Правовое положение отдельных видов банков. На тему: «Понятие, виды и правовое положение коммерческих банков

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
      • Полные товарищества
      • Товарищество на вере
      • Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
      • Акционерные общества (АО)
      • Производственные кооперативы (ПК)
      • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Правовое положение кредитных банковских организаций

Понятие кредитной организации . В соответствии со ст. 1 Закона о банках кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Из легального определения кредитной организации вытекают следующие признаки:

  1. кредитная организация является юридическим лицом (ст. 48 ГК), причем коммерческой организацией (п. 1 ст. 50 ГК);
  2. кредитная организация может быть создана в строго определенной организационно-правовой форме - хозяйственного общества (акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью);
  3. кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности, т. е. государственной, частной, иной формы собственности;
  4. для осуществления банковских операций кредитная организация должна получить лицензию Банка России в установленном порядке.

Кредитные организации подразделяются на банковские и небанковские.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация (НКО) имеет право осуществлять отдельные банковские операции. На наш взгляд, необходимо на уровне федеральных законов определить статус кредитных небанковских организаций.

В связи с этим необходимо сделать два замечания общего характера. Закон о банках (ст. 1) определяет кредитную организацию как юридическое лицо, основная цель которого - извлечение прибыли. Выходит, с точки зрения Закона не только банк, но и небанковская организация являются коммерческими организациями. Вместе с тем небанковские организации могут учреждаться в форме некоммерческой организации (например, Пенсионный фонд РФ).

Здесь обнаруживается формальное противоречие между Законом о банках и отдельными федеральными законами. Кроме того, в Законе о банках прямо сказано: «Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Если в отношении банка такая императивная норма в какой либо мере объяснима, то трудности возникают в части небанковской кредитной организации. Закон исключает возможность создания небанковской организации в иной организационно-правовой форме.

Виды кредитных организаций. Банки (кредитные банковские организации) можно подразделить на различные виды. Прежде всего, надо разграничивать эмиссионные и коммерческие банки. В Российской Федерации эмиссия денежных средств - исключительное право Банка России.

С учетом характера операций различают универсальные и специализированные банки . Первые осуществляют большинство известных банковских операций и сделок, и их деятельность не ограничена конкретной отраслью хозяйства, регионом, составом клиентов. Напротив, специализированные банки обслуживают определенную группу клиентов (например, предприятия малого и среднего бизнеса), конкретную отрасль (например, авиационную, автомобильную).

В зависимости от сферы обслуживания банки делят на местные, национальные и международные. Подавляющее большинство банков в Российской Федерации являются национальными. К международным банкам надо отнести Внешэкономбанк, Внешторгбанк и др.

Используя такой критерий, как наличие (отсутствие) филиалов, банки можно подразделить на безфилиальные и многофилиальные.

В зависимости от формирования уставного капитала выделяют национальные банки (без иностранного капитала), банки с участием иностранного капитала (совместные) и иностранные банки.

Принимая во внимание форму собственности, можно назвать государственные и частные банки. В силу ст. 2 Закона о ЦБ уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Существуют и другие виды банков. Например, с учетом размера собственных средств выделяют крупные, средние и малые банки.

В настоящее время российскому законодательству известны три вида небанковских кредитных организаций:

  1. расчетные небанковские организации;
  2. небанковские кредитные организации инкассации;
  3. небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции.

Каждый из названных видов НКО обладает своими особенностями правового статуса и правового регулирования.

Правоспособность кредитных организаций . Спорной в учебной и научной литературе является категория «правоспособность кредитной банковской организации». Существует три точки зрения о характере правоспособности банка. Одни ученые считают, что банк обладает общей правоспособностью, другие делают вывод о специальной правоспособности банка, третьи усматривают в правоспособности исключительный характер.

Причем авторы разных точек зрения приводят в качестве веских аргументов своей теоретической позиции ссылки на одни и те же положения. Как правило, банковская правоспособность характеризуется следующими признаками:

  1. банки имеют исключительное право на осуществление банковской деятельности;
  2. запрет другим организациям осуществлять эту деятельность;
  3. запрет банкам заниматься деятельностью в сфере производства, торговли и страхования;
  4. банки осуществляют банковскую деятельность с момента получения лицензии;
  5. каждый банк вправе выполнять банковские операции, которые указаны в его банковской лицензии. Однако первый, третий и четвертый признаки позволяют некоторым ученым относить банковскую правоспособность к разряду специальной.

Гражданский кодекс (ст. 49) различает общую и специальную правоспособность. По общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью. Исключение составляют унитарные предприятия, а также другие виды организаций, предусмотренные федеральным законом.

Судебная практика исходит из того, что некоторые коммерческие организации наделены специальной правоспособностью. Так, в соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 банки, страховые организации, инвестиционные институты относятся к юридическим лицам со специальной правоспособностью. Однако непонятно, почему указанные субъекты не обладают общей правоспособностью. Можно лишь высказать на этот счет собственные предположения.

Первое - наличие специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности. Но, по нашему мнению, сам по себе факт получения лицензии на осуществление банковской, страховой, инвестиционной деятельности не влияет в принципиальном плане на характер правоспособности коммерческой организации. В противном случае пришлось бы признать, что все юридические лица (независимо от их принадлежности к коммерческим и некоммерческим организациям), осуществляющие свою деятельность на основании лицензий, обладают специальной правоспособностью.

Второе - существование запретов на занятие теми или иными видами деятельности. Законом о банках (ст. 5) кредитным организациям запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные запреты действует в отношении страховых организаций, инвестиционных институтов.

Полагаем, что данные запреты нельзя рассматривать в качестве основания для отнесения какой-либо организации к юридическому лицу со специальной правоспособностью. Правовые запреты - это ограничение правоспособности юридического лица в порядке и случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК). Эти ограничения распространяются как на общую, так и на специальную правоспособность юридических лиц.

Для разграничения общей и специальной правоспособности юридических лиц необходимо использовать формально-юридический критерий - прямое указание закона. Во избежание споров и конфликтных ситуаций специальная правоспособность отдельных видов коммерческих организаций должна получить легальное закрепление в законе.

Сам по себе вывод о специальной правоспособности кредитных банковских организаций правомерен, но только в контексте осуществления ими предпринимательской деятельности. В то же время ограничивать право банков заключать сделки, направленные на поддержание их деятельности (купля-продажа имущества, аренда нежилых помещений и т. д.), ст. 49 ГК не дает. Иначе происходит подмена правовых понятий. За пределами предпринимательской деятельности можно говорить об общей правоспособности всех коммерческих организаций.

В литературе распространено мнение, согласно которому коммерческий банк является особым субъектом, поскольку его правовое положение характеризуется двойственностью. Так, А. В. Попов пишет, что банк - это субъект гражданского права, участвующий в обороте. Вместе с тем банк включен в структуру управления кредитно-финансовой системой страны и наделен публичными функциями как агент (например, в области валютного контроля).

Действительно, в силу п. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России. В валютной сфере они (агенты) осуществляют контроль за соответствием действующему законодательству совершаемых их клиентами (резидентами и нерезидентами) валютных операций, а также документов, направляемых их клиентами для получения разрешения (лицензии) на осуществление капитальных валютных операций. При этом коммерческие банки не вправе применять к нарушителям валютного законодательства штрафные санкции. Таким правом наделены органы валютного контроля.

Отсюда уполномоченные банки обладают элементами публичной власти, осуществляют контроль за деятельностью других субъектов гражданского права. Как оценить такое положение? Конечно, если бороться за чистоту цивилистического типа регулирования, ответ ясен: необходимо устранить эту двойную природу банков. Напротив, если повернуться в очередной раз лицом к рыночной экономике, указанное сочетание частноправовых и публично-правовых начал - желаемый результат социального прогресса общества; то, к чему должно стремиться право.

Порядок создания кредитной организации. Названный порядок носит специальный порядок и в основном применяется в отношении создания банков. Он (порядок) представляет собой совокупность последовательных действий (юридических фактов), направленных на получение права осуществлять банковскую деятельность.

Особенности создания кредитных организаций осуществляются в требованиях:

  1. к учредителям;
  2. размеру, структуре, форме и срокам формирования уставного капитала;
  3. руководству;
  4. документам, представляемым для государственной регистрации;
  5. процедуре регистрации и лицензирования.

Эти и другие особенности сформулированы в Законе о банках, а также в инструкции Банка России от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций о выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (в ред. от 11 декабря 2006 г. № 1754-У)1.

Коротко рассмотрим основные стадии процедуры создания кредитной организации.

Первая стадия - принятие решения о создании кредитной организации, утверждение устава и подписание учредительного договора в соответствии с общими положениями законов о хозяйственных обществах (ст. 10 Закона о банках).

Кроме этих общих документов учредители кредитной организации (юридические и физические лица) прилагают к ходатайству о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций дополнительные документы:

  1. бизнес-план кредитной организации, составленный в соответствии с установленными требованиями;
  2. документы, подтверждающие источники происхождения средств и свидетельствующие о достоверности финансовой отчетности учредителей кредитной организации;
  3. анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации по форме;
  4. заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация;
  5. документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований, установленных Положением Банка России от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»;
  6. заключение федерального антимонопольного органа о согласовании вопроса о создании кредитной организации и о соблюдении антимонопольных правил;
  7. и другие документы.

Формирование уставного капитала кредитной организации - следующая стадия ее создания. Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. В соответствии со ст. 5 Закона о банках минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на момент подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме рублевого эквивалента 5 млн. евро, минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - в сумме рублевого эквивалента 500 тыс. евро.

Другая особенность формирования уставного капитала кредитной организации проявляется в составе имущества.

Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть в виде:

  • денежных средств в валюте Российской Федерации;
  • денежных средств в иностранной валюте;
  • принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;
  • иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Банком России.

Закон о банках (ст. 11), Инструкция № 109-И (гл. 4) устанавливают специальные требования к неденежной форме имущества.

Во-первых, денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении, утверждается общим собранием учредителей.

Во-вторых, размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в уставный капитал кредитной организации не может превышать 20% уставного капитала кредитной организации.

В-третьих, в случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, подтверждающие право ее учредителей на его внесение в уставный капитал кредитной организации.

Учредители кредитной организации должны оплатить 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в уставе кредитной организации, в течение одного месяца со дня получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации.

Кредитная организация для подтверждения фактической оплаты своего уставного капитала в срок, не превышающий одного месяца с даты его полной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России по своему местонахождению необходимые документы, в том числе платежные поручения с отметкой об исполнении, акты приема-передачи имущества учредителей, внесенного в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, на баланс кредитной организации.

Процедура регистрации и лицензирования - завершающие стадии создания кредитной организации. Начнем с того, что для государственной регистрации создаваемой путем учреждения кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации документы. В свою очередь, территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, представленных для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Далее, срок рассмотрения документов территориальным учреждением Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов. При наличии замечаний по представленным документам, отсутствии полного комплекта документов, а также при отказе в государственной регистрации кредитной организации, территориальное учреждение возвращает их учредителям с письменным заключением.

Общий срок для принятия решения о государственной регистрации или об отказе в ней не должен превышать шести месяцев (ст. 15 Закона о банках). При этом данный срок начинает течь с момента представления всех необходимых документов для государственной регистрации кредитной организации в территориальном учреждении Банка России.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по основаниям, предусмотренным в ст. 16 Закона о банках:

  • несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
  • неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами за последние три года;
  • несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;
  • несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано. Такой отказ, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд (ст. 16 Закона о банках).

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Таким образом, кредитная организация приобретает статус юридического лица с даты внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций (ст. 51 ГК)1. Однако кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции только с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление определенных видов банковских операций. Она выдается Банком России и учитывается в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций (ст. 13 Закона о банках). Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год.

Для получения лицензии необходимо наличие следующих условий: а) она выдается после государственной регистрации кредитной организации; б) подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации (а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества). Такое подтверждение оформляется в виде заключения территориального учреждения Банка России.

После чего Банк России в трехдневный срок принимает решение о выдаче обшей (банковской) лицензии и направляет в кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России по одному экземпляру данной лицензии.

Виды банковских лицензий . С учетом субъектного состава лицензии можно подразделить на две группы: лицензии на осуществление банковских операций кредитными банковскими организациями (банками) и лицензии, выдаваемые небанковским кредитным организациям.

В зависимости от содержания существуют: общая (банковская) лицензия, т. е. лицензия на осуществление банковских операций; лицензия на осуществление валютных операций; лицензия на размещение драгоценных металлов. В рамках данной классификации следует выделить лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц, и лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

Кредитная банковская организация, имеющая лицензию на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющая установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала), вправе получить генеральную лицензию. При этом наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии.

Кроме того, кредитная организация, имеющая генеральную лицензию и собственные средства (капитал) в размере не ниже суммы рублевого эквивалента 5 млн. евро, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства. Такая кредитная организация вправе с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации (ст. 105 ГК).

Все лицензии подразделяются на лицензии с указанием срока действия и без него. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия (бессрочная лицензия).

Закон о банках (ст. 20) устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Например, Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях: установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия; задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи и др.

В то же время Закон о банках называет случаи, когда Банк России обязан отозвать банковскую лицензию, в частности: если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%; если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации. Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве банковской лицензии в «Вестнике Банка России». Обжалование решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия данного решения.

Правовые последствия отзыва банковской лицензии . В Законе о банках (ст. 20) сформулировано основное последствие: после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций она (кредитная организация) должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст. 23.1 настоящего Закона, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

На наш взгляд, отзыв Банком России лицензии на проведение банковских операций не есть основание для ликвидации кредитной организации. Банк России после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации (ст. 20 Закона о банках). При этом суд не связан с фактом отзыва лицензии, а принимает во внимание обстоятельства, послужившие основанием доя такого отзыва. На практике может возникнуть достаточно парадоксальная ситуация: суд отказывает Банку России в иске о ликвидации по причине отзыва лицензии, а банк, лишенный лицензии, не вправе заниматься банковской деятельностью.

Закон о банках предусматривает ряд дополнительных последствий отзыва банковской лицензии. В частности, с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:

  1. считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций;
  2. прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации и т. д.

Как видим, указанные правовые последствия при отзыве лицензии на осуществление банковских операций схожи с последствиями, которые наступают доя должника при объявлении его несостоятельным (банкротом).

Коммерческие банки и государственный банк ЦБ РФ.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью , при этом Банк России наделён имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

Комме́рческий банк - негосударственное кредитное учреждение , осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов , предоставление ссуд , а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).

Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью - маржой . Эпитет «коммерческий» в отношении банка условен, потому что означает, что главной целью деятельности организации является получение прибыли. В то же время встречаются банки, специализирующиеся более глубоко на отдельных банковских услугах.

К банковским услугам относятся:

кредитование юридических и физических лиц;

операции по вкладам;

валютные операции (только уполномоченные банки);

операции с драгоценными металлами;

выход на фондовый рынок и Forex ;

ведение расчётных счётов хозяйствующих экономических субъектов;

обмен испорченных денежных (рваные, обожжённые, постиранные купюры) знаков на неиспорченные;

ипотека ;

автокредитование;

60. Договор банковского вклада. Договор банковского счёта.

Банковский вклад.

Депозит. Обязательство, в силу которого банк, принявший поступления от вкладчика либо для вкладчика денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Реальный, односторонний, возмездный, публичный (если вкладчик ФЛ)

Форма письменная. Несоблюдение – ничтожность.

1.Сберкнижка

Именная;

На предъявителя – ценная бумага.

2. Депозит – сертификат, позволяет снять сумму и проценты.

Срок – мб неопределённый, до востребования. Мб срочный.

Проценты – по договору.

Клиент может расторгнуть договор досрочно (% как по вкладу до востребования, если вклад срочный).

Обеспечение возврата вклада:

Страхование обязательное (сумма до 700 тыс рублей) за счёт банков

Одним из условий договора с ЮЛ должно быть обеспечение вклада

Если принадлежит ИП и ФЛ – страхования не будет

Не страхуется вклад на предъявителя

Вклады за границей

Вклады, переданные в управление???

Проценты: определяются договором; если не определены – то ставкой рефинансирования в месте нахождения банка. Не может быть односторонне изменён, если договор с ЮЛ. Не может быть односторонне уменьшен, если ФЛ. Начисляются со дня, следующего за днём поступления в банк, до дня суммы включительно.

Вклад мб внесён на имя 3 лица. Имя – существенное условие.

Банковский счет.

Банк обязуется принимать и зачислять денежные средства, поступающие на счёт, открытый клиенту и выполнять иные операции по счетам.

Консенсуальный, двусторонний, возмездный(безвозмездный). Присоединения, публичный.

Виды счетов:

Расчётный счёт (ЮЛ)

Лицевой счёт (ФЛ)

Корреспондентский счёт (коммерческому банку в государственных расчётных организациях)

Бюджетный счёт (для налогов, открывается публично-правовым образованиям).

Клиент оплачивает услуги банка в случаях, предусм. Д; банк обязан выплачивать% за пользование денежными средствами, если ИНПД.

Форма – простая письменная. Но несоблюдение не несёт ничтожности.

Очерёдность списания:

Ограничение распоряжения счётом не допускается за исключение наложения ареста на них.

Ответственность банка – путём уплаты% за незаконное пользование чужими денежными средствами; за разглашение банковской тайны (возмещение убытков).

Ограничение распоряжения счётом не допускается за исключением наложения ареста на них.

Расторжение договора:

4. По заявлению клиента – в любое время.

5. По решению банка – при отсутствии в течение 2 лет денежных средств на счёте и операций по счёту (сначала предупреждение за 2 месяца для оживления; внесудебный порядок)

6. В судебном порядке:

Сумма денежных средств менее минимума (предупреждение за месяц, затем иск)

При отсутствии операций в течение года.

Денежные требования банка к клиенту и клиента к банку прекращаются зачётом, если иное не предусмотрено договором. Зачёт осуществляется банком.

Списание денежных средств со счёта осуществляется банком по распоряжению клиента, по решению суда и в иных предусмотренных договором или законом случаях.

Очерёдность списания:

Требования о возмещении вреда жизни и здоровью и об алиментах

По исполнительным документам по выплате выходных пособий,денежных средств по оплате труда и т д

Вконтакте

Одноклассники


Банк (от итал. banco - лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) - финансово-кредитный институт, основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам.

Различают:

- центральные банки , осуществляющие государственное регулирование банковской сферы и денежную эмиссию;

- коммерческие банки , осуществляющие предпринимательскую банковскую деятельность;

Универсальные банки, осуществляют все основные виды банковских операций;

Инвестиционные банки, специализируются на инвестициях, чаще всего в ценные бумаги;

Сберегательные банки, специализируются на привлечении средств населения;

Иногда выделяют:

- «Ритейловый банк» («Розничный банк») - ориентирован на работу с частными лицами.

- «Кэптивный банк» («Карманный банк») - дочерний банк крупной промышленной или банковской структуры, основным назначением которого является обслуживание операций материнской компании.

Центральный банк - посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Национальный Банк Украины, Федеральная резервная система США, Банк Англии, Немецкий федеральный банк, Государственный банк Вьетнама, Народный банк Китая, Национальный Банк Республики Казахстан, Национальный Банк Азербайджанской Республики. В России - Центральный банк Российской Федерации (Банк России) .

Центральный банк является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Центральный банк абсолютного большинства стран не принадлежит государству. Фактически, государство зачастую является лишь формальным собственником используемого центральным банком оборудования, однако правом его использования владеют частные лица - акционеры центральных банков. Нередко государство даже формально не владеет капиталом центрального банка (США, Италия, Швейцария) или владеет им частично (Бельгия - 50 %, Япония - 55 %). По сути, центральный банк выполняет функции государственного органа в интересах частных лиц.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», т. е. хранит обязательные резервы коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчётные палаты.

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам).

Эмиссия банкнот;

Проведение денежно-кредитной политики - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства;

Рефинансирование кредитно-банковских институтов - привлечение кредитными организациями дешёвых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка для обеспечения выданных банком кредитов. Чтобы выдать кредит, необходимо обладать соответствующим финансовым ресурсом. Обычно эту роль играет депозит - сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций со вкладом. В случае нехватки или сокращения ресурсной базы (часть депозитов забрали), чтобы не прибегать к досрочному разрыву кредитных договоров, нужно срочно привлечь новый ресурс взамен выбывшему;

Управление официальными золотовалютными резервами - высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей;

Проведение валютной политики;

Регулирование деятельности кредитных институтов;

Функции финансового агента правительства;

Установка ломбардной ставки - фиксированной процентной ставки, применяемой Центральным Банком при выдаче кредитов коммерческим банкам под залог недвижимости, золотовалютных резервов или государственных ценных бумаг включённых в Ломбардный список.

Норма обязательных резервов - установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке. Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

Ста́вка рефинанси́рования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.

Банк - это юридическое лицо, которое в целях получения прибыли на договорных условиях привлекает денежные средства юридических и физических лиц, размещает их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности, осуществляет расчетно-кассовое, кредитное и иное обслуживание в финансовой сфере.
В настоящее время в России действует двухуровневая банковская система. Первый уровень составляет Центральный банк РФ, ведущий кредитно-денежную политику в стране, регулируя денежное обращение, надзирая за работой коммерческих банков и кредитных учреждений.
Во главе ЦБ РФ стоит председатель, который назначается Государственной Думой РФ по представлении Президента РФ.
Второй уровень составляют коммерческие банки и другие кредитные организации, непосредственно осуществляющие кредитно-расчетные и иное банковское обслуживание предприятий и граждан. Кредитные организации обычно отличаются от банков меньшими размерами собственных уставных капиталов, а также часто тем, что им не разрешается вести операции с физическими лицами.
Функционирование банковской системы осуществляется в соответствии с нормами ГК РФ, а также специально принятыми Законами «О Центральном банке РФ» и «О банках и банковской деятельности в РФ».
В соответствии с этими законами коммерческий банк может быть создан на основе любой легальной формы собственности и приобретает права юридического лица после регистрации (получения лицензии) в Центральном банке РФ. Для этого необходимо не менее трех учредителей и наличие собственного капитала в размере, устанавливаемом ЦБ России.
В соответствии с законодательством коммерческие банки могут быть универсальными и специализированными. Они могут:
- привлекать вклады (депозиты) и предоставлять кредиты;
- открывать и вести счета клиентов;
- осуществлять расчеты и кассовое обслуживание клиентов;
- финансировать капитальные вложения;
- выпускать, торговать, хранить платежные документы и ценные бумаги (чеки, векселя, аккредитивы, акции, облигации и т.п.), осуществлять другие операции с ними;
- выдавать гарантии, поручительства и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;
- приобретать права, требования по поставке товаров и оказанию услуг, принимать риски исполнения таких требований и инкассировать эти требования (форфейтинг), а также выполнять эти операции с контролем за движением товаров (факторинг);
- покупать и продавать наличную и безналичную иностранную валюту;
- привлекать и размещать средства, управлять ими по поручениям клиентов (доверительные трастовые операции);
- оказывать брокерские и консультационные услуги, осуществлять лизинговые операции;
- проводить другие операции и сделки по разрешению Центрального банка РФ.
Коммерческим банкам при этом запрещается осуществлять операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредитных рисков.
Все юридические лица (а также предприниматели без образования юридического лица) законодательно обязаны хранить свои средства в коммерческих банках и проводить через них свои расчеты с партнерами по коммерческой деятельности. Все остальное они могут делать по своему желанию на договорной с банком основе.
По своим обязательствам коммерческий банк несет ответственность в пределах своего имущества, он обязан хранить тайну по операциям его клиентов.
Справки по операциям и счетам клиентов банк обязан предоставить лишь самим организациям, их вышестоящим органам, судам, следственным органам, а также органам налоговой службы.
Коммерческий банк действует на основании своего устава, который принимается учредителями. Они не имеют вышестоящих органов, все вопросы их деятельности решаются общим собранием акционеров (пайщиков) и образуемыми ими исполнительными органами. Они не зависят при принятии решений от государства.
Устойчивость банка определяется, прежде всего, его ликвидностью, т.е. способностью своевременно и в полном объеме рассчитаться по своим обязательствам. К наиболее ликвидным средствам коммерческого банка относятся средства на корреспондентском счете в ЦБ РФ и быстро реализуемые ценные бумаги.
Свои расчеты коммерческий банк проводит с корреспондентского счета, открываемого ему в расчетно-кассовом центре (РКЦ) Центрального банка РФ. Через эти счета идут все расчеты банка.
Таким образом, за ним осуществляется надзор со стороны ЦБ. Если нет денег на расчетном счете, то нет и расчетов для этого банка, а значит и для его клиентов.

Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

27. Правовое положение коммерческих банков и небанковских кредитных организаций

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим законом. В этой же статье даны определения банка, небанковской кредитной организации и иностранного банка.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

Привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц;

Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности, платности;

Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим законом, однако сочетание банковских операций для них устанавливает Банк России.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Согласно ст. 5 данного Закона к банковским операциям относятся: операции по привлечению денежных средств юридических и физических лиц; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц; инкассация денежных средств и иных расчетных и платежных документов и др.

Согласно данному Закону (ст. 12) кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России.

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России (ст. 13).

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

109. Валютные операции коммерческих банков В современных условия все большее значение приобретает выполнение банками валютных операций. По своему экономическому содержание они включают себя как активные, так и пассивные операции банков, т. е. относятся к

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

113. Баланс коммерческих банков Баланс банка характеризует в денежном выражении состояние ресурсов коммерческих банков, источники их формирования и направления использования, а также финансовые результаты деятельности банков на начало и конец отчетного периода.Баланс

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

13.3. Деятельность коммерческих банков Коммерческие банки различаются по:- принадлежности и способу формирования уставного капитала (с участием государства, кооперативные, совместные, иностранные);- отраслевой ориентации территории деятельности (региональные,

автора

Глава 3 Правовое положение кредитных организаций Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Положение Банка России от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

2. Проверки кредитных организаций (филиалов кредитных организаций) Банком России Для осуществления функции банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов).Основной целью проведения Банком России

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

43. Валютные операции коммерческих банков Классификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным

Из книги Банковские операции автора Шевчук Денис Александрович

Операции коммерческих банков Современные коммерческие банки – банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности

Из книги Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках автора Шамраев Андрей Васильевич

Глава 1 Правовое регулирование международных кредитных сделок 1.1. Понятие и виды международных кредитных сделок. Право, применимое к международной кредитной сделкеМеждународная кредитная сделка является правовой формой, которая обеспечивает движение ссудного

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

101. Типология российских коммерческих банков В банковской системе сложились различные типы кредитных учреждений, качественно отличающиеся друг от друга по источникам ресурсов, характеру размещения, стратегиям развития и т. п.Важнейшие «типовые» различия между

автора Кановская Мария Борисовна

30. Пассивные операции коммерческих банков Пассивные операции коммерческих банков – это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса.Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

31. Активные операции коммерческих банков Активные операции коммерческого банка означают использование от своего имени привлеченных и собственных средств для получения соответствующего дохода.Основными видами активных операций коммерческого банка

автора Кановская Мария Борисовна

26. Правовое положение коммерческих банков и небанковских кредитных организаций В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

30. Пассивные операции коммерческих банков Пассивные операции коммерческих банков – это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса.Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов источников:

автора Шевчук Денис Александрович

46. Сущность и функции коммерческих банков На рынке в любой момент времени существуют экономические единицы, располагающие свободными средствами, т.е. с профицитом баланса (ЭЕПБ). Там же существуют экономические единицы с дефицитом баланса (ЭЕДБ). Перераспределение

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

47. Баланс и операции коммерческих банков Схема баланса коммерческого банка. Активы: кассовая наличность и приравненные к ней средства; предоставленные ссуды; финансовые инвестиции; прочие активы. Пассив:обязательства коммерческого банка; привлеченные средства

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

20.3. Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц Особенности правового положения аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».При