Пути укрепления доходной части федерального бюджета российской федерации. Механизм формирования федерального бюджета российской федерации Исполнение бюджета
Продолжение таблицы 4
Показатели, млрд.руб. | 2014 | 2015 | 2016 | Удельный вес в %, 2014 г | Удельный вес в %, 2015 г | Удельный вес в %, 2016 г |
Общегосударственные вопросы(в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга*) | 850,7 | 935,7 | 1 117,6 | 6,38 | 6,31 | 7,16 |
Национальная оборона | 2 103,6 | 2 479,1 | 3 181,4 | 15,77% | 16,71% | 20,37% |
2 061,6 | 2 086,2 | 1 965,6 | 15,45% | 14,07% | 12,58% | |
Национальная экономика | 1 849,3 | 3 062,9 | 2 324,2 | 13,86% | 20,65% | 14,88% |
177,5 | 119,6 | 144,1 | 1,33% | 0,81% | 0,92% | |
Охрана окружающей среды | 24,3 | 46,4 | 49,7 | 0,18% | 0,31% | 0,32% |
Образование(Культура, кинематография и средства массовой информации*) | 672,3 | 638,3 | 610,6 | 5,04% | 4,30% | 3,91% |
Культура, кинематография(Здравоохранение и спорт*) | 94,8 | 97,8 | 89,9 | 0,71% | 0,66% | 0,58% |
Здравоохранение | 502,0 | 535,5 | 516,0 | 3,76% | 3,61% | 3,30% |
Социальная политика | 3 833,1 | 3 452,4 | 4 265,3 | 28,73% | 23,28% | 27,31% |
Физическая культура и спорт | 68,0 | 71,2 | 73,0 | 0,51% | 0,48% | 0,47% |
77,3 | 74,8 | 82,1 | 0,58% | 0,50% | 0,53% | |
360,3 | 415,6 | 518,7 | 2,70% | 2,80% | 3,32% | |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 668,1 | 816,1 | 682,0 | 5,01% | 5,50% | 4,37% |
За период 2014 – 2016 гг. расходы федерального бюджета Российской Федерации возросли, причем увеличение происходило во всех исследуемых годах.
Наибольшее влияние оказала социальная политика, она имеет самый большой удельный вес во всем исследуемом периоде: в 2014 г. - 3833,1млрд. руб. (28,7%), в 2015 г. - 3452,4 млрд. руб. (23,28%), в 2016 г. – 4265,3 млрд. руб. (27,31%).
Статья «Национальная оборона» также оказала существенное влияние на увеличение расходов бюджета. Расходы по ней увеличивались за весь выбранный для исследования период: в 2014 г. – 2103,6 млрд. руб. (15,8%), в 2015 г. – 2479,1 млрд. руб. (16,7%), в 2016 г. – 3181,4 млрд. руб. (20,4%).
Судя по этим данным можно сделать вывод, что национальная оборона является одним из приоритетных направлений в общих расходах государства, так как деятельность по обороне страны является важным фактором укрепления её независимости и могущества.
Наименьшие расходы были произведены на охрану окружающей среды: в 2014 г. – 24,3 млрд. руб. (0,2%), в 2015 г. – 46,4 млрд. руб. (0,31%), в 2016 г. – 49,7 млрд. руб. (0,3%). Несмотря на то, что они занимают наименьший удельный вес, можно отметить, что расходы за 2014-2016 гг. постепенно увеличиваются. С каждым днем состояние окружающей среды ухудшается, поэтому государство должно продолжить тенденцию к увеличению расходов на её охрану.
Анализ динамики расходов бюджета представлен в таблице 5.
Таблица 5
Динамика расходов федерального бюджета за период 2014 – 2016гг.
Показатели | 2014г | 2015г. | Отклонение | Темп роста % | Темп прироста % | 2015г | 2016г. | Отклонение | Темп роста % | Темп прироста % |
Расходы, всего | 13 342,9 | 14 831,6 | 1 488,7 | 111% | 11% | 14 831,6 | 15 620,3 | 788,7 | 105% | 5% |
Общегосударственные вопросы | 850,7 | 935,7 | 85,0 | 110% | 10% | 935,7 | 1 117,6 | 181,9 | 119% | 19% |
Национальная оборона | 2 103,6 | 2 479,1 | 375,5 | 118% | 18% | 2 479,1 | 3 181,4 | 702,3 | 128% | 28% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2 061,6 | 2 086,2 | 24,6 | 101% | 1% | 2 086,2 | 1 965,6 | -120,6 | 94% | -6% |
Национальная экономика | 1 849,3 | 3 062,9 | 1 213,6 | 166% | 66% | 3 062,9 | 2 324,2 | -738,7 | 76% | -24% |
Продолжение таблицы 6
Показатели | 2014г | Отклонение | Темп роста % | Темп прироста % | Отклонение | Темп роста % | Темп прироста % | ||||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 177,5 | -33% | 24,5 | 120% | 20% | ||||||||||
Охрана окружающей среды | 24,3 | 91% | 3,3 | 107% | 7% | ||||||||||
Образование | 638,3 | -34,0 | 638,3 | 610,6 | 96% | -4% | |||||||||
Культура, кинематография | 97,8 | 3,0 | 97,8 | 89,9 | 92% | -8% | |||||||||
Здравоохранение | 535,5 | 33,6 | 535,5 | 516,0 | 96% | -4% | |||||||||
Социальная политика | 3 452,4 | -380,8 | 3 452,4 | 4 265,3 | 124% | 24% | |||||||||
Физическая культура и спорт | 71,2 | 3,2 | 71,2 | 73,0 | 103% | 3% | |||||||||
Средства массовой информации | 74,8 | -2,5 | 74,8 | 82,1 | 110% | 10% | |||||||||
Обслуживание государственного и муниципального долга | 415,6 | 55,3 | 415,6 | 518,7 | 125% | 25% | |||||||||
Данные из таблицы 5 представлены наглядно с помощью графика (рис. 2).
Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета за период 2014 – 2016 гг.
При сравнении 2014 и 2015 гг. было выявлено, что больше всего увеличились расходы на национальную экономику, а именно 1213,6 млрд. руб. (66%), но при сравнении 2015 и 2016 гг. произошло уменьшение расходов на 738,7 млрд. руб. (24%). Таким образом за период 2014-2016 гг. увеличение было не самым большим – а именно на 474,9 млрд. руб. Чего нельзя сказать о расходах на национальную оборону, в течение всего исследуемого периода они показывали стабильное увеличение: за период с 2014по 2015 гг. произошло увеличение на 375,5 млрд. руб. (18%), за период 2015-2016 гг. -702,3 (28%), таким образом, за весь выбранный для исследования промежуток времени (2014-2016) расходы увеличились на 1077,8 млрд. руб. и составили 3181,4 млрд. руб.
Несмотря на это, самыми большими стали расходы на социальную политику, хотя за период 2014-2015 они были уменьшены на 380,8млрд. руб. (10%), они показали рост в 2015-2016 - 812,9 млрд. руб. (24%), составив в 2016 - 4265,3 млрд. руб. и тем самым среди произведенных расходов они заняли первое место.
За период с 2014 по 2016 г, больше всего уменьшились расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В 2014-2015 г на 24,6 млрд. руб. (1%) был небольшой рост, но в 2015- 2016 г.г. было сокращение на 120,6 млрд. руб. (6%). Таким образом, за весь период расходы уменьшились на 96 млрд. руб.
- Индутенко Антонина Николаевна , кандидат наук, доцент, старший преподаватель
- Шапошникова Владислава Сергеевна , студент
- Белгородский государственный университет
- СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
- ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Статья посвящена рассмотрению вопросов о налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета. Также приведены и проанализированы данные по поступлению доходов федерального бюджета, произведен анализ динамики поступлений за 2014-2016 г. И в заключении приведен список мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации в условиях современного экономического развития государства.
- Особенности осуществления бюджетной политики России на современном этапе
- Анализ состава, динамики и структура бюджета домашних хозяйств
- Бюджет фонда обязательного медицинского страхования РФ: проблемы формирования и исполнения
- Российская Федерация в системе международных финансовых отношений
- Проблемы организации муниципальных финансов и пути их преодоления в Европейских странах
Мировой финансовый кризис и сложившаяся в настоящее время неблагоприятная внешнеэкономическая и политическая ситуация в мире существенно уменьшили устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, что привело к нехватке доходов в федеральный бюджет.
Планирование доходов является важнейшей частью бюджетного процесса государства. От точности планирования доходов бюджета зависят качество бюджетной политики в целом и объем принимаемых на себя государством бюджетных обязательств в частности.
Финансовые потоки государства, совокупность его обязательств и источников их финансирования отражаются в федеральном бюджете - важнейшем финансовом документе страны.
Структура статей бюджета свидетельствует о приоритетных направлениях развития России и социально-экономическом уровне страны. Доходная часть бюджета отражает поступающие в бюджет денежные средства, которые будут использованы на покрытие расходов бюджета.
В данный момент проблема обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, а также стабильность поступления доходов в федеральный бюджет, ставит перед Правительством Российской Федерации основную задачу по обеспечению наилучшего соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней и минимизации их дефицита. Вследствие этого, вопрос о поиске путей укрепления доходной части федерального бюджета является довольно актуальным.
Для того, что разработать эффективный комплекс мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета необходимо изначально проанализировать структуру и динамику доходов. Далее будут проанализированы статьи доходов федерального бюджета за 2014-2016 г, что послужит базой для определения дальнейших основных стратегических направлений в отношении формирования доходной части федерального бюджета. Анализ данных представлен в таблице 1 «Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года»
Таблица 1. Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года
Виды доходов |
2014, млрд.руб |
2015, млрд.руб |
2016, млрд.руб |
||
Доходы всего |
|||||
Налоговые доходы |
|||||
Налог на прибыль |
|||||
НДПИ на нефть |
|||||
НДПИ на газ |
|||||
Сбор за пользование объектов животного мира и водных биологических ресурсов |
|||||
Акцизы по подакцизным товарам |
|||||
Водный налог |
|||||
Государственная пошлина |
По данным таблицы мы видим, что в 2016 году по сравнению с 2014 годом доходы в общем снизились на 7% или 1036,5 млрд.руб. Это произошло за счет снижения на 5% НДПИ на нефть, понижение составило 121,5 млрд.руб, и неналоговых активов. При этом все остальные налоговые доходы возросли. Налог на прибыль, например, вырос на 79,9 млрд. или на 19,4%, НДС вырос на 639 млрд.руб, НДПИ на газ также вырос на 3% , что составило 11 млрд.руб. Также на 4% выросла государственная пошлина и на 8% выросли показатели по поступлению НДФЛ, увеличение составило 0,8 млрд.руб. Показателем, который в 2016 году по сравнению с 2014 остался неизменным, несмотря на то, что в 2015 году он слегка поднялся, является водный налог. Поступления от него составляют 2,2 млрд.руб.
Также на доходы в целом влияют и неналоговые доходы, представленные в таблице 2 «Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года».
Таблица 2. Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года
Виды доходов |
2014, млрд.руб |
2015, млрд.руб |
2016, млрд.руб |
Абсолютное отклонение, млрд.руб 2016/2014 |
Относительное отклонение, % 2016/2014 |
Доходы всего |
|||||
Неналоговые доходы |
|||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности |
|||||
Доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ |
|||||
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
|||||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
|||||
Таможенные пошлины |
|||||
Платежи при пользовании природными ресурсами |
|||||
Доходы от продажи материальных и не материальных активов |
|||||
Патентные и иные пошлины |
|||||
Прочие неналоговые доходы |
|||||
Безвозмездные поступления |
В целом в 2016 году можно увидеть следующую картину по неналоговым поступлениям, видно, что поступления довольно отличаются по своим объемам и происходят резкие скачки. То есть некоторые показатели сильно увеличиваются, в 2-5 раз, а некоторые наоборот понижаются на половину.
В 2016 году очень сильно увеличились два показателя, это доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ, увеличение составило 698,7 млрд.руб или он вырос в 4 раза, а также в 5 раз или на 111,5 млрд.руб увеличились прочие неналоговые поступления.
Также значительное увеличение произошло и с показателем который увеличился почти в 3 раза или на 838 млрд.руб, это доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Можно отметить, что такой большой скачок произошел именно в 2016 году, так как в 2015 году, увеличение было совсем незначительным. Примерно на таком же уровне находятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, которые в 2016 году увеличились в 2,3 раза или на 51 млрд.руб.
Что касается понижения показателей в 2016 году, то сюда можно отнести доходы от внешнеэкономической деятельности и таможенные пошлины. Эти два показателя снизились примерно на 2700 млрд.руб или на 55%. Остальные показатели в 2016 году изменились незначительно.
В текущем году замедление, начавшееся в российской экономике еще в 2013 году, продолжается, причем экономическая ситуация пока не сильно улучшилась по сравнению с предыдущими годами. Макроэкономические параметры, которые получились по факту, значительно отличаются от показателей прогноза, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В условиях недостаточности бюджетных ресурсов важнейшим направлением реализации бюджетной стратегии является увеличение доходов федерального бюджета. Для этого необходимо уточнить подходы по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации и провести ряд мероприятий, которые поспособствуют этому.
К таким мероприятиям можно отнести:
- необходимо привести в соответствие порядок формирования и состав бюджетной отчетности, статистической и налоговой отчетности, обеспечив их сопоставимость в отраслевом и территориальном аспектах;
- следует обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налогов и налоговых льгот;
- сформировать нормативно-правовую базу, которая будет регламентировать создание и ведение реестра доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- установить единые правила формирования первичных документов по доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, реквизиты и формы распоряжений о переводе указанных денежных средств, а также платежей за государственные и муниципальные услуги и услуги;
- определить структуру и правила формирования идентификаторов плательщика, получателя, начисления, иных идентификаторов, позволяющих обеспечить однозначное определение платежа.
Список литературы
- Жарковская, Е.П. Финансы [Текст]: учебное пособие / Е.П. Жарковская, И.О. Арендс.-М.: Омега-Л, 2016. – 400 с.
- Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник и практикум для бакалавров / Л. Н. Лыкова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 353 с.
- Поляк Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: учебное пособие / Г. Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 212 с.
Доходы бюджета – это централизованный фонд денежных средств, формируемых за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства. 1
Федеральный бюджет Российской Федерации по сути своей является главным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) в форме федерального закона.
Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают собой денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти.
Доходную часть федерального бюджета составляют следующие федеральные налоги и сборы:
налог на прибыль организаций;
налог на добавленную стоимость;
акцизы на отдельные группы и виды товаров (алкогольная продукция, табачная продукция, бензин и различная топливная продукций, легковые автомобили, мотоциклы и другие подакцизные товары);
налог на добычу полезных ископаемых;
сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
водный налог;
государственные пошлины (за исключением государственных пошлин, подлежащих перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты);
налог на доходы физических лиц.
К доходам федерального бюджета также причисляют доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Составление проекта федерального бюджета обязанность Правительства Российской Федерации, непосредственно составлением проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Проект федерального бюджета составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе:
бюджетного послания Президента Российской Федерации;
прогноза социально-экономического развития;
основных направлений бюджетной и налоговой политики;
государственных целевых программ.
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика и приоритетные направления при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Президент Российской Федерации в обращении к обеим палатам Федерального Собрания отметил цели, которые следует достичь за предстоящий период 2014-2016 гг.:
необходимо обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать выполнение социальных обязательств государства;
необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач (должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития);
оптимизация структуры расходов федерального бюджета;
развитие программно-целевых методов управления;
принятие решений, обеспечивающих сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;
создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности (упростить процедуру уплату налогов и сделать ее более удобной как для физических лиц, так и для предпринимателей)
укрепление системы межбюджетных отношений (необходимо более слаженное взаимодействие бюджетов разных уровней, открытость в межбюджетных отношениях, что позволит различным ведомствам более четко организовать совместную работу по укреплению экономической мощи страны);
повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
Президент Российской Федерации в бюджетном послании отметил необходимость в скорейший срок завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и одобряется Правительством российской Федерации, на период не менее трех лет.
Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы производится на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.
Доходы федерального бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития, в условиях действующего на день внесения проекта закона о федеральном бюджете в законодательный орган.
В основе разработки проекта федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов лежат достигнутые в последние годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня сбалансированности бюджета и сокращение дефицита.
Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета
Показатель | ||||||||||
изменение |
изменение |
изменение |
||||||||
Объем ВВП |
млрд. рублей | |||||||||
Курс доллара США (среднегодовой) |
руб. за долл. США | |||||||||
Цена на нефть марки «Юралс» |
долл./ барр. | |||||||||
Продолжение таблицы 2.2. |
||||||||||
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) |
долл./ тыс. | |||||||||
Цена на газ (ДЗ) |
долл./ тыс. | |||||||||
Объем импорта, всего |
млрд. долл. | |||||||||
Объем импорта, всего |
млрд. долл. | |||||||||
Объем экспорта, всего |
млрд. долл. | |||||||||
Объемы экспорта: |
||||||||||
млн. тонн | ||||||||||
млрд. куб. м | ||||||||||
Нефтепродуктов |
млн. тонн | |||||||||
Налогооблагаемые объемы экспорта: |
||||||||||
млн. тонн | ||||||||||
млрд. куб. м | ||||||||||
Нефтепродуктов |
млн. тонн | |||||||||
Налогооблагаемые объемы добычи: |
||||||||||
млн. тонн | ||||||||||
млрд. куб. м | ||||||||||
Газового конденсата |
млн. тонн |
Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд. рублей)
Наименование | |||
Изменение законодательства - всего | |||
индексация специфических ставок акцизов: | |||
на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук) | |||
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта) | |||
на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. – 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса – 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин – 14 665 руб. за 1 тонну) | |||
на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья | |||
на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации | |||
увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.) | |||
увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО | |||
индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5% | |||
Продолжение таблицы 2.3 |
|||
увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза | |||
снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5% |
Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году – на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году – на 389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).
В таблице 2.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 – 2016 годы.
Таблица 2.3 - Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель | |||||||||||
Доходы, всего | |||||||||||
в том числе: |
|||||||||||
Нефтегазовые доходы | |||||||||||
в том числе: |
|||||||||||
Таможенные пошлины | |||||||||||
Ненефтегазовые доходы | |||||||||||
в том числе: |
|||||||||||
Налог на прибыль организаций | |||||||||||
(без нефтегазовых доходов) | |||||||||||
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) | |||||||||||
Прочие ненефтегазовые доходы |
На основании таблицы 2.3 составлено графическое изображение динамики структуры доходов – рис. 1.
Рис. 1. - Динамика структуры доходов за 2013 – 2016 гг. (млрд руб.)
Таким образом, на рис. 1 очевидно увеличение как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов за период с 2013 по 2016 гг.
На рис. 2 представлено изображение структуры нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.
Рис. 2. – Динамика структуры нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.(млрд. руб.)
Понижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентном соотношении к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году выражено уменьшением экспортных цен на природный газ, объема добычи нефти и горючего природного газа, объема экспорта природного газа и товаров, сформированных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.
На рис 3. Представлено графическое изображение динамики структуры не нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.
Рис. 3. – Динамика структуры не нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг. (млрд. руб.)
Снижение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был утвержден в размере: 2014 г. – 13 570 млрд. рублей, что составит 18,5% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 615 млрд. рублей; 2015 г. – 14 564 млрд. рублей, что составит 19,8% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 384 млрд. рублей; 2016 г. – 15 905 млрд. рублей, что составит 21,6% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 млрд. рублей.
Доходная часть федерального бюджета на 2014 и плановый период 2015 и 2016 гг. сформирован в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов. В прошлые периоды, необоснованные точными расчетами, сумма доходов федерального бюджета представляла собой меньше, чем было написано в проекте федерального бюджета на отчетный и плановый период. Вследствие чего снижается открытость бюджета и не поступление доходов в полном объеме отражается в том, что расходная часть федерального бюджета не может быть полностью исполнена.
Доходы бюджета - это централизованный фонд денежных средств, формируемых за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства. Финансы: Учебник/ Под редакцией Дробозиной Л.А. - с. 153
Федеральный бюджет Российской Федерации по сути своей является главным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) в форме федерального закона.
Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают собой денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти.
Доходную часть федерального бюджета составляют следующие федеральные налоги и сборы:
· налог на прибыль организаций;
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы на отдельные группы и виды товаров (алкогольная продукция, табачная продукция, бензин и различная топливная продукций, легковые автомобили, мотоциклы и другие подакцизные товары);
· налог на добычу полезных ископаемых;
· сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;
· водный налог;
· государственные пошлины (за исключением государственных пошлин, подлежащих перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты);
· налог на доходы физических лиц.
К доходам федерального бюджета также причисляют доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Составление проекта федерального бюджета обязанность Правительства Российской Федерации, непосредственно составлением проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Проект федерального бюджета составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе:
· бюджетного послания Президента Российской Федерации;
· прогноза социально-экономического развития;
· основных направлений бюджетной и налоговой политики;
· государственных целевых программ.
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика и приоритетные направления при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Президент Российской Федерации в обращении к обеим палатам Федерального Собрания отметил цели, которые следует достичь за предстоящий период 2014-2016 гг.:
1) необходимо обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать выполнение социальных обязательств государства;
2) необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач (должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития);
3) оптимизация структуры расходов федерального бюджета;
4) развитие программно-целевых методов управления;
5) принятие решений, обеспечивающих сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;
6) создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;
7) развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности (упростить процедуру уплату налогов и сделать ее более удобной как для физических лиц, так и для предпринимателей)
8) укрепление системы межбюджетных отношений (необходимо более слаженное взаимодействие бюджетов разных уровней, открытость в межбюджетных отношениях, что позволит различным ведомствам более четко организовать совместную работу по укреплению экономической мощи страны);
9) повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
Президент Российской Федерации в бюджетном послании отметил необходимость в скорейший срок завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и одобряется Правительством российской Федерации, на период не менее трех лет.
Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы производится на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.
Доходы федерального бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития, в условиях действующего на день внесения проекта закона о федеральном бюджете в законодательный орган.
В основе разработки проекта федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов лежат достигнутые в последние годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня сбалансированности бюджета и сокращение дефицита.
Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2014 - 2016 годы, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета
Показатель |
||||||||
изменение |
изменение |
изменение |
||||||
Объем ВВП |
млрд. рублей |
|||||||
Курс доллара США (среднегодовой) |
руб. за долл. США |
|||||||
Цена на нефть марки "Юралс" |
долл. / барр. |
|||||||
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) |
долл. / тыс. |
|||||||
Цена на газ (ДЗ) |
долл. / тыс. |
|||||||
Объем импорта, всего |
млрд. долл. |
|||||||
Объем импорта, всего |
млрд. долл. |
|||||||
Объем экспорта, всего |
млрд. долл. |
|||||||
Объемы экспорта: |
||||||||
млн. тонн |
||||||||
млрд. куб. м |
||||||||
Нефтепродуктов |
млн. тонн |
|||||||
Налогооблагаемые объемы экспорта: |
||||||||
млн. тонн |
||||||||
млрд. куб. м |
||||||||
Нефтепродуктов |
млн. тонн |
|||||||
Налогооблагаемые объемы добычи: |
||||||||
млн. тонн |
||||||||
млрд. куб. м |
||||||||
Газового конденсата |
млн. тонн |
Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд. рублей)
Наименование |
|||
Изменение законодательства - всего |
|||
индексация специфических ставок акцизов: |
|||
на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук) |
|||
на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта) |
|||
на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. - 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса - 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин - 14 665 руб. за 1 тонну) |
|||
на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья |
|||
на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации |
|||
увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.) |
|||
увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО |
|||
индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5% |
|||
увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза |
|||
снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5% |
Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году - на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году - на 389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).
В таблице 2.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 - 2016 годы.
Таблица 2.3 - Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
||||||||
Доходы, всего |
||||||||
в том числе: |
||||||||
Нефтегазовые доходы |
||||||||
в том числе: |
||||||||
Таможенные пошлины |
||||||||
Ненефтегазовые доходы |
||||||||
в том числе: |
||||||||
Налог на прибыль организаций |
||||||||
(без нефтегазовых доходов) |
||||||||
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
||||||||
Прочие ненефтегазовые доходы |
На основании таблицы 2.3 составлено графическое изображение динамики структуры доходов - рис. 1.
Рис. 1.
Таким образом, на рис. 1 очевидно увеличение как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов за период с 2013 по 2016 гг.
На рис. 2 представлено изображение структуры нефтегазовых доходов за 2013-2016 гг.
Рис. 2.
Понижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентном соотношении к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году выражено уменьшением экспортных цен на природный газ, объема добычи нефти и горючего природного газа, объема экспорта природного газа и товаров, сформированных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.
На рис 3. Представлено графическое изображение динамики структуры не нефтегазовых доходов за 2013-2016 гг.
Рис. 3.
Снижение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 - 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был утвержден в размере: 2014 г. - 13 570 млрд. рублей, что составит 18,5% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 615 млрд. рублей; 2015 г. - 14 564 млрд. рублей, что составит 19,8% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 384 млрд. рублей; 2016 г. - 15 905 млрд. рублей, что составит 21,6% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 млрд. рублей.
Доходная часть федерального бюджета на 2014 и плановый период 2015 и 2016 гг. сформирован в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов. В прошлые периоды, необоснованные точными расчетами, сумма доходов федерального бюджета представляла собой меньше, чем было написано в проекте федерального бюджета на отчетный и плановый период. Вследствие чего снижается открытость бюджета и не поступление доходов в полном объеме отражается в том, что расходная часть федерального бюджета не может быть полностью исполнена.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Финансово-экономические основы формирования федерального бюджета государства. Формирование федерального бюджета на 2014-2016 гг., его доходов и расходов. Пути повышения эффективности и совершенствование механизма формирования доходов федерального бюджета.
дипломная работа , добавлен 24.01.2014
Определение понятия, сущности, роли и функций бюджета страны. Анализ динамики доходов и расходов современного федерального бюджета Российской Федерации. Управление доходами федерального бюджета: проблемы и основные направления совершенствования.
курсовая работа , добавлен 25.05.2015
Сущность, источники формирования федерального бюджета Российской Федерации, проблемы мобилизации федеральных налогов в его доходной части. Анализ налоговых доходов федерального бюджета, их содержание и характеристика в условиях рыночной экономики.
курсовая работа , добавлен 28.12.2014
Экономическая сущность расходов бюджета, их классификация и порядок формирования. Анализ динамики состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации и расходов бюджета РСО-Алания. Направления совершенствования расходов бюджетов в РФ.
курсовая работа , добавлен 06.06.2015
Понятие, классификация и формы расходов федерального бюджета Российской Федерации, факторы, определяющие их величину. Анализ формирования и исполнения расходной части федерального бюджета в 2007-2010 гг. Межбюджетные трансферты региональных бюджетов.
курсовая работа , добавлен 24.10.2014
Понятие бюджетной системы и государственного бюджета. Бюджетная политика Российской Федерации. Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета России. Методы решения проблемы эффективного управления структурой доходов федерального бюджета.
курсовая работа , добавлен 22.12.2014
Структура Федерального казначейства в Российской Федерации. Анализ действующего механизма казначейской системы исполнения доходов федерального бюджета. Проблемы исполнения доходной части бюджета и поиск путей совершенствования по ее формированию.
курсовая работа , добавлен 21.06.2012
Классификация расходов федерального бюджета. Анализ расходов федерального бюджета Российской Федерации за последние годы. Проблемы финансирования социальных расходов, пути решения. Сравнительный анализ расходов бюджета Российской Федерации и других стран.
курсовая работа , добавлен 15.11.2010