Социально экономические последствия инфляции антиинфляционная политика государства. Последствия инфляции

Инфляция имеет серьезные социально-экономические последствия. Прежде всего, она приводит к перераспределению доходов, причем в наибольшей мере страдают слои населения, имеющие фиксированные трудовые доходы (твёрдые почасовые оклады, пенсии, стипендии и т.п.). В первую очередь это касается работников бюджетной сферы и тех, кто получает доходы за счёт бюджета (пенсионеры, студенты и др.).

Усиливается эксплуатация работников, имеющих сдельную и другие поощрительные системы оплаты труда. Теоретически, они в какой-то степени могут компенсировать снижение реальной зарплаты повышением нагрузки и производительности. Однако при высоких темпах инфляции рост интенсивности их труда не успевает за обесцениванием денег. Кроме того, загрузка мощностей падает и работы не хватает, производительность снижается .

Марксистская экономическая теория небезосновательно характеризовала инфляцию как классовое явление, как механизм усиления эксплуатации труда. На инфляции наживаются ростовщики и спекулянты. Большинство крупных капиталов начало сколачиваться в годы гиперинфляции в результате теневого перераспределения. Поэтому борьба с ней даже встречала определённое сопротивление.

Инфляция приводит к перераспределению капиталов между предприятиями (предпринимателями). От инфляции могут терять кредиторы, и тем больше, чем долгосрочнее кредит (возвращаются обесцененные деньги). Хотя, если инфляция прогнозируется, то кредиторы учитывают её в размере процентной ставки и продолжительности предоставления ссуд. Рост спроса на деньги повышает банковский процент.

Банк должен получать процент на вложенный капитал и одновременно компенсировать ожидаемые потери от обесценивания ссуженных денег. Поэтому в периоды инфляции соответственно возрастают ссудные проценты и сокращаются сроки кредитов.

Предприятия могут выигрывать, задерживая платежи, в том числе по зарплате (отсюда резкое нарастание задолженностей). Но теряют за счёт продолжительности хозяйственного цикла, не успевая поднять свои цены за повышением цен на покупные средства производства.

Выигрывает также государство за счёт обесценения займов и вкладов в государственные банки, отставание бюджетного финансирования от роста цен и т.п. Ещё одним негативным последствием инфляции является ухудшение платёжного баланса страны и чистого экспорта, который представляет разницу между импортом и экспортом.

Предположим, что существует ряд стран, торгующих друг с другом и у которых объём экспорта равняется объёму импорта (чистый экспорт = 0). Если у какой-то из этих стран начнётся постепенный постоянный рост цен, то экспорт из этой странный станет сокращаться, а импорт расти. Платёжный баланс становится отрицательным. Если такая ситуация будет развиваться дальше, то эта страна для покрытия дефицита должна либо использовать свои золотовалютные резервы, либо девальвировать свою национальную валюту. Использование золотовалютных резервов не может продолжаться достаточно долго из-за их ограниченной величины.

Девальвация национальной валюты на первом этапе позволит сохранить экспортно-импортный пропорции платёжного баланса и даже несколько усилит конкурентоспособность отечественных товаров за рубежом. Однако снижение курса национальной валюты приведёт через некоторое время к диспропорциям в экономике, так как преимущество получат отрасли, ориентированные на производство экспортной продукции, а отрасли, потребляющие импортные товары, окажутся в упадке. Кроме того, девальвация национальной валюты создаст проблему погашения иностранных кредитов, так как для возврата единицы иностранной валюты будет требоваться большее количество единиц национальной валюты .

Тормозом производства, вызванным инфляцией, является низкая покупательская способность населения. Рост цен долго и значительно опережает рост зарплаты и других доходов населения. Повышаются цены, в том числе на такие жизненно важные вещи, как продукты питания, жильё и коммунальные услуги, окончательно подрывает покупательскую способность. Самым болезненным социальным последствием упадка и депрессии, вызванных высокой инфляцией, является безработица.

Инфляция усложняет заключение долгосрочных соглашений, планирование производства, финансовых результатов и инвестиций. К тому же сильно растёт цена кредитов (процент). Поэтому, как правило, во время гиперинфляции гаснет инвестиционная активность.

Инфляция может иметь также позитивные последствия для экономики.

Следует иметь в виду, что увеличение предложения денег, даже вызывающее инфляцию, не возникает без спроса. Теоретически, предложение всегда равно спросу. В этом случае, если масса денег превышает предложение товаров, то это вызвано объективной необходимостью. Это реакция экономического организма на травму, которая обеспечивает сохранение жизнеспособности экономики, подобно повышению температуры теплокровного биологического организма. Если этой защитной реакции не будет, организм гибнет. Поэтому, как известно, нельзя сильно понижать температуру. Точно так же нельзя экономику лишать возможности удовлетворять повышающийся спрос на деньги при спаде производства, т.е. нельзя полностью задавить инфляцию. Иначе начнут умирать от голода работники и их семьи, выходить из строя коммуникации, разрушаться здания, машины, сложное оборудование. Это разложение и смерть социально-экономического организма. Рекомендации монетаристов преодолевать инфляцию только торможением предложения денег подобны попыткам лечить больного с высокой температурой опусканием в ледяную воду. Так что инфляция в какой-то мере выполняет защитную функцию путем перераспределения ресурсов.

Теории известна циклическая инфляция подъема. Активизация инвестиционной деятельности и оживление производства увеличивают спрос на деньги, причем предложение дополнительной товарной массы происходит с отставанием. Цены повышаются. В дальнейшем это повышение тормозится увеличением массы товаров. Если этот процесс задавить, не позволив увеличить денежную массу, подъем производства не осуществится, хотя при развитии инфляции приходится оказывать тормозящее влияние, чтобы инфляция не вышла из-под контроля. В этом случае оправдывает себя некоторое торможение роста денежной массы. Но умеренная инфляция подъема объективна.

Для преодоления негативных социально-экономических последствий инфляции государством проводится антиинфляционное регулирование. Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, сориентированные на получение краткосрочных результатов.

Антиинфляционная стратегия включает в себя:

уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления;

долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы;

бюджетную политику, направленную па сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции).

Антиинфляционная тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, т е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация долгосрочного неравновесия денежного рынка, а, в конечном счете, - достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. При этом наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы.

В то же время от, собственно, антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия - тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т. п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу, имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а также депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием.

Расстройство денежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям, и практически нет государства, которое в той или иной степени, в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах .

Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по сдерживанию инфляции и превращению ее в регулируемую инфляцию, так как преодолеть инфляцию сразу, в одночасье, невозможно, для этого потребуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

* дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а, в конечном счете, платежеспособного спроса.

Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого "перегрева" экономики, что не всегда бывает. Вследствие этого дефляционные меры вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей;

* политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

Второй вариант является более приемлемым и надежным путем для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.

На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы, которые могут осуществляться в различных режимах. В настоящее время получило распространение проведение денежных реформ в виде "шоковой терапии". Характерно, что в зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики денежная реформа может быть начальным или конечным этапом стабилизации денежного обращения. Однако без взаимосвязи с другими антиинфляционными мерами денежная реформа не решает в стратегическом плане проблему обуздания инфляции .

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений антиинфляционной политики является инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование - комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

  • 1. Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);
  • 2. Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;
  • 3. Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;
  • 4. Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции - манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты.

Кроме того, повышение учетной ставки повышает уровень процентной ставки кредитования в банках и снижает уровень спроса на кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снизить уровень процентной ставки кредитования. Таким образом, снижение учетной ставки повышает уровень инфляции. Повышение учетной ставки снижает уровень инфляции.

Необходимо признать, что любое отнесение экономических программ к определенному виду обладает большой долей условности, поскольку на практике правительства используют весь арсенал мер экономической политики. В то же время исследователи классифицируют программы, основываясь на том, что, по их мнению, являлось принципиальным, ключевым элементом стабилизационной программы.

Инфляция вызывает множество последствий, как в экономи­ке, так и в социальной сфере.

1. В условиях инфляции реальные доходы населения сокра­щаются. Здесь необходимо ввести два понятия - номинальный и реальный доход. Номинальный доход - фактически получен­ный доход, а реальный доход - сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номиналь­ного дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, т. е. реальный доход будет падать. Реальный доход можно рассчитать следующим об­разом:

Изменение реального дохода можно приблизительно выра­зить следующей формулой:

где ? - уровень инфляции.

Во время инфляции несут потери люди, получающие фикси­рованные доходы. Эти люди со временем обнаруживают, что по­лучают деньги, имеющие меньшую покупательную способность, чем ранее.

2. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осу­ществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень ин­фляции чаще всего гораздо выше, чем номинальная ставка про­цента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбере­жения населения обесцениваются.

3. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.

4. «Бегство» от денег - ускоренная материализация денеж­ных средств населения и бизнеса. В условиях обесценивания де­нег субъекты рыночных отношений стараются как можно быст­рее избавиться от них, переводя деньги в товары и услуги. В пе­риод устойчивой инфляции люди, чтобы не обесценились их сбережения и текущие доходы, вынуждены тратить деньги сей­час. Предприятия поступают точно также - вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные ма­териальные ценности (золото, драгоценные металлы, недвижи­мость).

5. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки. Здесь следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка - ставка процента по кредитам, существующая в данный момент времени в данной стране. Реальная процентная ставка - номинальная процентная ставка за вычетом уровня инфляции.

6. Потери обычно несут кредиторы (кредитодатели), а выиг­рывают дебиторы (кредитополучатели), в случае если в договоре кредита не предусматривается изменение ставки процента в со­ответствии с изменением уровня цен в экономике. Из-за инфля­ции получателю кредита дают «дорогие» деньги, а он возвращает его «дешевыми» деньгами. Становится невыгодным давать день­ги в долг, что приводит к кризису кредитной системы. Практи­чески исключено получение долгосрочных кредитов, следова­тельно, отсутствуют инвестиционные вложения- в экономику.

7. Цены в период открытой инфляции растут быстрее номи­нальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств произ­водства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и Сравнительно дешевого оборудования, чем замена его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен самая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

8. Нестабильность экономической ситуации и экономиче­ской информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут иены. Именно на пены ориентируются производители и потребители, принимая реше­ние о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители ока­зываются дезориентированными: В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвесторам относитель­но эффективности вложений в ту или иную отрасль или сферу экономики. В результате возникают неизбежные отраслевые и региональные диспропорции. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.

Неуправляемая инфляция разрушает систему регулирования рыночной экономики, делает плохо управляемым все нацио­нальное хозяйство. Дестабилизируя экономику, инфляция авто­матически снижает эффективность рыночных экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию ад­министративных способов воздействия.

Обычно выделяют два основных направления антиинфляци­онной политики государства: адаптивную политику , предпола­гающую приспособление к инфляции, смягчение ее последствий, и активную политику , направленную на ликвидацию причин ин­фляции. Суть адаптивной политики сводится к тому, что прави­тельство с определенной периодичностью индексирует основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработ­ная плата, пенсии, стипендии и т.п.). Обычно индексация со­ставляет 60-70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30-40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на на­циональном рынке и тем самым погасить инфляцию. Этот метод борьбы с инфляцией имеет как достоинства, так и недостатки. Явное его преимущество - социальная стабильность в обществе. 6 качестве недостатка можно упомянуть длительность сроков реализации данного подхода к борьбе с инфляционными явле­ниями. Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находя­щихся в обращении. Это предполагает, проведение денежной ре­формы конфискационного типа; контроль за денежной эмисси­ей; недопущение эмиссионного финансирования государствен­ного бюджета; текущий контроль за состоянием денежной массы в рамках осуществления кредитно-денежной политики.

Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения: увеличение налогов и сокращение государственных расходов; сокращение дефицита госбюджета; стабилизация валютного курса; сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства - плата за экономические ресурсы); борьба с монополизмом в экономике и прочие меры.

Реализация политики активной борьбы с инфляцией позво­ляет свести инфляцию почти к нулю за достаточно короткий промежуток времени. Однако осуществление описанных выше мер сопровождается массовым разорением неконкурентоспособ­ных и низкорентабельных фирм, приводит к росту безработицы, Порождая социальную напряженность в обществе. В реальной действительности правительство чаще всего проводит политику, сочетающую оба направления борьбы с инфляцией с преоблада­нием какого-либо из них.

Сегодня существует множество точек зрения на функции инфляции в рыночной экономике и на последствия данного явления.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3–4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена Фишера некоторый рост денежной массы создаёт своеобразный стимул для увеличения объёма выпускаемой продукции. Расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства.

Инфляция, вышедшая из‑под контроля или относительно низкая, оказывает на экономическое развитие негативное влияние:

– подрывает стимулы к трудовой деятельности, так как уменьшает возможность реализации трудовых заработков;

– усиливает социальную дифференциацию населения, сужает возможности накопления;

– ослабляет позиции властных структур, вызывает рост недовольства, усиление нажима на правительство с требованиями увеличения заработной платы, получения дополнительных льгот и субсидий. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке нередко принимает довольно острые формы;

– возникают инфляционные ожидания у предприятий и населения. Ожидая повышения цен, покупатели увеличивают спрос, а предприятия заранее повышают цену на свою продукцию. Но возможна и обратная ситуация – дефляционные ожидания, т. е. ожидания снижения цен. Такой эффект проявляется при высоком доверии правительству, которое предполагает снижение цен. В результате спрос на товары начинает падать, что ведёт к снижению цен. Такая ситуация получила название эффекта Пигу;

– снижаются реальные доходы населения при росте номинальных, что приводит к снижению совокупного спроса;

– ускоряется процесс материализации денежных средств в товары – бегство от дешевеющих денег;

– происходит скрытая конфискация денег у населения государством через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

– при высокой инфляции реальные налоговые поступления в бюджет уменьшаются, так как они обесцениваются за период с момента начисления до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи – Оливеры;

– обесцениваются сбережения населения;

– снижается реальная ставка процента при росте номинальной; кредит дорожает;

– уменьшается заинтересованность производителя в создании качественных товаров, сокращается производство относительно дешёвых товаров;

– цены перестают выполнять информационную функцию; наблюдается нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;


– ухудшаются условия жизни пенсионеров, служащих, студентов, т. е. представителей социальных групп населения с твёрдыми доходами;

– неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой, а иногда и за пределы национальной экономики.

Имеется и ряд положительных последствий инфляции:

– от инфляции выигрывают заёмщики, так как они возвращают в счёт уплаты долга уже обесценившиеся деньги;

– в условиях инфляции выигрывают валютные спекулянты, сфера торговли, а также те, кто вложил свои деньги в недвижимость, ювелирные изделия, драгоценные металлы, произведения искусства;

– в короткие промежутки времени наблюдается обратная зависимость между темпом инфляции и уровнем безработицы.

Впервые такая закономерность была обнаружена профессором Лондонской школы экономики Олбаном Филлипсом. Исследовав статистические данные Великобритании с 1861 по 1957 г., он пришёл к выводу, что темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться при росте безработицы, и наоборот. Графическая иллюстрация этой взаимосвязи получила название кривой Филлипса. Позднее на вертикальной оси стали откладывать темп инфляции, а не изменение величины заработной платы.

Кривая Филлипса исходит из предположения, что цели достижения низкого уровня инфляции и низкого уровня безработицы являются несовместимыми, а также существует обратная зависимость между этими величинами.

Тема: Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства

Тип: Контрольная работа | Размер: 139.55K | Скачано: 114 | Добавлен 09.11.13 в 11:29 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

План работы

1. Контрольный теоретический вопрос. 3

1.1. Социально-экономические последствия инфляции. 3

1.2. Антиинфляционная политика государства и её основные направления. 7

2. Эссе на тему: «Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе. Методы борьбы с инфляцией в России». 10

3. Контрольные тестовые задания. 17

Список литературы.. 18

1. Контрольный теоретический вопрос

1.1. Социально-экономические последствия инфляции

Инфляция — кризисное состояние денежной системы. Она относится к разряду тяжёлых и трудноизлечимых заболеваний экономики. От неё не застрахована ни одна страна. Обычно под инфляцией подразумевают долгосрочное повышение общего уровня цен при снижении покупательной способности денег. Инфляционный процесс гораздо сложнее и не сводится лишь к простому изменению соотношения между товарами и деньгами.

Инфляция представляет собой денежное явление. Более конкретно — обесценивание денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно. Выражается инфляция в длительном общем неравновесии рынков в сторону спроса. Таким образом, инфляция — это такое обесценивание денег, которое сопровождается нарушением законов денежного обращения и утратой деньгами всех или части своих основных функций. В крайнем своём проявлении инфляция приводит к утрате доверия к денежным знакам и возрождению натурального обмена .

Для измерения инфляции используются индексы цен, среди которых основными является индекс потребительских цен и дефлятор ВВП. Показатель темпа инфляции отражает темпы прироста уровня потребительских цен за исследуемый период. Для измерения темпа инфляции используют следующий показатель:

где — темп прироста среднего уровня потребительских цен;
и — индексы потребительских цен исследуемого и базового года. Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости потребительской корзины в исследуемом году со стоимостью той же корзины в базовом году:

где — индекс потребительских цен; — стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году; — стоимость корзины потребительских благ в базовом году. Индекс потребительских цен выступает как индекс стоимости жизни и позволяет оценить изменения реальных доходов населения. Для измерения уровня цен в экономике в целом используется показатель - темпы роста дефлятора ВВП или норма инфляции:

где — норма инфляции; и — дефлятор ВВП в исследуемом и в базовом году.

Итак, темпы инфляции измеряются в национальной экономике в целом с помощью дефлятора ВВП, а на уровне потребления населения — с помощью темпов прироста уровня потребительских цен.

Инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс негативных явлений:

1. Рост цен ведёт к обесцениванию неиспользованного капитала.

2. От инфляции проигрывают люди, предоставившие в кредит свои сбережения.

3. Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, потому что подрывает возможности нормальной реализации заработков.

4. Высокие темпы инфляции приводят к «бегству» капиталов за границу.

5. Сокращается экспорт и увеличивается импорт, растёт дефицит платёжного баланса, нарушаются пропорции, усиливается дезорганизация экономики, разрушается общественное богатство.

6. Падает уровень жизни населения, обесцениваются личные сбережения, снижается текущее потребление.

7. Происходит быстрое социальное расслоение населения, углубление имущественного неравенства.

8. Возрастает неопределённость и неуверенность в будущем, повышается риск предпринимательской деятельности. Инвестиции перераспределяются с долгосрочных объектов на краткосрочные, приобретают спекулятивную направленность. Значительная часть капиталов покидает сферу производства и устремляется в сферу обращения и финансовый сектор экономики.

9. Инфляция препятствует выходу экономики из кризиса, растёт безработица и обостряются социальные проблемы.

10. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями народного хозяйства.

11. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке и в производстве принимает острые формы.

12. Неопределённость и непредсказуемость будущего развития экономики приводят к изменению экономических интересов населения, социальным конфликтам, личным и семейным трагедиям, росту преступности и падению нравственных устоев общества.

Таким образом, список отрицательных последствий инфляции очень длинный. И всё же главная беда заключается в том, что инфляция делает плохо управляемым народное хозяйство.

Одним из сложных вопросов экономической политики является управление инфляцией. Весь арсенал средств борьбы с инфляцией подразделяется на:

Антиинфляционную стратегию, предусматривающую долгосрочные цели и методы;

Антиинфляционную тактику, дающую результаты в пределах небольшого периода времени.

Антиинфляционная стратегия состоит в гашении инфляционных ожиданий, чтобы переломить психологию покупателей, избавить их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, обусловленное неуклонным подорожанием товаров и услуг.

Инфляционные ожидания предотвратить можно при:

− всемерном укреплении механизма рыночной экономики (либерализация цен, пресечение фактов монополизма, стимулирование производства
и продаж, поощрение малого бизнеса, ослабление таможенных
ограничений и т.д.);

− существование правительства, придерживающегося курса на постоянное искоренение неуправляемой инфляции и пользующегося доверием большинства населения;

− введении жёстких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется строго контролировать;

− сокращении бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Для её решения можно идти двумя путями — увеличивать налоги или уменьшать государственные расходы. Предпочтительнее второй путь;

− сведении к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных импульсов, особенно перемещение спекулятивных краткосрочных кредитов (капиталов);

− использовании повышения курса валюты. Оно вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, следовательно, подталкивает вниз общий уровень цен.

Когда инфляционная ситуация становится нетерпимой, одними долгосрочными мерами не обойтись. Необходимо реализовать тактический потенциал антиинфляционного регулирования. Тактические методы не устраняют причины инфляции, а только на некоторое время снижают инфляционное напряжение. Сюда можно отнести приватизацию государственных предприятий, льготное налогообложение в целях расширения производства, повышение нормы сбережений и т.п.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью организационных мер почти невозможно. Необходима структурная реформа, направленная на преодоление диспропорций в экономике .

1.2. Антиинфляционная политика государства и её основные направления

Нарушение пропорции в народ-ном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структур-ной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационали-зацией производственных капиталовложений, переходом с бюджет-ного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают де-нежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.

Эволюция рыночного мировоззрения сформировала три направ-ления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское.

Кейнсианство. Кейн считал, что поднять уровень предло-жения можно, создав эффективный спрос, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предостав-ляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В ре-зультате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, без-работица снижается. Предложение, подстёгнутое заказами и деше-вым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианских рецептов — углуб-ление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу яв-ляется дополнительным государственным расходом. При этом дефи-цит государственного бюджета ни в коем случае не должен покры-ваться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кейнс предлагал иной путь — прибегнуть к государствен-ным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, по-сле обуздания инфляции. Недостаток этого пути - рост внешнего долга. Предлагаемые кейнсианством методы действительно могут быть эффективными лишь в условиях сильных конкурентных сил.

Монетаризм. Монетаристы во главе с М. Фридменом обратили внимание и на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить
свою очищающую функцию — освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономи-ческое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохра-няла старые диспропорции, далее — на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса.

Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.), и нести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и сред-ний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, воз-можна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем проведения конфискационной денежной реформы и/или замораживания сбере-жений, чтобы снизить давление спроса на потребительском рынке. Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и пу-тем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего за счет осво-бождения от чрезмерных социальных программ, поддержания дота-циями и субсидиями неэффективного производства. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят наиболее сильные производители, которые поощряются более низкой ставкой налогов.

Монетарные программы осуществляются в три этапа. На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем — рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

Структурализм. Ключевой элемент этой концепции — утвержде-ние о наличии «инерционной инфляции», не связанной с расшире-нием денежной массы. Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции; в частности возникновением у экономических субъектов высоких инфляционных ожидании. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы, что само вызывает усиление инфляции, тяжелых побочных послед-ствий, таких как резкий спад производства.

В рамках данной концепции произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издер-жек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кро-ме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на «открытые» экономики развивающихся стран («импорт инфляции»). Это привело структуралистов к мысли о необхо-димости прямого административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий (например, «гетеродоксный шок» — одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п.). Кроме того, по мне-нию структуралистов, требования по ограничению бюджетного де-фицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Однако в случаях, когда происходит резкое ослабление контроля за приростом денежной массы, инфляция становится галопиру-ющей .

2. Эссе на тему: «Особенности антиинфляционной политики в России на совре-менном этапе. Методы борьбы с инфляцией в России».

Антиинфляционная политика государства представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.) В связи с этим очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Среди основных причин инфляции можно выделить следующие:

  • Эмиссия денег для покрытия расходов госбюджета. Политика Центрального Банка, повлекшая увеличение денежной массы в стране: выдача кредитов правительству для покрытия госрасходов; выдача кредитов коммерческим банкам, которые идут на выдачу займов своим клиентам —юридическим и физическим лицам.
  • Излишние расходы на милитаризацию в условиях структурных перекосов в экономике.
  • Чрезмерные ставки налогообложения, что замедляет инвестиционные процессы в экономике.
  • Появление в экономике «социальной инфляции», которую связывают с монополией профсоюзов, добивающихся роста заработной платы.
  • «Импортируемая инфляция», обусловленная притоком в страну иностранной валюты, низким курсом национальной валюты, что приводит к росту цен на импортные товары. Метод ревальвации (повышение курса национальной валюты) может сделать импорт более дешевым. Однако ревальвация делает более дорогим экспорт отечественных товаров, снижая их конкурентоспособность на мировом рынке.

Расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы для привлечения и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий, а не в связи с ростом производительности труда. Финансирование военных заказов и расширение военно-промышленного комплекса (ВПК), также приводит к росту цен. ВПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров и услуг.
А его продукция не является объектом потребительского и производственного спроса. Поэтому деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную товарной массой.
Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х гг. в период экономической трансформации от централизовано планируемой к рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы в России после развала Советского Союза начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции (пик инфляции пришелся на 1992г., когда цены за год выросли в среднем на 2500%).

Рис. 1. Индексы потребительских цен в 2008-2013гг.

Благодаря продуманной антиинфляционной политике Российской Федерации, к нынешнему моменту удалось достигнуть определённых положительных результатов. Центробанк ожидает, что инфляция замедлится во втором полугодии 2013 года и впишется в целевой диапазон в 5-6%. Если это случится, то рост потребительских цен в нынешнем году может стать рекордно низким за последние двадцать лет. На рис. 1 изображен график индексов потребительских цен на все товары и услуги в 2008-2013гг (на конец периода, в % к декабрю предыдущего периода). На нём заметно положительное влияние антиинфляционной политики на экономику за последние годы.

Текущие показатели инфляции притормозят не только в 2013 году, но и в начале следующего года. Об этом рассказала журналистам председатель Банка России Эльвира Набиуллина. «По мере поступления нового урожая и сохранения понижательной динамики цен на зерновом рынке и в случае отсутствия негативных внешних и внутренних шоков ЦБ ожидает замедления инфляции во втором полугодии 2013 года и в начале 2014 года», — отметила глава Центробанка.

Риски, впрочем, все равно остаются. Правда, по словам Набиуллиной, их влияние на рост потребительских цен в стране продолжает снижаться. Это касается и спроса, и продовольственных цен, и импортируемой инфляции.

Сохранение этих устойчивых тенденций может сослужить хорошую службу и в будущем году. По словам заместителя председателя Банка России Сергея Швецова, у ведомства «очень амбициозные цели по инфляции на следующий год». Так что при хорошем урожае, а также благоприятной обстановке на внутреннем и внешних рынках в течение следующих полутора лет, у России остаются неплохие шансы на благоприятные показатели инфляции в ближайшую двухлетку.

Однако первое полугодие 2013 года относительно роста потребительских цен выдалось не самым удачным. «В июне и начале июля годовой темп прироста потребительских цен снизился, но оставался выше целевого диапазона и, по оценке, на 8 июля 2013 года составил 6,6%. Базовая инфляция в июне составила 5,8%», — говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей Банка России.

Накануне обнародовал свои инфляционные расчеты Росстат. Согласно последним цифрам ведомства, инфляция в России с начала года добралась до отметки в 4%. Но пока что цены в стране растут такими же темпами, как и в прошлом году .

Основной причиной инфляционных процессов в России выступает не избыток денежной массы, а отсутствие реальных способов трансформации средств, поступающих в экономику, в реальный сектор — в виде инвестиций. Более того, борьба с инфляцией путем сдерживания роста денежной массы ведет к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг в отношении денежной массы, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей и бюджета .

Для снижения инфляции принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков: снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров; меры постимулированию конкуренции; ограничения на рост цен на ряд социально значимых товаров и др.
На снижение инфляции в среднесрочной перспективе нацелена комплексная программа, реализуемая Правительством РФ, включающая в себя две группы мер:

1) меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, созданию новых рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях дерегулирования;

2) меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции и стимулирование сбережений населения, а тем самым и ограничение избыточного спроса населения .

Инструменты, задействуемые в антиинфляционной политике РФ:

1. Кредитование банков. В условиях сжавшейся ликвидности первым задействованным инструментом становится выборочное вливание денег в экономику (предоставление ряду крупнейших банков (в первую очередь государственным — Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку и ряду других) оборотных средств на погашение долгов по краткосрочным обязательствам перед другими финансовыми институтами; предоставление финансовой помощи крупным промышленным, строительным, добывающим компаниям; предоставление кредитов крупным игрокам продовольственной розницы).

Необходимость такого шага объяснилась сложившимся в экономике высоким уровнем перекредитования банков, тесным сотрудничеством производства и финансового сектора, а также условиями работы сетевой розницы с поставщиками (в первую очередь продовольственной). Даже краткосрочное отсутствие ликвидности в этих сегментах экономики могло привести к волне дефолтов и банкротств, сбою денежного обращения в экономике и полному нарушению цепочки обеспечения населения товарами первой необходимости. В качестве положительных факторов данного инструмента (в краткосрочном периоде) можно отметить ослабление дефицита ликвидности в экономике, сохранение текущей работоспособности важных участников рынка — в сфере производства, обращения и торговли.
2. Резервная ставка. Повышение ЦБ РФ резервной ставки, по официальным заявлениям, делается ради роста рублевых ставок относительно валютных. Эта мера должна противодействовать оттоку капитала. Несмотря на то, что повышение резервной ставки подразумевает укрепление надежности банковской сферы, из свободного обращения изымается часть ликвидности, что в условиях нехватки денег в стране кажется абсурдным шагом. Оценка влияния фактора: негативный в краткосрочном, позитивный в долгосрочном периоде.

3. Политика таргетирования инфляции. В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке .
Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства (например, социальной или научно-технической). Разработанный и проверенный на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования рыночной экономики в развитых странах заслуживает внимательного изучения и требует умелого использования в России.

3. Контрольные тестовые задания

3.1. Сторонники концепции «экономики предложения» считают, что:

а) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна;

б) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, эффективна;

в) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, неэффективна;

г) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, эффективна.

Обоснование ответа: суть концепции — перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Основная идея авторов концепции — стимулировать предложение капиталов и рабочей силы .

3.2. Согласно кривой Филипса антиинфляционная политика правительства в краткосрочном периоде приводит:

а) к росту безработицы и снижению выпуска;

б) к снижению безработицы и выпуска;

в) к росту безработицы и выпуска;

г) к снижению безработицы и росту выпуска.

Обоснование ответа: в краткосрочном периоде существует выбор между инфляцией и безработицей, правительство может снизить инфляцию за счет увеличения уровня безработицы или увеличить занятость, мирясь с более высоким темпом инфляции
.

Список литературы

  1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учеб. пособие. — М.: Юрайт, 2012. - 332 с.
  2. Веселова Н.В. Макроэкономика (продвинутый уровень). Электронное учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. — 135 с.
  3. Маневич В. Монетарная динамическая модель Тобина и анализ российской экономики // Вопросы экономики. — 2009. — № 3. — 108 с.
  4. Прогнозы инфляции // CBR.RU: ежедн. интернет-изд. 2013. 10 сент. URL: http://www.cbr.ru/pw.aspx=4633 (дата обращения: 18.10.2013).
  5. Стратегия развития государства на период до 2015 г. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И. Ишаева: офиц. текст. // Российский экономический журнал. — 2011. — №1. — 37 с.
  6. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — Мн.: Академия управления, 2012.— 280 с.
  7. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: Учебное пособие. В 2 ч. / под общ. ред. Б.И. Герасимова и Н.С. Косова. —Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2011. — Ч. 2. — 204 с.
  8. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. проф. д.т.н. Г.П. Журавлевой — 5-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 864 с.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Инфляция приводит к серьезным социально-экономическим последствиям, вызывая в частности:

– снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения;

– ухудшение условий жизни социальных групп с фиксированными доходами, снижение доверия населения к правительственным программам;

– снижение экономической эффективности, трудности с долгосрочным планированием, повышение риска инвестирования;

– «бегство от денег», в результате чего деньги перестают выполнять свои функции;

– усиление социальной напряженности в обществе.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.

В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.

Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:

1) адаптационная политика;

2) попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:

1) политика цен и доходов, означающая, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда;

2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

1) ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуалирования), которое можно назвать успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в год;

2) повышение нормы обязательного резервирования;

3) сокращение государственных расходов и социальных программ;

4) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет;

5) отказ от финансирования дефицита государственного бюджета путем дополнительных эмиссий денег;

6) предотвращение «импорта инфляции».

25. Занятость и безработица

Одним из проявлений макроэкономической нестабильности является безработица.

Безработица – это социально-экономические явление, свидетельствующее о том, что определенная часть трудоспособного населения не находит применение своим умственным и физическим способностям в силу причин, не зависящих от них.

Статистика относит любого человека к одной из трех групп:

1) работающие (занятые);

2) безработные – лица, способные и желающие работать, но в данный момент не работающие и активно ищущие работу.

3) часть населения, которая не включается в отличие от первых двух его групп в состав рабочей силы (лица, не достигшие 16-летнего возраста, домохозяйки, пенсионеры, студенты и др.).

В соответствии с определениями международных организаций, таких как МОТ и ОЭСР, безработные – это лица, которые не имеют работы, готовы приступить к ней и занимаются поиском работы в течении четырех недель. По законодательству Республики Беларусь гражданин считается безработным, если по отношению к нему соблюдается комплекс следующих условий: граждане являются трудоспособными; находятся в трудоспособном возрасте; постоянно проживают на территории Республики Беларусь; не имеют работы; не занимаются предпринимательской деятельностью; не обучаются в учебных заведениях и не проходят военную службу; зарегистрированы в службе занятости.

Основным показателем безработицы является показатель ее уровня, рассчитываемый как отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумма количества занятых и безработных), выраженное в процентах.

В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, проводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий и отраслей и предприятий и появлению новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

На современном этапе развития экономической науки выделяются следующие виды безработицы:

1) фрикционная безработица связана с постоянным движением населения от профессии к профессии, из региона в регион из-за окончания отпуска по уходу за ребенком, окончания учебы, службы в армии. Главным признаком такого вида безработицы является непродолжительность. Обычно фрикционной безработицей охвачено 2–8% рабочей силы, и ее невозможно устранить;

2) структурная безработица носит продолжительный характер и связана с изменением совокупного спроса на рабочую силу, так как структура рабочей силы начинает не соответствовать спросу на труд из-за научно-технических, технологических, организационных нововведений. О наличии в стране структурной безработицы говорит наличие высокого уровня вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников. Разновидностью структурной безработицы принято считать технологическую безработицу, возникающую из-за внедрения в производство трудосберегающей техники и технологий, особенно информационных (страдают в основном конторские, складские, торговые служащие);

3) циклическая безработица возникает из-за спада производства и общего низкого спроса на рабочую силу во всех, сферах, отраслях, регионах. Во время спада ее уровень может достигать 8–10%. Одним из ярчайших примеров циклической безработицы является период «Великой депрессии» (США, 1929–1933), когда безработным был каждый четвертый американец;

4) сезонная безработица образуется в отраслях, для которых характерны сезонные колебания объемов производства;

5) скрытая безработица возникает на предприятиях, переходящих на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю.

В экономической теории для характеристики ситуации на рынке труда, кроме уровня безработицы, используются понятия:

1) полная занятость – уровень занятости при существовании в стране только структурной или фрикционной безработицы. При полной занятости 94–95% рабочей силы имеют рабочие места;

2) естественный уровень безработицы – уровень безработицы при полной занятости равный 5,5 – 6,5%.

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет следующие последствия:

1) сокращаются производства и доходы населения, то есть происходит отставание объемов валового национального продукта. Эту взаимосвязь выражает закон А. Оукена. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема валового национального продукта составит 2,5%,если на 2% – то 5% и т. д.;

2) снижаются поступления от налогов в бюджеты всех уровней;

3) снижается уровень жизни не только самого безработного, но и его семьи;

4) возрастает преступность и количество психических заболеваний.

Хотя безработица – это неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования, сама она с безработицей справиться не в состоянии. Необходимо государственное регулирование рынка труда, которое осуществляется по двум направлениям:

1) воздействие на уровень и продолжительность безработицы с использованием службы трудоустройства, которые не только помогают найти работу, но и обеспечивают переквалификацию работников;

2) обеспечение гарантий материальной и социальной поддержки.