Международная инвестиционная деятельность. Международная инвестиционная деятельность и её институты

На данный момент мировой рынок инвестиций предлагает достаточно богатые возможности по перераспределению капитала. Также с развитием этого рынка возрастают его возможности и объемы вкладов.

Определение международной инвестиционной деятельности

Что же собой представляет международная инвестиционная деятельность? Это возможность экспорта сбережений в различных формах (денежной или в виде товаров) в другие страны. Естественно, целью данного вида инвестиционной деятельности (собственно, и любой другой) является получение прибыли от вкладов. Чем больше возможный доход от вкладов, тем более перспективным и привлекательным для инвесторов является предприятие.

Кроме того, этим же термином могут называть совокупность активных действий инвесторов по выводу за рубеж капитала. Это обеспечивает перераспределение денег между различными объектами и предпринимателями вне зависимости от того, резидентами какого государства они являются.

Вложение может называться международным, если для его осуществления потребовалось инвестиционное сотрудничество, то есть должны были между собой взаимодействовать представители разных государств.

В более узком понимании слово «международный» относительно вклада значит только одно - иностранный. То есть такой вклад отождествляется с иностранным вкладом.

Как работают международные инвестиции

При международном инвестировании наблюдается движение сбережений между странами, которые сотрудничают друг с другом. При этом направление движения всегда будет направлено от донора к реципиенту.

Если уж разговор зашел о движении финансов между донором и реципиентом, то нельзя не упомянуть про такие термины, как «бегство капитала» и «чистый приток капитала». Первый термин означает перевод своих сбережений и вкладывание их в страны с благоприятным финансовым положением. Естественно, что выводится капитал для того, чтобы его сохранить и преумножить на более выгодных условиях. Отлично иллюстрирует этот термин современная ситуация: большинство крупных компаний сейчас переводят свои мощности производства, например, в Китай. Это выгодно из-за большого количества трудовых ресурсов и более низкой стоимости труда, а также намного меньшего количества налогов (в отличие от стран Европы и Америки).

Чистый приток капитала означает соотношение между и объемами капитала и количеством денег, вывозимых за рубеж государства. Если в этом соотношении большая роль отводится внутренней части вкладов, то это значит, что экономика страны стремительно развивается. Она при этом является экономически привлекательной для инвесторов. Если же, наоборот, преобладает выход капитала за пределы этого государства, то это говорит о некотором экономическом упадке и его неперспективности.

Международное инвестиционное право

Межгосударственную деятельность в сфере инвестиций регулирует международное инвестиционное право - совокупность правил и норм, принадлежащих национальному и мировому праву. Именно оно гарантирует соблюдение инвесторами и странами-заемщиками своих обязательств. Данная нормативно-правовая база позволяет заключать двусторонние и многосторонние договора на межгосударственном уровне.

Предметом этой отрасли правовой деятельности являются вклады в любой форме, долговые обязательства между сторонами, ценные бумаги, инвестиционный климат в стране и т. д. Именно этот вид права определяет и при необходимости ограничивает меру влияния иностранного капитала на экономику страны.

Международное портфельное инвестирование

Глобализация мировой экономики позволила портфельному инвестору снизить свои риски, осуществляя вложения капитала в ценные бумаги за пределами своей страны. Современный этап развития телекоммуникационных технологий, унификация правил биржевой и внебиржевой торговли, укрепление системы финансового посредничества способствуют активизации процессов портфельного инвестирования на международном уровне.

Если портфель инвестора формируется из ценных бумаг, торгуемых как на его национальном рынке, так и на рынках других стран, а также еврорынке, то тогда речь идет о создании международного инвестиционного портфеля.

Международные

портфельные инвестиции - это капитальные вложения инвесторов, которые осуществляются в ценные бумаги национальных фондовых рынков других стран и еврорынка и не обеспечивают инвестору контроля над компаниями, ограничивая его полномочия получением доли прибыли (дивидендов).

Международные портфель­ные инвестиции подразделяются на инвести­ции в следующие инструменты фондового рынка:

ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале - акции, паи, АДР (американские депозитарные расписки – расписки на иностранные акции, депонированные в банках США), подтверждающие участие в капитале предприятий;

долговые обязательства - облигации, инструменты денежного рынка и финансовые дериваты, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника. Долговые ценные бумаги могут вы­ступать в форме облигаций , простых век­селей , долговых расписок, то есть денежных инструментов, даю­щих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход или на определяемый по договору изменяемый денежный до­ход;

финансовые дериваты - имеющие рыночную цену производных денежных инстру­ментов, удостоверяющих право владель­ца на продажу или покупку первичных ценных бумаг. В их числе - опционы, фьючерсы, варранты, свопы.

В зависимости от страны происхождения эмитента и денежной единицы номинации выделяются четыре группы ценных бумаг, из которых может быть сформирован портфель международного инвестора.

Первая группа представляет собой ценные бумаги национальных эмитентов, номинированные в нацио­нальной валюте, которые обращаются на национальном рынке инвестора. Это национальные ценные бумаги, которые имеют следующие преимущества:

Возможность получения достаточно полной информации об эмитентах;



Возможность вести собственную статистику фондового и денежного рынков;

Использование только национальной валюты, что исклю­чает риск валютного обмена;

Отсутствие дополнительных издержек, связанных с инве­стированием за границей;

Возможные налоговые и иные преимущества для инвесто­ров-резидентов по сравнению с инвесторами-нерезиден­тами.

Если ценные бумаги первой группы обращаются на иностранном рынке по отношению к инвестору, то перечисленные достоинства превращаются в риски.

Вторая группа – это ценные бумаги иностранных эмитентов, номинированные в национальной валюте и обращаются на национальных рынках. Такие ценные бумаги могут называться иностранными. Например, американские компании, которым для финансирования своей деятельности требуются швейцарские франки, выпускают на швейцарский рынок свои облигации, номинированные в швейцарских франках.

Преимуществом таких инвестиций является возмож­ность получения более высокого их качества в случае более высокой доходности или более низкого риска соответствую­щих ценных бумаг. А недостатки свя­заны с возможными трудностями получения информации об эмитентах, а также с риском падения валюты эмитента по от­ношению к валюте инвестора, поскольку курс таких ценных бумаг на национальном рынке определяется с учетом курса обмена валют.

В третью группу включаются цен­ные бумаги национальных эмитентов, номинированные в ино­странной валюте. Преимуществом включения в портфель инвестиций таких ценных бумаг является возможность получения дополнитель­ного дохода при росте курса иностранной валюты. Недостат­ком является дополнительный риск, связанный с введением административных ограничений на операции с ино­странной валютой или падением курса валюты инвестиций.

Особой, четвертой категорией являются еврооблигации – это ценные бумаги, номинированные в одной из европейских валют. Как правило, еврооблигации выпускаются за пределами стран, в валютах которых указано их достоинство. Срок размещения еврооблигаций обычно составляет 5 лет и выше. Процентная ставка фиксированная (от 6% до 11% годовых). Используются также еврооблигации с плавающей ставкой, с нулевым купоном и т.д. Доходность еврооблигаций, особенно на начальном этапе, определяется в виде спрэда, то есть величины превышения доходности еврооблигаций над текущей доходностью государственных ценных бумаг в данной валюте, срок обращения которых сопоставим со сроком обращения еврооблигаций. Например, в случае размещения долларовых еврооблигаций в качестве такого базового актива будут использоваться облигации правительства США со сходным сроком погашения. Распространяются еврооблигации через европейские клиринговые системы Euroclear и CEDEL, а при наличии американского транша и через американскую Depository Trust Company. Основное преимущество еврооблигационных займов – возможность привлечения денежных ресурсов на продолжительные сроки (до 10 лет), причем по ставкам значительно ниже внутренних.



Целью портфельного инвестора является получение дохода и возможности повышения стоимости этих инвестиций. Поэтому портфельные инвесторы нередко перемещают свой капитал из одного инструмента в другой, из одного предприятия в другое, из страны в страну, исходя из перспектив их развития. Поэтому портфельные инвестиции - более ликвидны, особенно если речь идет об инструментах денежного рынка. Для прямого инвестора, кроме указанных, важны ещё и дополнительные выгоды, позволяющие добиться максимального синергизма всей группы предприятий и отделений.

Главная причина осуществления международных портфельных инвестиций - стремление разместить ка­питал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска.

Объем международных портфельных инве­стиций является весьма высоким и постоянно растет. Так, ак­ции всех основных мировых корпораций котируются на бир­жах разных стран. Крупные корпорации, а также правительст­ва и местные органы власти занимают денежные средства пу­тем выпуска своих ценных бумаг в других странах или на ев­рорынке. Международные финансо­вые группы, обладающие значительными средствами, инве­стируют на тех сегментах международного рынка, где можно получить более высокую доходность. Такая динамика объема международных портфельных инвестиций объясняется их значительными преимуществами по сравнению с национальными.

Основное преимущество международных инвестиций – это возможность получить более высокое их качест­во - большую доходность и меньший риск по сравнению с чи­сто национальными инвестициями. Ценные бумаги каждого национального рынка имеют тенденцию одновременного рос­та или падения их курсов, поскольку на них одинаково влия­ют национальные экономические и политические условия - объем и динамика денежной массы, изменение процентных ставок, дефицит бюджета, денежная и налоговая политика го­сударства и др. При этом возможны ситуации, когда при паде­нии цен одного класса ценных бумаг (например, акций) вслед­ствие тех или иных причин государство принимает меры,способствующие перетоку капитала в другой сегмент (например, в государственные ценные бумаги) с целью предотвращения его оттока с национального рынка, приводящего к тому же к паде­нию курса национальной валюты. Таким образом, при чисто национальном портфеле инвестиций есть возможность сохра­нить или даже повысить его качество (увеличить доходность и уменьшить риск) путем соответствующей реструктуризации. Тем не менее, доходность национального портфеля не может быть выше доходности наиболее доходных сегментов нацио­нального рынка, которая, в конечном счете определяется состо­янием национальной экономики. В то же время национальные рынки разных стран имеют относительную независимость, и вложение в ценные бумаги стран с растущей экономикой может дать более высокую до­ходность. Дополнительная доходность международных инве­стиций связана с возможным ростом курсов валют инвестиций по отношению к валюте инвестора.

Помимо возможности получения более высокой доходно­сти международные инвестиции могут обеспечить и меньший риск их портфеля . Это также связано с тем, что экономика раз­личных стран развивается неравномерно и, если некоторые национальные рынки акций будут падать, другие будут расти. Инвестор, считающий себя достаточно опытным, может поку­пать на рынках, которые, по его мнению, будут расти, и пре­небрегать теми, которые могут упасть. Обычный инвестор мо­жет уменьшить риск международных инвестиций путем дивер­сификации портфеля, т. е. приобретения ценных бумаг раз­личных национальных рынков. В целом риск (изменчивость цен) мирового портфеля, структура кото­рого соответствует структуре рыночной капитализации сово­купности всех национальных рынков, меньше риска практиче­ски каждого национального рыночного портфеля.

Преимуществом портфеля международных инвестиций явля­ется снижение валютного риска . В диверсифицированном по странам (валютам) портфеле этот риск значительно меньше рисков национальных рынков, поскольку падение од­них валют означает усиление других.

Инвестиционный климат

Иностранные инвесторы, движимые своими интере­сами и реально оценивая имеющиеся предпосылки эффективного приложения капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности в стране, которая заинтересована в привлече­нии иностранного капитала.

Иностранного инвестора, прежде всего, инте­ресует инвестиционный климат , т.е. вся совокупность условий приема и функционирования иностранного ка­питала.

Степень привлекательности страны-реципиента, ее инвестиционный климат определяются иностранным инвестором по определенным факто­рам, в число которых входят: политическая и экономическая стабильность, географическое положение, состояние ресурсов в стране, уровень развития инфраструктуры, взаимоотношения с мировым сообществом, социальные и культурные особенности страны и другие.

Если большинство факторов отражают положительные тенденции в стране, то инве­стиционный климат оценивается как благоприятный . В противном случае, в зависимости от количества положительных факторов, инвестиционный климат будет считаться неблагоприятным и даже рискованным .

Благоприятный инвестиционный климат страны называют инвестиционной привлекательностью, которая представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в страну, исходя из присущих ей инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих рисков. Уровень инвестиционной привлекательности страны, таким образом, выступает как интегральный показатель инвестиционного потенциала и рисков страны.

Инвестиционный потенциал страны складывается из состояния отдельных накопленных факторов производства, или частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, трудового, институционального, финансового инновационного.

Риски иностранного инвестирования представляют собой вероятность (угрозу) финансовых потерь, недополучения доходов от инвестиций или появления дополнительных инвестиционных расходов как следствие вложения капитала в экономику другой страны. То есть, риск – это противоположная сторона благоприятного инвестиционного климата, измеряемая вероятностью возникновения потерь при вложении средств иностранными физическими и юридическими лицами.

Риски иностранного инвестирования можно подразделить на три группы по источникам их происхождения. Первая группа – это систематические (внешние по отношению к экономике-реципиенту) риски, связанные с мировыми изменениями цен, динамики роста, формата деятельности международных финансовых организаций. Вторая группа объединяет риски, характерные для каждой страны-реципиента иностранных инвестиций и состоят из различных факторов на уровне страны, регионов, отраслей и предприятий – партнеров. Третья группа – это корпоративные риски.

Иностранный инвестор, принимая решение о вложениях капитала в новые рынки за рубежом, интересуется и оценивает состояние специфических рисков страны-реципиента. При этом анализируется, прежде всего, уровень некоммерческого инвестиционного риска, который рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:

Экономического (тенденции в экономическом развитии страны);

Финансового (степень сбалансированности финансовой системы государства);

Политического (соотношение политических сил, авторитетность власти);

Социального (уровень социальной напряженности);

Экологического (уровень загрязнения окружающей среды);

Криминального (уровень преступности с учетом тяжести преступлений);

Законодательного.

Иностранного инвестора интересует также уровень инвестиционного риска отдельного региона, в который направляются капиталовложения. При этом иностранный инвестор принимает во внимание: стабильность местной экономики, отсутствие высокой инфляции, адекватное отношение к инвестированию региональных и местных властей, отсутствие произвольного и изменчивого административного регулирования, возможность свободного перемещения прибыли из региона, возможность свободного отзыва инвестиций из страны (продажа оборудования, ликвидация предприятия).

Отраслевой риск оценивается иностранным инвестором, исходя из преобладающих отношений собственности и степени монополизма в отрасли, состояния спроса, финансового положения и технологического уровня развития, воздействия на природную среду и социально-политического климата на предприятиях отрасли, степени влияния профсоюзов.

Инвестиционный потенциал отрасли анализируется инвестором на основе доходности продаж, активов, собственных средств и доходности инвестированного капитала. Принимается также во внимание макроэкономический мультипликатор изменения роста ВВП при увеличении инвестиций в отрасль на единицу.

Международный опыт показывает, что в зависимости от страны происхождения капитала и сектора его приложения инвестором принимаются во внимание различные факторы инвестиционного климата.

Например, Торговая палата США в результате исследования выяснила, что американские ТНК руководствуются следующими критериями для принятия решения об инвестировании: емкость и динамика местного рынка; его доступность; качество местной рабочей силы (стоимость, квалификация, трудовая дисциплина); уровень валютного риска; торговая политика; степень защиты прав интеллектуальной собственности; степень и направления государственного регулирования; политическая стабильность; развитость инфраструктуры и сферы услуг, макроэкономическая политика.

По материалам ЮНКТАД, на решения транснациональных компаний инвестировать за рубежом оказывают влияние условия принимающей страны, которые можно подразделить на три группы.

Первая группа – это институциональные рамки политики привлечения ПИИ, которые составляют: экономическая, политическая и социальная стабильность; система взаимоотношений с иностранными филиалами; порядок вхождения компании на рынок и правила ее деятельности, включая репатриацию прибыли; политика в отношении функционирования и формирования структуры рынков (особенно важна конкурентная политика и политика в области слияний и поглощений); международные торговые и инвестиционные соглашения; политика приватизации; торговая политика, налоговая политика; система урегулирования споров.

Вторая группа условий принимающей страны, оказывающих влияние на решения иностранного инвестора – это экономические детерминанты, которые для разного типа инвестиций – различны. Для инвестиций, направленных на поиск новых рынков, важны: размер рынка и доход на душу населения, рост рынка, доступ к региональным и глобальным рынкам, характерные для страны предпочтения потребителя, структура рынков принимающей страны.

Для инвестиций, ищущих ресурсы, необходимо наличие в принимающей стране: сырья; дешевого труда низкой квалификации; квалифицированной рабочей силы; технологических, новаторских и других созданных активов (например, фирменных знаков), воплощенных как в людях, так и в фирмах и кластерах; физическая инфраструктура (порты, дороги, власть, телекоммуникации).

Для инвестиций, направленных на поиск эффективности производства, первостепенную важность представляют: стоимость средств и активов для повышения производительности труда; стоимость сделок (в отношении разрешений, плат, лицензий, времени, прозрачности, бюрократия); другие затраты вхождения на рынок, например, транспортные и коммуникационные затраты за пределами и внутри экономики принимающей страны, стоимость деталей и других промежуточных компонентов; членство в региональных интеграционных соглашениях, способствующее учреждению региональных корпоративных сетей.

Третий тип детерминант иностранных инвестиций складывается из специальных мероприятий содействия инвестированию в принимающей капитал стране. Совокупность таких мероприятий называют политикой привлечения иностранных инвестиций. Среди них: продвижение инвестиций на собственных рынок (включая создание имиджа страны, инструменты генерирования инвестиций и систему услуг по содействию инвестициям); инвестиционные стимулы; социальные преимущества (двуязычные школы, качество жизни, и т.д.); после - инвестиционные услуги.

Таким образом, приток иностранных инвестиций жестко детерминирован условиями, которые в экономической литературе определяются термином «инвестиционный климат».

Международная инвестиционная деятельность

Опорный конспект лекций

Е.Н. Петрушкевич

1. Методологические и теоретические основы международной инвестиционной деятельности

Международные инвестиции в период глобализации рассматриваются как возможность эффективного распределения мировых накоплений капитала, а также как необходимый фактор обеспечения устойчивого экономического роста и социально-экономического развития экономики отдельной страны.

Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые по отношению к национальной экономике называются«исходящими потоками капитала» . В принимающей стране, стране-реципиенте, эти инвестиции считаются иностранными (или«входящими потоками капитала») . Существует также обобщенное понятие зарубежных и иностранных инвестиций, то есть безотносительно к стране-донору или стране реципиенту они рассматриваются как международные инвестиции .

Международные инвестиции как экономическая категория представляют собой вложения капитала экономических субъектов (правительств, компаний, домашних хозяйств, некоммерческих организаций) одних государств в материальные, нематериальные и финансовые активы других государств для получения дохода.

Сущность международных инвестиций раскрывается в функциях, которые показывают их роль в мировой экономике. Среди основных можно назвать следующие:

Капиталообразующая - проявляется в создании мировых капитальных запасов, т.е. международные инвестиции способствуют росту накопления в странах мира;

Стимулирующая экономический рост – предполагает непосредственное воздействие международных инвестиций на увеличение объемов производства, валового национального продукта, проведение НИОКР, рост занятости, доходов как в странах-донорах, так и в странах-реципиентах капитала;

Санирующая - заключается в том, что международные инвестиции способствуют вытеснению менее эффективных национальных и международных компаний, что приводит к более эффективному перераспределению ресурсов в масштабах мировой экономики;

Инновационная – проявляется во внедрении новых технологий и усовершенствованной практики менеджмента как в филиалах международных компаний, так и в национальных фирмах на основе демонстрационного эффекта и с помощью вертикально интегрированных связей;

Структурообразующая – подразумевает на конкурентной основе международного инвестиционного рынка изменение отраслевой и региональной структуры экономики на глобальном уровне;

Индикативная – показывает, что потоки международных инвестиций и их накопление сигнализируют об эффективности экономической политики различных стран на уровнях макро-, микро- и интерэкономики;

Интеграционная – заключается в том, что международные инвестиции создают предпосылки для интеграции различных экономических систем.

Международные инвестиции проявляются в многообразии форм и видов, которые можно классифицировать в зависимости от различных критериев.

В зависимости от функционального типа и объекта вложения капитала международные инвестиции подразделяются на следующие виды: прямые, портфельные и кредитные.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это основная форма экспорта частного предпри­нимательского капитала, которая позволяет установить эффективный контроль и дает право непосредственного управления объектом инвестирования. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, если доля иностранного собственника составляет не менее 10 % акционерного или уставного капитала.

Процесс создания предприятия прямого иностранного инвестирования может принимать различные формы. Среди них такие, как: основание нового предприятия в другой стране как подразделение или филиал; расширение уже существующего подразделения или филиала; покупка зарубежного предприятия или его активов.

Прямые иностранные инвестиции наиболее предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала, нежели другие виды. Но, осуществляя их, инвесторы подвергаются большей степени риска, чем при кредитных и портфельных инвестициях. Это объясняется тем, что инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода из страны-импортера по причине низкой ликвидности вложенного капитала. Кроме того, прямые иностранные инвестиции предполагают более высокий срок освоения капиталовложе­ний.

Вторым видом международных инвестиций являются портфельные иностранные инвестиции. Портфельные иностранные инвестиции - это капитальные вложения инвесторов, которые осуществляются через инструменты международного и национальных фондовых рынков и не обеспечивают инвестору контроля над компаниями, ограничивая его полномочия получением доли прибыли (дивидендов).

Третьим видом международных инвестиций являются иностранные инвестиционные кредиты , которые представляют собой кредиты иностранных банков, международных корпораций, правительств отдельных государств, международных финансовых организаций, а также частных лиц и компаний для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте. Отличительными особенностями такого вида международного кредитования являются долгосрочность кредита и его направление в реальные активы.

В зависимости от сроков вложения и освоения международные инвестиции могут быть долгосрочными, бессрочными, среднесрочными и краткосрочными. По степени риска международные инвестиции классифицируются на инвестиции с меньшей степенью риска и инвестиции с высокой степенью риска (спекулятивные).

Итак, международные инвестиции играют значительную роль в современной мировой экономике, реализуя свои функции через множество форм и видов.

Движение международных инвестиций осуществляется, благодаря активной деятельности экономических субъектов за пределами национальных границ государств.

Международная инвестиционная деятельность – это вид внешнеэкономической деятельности экономических субъектов по вложению капитала на международном рынке в объекты инвестирования для получения прибыли (дохода) и (или) достижения социального эффекта.

Международная инвестиционная деятельность рационализирует распределение материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью обновления технологической структуры производства. Международная инвестиционная деятельность как в предпринимательской (прямые или портфельные инвестиции), так и в ссудной (инвестиционные займы и кредиты, безвозмездная помощь) форме нацелена на решение проблем различного уровня:

глобальных (экология, помощь развивающимся странам и др.),

региональных (реализация крупных промышленных объектов, совместная разработка природных ресурсов, развитие инфраструктуры и т.д.),

национальных (модернизация экономики, развитие рыночной инфраструктуры, реализация социальных программ и т.д.),

микроэкономических (укрепление конкурентоспособности компании).

Международная инвестиционная деятельность осуществляется в трех основных формах: прямые иностранные инвестиции, международные портфельные инвестиции и международные кредитные инвестиции.

Субъектами международной инвестиционной деятельности являются: государства в лице правительств; предприятия, в том числе, финансовые посредники; частные лица, как на национальном, так и на межгосударственном уровнях. Причем каждый из названных субъектов может выступать:

Со стороны спроса на иностранные инвестиционные ресурсы (государства-реципиенты, частные заемщики, финансовые посредники). В этом случае говорят о привлечении иностранных инвестиций ;

Со стороны предложения инвестиционных ресурсов для вложений на зарубежных рынках (государства-доноры, частные инвесторы, финансовые посредники). В таком случае речь идет о зарубежных инвестициях, которые осуществляются инвесторами.

Инвесторы – это субъекты инвестиционной деятельности, принимающие решения по инвестированию средств и их реализующие . Следует отличать понятие инвестора от субинвестора. Субинвесторы – это юридические и физические лица, осуществляющие организацию и управление инвестиционной деятельностью на всех ее этапах по договору с инвестором и действующие от его имени.

Объектами международного инвестирования выступают инвестиционные активы.

По материально-вещественному признаку они объединяются в две группы: финансовые активы , к которым относятся ценные бумаги и инвестиционные товары , которые могут быть подразделены на материальные и нематериальные активы.

Тема: Регулирование международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций

Тип: Контрольная работа | Размер: 30.51K | Скачано: 45 | Добавлен 14.11.12 в 13:25 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Новоросийск 2010

Введение 3

2. Многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, ВТО, региональных банках реконструкции и развития 8

3. Неформальные международные организации кредиторов 16

4. Участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность. Международные инвестиционные проекты под эгидой международных организаций для России. Рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций 17

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

Международное внешнее финансирование в последние десятилетия стало существенным фактором экономического развития подавляющего большинства стран, причем государство в этом процессе играет важную, а иногда и решающую роль. Для правительств развивающихся государств и стран переходной экономики получение внешних финансовых ресурсов означает большие возможности в проведении политики макроэкономической стабилизации и структурной перестройки хозяйства, смягчении последствий либерализации и растущей открытости национального рынка.

В то же время государства-доноры путем предоставления официальной помощи и кредитов получают лучшие условия для торговли и инвестиций, а также определенные гарантии стабильности и предсказуемости зарубежной коммерческой деятельности.

Несмотря на постепенное снижение роли государственного участия в международном движении капитала значимость официальных внешних заимствований для стран со средним и низким уровнем доходов по-прежнему велика и достигает 80-90% от общей суммы долга. Высокие коммерческие и политические риски, характерные для развивающихся рынков, обуславливают особое положение государства как одного из немногих, если не единственного, кредитоспособного клиента и гаранта по внешним обязательствам.

В 90-х годах зарубежные государства стали активнее практиковать новые формы внешних заимствований (в т.ч. на рынке еврооблигаций), появились нетрадиционные схемы реструктуризации внешнего долга, сформировались основные направления инвестиционной и кредитно-финансовой политики в рамках региональных экономических объединений. С возникновением особой категории стран переходной экономики заметно усилилась конкуренция за финансовые ресурсы на мировом рынке, что отразилось в том числе и на глобальном распределении потоков официального внешнего финансирования.

Для России, постепенно преодолевающей последствия социально-экономического кризиса, в краткосрочной и среднесрочной перспективе крайне сложно создать приемлемые и привлекательные условия для частных инвесторов. Поэтому наличие международных финансовых институтов и зарубежных государств в качестве непосредственных доноров и гарантов внешних займов является важным инструментом увеличения объема финансовых ресурсов, направляемых на цели национального хозяйственного развития.

Важным фактором успешной интеграции России в систему мирового хозяйства является государственная поддержка этой деятельности, в том числе и путем финансирования зарубежных партнеров и проектов. В этой связи изучение опыта развитых стран по продвижению национальных экономических интересов средствами официального, включая гарантии частным инвесторам, внешнего финансирования представляет большой практический интерес.

Цель данной работы является изучение регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций.

Согласно цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить содержание понятия «международная инвестиционная деятельность» и значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях,
  • охарактеризовать многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций,
  • рассмотреть неформальные международные организации кредиторов,
  • исследовать участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность, представить рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций.

1. Содержание понятия «международная инвестиционная деятельность». Значение прямых иностранных инвестиций в мирохозяйственных связях

Международная инвестиционная деятельность - направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью обновления технологической структуры общественного производств.

Международная инвестиционная деятельность как в предпринимательской (прямые или портфельные инвестиции), так и в ссудной (займы, кредиты, безвозмездная помощь) форме нацелена на решение глобальных (экология, помощь развивающимся странам и др.), региональных или национальных (крупные промышленные объекты, разработка природных ресурсов, объекты соц. значения, рыночная инфраструктура и т.д.) проблем.

В последнее десятилетие международная инвестиционная деятельность все шире охватывает область малого и среднего предпринимательства.

Международное внешнее финансирование в последние десятилетия стало существенным фактором в экономическом развитии подавляющего большинства стран, поскольку это финансирование ведет к получению принимающими ресурсы странами дополнительных материальных и интеллектуальных ценностей, в том числе сравнительно новой техники и технологии, позволяющих ускорить развитие хозяйства, увеличить экспорт и валютные поступления, повысить благосостояние населения. Вместе с тем и страны-доноры имеют от трансграничной передачи ресурсов значительные выгоды, поскольку это дает им возможность полнее использовать преимущества международного разделения труда, мировой природный и людской потенциал.

В условиях продолжающегося инвестиционного кризиса в реальном секторе российской экономики и практического отсутствия доступа к международному рынку кредитных ресурсов и портфельных инвестиций, одной из перспективных задач правительства является привлечение в страну иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций.

В мировой практике под прямыми инвестициями понимаются капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или владеющими не менее чем 10% акций акционерного предприятия.

В соответствии с новым Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», под «прямой иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций:

  • приобретение иностранными инвесторами не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;
  • вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России;
  • осуществление на территории России иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Иностранным инвесторам - юридическим и физическим лицам - прямые инвестиции обеспечивают право на управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученных от зарубежных совладельцев предприятий.

Прямые вложения осуществляются как в СКВ, так и в национальной валюте.

Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ, в том числе:

  • активизируется деятельность частного сектора;
  • расширяется выход на внешние рынки;
  • облегчается доступ к новым технологиям и методам управления;
  • больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования;
  • приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности;
  • создаются новые рабочие места;
  • расширяется налогооблагаемая база;
  • импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний.

Следует подчеркнуть, что в последние годы наметилась тенденция к росту удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в экономику России. Эта форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны.

2. Многостороннее и двустороннее регулирование инвестирования в рамках международных организаций системы ООН и региональных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, ВТО, региональных банках реконструкции и развития

Нарастающий процесс усиления хозяйственных взаимосвязей и взаимозависимости государств объективно требует повышения роли многостороннего регулирования мирохозяйственных связей, которое способствует более полному использованию преимуществ международного разделения труда. Однако масштабы и направления развития многостороннего регулирования в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов.

Не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам международных торгово-экономических отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных экономических организаций.

Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы (установления), в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность, как правило, в течение ограниченного периода времени и не имеют устава, специально разработанной процедуры, рабочих органов.

Методами взаимодействия в международном регулировании считаются резолюции и директивы, разрабатываемые и принимаемые международными организациями, являющиеся обязательными для их членов; многосторонние соглашения, заключаемые на межправительственном уровне; согласования и договоренности, консультации и сотрудничество на региональном уровне и в неправительственных организациях.

Регулирование экономической политики стран как в международном, так и в региональном аспекте основывается на нормах международного публичного и частного права, которые регулируют экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных норм — обычных и конвенциональных — обеспечивается как самими государствами, так и международными региональными организациями, осуществляющими коллективный контроль за соблюдением норм международного права.

С усложнением хозяйственных взаимосвязей между отдельными государствами меняются и соответствующие международные нормы и правила, разрабатываемые международными экономическими организациями и реализуемые в рамках отдельных государств. Различия в подходах к решению рыночных проблем стали приобретать интернациональный характер и легли в основу международных и региональных программ действий и согласованных решений, принимаемых в рамках международных и региональных организаций.

Организационно-хозяйственное регулирование, осуществляемое на основе многостороннего экономического сотрудничества в рамках региональных экономических группировок, реализует процесс экономической интеграции стран-участниц. Экономическая интеграция ставит целью стирание различии между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам на основе устранения дискриминации иностранных партнеров в каждой стране, укрупнения рынков сбыта. Степень экономической интеграции зависит от форм экономического сотрудничества.

В современных условиях в мире значительно возросла роль международных региональных организаций, входящих в состав ООН. В них на правительственном уровне решаются вопросы координации экономической политики и нахождения баланса интересов государств-членов на основе формирования консенсуса. Всего в рамках ЭКОСОС ООН осуществляет региональную деятельность 5 таких организаций, именуемых «комиссиями». Они содействуют экономическому и социальному развитию стран-членов региональных комиссий; способствуют выработке согласованных действий и координации политики стран в рамках региона, развитию внутрирегионального сотрудничества с международными и региональными организациями; содействуют выполнению проектов и программ в области развития экономики.

Организация Объединенных Наций (ООН) создана в 1945 г. Устав ООН был ратифицирован и вступил в силу 24 октября 1945 г. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях.

Цель деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) заключается в том, чтобы сократить бедность в странах со средними доходами и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию, предоставляя займы, гарантии и принимая другие меры, не связанные с кредитованием, в том числе проводя аналитические исследования и оказывая консультативные услуги.

Международный Банк Реконструкции и Развития:

  • поддерживает долгосрочные инвестиции в развитие людских ресурсов и социальной сферы - области деятельности, которые частные кредиторы в большинстве своем не считают заслуживающими внимания;
  • поддерживает финансовую стабильность заемщиков, оказывая помощь в периоды кризисов, когда тяжелее всего приходится бедному населению;
  • использует финансовые средства воздействия для стимулирования принятия основных мер политики и проведения институциональных реформ (таких как реформы системы социальной защиты и борьба с коррупцией);
  • мобилизует частный капитал, помогая создавать благоприятный климат для инвестиций;
  • оказывает финансовую помощь (в виде грантов, выделяемых из чистой прибыли МБРР) в создании глобальных общественных благ, имеющих решающее значение для повышения уровня жизни бедного населения во всем мире.

Международная Финансовая Корпорация (МФК) стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор развивающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жизни людей.

МФК является сегодня крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим кредиты и долевое финансирование для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора путем:

  • финансирования проектов в частном секторе развивающихся стран;
  • оказания помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансирования на международных финансовых рынках;
  • предоставления консультационной и технической помощи предприятиям и правительствам.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) основано 12 апреля 1988 и является самым молодым членом группы Всемирного банка.

Задачи МАГИ заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МАГИ проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, - новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

Всемирный банк и Международный валютный фонд были основаны в 1944 году на совещании мировых лидеров в Бреттон-Вудс, в штате Нью-Хэмпшир. Оба «Бреттонвудских учреждений», как их иногда называют, были основаны для того, чтобы поставить международную экономику на прочную основу по окончании Второй мировой войны. Государства-члены МВФ могут становиться членами Банка.

В своей деятельности Банк и Фонд дополняют друг друга, но при этом существуют довольно существенные различия между функциями, выполняемыми каждым из этих учреждений. Всемирный банк - это кредитное учреждение, чья цель заключается в содействии интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному экономическому росту, способствующему повышению уровня жизни населения бедных стран. МВФ действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса. В отличие от Всемирного банка, финансирующего как реформы политики, так и проекты, Международный валютный фонд занимается исключительно реформами. Он предоставляет займы государствам-членам, испытывающим краткосрочные трудности в расчетах с международными кредиторами, и стремится к достижению полной конвертируемости валют государств-членов в рамках системы гибких обменных курсов, действующей с 1973 года.

Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира.

Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году с целью оказания поддержки странам Средней и Восточной Европы при переходе от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике. Штаб-квартира банка находится в Лондоне. В состав его шестидесяти владельцев-акционеров входят 58 стран, Европейский инвестиционный банк и Европейское Сообщество.

Основной задачей ЕБРР является финансирование проектов, способствующих развитию экономики, однако, несмотря на это, Банк осуществляет свою деятельность, руководствуясь принципом самоокупаемости. Обладая высшим кредитным рейтингом (ААА), Банк может привлекать средства на международных рынках капиталов по самым выгодным ставкам.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 г. под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу, вырабатывает рекомендации для стран-членов и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уходу от налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых «налоговых оазисов».

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

3. Неформальные международные организации кредиторов

Международные кредитные отношения развиваются большими темпами. Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Долговой кризис 1990-х гг. стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

Следует отметить, что государственный долг как проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, представляет собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за всё время существования государства. В виде внешнего долга - задолженности государства гражданам и организациям других стран - государственный долг выступает необходимостью существования таких международных организаций, как Лондонский и Парижские клубы кредиторов.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации.

4. Участие России в международных финансовых институтах, регулирующих международную инвестиционную деятельность. Международные инвестиционные проекты под эгидой международных организаций для России. Рекомендации по реформированию регулирования международной инвестиционной деятельности в рамках международных организаций

Одним из важных источников привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональные связи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешним преобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства к европейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы и других континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональными структурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путь принятия организационных и административных решений.

Кроме того, учитывая, что развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно и необходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно между регионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.

Возможности такого сотрудничества в ходе формирования и реализации программ социально-экономического развития регионов и региональной инвестиционной политики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями и значением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономических интересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программ являются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн. долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональное инвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания «мертвой» инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллиона долларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний в связи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения, расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена, расширения рынка продукции региона.

Россия имеет практический опыт (с представителями правительственных и деловых кругов Испании, Швейцарии) в организации взаимодействия стран СНГ, субъектов федерации России и региональных исполнительных структур стран Европы, межбанковского сотрудничества уполномоченных региональных банков России, СНГ и европейских банков, государственных страховых компаний, обслуживающих инвестиционные ресурсы европейских товаропроизводителей, непосредственно товаропроизводителей стран СЭВ, субъектов федерации России и соответствующих европейских государств. Такое взаимодействие (на различных организационных уровнях) целесообразно организовывать с целью реализации целевых государственных, региональных и межрегиональных программ (например, в области переработки сельскохозяйственной продукции).

Учитывая уровень развития финансовой и банковской инфраструктуры в Российских регионах, системный их кризис и невозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочных проектов и программ, именно финансовые институты, способные привлекать в регион дополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещение позволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков. Понятно, что это должно быть системным, обоснованным шагом со стороны законодательной и исполнительной власти региона, под их непосредственным контролем. Иностранная часть организационной инфраструктуры региона должна быть составной частью общей инфраструктуры, ее дополняющей и развивающей, обеспечивающей выполнение следующих функций:

  • представление региональных проектов и программ западным инвестиционным институтам;
  • организация взаимодействия региональных банков с зарубежными банками и финансовыми компаниями;
  • поиск зарубежных стратегических партнеров и потенциальных инвесторов;
  • освоение и адаптация к условиях региона новых инвестиционных технологий, механизмов и программ;
  • создание на западе привлекательного имиджа региона как надежного делового партнера, емкого инвестиционного рынка, учитывающего и защищающего интересы инвестора.

На территории России должна быть создана инфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способная комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональных соискателей инвестиций, инвестиционные подразделения региональной администрации, а так же выполнять следующие функции:

  • продвижение программы социально-экономического развития в федеральных органах власти;
  • оказывать информационные, консалтинговые, ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателям инвестиций;
  • координация деятельности региональных инвестиционных институтов;
  • оптимальное использование существующих российских и иностранных механизмов и инструментария для привлечения дополнительных ресурсов.

Примером развитости организационной инфраструктуры обслуживания регионального инвестиционного рынка служит рязанская область - инвестиционный холдинг «Ринвест», объединяющий КБ «Ринвестбанк», одноименную инвестиционную компанию, оценочную и страховую компании, информационный и рекламные центры, другие структуры, позволяющие комплексно обслуживать не только региональные и межрегиональные инвестиционные программы, но и областные муниципальные займы.

В комплекс региональных программ по организационному обеспечения реализации программы развития региона входит и программа кадрового обеспечения, основным задачами которой является:

  • организация системы повышения квалификации переподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализации программы развития региона;
  • организация управленческого консультирования.

Заключение

Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы.

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации - с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

Концепция и модель развития инвестиционного законодательства должны быть адаптированы к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, должны отвечать современным реалиям, нынешним условиям развития российской экономики.

Список литературы

  1. Безденежных В.М. Экономика России: институциональные и инфраструктурные аспекты. - М.: Кириллица-1, 2003. - 110 с.
  2. Горшенина Н.С. Инвестиционная политика. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2006. - 157 с.
  3. Инвестиции: организация, регулирование, финансирование / Под ред. Крафт Г.В., Ульяницкой Н.М. - Ростов/н/Д: Изд-во РГУПС, 2008. - 406 с.
  4. зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

    Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение иностранных инвестиций в мировой экономике. Международная инвестиционная деятельность как направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных и трудовых ресурсов. Прямые и портфельные иностранные инвестиции.

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Сущность и значение иностранных инвестиций в мировой экономике. Международные портфельные долгосрочные инвестиции. Права и обязанности инвесторов. Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций. Объем иностранных инвестиций в российской экономике.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2011

    Инвестиционная стратегия в КНР. Правовые основы регулирования инвестиционной деятельности. Отраслевое размещение притока иностранного капитала (инвестиций) на территории Китая. Сотрудничество в сфере прямых иностранных инвестиций Китая и Японии.

    дипломная работа , добавлен 16.03.2011

    Структура, сущность и принципы международных инвестиций. Исследование капитальных вложений компании. Развитие экономики в Российской Федерации. Построение экономико-математических моделей формирования инвестиционной привлекательности предприятий.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2014

    Международная торговая политика стран. Базовые положения, нормы, направления деятельности ГАТТ, Всемирной торговой организации. Эффекты влияния прямых зарубежных инвестиций на экономику принимающей страны. Факторы инвестиционной привлекательности страны.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2009

    Сущность национальной инвестиционной политики, анализ существующих проблем и способы повышения инвестиционной привлекательности России. Мировая практика финансового стимулирования прямых зарубежных инвестиций. Налоговые льготы зарубежным инвесторам.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2009

    Сущность и особенности регулирования иностранных инвестиций. Основные тенденции развития экономики России как условие для привлечения иностранных инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности России. Проблемы социально-экономического развития.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

Источниками правового регулирования международной инвестиционной деятельности являются международные акты (многосторонние конвенции, двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений), международные обычаи, акты национального законодательства.

Среди многосторонних международных актов можно указать Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций, заключенное в рамках ВТО; Вашингтонскую конвенцию о порядке разрешения споров между государством и иностранными лицами 1965 г.; Хартию экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; Договор к европейской энергетической хартии; Сеульскую конвенцию об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 г.; Единообразный кодекс о режиме иностранного капитала и о товарных знаках, патентах, лицензиях и роялти, принятый в рамках государств Андской (Картахенской) группы; Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенное в рамках СНГ в 1993 г.; Конвенцию СНГ о защите прав инвесторов 1997 г. и др.

Для унификации международных правил инвестиционной деятельности разрабатываются рекомендации международных организаций. Например, Международный валютный фонд рекомендует выделять прямые и портфельные инвестиции в зависимости от степени контроля инвестора над компанией. К прямым инвестициям относят вложения в акции (паи), которые дают полный контроль над предприятием, а портфельные инвестиции не дают такого контроля 1 . Указанная классификация является основой правового регулирования инвестиций в международном праве.

Акты национального инвестиционного законодательства в разных странах можно подразделить на две группы в зависимости от устанавливаемых ими моделей правового режима иностранных инвестиций. В развитых западных странах (Великобритания, Франция, Италия, Германия, США и др.) правовой режим деятельности иностранных и внутренних инвесторов в принципе одинаков. Правовое регулирование иностранных инвестиций в этих странах «исчерпывается нормативными актами, устанавливающими исключения из принципа национального режима для иностранных инвесторов» .

В странах с развивающейся экономикой инвестиционное законодательство дифференцировано в зависимости от национальной принадлежности инвесторов. Здесь принимается специальное законодательство об иностранных инвестициях, правовой режим которых отличается особенностями. Если государство преследует цель широкого привлечения иностранных инвестиций, устанавливается льготный режим иностранных инвестиций, стимулирующий их поступление в страну. Если же государство преследует цель ограничения иностранных инвестиций, устанавливается более жесткий их правовой режим.

Со вступлением России в ВТО ее законодательство об иностранных инвестициях приведено в соответствие с Соглашением о торговых аспектах инвестиционных мер (TRIMS), действует национальный режим иностранных инвестиций. Недискриминационные или даже более благоприятные режимы иностранных инвестиций могут предусматриваться в двусторонних международных договорах по вопросам поощрения и защиты капиталовложений, а также соглашениях об избежании двойного налогообложения.

Инвестиционные соглашения. Различают межгосударственные инвестиционные соглашения как источник правового регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционные соглашения, заключаемые инвестором и лицом, принимающим инвестиции, в том числе государством, и выступающие непосредственными основаниями инвестиционных отношений. Инвестиционные соглашения, являясь гражданско-правовыми договорами, заключаются в соответствии с межгосударственными инвестиционными соглашениями и нормативными актами, включая национальное законодательство.

Правовая природа инвестиционных соглашений вызывает споры . Дискуссия предопределена тем, что в таких отношениях нередко участвует государство. Действительно, возможны не только инвестиционные отношения по типу «инвестор - частное лицо», но и отношения по типу «инвестор - государство». Однако метод регулирования этих отношений одинаков - гражданско-правовой (равенство, автономия воли, имущественная самостоятельность участников отношений). Ограничения публичного характера, устанавливаемые государством (его органами) с целью контроля за деятельностью иностранного инвестора, не меняют природу этих отношений как частноправовых.

В одном случае государство определяет условия привлечения иностранных инвестиций, условия соглашений о разделе продукции, заключает с другими государствами соглашения о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций, т. е. выступает в роли публичного организатора инвестиционных отношений; в другом выступает в роли участника инвестиционных отношений (инвестора, заказчика, пользователя), т. е. участника гражданских правоотношений. Например, в Сеульской конвенции об учреждении Агентства по гарантиям инвестиций в качестве прямых инвестиций рассматриваются такие формы капиталовложений, как «договоры об обслуживании и управлении, договоры целевого долгосрочного займа, связанного с капиталовложениями, соглашения о франшизе, лицензионные договоры, договоры о финансовой аренде (лизинг), соглашения о разделе продукции» 1 .

Публичный порядок в сфере международной инвестиционной деятельности. Стремление государств привлечь иностранные инвестиции для развития национальной экономики и опасения, связанные с экономической мощью иностранных инвесторов и угрозой национальным интересам, которая может исходить от них, предопределяют необходимость публичного порядка в сфере международной инвестиционной деятельности. Такой порядок устанавливается в международных актах, а также актах национального законодательства, предусматривающих различные модели инвестиционных режимов: режим недис- криминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, преференциальный режим.

Режим недискриминации иностранных инвесторов исключает дискриминацию иностранных инвесторов по причине их принадлежности к государству иной общественно-политической системы или на основании иного отличительного признака .

Национальный режим иностранных инвестиций означает, что лица, осуществляющие инвестиции на территории другого государства, обладают такими же правами, как и собственные субъекты этого государства. При этом государство может установить в законе определенные ограничения для иностранцев в целях обеспечения экономического суверенитета, национальной безопасности, общественного порядка.

Режим наибольшего благоприятствования иностранных инвестиций заключается в том, что иностранные инвесторы при осуществлении деятельности на территории другого государства получают такие же права, как и все остальные иностранные инвесторы. Данный режим является основой для регулирования взаимоотношений между государствами - членами ВТО, что нашло закрепление в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (GATT).

Преференциальный режим устанавливается с целью предоставления определенным категориям иностранных инвесторов преимуществ (преференций) в той или иной области инвестирования. Например, тарифные преференции установлены для стран - участниц СНГ в Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества 2000 г.

Международный публичный порядок в сфере инвестирования формируют не только международные соглашения (Сеульская конвенция 1985 г., соглашения, заключенные в рамках ВТО, и др.), но и рекомендательные акты (например, Руководящие принципы Всемирного банка 1992 г.), определяющие основные принципы инвестиционной деятельности: справедливый и равный режим иностранных организаций; национальный режим иностранных инвестиций; исключение различий между иностранными инвесторами вследствие их различной национальной принадлежности; защита прав иностранных инвесторов. Важным элементом международного публичного порядка является механизм разрешения инвестиционных споров, заложенный в ряде международных актов. Так, в соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. действует Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, где разрешаются конфликты между государствами-реципиентами и инвесторами.