Нормированный страховой запас территориального фонда омс. Разъяснены правила использования средств нормированного страхового запаса

Р.Ш. Мавлиханов,
бухгалтер

Многие учреждения здравоохранения столкнулись с проблемами при попытке получить дополнительное финансирование из нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - НСЗ, ТФОМС и ОМС соответственно). Ответы на возникающие вопросы можно найти в письме Федерального фонда ОМС (далее - ФФОМС) от 22.07.2016 № 6619/26-2/и (далее - Письмо ФФОМС).

Формирование плана мероприятий

Письмо ФФОМС содержит разъяснения вопросов по реализации правил использования медицинскими организациями средств НСЗ для финансового обеспечения мероприятий:
- по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации;
- по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Указанные правила утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 (далее - Правила № 332).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно

Положение о порядке формирования и направления средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2007 году на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования (утв. Решением правления ФФОМС от 19.09.2007 N 13А/01) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2007 N 10182)

17. Контроль за целевым использованием средств нормированного страхового запаса, перечисляемых на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок направления Территориальным

фондам средств нормированного страхового запаса ФОМС

на финансирование территориальных программ обязательного

медицинского страхования в результате стихийных бедствий,

катастроф, террористических актов и других

чрезвычайных обстоятельств

18. Основанием для предоставления резервируемых средств нормированного страхового запаса являются представляемые в письменной форме предложения и рекомендации законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, обращения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей территориальных фондов об оказании финансовой помощи, в связи с вышеперечисленными обстоятельствами и финансово-экономическими обоснованиями запрашиваемых средств.

19. Контроль за целевым использованием резервируемых средств нормированного страхового запаса осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. О признании утратившим силу

нормативного правового акта ФОМС

20. Признать утратившим силу Положение о порядке направления средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования, утвержденное Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 02.06.2005 N 5А/7.1, зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 15.06.2005, регистрационный N 6719 ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 25, 20.06.2005).

Председатель правления

Федерального фонда ОМС

М.Ю.ЗУРАБОВ

Приложение N 1

к Положению о порядке

формирования и направления

средств нормированного

страхового запаса Федерального

фонда обязательного медицинского

страхования в 2007 году

на выравнивание финансовых

условий деятельности

территориальных фондов

обязательного медицинского

страхования по финансированию

территориальных программ

обязательного медицинского

страхования

от ____________ N ________

Заявка __________________________________________________________ (наименование территориального фонда обязательного медицинского страхования) на предоставление средств нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию территориальных программ ОМС в 2007 году ┌─────────────────────────────────────────────────────────┬──────┐ │Сумма заявки, млн. руб. │ │ ├─────────────────────────────────────────────────────────┼──────┤ │Стоимость утвержденной в установленном порядке на текущий│ │ │год территориальной программы ОМС, млн. руб. │ │ └─────────────────────────────────────────────────────────┴──────┘ ┌─────┬───────────────────────────────────┬──────────┬───────────┐ │N п/п│ Наименование показателей │Утверждено│Исполнено с│ │ │ │на текущий│начала года│ │ │ │ год │ на дату │ │ │ │ согласно │составления│ │ │ │ бюджету │заявки "__"│ │ │ │ ТФОМС, │"____" 2007│ │ │ │ млн. руб.│ г., млн. │ │ │ │ │ руб. │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ 1. │ Остаток средств на начало года │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │в том числе в банковских депозитах │ X │ │ │ │и ГЦБ │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ 2. │Поступление средств - всего: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.1. │в том числе: │ │ │ │ │единый социальный налог, │ │ │ │ │зачисляемый в территориальные фонды│ │ │ │ │ОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.2. │страховые взносы на обязательное │ │ │ │ │медицинское страхование │ │ │ │ │неработающего населения, │ │ │ │ │уплачиваемые в территориальные │ │ │ │ │фонды ОМС органами исполнительной │ │ │ │ │власти субъекта Российской │ │ │ │ │Федерации │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.3. │недоимка, пени и штрафы по │ │ │ │ │страховым взносам на ОМС │ │ │ │ │неработающего населения │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.4. │единый налог, взимаемый в связи с │ │ │ │ │применением упрощенной системы │ │ │ │ │налогообложения │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.5. │единый налог на вмененный доход для│ │ │ │ │отдельных видов деятельности │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.6. │единый сельскохозяйственный налог │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.7. │недоимка, пени и штрафы по единому │ │ │ │ │социальному налогу и страховым │ │ │ │ │взносам (действовавшим до 1 января │ │ │ │ │2001 года) │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.8. │средства НСЗ Федерального фонда ОМС│ X │ │ │ │на выравнивание финансовых условий │ │ │ │ │деятельности по финансированию │ │ │ │ │территориальной программы ОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.9. │субсидии из средств Федерального │ │ │ │ │фонда ОМС на выполнение │ │ │ │ │территориальной программы ОМС в │ │ │ │ │рамках базовой программы ОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.10.│субсидии из средств федерального │ │ │ │ │бюджета на ОМС неработающего │ │ │ │ │населения (детей) │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.11.│субсидии из средств федерального │ X │ │ │ │бюджета на дополнительную оплату │ │ │ │ │амбулаторно-поликлинической помощи,│ │ │ │ │оказанной неработающим пенсионерам │ │ │ │ │в рамках территориальной программы │ │ │ │ │ОМС (завершение расчетов за 2006 │ │ │ │ │год) │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.12.│субвенции из средств федерального │ X │ │ │ │бюджета на денежные выплаты │ │ │ │ │участковым врачам, участковым │ │ │ │ │педиатрам, врачам общей (семейной) │ │ │ │ │практики, медицинским сестрам │ │ │ │ │соответствующих врачей, подлежащим │ │ │ │ │включению в Федеральный регистр │ │ │ │ │медицинских работников │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.13.│субсидии из средств федерального │ X │ │ │ │бюджета на проведение │ │ │ │ │дополнительной диспансеризации │ │ │ │ │работающих граждан │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.14.│средства федерального бюджета на │ │ │ │ │оказание государственной соц. │ │ │ │ │помощи отдельным категориям граждан│ │ │ │ │по обеспечению лекарственными │ │ │ │ │средствами, предусмотренные на 2007│ │ │ │ │год согласно приложению N 4 ст. 5 │ │ │ │ │бюджета ФОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.15.│ассигнования федерального бюджета │ X │ │ │ │на выполнение территориальных │ │ │ │ │программ ОМС в рамках базовой │ │ │ │ │программы ОМС с учетом остатка │ │ │ │ │средств на 1 января 2007 года, │ │ │ │ │образовавшегося в бюджете ФОМС в │ │ │ │ │результате неполного использования │ │ │ │ │ассигнований на реализацию мер │ │ │ │ │социальной поддержки отдельных │ │ │ │ │категорий граждан по обеспечению │ │ │ │ │необходимыми лекарственными │ │ │ │ │средствами, на завершение расчетов │ │ │ │ │за фактически отпущенные │ │ │ │ │лекарственные средства отдельным │ │ │ │ │категориям граждан в 2006 году │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.16.│субсидии на реализацию мероприятий │ X │ │ │ │в рамках базовой программы │ │ │ │ │обязательного медицинского │ │ │ │ │страхования, передаваемые из │ │ │ │ │федерального бюджета в 2007 году, │ │ │ │ │согласно ст. 8 бюджета ФОМС │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.17.│субсидии из средств Федерального │ X │ │ │ │фонда ОМС на выполнение │ │ │ │ │территориальной программы ОМС в │ │ │ │ │рамках базовой программы ОМС, │ │ │ │ │направленные на оказание │ │ │ │ │государственной соц. помощи │ │ │ │ │отдельным категориям граждан по │ │ │ │ │обеспечению лекарственными │ │ │ │ │средствами в соответствии с Пост . │ │ │ │ │Правительства РФ N 102 от │ │ │ │ │19.02.2007 │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.18.│средства нормированного страхового │ X │ │ │ │запаса Федерального фонда ОМС, │ │ │ │ │направленные на оказание │ │ │ │ │государственной соц. помощи │ │ │ │ │отдельным категориям граждан по │ │ │ │ │обеспечению лекарственными │ │ │ │ │средствами │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.19.│средства Федерального фонда ОМС, │ X │ │ │ │перечисленные из федерального │ │ │ │ │бюджета на реализацию пилотного │ │ │ │ │проекта, направленного на повышение│ │ │ │ │качества услуг в сфере │ │ │ │ │здравоохранения │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.20.│субвенции из средств федерального │ X │ │ │ │бюджета на проведение │ │ │ │ │диспансеризации находящихся в │ │ │ │ │стационарных учреждениях детей- │ │ │ │ │сирот и детей, оставшихся без │ │ │ │ │попечения родителей │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │2.21.│прочие поступления │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ 3. │Расходы - всего: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │в том числе: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │3.1. │Расходы на финансирование │ │ │ │ │территориальной программы ОМС - │ │ │ │ │всего: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │в том числе: │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │- расходы на выполнение │ │ │ │ │территориальной программы ОМС по │ │ │ │ │оказанию медицинской помощи │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │- расходы на выполнение │ │ │ │ │управленческих функций │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │ │- расходы на оказание │ │ │ │ │государственной социальной помощи │ │ │ │ │отдельным категориям граждан по │ │ │ │ │обеспечению лекарственными │ │ │ │ │средствами │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │3.2. │расходы на дополнительную оплату │ X │ │ │ │амбулаторно-поликлинической помощи,│ │ │ │ │оказанной неработающим пенсионерам │ │ │ │ │в рамках территориальной программы │ │ │ │ │ОМС (завершение расчетов за 2006 │ │ │ │ │год) │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │3.3. │расходы на денежные выплаты │ X │ │ │ │участковым врачам, участковым │ │ │ │ │педиатрам, врачам общей (семейной) │ │ │ │ │практики, медицинским сестрам │ │ │ │ │соответствующих врачей, подлежащим │ │ │ │ │включению в Федеральный регистр │ │ │ │ │медицинских работников │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤ │3.4. │расходы на проведение │ X │ │ │ │дополнительной диспансеризации │ │ │ │ │работающих граждан │ │ │ ├─────┼───────────────────────────────────┼──────────┼───────────┤

страхования по финансированию

территориальных программ

обязательного медицинского

страхования

от ____________ N ________

Лист согласования Федерального фонда обязательного медицинского страхования с территориальным фондом обязательного медицинского страхования __________________________________________________ (наименование территориального фонда обязательного медицинского страхования) объема средств нормированного страхового запаса, выделяемых на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2006 году ┌──────────────────────────┬────────────┬────────┬───────┬───────┐ │Недостаток средств для │Объем │Дата за-│Дата │Подпись│ │оплаты счетов, полученных │средств НСЗ,│седания │согла- │дирек- │ │от фармацевтических орга- │предлагаемый│Комиссии│сования│тора │ │низаций за отпущенные ле- │Комиссией │ФОМС │с ТФОМС│ТФОМС │ │карственные средства от- │ФОМС, по │ │ │ │ │дельным категориям граждан│представлен-│ │ │ │ │в 2006 году согласно заяв-│ной заявке │ │ │ │ │ке ТФОМС, представленной в│ТФОМС, │ │ │ │ │ФОМС в соответствии с При-│(тыс. руб.) │ │ │ │ │казом ФОМС от 16.04.2007 │ │ │ │ │ │N 52 (в редакции от │ │ │ │ │ │31.05.2007) (тыс. руб.) │ │ │ │ │ ├──────────────────────────┼────────────┼────────┼───────┼───────┤ │ │ │ │ │ │ └──────────────────────────┴────────────┴────────┴───────┴───────┘ М.П. ТФОМС

Несмотря на сложную финансовую обстановку в стране, диктующую условия жесткой экономии во всех без исключения отраслях, правительство РФ изыскивает средства для поддержки объектов здравоохранения. Так, начиная со второго полугодия текущего года, у медицинских организаций Самарской области появилась уникальная возможность продолжить программу модернизации, реализовавшуюся с 2011 по 2013 годы. В связи с этим в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования формируется обособленный источник финансирования в составе нормированного страхового запаса (НСЗ).

Деньги, о которых идет речь, аккумулируются от применения санкций за некачественно оказанную медицинскую помощь. Иными словами, это - средства, вернувшиеся в бюджет Фонда от проштрафившихся медицинских учреждений. Они распределяются повторно по определенным критериям.

Нормативные документы подразумевают три основных направления по расходованию средств НСЗ. Их можно потратить на:

1) повышение квалификации медицинского персонала;

2) поддержание работоспособности ранее приобретенного медицинского оборудования в ЛПУ;

3) приобретение нового медицинского оборудования.

Лечить по стандартам

Напомним, в 2016 году в связи с аварийными ситуациями, возникшими на двух объектах региональной отрасли здравоохранения - Самарская клиническая гериатрическая больница и Челно-вершинская центральная районная больница, - ТФОМС уже принял в экстренном порядке положительное решение по заявке на выделение финансовых средств на устранение последствий аварий.

В Челновершинском районе медучреждение пострадало в результате стихийного бедствия. При оценке ущерба профнастил крыши перехода из инфекционного отделения в главный корпус (площадь 212 квадратных метров, длина 30 метров) Из средств Территориального фонда ОМС выделено 465 тыс. рублей. Ремонтные работы проведены, больница работает в штатном режиме.

Самарской клинической гериатрической больнице выделено 3 млн. 700 тыс. рублей на ремонтные работы. Там в результате прорыва системы холодного и горячего водоснабжения оказались затоплены помещения 1-го этажа, где расположены в том числе приемное отделение и палаты интенсивной терапии.

Однако главным направлением расходов нормированного страхового запаса, по словам заместителя директора ТФОМС Самарской области Владислава Романова , является оснащение медицинских учреждений необходимым медицинским оборудованием для оказания населению медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. Важно, что качество оказания медицинских услуг должно соответствовать действующим стандартам во всех без исключения ЛПУ региона.

Прозрачность системы - основа принятия решений

Как объяснил Владислав Романов, существует две группы критериев, определяющих включение медицинских организаций в план мероприятий по дополнительному образованию медработников, проведению ремонта и приобретению лечебно-диагностического оборудования за счет НСЗ.

- Общие критерии подразумевают работу ЛПУ в территориальной программе ОМС, подтвержденную всеми необходимыми документами, и своевременное предоставление правильно оформленной заявки, - рассказывает Владислав Романов. - При рассмотрении заявки также учитывается наличие у организации доходов от исполнения территориальной программы ОМС, укомплектованность медучреждения врачами и средним медперсоналом и доля врачей, имеющих квалификационные категории. В числе дополнительных критериев - особенности медицинской организации (оказание плановой, экстренной, специализированной и/или высокотехнологичной медицинской помощи, статус регионального сосудистого центра, оказание помощи сельскому населению и пр.). За все перечисленное, согласно утвержденной сетке, медучреждению начисляются баллы, которые ложатся в основу принятия решения.

Всего на реализацию в 2016 году данных направлений в НСЗ предусмотрено около 78 млн. рублей. Почти 64 из них - на приобретение оборудования, 13 - на выполнение ремонта техники. Совещания по вопросам включения медучреждений в План проходят в областном Минздраве с участием ТФОМС (состоялось уже три совещания). Отметим, что в следующем году действие Программы продолжится.

Так, в числе уже реализованных мероприятий - ремонт передвижного цифрового рентгеновского аппарата в Сызранской ЦГБ на сумму около 1,5 млн. рублей и компьютерного томографа в Самарской городской больнице им. Пирогова на сумму около 2 млн. рублей. Оборудование отремонтировано также в Нефтегорской ЦРБ, Тольяттинской ГКБ №2 им. Баныкина, Красноярской ЦРБ, Безенчукской ЦРБ и Новокуйбышевской ЦГБ.

Что касается закупки необходимой медицинской техники, в Самарскую городскую детскую клиническую больницу №1 им. Ивановой приобретен электрохирургический высокочастотный аппарат с функцией лигирования сосудов стоимостью около полумиллиона рублей, в Тольяттинскую городскую детскую больницу №1 - фиброгастроскоп для неонатальных и педиатрических исследований стоимостью около 1,5 млн. рублей и источник света к нему стоимостью почти 150 тыс. рублей. В список на обновление парка оборудования также вошли Кошкинская ЦРБ, Похвистневская ЦГБ, Отрадненская городская больница, СОКБ им. Середавина, Хворостянская ЦРБ, Безенчукская ЦРБ, Самарская городская клиническая больница №8, Самарская городская больница №4, Самарская городская больница №7 и Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника №14.

С 2019 года в нормированный страховой запас Терфондов ОМС включат средства для борьбы с кадровым дефицитом в первичном звене. Сейчас он идет на финансирование медицинской помощи, оказанной за пределами родного региона, дополнительного образования медиков, а также покупку и ремонт медицинского оборудования.

Минздрав предлагает по-другому формировать нормированный страховой запас (НСЗ) территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС). Сейчас он предназначен «для реализации территориальных программ ОМС, расчётов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретения и ремонта медицинского оборудования». В 2019–2024 годах в него войдут еще и средства на ликвидацию кадрового дефицита в клиниках, оказывающих первичную медпомощь. Соответствующий проект закона, вносящий изменения в статью 51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», опубликован на сайте правительства РФ.

Откуда брать средства и как они будут использоваться медицинскими организациями, должен утвердить Минздрав в дополнительном приказе. , сейчас нормированный страховой запас ТФОМС формируется из доходов бюджета территориального фонда (субвенции ФФОМС), денег, предназначенных на оплату медицинской помощи жителям других регионов, а также части средств от штрафных санкций, наложенных на клиники по результатам проверок.

Правительство также распорядилось внести в Госдуму проект о бюджете Федерального фонда ОМС на следующий год и на плановый период 2020 и 2021 годов. По нему, формирование нормированного страхового запаса ФФОМС планируется ежегодно в размере 3,1 млрд рублей.

На следующий год доходы ФОМС предусмотрены в размере 2 098,2 млрд рублей, на 2020 год – 2 349,9 млрд рублей, на 2021-й – 2 495,8 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 887,9 млрд рублей). Предполагается, что расходы на 2019 год составят 2 190,4 млрд рублей, в 2020-м – 2 350,5 млрд рублей и в 2021-м – 2 501,5 млрд рублей (бюджет 2018 года – 1 994,1 млрд рублей).

«Дефицит бюджета Фонда в 2019 году составит 92,3 млрд рублей, в 2020 году – 0,5 млрд рублей, в 2021 году – 5,7 млрд рублей. Сбалансированность бюджета Фонда будет достигнута за счёт переходящих остатков средств на конец соответствующего финансового года», - говорится в распоряжении кабмина.

«В них (бюджетах социальных фондов - Прим. ред.) мы заложили средства, которые позволят обеспечить необходимый уровень социальной защиты людей, - рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства 20 сентября во время обсуждения законопроектов. - Деньги пойдут на дальнейшее улучшение качества медицины. В том числе мы включим в базовую программу ОМС новые виды высокотехнологичной помощи, продолжим устранять в больницах дефицит отдельных специалистов».