Самые распространенный стереотипы о польской промышленности. Экономика Польши: промышленность, транспорт, финансы, внешняя торговля

Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование.

Страна занимает пятое место в мире по разведанным запасам каменного и бурого угля, а также имеет залежи меди, серы, цинка, свинца, серебра, магния и каменной соли, что дает значительный вклад в польский экспорт. Есть также потенциально перспективные запасы известняка, каолина, глинозема, поташа и природного газа.

Очень значительным изменением, которое произошло за последнее 10-15 лет, был также быстрый рост экспорта промышленных товаров при повышающимся одновременно участии в экспорте сильно переработанных изделий. В настоящее время самую крупную позицию в экспорте промышленных благ составляют изделия электромашиностроительной промышленности. Большое значение имеет в нем также продажа изделий химической и металлургической промышленности.

Польская промышленность - это свыше 380 тыс. экономических субъектов. Значительное большинство промышленных предприятий в Польше - это частные субъекты.

В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин - крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

  • машиностроение
Польша - самая крупная из стран Восточной Европы по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению - отрасли международной специализации.

Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др.

Польские заводы отличаются самым высоким качеством изделий, эффективностью их производства и низкими расходами. Выгодное расположение в сердце Европы дает возможность сотрудничать с моторизационными заводами в соседних странах.

Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

  • авиационный сектор
Польская «авиационная долина» славится авиационной промышленностью и центрами подготовки пилотов. Свои знания она черпает из столетней традиции этой отрасли экономики и 70 лет опыта польской авиации. Польская авиационная промышленность сконцентрирована главным образом в одном географическом регионе. Семьдесят пять процентов производства и занятости в секторе находится в южно-восточной части страны. Сейчас на польском рынке в этом секторе действует около 100 предприятий, в которых занято более 20 тыс. человек.

Можно перечислить несколько положительных факторов объясняющих, почему следует вкладывать деньги в авиационную промышленность именно в Польше, среди них:

  1. многолетние традиции страны в этом секторе,
  2. развитая производственная деятельность иностранных инвесторов,
  3. конкурентные издержки производства,
  4. наличие высококвалифицированных инженерно - технических кадров,
  5. развитая сеть субподрядчиков,
  6. деятельность Объединения «Авиационная Долина»,
  7. густая сеть международных и внутренних аэропортов,
  8. развитая база для обучения и подготовки кадров.
Положительной чертой польского авиационного сектора является развитая сеть внутренних авиалиний, которую можно использовать для перевозки грузов, что является привлекательным фактором для размещения в нашей стране инженерных и сервисных центров воздушных линий.

Польша производит самолёты: народно-хозяйственного назначения, учебно-тренировочные, самолеты бизнес авиации, а также вертолёты, планеры, запчасти и аксессуары для авиации. Большая часть продукции предназначена на экспорт, главным образом в США, Венесуэлу, Индонезию, Италию, Грецию, Канаду, Испанию, Германию, Южную Корею, Вьетнам.

  • химическая промышленность
Химическая промышленность Польши отличается от соседних стран тем, что производит значительное количество серной кислоты, кальцинированной соды, карбида кальция, суперфосфата, азотных удобрений, синтетических волокон и каучука, пластмассы, парфюмерии, автопокрышек и фармацевтических изделий.

Но химическая промышленность всего региона Восточной Европы сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти.

  • строительная промышленность

Строительный сектор регулируется законом "О строительстве" от 7 июля 1994 года с изменениями.

Показатели строительной промышленности значительно возросли в 1997-2000 годах, первоначально как результат иностранных инвестиций главным образом в областях производственной, торговой и административной застройки, хотя возрастало также число новостроек, финансируемых польским капиталом. Однако в 2001 году, после десятилетнего подъема, эта благоприятная тенденция изменилась. В 2003 году польская строительная промышленность испытала спад порядка 3%.

На итоговый результат повлиял спад (3%) в частном секторе и резкое понижение показателей государственных предприятий (5%). В 2003 году доля частного сектора в строительстве продолжала возрастать, чтобы достичь почти 98% (в 2002 году 97,6%).

  • пищевая промышленность
Доля пищевой промышленности, к которой относится производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, в структуре продаж польской промышленности в целом составляет около 20%. В ней работает почти 17% от общего числа занятых в промышленности.

Существенной чертой развития пищевой промышленности в последние годы является ускорение процесса индустриализации переработки сельхозпродуктов как отражения роста уровня производства больших промышленных предприятий.

Несмотря на очевидный прогресс, доля пищевой промышленности в освоении сельскохозяйственной продукции по-прежнему является низкой и составляет: в производстве концентрированных кормов и в переработке овощей и картофеля -около 25-30%, в убое скота - неполных 50%, в переработке зерна и молока - около 65%, а фруктов - свыше 80%.

Сотни магазинов в крупных городах, миллионы посетителей, тысячи поклонников – эти бренды давно полюбились европейским модникам. Но большинство из них даже не подозревают, что раскрученные марки были основаны в польских городах. Именно за качество от производителя их продукцию приобретают в разных странах. Ведь известно, что многие мировые компании сосредотачивают свое производство в азиатских странах, вследствие чего страдает качество товаров.

Польские же основатели продолжают изготавливать свои товары "на месте", тем самым повышая контроль качества при неизменной цене. А вот и названия тех самых марок, которые многие из нас привыкли считать западными.

Diverse

Бренд молодежной одежды, принадлежащий компании Etos. Она была основана более 20-ти лет назад в Гданьске.

Zelmer

Производитель мелкой бытовой техники, среди которой особенно выделяется линейка пылесосов.

Reserved, Cropp, House, Mohito, Sinsay (LPP)

Бренды, под которыми можно купить одежду в 1600 магазинах, рассредоточенных по всей Европе.

Top Secret, Drywash, Troll

Да-да, и эти марки тоже были основаны в пределах польской компании Redan.

Fjord Nansen

Бренд снаряжения и спецодежды для горных походов. Основан компанией Szanti и ее владельцем Дариушем Станишевским.

Gino Rossi

Итальянское название бренда совсем не гласит о локации производства этой обуви. Компания была основана в Слупске, где по сей день функционирует главный офис и завод по производству обуви и сумок.

La Festa, Cremona

Об этих кофейных брендах сложно не знать, а основаны они в Вадовицах.

Fresco, Michelandgelo, Dorato, Cin&Cin

На первый взгляд итальянские вина, но по факту – польские. Эти бренды принадлежат компании Ambra, предлагающей свою продукцию для экспорта.

YES

Бренд ювелирных украшений, который был рожден в Познани.

Bierhalle

На первый взгляд баварское пиво полностью принадлежит польскому бренду, организованному двумя коренными жителями Романом Гостиком и Ежи Бечем.

Big Star

Джинсовый бренд, который конкурирует с такими гигантами как Levi"s и Wrangler.

Кроме местных производителей, в пределах Польши также функционируют дочерние предприятия мировых гигантов-производителей продукции широкого употребления. Например, здесь производят бытовую технику от Electrolux, Samsung, Whirpool, Indesit. И если вам повезет приобрести стиральную машину или холодильник польской сборки, то вы наверняка останетесь довольны качеством!


Польская промышленность — это свыше 380 тыс. экономических субъектов. Значительное большинство промышленных предприятий в Польше — это частные субъекты. В 2003 г. они составляли 99% всех компаний (из чего 1,3% — это зарубежные субъекты, ведущие деятельность на територии Польши и 0,5% субъекты смешанной собственности с преимуществом частного капитала). Частный сектор производит около ¾ промышленной продукции и занимает почти 80% рабочих, работающих в польской промышленности.

Согласно данным за 2004 год, значительное большинство промышленных субъектов занимались переработкой (98,5%), а в пределах этой категории самую многочисленную группу составляли компании специализирующиеся в производстве металлических изделий (свыше 52 тыс.). Очередные наибольшие группы — это компании, занимающиеся производством одежды и меховой промышленностью, производством мебели, а также производством древесины и деревянных изделий. Больше информации о значении отдельных отраслей промышленности в Польше в части: «Участие отдельных отраслей промышленности в составлении ВВП».

Структура польской экономики сильно изменилась за последнее 15 лет. Повысилось значение сектора услуг, уменьшилось значение промышленности. В настоящее время промышленность составляет около ¼ добавленной стоимости польского ВВП (смотри табель 25.1). Эти изменения были результатом как динамического развития сектора услуг — которое является всемирным явлением, так и основательной реструктуризации сектора неэффективных государственных промышленных предприятий в Польше в 90-ых годах. Одновременно, этому процессу сопутствовало развитие современных отраслей промышленности, которое происходило главным образом благодаря зарубежным инвестициям. После периода ухудшения конъюнктуры в 1999-2002 годах, с 2003 года польская промышленность является одной из наибыстрее развивающихся среди стран Европейского Союза. В 2004 году темп роста проданной продукции составил 11,7%, при средней величине для стран Европейского Союза на уровне 2,1%.

Очень значительным изменением, которое произошло за последнее 10-15 лет, был также быстрый рост экспорта промышленных товаров при повышающимся одновременно участии в экспорте сильно переработанных изделий. В настоящее время самую крупную позицию в экспорте промышленных благ составляют изделия электромашиностроительной промышленности. Большое значение имеет в нем также продажа изделий химической и металлургической промышленности.

Самые распространенные стереотипы о польской промышленности

Аналогичные главы из других работ:

Анализ инвестиционной политики Тульской области

1.1.3 Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс занимает важное место в системе народного хозяйства Тульской области. К началу 2006 года в сельском хозяйстве работало пять сельскохозяйственных хозяйств …

Макрорегион Западной Бисси

1.4 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство в Западной Сибири характеризуется производством зерновых, промышленных растений, овощей, картофеля, а также развитием скотоводства, овец и овец.

Из зерна являются основными продуктами пшеницы …

Город России в международном разделении труда

3.3 Сельское хозяйство

Согласно оперативному отчету Росстата, объем сельскохозяйственной продукции в текущих ценах увеличился на 9% за период с января по август этого года в России …

Опыт и состояние экономического развития в Польше

2.4 Сельское хозяйство

Характеристика социально-экономического развития во второй половине XVIII века.

1.1 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство в этот период, как и прежде, оставалось основой экономики страны, а сельское население доминировало (около 4% проживали в городах к концу века).

Развитие сельскохозяйственного производства было главным образом …

Проблема регионов в России

3.2 Сельское хозяйство

Сокращение производства и увеличение расхождений в цене привели к снижению доли сельского хозяйства в ВВП страны с 16,4% в 1990 году

до 5,5-5,5% в 2003-2004 годах. Только в республиках Южного федерального округа и республики Алтай доля сельскохозяйственного сектора в ВРП достигает 20-32% …

Промышленно-экономические отношения между агропродовольственными секторами

2.2 Сельское хозяйство

Центрально-Черноземный регион является одним из основных сельскохозяйственных регионов страны. Доля аграрного сектора в регионе в ВВП составляет почти 25%. Фруктовый пол …

Социально-экономические характеристики муниципального образования «Онежский город и Онежский район»

2:10.

сельское хозяйство

В сельскохозяйственном производстве города и области темпы роста продаж мяса и мясных продуктов увеличиваются — на 41% больше, чем в 2007 году …

Социально-экономический анализ развития Приднестровской Молдавской Республики

2.3 Сельское хозяйство

Валовая сельскохозяйственная продукция во всех категориях сельскохозяйственных хозяйств за период с января по июнь 2014 года.

он оценивался в 415309,2 тыс. руб. в текущих ценах, что на 6,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года …

Территориальная организация экономики Воскресенского района Саратовской области

3.1 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство, включая растениеводство и животноводство, играет важную роль в социально-экономическом развитии региона. Сельскохозяйственный и промышленный комплекс района представляет 33 сельскохозяйственных хозяйства, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью …

Экономика в Бельгии

1.7 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство очень интенсивно, но оно не играет важной роли в экономике страны.

Сельскохозяйственные земли составляют около 1/4 территории страны, в том числе 65% для кормовых растений и пастбищ …

Экономика Израиля

2.5. сельское хозяйство

После независимости Израиля общая площадь пахотных земель увеличилась в 2,6 раза, сейчас она составляет около 445 170 гектаров, а площадь орошаемых полей выросла в 8 раз, достигнув 220 816 га …

Экономика во Франции в 90-е годы.

XX век и начало XXI века

1.3. сельское хозяйство

Франция является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции в Западной Европе.

На долю сельского хозяйства приходится около 4% ВВП и 6% рабочего населения страны, но он дает 25% продукции ЕС …

сельское хозяйство

Регулярная армия, увеличение числа городов, развитие заводского производства и экспорт сельскохозяйственной продукции привели к увеличению товарности сельского хозяйства.

Тем не менее, его шаг замедлился благодаря развитию cerfdom …

Экономическая политика Петра I

5. Сельское хозяйство

Во время правления Петра I были улучшения в сельском хозяйстве.

Регулярная армия, увеличивающая число городов, развивающая фабрику по производству …

§ 29. Польша. (учебник)

2.4 Отраслевая структура производства Польши

Вспомните

  1. В каких природно-климатических условиях расположена территория Польши?
  2. На примере Польши, как может повлиять на экономику страны наличие выхода в море?
  3. К какой языковой группе относится население Польши?

Визитная карточка

Площадь : 312,7 тыс.

Населения :38 483 000 (2010)

Столица : Варшава

Официальное название : Республика Польша

Государственное устройство : Парламентско-президентская республика

Законодательной орган : Двухпалатные Национальное собрание (Сейм и Сенат)

Глава государства : Президент (избирается на 5 лет)

Административное устройство : Унитарная республика (16 воеводств)

Распространенные религии : Христианство (католики)

Член ООН, НАТО, ЕС

Государственный праздник : Годовщина Конституции 1791 (3 мая), День независимости (11 ноября)

ЭГП и природно-ресурсный потенциал. Государстворасположена почти в центре Европы между Карпатами и Балтийским морем,граничит с Россией, Беларусью, Украиной, Германией, Чехией, Словакией иЛитвой.

Большую часть поверхности страны занимает невысокая равнина сприморскими низменностями и полосой озер.

В южной части -Малопольская и Люблинская возвышенности и горы: Судеты, Северные Карпаты,Западные и Восточные Бескиды, Высокие Татры. Климат умеренный, переходный отжаркого и влажного летом (17 — 200С) до умеренно холодного зимой (-1 — 50С).

Территория страны отмечается плотной речной сетью. Главныереки: Висла с Бугом и Одер с притоками. На севере — обилиеозер. Около 27% территории занято преимущественно хвойными лесами.

Польша отличается значительными запасами полезных ископаемых: Силезскийкаменноугольный бассейн (считается одним из богатейших в Европе),нефть, природный газ, железная руда, медь, свинец, цинк, никель, серебро, сера, каменная и калийная соли подобное.

Населения. Польша — типичная однонациональная страна,98% ее населения составляют поляки, проживают также украинские, белорусы, немцы, евреи.

Более 95% — верующие католики. Государственный язык — польский,что относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи.

Во времена Второй мировой войны Польша потеряла примерно пятуючасть своего населения. Послевоенное значительный рост численности населенияобеспечило быстрое восстановление его численности. Процессы паденияуровня жизни и безработица вызвали миграцию населения из страны вразвитых стран Западной Европы и Англо-Америки. За последние годыуровень жизни населения улучшился, что положительно отметилось надемографической ситуации в стране.

Процесс депопуляции изменился незначительно,но положительным естественным приростом населения. В сельском хозяйствезанято 17,4% трудоспособного населения, в промышленности — 29,2%, всфере услуг — 53,4%.

Плотность населения — 123,5 чел. на км2. Внутренняя миграция способствуетпроцессам урбанизации в стране, усиливаются развитие городов, в которыхпроживает около 65% населения.

Крупнейшими из них являются Варшава, Лодзь,Краков, Вроцлав, Познань, Гданьск, Щецин.

Варшава, столица Польши, порт на реке Висла, крупный транспортныйузел, является международный аэропорт (Окенце). Город возник в XIII в. околопереправы через Вислу и быстро росло, используя свое выгодноеторговое положение.

Промышленность представлено предприятиямимашиностроения, металлообработки, металлургии, химической, парфюмерной,швейной, полиграфической, пищевой промышленности.

Варшава — культурный и научный центр страны, здесь работают Польскаяакадемия наук, университет, медицинская академия, вузы, Народный музей,музей Войска Польского, театры.

Лодзь, второй по населению город в центральной частиПольши, на водоразделе Вислы и Одры.

Значительный центр текстильной, химической,пищевой, швейной, мебельной, бумажной, полиграфической промышленности имашиностроения. Транспортный узел. Лодзь — один из крупнейших в странеакадемических центров, здесь работают университет, политехнический институт,высшая школа кинематографии, телевидения и театра.

Первое письменное упоминание о городе относится до 1332 г.

Основан нареке Лодка (отсюда название города), на торговой дороге Торунь-Краков в 1423 Лодзь получил права города. Главная улица Петрковская — одна издлинных торговых улиц Европы. Сохранились множество храмов различныхконфессий и крупнейшее в Европе еврейское кладбище с 1892 г.

Краков , Город в Польше, на реке Висла, основано на месте поселения вислян в VIII-X вв. Значительный центр черной металлургии(Здесь с помощью СССР построен крупнейший в стране металлургическийкомбинат) и машиностроение.

Развито химическое, цементное, мебельную,пищевкусовая, табачную, полиграфическую промышленность. Международныйаэропорт Иоанна-Павла II. Крупнейший образовательный центр: работают 18 вузов, в т.ч. один из старейших в Европе Ягеллонский (от имени польскогокороля Владислава Ягайло) университет, обсерватория, Национальный ихудожественный музеи и тому подобное.

На одной из площадей Кракова — старинной столице Польши

Экономика. Польша — индустриально-аграрная страна.ВВП на душу населения составляет около 13 275 $.

Реформы 90-х годовпривели к развитию частного бизнеса и перестройки структурыведущих отраслей промышленности страны — машиностроение и текстильнойпромышленности.

Развито горнодобывающую промышленность (добыча каменного и бурого угля, медных, цинковых и свинцовых руд, каменной соли и серы).Важное место занимают судостроение, транспортное машиностроение,черная и цветная металлургия, химическая (производство серной кислоты,лекарственных препаратов, парфюмерных и косметических товаров), текстильная(Льняная, шерстяная и хлопчатобумажная) промышленность, а также изготовление фаянсаи фарфора.

Польша — один из крупнейших производителей серы: около 2 млн т ежегодно.

Быстрое наращивание экономического потенциала и рыночные преобразования вэкономике значительно укрепили национальную валюту Польши. Структурнаяперестройка способствует развитию социальной сферы и увеличение доли новыхотраслей производства.

Промышленность. В состав ВВП страны сельское хозяйство дает 4%, промышленность — 31,3%, сфера услуг — 64,7%.

Промышленность Польши за последние 20 лет претерпела значительные изменения, однако, прежнему продолжают развиваться отрасли специализации, сложившихсяво времена социалистического прошлого страны.

Основным источникомэлектроэнергии являются тепловые электростанции, которые ориентируются на собственное бурый(Конин, Радомско) и каменный уголь (Верхняя Силезия).

Машиностроение специализируется на выпускеметаллоемких горнодобывающего, энергетического оборудования, грузовыхвагонов, морских судов. Выпускается продукция сельхозмашиностроения, радиоэлектронное и электротехническое промышленное оборудование.

Егопроизводство сосредоточено в крупных города: Варшава, Забже, битом,Вроцлав, Лодзь, Гданьск. Польша также специализируется на производствелокомотивов и самолетов.

Черная и цветная металлургия получили значительноеразвитие на базе Верхней Силезии, что имеет собственные запасы угля ижелезняка.

Предприятия химической промышленности ориентируются на линиитрубопроводов (Бдигощ, Пулавы, Плоцк, Гданьск), морские порты (Щецин) и собственную химическое сырье (Тарнобжег, Торунь).Внутренний рынок полностью обеспечивает мощная легкая промышленность сцентром в Лодзи (Згеж, Озоркув). Несмотря на значительную внешнююзадолженность и высокий уровень безработицы Польша занимает ведущее место в Европе по динамике роста иностранных инвестиций.

Сельское хозяйство. В аграрном секторепреобладают индивидуальные хозяйства — это было индивидуальной особенностью исоциалистической Польши, где в отличие от других социалистических стран небыло колхозов.

Главными зерновыми культурами являются рожь, ячмень, овес, пшеница.Важное значение имеет плодоводство, выращивание сахарной свеклы,картофеля, овощей, ягод и фруктов.

Эти отрасли имеют экспортное значение.Ведущая отрасль животноводства — свиноводство, а также молочно-мясноескотоводство и птицеводство. Животноводство Польши обеспечивает внутренниепотребности в продуктах питания и экспортирует мясо и мясопродукты, живуюскот и животноводческие корма. Немалый доход приносит государству морскоерыболовство, разведение рыбы во внутренних водоемах и лесное хозяйство.

Сельское хозяйство обеспечивает работу разветвленной пищевой промышленности страны: хлебопекарной, молочной, кондитерской,мясо-и овощеконсервной т.д., но требует значительных капиталовложенийчтобы выйти на конкурентоспособный уровень по соответствующей продукции ипроизводительности отрасли стран Западной Европы.

Транспорт. В стране получили значительное развитие всевиды транспорта.

В целом положение страны способствовало созданию на еетерритории транзитных путей европейского значения. В пассажироперевозке лидером является автомобильный транспорт благодаря значительнойреконструкции имеющихся и строительству новых дорог. Основнымиавтомобильными узлами является Варшава, Лодзь, Вроцлав, район ВерхнейСилезии. Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 430 тыс. км.

Железнодорожный транспорт является ведущим в перевозкегрузов внутреннего и экспортно-импортного сообщения.

Польшаболее 25 тыс. км железных дорог. В крупнейших городах работают аэропорты: Варшава, Лодзь, Краков подобное.

Трубопроводный транспорт имеет как внутреннюю, так и транзитное значение.

Морской транспорт выполняет основную экспортно-импортная нагрузка. Крупные морские порты: Гданьск , Щецин , Гдыня , Свиноуйсьце .

16 млн жителей страны пользуются сетью Internet.

Внешнеэкономические связи. В структуре экспортапреобладают машины и транспортное оборудование, промежуточные и готовыепромышленные товары, продовольствие и живые животные. Наибольшие объемыэкспортной продукции направлена

Импортирует Польша машины и транспортное оборудование, сырье иполуфабрикаты, продукцию химической промышленности, минералы, топливо,масла и т.д.. Основные поставщики этой продукции: Германия, Россия,Италия, Нидерланды, Франция, Китай.

Значительной статьей доходов являетсятуристический бизнес. Важнейшие курорты страны Сопот, Закопане (центрзимнего туризма и спорта), Величка (бальнеологический курорт), песчаныепляжи Балтики и др..

. Хозяйство современной. Польши отмечается развитой отраслевой и территориальной структурой. Это индустриально-аграрное государство (промышленность дает около 36% стоимости. ВВП, 4% — сельское хозяйство и 60% — сфера услуг)

Промышленность имеет многоотраслевую структуру, в которой ведущее место занимают угольная промышленность, металлургия, машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. Хорошо развита строительная промышлен словисть.

Особенностью территориальной организации промышленности.

Польши является ее значительная концентрация на юге страны. В наследство от социалистической экономики. Польша получила ряд нерентабельных, энергоемких и экологической чно грязных производств.

После вступления в. ЕС в 2004 г страна получила многомиллиардную финансовую помощь для преодоления кризисных явлений в топливно-энергетическом, машиностроительном комплексах, легкой промышленно сти и других отраслях и успешно осуществляет их модернизациицію.

Топливная промышленность в значительной степени ориентирована на добычу и использование собственного топлива. Так, объемы добычи угля (прежде всего. Верхне-Силезский бассейн) составляют в последние годы 215-250 млн т т.

Значительная часть его поступает на экспорт (в страны. Западной. Европы, скандинавских, а также в Украину). Нефть и газ. Польша импортирует, в основном, трубопроводами из.

России. Рассматривается возможность имп орта нефти морским путем из. Норвегии и стран. Персидского залива.

В перспективе. Польша может импортировать нефть. Каспийского бассейна при достройке нефтепровода. Одесса-Броды (Украина) до м. Плоцк. Производ тво электроэнергии сосредоточено на.

ТЭС (97%), 3% дают. ГЭС. Треть тепловых электростанций сосредоточена в. Верхней. Силезии. Работают они в основном на угле, частично, на мазутна мазуті.

Металлургическая промышленность представлена??черной и цветной металлургией. Черная металлургия производит около 20 млн т стали и работает на собственном коксующихся углях и привозном руде (железной — из.

Швеции т и Украины, марганцевой — из Украины). Черная металлургия сконцентрирована на юге в. Верхней. Силезии. Крупнейшими центрами е. Краков,. Катовице,. Ченс-тоховова.

Цветная металлургия частично работает на собственном сырье (медной и свинцово-цинковой) и на привозном (бокситы из. Венгрии). Цветная металлургия сконцентрирована в юго-западной части. Польши, ориентированных уеться на медные руды. Нижней. Силезии (Глогув,. Легница). Свинец и цинк выплавляют в. Катовице и других промышленных центрах.

Верхней. Силезии. На электроэнергии. ТЭС работают предприятия по производству алюминиевых мини -. Скавиний и. Конинін.

Металлургия в целом удовлетворяет потребности. Польши в металле. Часть ее продукции идет на экспорт

Машиностроение, которое является важнейшей отраслью промышленного комплекса. Польши, дает около. ЗО% стоимости промышленной продукции и составляет значительную долю ее экспортного потенциала.

В 1980-1990-х гг проблем мою польского машиностроения было технологическое отставание от уровня высокоразвитых стран. ЕС. Теперь эта проблема решается в основном за счет импорта технологий. Польское машиностроения специа лизируется на выпуске судов (Гдыня,. Гданьск,. Щецин), оборудования для энергетики, металлургии и химической промышленности (Краков,. Катовице,. Чен-стохова,. Бытом), для пищевой промышленности (Варшава,.

Быдгощ), а также сельскохозяйственные машины»легковые автомобили, вагоны и т.д.. В последние годы получило развитие станко-и приборостроение, производство бытовых машин, развиваются отрасли точного наукоемног в машиностроение (Варшава,. Вроцлав,. Познань,. Краковаків).

Химическая промышленность. Польши имеет многоотраслевую структуру. Здесь активно развивается нефтехимия (Плоцк), газохимии (Пулавы и. Тарнов), химия органического синтеза, основная химия. Предприятия выпускают га алузи пластмассы, синтетические волокна, каучук, минеральные удобрения, серную и азотную кислотыти.

Текстильная промышленность — традиционная отрасль.

Польши. Она отличается высоким уровнем территориальной концентрации. Большинство предприятий находится в. Лодзи (2/3 работающих) и в. Нижней. Силезии

Пищевая промышленность подверглась значительной модернизации в последние годы. Она выпускает муку, сахар, плодоовощные и мясные консервы и другую продукцию. В своем размещении тяготеет к районам производства сел ькогосподарськои сырьяни.

Сельское хозяйство

Проблемой сельского хозяйства.

Польши в низкая эффективность, небольших фермерских хозяйств. Однако рост сельскохозяйственного экспорта в страны-члены. ЕС в 2004-2006 гг укрепляет его позиции й за счет качества и дешевизны продукции животноводства и растениеводства. Польское сельское хозяйство специализируется среди стран. Центральной. Европы на производстве картофеля (пятое место в мире), лен в, молока, табака, мяса, сахарной свеклы, ягод. В структуре сельскохозяйственной продукции основное место принадлежит растениеводству.

Под зерновыми культурами занято 56% посевных площадей, кормовыми — 13%, к артоплею — 16%, техническими — 5%. Крупнейшие посевы пшеницы в южной и юго-восточной. Польше. На севере, в центре и на востоке в структуре зерновых увеличивается доля ржи и ячменя. Южная и центр альная. Польша — районы развитого садоводства и овощеводства.

Здесь значительного развития приобрело выращивание, ягод (смородины, клубники, малины и др.ни та ін.).

Не указаны проблемы промышленности. Польши, в частности легкой промышленности и машиностроения

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная транспортная система радиальное (от.

Варшавы) простирания. Однако все большее значение приобретают транспортные артерии направления. Восток -. Запад (две железнодорожные ветки: южная, щ что уходит из Украины через. Краков -. Катовице в. Варшаву, и северная — из.

Промышленность Польши: краткая характеристика ключевых отраслей

России через. Беларусь в. Варшаву и. Познань), а также меридиональные пути от. Балтики на юг. В. Польше идет реконструкция отдельных вы дев транспорта, создание трубопроводной сетижі.

На сегодня автомобильные перевозки превышают железнодорожные-Наивысшая плотность автодорог сформировалась на западе.

Морской транспорт. Польши осуществляет значительную долю международных перевозок грузов. Речной транспорт использует судоходные реки. Одра,. Вислу и каналли.

Трубопроводный транспорт представлен нефте-и газопроводами, которые идут с. Востока через. Польшу в. Западную. Европу, а также от портов на.

Балтийском море

Внешнеэкономические связи

К середине 1980-х гг были ориентированы на социалистические страны. Во время рыночных преобразований возросла интенсивность связей со странами. Запада, хотя восточноевропейские также составляют значительную долю в эксп портно-импортных операциях.

Польши. Сейчас она экспортирует судна, оборудования для пищевой и химической промышленности, автомобили, кокс, продукты питания, изделия деревообрабатывающей промышленности, медь и другое продукцию. Польша импортирует нефть, газ, руды черных металлов и бокситы, химическую продукцию, машиншини.

Экономика Польши

После окончания Второй мировой войны и в начале 1990-х годов польская экономика была организована как советская.

Единственным исключением было то, что государство коллективно не коллективизировалось.

В начале 1990-х годов начались экономические реформы и политические реформы.

Структура и промышленность

После принятия закона о приватизации большинство компаний перешли в частные руки.

Почти половина территории страны занимает пахотные земли. Основными культурными продуктами являются картофель, корма и промышленные продукты. Животноводство (особенно животноводство) хорошо развито в стране.

Важной отраслью экономики является морская рыбалка.

Основным источником энергии является уголь.

Его довольно крупные поселения расположены в бассейнах Люблина и Валбжиха, а также в Силезии. Уголь используется для тепловых электростанций, которые обеспечивают государство львиной долей электричества. Запасы нефти в стране незначительны, они в основном импортируются.

Промышленность в Польше

Польская промышленность диверсифицирована и преимущественно распределена по всей территории Польши.

Основными отраслями промышленности являются угольная промышленность, текстильная промышленность, машиностроение, приборостроение и продукты питания.

Несмотря на общее равномерное распределение, существуют области концентрации промышленного производства. Фактически, они обусловлены ресурсами. Итак, в Верхней Силезии существует много компаний в металлургической и металлургической промышленности.

Есть концентрированные компании цветной металлургии, металлоемких отраслей (таких как аппаратные устройства). Около 40% текстильной промышленности в стране сосредоточено в Лодзинском регионе, а электрическая промышленность географически связана со столицей страны в Варшаве. Щецин и Гданьск являются главными судостроительными центрами.

Приблизительно половина грузовых перевозок приходится на долю грузовых автомобилей, еще 40% — на железные дороги. Оставшийся трафик обеспечивается речным и морским транспортом.

В Польше довольно сильный торговый флот. Основными внутренними водными путями являются реки Одра и Висла. Большая часть морских грузов (около 60%) обеспечивается портами Гданьска и Гдыни.

Основным ввозом польского государства являются пшеница, хлопок, нефть, нефтепродукты, железная руда, стальные и металлообрабатывающие станки. Польша экспортирует машины и оборудование, продовольствие, текстиль, строительные материалы.

К концу 1980-х годов основными торговыми партнерами Польши были СССР и советский блок.

Таким образом, доля СССР составляла до четверти импорта и экспорта. В нынешнем веке основными торговыми партнерами являются Германия, Италия, Россия, Франция, Великобритания и Чехия. До 70% польского экспорта приходится на страны ЕС.

Основным источником дохода для польского бюджета являются корпоративные налоги, а также оборот и продажи.

Внешняя торговля

Экспортная композиция: машины и транспортное оборудование, промышленные товары, продукты питания и животные.
География экспорта (2010) .): Германия — 26,9%, Франция — 7,1%, Соединенное Королевство — 6,4%, Италия — 6,3%, Чешская Республика — 6,2%
Объем экспорта (2010 г.) 162,3 млрд. Долл. США
Структура импорта: машины и транспортное оборудование, промышленные товары, химические продукты.
География импорта (2010) .): Германия 29,1%, Россия 8,8%, Нидерланды 6%, Италия 5,8%
Объем импорта (2010 г.) 173,7 млрд долларов
Внешний долг (2010): 365,4 млрд долларов

Польша, в настоящие дни, обладает сильно развитой экономикой и является значимым участником европейских и мировых экономических отношений. Польша успешно производит и отправляет на экспорт машины и оборудование — это около половины экспорта страны, автомобили, автобусы; авиационную технику; суда для добычи морских запасов страны, суда для транспортировки грузов, яхты; продукцию химической отрасли, топливо, текстильные изделия, продукты питания, мясо, фрукты. Так же развита область производства строительных материалов и рыболовство.

На сегодняшний день, после переориентации производства на ближневосточный и западноевропейский рынки, основными отраслями промышленности Польши являются автомобильная, металлургическая, тяжёлое машиностроение, химическая и фармакологическая отрасли, пищевой и текстильный сектора. Большое развитие получило судостроение и авиационная промышленность. Страна, на сегодняшний момент, является одним из экономических лидеров в . Промышленность Польши сегодня составляет более тридцати процентов от общего ВВП страны. Большая часть производимой продукции отправляется в страны Евросоюза, на экспорт, что может говорить о высоком уровне качества и конкурентоспособности.


Автомобильная промышленность

На сегодняшний день в Польше выпускается более пятисот тысяч автомобилей в год. В основном это марки зарубежных брендов, таких как: Toyota, Fiat, Opel, Volkswagen. Кроме легкового транспорта страна производит грузовой. Это и автобусы, и строительная и аграрная техника. Также, в этом направлении производится большое количество автомобильных деталей, начиная от производства покрышек и автокресел и заканчивая электроникой и двигателями внутреннего сгорания. Большая часть производимой продукции страна отправляет на экспорт. Автомобильное производство располагается в таких городах как Варшава, Плоцк, Нысь, Люблин. Производство грузового транспорта – в Ельче и Стараховице.

Металлургия

Металлургическая промышленность Польши делится на чёрную и цветную отрасли.

Чёрная металлургия.

За последние годы страна провела обширную модернизацию своих производств, что подняло промышленность на новый уровень, улучшило качество выпускаемой продукции и, соответственно, её объём. Сегодня Польша выпускает более 20 миллионов тонн проката. Для производства металла страна добывает и использует собственные залежи угля. Центры производства – Варшава, Гданьск, Познань.

Цветная металлургия.

Здесь можно выделить горнодобывающую отрасль. По запасам и добыче медной руды, серебра и серы страна занимает одно из ведущих мест в мире, по запасам полиметаллов, в Европе. По производству меди Польша занимает третье место в Европе и десятое в мире. Промышленность сосредоточена в южных воеводствах.

Тяжёлое машиностроение

Эта отрасль отличается большой металлоёмкостью. Специализируется на продукции сельхоз назначения, горнодобывающих машинах, оборудовании для строительства; оборудовании для химических производств, пассажирских и товарных вагонов. Производственные комплексы расположены, в основном, в Силезском воеводстве, Варшаве, Лодзе, Вроцлаве, Познани, Гданьске. Годовой оборот в машиностроении Польши на данный момент составляет порядка 70 миллиардов долларов.
Ближе к настоящему времени в машиностроении появилось направление по приборостроению, по изготовлению изделий для электротехнической промышленности. Центрами по изготовлению электронных и электротехнических деталей является Варшава, Быдгощ и Гданьск.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Польши основывается в основном на больших залежах соли и серы. Польша производит огромное количество высококачественных азотных удобрений для сельского хозяйства, пластификаторы и другие химические вещества. Сильно развито производство серной кислоты, фосфата, лаков, красок. Чуть менее – производство пластмасс, каучука, автомобильных покрышек. Польша и здесь является лидером по количеству выпускаемой продукции, входит в европейскую десятку производителей. Но, тем не менее, отсутствие в природных ресурсах такого важного сырья как нефть (добыча очень незначительна), сказывается на общей экономике страны, в связи с чем, Польша сильно отстаёт от западноевропейского региона в области химической промышленности.

Фармацевтическая отрасль

Производство фармацевтической продукции, так же, занимает ведущие места в экономике Польши. Благодаря своей положительной динамике в развитии, эта отрасль вышла, по данным компании “Business Monitor International”, на второе место по обороту и привлекательности рынка. По аналитическим прогнозам, развитие этой отрасли на конец 2017 года, будет более пяти процентов, а оборот составит порядка девяти млрд евро. Акцент фармацевтической отрасти делается, в основном, на производство генериков. Генерик – это лекарственное средство, у которого химический состав такой же, как у оригинала, обладающее такой же эффективностью, но не имеющее патента.

Лёгкая промышленность

Основными препятствиями в динамике развития легкой промышленности Польши остаётся невысокий спрос местной продукции на внутреннем рынке и возросший ввоз продукции легкой промышленности из стран Азии, в первую очередь из Китая. Влияние данных факторов приводит к тому, что, по оценкам экспертов, рынок продукции легкой промышленности неминуемо ожидает четкое разделение: в низшей ценовой категории будет преобладать продукция, ввозимая из стран Южной или Юго-Восточной Азии, а польские предприятия, выпускающие подобные изделия будут закрываться, в то же время шансы дальнейшего развития будут только у тех производств, которые занимаются производством дорогой, качественной и уникальной продукции под хорошо узнаваемым брендом, а также развивают свою собственную торговую сеть розничных продаж.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность занимает солидную нишу в двадцать процентов от всей экономики страны. Предприятия, выпускающие продукты питания, алкоголь, табак или напитки расположены равномерно по всей территории, есть почти в каждом городе. Особо выделяются своим развитием отрасли мясоперерабатывающей, кондитерской, молочной продукции. Экспорт продукции этих сегментов промышленности на рынке достигает восьмидесяти процентов, что говорит о надлежащем высоком качестве. Очень важным направлением в пищевой промышленности является производство сахара, так как это усиливает влияние на рост в других областях. За последний период пищевая промышленность так же прошла модернизацию новым оборудованием и технологиями.

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность — это национальная отрасль Польши. Большинство производственных предприятий располагается в Лодзи. Предприятия занимаются обработкой шёлка, льна, синтетических волокон, хлопка для изготовления тканей. Далее, продукция передаётся на внутренние предприятия, которые специализируются на пошиве одежды, изделиях из ткани.

Обувное производство

Польша производит модную и комфортную мужскую и женскую обувь. В списках брендовых польских производителей такие фирмы, как: Nessi, Szydlowski, Sala, Kanewski, Marco, Acord, Badura, Best But, Simen, Mariaz. Обувь польского производства прекрасно зарекомендовала себя и на внутреннем рынке страны, и в странах Европы.
Производители польской обуви работают на новых линиях оборудования, закупленного в других странах для модернизации внутреннего производства, на предприятиях работает квалифицированный, обученный персонал, проводится постоянный контроль за качеством на всех этапах производства. Все это обеспечивает польскую продукцию необходимыми для конкурентной позиции на рынке особенностями - надежность, невысокая стоимость и комфорт. Время сломанных каблуков и супинаторов давно в прошлом.
Материалы для производства закупаются в соседних европейских странах. Например, кожу для производства обуви возят из Италии и Испании.
Мягкие отделочные материалы, гибкая подошва, делают изделия удобными.
Польская обувная продукция отличается сравнительно невысокой ценой. При этом, как уже говорилось, для ее изготовления поставляется высококачественное сырьё стран европейского союза. Дело в том, что у польских производителей нет такой известности как у именитых брендов, поэтому ставить высокую стоимость за неизвестное имя не приходится.

Судостроение

Грузооборот здесь обеспечивается и речными и морскими путями. Польша обладает довольно большим торговым флотом. Основные водные направления – реки Одра и Висла. Наибольшую часть морских перевозок (более 60%) обеспечивают порты Гданьска и Гдыни.
Несмотря на то, что мощные судоверфи, построенные во времена ПНР и являвшиеся экономическим двигателем, фактически потеряли свою значимость, на их основе, как ростки после дождя, прорастают небольшие, но более специализированные частные предприятия. Ближе к настоящему времени совместная доходность этой отрасли составляет около десяти миллиардов долларов. По мнению ведущих мировых держав, это развитие может только радовать. Современные, небольшие польские судоверфи чувствуют себя и на внутреннем и на внешнем рынках, как рыбы в воде.

Если в конце прошлого века в Польше строились суда, стоимостью примерно 3-4 доллара за один килограмм веса, то сегодняшнее, частное судостроение, поменяв сектор выпускаемой продукции, значительно подорожало. Сегодня стоимость продукта водной промышленности возросла в шесть – семь раз и составляет 18-20 долларов за килограмм, а это служит лучшим ориентиром технологического развития. Всё производство прошлого века не идет ни в какое сравнение с суперсовременными роскошными яхтами, парусниками и другими видами судов.

Рыболовство

Несмотря на то, что за последние годы добыча продуктов моря имеет тенденцию к понижению объёма добычи, оно остаётся важной отраслью хозяйства. Если в середине прошлого века Польша улов в морской промышленности составлял около 650 тыс. т., то к нынешнему времени показатели добычи уменьшились до 450 тыс. т.

Производство стекла, строительных материалов

Запасы природных ресурсов в Польше имеют благодатные условия для поднятия промышленности строительного сырья и материалов. Основным является производство цементной и стеклянной промышленности. Основные районы по производству цементной промышленности – это Опольский — 30% всего производства в Польше, Свентокшиский (25%) и Холмский – это Люблинское воеводство, 10-12%.
Лидирующей областью с многолетним опытом в производстве стекла и изделий из него является Судетский округ. Здесь находится много больших предприятий, сосредоточенных вблизи городов Болеславца, Валбжиха и Строне-Сленска.

Авиационная промышленность

В Польше хорошо развита внутренняя сеть собственных авиалиний, что предполагает её использование как в перевозке пассажиров внутри страны, так и различных грузов. Благодаря этому по стране находится множество сервисных и инженерных авиацентров.

Польша производит большое количество разнообразной авиационной техники. И, так же, занимается её обслуживанием. По стране располагается более пятидесяти авиационных предприятий, которые выпускают вертолёты, небольшие спортивные и пассажирские самолёты, планеры, самолёты для сельского хозяйства. Производят авиационные запчасти к своей продукции.

Авиационная долина, территориально находящаяся на юго-востоке Польши – это одно из лучших мест для осуществления и развития авиапроектов. Самолёты местного производства, помимо спроса внутри страны, идут на экспорт. Их закупает как Европа, так и страны мира. Польша располагает своими центрами по подготовке, переквалификации и обучению пилотов.

Воздушное сообщение имеет большое значение для международных перевозок пассажиров. Крупнейший аэропорт расположен в столице страны — Варшаве (1700000 Пассажиров). Он соединен международными авиационными направлениями со всеми европейскими странами, а также с основными мировыми: Нью-Йорком, Каиром, Дели и Пекином. Также, значимые аэропорты находятся в городах: Гданьск, Вроцлав, Краков, Познань.

Заключение

Утверждают, что улучшение экономических изменений, которые происходят в стране за последние годы, связаны с переориентацией внутренних производителей на экспорт выпускаемой продукции. В связи с чем совершенно не удивительно, что все промышленные отрасли страны сегодня активны в своём развитии. В результате, страна, считается одной из самых обещающих по вложению субсидий и своему экономическому потенциалу.
В Европе, развитие польской экономики считают феноменом. Страна получила название «европейского Китая», которому, несмотря на мировой кризис, удалось не остановиться в своём развитии. Польша – это быстро растущий рынок, который вскоре начнёт оказывать влияние на мировую экономику.

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в, составил чуть более 4000 долларов США в год. Общий ВВП - самый большой среди стран Центрально-Восточной Европы (350млрд долл. в 1999 г.).

Польша - аграрно-индустриальная страна. Развал СЭВ и переориентация на Запад привели к существенной трансформации отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство Польши отличается разнообразием, но до последнего времени и отсталостью. В XX в. оно прошло особый путь развития. Послевоенная национализация крупных прусских и померанских землевладений и сохранение мелких крестьянских хозяйств в центральной части и на юге страны в сочетании с ограничением свободного земельного рынка не привели к желаемому расцвету отрасли. Продуктивность как , так и растениеводства качественно ниже, чем у западных соседей со схожими агроклиматическими ресурсами (средняя урожайность пшеницы менее 40 ц/га, удойность коров - 3 тыс. литров в год), причем значения соответствующих показателей уменьшаются с юго-запада на северо-восток. До сих пор широко используется тягловая лошадиная сила.

Две трети товарной продукции дает животноводство. Доминирует свиноводство (2-е место в Зарубежной Европе по поголовью свиней), рассредоточенное по всей территории страны. Разведение крупного рогатого скота имеет мясомолочное направление. Сегодня Польша не только производит, но успешно налаживает экспорт свинины, молока и сливок на европейский рынок.

Основные мощности черной металлургии создавались в социалистический период при помощи СССР. Главные производители стали - устаревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощность обоих более 3 млн тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской комиссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требованиями, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить выпуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.

Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Польша - крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.

Химическая промышленность в послевоенный период развивалась быстро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. До 1990-х г. здесь производились серная кислота, в частности на базе собственных месторождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Сегодня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает.

Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам маломощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских судов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и судов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иностранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Единственный национальный автомобиль «Полонез» снимается с производства. Общий объем иностранных инвестиций в отрасль в 2000 г. превысил 5 млрд долл, США. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.

Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с . Польша удерживает 2-е место в Европе и 5-е в мире по производству судов. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энергичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению . Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства малотоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них - Щецинская и Гданьская. Сегодня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято более 130 тыс. человек.

Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах Запада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-географического положения на пересечении торговых путей между Западной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период география внешнеэкономических связей принципиально изменилась. Главным торговым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой теперь приходится 35% экспорта и 25% импорта (2002). Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции , а в импорте - промышленных товаров и топлива.

Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажиро- оборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ через Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и .

В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются телекоммуникационные системы. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000 г. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Центрально-Восточной Европы (включая Россию), опередив по уровню капитализации российские «Лукойл» и «Газпром». Так же быстро идет внедрение современных информационный технологий.

Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познавательного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского государства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских королей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у , так и у иностранных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.

Польша - страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее - северо-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того что Варшава - главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн человек) - самый крупный район обрабатывающей промышленности страны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город страны - Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в. это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны - Силезия, где находится крупнейшая промышленно-городская агломерация -- Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных производств Верхнесилезская агломерация - самый экологически неблагополучный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Одры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова - центр паломничества католиков. Здесь хранится польская национальная святыня - чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери.

Главный город Нижней Силезии - древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр .

Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточнее - Малополыиа. Великопольша - историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») - первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни - Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) - вторая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Польши. Но в целом Малополыиа - индустриально-аграрный регион страны с высокой долей занятых в сельском хозяйстве.

Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает территорию бывших германских Померании, Западной и части Восточной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломерации - Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отреставрированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.

Как уже отмечалось, северо-восток и восток - наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе - аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к Полесью.