Новый указ президента о субсидиях отменил старый: молодые и многодетные семьи останутся без госпомощи. Молодые и многодетные семьи остались без госпомощи: новый указ о субсидиях отменил старый

В целях совершенствования государственной поддержки молодых и многодетных семей:
1. Установить, что:
1.1. молодым* и многодетным** семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, при рождении либо наличии несовершеннолетних детей*** в период погашения задолженности по кредитам****, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, предоставляется финансовая поддержка государства в погашении задолженности по таким кредитам (далее - финансовая поддержка).
Иностранные граждане и лица без гражданства, относящиеся к категории молодых и многодетных семей и постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются правом на получение финансовой поддержки наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь;
1.2. заявление и документы, необходимые для получения финансовой поддержки, представляются молодыми и многодетными семьями в местный исполнительный и распорядительный орган после государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение;
1.3. финансовая поддержка предоставляется в следующих размерах:
молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка - 20 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее - бюджет прожиточного минимума);
молодым семьям при рождении второго ребенка или наличии двоих несовершеннолетних детей - 40 бюджетов прожиточного минимума;
многодетным семьям при наличии троих и более несовершеннолетних детей - 50 бюджетов прожиточного минимума.
Финансовая поддержка семьям предоставляется:
при рождении третьего ребенка и последующих детей - в порядке, определенном в абзаце четвертом части первой настоящего подпункта;
при рождении двойни - на одного ребенка из двойни в размере 20 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 40 бюджетов прожиточного минимума.
Если в семье до рождения двойни был один ребенок, то на одного ребенка из двойни предоставляется финансовая поддержка в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 50 бюджетов прожиточного минимума; если было двое и более детей, то на каждого ребенка из двойни - по 50 бюджетов прожиточного минимума;
при рождении тройни - на одного ребенка из тройни в размере 20 бюджетов прожиточного минимума, на другого - 40 бюджетов прожиточного минимума, на третьего - 50 бюджетов прожиточного минимума.
Если в семье до рождения тройни был один ребенок, то на одного ребенка из тройни финансовая поддержка предоставляется в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, на другого и третьего - по 50 бюджетов прожиточного минимума; если было двое и более детей, то на каждого ребенка из тройни - по 50 бюджетов прожиточного минимума;
1.4. финансовая поддержка предоставляется равными долями в течение срока погашения основного долга по кредиту, установленного кредитным договором, и направляется на погашение суммы основного долга по кредиту, а в случае ее полного погашения - на погашение процентов за пользование кредитом.
При этом размер финансовой поддержки не должен превышать суммы остатка основного долга по кредиту и (или) процентов за пользование им на дату подачи кредитополучателем заявления об оказании финансовой поддержки.
В случае, если сумма рассчитанной в установленном порядке финансовой поддержки или ее остатка, подлежащего направлению на погашение задолженности по кредиту, равна либо превышает сумму остатка основного долга по кредиту и (или) процентов за пользование им, финансовая поддержка предоставляется единовременно на сумму остатка задолженности по основному долгу по кредиту и (или) процентов за пользование им;
1.5. при рождении в семье, получившей финансовую поддержку, ребенка (детей) в период погашения задолженности по кредиту, выданному банком на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения, такая семья вправе снова обратиться за получением финансовой поддержки в соответствии с настоящим Указом;
1.6. финансовая поддержка не предоставляется молодым и многодетным семьям, которые вместе с получением кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений реализовали свое право на получение льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий, в том числе безвозмездной финансовой помощи военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
3. Совету Министров Республики Беларусь ежегодно при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год предусматривать средства для предоставления молодым и многодетным семьям финансовой поддержки.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие данного Указа распространяется на кредитные договоры, заключенные до и после вступления его в силу.

Президент
Республики Беларусь
А.ЛУКАШЕНКО

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию)
или приобретение жилых помещений

1. Настоящим Положением определяется порядок предоставления молодым и многодетным семьям при рождении или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (далее - финансовая поддержка).
2. Финансовая поддержка предоставляется по решению местного исполнительного и распорядительного органа по постоянному месту жительства (месту регистрации по месту жительства) кредитополучателя.
3. Расчет суммы финансовой поддержки производится местным исполнительным и распорядительным органом на дату представления кредитополучателем документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
Сумма финансовой поддержки рассчитывается исходя из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь, за последние два квартала перед датой представления кредитополучателем необходимых для получения этой поддержки документов.
4. Для получения финансовой поддержки кредитополучатели после государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение представляют в местный исполнительный и распорядительный орган следующие документы:
заявление об оказании финансовой поддержки;
копии свидетельств о рождении детей;
копию кредитного договора.
Многодетная семья наряду с перечисленными документами представляет копию удостоверения многодетной семьи.
Представленные кредитополучателем документы о предоставлении финансовой поддержки рассматриваются в местном исполнительном и распорядительном органе и о принятом решении сообщается гражданину в течение одного месяца со дня подачи документов, указанных в частях первой и второй настоящего пункта.
Для принятия решения о предоставлении финансовой поддержки местные исполнительные и распорядительные органы запрашивают следующие справки:
о нахождении кредитополучателя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату подачи документов, названных в частях первой и второй настоящего пункта, либо на дату заключения кредитного договора - из соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, если кредитополучатель состоит (состоял) на данном учете в местном исполнительном и распорядительном органе не по постоянному месту жительства (месту регистрации по месту жительства);
о нахождении кредитополучателя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату подачи документов, перечисленных в частях первой и второй настоящего пункта, или на дату заключения кредитного договора - из государственного органа, иной организации, принявшей кредитополучателя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, если кредитополучатель состоит (состоял) на таком учете только по месту работы (службы);
об остатке задолженности по кредиту, включая сумму основного долга и процентов за пользование кредитом на дату подачи кредитополучателем документов, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, - из банка, предоставившего кредит;
о подтверждении государственной регистрации права собственности на построенное (реконструированное) или приобретенное жилое помещение - из территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по месту нахождения этого жилого помещения.
Банк, местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы, иные организации в недельный срок со дня получения запроса направляют требуемые документы в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.
5. Порядок перечисления бюджетных средств на предоставление финансовой поддержки определяется соглашениями, заключаемыми между местными исполнительными и распорядительными органами и банками, осуществившими выдачу кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Указ № 240 об адресных субсидиях на строительство жилья, который в августе придёт на смену указу № 585, может лишить молодые и многодетные семьи денежной поддержки государства. На данный момент люди подписываются под петицией с просьбой продлить действие старого указа. Чиновники признали ошибку и, вероятно, пойдут навстречу нуждающимся в жилье.

Указ № 240 об адресных субсидиях на строительство жилья вступит в силу 7 августа. По нему получить помощь в погашении части кредита на недвижимость смогут льготники, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Причём строго по очереди.

По указу № 585 люди могли не ждать годами своей очереди и льготного кредита, брали заём в коммерческом банке под высокие проценты и начинали строиться.

Потом государство предоставляло компенсацию в виде субсидии. Семье с одним ребёнком — 40 бюджетов прожиточного минимума (7353 рубля), семье с двумя детьми — 80 БПМ (14 705 рубля), многодетным «гасили» 100 БПМ (18 382 рубля).

Получается, что со вступлением в силу нового указа такие семьи останутся без финансовой помощи государства, если дом не успеют сдать в эксплуатацию и жильё не станет собственностью по документам до 7 августа, то есть почти через три недели.

Влезли в кредит под сумасшедшие проценты

Жительница Слуцка Виктория Лагун вместе с мужем и двумя детьми-дошкольниками начала строительство частного дома в микрорайоне «Новодворцы». Сбережений не хватало, поэтому в конце прошлого года семья взяла кредит в коммерческом банке под 21%. Виктория рассчитывала на помощь государства в размере 80 бюджетов прожиточного минимума. Это 14 705 рублей (почти $ 7400). Но до августа достроить дом семья не успевает, поэтому субсидию, если действие 585-го указа не продлят, не получит.

«Мы рассчитывали на эти деньги, поэтому и влезли в кредит под такие сума­сшедшие проценты. Будем ломать голову, чем кормить ребёнка и как платить по счетам», — возмущается Виктория.

Семья Лагун стояла в очереди нуждающихся почти в конце списка. По словам Виктории, очередь строиться могла дойти до них через 10−15 лет. Поэтому решили не скитаться по съёмным квартирам, а решить вопрос с жильём, пока молодые.

Недовольных много

После объявления, что 585-й указ отменят, белорусы стали обсуждать связанные с его отменой трудности на форумах, в СМИ. В интернете на сайте Рetitions. by прошёл сбор подписей против отмены указа.

«Семьи, вступившие в строительство, которые собирали, планировали, рассчитывали на поддержку государства, в одночасье остались с неподъёмными долгами и кредитами. Чиновники не посчитали нужным проинформировать людей заранее о планируемой отмене столь жизненно необходимого указа, многие семьи начали строительство, даже не предполагая, что его отменят», — говорится в обращении.

За несколько дней под петицией подписалось 1288 человек. Администрация сайта 17 июля передала петицию в Администрацию Президента, в Министерство архитектуры и строительства.

Снежана Дубчёнок, активистка на сайте Рetitions. by, акцентировала внимание на том, что в первую очередь нужно поддержать семьи, которые вступили в строительство до 6 июля 2017 года — именно в этот день был подписан указ № 240 и про него узнали белорусы.

По мнению Снежаны, такое решение кажется наиболее реальным в сложившейся ситуации, ведь многие молодые семьи вступили в строительство, рассчитывая на поддержку государства, но остались с долгами. И не каждая семья сможет с ними рассчитаться.

Власти извинились

На недовольство людей по поводу отмены 585-го указа отреагировали чиновники. Анатолий Чёрный, министр архитектуры и строительства Беларуси, 13 июля на встрече с журналистами заявил: «Отмена 585-го указа не имела смысла с 6 августа, срока, который мы обозначили в новом документе. Мы не смогли предусмотреть, что определённая категория людей, которая выстраивала свои бюджеты на строительство жилья, ударится в скалу непонимания. Надо признать, что это серьёзная ошибка, и мы приносим свои извинения. Сегодня подготовлено моё обращение к главе государства продлить действие 585-го указа на период завершения строительства домов, начатых строительством до принятия 240-го указа».

По указу №585 молодые и многодетные семьи, которые стоят в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, могли рассчитывать на помощь от государства при строительстве жилья в кредит, который они брали в коммерческом банке. Сумма материальной помощи была разная, пишет

Например, молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего дотировали минимум 20, а позже 40 бюджетов прожиточного минимума. Сегодня это 7300 рублей. Многодетным семьям с тремя и более детьми выдавали 50 бюджетов — чуть больше 9000 рублей. На субсидию можно было рассчитывать только после того, как дом сдали в эксплуатацию. Получается, что те, чьи дома не успеют сдать до сентября, субсидию не получат.

— В надежде на помощь государства мы в декабре 2016 года взяли кредит на жилье под драконовскую ставку — 21%. Рассчитывали, что по 585 указу сможем как молодая семья получить господдержку в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, — рассказал tut.by Виктор. — Но получить господдержку не сможем — в одночасье указ 585 просто перестанет действовать. Когда пошли слухи о новом указе президента, я обращался в Министерство архитектуры, но там говорили, скорее всего, он будет работать параллельно с указом №585. А оказалось, его все-таки отменяют. А нам придется выплачивать кредит по полной ставке.

Многие семьи решились строиться только после того, как получили подтверждение из Минстройархитектуры, что 585 указ будет действовать вместе с новым.

— Прежде чем вступить в строительство, мы со знакомыми молодыми семьями обратились в Минстройархитектуры, и там нам сказали, что 585 указ будет действовать наравне с новым указом. Поэтому спокойно вступили в строительство в мае, дом наш должны сдать в конце сентября, — рассказывает молодая мама Снежана. — Банк, в котором мы планировали брать кредит под 12%, выдавал его лишь с условием, что за квартиру внесено уже более 50% своих средств. Недавно мы с мужем оплатили более 60% и кредит собирались брать лишь в августе. Деньги мы долго копили, брали в долг и сильно рассчитывали на 585 указ, чтобы вернуть долги. А теперь выходит, что всех нас кинули. Когда по всем каналам чиновники рассказывали про новый 240-й указ, они ни слова не сказали о том, что старый действовать перестанет. И многие молодые семьи спокойно брали кредиты, чтобы улучшить свои жилищные условия.

В Министерстве архитектуры и строительства пояснили: указ №585 действительно утратит силу через месяц после вступления в силу указа №240.

— Если кто-то не успеет получить финансовую помощь по указу 585, до того как он утратит силу, не получит ее. Это жизнь, — прокомментировал ситуацию начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль . — С указом №240 указ №585 никак не пересекается. По указу 240 получить субсидию граждане смогут только в порядке очереди.

Новый указ президента № 240 об адресных жилищных субсидиях был подписан на прошлой неделе. В силу он вступит 6 августа 2017г.

А вместе с этим, как оказалось, утратит силу другой указ - о помощи молодым и многодетным семьям при строительстве жилья - № 585.

По указу № 585 молодые и многодетные семьи, состоящие в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, могли рассчитывать на дотации от государства при строительстве жилья в кредит, который брали в коммерческом банке. Сумма финансовой поддержки была разная. Например, молодым семьям при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка дотировали минимум 20, а позже все 40 бюджетов прожиточного минимума. Сегодня это 7,3 тысячи рублей. Многодетным семьям с тремя и более детьми выдавали 50 бюджетов - то есть чуть более 9 тысяч рублей. По 585 указу на субсидию можно было рассчитывать только после того, как дом сдали в эксплуатацию. Выходит, что те, чьи дома не успеют сдать до сентября, субсидию не получат.

В надежде на помощь государства мы в декабре 2016 года взяли кредит на жилье под драконовскую ставку - 21%. Рассчитывали, что по 585 указу сможем как молодая семья получить господдержку в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, - рассказывает Виктор . - Но получить господдержку не сможем - в одночасье указ 585 просто перестанет действовать. Когда пошли слухи о новом указе президента, я обращался в Министерство архитектуры, но там говорили, скорее всего, он будет работать параллельно с указом № 585. А оказалось, его все-таки отменяют. А нам придется выплачивать кредит по полной ставке.

Некоторые семьи решили строиться лишь после того, как получили подтверждение из Минстройархитектуры, что 585 указ будет действовать вместе с новым.

Прежде чем вступить в строительство, мы со знакомыми молодыми семьями обратились в Минстройархитектуры и там нам сказали, что 585 указ будет действовать наравне с новым указом. Поэтому спокойно вступили в строительство в мае, дом наш должны сдать в конце сентября, - рассказывает молодая мама Снежана . - Банк, в котором мы планировали брать кредит под 12%, выдавал его лишь с условием, что за квартиру внесено уже более 50% своих средств. Недавно мы с мужем оплатили более 60% и кредит собирались брать лишь в августе. Деньги мы долго копили, брали в долг и сильно рассчитывали на 585 указ, чтобы вернуть долги. А теперь выходит, что всех нас кинули. Когда по всем каналам чиновники рассказывали про новый 240-й указ, они ни слова не сказали о том, что старый действовать перестанет. И многие молодые семьи спокойно брали кредиты, чтобы улучшить свои жилищные условия.

В Министерстве архитектуры и строительства объясняют: указ № 585 действительно утратит силу через месяц после вступления в силу указа № 240.

Если кто-то не успеет получить финансовую помощь по указу 585, до того как он утратит силу, не получит ее. Это жизнь, - прокомментировал ситуацию начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль . - С указом № 240 указ № 585 никак не пересекается. По указу 240 получить субсидию граждане смогут только в порядке очереди.

Указ № 240

Президент Беларуси 4 июля подписал указ № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений», сообщает пресс-служба главы государства.

Государственные субсидии будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получателями субсидий будут являться все граждане, имеющие право на получение государственной поддержки в соответствии с указом президента Беларуси от 6 января 2012 года № 13.

Дополнительно указом предусмотрено право на получение адресных субсидий ветеранами боевых действий на территории других государств.

При этом государственная поддержка в виде льготных кредитов и субсидий будет действовать параллельно, с сохранением принципа одноразовости ее получения.

Механизм предоставления государственных субсидий разработан с учетом максимального сохранения принципов действующей системы государственной поддержки жилищного строительства: сумма государственной поддержки будет рассчитываться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства; условиями предоставления такой государственной поддержки будут очередность получения и отнесение граждан к категории малообеспеченных.

Ранее начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры Александр Горваль рассказал, что условия, на которых будет предоставляться господдержка, изменяются. Например, кредиты на строительство жилья можно будет взять не на 20 и 40 лет, а только на 20 лет. По его словам, принципиальная разница в том, что если сейчас компенсация из бюджета льготных кредитов идет напрямую банкам, то по новому указу она будет идти гражданам.

Глава государства подписал указ об изменении 240-го указа президента: теперь молодые и многодетные семьи, которые рассчитывали на субсидии по 585-му указу, смогут их получить. Об этом сообщает пресс-служба президента.

В соответствии с документом, на продление действия 585-го указа могут рассчитывать нуждающиеся в улучшении жилищных условий молодые и многодетные семьи, которые заключили на строительство, реконструкцию или покупку жилья кредитный договор до 6 августа.

Напомним, 6 июля президент подписал новый об адресных субсидиях на жилье, который начнет действовать с 6 августа. Оказалось, что вместе с ним утратит силу другой указ — о помощи молодым и многодетным семьям при строительстве жилья — № 585.

Молодые семьи и многодетные, рассчитывавшие на субсидии по 585-му указу и взявшие коммерческие кредиты под 19−20%, попали в правовую яму — если до августа их дома не сдадут, то по 585-му им уже субсидии не полагаются, а по 240-му — еще не полагаются (по нему субсидируют в порядке очередности). Семьи, вступившие в строительство в 2016—2017-м годах могли бы остаться с огромными выплатами по кредитам, которые бы взять не рискнули, если бы не надежда на государство. Субсидии по 585-му указу полагались только тем, кто брал коммерческие кредиты на жилье.

Через неделю после подписания указа № 240 министр архитектуры и строительства , что отмена указа № 585 была преждевременной, извинился перед семьями и пообещал найти выход из ситуации: министр направил президенту обращение с просьбой продлить действие 585-го указа на период завершения строительства домов, начатых строительством до принятия 240-го указа.

«Решен вопрос тех льготников, которые попали в правовую коллизию по поводу принятия указа № 240 и отмены указа № 585. Это 2962 семьи, из них 148 — многодетные. Сегодня эта проблема решена: глава государства подписал указ № 274. В соответствии с ним те семьи, которые заключили кредитные договоры до 6 августа, продолжат строительство жилья и смогут после регистрации получить ту поддержку, на которую рассчитывали, — это будет около Br27 млн», — сказал Анатолий Черный.

Сегодня на встрече с журналистами Анатолий Черный отметил: указ № 585 продлен до тех пор, пока не будут реализованы кредитные договоры 2962 семей, претендующих на субсидии. «Ограничений по срокам сдачи домов нет. Дома будут сдаваться по графику, нормативные сроки строительства составляют не более 10 месяцев, плюс месяц на оформление. Ориентировочно в первом квартале 2018 года все работы должны быть завершены», — пояснил министр.

Анатолий Черный обратил внимание на то, что задержек по выплатам согласно указу № 585 нет. Он продолжает свое действие. «Поддержка молодых и многодетных семей в дальнейшем останется согласно указам № 240 и № 13, которые будут действовать параллельно. Эта поддержка не уменьшилась по сравнению с уровнем прошлого года. В следующем году будут выделяться и средства по указу № 13. Постепенно будем переходить к одному указу № 240. Это прогрессивный документ, который не ущемляет ничьих интересов», — цитирует министра