиторы хорошо излагают свои мысли на бумаге , поскольку итоговый отчет с результатами проверки будет именно в письменном виде. И описание ошибок, налоговых рисков, рекомендации должны быть изложены понятным языком, без лишней «воды», для того, чтобы потом было легко использовать выводы аудиторов в деятельности вашей компании.

Каким образом проверить наличие профессиональной компетентности, аналитического таланта и хорошей способности излагать свои мысли письменно?

Проще всего перед заключением договора на аудит попросить аудиторов оказать консультационные услуги по тому или иному вопросу письменно. Это позволит за небольшую плату проверить все вышеописанное. Также при этом можно будет посмотреть, насколько аудиторы обязательны, насколько стараются подстроиться к клиенту, понять его нужды – все это также потом сможет сделать проведение аудиторской проверки более комфортным. Лучше сразу договориться о том, что оказывать консультационные услуги должен руководитель аудиторской группы или старший аудитор, которые впоследствии будет принимать участие в аудите.

Таким образом можно выбрать несколько подходящих аудиторских фирм и затем провести между ними конкурс по стоимости их услуг. При небольшой разнице в стоимости предпочтение все же стоит отдать фирме с более сильными аудиторами. Поскольку небольшое увеличение расходов на аудит (связанное с разницей в заработной плате у очень хороших и просто неплохих аудиторов) скорее всего окупится снижением вовремя обнаруженных налоговых рисков, обнаружением не обоснованного неприменения налоговых льгот и способов законного уменьшения налогов и взносов, своевременного выявления недостаточной квалификации бухгалтеров в каких- то вопросах. В общем, ту истину, что повышенное качество обычно стоит дороже, вряд ли кто будет оспаривать.

Также перед заключением договора с аудиторской фирмой необходимо решить, необходимо ли поэтапное проведение аудита (например, поквартально) или достаточно провести его после окончания отчетного года и формирования годовой отчетности. Поэтапное проведение стоит дороже, так как время проверки увеличивается. Например, при поквартальном аудите –время проверки увеличивается как минимум в три раза. Однако поэтапный аудит позволит более оперативно выявить и исправить допущенные бухгалтерами ошибки, обнаружить и уменьшить налоговые риски.

Перед заключением договора с аудиторами проверьте, прописаны ли в нем условия о соблюдении конфиденциальности сотрудниками аудиторской фирмы.

Надеемся, что описанная в статье информация вам поможет определиться, нужен ли вам аудит и выбрать хорошую аудиторскую компанию.

Карпова Маргарита Владимировна,
генеральный директор ООО «АудитХелп», аудитор

Онлайн-кассы для интернет-магазинов с июля 2017 года

Налоговые проверки: как не попасть в "черный список"

Изменения в учетной политике организации на 2017 год

Аудиторская проверка — в каких случаях это может быть необходимо и как выбрать подходящих аудиторов?

Как проходит аудиторская проверка на практике?

Типовые ошибки в учете доходов, выявляемые при проведении аудиторской проверки

Узнайте, на что необходимо обращать внимание при учете расходов

Проверьте, не совершаете ли Вы эти ошибки при учете расходов

Как обновить свою учетную политику на 2015 год?

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года (ч. 2)

Кассы онлайн с 2016 года

Главная — Статьи

Кто должен пройти обязательный аудит

Одной из составляющих годовой бухгалтерской отчетности согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" является аудиторское заключение , подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Причем в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, эта составляющая отчетности тоже становится обязательной.
Круг лиц, подлежащих обязательному аудиту, устанавливается ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В конце декабря прошлого года эта статья была изменена в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ. Причем в ст. 2 Закона N 400-ФЗ уточняется, что он вступает в силу с 1 января 2011 г., но положения новой редакции ст. 5 Закона N 307-ФЗ применяются к отношениям, которые возникают при проведении аудита бухгалтерской отчетности организаций уже начиная с отчетности за 2010 г.
Проще говоря, новым перечнем лиц, подлежащих обязательному аудиту, нужно руководствоваться прямо сейчас, когда вовсю идут аудиторские проверки отчетности за 2010 г. А поскольку этот перечень изменился, на практике получается, что одним организациям, которые раньше не подлежали обязательному аудиту, теперь придется срочно приглашать аудиторов, в то время как другим, которые, возможно, уже заключили договор на проведение обязательного аудита, можно будет такую проверку и не проводить.

Новые "обязанные"…

В дополнение к тем организациям, которые должны были проходить обязательный аудит и раньше — как, например, кредитные организации, товарные и фондовые биржи, страховые организации и другие, — в перечень "обязанных" были добавлены:
— валютные биржи;
— клиринговые организации;
— управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;
— организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— а также организации, которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений).
Все эти организации должны в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. представить в том числе и аудиторское заключение. И если они еще не заключили договор на проведение обязательного аудита, им нужно не мешкая выбирать аудитора и заключать такой договор.

…и больше не "обязанные"

Но есть и такие организации, для которых аудит стал необязательным .
Дело в том, что в новой редакции п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ существенно повышены предельные значения объема выручки от продаж и валюты баланса , при которых организация становится обязанной проходить обязательный аудит.
Напомним, раньше эти лимиты составляли 50 млн руб. для выручки и 20 млн руб. для суммы активов баланса на конец года, предшествовавшего отчетному.
Новые же лимиты выглядят так:
— объем выручки от продажи продукции, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному, — свыше 400 млн руб.;
— сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, — более 60 млн руб.
Обратите особое внимание на то, что эти два лимита соединены союзом "или". Это значит, что для установления обязательности аудита достаточно, чтобы имел место только один из критериев. Иными словами, совершенно не обязательно, чтобы одновременно наблюдалось превышение и объема выручки, и активов одновременно. Например, фирма может иметь валюту баланса на уровне 5 млн руб., но при этом годовую выручку в размере 550 млн руб.

Как проводится обязательный аудит для ООО в 2018 году

— и тогда она однозначно будет подлежать обязательному аудиту.
Проверку на соблюдение лимитов нужно проводить на основании данных отчетности за год, предшествовавший отчетному. Как разъяснялось в п. 8 Информационного сообщения Минфина России N 3 в связи со вступлением в силу Федерального закона N 307-ФЗ (опубликовано в ноябре 2009 г.), исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете" и "Об аудиторской деятельности" решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
Значит, вопрос о том, нужно ли проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., нужно решать исходя из показателей отчетности за 2009 г., то есть с учетом суммы выручки, отраженной в строке 010 формы N 2 за 2009 г., и валюты баланса (суммы активов) по состоянию на конец 2009 г. (строка 300 формы N 1 за 2009 г.).
Учитывая изменение лимитов, получается, что, например, организация, которая по данным отчетности за 2009 г. имела выручку в размере 300 млн руб. и сумму активов баланса 35 млн руб., теперь не обязана проходить обязательную аудиторскую проверку и включать в состав отчетности за 2010 г. аудиторское заключение.
Безусловно, в случае, если договор на проведение аудита уже был заключен, в том числе и до принятия Закона N 400-ФЗ, отказываться от его исполнения не обязательно. Можно пройти проверку, получить аудиторское заключение в установленные договором сроки и предоставить его заинтересованным пользователям в составе отчетности, а также воспользоваться рекомендациями и выводами аудиторов для повышения качества отчетности и совершенствования учетного процесса в организации.
С другой стороны — особенно в случаях, когда аудиторы еще не приступали к проверке или если проверка только началась, — возможно и расторжение договора оказания аудиторских услуг в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и конкретными условиями договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Однако, как правило, при расторжении договора придется оплатить ту часть работы аудиторов, которая уже была выполнена к моменту отказа от их услуг.

К сведению. Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности
В преддверии сдачи годовой отчетности Минфин России выпустил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. Рекомендации, содержащиеся в Письме от 24.01.2011 N 07-02-18/01, направлены на повышение качества аудита бухгалтерской отчетности организаций.

Обязательный аудит в 2018 году: кто обязан пройти, как проходит

Кто обязан пройти аудит Где написано
Застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, подп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ
Строительные холдинги, которые представляют или раскрывают сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ
Компании, у которых объем выручки от реализации за 2015 год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса на 31 декабря 2015 года превышает 60 млн руб. П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ
Акционерные общества независимо от объемов выручки (величины активов) П.

Критерии обязательного аудита

1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ

Компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ

Организация сама выбирает аудитора. Но не всегда. Например, для компаний с госучастием (не менее 25% уставного капитала) аудиторскую организацию выбирают по итогам открытого конкурса (п. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

В некоторых случаях обязательный аудит вправе проводить только аудиторские организации. И только те, в штате которых есть аудитор с квалификационным аттестатом, выданным после 1 января 2011 года.

Совет

Попросите у аудиторской организации (индивидуального аудитора) документы, которые подтверждают, что она (он) – член СРО аудиторов. Или сами посмотрите на сайте Минфина в разделе «Аудиторская деятельность»

В частности, для:

– застройщиков, которые привлекают деньги участников долевого строительства;

– акционерных обществ – с 1 июля 2015 года (п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);

– организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

– организаций с госучастием не менее 25 процентов;

– организаций с консолидированной отчетностью.

Аудитор (аудиторская организация, индивидуальный аудитор) должен быть независимым по отношению к проверяемой организации.

Например, компания не вправе пригласить аудиторскую фирму, с которой она успешно сотрудничала последние три года и которая оказывала ей услуги по восстановлению и ведению бухучета. Аудитором не может быть близкий родственник директора или главного бухгалтера проверяемой организации и т.д. (ст. 8 Закона № 307-ФЗ).

Когда провести обязательный аудит

Аудиторскую проверку проводят после того, как компания полностью сформирует годовой бухгалтерский отчет – до того, как представит его на утверждение собственникам.

Годовой отчет утверждают участники (акционеры)на своем очередном годовом общем собрании.

Такие собрания проводят:

– общества с ограниченной ответственностью (ООО) в марте–апреле после отчетного года (ст. 34 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ);

– акционерные общества (АО) – с марта по июнь (ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Что проверят у строительной компании

Документ

Разъяснения относительно аудита годовой отчетности – в Рекомендациях (приложение к письму Минфина от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355)

В аудите строительных компаний есть своя специфика.

– определяется степень завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления (для договоров строительного подряда порядок установлен в ПБУ 2/2008);

– учитываются взносы в компенсационный фонд;

– списываются материалы и прочее.

Куда сдавать аудиторское заключение

По итогам проверки аудиторская компания выдает организации аудиторское заключение о достоверности бухотчетности. Оно предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Годовой бухотчет компания должна сдать в налоговую не позднее 31 марта следующего года (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Аудиторское заключение в него не входит. Поэтому подавать в налоговую его не требуется. Однако его нужно сдать в статистику:

– либо вместе с обязательным экземпляром годового бухотчета;

– либо не позднее 10 рабочих дней после того, как подписали аудиторское заключение, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Сроки сдачи в статистику аудиторского заключения – в пунктах 1, 2 статьи 18 Закона № 402-ФЗ, пункте 2 Порядка, (утв. приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220).

При долевом строительстве застройщики представляют аудиторское заключение еще и в надзорный орган. Такое требование установлено в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 645 (п. 2, 8, 9). Надзорный орган в каждом регионе свой – его определяют региональные власти.

Кроме того, застройщик обязан дать ознакомиться с аудиторским заключением за последний год любому обратившемуся лицу (ст. 20 Закона № 214-ФЗ).

С 1 октября 2016 года компании, для которых аудит обязателен, обязаны внести сведения о его результатах в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). Такое требование установлено в новой части 6 статьи 5 Закона № 307-ФЗ (информационное сообщение Минфина России от 6 июля 2016 г. № ИС-аудит-4). Сделать это надо в течение трех рабочих дней.

Совет

Подробнее о том, как внести сведения об обязательном аудите в реестр, читайте в статье «С 1 октября участникам СРО прибавили работы»

Публичные акционерные общества, а также непубличные с числом акционеров больше 50 при публичном размещении облигаций или иных ценных бумаг обязаны публиковать обязательное аудиторское заключение в интернете. Сделать это надо на специальном сайте распространителя информации, например «Интерфакса».

Срок – три календарных дня с даты подписания аудиторского заключения (ст. 92 Закона № 208-ФЗ, гл. 71 Положения, утв. Банком России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

Как учесть расходы

Затраты на аудит учитывайте в расходах по обычным видам деятельности (в качестве управленческих расходов).

Их признают в сумме договорной цены (без НДС) на дату, когда подписали акт приемки-сдачи оказанных услуг:

Важно знать

Организация на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» вправе учесть стоимость аудиторских услуг в расходах (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

В налоговом учете отнесите затраты к прочим расходам – это косвенные расходы (подп. 17 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 318 НК РФ).

Признавайте их на одну из дат по выбору согласно учетной политике (подп. 3 п. 7 ст. 272, ст. 313 НК РФ):

– в день, установленный для оплаты аудиторских услуг по условиям договора;

– в последний день отчетного (налогового) периода;

– на дату, когда стороны подписали акт об оказании услуг.

Правила того, как проводится обязательный аудит в России, содержатся в ряде законодательных актов федерального уровня.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Выясним, что это за проверка, когда и в отношении кого осуществляется. Определим, наступает ли ответственность в случае непроведения аудита.

Акционеры желают иметь уверенность в том, что нет обмана со стороны администрации. Им необходимы достоверные сведения, которые отражали бы достоверное финансовое положение компании.

А такую информацию могут представить только посторонние лица – аудиторы. Они проводят аудит, после чего высказывают свое мнение о ситуации на предприятии.

Важные аспекты

Перед тем, как определить, как и кем проводится обязательный аудит, стоит рассмотреть само понятие и нормы, к которым придется обращаться за ответами.

Определения

Аудиторской деятельностью называют предпринимательскую деятельность аудитора или аудиторской организации. Они проводят независимую вневедомственную проверку отчетов бухгалтерии, расчетных документов, налоговых деклараций и иных обязательств.

Такие фирмы оказывают услуги по:

  • постановке, восстановлению и ведению бухучета;
  • анализу хоздеятельности;
  • составлению деклараций;
  • оценке активов и пассивов организации;
  • консультированию и т. д.

Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным, инициативным. Обязательный аудит – проверка ведения бухучета и отчетов компании, что проводится в обязательном порядке.

Предметом аудита является проверка, что проводится на основе договора. Цель – установить достоверность представленных предприятием сведений. Аудиторы – лица, что проверяют положение деятельности компании за конкретные периоды.

Инвентаризация проводится до составления годовых отчетов бухгалтерии. Не имеет значения месторасположение предприятия.

Проверяют производственные запасы, и имущество, что не принадлежит компании, но числится в бухучете, а также имущество, что у учитывалось вовсе (согласно ).

Результат инвентаризации отражается в годовой отчетности. Обязательно готовят учредительную, регистрационную и разрешительную документацию, патент, .

Если фирма является головной и имеет несколько обособленных подразделений, нужно собрать регистрационную документацию.

Его проводят и в том случае, когда главный бухгалтер увольняется с целью избежания ошибок при сдаче дел и незакрытого вопроса по бухучету.

Если в компании отсутствует главбух, а нужно отчитываться, аудит проводят дважды в месяц. Так бухгалтер не будет нести ответственность за ошибки, которые имеют место из-за того, что не закрыты все вопросы.

Нужно ли заключение договоров?

Компания, что попадает под обязательный аудит, должна выбрать аудитора, заключить с ним контракт и подать в налоговую службу аудиторское заключение вместе с годовыми отчетами. Если такого заключения не будет, предприятие уплачивает штраф.

При составлении договора руководитель организации должен быть уверенным, что проверка будет проводиться в соответствии с законодательством, в котором учтено российские и международные стандарты .

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах"), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Положения статьи 5 закона №307-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Аудиторское заключение
    3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (далее - уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору) (в отношении аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона);
  • Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов
    5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.
  • Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору
    1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.
  • Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
    б.1) должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона; Заключительные положения
    4.1. С 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

Проанализируем, какие контролирующие органы могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.

Штрафы со стороны налоговой службы

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Cогласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Важно!

С 10 апреля 2016 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Размер штрафов, предусмотренный обновленной редакцией ст.15.11 КОАП, составляет:

    от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);

    при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения такого правонарушения.

Кто может инициировать наложение такого штрафа?

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:

    налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);

    органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);

    Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).

Штрафы со стороны РОССТАТА

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).

Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

  • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Важно!

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс.рублей (постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).

В связи с вступлением в силу Закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, как публичные, так и непубличные. Это значит, что общества, которые зарегистрированы до 1 сентября 2014 года и имеют организационно-правовую форму ЗАО, также должны проводить обязательную аудиторскую проверку. Поправки в гражданское законодательство, внесенные Законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ, действуют с 1 сентября 2014 года. В определенной мере они скажутся и на работе бухгалтерии.

О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».Поэтому закону обязательному аудиту подлежат, в частности:

  • открытые акционерные общества;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 000 000 рублей;
  • банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.

Обязательная аудиторская проверка проводится, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.


Все юридические лица разделены на два вида - корпоративные (корпорации) и унитарные (ст. 65.1 ГК РФ).


Унитарные юридические лица - это организации, учредители которых не являются их участниками (государственные и муниципальные унитарные предприятия, религиозные организации).

Корпоративные - это организации, имеющие в своем составе участников и исполнительные органы. К ним относятся, в частности, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества. В корпорациях может быть два или более генеральных директора, которые могут действовать совместно или независимо друг от друга (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ).

Все акционерные общества разделены на публичные и непубличные. Публичные - это те, которые размещают акции на рынке ценных бумаг (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ), непубличные не размещают свои акции на рынке ценных бумаг; ООО отнесены к непубличным организациям (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). Понятий открытое и закрытое акционерное общество в Гражданском кодексе больше нет, и после 1 сентября 2014 года создать ЗАО или ОАО уже нельзя, а все действующие приравнены к АО. Принадлежность общества к публичным должна быть отражена в его уставе (и, соответственно, в названии) и в ЕГРЮЛ.

Организация должна быть создана на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Общий порядок принятия такого решения приведен в статье 50.1 Гражданского кодекса (раньше единого порядка не было). В решении должны быть указаны сведения: об учреждении юрлица, об утверждении устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества, об избрании (назначении) его органов. Если учредителей два и более, то решение должно быть принято единогласно.


На заметку

Единственным учредительным документом юридических лиц является устав () (ранее могли быть устав или учредительный договор или оба документа одновременно).


Информация о представительствах и филиалах должна содержаться в учредительных документах организации (п. 6 ст. 5 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 5 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Теперь эту информацию нужно сообщать в регистрационные органы для включения в ЕГРЮЛ ().

Для всех акционерных обществ введен обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Важно, что при передаче в уставный капитал АО или ООО неденежных вкладов, требуется привлекать независимого оценщика и иметь отчет о стоимости вклада независимо от его стоимости. Оценивать неденежные вклады дороже их оценочной цены участники не вправе (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).

Почтовая корреспонденция, направленная по адресу компании, указанному в ЕГРЮЛ, считается полученной юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу ().

Организация, которая в течение последних 12 месяцев не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующая), считается фактически прекратившей деятельность и исключается из ЕГРЮЛ (и, как следствие, ликвидируется) (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). К сведению: статьей 53.1 установлена ответственность для лиц, которые уполномочены выступать от имени организации, и ее коллегиальных органов.


Как сэкономить на НДС не нарушая налоговый кодекс

В этой электронной книге есть полная информация о том, какие законные способы оптимизации НДС предусмотрены в российском законодательстве. Их достаточно для того, чтобы