Низкая налоговая нагрузка по ндс объяснение, образец. Формула расчёта налоговой нагрузки Налоговая нагрузка по ндс в году

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Пример

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

    выручку нужно брать без НДС и акцизов;

    в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

    страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ()


В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Пример

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Проверить налоговую нагрузку компании и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС «Налоговый калькулятор для расчета налоговой нагрузки» . Он подходит для тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения.Сервис позволяет сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также в сервисе есть информация о среднем уровне зарплаты, рассчитанном на основе справок 2-НДФЛ.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Нагрузка по НДФЛ

Письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ определяет налоговую нагрузку ИП по НДФЛ как отношение исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от данной деятельности.

Если нагрузка по НДФЛ низкая, предпринимателя вызовут на комиссию в налоговую инспекцию. Но что считать низкой налоговой нагрузкой – в письме не сказано.

Но в этом же письме есть другой критерий – доля профессиональных вычетов для расчета НДФЛ. Если это доля превышает 95%, ИП становится кандидатом для вызова на комиссию .

Что касается организаций, то здесь налоговики анализируют не относительную нагрузку по НДФЛ, а динамику уплаченных сумм. Инспекторы анализируют показатели отчетов 6-НДФЛ и вызывают на комиссию, если:

  • поступления НДФЛ снизились по сравнению с прошлым кварталом или годом больше, чем на 10 процентов;
  • по суммам НДФЛ сделали вывод, что организация платит зарплату меньше среднего уровня в регионе по этому виду деятельности.

Таким же образом анализируют расчеты по страховым взносам и смотрят, не снизились ли суммы взносов при том же количестве работников.

Нагрузка по налогу на прибыль

В действующих документах нет методики расчета нагрузки отдельно по налогу на прибыль. Она была прописана в письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, которое сейчас отменено.
Но не исключено, что налоговики и сейчас могут пользоваться той же методикой при анализе нагрузки налогоплательщиков.

Формула расчета выглядит так:


В упомянутом письме под низкой понимают налоговую нагрузку:

  • меньше 3% – для производственных предприятий;
  • меньше 1% – для предприятий торговли.

Нагрузка по НДС

Ситуация та же, что и с нагрузкой по налогу на прибыль. Методика была прописана в отмененном письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Но в части НДС налоговиков куда больше интересует не относительная налоговая нагрузка по НДС, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Его рассчитывают так:



Согласно приказу ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ организация относится к группе риска, если удельный вес вычетов превысит 89%. Это общероссийский показатель, в разных регионах эта величина может быть чуть меньше или больше. Информацию о безопасной доле вычетов по регионам можно получить

Если доля вычетов в вашей компании превышает безопасный уровень, вас могут включить в план выездных проверок, запросить пояснения или вызвать на комиссию, где будут убеждать сдать уточненную декларацию с меньшими вычетами.

Полезно перед сдачей каждой декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. Если удельный вес окажется выше безопасного, можно перенести часть вычетов на будущее, чтобы не привлекать внимания. Но вы не обязаны этого делать. Если у вас все чисто, и вы готовы к вопросам, приготовьтесь дать пояснения и предоставить подтверждающие документы.

Как видите, единого метода расчета нет, и никто не знает, каким именно способом воспользуются налоговики на местах, когда будут проводить предпроверочный анализ. Юристы 1C-WiseAdvice имеют многолетний опыт работы в ФНС, поэтому способны взглянуть на проблему глазами налоговика.

Обратитесь к нам за комплексным бухгалтерским обслуживанием – и вы сможете быть уверены в том, что налоговая нагрузка на ваш бизнес никогда не станет объектом для внимания налоговиков. Мы всегда держим руку на пульсе, а налоговая нагрузка – одна из контрольных точек, которая отслеживается каждый раз накануне сдачи отчетности.

Так, за две недели до сдачи очередной налоговой отчетности мы сообщаем клиенту размер планируемой налоговой нагрузки, а также предлагаем варианты ее корректировки с целью оптимизации налоговых платежей. И только после согласования предложенных вариантов делаем финальный расчет налогов и формируем налоговую отчетность.

Заказать услугу

Рассчитайте налоговую нагрузку компании и сверьте полученные данные с показателями ФНС. Это позволит заранее узнать о рисках и подготовиться к вопросам инспекторов. Безопасные показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в 2017 году - в этой статье.

ФНС рассчитывает и публикует безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности на своем сайте www.nalog.ru . Если нагрузка и рентабельность компании меньше средних показателей по виду деятельности, возможна выездная проверка.

Вы можете прямо сейчас проверить, будут ли у инспекторов вопросы к вашей компании.

Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2017 году: как рассчитать

Налоговая нагрузка - показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

Формула расчета налоговой нагрузки организации:

сумма налогов за календарный год по данным отчетности / сумма в строке 2110 "Выручка" годового отчета о финансовых результатах x 100%

Для расчета нагрузки в 2017 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.

В 2017 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликованые ФНС России данные о налоговой нагрузке, на основании которых налоговая служба определяет, кого будет проверять. Данные налоговой нагрузки публикуются ежегодно в Приложении 3 к .

Здесь приведены данные за 2016 год, которые были опубликованы в мае 2017 года.

Данные по налоговой нагрузке за 2017 год (опубликовано в мае 2018 года) по ссылке:

Комментарий

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности ежегодно рассчитывается Федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ) и публикуется в Приложении 3 к .

Налоговая нагрузка используется ФНС РФ как один из критериев для назначения выездной налоговой проверки. Так, если фактическая налоговая нагрузка налогоплательщика существенно ниже среднеотраслевой, то налоговый орган считает это как подозрительный признак и может провести налоговую проверку (см. ).

Анализ налоговой нагрузки входит в состав - сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

В 2017 году известна налоговая нагрузка за 2016 год. Дело в том, что налоговая нагрузка рассчитывается после обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности за календарный год. Налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность за календарный год ФНС получает к концу марта следующего года. Затем ФНС РФ обрабатывает эти данные и к началу мая следующего года публикует Налоговую нагрузку по видам экономической деятельности за календарный год (например, в мае 2017 года публикуется налоговая нагрузка за 2016 год).

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности за 2016 год *

Вид экономической деятельности 2014 год** 2015 год** 2016 год**
ВСЕГО 9,8 9,7 9,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,4 3,5 3,5
Рыболовство, рыбоводство 6,2 6,5 7,7
Добыча полезных ископаемых
в том числе:
38,5 37,9 32,3
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 42,6 41,5 35,6
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 8,3 11,3 11,9
Обрабатывающие производства
в том числе:
7,1 7,1 7,9
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 19,4 18,2 19,7
текстильное и швейное производство 8,1 7,8 7,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6,3 6,2 7,3
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,9 2,8 2,2
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 2,8 3,5 4,3
издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации 13,3 13,4 11,6
производство кокса и нефтепродуктов 3,4 2,6 4,7
химическое производство 3,2 4,2 3,5
производство резиновых и пластмассовых изделий 5,6 5,6 6,0
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 8,0 8,6 8,6
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 3,8 4,5 4,3
производство машин и оборудования 11,7 12,9 13,7
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 10,9 11,2 11,1
производство транспортных средств и оборудования 6,0 6,0 5,2
прочие производства 5,4 4,3 4,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
в том числе:
4,8 5,4 6,1
производство, передача и распределение электрической энергии 4,9 5,7 6,4
производство и распределение газообразного топлива 2,7 1,9 3,3
производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 5,2 5,6 4,7
Строительство 12,3 12,7 10,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
в том числе:
2,6 2,7 2,8
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 2,2 2,8 2,4
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,4 2,4 2,6
розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 3,6 3,7 3,7
Гостиницы и рестораны 9,0 9,0 9,5
Транспорт и связь
в том числе:
7,8 7,3 7,2
деятельность железнодорожного транспорта 9,5 10,2 8,4
транспортирование по трубопроводам 3,5 1,7 3,2
деятельность водного транспорта 11,1 13,6 13,1
деятельность воздушного транспорта 2,9 1,4 отр.
связь 12,9 12,8 12,6
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,5 17,2 15,4
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
в том числе:
25,8 25,6 23,4
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 29,1 29,1 25,6

* - Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

** - Расчет за 2006 г., 2010-2016 гг. произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

– информационный показатель, на который налоговики обращают самое пристальное внимание. Ведь, если он ниже заявленных норм, то это повод для камеральной или выездной проверки. Определяется он расчетным путем. Порядок действий проверяющих регламентирован письмом ФНС от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы». В данной статье мы рассмотрим как рассчитывается налоговая нагрузка по ндс на основе двух практических примеров.

Налоговая нагрузка по НДС: понятие и нормативная база

Прежде чем сдавать декларацию, налоговики рекомендуют проверить данные и рассчитать налоговое бремя самостоятельно.

Показатели, на которые необходимо обратить внимание:

  • Значимость заявленного к вычету НДС как отношения к налогооблагаемой базе. Он не может равняться или быть выше 89%.
  • Налоговые обязательства компании, уплачивающей НДС. Данный показатель письмом не определен. Но если провести аналогию с бременем предприятия по прибыли, то он не должен быть ниже 3% для производственных компаний и 1% – для предприятий торговли.

Формула и порядок расчета

Условия расчета вышеупомянутых данных указаны в приложении №4 письма ФНС «О работе комиссий…».

Для расчета удельного веса можно воспользоваться формулой:

Нв÷Бн × 100,

Нв – НДС, предъявленный к вычету за отчетный период

Бн – налогооблагаемая база за отчетный период

Чтобы рассчитать налоговоебремя в приложении приведены 2 формулы: 1 – для операций на внутреннем рынке; 2 – для определения общих обязательств по НДС, то есть расчетов на внутрироссийском рынке и сделок, облагаемых по 0 процентной ставке.

  1. Чтобы рассчитатьобязательства на внутрироссийском рынке используется отношение налога к перечислению к налогооблагаемой базе

НДС(упл) ÷ Бнвн ×100

  1. Расчет обязательств по НДС в целом – отношение рассчитанного к перечислению НДС к сумме баз, подлежащих налогообложению

НДС (упл) ÷ (Бнвн + Бн 0%) × 100, где

Бнвн – налогооблагаемая база на внутрироссийском рынке(Σ стр.010; 020;030; 040; 050; 060; 070 гр 3 разд. 3)

Бн 0% – налоговая база, облагаемая по «0» процентной ставке (Σ стр 020 по разд. 4).

Координаты строк приведены для бланка декларации по НДС, которая была утверждена приказом ФНС от 29.10.2014 г. №ММВ-7-3/588@, действующей в 1 кв. 2016г.

Произвести расчет можно как за 1 квартал, так и за несколько (обычно год).

Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании

Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:

  1. Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
  2. Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
  3. Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
  4. Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
  5. Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
  6. Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
  7. Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает уровень НДС к оплате.

На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:

  1. Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
  2. Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
  3. Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
  4. Полученные авансы также увеличивают базу;
  5. Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.

Пример #1 расчета налоговой нагрузки

Рассмотрим на примере как влияет входящий НДС на налоговую нагрузку предприятия.

  1. Компания ООО «Ассорти» закупила в 1 квартале 2016 г. товары стоимостной оценкой 3 923 500 руб. (В т.ч. НДС 598 500 руб.)
  2. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.)
  3. Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08руб.).
  4. НДС к уплате 45 365,10 руб. (704 471,18 – 598 500 – 60 605,08).
  5. Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 325 000 – 336 694,92– 45 365,10= 206 668,8 руб.
  6. Налог на прибыль 41 333,76 руб. (206 668,8 × 20%).
  7. Чистая прибыль составила 165 335,04 (206 668,8–41 333,76)

Рассмотрим типовые проводки

Дебет

Кредит Сумма Расчет
41 60 3 325 000
19 60 598 500

Входящий НДС

60 51 3 923 500 ТМЦ оплачены поставщику
68.2 19 598 500 НДС предъявлен к вычету
62 90 4 618 200 Продажа ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
44 68.4 41 333,76 206 668,8 × 20 % Прибыль
68.4 51 41 333,76 Оплачен налог на прибыль
90 99 165 335,04 206 668,8 – 41 333,76 Чистая прибыль

Рассчитаем удельный вес НДС к возмещению:

659 105,08 (598 500 + 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84

Рассчитаем налоговую нагрузку на компанию:

45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16

Пример #2 расчета налоговой нагрузки

Если фирма ООО «Ассорти» закупала ТМЦ без НДС, но по более низкой цене. Стоимость ТМЦ 3 000 000 руб. без НДС. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08). Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = – 66 832,2 руб.

То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

Дебет Кредит Сумма Расчет Содержание
41 60 3000 000 Поступили товары от поставщика
60 51 3 000 000 ТМЦ оплачены поставщику
62 90 4 618 200 Реализация ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Учтен исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Учтен входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300 Доп. услуги оплачены контрагенту
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
99 90 66 833,2 Убытки предприятия

Удельный вес НДС к вычету

60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55

Налоговая нагрузка по НДС в данном случае составит :

643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45

Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов.

Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв. 2016 г.

Таким образом, на показатели налоговой нагрузки влияют очень много факторов. Но, если компания хочет снизить налоговые риски и привести обоснованные и документально-подтверждённые основания для подтверждения НДС, то ее главному бухгалтеру необходимо рассчитать налоговую нагрузку как по НДС, так и в целом по налогам предприятия.

Расчет налоговой нагрузки в 2020 году - это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.

Общие положения

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2020 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС» . Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка: формула расчета

Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Исчислять показатель нужно по формуле:

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2020

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.