Состав бухгалтерской отчетности. Патентная налоговая система

Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия - численность до 15 человек).
  2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий - 120 млн. руб.).

Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

  • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям - бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • организация - участник проекта «Сколково»;
  • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
  • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям - бюджетным, автономным научным учреждениям.

Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год - 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму - микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

Организация прекращает быть СМП, если в течение трех лет, следующих подряд, фактические показатели среднесписочной численности, дохода оказываются выше предельных значений (п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту , а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

При признании доходов и расходов:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
  • признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).

При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
  • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
  • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

При учете НМА и НИОКР:

  • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

По другим активам и обязательствам:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
  • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
  • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

При составлении бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Отличия традиционных форм от упрощенных заключаются в том, что в последних все показатели отражают укрупненно только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@):

  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении денежных средств,
  • отчет о целевом использовании средств.
  • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Критерии для оценки важности информации организация определяет самостоятельно.

Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

Если важной информации, подлежащей отражению в приложениях (пояснениях), по мнению организации нет, то они не заполняются.

3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

СМП вправе:

  • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
  • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

Все вышеназванные способы упрощения учета, применяемые организацией, необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

Что касается СМП, подлежащих обязательному аудиту, то они ведут бухучет и составляют отчетность по общим правилам.

По итогам 2016 года все организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность. О ее составе, сроках и адресах представления отчетности расскажем в нашей консультации.

Состав годовой бухгалтерской отчетности 2016.

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций);
  • иные приложения (пояснения).

О составе отчетности организаций, имеющих право применять упрощенный бухучет, мы рассказывали в .

Формы годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Приведем удобные для скачивания бланки годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год с графой «Код»:

Форма пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности 2016 не утверждена, поэтому формат и порядок представления пояснений организация определяет самостоятельно. Пояснения могут оформляться в табличной или текстовой форме. При формировании пояснений в табличной форме организации необходимо учитывать пример, приведенный в Приложении № 3 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н .

Когда и куда представлять годовую отчетность

Годовую бухгалтерскую отчетность организации обязаны представлять по месту ее нахождения не позднее 31 марта по следующим адресам:

  • в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);
  • территориальный орган статистики (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно будет не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

За 2016 год годовую отчетность в ИФНС и Росстат нужно сдать .

Сдаваемая в ИФНС бухгалтерская отчетность на бумаге должна быть составлена на машиночитаемых бланках.

Машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности в PDF можно скачать по .

Если организация подлежит обязательному аудиту (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ), в составе годовой бухгалтерской отчетности в Росстат нужно также представить аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность представляемой бухгалтерской отчетности (п. 5 ПБУ 4/99). В случае, если на момент сдачи отчетности в органы статистики аудит в организации не завершен, сдать заключение можно будет позже. Сделать это нужно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но обязательно до 31 декабря года, следующего за отчетным годом включительно (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Сдавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию организации не обязаны.

Чуть больше двух месяцев осталось у компаний до сдачи бухгалтерской отчетности за 2016 год. Ничего не упустить поможет наша статья.

Бухгалтерская отчетность организаций за 2016 год состоит из следующих отчетов:

2) Отчет о финансовых результатах и приложение к отчету

3) Отчет о целевом использовании средств и приложение к нему

Организации на ОСНО сдают приложение к отчету о финансовых результатах, включающее данные об изменениях капитала, о движении денежных средств и о целевом использовании средств. Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности не обязательна. При необходимости пояснений к годовой отчетности можно составить ее в свободной форме.

Индивидуальные предприниматели (ИП) годовую бухгалтерскую отчетность за 2016 год не сдают.

Организации вправе сами решить в каком виде - электронном или бумажном - сдавать бухгалтерскую отчетность за 2016 год (приказ ФНС от 31.12.2015 № АС-7-6/711@).

А предоставить ее необходимо в налоговую инспекцию по месту учета головного офиса, и еще один экземпляр - в Росстат.

Для малых организаций действуют особые формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (упрощенная бухгалтерская отчетность). Детализации баланса в них нет (п. 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, п. 4 и 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В 2017 году организации, которых обязали проводить аудиторскую проверку, дополнительно должны подготовить и сдать аудиторское заключение в Росстат.

Состав бухгалтерской отчетности за 2016 год

Как мы уже отметили, бухгалтерская отчетность состоит из трех важных частей:

  1. Бухгалтерского баланса;
  2. Отчета о финансовых результатах и приложения к нему;
  3. Отчета о целевом использовании средств и приложения к нему.

Бухгалтерский баланс за 2016 год

Отчет о финансовых результатах за 2016 год

Отчет о целевом использовании средств за 2016 год

При формировании отчетности следует руководствоваться не только нормами НК РФ и ПБУ. Но также и рекомендациями аудиторам, утвержденными Минфином за 2016 и предыдущие годы. Рекомендации учитывают, в том числе, нюансы, обусловленные законодательными нововведениями последнего времени. Отметим основные моменты, на которые советует обратить внимание Минфин, при составлении отчета.

Плата в системе “Платон”

Напомним, данная плата взимается в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным трассам грузовым транспортом с массой свыше 12 тонн. По закону сумма транспортного налога в отношении каждого такого грузовика уменьшается на сумму платежей по системе “Платон” (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Минфин отмечает, что расходами признается уменьшение экономических выгод в результате возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации. То есть, сумма платы в бухгалтерском учете признается расходом (ПБУ 10/99). Сумма платы отражается по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом. Уже уплаченные суммы учитываются по дебету счета учета расчетов с бюджетом.

При отражении же транспортного налога в кредит счета учета расчетов с бюджетом относится сумма налога за вычетом фактически уплаченных в системе “Платон” денежных средств.

Плату за вред автодорогам можно условно разделить на ту, которая уже поступила в бюджет оператора, и ту, которая пока что еще находится на лицевом счете организации.

В бухгалтерском балансе фиксируется сумма на лицевом счете (по строке “Денежные средства и денежные эквиваленты”). А в отчете о финансовых результатах записывается сумма, снятая с лицевого счета (по строке “Себестоимость продаж” или “Прочие расходы”).

Вклады и безвозмездное финансирование

На практике имеет место ошибочное отнесение к доходам всевозможных вкладов акционеров и участников в капитал и имущество организации.

Доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации. Исключение здесь составляют вклады участников собственников имущества (ПБУ9/99).

Минфин отмечает, что поступления денежных средств и иного имущества от учредителей, акционеров, участников в счет вкладов, взносов и в качестве безвозмездного финансирования не признаются доходами организаци и.

Оценочные обязательства

Оценочные обязательства, которые, как полагает компания, непременно возникнут в будущем, отражаются на счете 96 “Резервы предстоящих расходов”. В балансе они записываются по строке 1540. Сюда можно отнести всевозможные премии, бонусы и отпускные, которые будут выплачены сотрудникам. Долгосрочные обязательства идут по строке 1430.

Оценочные обязательства могут возникать также в связи с предстоящей уплатой налоговых санкций. Когда компания находится в стадии судебного спора с налоговиками. И предполагает, что по результатам рассмотрения дела ей доначислят налоги и наложат штрафы. В подобных случаях размер обязательства относится на расходы по конкретному налогу.

В отчете резерв по оценочным обязательствам отражается по строке “Себестоимость продаж” или “Прочие расходы”.

Торговый сбор

Данный сбор касается столичных торговых предприятий. Уплаченные организацией суммы торгового сбора уменьшают сумму налога на прибыль (авансового платежа). Суммы сбора относятся в бухгалтерском учете на расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.

Что касается баланса, то сумму уплаченного сбора можно учесть по строке “Текущий налог на прибыль” (величина налога отражается за вычетом уплаченного сбора).

Если сбор составил существенную сумму, то она отражается отдельным показателем, который детализирует величину текущего налога на прибыль.

Экологический сбор

Экологический сбор – неналоговый доход федерального бюджета. Он уплачивается производителями и импортерами товаров, которые подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств. Взимается сбор на основании постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073.

Минфин признает, что сумма экологического сбора, подлежащая уплате экономическим субъектом, в бухгалтерском учете является расходом.

Сумма сбора начисляется по мере выпуска в обращение соответствующих товаров. И отражается по дебету счета 44 “Расходы на продажу” в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом. В отчете о финансовых результатах сбор отражается в составе коммерческих расходов наряду с иными расходами на продажу.

Исправление отчетности

При формировании отчетности в ней могут обнаружиться значительные дефекты и ошибки. В этом случае в контролирующие органы подается исправленная документация. В ней в обязательном порядке раскрывается информация о замене первоначально представленной отчетности, а также об основаниях исправлений.

Пересмотренная отчетность представляется сразу же после внесения в нее исправлений. Конкретные сроки в законе отсутствуют.

Отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению. Пересмотренная отчетность представляется как в ИФНС, так и в органы Росстата.

Чтобы не упустить важное, напомним сначала о сроках сдачи бухгалтерской отчетности за 2016 год , а потом расскажем, кто и куда ее должен сдавать, изменилась ли форма и на что обратить внимание при заполнении бланка организациям на ОСНО и УСН, а также индивидуальным предпринимателям на этих режимах.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности за 2016 год и штрафы

Бухгалтерскую отчетность надо сдать в срок не позднее, чем через три месяца после окончания отчетного года, - 31 марта 2017 года .

За несдачу отчетности в срок статьей 119 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5 % не уплаченной суммы, подлежащей уплате (доплате) на основании отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Максимальный штраф - 30% от указанной суммы, минимальный - 1 000 рублей.

Кроме того, в прошлом году изменилась ответственность за грубые нарушения в бухгалтерском учете. Федеральным законом от 30.03.2016 № 77-ФЗ увеличил суммы штрафов за нарушение правил бухучета (См. Новые штрафы за ошибки в бухгалтерском учете). Согласно поправкам в статью 15.11. КоАП РФ, штраф составляет 5-10 тыс. рублей, за повторное нарушение в течение года оштрафуют еще на 10-20 тыс. рублей, а могут и дисквалифицировать на 1-2 года. Ранее за это не было предусмотрено ответственности.

Список нарушений, которые считают грубыми, расширится. Сейчас по статье 15.11 КоАП РФ штрафуют за 10%-ное искажение строки бухгалтерской отчетности или занижение налогов. Штрафовать начнут еще за регистрацию мнимых и притворных объектов в регистрах бухучета, за ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета, за отчетность, которую составили не по данным регистров. Накажут и за пропавшую первичку, отчетность, аудиторское заключение, у которых не истек срок хранения.

В конце марта 2017 года бухгалтера должны сдать бухгалтерскую отчетность за 2016 год. Посмотрите, какой состав бухгалтерской отчетности для вашей компании, по каким формам сдавать отчетность, можно ли сдать вам упрощенные формы и какие сроки сдачи отчетности в 2017 году.

Состав бухгалтерской отчетности за 2016 год для вашей компании

Что же входит в состав бухгалтерской отчетности за 2016 год согласно действующему законодательству? В состав годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год в общем случае обязательно должны войти следующие формы (ниже вы можете скачать любую форму):

  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о финансовых результатах
  • Отчет об изменении капитала
  • Отчет о движении денежных средств
  • Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Последние три формы в составе бухгалтерской отчетности за 2016 год называются приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Но они являются обязательными в составе годовой бухгалтерской отчетности.

Ниже мы расскажем о составе бухгалтерской отчетности за 2016 год для малых предприятий.

Важно! Обратите внимание, что в обязательный состав бухгалтерской отчетности не входит пояснительная записка. Однако бухгалтер может ее составить, если считает, что есть важная информация, требующая пояснения к бухгалтерской отчетности.

Формы бухгалтерской отчетности за 2016 год

Формы бухгалтерской отчетности за 2016 год утв. приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, каких-либо новинок в этом году для форм не введено, поэтому они заполняются также, как и за прошлые года.

Скачайте ниже формы бухгалтерской отчетности за 2016 год.

Минфин рассказал, как упростить учет и отчетность за 2016 год

Минфин России выпустил рекомендации для аудиторов по проверке бухотчетности. Советы чиновников актуальны и для компаний. Если следовать рекомендациям, можно безопасно упростить учет и сдать отчетность без лишних оборотов (письмо от 28.12.16 № 07-04-09/78875).

Есть четыре совета чиновников, которые стоит учесть в работе. Ведь при проверке отчетности аудиторы будут следовать разъяснениям финансистов. Эксперты журнала «Российский налоговый курьер» рассказали об этом в статье Чтобы прочитать статью, подтвердите или оформите

Упрощенные формы бухгалтерской отчетности за 2016 год

Согласно Федеральному закону № 402-ФХ от 06.12.2011 года существует закрытый перечень организаций, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе сдавать бухгалтерскую отчетность за 2016 год по упрощенным формам.

К ним относятся:

  • Субъекты малого предпринимательства;
  • Некоммерческие организации;
  • Резиденты "Сколково".

Скачайте форму упрощенной бухгалтерской отчетности.

Если ваша организация относится к одному из указанных субъектов - вы вправе применить упрощенные формы бухгалтерской отчетности за 2016 год. Но будьте внимательны, упрощенные формы - это право, а не обязанность организаций, поэтому это право должны быть закреплено в учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2016 год (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Для возможности использовать упрощенные формы в учетной политики организации для целей бухгалтерского учета можно указать следующую фразу "Организация составляет и представляет упрощенную бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах".

ПРИМЕР

Учетной политикой организации, относящейся к субъектам малого предпринимательства, на 2016 год не установлена возможность сдачи бухгалтерской отчетности за 2016 год в упрощенной форме.

В этом случае бухгалтер должен составить бухгалтерскую отчетность в полном объеме по общим формам.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в 2017 году

Бухгалтерская отчетность должны быть сдана в Росстат и в налоговую не позднее окончания 3 месяца после отчетного года, иными словами не позднее 31 марта.