Материалы ревизии состоят из следующих частей. Порядок реализации материалов ревизий

Результаты ревизии оформляются актом ревизии, который имеет сквозную нумерацию страниц.

В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, а также печатный и прописной шрифт одновременно.

Акт ревизии состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

Вводная часть должна содержать:

1. дату и место составления акта

2. основание проведения ревизии (№ и дата удостоверения, указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание)

3. должность, ФИО членов ревизионной группы

4. наименование темы ревизии

5. проверяемый период и сроки проведения ревизии

6. сведения о ревизуемой организации:

Полное наименование и реквизиты организации, ИНН, статистические коды

Ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации

Сведения об учредителях

Основные цели и виды деятельности организации

Имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности

Перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в ОФК

Сведения о предыдущих ревизиях и проверках, об устранении выявленных ими нарушений и недостатков (кто и когда проводил).

После вводной части перед описательной делается запись: «Ревизией установлено».

Описательная часть акта должна состоять из разделов по порядку согласно вопросов, предусмотренных в программе ревизии. Производится описание проведенной работы и выявленные нарушения по каждому вопросу.

Заключительная часть акта должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии, в т.ч. выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов РФ.

Объем акта не ограничивается. Схемы, таблицы, промежуточные расчеты, документы и копии документов, сводные справки, объяснения должностных и МОЛ группируются, нумеруются и прилагаются в качестве приложения к акту.

Акты проверки отдельных вопросов ревизии каждого участника ревизионной группы являются составной частью сводного акта и оформляются приложениями к нему.

Члены ревизионной группы при необходимости за 2-3 дня до окончания срока ревизии предоставляют руководителю ревизионной группы подписанные в установленном порядке акты проверки отдельных вопросов для обобщения и включения их в сводный акт.

Оформленный сводный акт подписывается руководителем ревизионной группы, а при необходимости и членами ревизионной группы (подписи располагаются в левой части листа) и руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации (в правой части листа).

В акте ревизии проверяющие должны соблюдать объективность, обоснованность, четкость, доступность и системность изложения.

Результаты излагаются в акте на основе проверяемых данных и фактов, подтвержденных имеющимися документами, результатами встречных проверок и процедур фактического контроля и других ревизионных действий, заключением специалистов и экспертов, объяснением должностных и МОЛ.

Участники ревизионной группы несут ответственность за полноту и качество выполнения заданий, предусмотренных ревизией, достоверность изложенных в акте данных и фактов в соответствии с действующим законодательством.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии должно содержать следующую обязательную информацию:

Какие пункты законодательства и НПА нарушены

Кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения

Размер документально подтвержденных нарушений.

Не допускается включение в акт различного рода выводов, предположений и неподтвержденных документами данных.

В акте не должна даваться правовая, морально-этическая оценка действий должностных и МОЛ проверяемой организации, нельзя квалифицировать их поступки, намерения и цели. Не допускается применение терминологии, которая может быть истолкована как обвинения лиц, допустивших нарушения.

Объяснительные с работников проверяемой организации берутся по установленным фактам нарушений, которые пишутся собственноручно в адрес проверяющего органа.

При установлении в ходе ревизии нецелевого использования средств бюджета руководителем ревизионной группы представляется в проверяющий орган выписка из черновика акта ревизии, касающаяся описания нецелевого использования средств.

После согласования выписки один экземпляр включается в акт ревизии. При описании фактов нецелевого использования средств бюджета акт ревизии обязательно должен содержать коды бюджетной классификации, по которым осуществлялось финансирование расхода из бюджета, выводы о нецелевом использовании средств бюджета по статьям бюджетной классификации, суммы нецелевого использования средств, ссылки на нарушенные НПА.

В случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры по их устранению, в ходе ревизии составляется отдельный промежуточный акт и от виновных запрашиваются объяснения. Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы ответственным за проверку конкретного вопроса программы МОЛ.

По результатам проверки, указанным в промежуточном акте руководителем ревизионной группы составляется докладная на имя руководителя проверяющего органа с указанием принятых мер и предложениями по устранению выявленных нарушений и в течение 3-х дней отправляется. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в итоговый акт.

В акт ревизии после его подписания ревизорами и должностными лицами ревизуемой организации не допускается внесение каких-либо изменений.

По просьбе руководителя или главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы должен быть установлен срок до 5 рабочих дней для ознакомления с актом ревизии. Акт составляется и подписывается в 2-х экземплярах если это плановая ревизия и в 3-х если по заданиям правоохранительных органов.

Один экземпляр акта подписывается руководителем ревизионной группы, вручается руководителю ревизуемой организации для ознакомления и подписания под роспись с указанием даты получения. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменное возражение или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель ревизионной группы обязан проверить обоснованность возражений и дать по ним письменное заключение в течении 30 дней. Возражения и заключение приобщаются к итоговому акту.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об этом. В таком случае акт направляется ревизуемой организации по почте заказным письмом с указанием даты получения.

Акт с приложениями передается в пятидневный срок в проверяющий орган.

Реализация материалов ревизии (проверки). Контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии, порядок оформления и передачи материалов ревизии (проверки) в правоохранительные органы

По результатам проверки руководителем контролирующего органа принимаются меры, предусмотренные БК РФ, КоАП, положением о контролирующем органе, УК РФ.

Проверяющий орган получает акт с приложениями и его сотрудниками в течение 15 дней готовится докладная о результатах ревизии на имя руководителя проверяющего органа.

В докладной в обобщенном виде указываются сведения о проверенной организации, о проведенных фактических и документальных исследованиях, об основных видах и суммах выявленных нарушений, в том числе предложения об информировании правоохранительных органов и органов прокуратуры о нарушениях в сфере экономики.

На основании доклада руководитель проверяющего органа в течение 10 дней определяет порядок реализации материалов ревизии. Выносятся обязательные к исполнению должностными лицами проверенной организации ПРЕДПИСАНИЯ по устранению выявленных нарушений.

В Предписании указывается:

ФИО руководителя проверенной организации

Наименование организации

Перечисляются факты выявленных нарушений с указанием содержания нарушения, суммы нарушения, НПА, положения которых нарушены, документов, подтверждающих нарушения.

Способы (предложения) по устранению выявленных нарушений

Сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений

Сроки извещения должностного лица, вынесшего предписание о принятии мер по устранению нарушений.

В случаях, когда меры могут быть предприняты вышестоящей по отношению к проверенной организации, то Предписания направляются в нее.

Также по результатам ревизии руководитель проверяющего органа направляет в проверенную организацию обязательное к рассмотрению Представление о ненадлежащем исполнении бюджета. В нем указываются предложения о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений.

За невыполнение требований Предписаний и Представлений административная ответственность предусмотрена ст. 19.5 КоАП: административный штраф на должностных лиц от 1 до 2 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет, на юридических лиц от 10 до 20 тыс.руб.

В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов составляются Протоколы об Административном правонарушении в порядке, установленном ст.28.1-28.9 КоАП и рассматриваются дела об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 29.1-19.13 КоАП.

В случае, если при проведении плановой ревизии контролирующий орган выявляет значительные нарушения и злоупотребления он передает материалы ревизии в правоохранительные органы.

При этом передаваемые материалы должны содержать:

Письменное сообщение за подписью руководителя проверяющего органа, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства

Подлинник акта ревизии, оформленный и подписанный надлежащим образом с приложениями к нему

Объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии (проверки)

Письменное заключение проверяющих при наличии возражений.

Правоохранительный орган, получив материалы ревизии, в установленные сроки рассматривает их, осуществляет необходимые действия, предусмотренные УПК, и информирует проверяющий орган об этом. Материалы, не содержащие по мнению правоохранительных органов оснований для принятия мер, должны быть возвращены в контролирующий орган в десятидневный срок после соответствующего решения по результатам их рассмотрения.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.).

Акт проверки является результатом кропотливой работы группы ревизоров и официальным документом для принятия решений по проведенной ревизии, вплоть до возбуждения уголовного дела. Записи в акте необходимо излагать на основе проверенных фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций и других данных.

Акты должны содержать вступительную, описательную и результативную части.

Во вступительной части отражается следующее: 1)

полное наименование учреждения, в котором проводится ревизия, его организационно-правовая форма и адрес; 2)

фамилии участвующих в ревизии должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности; 3)

основание для проведения ревизии, ее вид, мотивы ее проведения; 4)

время предыдущей ревизии, период, за который проводится ревизия, и вопросы, подлежащие выяснению; 5)

даты начала и окончания ревизий, должности и фамилии должностных лиц, проводящих ревизию. В описательной части отражается следующее:

конкретные факты и действия, указывающие на нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, налогового законодательства и др.; 2)

каждый факт нарушений указывается в акте самостоятельно с указанием времени его совершения, стоимостной оцен-91 3)

ки, сделанных бухгалтерских проводок и со ссылками на соответствующие первичные документы;

3) при указании фактов нарушений должна быть дана ссылка на нарушенные законодательные и нормативные акты с указанием их конкретных статей и пунктов.

При этом необходимо иметь в виду, что нормативные документы министерств и ведомств вступают в силу только после регистрации их в Минюсте России.

В результативной части акта обобщаются выявленные факты нарушений в виде выводов и даются предложения по их устранению.

Данные промежуточных актов включают в сводный акт в кратком изложении и только при наличии выявленных нарушений. Промежуточные акты подписывают ревизующие и соответствующие должностные лица, ответственные за сохранность денежных и материальных ценностей. В целях наибольшей краткости изложения не следует загромождать акт подробной информацией (таблицами цифровыми данными, выявленными в процессе проверки). В этом случае достаточно привести в акте 1-2 примера и общий результат, а подробную опись нарушений приложить к акту за подписью ревизора и главного бухгалтера учреждения.

Перед подписанием акта ревизор знакомит с его содержанием руководство учреждения и работников бухгалтерии и при наличии обоснованных возражений вносит исправления в акт до его подписания.

На все нарушения необходимо потребовать от руководителя, уполномоченных и виновных лиц объяснения в ходе проверки или по обстоятельствам в течение 3 дней после подписания акта, о чем производится запись в акте перед подписями.

Акт проверки составляется в двух экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главного бухгалтера.

При наличии возражений или пояснений по акту подписывающие делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или пояснения в 10-дневный срок с момента подписания акта.

В тех случаях, когда принятыми в ходе проверки мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений, ревизор разрабатывает проект приказа об устранении выявленных нарушений и представляет на рассмотрение руководству, назначившему ревизию.

Еще по теме 8. Документирование ревизии:

  1. РЕВИЗИЯ - ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ фирмы в России. ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Контроль и ревизия»

«Оформление и реализация результатов ревизии»

Преподаватель Маскалёва О.А.

Студент Пучкина Ф.Р., 5 курс 2ВО, БУАиА

Курск – 2010

Порядок составления акта ревизии и его содержание 3

Проведение ревизии. Основания и периодичность 7

Реализация результатов ревизии 9

1. Порядок составления акта ревизии и его содержание

Акт ревизии считается документом, обобщающим результаты ее проведения и имеющим юридическую силу, т.е. принимаемые в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий порядок его оформления.

Акт ревизии должен быть также лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком.

Акт ревизии состоит из вводной (общей) и описательной (основной) частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

Наименование темы ревизии;

Дату и место составления акта ревизии;

Кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);

Проверяемый период и сроки проведения ревизии;

Полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

Ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

Сведения об учредителях;

- основные цели и виды деятельности организации;

Имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

Перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях;

Кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто является главным бухгалтером;

Кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений. Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необхо­димую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В описательной части акта ревизии могут быть выделены следующие разделы (построение этой части строго не регламентируется):

Денежные средства, кассовые и банковские операции. Расчетные и кредитные операции.

Производство и реализация продукции.

Основные средства.

Товарно-материальные ценности.

Труд и заработная плата.

Затраты производства и себестоимость.

Прибыль, фонды и резервы.

Инвестиции.

Бухгалтерский учет, отчетность и внутрихозяйственный контроль.

Выполнение решений по результатам предыдущей ревизии.

Приложения к акту.

В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.

Акт составляется, как правило, в трех экземплярах. Один экземпляр оформленного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Другой - направляется руководителю организации, назначившей ревизию, а третий - остается в делах контрольно-ревизионного отдела. Все приложения к основному акту ревизии нумеруются: в конце акта необходимо перечислить все приложения к нему.

Для ознакомления с актом ревизии отводится, как правило, 5 рабочих дней. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.

Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные замечания.

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизуемой группы в конце акта проводит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте (заказным письмом) или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления акта.

В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их поступки, намерения и цели (в частности «расхитил денежные средства», «присвоил государственное имущество»).

Вскрытые ревизией факты злоупотреблений, незаконного расходования средств и другие нарушения, включенные в акт ревизии, должны подтверждаться подлинными документами, копиями документов и бухгалтерских записей, промежуточными актами, справками, расчетами, ведомостями, объяснениями и т.д. При изъятии подлинных документов на место изъятого помещают копию с указанием на обороте основания и даты изъятия подлинника или изъятые подлинные документы оформляют описью, подписанной ревизором и главным бухгалтером ревизуемого предприятия. Подлинные документы прилагаются к акту ревизии в тех случаях, когда они являются и средством преступления и доказательством совершенного злоупотребления. Прежде всего к таким документам будут относиться под­ложные документы, содержащие материальный и интелекту­льный подлог, сохранность которых на ревизуемом предприятии вызывает опасение.

Выявленные факты однородных массовых нарушений (например, по результатам проверки авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) группируются в ведомостях, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующее приложение. В этих случаях в прилагаемом к акту ревизии перечне нарушений указываются: проверяемый период, дата и номер документа, наименование нарушенного законоположения, содержание нарушения, фамилия, инициалы и должность виновного лица, сумма ущерба.

Промежуточные акты необходимы в тех случаях, когда факты, установленные в момент проверки, не могут быть подтверждены документами. Их составляют по результатам инвентаризации кассы, материальных ценностей, готовой продукции, основных средств, состояния расчетов и по другим операциям. Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы и должностными лицами. В основном акте кратко излагается сущность нарушений, отмеченных в промежуточных актах, и делается ссылка на них.

Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обстоятельном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.

Материалы каждой ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подписывается.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соо­ветствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

2. Проведение ревизии. Основания и периодичность.

Государство не может безразлично относиться к тому, как ведутся дела на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности. Следовательно, государство должно располагать такими формами финансового контроля, которые позволили бы эффективно контролировать предприятия всех форм собственности.

Государство использует большие ресурсы и средства, нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроль за их использованием.

При организации, проведении и реализации результатов ревизии работники контрольно-ревизионных органов обязаны руководствоваться: инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и иными нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, других министерств и иных органов исполнительной власти РФ, правовыми актами субъектов РФ.

Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и в не плановом порядке.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в основной акт ревизии.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.).

4.6. Реализация материалов ревизии и организация контроля за выполнением решений, принятых по материалам ревизии

Формы реагирования контролирующих органов на выявленные нарушения в результате ревизии многообразны. Они включают сле­дующие полномочия:

– пресечение выявленных нарушений;

– устранение причиненного ими вреда;

– восстановление установленного порядка и условий деятельности;

– привлечение нарушителей к ответственности – дисциплинарной,

административной, гражданско-правовой, уголовно-правовой;

– устранение причин и обстоятельств, способствующих нарушениям.

Реализация таких полномочий предусматривается в форме пред­ставлений и предписаний, ограничений и запретов нарушителю на определенные действия или виды деятельности (в том числе времен­ных запретов в виде приостановления деятельности – полного или частичного), наложения штрафов и иных мер наказания, направле­ния информации в вышестоящий орган субъекта-нарушителя либо в соответствующий контролирующий или правоохранительный орган для принятия мер, входящих в их компетенцию, в том числе заявле­ния исков в суд, когда меры воздействия на нарушителя могут быть приняты только судом.

Результаты ревизии предаются гласности, в необходимых случаях результаты ревизии выносятся на обсуждение производ­ственных совещаний. Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии должен принимать меры к устране­нию выявленных нарушений и возмещению материального ущерба.

В случаях, когда имеется основание для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности , материалы ревизий передаются следственным органам и одновремен­но руководством ревизуемого предприятия или вышестоящей организации решается вопрос об отстранении от работы виновных должностных и материально ответствен­ных лиц. Передача материалов следственным органам может производиться в необходимых случаях непосред­ственно руководителем ревизионной группы, производившей ревизию.

Передаваемые в следственные органы материалы дол­жны содержать: заявление (письмо), в котором должно быть изложено, в чем состоит суть злоупотреблений, ка­кие законы нарушены, размер причиненного ущерба, виновные лица; акт ревизии и подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных злоупотреблений; объяснения ревизуемых, а также лиц, чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения злоупотреблений; заключения ревизующих по этим объяснениям.

В случаях, когда причинен материальный ущерб, но виновные лица не привлекаются к уголовной ответствен­ности, или уголовное дело прекращено, следует предло­жить руководителю ревизуемого предприятия предъявить гражданские иски к лицам, виновным в причинении ма­териального ущерба.

Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в течение 3 рабочих дней после подписания акта ревизии. На последней странице акта руководителем контрольно-ревизионного органа делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и ставится подпись.

На основании материалов ревизии руководитель ревизионной группы не позднее недельного срока после подписания акта ревизии разрабатывает и представляет руководителю, назначившему ревизию, проект приказа или письма с конкретными предложениями, направ­ленными на устранение выявленных нарушений, принятие мер к возмещению причиненного ущерба, предотвращение злоупотреблений, устранение причин неудовлетво­рительной работы ревизуемого предприятия и улучшение его финан­сово-хозяйственной деятельности.

Руководитель контрольно-ревизионного органа не позднее чем в 15-дневный срок по окончании ревизии принимает решение по устранению недос­татков и нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, которое направляет руководителю проверенной организации.

Кроме того, материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы Федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.

Материалы ревизии, проведенной по постановлениям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах контрольно-ревизионного органа должны быть оставлены копии: акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.

Результаты ревизии в необходимых случаях сообщаются руководителем контрольно-ревизионного органа вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.

Контрольно-ревизионный орган обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии следующими способами:

1) получение письменных отчетов о выполнении предложении по итогам

ревизии или оперативной информации посредством техни­ческих средств связи (телефонной, телефакса и др.);

2) проверка выпол­нения решения, принятого по результатам ревизии, по

данным отчетности и другим материалам, представляемым и ревизующий орган;

3) вызов руководителя и специалистов предприятия с отчетом о выпол­нении

решения, принятого по материалам ревизии;

4) проверка на мес­те, осуществляемая работниками ревизующей организации;

5) провер­ка в ходе следующей ревизии и отражение ее результатов в основном акте ревизии.

Контрольно-ревизионный орган систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в Российской Федерации законодательных и других нормативных правовых актов .

Контрольные вопросы

1. В чем состоит отличие перспективного и текущего планов проведения ревизий?

2. В чем состоит подготовка, предшествующая проведению ревизии?

3. Каковы периодичность и сроки проведения ревизии?

4. Кто назначает ревизии?

5. Кто разрабатывает программу и план ревизии?

6. В какой последовательности и какие действия необходимо проводить во время ревизии?

7. Что учитывают при планировании ревизии?

8. Пересматривается ли план ревизии во время ее проведения?

9. Какие этапы работ проводятся во время ревизии?

10. Каков порядок проведения комплексной ревизии?

11. Каким путем устанавливается достоверность финансово-хозяйственных операций?

12. Что должен обеспечить руководитель контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию?

13. Как проводится оформление результатов ревизии?

14. Какая рекомендуется последовательность изложения результатов ревизии при составлении акта комплексной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий?

15. На основании чего излагаются результаты ревизии?

16. Кто принимает меры к устранению выявленных недостатков и возмещению ущерба?

Понятийно-терминологический словарь

Акт ревизии – основной документ, в котором излагаются результаты ревизии работы организации. В акте ревизии отражаются выявленные недостатки в работе, допущенные должностными лицами, нарушения законода­тельства и злоупотребления, а также положительные стороны и достижения в работе, заслуживающие распространения. Фиксируемые факты должны подтверждаться ссылками на документы с указанием размера причиненного ущерба, конкретных виновников , времени и места совершения злоупотреблений, упущений в работе и т. п.

Акты инвентаризации – документы, составляемые по установленной форме инвентаризационной комиссией и подтверждающие фактическое на­личие денежных средств , ценностей, бланков, соответствие расчетов и дру­гих объектов записям в регистрах бухгалтерского учета .

Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) от­четности организаций и индивидуальных предпринимателей . Целью аудита яв­ляется выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчет­ности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации .

Аудиторская организация – коммерческая организация , осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Бухгалтерский контроль – часть внутрихозяйственного контроля, пред­ставляющая собой определенную систему наблюдения и проверки работниками бухгалтерии финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления отклонений от параметров этой деятельности и их последующей кор­ректировки.

Ведомственный контроль – вид контроля, который осуществля­ется министерствами (ведомствами) или другими вышестоящими органами уп­равления за деятельностью объединений, организаций.

Взаимный контроль – один из приемов ревизии, при котором сопостав­ляются различные по своему наименованию и характеру документы, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязан­ных операций.

Вневедомственный контроль – контроль, осуществляемый органами об­щей и специальной компетенции (финансовые и кредитные учреждения, правоохранительные органы, специальные государственные инспекции и др.) за деятельностью неподчиненных им организаций. Каждый из этих органов осуществляет контроль в соответствии с возложенными на него функциями управления.

Возмещение ущерба – система мер, направленная на арест и опись имущества растратчиков, предъявление исков лицам, привлекаемым к материальной ответственности, в целях возмещения виновными ущерба. Под прямым действительным ущербом понимают утрату, ухудшение или понижение ценности имущества, необходимость для предприятия произвести затраты на восстановление и приобретение имущества или иных ценностей либо осуществить излишние выплаты.

Время проведения ревизии – число дней, отведенных на каждую конкретную ревизию, с указанием сроков ее начала и окончания. Время проведении ревизии определяется в зависимости от объема ревизии, количества и квалификации ревизующих.

Встречная проверка – один из приемов ревизии, заключающийся в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчеты (поставщик и покупатель), или в разных подразделениях одного предприятия (склад и производственный цех). Сравнение также может проводиться по записям в учетных регистрах двух организаций, ведущих взаимные расчеты .

Выборочный порядок проверки документов и учетных регистров основывается на существующем опыте и используется для проверки части первичных документов в каждом месяце ревизуемого периода или за несколько месяцев при отсутствии злоупотреблений.

Выводы ревизии – выражение в обобщенной форме мнения ревизора о степени верности и надежности проверенной информации с точной ссылкой на полученные данные. В выводах ревизии ревизор оценивает влияние обнаруженных недостатков и измеряет опасность, которую они могут представлять для финансово-хозяйственной деятельности. Выводы могут быть безоговорочные, ограниченные, неблагоприятные.

Инвентаризационная опись – опись ценностей, подвергаемых инвентаризации. В описи указываются сведения, необходимые для точного определения качества и количества данного вида ценностей: их наименования, присвоенные им учетные или инвентаризационные номера, марка, сорт и другие признаки, предусмотренные номенклатурой; количество в единицах измерения , принятых учете.

Инвентаризационная разница – расхождение между установленным инвентаризацией наличием ценностей и их остатком по данным бухгалтерского учета, выявляемое путем составления сличительных ведомостей .

Инвентаризация – прием ревизии, используемый для проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным бухгалтерского учета, также для выяснения сохранности собственности в ревизуемой организации. При этом фактическое наличие ценностей записывается в инвентаризацион­ные описи, на основании которых, а также на основании данных бухгалтерского учета составляют сличительные ведомости, где выводятся недостачи и излишки ценностей. В процессе инвентаризации проверяется также реальность числящихся на балансе сумм товарно-материальных ценностей и денежных средств в пути, дебиторской и кредиторской задолженности , расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и других статей баланса. Изучается соблюдение правил организации материальной ответственности за ценностями, правильность цен на них и условия их хранения, выявляются неходовые, залежалые, неполноценные и неиспользуемые товарно-материальные ценности.

Источники ревизии – совокупность законодательных актов, нормативных, первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности, на основании которых, используя соответствующие методические приемы контроля, ревизор устанавливает законность, экономическую целесообразность и достоверность совершенных финансово-хозяйственных Операций.

Качество контроля – уровень выполнения субъектом контроля работы по реализации отдельных процедур и задач контроля как целого: подготовки к про­верке, практическому осуществлению контрольной деятельности и внедрению ее результатов. Качество контроля является условием, предпосылкой эффектив­ности контрольной деятельности.

Комплексная ревизия – преимущественный вид ведомственного контроля. Она представляет собой всестороннюю и взаимосвязанную проверку всех участков деятельности предприятий. В ней принимают участие специалисты, хорошо знающие экономику и технологию производства, организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Привлечение различных специалистов позволяет значительно расширить круг проверяемых вопросов. Характерной особенностью проведения комплексных ревизий является применение различных методов контроля, сочетающих приемы документальной и фактической проверки.

Контроль – самостоятельная функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры.

Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Контроль качества инвентаризаций – система приемов проверки материалов инвентаризаций с формальной точки зрения и по существу с целью установления соблюдения порядка проведения инвентаризаций, контроля правильности оформления инвентаризационных и сличительных ведомостей, выявление возможных случаев вуалирования недостач и сокрытия неучтенных ценностей. Контроль качества инвентаризаций также включает: наличие разработанных и утвержденных планов; полноту охвата объектов и своевременность проведения инвентаризаций, правомочность и компетентность комиссий; качество инвентаризационного процесса, достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей; своевременность, объективность и законность реализации материалов инвентаризаций; правильность отражения результатов на счетах бухгалтерского учета и в учетных регистрах.

Контрольно-ревизионный орган – государственный, межрегиональный или иной орган, который создан и уполномочен выполнять обязанности внешних ревизий в соответствии с законом.

Контрольное действие – целенаправленное воздействие субъекта контроля на объект в целях получения определенного результата, характеризующего его состояние на данный момент времени.

Контрольное сличение – прием проверки документов, используемый при проверке розничных торговых предприятий. Сущность этого метода заключается в том, что к остатку товаров, значащемуся в инвентаризационной описи на начало проверяемого периода, прибавляется документальный приход и исключается документальный расход товара одного наименования за данный период. Полученное количество будет являться максимальным остатком товара на конец периода, так как оно определено без учета продажи в данном периоде товара за наличный расчет . Максимальный остаток сопоставляется с остатком, указанным в инвентаризационной описи на конец периода. При этом может быть выявлено, что документированный расход в магазине превысит остаток на начало проверяемого периода плюс приход товара или же будет обнаружен документальный расход товара, которого не было в приходе. Эти факты могут свидетельствовать о завышении цен, приписках товаров в инвентаризационной описи, реализации неучтенных товаров или их пересортице.

Контрольные обмеры – способ проверки соответствия актов приемки выполненных строительно-монтажных работ фактическому количеству и характеру этих работ в натуре. Посредством контрольных обмеров проверяют также, закончены ли в полном комплексе, предусмотренном сметами, расценками и ценниками, принятые объекты строительства, конструктивные элементы, виды работ или их части. Основным методом контрольного обмера являются инструментальный замер выполненных работ в натуре (рулеткой, лентой, геодезическими инструментами и т. п.). В качестве вспомогательных материалов могут использоваться первичные документы строительных организаций , например журналы работ общестроительных и специальных видов, данные геодезических и маркшейдерских инструментальных замеров, акты на вскрышные работы и др. О результатах контрольных обмеров составляют специальные акты по установленной форме, к кото­рым прилагают необходимые подсчеты и пояснительные записки со ссылками на проектно-сметную и первичную документацию строительных орга­низаций, использованную при обмере. Если обнаруживается, что стоимость работы завышена, то излишне уплаченная сумма подлежит удержанию и, кроме того, взимается штраф.

Контрольные процедуры – дополнительные меры в среде контроля, которые принимает управленческий персонал для обеспечения обоснованных гарантий того, что задачи компаний будут достигнуты. В основном эти про­цедуры относятся к соответствующему разделению функций, составлению и использованию документов, хранению активов и разрешению сделок. В связи с тем, что контрольные процедуры интегрированы в среду контроля и учет­ную систему, ревизор изучает правильность и обоснованность этих процедур.

Логическая проверка документов – прием ревизии, основанной на выявлении противоречий между различными доку­ментами, отражающими одну и ту же операцию, но в разных аспектах. На­пример, операции по выдаче заработной платы связаны с документами, слу­жащими основанием для ее начисления (нарядами, табелями), а они в, свою очередь, – с документами, отражающими изготовление и движение готовой продукции .

Материальная ответственность – обязанность рабочих и служащих возместить имущественный ущерб, причиненный по их вине предприятию или opганизации, в которых они работают, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей. В зависимости от размеров возмещения различают ограниченную, полную и повышенную материальную ответственность.

Методика контроля – совокупность технических приемов, инструментов и способов наиболее целесообразного исследования состояния и поведения контролируемых объектов в соответствии с поставленными целями.

Налоговый контроль – контроль за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет , установленных законодательством.

Недоброкачественные документы – документы, неправильно оформленные и не отражающие действительно совершенной операции или отражающие ее в искаженном виде. Недоброкачественные документы подразделяются на недоброкачественные по форме и по существу отраженных в них операций (подложные). Подложные документы, содержащие заведомо ложные сведения, подразделяются на полностью или частично бестоварные (безденежные). Документ, которым оформлено движение каких-либо материальных ценностей, их поступ­ление или расход, в то время как эти ценности похищены (проданы) или остались без движения, называется бестоварным.

Недостача – фактическая нехватка денежных, товарных и иных ценностей. Несоответствие наличия ценностей бухгалтерским данным может быть результа­том естественной убыли , допущенной работником, а также результатом присвое­ния работником вверенных ему ценностей или хищений ценностей посторонними лицами. Руководитель предприятия обязан принять меры к выяснению причин недостачи, установлению лиц, виновных в ее образовании, и возмещению причи­ненного ущерба. Если недостача по своему характеру не может быть признана мелкой, руководитель предприятия обязан передать материал следственным орга­нам для привлечения виновных к уголовной ответственности. Большую роль играет квалификация недостач на крупные и мелкие, что является основанием для назна­чения виновному меры наказания. Например, при мелкой недостаче, происшед­шей впервые и притом вследствие неопытности, просчета или других действий работника, не содержащих признаков уголовного преступления, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание с возмещением убытков в полном их размере.

Независимость контроля – важнейшее требование, предъявляемое к реви­зионным органам, заключается в том, что они проявляют самостоятельность в составлении программы своей работы в соответствии со своими полномочия­ми и методикой проведения ревизий. Никто не может связать обязательством ревизионный орган, воздержать его от проведения ревизии или изменить ее ре­зультаты. Ограждение ревизионного органа от какого-либо давления и влияния позволяет проводить ревизии беспристрастно и непредвзято.

Незаконные действия – действия, противоречащие закону, совершенные умышленно или без умысла.

Неучтенная продукция – такая продукция, изготовление которой не полу­чило должного документального отражения в процессе производства, а сама продукция не оформлена приемосдаточными документами цеха или склада и не оприходована в бухгалтерском учете.

Объективность ревизии – независимая позиция в отношениях между ревизором и ревизуемым. Она обеспечивает то, что ревизор будет опираться только на факты, установленные во время ревизии, в соответствии с текущими правилами, принятыми принципами и практикой.

Объем ревизии – трудоемкость контрольно-ревизионных действий, определяемая количеством месяцев, подвергаемых проверке. На объем ревизии влияют такие факторы, как величина товарооборота, численность работающих, уровень автоматизации обработки экономической информации, приемы осуществления ревизии, наличие недостач и хищений.

Осмотр документов – непосредственное изучение ревизором документов формально, арифметически и по существу в целях выявления возможных нару­шений и злоупотреблений. При установлении подлога или фальсификации доку­ментов составляют акт на их изъятие с последующей передачей следственным органам для криминалистической экспертизы. При проверке достоверности до­кументов используют комплекс приемов документального контроля (встречная проверка, контрольное сличение и др.).

Первоочередные контрольные действия ревизора – совокупность конт­рольных действий ревизора на объекте ревизии, обеспечивающих внезапность ее проведения, планомерную организацию инвентаризаций ценностей и расче­тов, привлечение специалистов к участию в ревизии, ознакомление с фактиче­ским состоянием дел и качеством бухгалтерского учета. Первоочередные конт­рольные действия позволяют уточнить рабочий план ревизии, рационально организовать последующие ее этапы и нацелить ее на наиболее неблагополуч­ные места в работе контролируемого объекта.

Планирование и подготовка ревизий – проведение ряда последователь­ных ревизионных мероприятий с целью гарантии высокого качества, эконо­мичности, эффективности и своевременности проведения ревизий. Планирование позволяет сосредоточить внимание на главных вопросах, осуществлять контроль за ходом проверки.

Планы контрольно-ревизионной работы – система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий в области ревизионной деятельности и обеспечения сохранности активов, выполняемых в определенном порядке, последовательности и в установленные сроки.

Подлог – изготовление фальшивого или подделка законно составленного документа, т. е. внесение в него заведомо ложных сведений. Подлогом также считается изменение содержания, характера и назначения подлинного документа путем подчистки, правки или другим способом.

Правовое обеспечение контроля – совокупность нормативных актов и привил, определяющих статус и компетенцию органов контроля и обеспечивающих строгую упорядоченность и эффективность его функционирования.

Предварительный обзор – обзор, проводимый с тем, чтобы собрать информацию о предприятии или учреждении, которое будет проверяться. Он создает первоначальную картину состояния деятельности предприятия.

Предупреждение хищений средств на контролируемых объектах – совокупность мер организационного, экономического, технического, правового характера, направленных на устранение причин и обстоятельств возникновения хищений на конкретных объектах ревизии.

Приемы документального контроля – группа методических приемов финансово-хозяйственного контроля, в основе классификации которых лежит преобладающее использование в процессе проверки документальной информации (первичных документов, регистров бухгалтерского учета, данных оперативно-технического учета , бухгалтерской и статистической отчетности, планово-нормативной и технологической документации и др.). В ревизионной работе используют следующие наиболее распространенные приемы: аналитический, юридический и экономический.

Приемы фактического контроля – группа приемов финансово-хозяйственного контроля, основанных на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.). К этим приемам относят контрольный запуск сырья и материалов в производство, контрольный обмер строительных объектов, экспертную оценку, лабораторный анализ качества сырья и готовой про­дукции и др.

Принципы контроля – научно разработанные и апробированные практикой организационные и правовые основы организации контроля, обеспечивающие его эффективность.

Принятие решений по материалам контроля – воздействие субъекта на объект контроля, обеспечивающее его функционирование в заданных пара­метрах и режимах. Выражается в разработке и издании постановлений, при­казов, распоряжений, а также написании служебных писем по результатам ревизии.

Проверка законности хозяйственных операций – изучение соблюдения и исполнения действующего законодательства и нормативных актов при со­вершении хозяйственных операций подконтрольными объектами и должност­ными лицами.

Программа ревизии – документ, в котором определяются подлежащие ревизии системы, документы, хозяйственные операции и отчетность, а также специальные цели и пределы ревизии, фазы выполняемой работы и используемые процедуры контроля. Программа ревизии описывает в логической последовательности содержания работы, которая должна быть выполнена. Она служит основой для ревизии, облегчает контроль за выполнением работы и организует работу ревизора наиболее эффективным образом.

Профессиональная этика ревизора – совокупность обязанностей и норм поведения, поддерживающих его моральный престиж в обществе.

Процесс ревизии – порядок и последовательность проведения контрольных действий, взаимных этапов изучения фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятий, оформления и реализации материалов ревизии. Целесообразно весь ревизионный процесс подразделить на следующие этапы:

1) подготовка к проведению ревизии, включающая ознакомление с деятельностью ревизуемого предприятия, составление программы, плана ревизии и изучение литературы и нормативных документов;

2) проведение ревизии (инвентаризация, обследование, анализ и оценка показателей финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского баланса , проверка учетных регистров и первичных документов);

3) подготовка материалов ревизии, состоящая из систематизации и обобщения фактов нарушений в промежуточных актах, специализированных ведомостях и основном акте ревизии;

4) реализацию материалов ревизии, предусматривающую подготовку

проекта приказа (постановления), его рассмотрение в коллективе обревизованной орга­низации и установление контроля за выполнением принятых решений.

Рабочее время ревизора – время, необходимое для проведения комплексных ревизий и тематических проверок, служебного расследования недостач и других ревизионных действий.

Рабочий план ревизора – документ, составляемый ревизором по прибы­тии на место ревизии и учитывающий результаты предварительно проведен­ного обследования и анализа основных показателей деятельности контроли­руемого объекта. В рабочем плане в хронологическом порядке перечисляются этапы реви­зии (инвентаризация, обследование, документальные проверки, оформление материалов ревизий), виды хозяйственных операций, подвергаемых провер­ке, ревизуемый период, исполнители, способ проверки документов (сплош­ной или выборочный), сроки выполнения работ. С наибольшей детализацией в плане отражают трудоемкую работу, связанную с проверкой хозяйствен­ных операций по данным бухгалтерских документов , учетных регистров и отчетов.

Реализация материалов ревизии – этап ревизии, заключаю­щийся в оформлении и обсуждении решений по материалам проверки, а так­же в установлении контроля за их выполнением. Ревизоры могут оказывать существенное влияние на полноту реализации материалов ревизии, непосредственно не вмешиваясь в деятельность предприятия. Для этого они ши­роко информируют руководство и коллектив ревизуемого предприятия об обнаруженных недостатках, а в необходимых случаях – вышестоя­щие и другие заинтересованные организации. Обычно для ликвидации нару­шений и недостатков проводят следующие действия: устраняют выявленные нарушения и недостатки (если они незначительны) в ходе ревизии; разраба­тывают план мероприятий , по которому постепенно в течение установленно­го времени недостатки устраняются коллективом предприятия; обсуждают материалы ревизии в вышестоящих или других организациях (при недоста­точности мер по устранению нарушений, принятых коллективом обревизо­ванного предприятия); передают материалы ревизии правоохранительным органам (если ревизия установила факты недостач, хищений, должностных преступлений).

Ревизия – форма последующего контроля, состоящего в углубленной и тщательной проверке деятельности организации с целью установления законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности совершенных хозяйственных операций.

Ревизия по требованию правоохранительных органов – способ собирания доказательств по уголовному делу с использованием специальных знаний в области бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности . Деятельность ревизора при этом ограничивается исследованием документов, представленных ему следователем (судом), и конкретным заданием, сформулированным правоохранительным органом.

Ревизор – должностное лицо в контрольно-ревизионном аппарате, которое в соответствии с заданием должно проводить ревизии, проверять выполнение мероприятий по обеспечению сохранности активов, контролировать исполнение решений, принятых по результатам ревизий, анализировать во всех звеньях состояние контрольно-ревизионной работы, разрабатывать совместно с организациями мероприятия и оказывать помощь по предупреждению недостач и потерь.

Ревизуемый период – период времени в деятельности контролируемого объекта, охватываемый ревизией. Ревизуемый период начинается от даты окон­чания предыдущей ревизии и завершается датой составления последнего балан­са, проверкой которого оканчивается ревизия.

Сквозная ревизия – всесторонняя проверка деятельности головного предприятия и всех подведомственных ему организаций. При таких ревизиях на основе сравнитель­ного анализа вскрывают не только характерные недостатки и положительные моменты, но и оценивают эффективность управления подчиненными предприя­тиями.

Сличительная ведомость – бухгалтерский документ, применяемый при сопоставлении данных бухгалтерского учета и инвентаризационных описей. В сличи­тельной ведомости выявляются недостачи и излишки ценностей по каждому их виду.

Служебное расследование – всестороннее изучение фактов возникнове­ния недостач и других нарушений в деятельности подконтрольного объекта. На первоначальном этапе на основе первичных данных выдвигают предпо­ложение (версию) о причинах нарушений или злоупотреблений, определяют направление расследования и совокупность приемов ревизии, с помощью ко­торых будет изучаться злоупотребление. В дальнейшем выявляют обстоя­тельства, способствующие нарушениям, доказательства хищений, виновных лиц, нанесенный ущерб и предлагают мероприятия по результатам расследо­вания. По итогам служебного расследования составляют справку или акт, ко­торые обсуждаются руководством организации, назначившей проверку, с вызовом ответственных работников подконтрольных объектов, где допу­щены нарушения (злоупотребления).

Сплошной порядок проверки документов и учетных регистров – сплош­ное исследование первичных документов и учетных регистров, отражающих финансово-хозяйственные операции. Этим порядком исследуются кассовые и банковские операции , расчеты с подотчетными лицами , списания непланируемых потерь и убытков, а также некоторые другие операции при наличии задания в рабочем плане ревизии.

Субъекты контроля – отдельные лица, группы лиц или организации, прове­ряющие тот или иной объект. Все субъекты контроля наделены определенными правами и обязанностями, составляющими их правовой статус.

Тематическая проверка – проверка деятельности одновременно на несколь­ких предприятиях одного профиля или проверка отдельных участков работы предприятия по определенной тематике (кругу вопросов). Тематические про­верки позволяют глубоко изучить и дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить опыт работы.

Фальсификация – преднамеренное искажение каких-либо данных с корыстной целью.

Цель контроля – проверка хода дел на подконтрольных объектах для улуч­шения определенной деятельности, устранения или предотвращения ошибок. Цели контроля более конкретно выражаются в его задачах и могут классифици­роваться по содержанию, времени и уровню.

Халатность – один из видов должностных преступлений. Заключается в невыполнении или в ненадлежащем выполнении должностным лицом каких-либо действий, входящих в его служебные обязанности, вследствие небрежного или недобросовестного отношения к работе.

Хищение – незаконное умышленное обращение с корыстной целью чужого имущества в свое владение либо распоряжение им в своих интересах или в инте­ресах других лиц.

Экономический анализ в системе контроля – совокупность приемов фор­мирования и обработки информации о результатах и эффективности контрольной деятельности, об объекте контроля, позволяющих выявить закономерности и тенденции их развития, обнаружить имеющиеся резервы и определить основ­ные пути их использования.

Эксперт – физическое лицо или фирма, обладающие специальными знания­ми и опытом в особой области, отличающиеся от учета и аудита.

Этапы ревизионной работы – часть процесса ревизионной деятельности, состоящая из четырех самостоятельных этапов. Это подготовка к проведению ревизии; проведение ревизии; подготовка материалов ревизии; реализация материалов.

Эффективность контроля – соотношение достигнутого контролирующим органом результата и стоящей перед ним цели, достижение этой цели с наименьшими затратами времени, сил и средств.

Контрольные вопросы:

1. Понятие и значение контроля в условиях рыночной экономики.

2. Классификация хозяйственного контроля.

3. Государственный финансовый контроль: основные задачи, субъекты и объекты.

4. Органы государственного финансового контроля.

5. Понятие, цель и задачи ревизии.

6. Предмет и объекты ревизии.

7. Правила проведения ревизии.

8. Виды ревизии.

9. Права, обязанности и ответственность ревизоров.

10. Права, обязанности и ответственность лиц, служебная деятельность которых проверяется.

11. Профессиональная этика ревизоров.

12. Планирование, учет и отчетность в контрольно-ревизионной работе.

13. Подготовка к проведению ревизии.

14. Составление программы и плана проведения ревизии.

15. Характеристика комплексных ревизий.

16. Организация ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.

17. Оформление результатов ревизии. Структура и содержание основного акта ревизии.

18. Реализация материалов ревизии и организация контроля за выполнением решений, принятых по материалам ревизии.

19. Классификация приемов и методов контроля.

20. Методические приемы документального контроля.

21. Классификация документов по критерию доб­рокачественности документов.

22. Методические приемы фактического контроля.

23. Инвентаризация как метод фактического контроля.

24. Проверка своевременности и качества проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и достоверности отражения в учете их результатов.

25. Способы и приемы документальной проверки достоверности хозяйственных операций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М. : НОРМА ИНФРА, 2007.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М. : ПРИОР, 2007.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях . – М. : Информэкспо, 2007 г. – 200 с.

4. О бухгалтерском учете: федер. закон РФ от 01.01.01 г.,

(в редакции Федерального закона от 01.01.01г.).

5. Белобжецкий и контроль в промышленности. – М. : Финансы и статистика, 2006.

6. Белобжецкий контроль и новый хозяйственный механизм. – М. : Финансы и статистика, 2006.

7. Контроль и ревизия: учеб. пособие / под ред. . – М. : КНОРУС, 2005.

8. Маренков контроля и ревизии: учеб. пособие / , . – М. : КНОРУС, 2005.

9. , Звездин и контроль: учеб. пособие / под ред. . – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2006.

10. Носова контроль: Сущность и формы проявления. – М. : Экономика, 2006.

11. , Терехов и аудит: основные методические приемы и технологии. – М. : Финансы и статистика, 2006.

12. Федотова и ревизия: учеб.-метод. комплекс. – М. : Экзамен, 2004.

shortcodes">

В течение проверки для систематизации материалов ревизоры составляют рабочие документы, где отражают все обнаруженные факты нарушений. Результаты проверки оформляются актом (согласно действующим инструкциям и в соответствии с планом или программой ревизии). В акте указывают сведения об организации и ревизорах, результаты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, результаты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба.

Уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявленных нарушений, а также ставить вопрос о мере ответственности виновных лиц. При незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, о чем сообщается в приложении к акту ревизии. А если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следственные органы. По результатам ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются руководителю организации. Он рассматривает выводы и принимает решение по устранению недостатков. В дальнейшем выполнение этих решений должно быть проконтролировано.

Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц)

Акт проверки является результатом кропотливой работы группы ревизоров и официальным документом для принятия решений по проведенной ревизии, вплоть до возбуждения уголовного дела. Записи в акте необходимо излагать на основе проверенных фактов, вытекающих из имеющихся документов, материалов встречных проверок, инвентаризаций и других данных. Акты должны содержать вступительную, описательную и результативную части.

Во вступительной части отражается следующее:

  • 1) полное наименование учреждения, в котором проводится ревизия, его организационно-правовая форма и адрес;
  • 2) фамилии участвующих в ревизии должностных лиц ревизуемого учреждения, ответственных за ведение бухгалтерского учета и представление отчетности;
  • 3) основание для проведения ревизии, ее вид, мотивы ее проведения;
  • 4) время предыдущей ревизии, период, за который проводится ревизия, и вопросы, подлежащие выяснению;
  • 5) даты начала и окончания ревизий, должности и фамилии должностных лиц, проводящих ревизию.

В описательной части отражается следующее:

  • 1) конкретные факты и действия, указывающие на нарушение порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, налогового законодательства и др.;
  • 2) каждый факт нарушений указывается в акте самостоятельно с указанием времени его совершения, стоимостной оценки, сделанных бухгалтерских проводок и со ссылками на соответствующие первичные документы;
  • 3) при указании фактов нарушений должна быть дана ссылка на нарушенные законодательные и нормативные акты с указанием их конкретных статей и пунктов. При этом необходимо иметь в виду, что нормативные документы министерств и ведомств вступают в силу только после регистрации их в Минюсте России.

В результативной части акта обобщаются выявленные факты нарушений в виде выводов и даются предложения по их устранению.

Данные промежуточных актов включают в сводный акт в кратком изложении и только при наличии выявленных нарушений. Промежуточные акты подписывают ревизующие и соответствующие должностные лица, ответственные за сохранность денежных и материальных ценностей. В целях наибольшей краткости изложения не следует загромождать акт подробной информацией (таблицами цифровыми данными, выявленными в процессе проверки). В этом случае достаточно привести в акте 1-2 примера и общий результат, а подробную опись нарушений приложить к акту за подписью ревизора и главного бухгалтера учреждения.

Перед подписанием акта ревизор знакомит с его содержанием руководство учреждения и работников бухгалтерии и при наличии обоснованных возражений вносит исправления в акт до его подписания.

На все нарушения необходимо потребовать от руководителя, уполномоченных и виновных лиц объяснения в ходе проверки или по обстоятельствам в течение 3 дней после подписания акта, о чем производится запись в акте перед подписями.

Акт проверки составляется в двух экземплярах за подписью ревизора, руководителя учреждения и главного бухгалтера.

При наличии возражений или пояснений по акту подписывающие делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или пояснения в 10-дневный срок с момента подписания акта.

В тех случаях, когда принятыми в ходе проверки мерами не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений, ревизор разрабатывает проект приказа об устранении выявленных нарушений и представляет на рассмотрение руководству, назначившему ревизию.