Погашение и обслуживание государственного долга. Государственный долг и его роль в общественном воспроизводстве государства

Обслуживание государственного долга

Процесс управления госдолгом - это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает: формирование государственной долговой политики; определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели; установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом; установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления государственным долгом, как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.

Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

Финансирование дефицита бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются инвестиции, поскольку останутся не реализованными инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией за риск.

Расходы на обслуживание государственного долга РФ в 2010 году прогнозируются в размере 304,0млрд.долларов США. Процентные платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в январе 2010г. составили 17,1 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 2,6%.

Проблемы управления государственным долгом

Для решения возникающих проблем федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным долгом как составной частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах - относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств.

Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять отношение государственного долга к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.

Условия современной экономики определяют необходимость формирования специальной стратегической программы мониторинга и управления государственным долгом, включая займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Одновременно должен быть обеспечен мониторинг внешней задолженности банков и предприятий. Сложность проблемы заключается в том, что государственный долг разнороден, а составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов регулирования.

Стратегическая программа обслуживания и погашения государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.

В программе управления долгом следует предусмотреть:

ѕ балансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой с целью стабилизации и возможного уменьшения госдолга, прежде всего внешнего;

ѕ меры по реструктуризации государственного долга и аннулированию его кредиторами;

ѕ возможности рефинансирования задолженности государства;

ѕ уменьшение расходов на обслуживание государственного долга с учетом инфляционного обесценивания основной суммы долга и затрат на его обслуживание;

ѕ источники валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;

ѕ сокращение государственных расходов;

ѕ контроль за заимствованиями субъектов РФ;

ѕ контроль за заимствованиями хозяйствующих субъектов.

Участие Банка России в обслуживании внешнего долга носит в основном пассивный характер в связи с формированием валютных резервов, осуществлением валютной политики и политики валютного курса рубля. Обеспечение устойчивости национальной валюты в основном реализуется в рамках регулируемого валютного рынка.

Неразвитость институциональной основы государственных заимствований, определяя в значительной мере негативные тенденции в этой сфере, проявляется в виде ряда обстоятельств, среди которых - сложившаяся система сосредоточения в одном ведомстве функций государственного заимствования, включая все стадии и элементы данного института. Соединение в одном финансовом центре разных по механизмам и инструментам финансовых потоков при одновременном сочетании исполнительных и контрольных функций несет в себе опасность серьезных нарушений в указанной сфере. Решение проблемы выделения функций государственных заимствований, включая все структурные элементы процесса, в частности определение стратегии государственных заимствований, эффективности и обслуживания как внешних, так и внутренних долгов, в объект относительно самостоятельного управления является главной задачей в области повышения эффективности института государственных заимствований и предотвращения угроз национальной безопасности.

Представляет собой величину, которая характеризует размер возникнувшей задолженности перед субъектами предпринимательской деятельности, имеющими государственную форму управления, а также перед местными жителями. Данный вид долга может исчисляться только в национальной валюте и имеет вид выпущенных долговых обязательств, но невозвращенных на момент проведения всех исчислений. В соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством все внутренние долги должны погашаться в строго оговоренные сроки (они указываются в кредитной документации). Максимальный срок действия внутреннего государственного долга не может превышать 30 лет. При этом стоит отметить, что в подписанный государством и кредитором договор не могут вноситься никакие изменения, касающиеся процентных ставок, сроков погашения долга и оплаты ежемесячных платежей.

Государственный внутренний формируется из следующих составляющих:

1. Задолженность по кредитам, которые были получены Российской Федерацией от различных финансовых учреждений.
2. Обязательства страны по предоставленным гарантиям.
3. Задолженность России по ценным бумагам, выпущенным государством.
4. Долги страны по кредитам и ссудам, направленным на пополнение бюджета и выполнения намеченных социальных программ.

При формировании статей расходов государственного бюджета в обязательном порядке закладываются , направленные на погашение долговых обязательств. В том случае, когда страна не имеет финансовых ресурсов для выполнения взятых на себя обязательств, правительство проводит процедуру консолидации задолженности. Для покрытия дефицита бюджета государство выпускает внутренних займов или проводит кредитных программ, ранее оформленных. Если описывать эту ситуацию простым языком, то можно сказать, что внутренний долг государства это отличный способ наполнения бюджета страны. В этом случае в качестве инвесторов будут выступать простые граждане, у которых государство позаимствовало на определённый срок денежные средства. В качестве кредиторов для государства могут выступать и юридические лица, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и на ней осуществляют свою хозяйственную деятельность.

Виды и формы внутренней задолженности Российской Федерации

В настоящее время на территории России существует несколько видов долговых обязательств, к которым можно причислить следующее:

Нерыночные;
обязательства, которые возникли в результате выполнения федерального бюджета;
рыночные;
обязательства государства, представленные в виде ценных бумаг (эмиссионных).

Изучая особенности внутреннего государственного долга можно отметить следующие формы:

Договора, заключённые правительством Российской Федерации на получение бюджетных кредитных программ и ссуд;
государственные обязательства, связанные с выпуском ценных бумаг;
договора, заключённые РФ с кредиторами, по поводу реструктуризации ранее полученных кредитов;
договорные обязательства Российской Федерации, связанные с государственными гарантиями.

Как происходит обслуживание государственного долга

В соответствии с Федеральным законодательством России, обслуживание внутреннего государственного долга должно осуществляться Центральным Банком. В данном процессе могут принимать активное участие и его учреждения, обязанности которых регламентируются действующим на территории РФ законом.

Процедура обслуживания внутреннего долга государства осуществляется следующим образом: в первую очередь правительство должно разместить долговые обязательства, после чего может заняться решением вопросов, касающихся погашения задолженности, а также проведением всех положенных выплат. Для пополнения бюджета Правительство Российской Федерации в 1995 году приняло закон, который позволяет ему привлекать денежные средства населения, полученные в виде займов, для стабилизации отечественной экономики. Сумма государственного займа на тот момент составила 10 триллионов рублей (было выпущено 10 серий на эту сумму).


Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация.
В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.

Обслуживание долга - процесс выплаты основной задолженности (обязательства), а также процентов кредитодателю со стороны заемщика (должника) с четким следованием условиям договора по выданному займу.

Обслуживание долга (в истории) - периодические (месячные) платежи ростовщику-кредитору.

Обслуживание долга: историческая сущность

Получатель займа (должник) с учетом взятых на себя обязательств (или обязательств граждан государства) каждый месяц должен совершать процентные платежи и погашение основной части задолженности (предоставленной кредитором ссуды). Распределение ссуды по особой схеме. Определенный срок арендатор выплачивает банковскому учреждению только «интерес». Все средства идут на покрытие 2/3 тех средств, которые банк должен получить в форме премии. Только после этого начинаются отчисления на счет основной части займа в конце срока платежей и в счет покрытия основного долга.

Последовательность платежей по процентам и «тела» долга может показаться неважной (несущественной). Но с позиции ростовщика (банка) это ключевой момент (особенно с учетом регламентации сделок с частным покрытием). Центральный банк позволяет выпускать не больше 90% более имеющихся в банковского учреждения резервов - депозитов физлиц, залогового имущества и так далее. Грубо говоря, кредитор может предоставить сто рублей в кредит из десяти рублей, которые у него есть в резерве на момент оформления данного займа. Средства предоставляются по частям, траншами и часто в безналичной форме.

Банку важно, чтобы мощность его мультипликатора постоянно росла, поэтому сначала должны погашаться проценты, а уже после - главный , который и обеспечен залогом. После совершения процентных выплат (обеспечения мультиплицирования) погашение основной суммы займа происходит как продажа обеспечения (залога) в рассрочку.

По сути, банку интересен только процент, преобладающий на общей суммой займа и позволяющий получить дополнительный доход. В свою очередь, продажа задолженности в рассрочку дополнительной прибыли не приносит. Как только получен «интерес», банковское учреждение «переводит» клиента из финансовой части экономки в реальную.

Процесс обслуживания долга лучше всего просматривается на уровне государства. Здесь данный процесс является одним из главных направлений политики. Страна берет на себя ряд обязательств по выполнению сразу нескольких функций - гаранта, кредитодателя и заемщика. При этом процесс управления государственным займом и его обслуживание - комплекс мероприятий, реализуемых со стороны государства, и направленных на своевременное погашение задолженности, совершение эмиссии и размещения облигаций, контроль вторичного рынка долговых бумаг, регулирование государственного займа и так далее.

Процесс регулирования и контроля всех процессов возлагается на ЦБ и Минфин РФ, которые и определяют объемы займов, их характер, бюджетный дефицит и так далее. В задачу структур входит разработка институционального обеспечения и кредитной политики.


Процесс управления долгом и его обслуживания направлен на реализацию определенных целей социального, экономического и политического характера. Все они определятся прогрессом в обществе и текущим состоянием в сфере экономики государства.

Обслуживание долга: задачи, особенности управления, эффективные инструменты

В процессе обслуживания долга государство ставит задачи, призванные решить вопрос своевременного погашения займа, а именно :

Снижение стоимости основной задолженности;

Эффективное применение средств, которые были привлечены в виде займа, а также создание мощной системы контроля и учета совершенных и будущих выплат;

Усиление инвестиционной составляющей кредитов, то есть направление средств на развитие той или иной сферы;

Регулирование общего объема долговых обязательств страны, их удержание на определенном уровне, а также поддержание курса;

Привлечение дополнительного капитала (при необходимости) на наиболее выгодных для предприятия-эмитента условиях;

Установление приоритетов в кредитной политике страны, а также гарантия своевременного обслуживания долга и его покрытия.

В системе управления госдолгом основные действия направляются на его своевременное обслуживание, ведь расходуются с бюджетных денег. То есть задача государства - своевременно пополнять казну для того, чтобы обслуживать задолженность. В противном случае возможно начисление штрафных процентов или даже . В ситуации, когда речь идет об инвестиционных займах, обязательства могут погашаться за счет прибыли от реализованного проекта.


Обслуживание долга страной предполагает:

Проведение операций, направленных на размещение обязательств по долгу;

Выплату прибыли по своим обязательствам;

Покрытие (погашение) имеющейся задолженности. Платежи могут совершаться частично (с учетом плана, графика) или путем совершения отчислений в погашения.

Погашение задолженности - своевременный возврат долга (вместе с процентами) в полном объеме. Если за период действия займа были начислены штрафы, то и они должны быть выплачены.

Задача обслуживания долга (на государственном уровне) возлагается на ЦБ РФ, а также его отделения. При этом берет на себя задачи главного агента. Что касается услуг агентов в отношении обслуживания долга, то они оплачиваются за счет федеральных денег.

С позиции инвестора лучший вариант - четкое соблюдение условий кредитного соглашения, получение прибыли и своевременное покрытие займа. При этом проценты и «тело» кредита выплачиваются в срок и в полном объеме. Но на фоне роста государственного долга подобные явления становятся все более редкими. Как следствие, государство вынуждено использовать различные инструменты при обслуживании долга .

Управление государственным и муниципальным долгом - это система мероприятий государства и муниципального образования по установлению порядка, условий выпуска и размещения долговых обя­зательств, а также по выплате доходов и погашению займов. Управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ либо уполномоченный им Минфин России, а управление государственным долгом субъекта РФ - высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо финансовый орган субъекта РФ. Вопросы управления муниципальным долгом возлагаются на исполнительно­-распорядительный орган муниципального образования (местную ад­министрацию) в соответствии с уставом муниципального образования.

Комплекс мероприятий по управлению государственным долгом в основном касается двух аспектов - методов управления и порядка обслуживания. Под методами управления понимаются способы регу­лирования выпущенных в обращение займов. При этом, если раньше законодательство вообще не затрагивало вопросы применения тех или иных методов и государство могло в одностороннем порядке изменить размер доходности займа, увеличить срок действия или осуществить отсрочку погашения ранее выпущенных займов 1 , а иногда и аннулиро­вать государственный долг (отказаться от долговых обязательств), то в настоящее время применение методов управления государственным долгом строго ограничено бюджетным законодательством РФ.

К числу методов управления относятся реструктуризация долга, новация, предоставление отступного, конверсия, предоставление рас­срочки, списание и прекращение долговых обязательств.

Реструктуризация долга - это основанное на соглашении пре­кращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Новация - это основанная на соглашении замена первона­чального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ ис­полнения (ст. 414 ГК РФ). Такой метод был использован в отношении обязательств по государственным краткосрочным бескупонным об­лигациям и облигациям федеральных займов со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.

Обязательство по государственным займам может быть изменено по соглашению сторон предоставлением отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Заключение договора об отступном произво­дится с владельцами государственных ценных бумаг, не осуществивших новацию в установленные сроки.

В отношении государственного внешнего долга наряду с реструкту­ризацией применяется метод конверсии. Конверсия внешнего долга - средство, обеспечивающее сокращение общей суммы внешней задолжен­ности, облегчение условий внешнего долга за счет замещения основных обязательств иными, менее обременительными для государства-должника.


Если долговое обязательство РФ не предъяв­лено к погашению (не совершены кредитором определенные условия обязательства или установленные НПА действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответ­ствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии РФ, указанное долговое обязательство считается прекра­щенным и списывается с государственного внутреннего долга (если иное не предусмотрено федеральными законами). Минфин России по истечении указанного выше срока издает акт о списании с государ­ственного внутреннего долга не предъявленных к погашению долговых обязательств, выраженных в валюте РФ. Списание с государственного внутреннего долга осуществляется посредством уменьшения объема долга по видам списываемых долговых обязательств, выраженных в валюте РФ, на сумму их списания без отражения указанных сумм в ис­точниках финансирования дефицита федерального бюджета. Однако данное положение не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям и на долговые обязательства РФ перед субъектами РФ и муниципальными образованиями. Выпуски государственных цен­ных бумаг РФ, выкупленные (переоформленные) в полном объеме Минфином России до наступления даты их погашения, могут быть признаны по решению указанного министерства досрочно погашенными.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются финансовые операции по выплате доходов по госу­дарственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долговых обязательств РФ осуществляется Банком России, кредитной организацией или другой специализированной финансовой органи­зацией.

В РФ установлена единая система учета и ре­гистрации государственных заимствований. Минфин России ведет го­сударственные книги внутреннего и внешнего долга РФ (Государствен­ная долговая книга РФ). Такие же книги ведутся в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании. В них вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий), о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Сведения о долговых обязательствах субъекта РФ, муници­пальных образований подлежат передаче Минфину России, который устанавливает объем информации, порядок и сроки ее предоставления. Ответственность за достоверность переданной информации несет фи­нансовый орган субъекта РФ.