План по обществознанию егэ. Как написать план по обществознанию

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия... (сущности...). Например:
- Теории происхождения…
- Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла

Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.
2 балла

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.
1 балл

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 баллов

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме "Биологическое и социальное в человеке". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Деятельность как способ человеческого бытия
2) Специфические особенности человеческой деятельности
3) Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4) Мотивы деятельности
5) Два основных типа деятельности
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6) Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта
2) Участники конфликта
3) Причины возникновения межличностного конфликта
4) Повод для конфликта
5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта
6) Функции конфликтов
а) позитивные
б) негативные
7) Классификация межличностных конфликтов:
а) по направленности
б) по мотивам
в) по последствиям
г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих
д) по масштабу воздействия
е) по длительности течения
ж) по форме проявления
з) по источнику возникновения
8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2) Понятия "прогресс" и "регресс"
3) Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально- цивилизованный подход
в) локально-цивилизованный подход
4) Форма социального изменения:
а) эволюция
б) революция

Итак, Вы проработали очередную тему и хотите проверить себя? Нет ничего лучше, чем попытаться построить сложный план — сделать задание 35. Мы на то, что работа с заданием 35 — самый эффективный способ повторения материала. Берите формулировку кодификатора, и стройте свой план! Например «Социализация индивида».

Вот Вам пример плана:

35. «Социализация индивида» .

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

— мировоззрение

— сознание

— статусы и роли

3. Институты социализации:

— церковь

4. Агенты социализации:

— родители

— священники

— учителя

Правила написания задания 35.

Итак, смотрим в план.

1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как , советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.

2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — . Все наши пункты раскрывают это понятие.

3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с , а закончили (итогом социализации индивида).

4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.

5. Показываем понимание конкретики: , школа, родители.

6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, соответствуют : семья — родители, церковь — священники.

7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?

Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) человека 2) (вид по ) 3) Их реализация.

В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!

Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:

1. Понятие «потребность»

2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:

а) физиологические

б) экзистенциальные

в) социальные

г) престижные

д) духовные

3. Престижные потребности:

а) власть

б) богатство

в) карьера

4. Способы реализации престижных потребностей:

а) вступление в политическую партию

б) занятие предпринимательской деятельностью

в) прохождение курсов повышения квалификации

Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!

И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.

А теперь задание для самостоятельной тренировки:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе

Раздел 1. Человек и общество

Тема 1. Природное и общественное в человеке. (Человек как

результат биологической и социокультурной эволюции)

Тема 2. Мировоззрение, его виды и формы

Тема 3. Виды и формы з наний

Тема 4. Понятие истины, ее критерии

Тема 5. Мышление и деятельность

Тема 6. Потребности и интересы

Тема 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Тема 8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Тема 9. Основные институты общества

Тема 10. Понятие культуры. Формы и разновидности

культуры

Тема 11. Наука. Основные особенности научного мышления.

Тема 12. Уровни, формы и методы научного познания

Тема 13. Естественные и социально-гуманитарные науки

Тема 14. Образование, его значение для личности и общества

Тема 15. Религия

Тема 16. Искусство

Тема 17. Мораль

Тема18. Понятие общественного прогресса

Тема19. Многовариантность общественного развития

Тема 20. Реформы, их виды и направления.

Тема 21. Революции и их виды.

Тема 22. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Тема 23. Глобализация

Тема 24. Взаимодействия человека и природы

Тема 25 . Противоречия социального прогресса

Тема 26 . Мораль как регулятор социальных отношений

Тема 27 . Целостность и противоречивость современного мира .

Тема 28 . Глобальные проблемы и культура

Тема 29 . Биосоциальная роль человека.

Тема 30 . Культура.

Тема 31. Мировые религии

Тема 32. Формы и разновидности культуры

Тема 33. Религия как форма духовной культуры

Тема 34. Основные сферы общественной жизни

Тема 35. Культура как общественный феномен

Тема36. Социально-демографические проблемы современности

Тема37. Деятельность - основа существования и развития общества.

Тема38. Проблема Севера и Юга и пути её решения

Тема39. Терроризм, как глобальная проблема человечества

Тема40. Формы общественных изменений

Тема 41 Революция как форма социальных изменений

Тема42. Традиционное общество и его особенности

Тема43. Информационное общество

Тема44. Многовариантность общественного развития

Тема45. Цель и смысл жизни

Тема46. Деятельность

Тема47. Мышление.

Раздел 2. Экономика

Тема 1. Экономика и экономическая наука

Тема 2. Факторы производства и факторные доходы

Тема 3. Экономические системы

Тема 4. Собственность

Тема 5. Рынок и рыночный механизм.

Тема 6. Спрос и предложение

Тема 7. Постоянные и переменные затраты

Тема 8. Финансовые институты .

Тема 9. Банковская система

Тема 10. Основные источники финансирования бизнеса

Тема 11. Ценные бумаги

Тема12. Рынок труда.

Тема 13. Безработица.

Тема14. Экономический рост и развитие

Тема15. Инфляция

Тема16. Рынок труда

Тема17. Налоги

Тема18. Экономика и ее роль в жизни общества

Тема19. Экономический рост

Тема20. Деньги

Тема21. Экономика и государство

Тема22. Мировая экономика

Тема23. Предпринимательство

Тема24. Производство

Тема25. Рынок и рыночный механизм

Тема26. Основные типы экономических систем

Тема27. Фирма как субъект рыночной экономики

Тема28 Понятие и механизм рынка

Тема29. Роль конкуренции в рыночной экономике

Тема 30.Банки и банковская система

Тема31. Экономика как наука

Тема32. Рынок труда

Тема33. Разделение труда и специализация

Тема34. Предпринимательство в экономике

Раздел 3. Социальные отношения

Тема1. Социальная стратификация

Тема2. Семья как социальный институт

Тема3. Социальная роль

Тема4. Социальные группы

Тема5. Социальная мобильность и изменение социального статуса.

Тема6. Социальная мобильность

Тема7. Семья в современном обществе.

Тема8. Межэтнические отношения в современном мире

Тема9. Социальный контроль

Тема10. Социальная стратификация и ее типы

Тема11. Причины отклоняющегося поведения молодёжи

Тема12. Социальный конфликт

Тема13. Диалог культур

Тема14. Вертикальная социальная мобильность

Тема14. Социальная мобильность

Тема16. Российское образование в XXI веке

Тема17. Свобода и ответственность

Тема18. Социализация индивида

Тема19. Конформизм и девиантное поведение.

Тема20. Семья как социальный институт

Тема21. Молодежь как социальная группа

Тема22. Нации и межнациональные отношения

Тема23. Отклоняющееся поведение

Тема24. Социальные институты

Тема25. Нации и национальные отношения

Тема26. Проблема неполных семей

Раздел 4. Политика

Тема1. Политическая элита

Тема2. Средства массовой информации(СМИ)

Тема3. СМИ и политика

Тема4. Роль СМИ в политической жизни

Тема5. Разделение властей в РФ или Теория разделения властей

Тема6. Политические отношения

Тема 7. Государство

Тема 8. Политический процесс в современном обществе

Тема 9. Политические режимы

Тема 10. Роль политических партий в жизни общества

Тема 11. Основные ценности демократии

Тема 12. Избирательные системы

Тема 13. Гражданское общество и правовое государство

Тема 14. Осуществление власти в РФ

Тема 15. Политическая Власть

Тема 16. Государство как политический институт общества

Тема 17. Политическое поведение

Тема 18. Политический процесс как совокупность видов политической

деятельности субъектов

Тема 19. Выборы в Государственную Думу РФ

Тема 20. Механизм государственного регулирования экономики

Тема 21. Избирательная кампания в РФ

Тема 22. Политическое участие

Тема 23. Политический плюрализм.

Тема 24. Становление многопартийности в России.

Тема 25. Политическое сознание и политическое поведение.

Тема 26. Законотворческий процесс в РФ.

Тема 27. Политическая власть как особый тип общественныхотношений

Тема 28. Политические идеологии

Тема 29. Форма государства

Раздел 5. Право .

Тема1. Правонарушение

Тема2. Споры и порядок их рассмотрения

Тема3. Правоохранительные органы. Судебная система

Тема4. Международное право (международная защита прав

человека в условиях мирного и военного времени)

Тема5. Особенности административной юрисдикции

Тема 6. Имущественные и неимущественные права

Тема7. Право в системе социальных норм

Тема8. Юридическая ответственность

Тема9. Гражданство РФ

Тема10. Право собственности

Тема11. Гражданские правоотношения

Тема12. Правовое государство и гражданское общество

Тема13. Трудовые правоотношения

Тема14. Гражданский процесс (ГП)

Тема15. Система российского права

Тема16. Конституция РФ

Тема17. Нормативно-правовой акт как источник права

Тема18. Правовое государство

Тема19. Правовой статус налогоплательщика РФ

Тема20. Юридическая ответственность

Тема21. Отношения супругов

Тема22. Правовое государство

Тема 23. Уголовное право

Тема24. Воинская обязанность гражданина РФ

Тема 25. Воинская обязанность.

Обществознание очень популярный предмет среди тех, что школьники выбирают для сдачи на ЕГЭ. Поэтому количество людей, которым будет интересна тема подготовки к данному предмету, довольно большое. В данной статье, вам будет предложен примерный план подготовки к ЕГЭ по обществознанию .

Этапы подготовки

  1. Врага нужно знать в лицо. Поэтому первым делом скачайте КИМ по обществознанию за этот год на сайте, если актуальные варианты еще не выложили (это может быть только если вы начали подготовку раньше августа-сентября последнего года обучения), то берите КИМ прошлого года и прорешайте его. Так вы поймете, что же из себя представляет ЕГЭ.
  2. Определите, необходима ли вам дополнительная помощь в подготовке. Если вы понимаете, что помощи интернета вам недостаточно, то лучшим вариантом будет поиск опытного репетитора, который поможет вам в подготовке.
  3. Накапливание теоретических знаний. Сразу стоит обмолвиться, что объем их будет большой, ведь вам нужно изучить основы таких больших наук, как: юриспруденция, экономика, социология, политология и др. Отдельно учить термины, смысла не имеет, лучше изучайте теоретические знания по предмету, а вот когда встретитесь с незнакомым термином, тогда используйте все возможности интернета.
  4. Не стоит слишком увлекаться изучением теоретических вопросов. Как можно быстрее переходите к нарешиванию заданий ЕГЭ . Ваше главное преимущество на экзамене - возможность подготовиться к каждому виду задания, это сэкономит вам кучу времени на экзамене. КИМы берите из раздела ФИПИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ , заданий там более чем достаточно.
  5. Специальной подготовки задания второй части не требуют, если у вас достаточно теоретических знаний, то они не представят никакой сложности, а если таких знаний мало, то вы еще должны быть на этапе 3. Единственный совет - можете посмотреть готовые ответы на задания второй части, чтобы понять, что от вас конкретно хотят экзаменаторы.
  6. При написании эссе вам помогут навыки, добытые, в основном, на уроках литературы. Здесь есть одна хитрость: каждое из пяти заданий соответствует одной из базовых гуманитарных наук. Это означает, что у вас точно будет афоризм, который связан с правом, с экономикой, социологией, политологией, социальной философией. Поэтому при подготовке к написанию эссе специализируйтесь на одной - двух науках. Если сочинения вам давались всегда с трудом, то уделите написанию эссе - наибольшее количество времени, все-таки это самое дорогостоящее задание. Просто берите КИМы, вычитывайте афоризмы и пишите, чем больше, тем лучше, постепенно сами поймете, что получаться начало лучше, но вообще именно над этим этапом лучше работать с репетитором, который будет вам объективно говорить о ваших ошибках.

Если вы начнете готовиться к ЕГЭ заранее и подойдете к этому процессу серьезно, то результат точно будет. В этом экзамене нет ничего страшного, особенно если вы будете уверены в своих знаниях.

Редакция "сайт"

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!