Кто вывел индию из экономического кризиса. Мировой финансовый кризис: эффект домино докатился до Индии


Обратимся теперь к рассмотрению общего состояния индийских финансов, в каком они оказались в результате последнего восстания. Согласно последним официальным отчетам, чистый доход, извлекаемый британцами из своего индийского владения, равняется 23208000 ф. ст., круглым счетом 24000000 фунтов стерлингов. Этого ежегодного дохода никогда не хватало для покрытия ежегодного расхода. С 1836 до 1850 г. чистый дефицит выразился в сумме 13171096 ф. ст., или в среднем примерно в 1000000 ф. ст. ежегодно. Даже в 1856 г., когда казначейство как никогда пополнилось благодаря широко проводимым лордом Далхузи аннексиям, ограблениям и вымогательствам, доход не равнялся расходу, но, напротив, к накопившемуся дефициту прибавилось около четверти миллиона фунтов стерлингов. В 1857 г. дефицит был равен 9000000 ф. ст., в 1858 г. он достиг 13000000 ф. ст., а в 1859 г. само индийское правительство определяло его в 12000000 фунтов стерлингов, Итак, первое заключение, к которому мы приходим, состоит в том, что даже при обычных обстоятельствах дефицит все увеличивался и что при обстоятельствах чрезвычайных он должен достигнуть размеров, равных половине и даже более ежегодного дохода.

Возникает вопрос, в какой степени этот уже существующий разрыв между расходами и доходами индийского правительства увеличился благодаря недавним событиям? Новый постоянный долг Индии, выросший в связи с подавлением восстания сипаев, даже самыми оптимистическими английскими финансистами оценивается в сумме от 40000000 до 50000000 ф. ст., между тем как г-н Уилсон оценивает постоянный дефицит, или ежегодный процент по этому новому долгу, подлежащий выплате из ежегодного дохода, не менее чем в 3000000 фунтов стерлингов. Однако было бы большой ошибкой думать, что этот постоянный дефицит в 3000000 представляет единственное наследство, оставленное повстанцами своим победителям. Издержки на подавление восстания принадлежат не только к прошлому, но в значительной степени они относятся также к будущему. Даже в спокойные времена, до начала восстания, военные расходы поглощали по крайней мере 60 % всего обычного дохода, ибо они превышали 12000000 ф. ст., но теперь положение изменилось. В начале восстания европейская армия в Индии насчитывала 38000 человек боевого состава, в то время как туземная армия насчитывала 260000 человек. Военные силы, которые находятся в настоящее время на службе в Индии, состоят из 112000 европейских и 320000 туземных солдат, включая туземную полицию. Можно было бы с достаточным основанием сказать, что эти небывалые цифры будут сведены к более умеренным с исчезновением тех чрезвычайных обстоятельств, из-за которых они выросли до их нынешних размеров. Однако военная комиссия, назначенная британским правительством, пришла к заключению, что в Индии понадобится постоянная европейская армия численностью в 80000 человек, при наличии туземной армии в 200000 человек, что означает повышение военных расходов почти вдвое сравнительно с их первоначальным размером. Во время прений в палате лордов об индийских финансах 7 апреля все авторитетные ораторы сходились в двух пунктах: они признавали, с одной стороны, что ежегодный расход только на армию, равный почти 20000000 ф. ст., несовместим с чистым доходом Индии всего в 24000000 ф. ст., а с другой стороны, что трудно представить себе такое положение вещей, которое позволило бы англичанам, без риска, оставить Индию на неопределенный ряд лет без европейской армии, вдвое превышающей ее численность перед началом восстания. Но предполагая даже возможным увеличение на длительный период европейских войск только на одну треть сравнительно с их первоначальным составом, мы получаем новый постоянный ежегодный дефицит, по крайней мере, в 4000000 фунтов стерлингов. Итак, новый постоянный дефицит, происходящий, с одной стороны, от консолидированного долга, образовавшегося в течение восстания, а с другой стороны, от постоянного роста численности британских войск в Индии, по самому умеренному подсчету будет не менее 7000000 фунтов стерлингов.

К этому необходимо прибавить еще две другие статьи, из которых одна происходит от роста обязательств, а другая - от уменьшения доходов. Согласно недавнему заявлению железнодорожного департамента индийского ведомства в Лондоне, общее протяжение железных дорог, утвержденных для Индии, равно 4 817 милям, из которых до сих пор построено только 559 миль. Вся сумма капитала, вложенного различными железнодорожными компаниями, равняется 40000000 ф. ст., из которых 19000000 ф. ст. уплачены, а 21000 000 ф. ст. еще должны быть внесены, причем на 96 % всей суммы подписка была произведена в Англии и только на 4 % - в Индии. На эту сумму в 40000000 ф. ст. правительство гарантировало 5 % дохода, так что ежегодный процент, подлежащий уплате из доходов Индии, достигает 2000000 ф. ст., которые должны выплачиваться еще до того, как железные дороги начнут действовать и смогут приносить какой-либо доход. Граф Элленборо исчисляет убыток, проистекающий для индийских финансов из этого источника, на ближайшие три года в 6000000 ф. ст., а впоследствии постоянный дефицит от этих железных дорог - в полмиллиона ежегодно. Наконец, из 24000000 ф. ст. индийского чистого дохода сумма в 3619000 ф. ст. извлекается от продажи опиума в чужие страны, - источник дохода, который, как теперь повсюду признают, должен в значительной степени сократиться в силу последнего договора с Китаем . Таким образом, становится очевидным, что, помимо экстренных расходов, вызываемых необходимостью довести до конца подавление восстания, ежегодный постоянный дефицит, по крайней мере в 8000000 ф. ст., придется покрывать из чистого дохода в 24000000 ф. ст., которые правительство, быть может, сумеет повысить до 26000000 ф. ст. посредством новых налогов. Неизбежным результатом такого положения вещей явится необходимость взвалить на английского налогоплательщика обязательства по индийскому долгу и, как объявил в палате общин сэр Д. К. Льюис,

«ежегодно вотировать четыре или пять миллионов в качестве субсидии для так называемой ценной колонии британской короны».

Приходится признать, что такой финансовый результат «славного» отвоевания Индии производит далеко не чарующее впечатление и что Джону Булю приходится платить весьма высокие покровительственные пошлины ради того, чтобы обеспечить манчестерским фритредерам монополию на индийском рынке.

Печатается по тексту газеты

Перевод с английского

Примечания:

Выдающееся произведение К. Маркса «К критике политической экономии» , знаменующее собой важный этап в создании марксистской политической экономии, было написано в августе 1858 - январе 1859 года. Написанию этой книги предшествовала пятнадцатилетняя разносторонняя научно-исследовательская работа, в ходе которой Маркс изучил огромную массу общественно-экономической литературы и разработал основы своего экономического учения.

В августе 1857 г. Маркс приступает к систематизации собранного им материала и написанию большого экономического произведения. Первый набросок плана этого произведения Маркс составил в августе - сентябре 1857 года. В течение последующих нескольких месяцев Маркс детализирует свой план и в апреле 1858 г. решает, что вся работа будет состоять из шести книг. Первую книгу намечено было посвятить исследованию капитала, причем автор имел в виду изложению проблем капитала предпослать несколько вводных глав; вторую книгу - земельной собственности, третью - исследованию наемного труда, четвертую - государства, пятую - международной торговли и шестую - мирового рынка. Предполагалось, что первая книга будет включать четыре отдела, причем в первый отдел, названный Марксом «Капитал вообще», войдут три главы; 1) стоимость, 2) деньги и 3) капитал.

Работая над первой книгой, т. е. над книгой «О капитале», Маркс в период с августа 1857 по июнь 1858 г. написал рукопись объемом около 50 печатных листов, изданную Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1939–1941 гг. на немецком языке под названием «Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie (Rohentwurf)» («Основные черты критики политической экономии (Черновой набросок)»). В этой рукописи, содержащей общее введение, раздел о деньгах и значительно более обширный раздел о капитале, Маркс вчерне изложил первые результаты своих многолетних экономических исследований, в том числе основные положения своей теории прибавочной стоимости. Рукопись 1857–1858 гг. является, по существу, первоначальным незавершенным вариантом первой части задуманного в то время Марксом фундаментального экономического произведения.

В начале 1858 г. Маркс решает приступить к изданию своего труда по частям, отдельными выпусками. Заключив предварительный договор с берлинским издателем Ф. Дункером, он работает над первым выпуском. В течение августа 1858 - января 1859 г. он перерабатывает главу о деньгах, пишет главу о товаре, редактирует окончательный текст этой рукописи и, озаглавив ее «К критике политической экономии», 26 января 1859 г. отправляет к издателю в Берлин. Вместо намечавшихся 5–6 печатных листов первый выпуск разрастается до 12 печатных листов и состоит уже не из трех глав, как намечалось планом, а из двух: «Товар» и «Деньги, или простое обращение». В феврале 1859 г. Маркс отправляет в издательство и предисловие. В июне 1859 г. работа «К критике политической экономии» вышла в свет. Имеющиеся в работе «К критике политической экономии» подзаголовки «Книга первая. О капитале» и «Отдел первый. Капитал вообще» свидетельствуют о том, что она представляет собой начало первой книги из запланированных шести книг.

Вслед за первым выпуском Маркс собирался опубликовать второй выпуск, в котором должны были найти отражение проблемы капитала. Дальнейшие исследования, однако, побудили Маркса изменить первоначальный план своего большого труда. План из шести книг был заменен планом четырех томов «Капитала». Поэтому вместо второго и следующих выпусков Маркс подготовил «Капитал», в который включил в переработанном виде также и некоторые основные положения книги «К критике политической экономии».

При жизни Маркса книга «К критике политической экономии» не переиздавалась. Исключение составляет предисловие, которое в несколько сокращенном виде было опубликовано 4 июня 1859 г. также в лондонской немецкой газете «Das Volk» («Народ»). Отрывок из второй главы книги, посвященный критике утопической теории Грея о рабочих деньгах, Энгельс включил в качестве дополнения в немецкие издания 1885 и 1892 гг. работы Маркса «Нищета философии». Первое русское издание книги было выпущено в 1896 году в Москве. В основу настоящего издания книги «К критике политической экономии» положен текст его первого немецкого издания, подготовленного к печати автором. Однако при этом были учтены, во-первых, поправки и пометки Маркса в его личном экземпляре книги, а во-вторых, поправки и пометки, сделанные Марксом в экземпляре книги, подаренной им Вильгельму Вольфу 19 августа 1859 года. Некоторые из этих поправок и пометок автора были реализованы Энгельсом при подготовке к печати третьего тома «Капитала». Цитируя отдельные места из работы «К критике политической экономии», Энгельс привел их в исправленной, уточненной Марксом редакции. Фотокопии этих экземпляров книги с поправками и пометками Маркса находятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

О параллелограммах Оуэна Рикардо упоминает в своей работе «On protection to agriculture». Fourth ed., London, 1822, p. 21 («О покровительстве земледелию». 4-е издание, Лондон, 1822, стр. 21). Развивая свой утопический проект социальных преобразований, Оуэн доказывал, что экономически, а также с точки зрения устройства домашнего быта наиболее целесообразным является строительство поселка в форме параллелограмма или квадрата. Отсюда появилось выражение «параллелограммы Оуэна».

Призовые деньги - сумма, присуждаемая правительством экипажам кораблей, принимавших участие в уничтожении или в захвате неприятельских судов, а также нейтральных судов, перевозивших контрабанду.

В Мексике в 1854 г. началась буржуазная революция, вслед за которой последовала гражданская война, длившаяся до конца 1860 г. и окончившаяся разгромом реакционных сил феодалов и духовенства.

Имеется в виду Бомбей, который наряду с Бенгалией и Мадрасом, согласно административному делению Британской Индии, был выделен в особое президентство, возглавляемое губернатором.

Наследниками Великого Могола Маркс иронически называет английских правителей Индии. Империя Великих Моголов (так называли правящую династию), основанная в 1526 г. завоевателями тюркского происхождения - моголами, которых современники считали монголами, достигла значительного могущества, подчинив к середине XVII в. большую часть Индии и часть Афганистана, Однако в результате крестьянских восстаний и роста сопротивления народов Индии завоевателям, а также вследствие постоянных усобиц и усиления феодально-сепаратистских тенденций, империя Великих Моголов стала приходить в упадок и в первой половине XVIII в. фактически распалась.

Имеется в виду приложение к неравноправному Тяньцзиньскому договору, заключенному в июне 1858 г. после второй «опиумной» войны (1856–1858) - грабительской войны Англии и Франции против Китая. По условиям этого договора в дополнение к уже открытым ранее 5 китайским портам для иностранной торговли были открыты еще 5 портов: на реке Янцзы, в Маньчжурии, на островах Тайвань и Хайнань; иностранным государствам было разрешено иметь постоянных дипломатических представителей в Пекине, иностранцам предоставлялось право свободного передвижения по стране и плавания по ее внутренним водам, гарантировалась защита миссионеров. Добившись по Тяньцзиньскому договору значительного расширения своих привилегий в Китае, английские колонизаторы пошли на ограничение торговли опиумом, которая истощала ресурсы страны и ограничивала возможности их эксплуатации самими колонизаторами.

Приложение к договору касалось урегулирования торговых отношений между Англией и Китаем и предусматривало установление высокой пошлины на ввоз опиума в Китай: иностранные купцы могли торговать опиумом лишь в строго определенных договором портах, все льготы иностранцам для торговли внутри Китая не распространялись на торговлю опиумом.

И пока Индия лидирует в этом процессе, приняв решение вывести из обращения банкноты в 500 рупий ($7,30) и 1000 рупий ($14,60), составляющих почти 85% денежной массы. После чего в стране наступил хаос, чего и следовало ожидать, в принципе.

Теперь власти Индии нацелились на золото. Не только на золотые слитки, нет. Власти без лишних разговоров конфискуют ювелирные изделия у населения.

Протесты в Индии, спровоцированные «денежной реформой» премьер-министра Моди

Демонетизация первоначально была преподнесена как «хирургическая операция на черном валютном рынке — груды наличности, незаконно накопленные богатыми индусами в результате уклонения от уплаты налогов. Это теперь только стало понятно, что эти действия были чем угодно, только не хирургической операцией. Открытыми остаются и неудобные вопросы о том, что сложные правила и исключения, которые сопровождали демонетизацию, позволили владельцам черных денег отмыть большую часть своих денежных средств. Вместо этого в последнее время Моди решил сосредоточиться на демонетизации как средстве продвижения безналичной экономики.

Тем не менее, идея войны с неучтенным благосостоянием остается главной в процессе проводимой демонетизации, а это значит, что Моди придется найти другие способы продолжить начатое. Теперь власти заставляют представителей налоговых органов проводить рейды среди всех, кто может скрывать активы, как в денежной форме, так и в золоте.

Полиция и военные следят за процессом сдачи валюты в Индии

Среди населения уже укоренился страх перед такими налетами, которые, похоже, становятся обычным явлением, так что власти чувствуют необходимость вмешаться, чтобы подавить панику. Однако, это не помогает.

Правительство «проводит разъяснительную работу», объясняя правила, согласно которым чиновники имеют право изымать золото: ничего страшного не случится, «если будут введены ограничения: для замужней женщины 500 г золота, для незамужней – 250 г, для мужчины – 100 г».

Также отмечается, что не будет никаких ограничений на ювелирные изделия, «при условии, что они приобретены в качестве наследства». Кроме того, «должностное лицо, проводящее обыск, не может взять тот объем золотых украшений, который будет превышать установленный лимит».

А это значит, что налоговые органы Индии практически выиграли джек-пот в лотерею. Во время рейда они могут на месте решить, следует ли конфисковать золотые запасы семьи.


В Индии огромные запасы золота – 20 тыс. метрических тонн, большая часть которых является золотом, передаваемым по наследству.

Вместо того, чтобы урегулировать налоговое законодательство, власти открывают еще больше возможностей перед коррупционеров из налоговых органов, чем было в течение многих десятилетий. Богатые заплатят сколько нужно, чтобы избежать ненужных домогательств со стороны налоговых органов. Бедные, как всегда, пострадают. Это ключевая фраза, идеально описывающая все, что происходит сейчас в Индии.

Все, кто имел связи в политических кругах, знали заранее о надвигающейся катастрофе и действовали заблаговременно. Остальные остались не у дел.

«Золотой рейд» в Индии лишь усугубит последствия запрета на наличные. Если немного заглянуть на краткосрочную перспективу, эти виды действий приведут к увеличению спроса на золото.

А дальше что? Люди делают вид, что они знают, что их ждет. Тем не менее, я совершенно уверен, что приближается валютный кризис. Какие районы он поразит в первую очередь неизвестно, однако, список вероятных кандидатов увеличивается с каждым годом.

Я ставил на Японию, Китай и ЕС. Индия застала меня врасплох, хотя, если подумать, она вполне согласуется с моей общей теорией, что рано или поздно ситуация выйдет из-под контроля, причем это будет явно не в США.

Действия США могут привести к валютному кризису, но пик кризиса разразится в другом месте. Если я не ошибаюсь, золото будет безопасным убежищем, независимо от валюты. Особенно там, где грянет кризис.

Индия сползает в экономический кризис, который может стать крупнейшим для страны за последние двадцать лет. Падение курса рупии к доллару привело к активной распродаже акций индийских предприятий. В свою очередь финансовые власти активизировали свои усилия для того, чтобы остановить падение рупии и отток капитала. Власти пытаются предупредить надвигающийся на страну голод, но поддержки со стороны финансистов не будет.


Индия "заплутала" в российской пирамиде

За последние два года рупия ослабла на 28 процентов, только этом году национальная валюта подешевела на 11 процентов. Курс рупии с начала августа падал уже дважды. 6 августа индийская денежная единица опустилась до 61,80, а уже на минувшей неделе просела до 62,03 за доллар.

Падение курса национальной валюты и ухудшение макроэкономических показателей способствует оттоку капитала, который пытался приостановить Резервный банк Индии. Регулятор снизил уровень разрешенных зарубежных инвестиций для индийских компаний до 100 процентов от их собственного капитала. Ранее индийские экономические агенты могли выводить за рубеж под видом инвестиций без разрешения регулирующих органов 400 процентов уставного капитала.

Также снижена максимальная сумма переводов для физических лиц. Если раньше разрешалось перевести 200 тысяч долларов, то сейчас сумма ограничена 75 тысячами долларов.

Для торможения падения национальной валюты индийский центробанк повысил процентные ставки и затруднил доступ банков к ликвидности через аукционы РЕПО. Кроме того, правительство увеличило импортные пошлины на золото и серебро, которые в огромных объемах закупаются Индией.

Однако падение рупии остановить пока не удалось. Более того, в минувшую пятницу Индия пережила крупнейший обвал на фондовом рынке. Основной фондовый индекс в Мумбаи в пятницу упал на 4 процента.

Стране необходимы средства для финансирования дефицита текущего счета платежного баланса. Дефицит счета текущих операций в прошлом финансовом году достиг 4,8 процента от ВВП. Правительство намерено сократить показатель до 3,7 ВВП, то есть до 70 млрд долларов. В последние годы в стране рос и дефицит бюджета, который по итогам прошлого финансового года составил 4,9 процента.

Выручить кое-какие средства правительство Индии планирует за счет акций государственной энергетической компании NHPC, на продажу будет выставлено 11,36 процентов акций.

За счет продажи может быть привлечено около 18 млрд рупий ($295 млн). Это немного, но программа продажи государственных активов, планируемая правительством, гораздо шире. В текущем финансовом году правительство планирует привлечь 400 млрд рупий за счет приватизации части государственных активов.

Но скорее всего, добиться заявленных показателей страна не сумеет. Ускорение падения рупии и вывод капитала из страны не в последнюю очередь связаны с принятой в стране программой масштабной продовольственной помощи населению, которая весьма критически оценивается в финансовых кругах.

В начале июля в стране был принят Билль продовольственной безопасности. Программа предполагает субсидирование продовольствия для 800 миллионов человек. Всего в Индии проживает 1,2 млрд человек. Таким образом, планируется субсидировать питание порядка 75 процентов населения страны.

"101582"

В ночь с 8 на 9 ноября 2016 года в Индии началась денежная реформа. Суть её проста: выведение из обращения денежных купюр номиналом 500 рупий (примерно 7,5 долл. США) и 1000 рупий (примерно 15 долл. США). С 9 ноября 2016 года такие купюры недействительны и подлежат обмену на денежные знаки нового образца номиналом 500 и 2000 рупий либо зачислению на счета в банках.

Обменять старые купюры на новые или зачислить их на счета можно до 30 декабря 2016 года. Информация о суммах, положенных на банковские депозиты в период с 10 ноября по 30 декабря, будет сравниваться с налоговыми декларациями, а при обнаружении серьёзного расхождения нарушителям придётся выплатить недостающие налоги и штраф в размере до 200%. А в сентябре окончился срок налоговой амнистии, благодаря которой были задекларированы 652,5 млрд. рупий неучтённых доходов граждан (около 0,5% ВВП). Эксперты отмечают, что налоговой амнистией воспользовались немногие, от неё ожидали большего. Теперь налоговым уклонистам предстоит серьёзное испытание.

Подобного рода денежные реформы в мировой практике - не новость. Нынешняя индийская реформа относится к разряду самых простых. Официально заявленные цели реформы - борьба с коррупцией, финансированием терроризма, теневой экономикой, подделкой купюр и повышение собираемости налогов.

Мировые СМИ внимательно следят сейчас за Индией, но основное внимание они обращают на волнения, возникшие в связи с реформой. По состоянию на конец октября 2016 года наличная денежная масса в обращении в Индии составляла примерно 17,77 трлн. рупий (около 260 млрд. долл. США). От общего количества банкнот изымаемые купюры составляют 25%, но по стоимости это 86% всей наличной денежной массы страны. На этой наличности держатся розничная торговля и сфера услуг, роль этих банкнот в жизнеобеспечении 1,3 млрд. человек населения Индии трудно переоценить.

Разработчики реформы создали своеобразные «бутылочные горлышки», ограничивающие обмен старых купюр на новые. Банкам было разрешено производить обмен сумм до 4000 рупий (60 долл. США) на одного человека при условии предъявления удостоверения личности и письменной заявки на обмен. 14 ноября лимит был увеличен до 4500 рупий. Получается, что если человек будет каждый день обменивать указанные суммы вплоть до нового года (предельный срок), то ему удастся получить сумму, эквивалентную примерно 3,5 тысячи долларов США.

Состоятельные люди, имеющие банковские счета и банковские карты, имеют альтернативные способы получения новых купюр. Однако и здесь установлены ограничения. В частности, с 10 ноября 2016 года был введен лимит на снятие наличных с банковских счетов в 10 000 рупий (150 USD) в день или 20 000 рупий (300 USD) в неделю. С 14 ноября суточный лимит был увеличен до 24 000 рупий (360 долл. США). Для банкоматов лимит снятия денег в виде новых купюр определён в 2500 рупий (37 долл. США). Желающие снять деньги в виде купюр мелкого достоинства ограничены суммой в 2000 рупий в сутки (30 долл. США).

Предусмотрена возможность обмена и довольно больших сумм наличных на знаки нового образца, но тут для гражданина могут возникать сложности. В случае обмена более 250 000 рупий (примерно 3 700 долл. США) необходимо предъявить налоговую декларацию, где обмениваемые суммы задекларированы, либо заплатить с обмениваемых сумм налоги. Здесь налицо элемент конфискационной реформы.

Разработчики реформы сконструировали «бутылочные горлышки», чтобы отфильтровать «чистые» деньги от «грязных», но необходимую техническую подготовку к реформе не провели. А она требовалась. Количество банкоматов, выдававших мелкие купюры, было недостаточно, к ним выстроились километровые очереди, а работа самих банкоматов то и дело прекращалась из-за того, что кончались деньги. К тому же новые купюры имели другие размеры, а техника под них не была переналажена. Министр финансов Арун Джейтли признал, что 200 тысяч банкоматов не готовы к работе с новыми купюрами, а для их переналадки потребуются 2-3 недели.

Индийская пресса отмечает, что больше всех, как обычно, пострадали бедные. Участились случаи возникновения около банков и банкоматов толп, блокирующих движение транспорта. В результате толкотни в очередях, многочасовых стояний, потасовок и даже жестоких драк появились жертвы. По данным прессы, уже поплатились жизнями около 80 человек. Резко снизились обороты в сети розничной торговли, ресторанах, кафе, других учреждениях услуг.

Властям пришлось в авральном порядке вносить коррективы в правила проведения реформы. Был разрешён приём купюр в 500 и 1000 рупий на автозаправочных станциях, в государственных медицинских учреждениях, при продаже железнодорожных и авиационных билетов, в государственных молочных и диетических магазинах. Сначала такое разрешение действовало до 11 ноября, затем этот срок продлевался ещё дважды. Практически каждый день в правила проведения реформы власти вносят всё новые коррективы, пытаясь снизить возникшую в стране напряжённость.

Состоятельные граждане стали прибегать к услугам импровизированных меняльных контор. Речь идёт о предприимчивых лицах, собирающих бригады бедняков, которые за умеренную плату стоят в очередях и меняют старые знаки на новые. Бригадиры контролируют рядовых членов, собирают наличные деньги и передают заказчику. Несмотря на длиннейшие очереди, некоторые члены меняльных бригад умудряются за сутки собрать двойную или даже тройную норму. Банки, занимающиеся разменом купюр, пытались не допустить нарушения норм суточного обмена - ставили приходящим клиентам на теле знаки несмываемой краской. Однако находчивые индийцы уже научились эту краску удалять.

К категории наиболее пострадавших можно также отнести иностранных туристов. Для них отдых в Индии был испорчен. Частично негативный эффект удалось смягчить, разрешив в течение первых трёх дней реформы размен в банках сумм до 5 тысяч рупий (75 долл. США), но мытарства иностранных туристов продолжаются - хотя бы потому, что они не могут воспользоваться банкоматами, не налаженными на работу с новыми купюрами. Многие, имевшие несчастье приехать в Индию в это трудное время, не имеют на руках никаких рупий - ни старых, ни новых. Подступиться к банкам, чтобы поменять доллары, евро и другие валюты на новые рупии, почти невозможно. Свои услуги предлагают уличные менялы, но продают рупии по головокружительному курсу.

Денежная реформа в Индии преследует одну важную цель, не объявленную властями страны. Эта цель - загнать население в банковскую систему, ограничив использование наличных денег. Предыдущая реформа проводилась в Индии в 1978 году. Тогда из обращения изымались банкноты достоинством 1000, 5000 и 10.000 рупий. Была сделана важная попытка ограничить использование крупных купюр в качестве средства накопления и заставить граждан пользоваться услугами банков. Однако в Индии слишком привыкли полагаться на наличные деньги не только как средство обращения, но и как средство накопления. Причин этому много, а самая главная та, что при открытии вклада свыше 50.000 рупий (750 долл. США) от вкладчика требуется справка о происхождении денег.

Вообще, такая система фильтров создана для борьбы с «грязными» деньгами в теневом секторе экономики. По оценкам Всемирного банка, в Индии этот сектор составляет около 25% всей экономики (есть и более высокие оценки - 30-35%). Пытаясь ограничить теневой сектор, власти, однако, забывают, что из всех занятых в нём на тех, кто вовлечён в криминальный бизнес (наркотики, торговля людьми, оружием и т.п.), приходится примерно 1 процент. Остальные 99% - те, кто не может найти работы в легальном секторе и выживает как умеет. Таких людей, вынужденно работающих «в тени», в Индии насчитываются миллионы, если не десятки миллионов. Они пользуются лишь наличными деньгами, а банковские счета могут открывать только на мизерные суммы, которые не требуют справок.

Индийская пресса сообщает, что проблемы возникли у местных торговцев хлопком: после неожиданного объявления реформы поставки растительного волокна сократились наполовину, а цены выросли. Большинство фермеров продаёт свой урожай за наличные, а сложившаяся в стране ситуация их отпугивает. Даже официальная статистика фиксирует, что уровень безработицы в Индии приближается к 10%, а это несколько десятков миллионов человек. Многие из них поддерживают существование лишь за счёт теневого сектора.

За первые две недели с начала реформы было обменено или депонировано в банки купюр старого образца на сумму, эквивалентную 80 млрд. долл. Это примерно 40% всей массы купюр. Процесс дальнейшего «переоформления» старых денежных знаков затормозился. Эксперты полагают, что до конца года будет «переоформлено» с большим трудом ещё примерно столько же, а 20% денег «сгорят». Ожидаемый конфискационный эффект достигнет 40 млрд. долл. Впрочем, такого эффекта, возможно, достичь не получится. До нового года десятки миллионов бедняков будут востребованы в качестве меняльщиков, обслуживающих состоятельных индийцев. Последние надеются, что «помощники» всё-таки обеспечат им полную конвертацию старых знаков в новые.

Индия среди стран третьего мира принадлежит к тем, где доля наличных денег в общем объёме денежной массы (наличные плюс безналичные) приближается к показателям экономически развитых стран и составляет 10-15%. Для сравнения: в еврозоне этот показатель близок к 10%; в России - 20-25%; в экономически наименее развитых странах (например, ЦАР, Чад, Афганистан) - от 40 до 50%. Нынешняя реформа призвана подтолкнуть жителей Индии к более активному использованию безналичных денег, к превращению их в пожизненных клиентов банков. Оборотной стороной реформы может стать лишение миллионов граждан Индии последних средств к существованию. Политические оппоненты премьер-министра Моди уже заявили о намерении объединиться и воспрепятствовать дальнейшей демонетизации экономики.

Одним из первых последствий реформы стало то, что власти пытаются загнать страну в «безнал», а у населения возникла обратная реакция. Даже те, кто давно пользовался «пластиком» (дебетовыми и кредитными картами) и банковскими счетами, теперь думают, как бы дистанцироваться от банков и не оказаться в «электронно-банковском концлагере». Реформа породила недоверие к наличным деньгам своего государства, эксперты ожидают роста спроса на иностранную наличную валюту. Отчасти эти настроения уже отразились на курсе индийской рупии, который упал по отношению к доллару и другим ведущим валютам мира.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Власти Индии проводят масштабную денежную реформу, цель которой — резко снизить оборот наличных денег. C 8 ноября в стране де-факто объявлены вне закона банкноты крупных номиналов — 500 и 1000 рупий (20 и 40 долларов соответственно), сообщает ABC.net.au.

Граждане могут обменять их на более мелкие купюры в банках, но сумма обмена не должна превышать 4000 рупий в одни руки. Всё, что свыше этого порога, подлежит зачислению на банковский счёт.

Подразумевается, что все сделки с крупными суммами отныне будут проводиться в безналичной форме, доступной электронному учёту и госконтролю. При этом сумма в отменённых купюрах, которую индийцам разрешается сохранить в собственности, ничем, кроме сроков сдачи наличности (72часа от объявления реформы), не ограничена.

Работа всех банкоматов в Индии полностью прекращена. Когда они вновь откроются, с одной карты нельзя будет снять более 2000 рупий в день до 18 ноября, и более 4000 рупий в день с 19 ноября. В обменных пунктах также вводятся квоты на снятие и обмен наличной валюты в 10 тысяч рупий в сутки и 20 тысяч — в неделю.

«Это хирургический удар по черному рынку», — объяснил происходящее министр финансов Индии Хасмух Адхия.

«Черный рынок и коррупция — главные препятствия для победы над бедностью», — заявил в телеобращении к нации индийский премьер Нарендра Моди. Он добавил, что наличные деньги используются для поддержки террористов, в том числе связанных с соседним Пакистаном.

По данным Global Financial Integrity, Индия — в числе стран-рекордсменов по незаконному выводу капитала. С 2002 по 2011 год она потеряла по теневым каналам 344 млрд долларов.

Лидер по выводу, напомним, — Россия. C 1994 по 2012 год, согласно тому же исследованию GFI, из РФ вывели 1,341 трлн долларов.

Валютная реформа в Индии может привести к товародефициту

Валютная реформа, объявленная на прошлой неделе правительством Индии, может привести к дефициту продовольствия и росту цен, заявил генеральный секретарь транспортной ассоциации штата Уттар-Прадеш (PUPTA) Амарджит Сингх Бакши.

С 9 ноября в Индии в рамках борьбы с теневой экономикой, коррупцией, фальшивомонетчиками и финансированием терроризма изъяты из оборота купюры номиналом 500 и 1000 рупий (около 480 и 960 рублей) - самые крупные банкноты в стране. Граждане страны вынуждены пятый день стоять в очередях, чтобы избавиться от старых банкнот и получить новые. Ситуация усугубляется установленными лимитами на выдачу новой валюты и тем фактом, что большинство банкоматов в стране до сих пор не перенастроены на выдачу новых банкнот.

«Поскольку более 80% товаров в стране поставляются фурами, а не поездами, это может создать нехватку товаров, в том числе овощей и зернобобовых. Это может привести к резким скачкам цен, что вызовет панику среди граждан», - заявил Бакши газете Times of India.

По его словам, около 40% автопарка PUPTA простаивает в Уттар-Прадеш, начиная с 10 ноября (реформа была объявлена вечером 8 ноября). «Если эта проблема сохранится на протяжении недели, то это примет форму неофициальной забастовки», - добавил он.

По его словам, PUPTA проведет специальное собрание по поводу сложившейся ситуации, постарается выработать меры для возобновления полноценной работы дальнобойщиков. Выработанные предложения будут направлены премьер-министру Нарендре Моди.

Как пояснил Бакши, главной проблемой является то, что дальнобойщики не могут осуществлять мелкие расходы в поездке ввиду отсутствия на руках валюты. У владельцев транспортных компаний нет достаточного количества валюты в купюрах небольшого номинала, а если они будут выдавать водителям купюры в 2 тысячи (банкноты в 500 рупий появились лишь в воскресенье), то им откажут в обслуживании, поскольку не смогут выдать сдачу.

Другой проблемой является разгрузка товара: грузчикам также нечем платить ввиду отсутствия мелких купюр, что также ведет к простаиванию товара.

В свою очередь член управляющего комитета Всеиндийского конгресса автомобильного транспорта Вирендра Гупта заявил изданию, что в городе Агра в Уттар-Прадеш складывается критическая ситуация. Он отметил, что для решения проблемы транспортным компаниям нужно разрешить снимать со счета 35 тысяч рупий в день. Сейчас для юридических лиц действует ограничение в 50 тысяч рупий в неделю.