Столб в гараж из труб. Правила сооружения фундамента под гараж

Даже тот человек, который не обладает специальными познаниями в строительном деле, с уверенностью скажет, что капитальное строение должно возводиться на прочном основании. Такое сооружение, как гараж, тому не исключение. Именно от фундамента зависит качество использования и сроки эксплуатации постройки. А в прочности сделанного своими руками фундамента вы не будете сомневаться.

Необходимость фундамента под гараж

Необходимость фундамента бесспорна, так как он придаёт постройке устойчивость и сохраняет целостность стен. В такой постройке, как гараж, бетонное основание изолирует все предметы, находящиеся в помещении, от влаги, исходящей из земли. В гараже без фундамента металлические части автомобиля подвержены быстрому поражению коррозией.

Основа для строений может быть:

  • естественной;
  • искусственной.

В качестве естественного основания может применяться грунт, находящийся под фундаментом гаража, который по своим природным характеристикам способен обеспечить устойчивость строению. Состав грунта, имеющий эти особенности, попадается нечасто, поэтому он требует дополнительной прочности, то есть закладки искусственной основы.

Надёжное основание для гаража необходимо, когда почва на территории нестабильна или имеет другие особенности, влияющие в дальнейшем на целостность конструкции постройки.

Прежде чем приступить к строительным работам по установке фундамента, необходимо изучить свойства и качества грунта. Так как его видов несколько, то не все они подходят для возведения конструкций.

Существуют различные методы по улучшению качеств грунта, которые помогают сделать его свойства подходящими для установки фундамента.

К основным типам грунта относятся:

  1. Скальные с цельной структурой.
  2. Состоящие из крупных фрагментов скал.
  3. Песчаные.
  4. Глинистые образования.
  5. Торфяники.

Если говорить о надёжности основания, то скальный тип грунта выступает лучшим вариантом для возведения гаража. Он представлен в виде затверделых вулканических выбросов и смесей пород, плотно прижатых друг к другу. Он залегает сплошным либо трещиноватым массивом. Этот грунт готов для возведения гаража на его поверхности, без установки фундамента.

Крупнообломочный грунт содержит гравий, а также осколки кристаллических образований. Особенность этой почвы в том, что она на 50% состоит из фрагментов и крупиц, превышающих 2 мм. В отличие от предыдущего вида грунта, он не состоит из цельной структуры.

Так как величина составляющих крупнообломочных грунтов разная, принято разделять их на типы:

  • валунные (глыбовые);
  • галечниковые (щебенистые).

Фундамент для гаража в таком грунте должен быть заглублён на 50 см.

Песчаный грунт является одним из основных. В его составе содержится около 50% материала сечением более 2 мм. Отличительной чертой указанного грунта являются сыпучесть и отсутствие пластичности. Под воздействием влаги и нагрузки эта почва имеет свойство сильно утрамбовываться.

Одним из неблагоприятных грунтов для закладки фундамента для гаража является глинистый грунт. Он реагирует на разные условия: при высыхании он может сжаться, при высокой степени влажности - образовать оползни, а при низких температурах вспучиваться. Это происходит, потому что структура глинистого грунта имеет чешуйчатую форму с полостями. Благодаря этому влага скапливается в порах глины, что способствует вязкости всей почвы. В этом случае необходимо устанавливать свайный фундамент, причём закладка должна производиться ниже уровня промерзания.

Высокое содержание растительных остатков в торфяниках делает этот грунт ненадёжным для возведения фундаментного основания. Как правило, этот грунт сильно увлажнён и отличается тем, что имеет свойство неравномерно сжиматься. Эта характеристика делает его практически непригодным для создания крепкого фундамента. Если возникает необходимость строительства на этой почве, то её заменяют на песчаную. Этот случай предусматривает установку фундамента в виде винтовых свай. Пожалуй, это основание будет единственным выходом из данной ситуации.

Подготовка: какой материал выбрать, плюсы и минусы

При строительстве гаража применяют различные материалы. Наиболее популярными из них, обладающими всеми необходимыми характеристиками, являются:

  1. Шлакоблоки.
  2. Пеноблоки.
  3. Керамзитовые блоки.

Шлакоблоки - очень востребованный материал для строительства фундамента и стен небольших построек. При его изготовлении используется шлакобетонная смесь, состоящая из песка, золы, мелких частиц гравия, керамзита, шлака. Благодаря своей относительной прочности и простой кладке этот материал широко применяется для установки фундамента для гаражей.

Шлакоблоки изготавливаются пустотелыми и цельными. Пустые блоки различаются по объёму полых ячеек. Для фундамента гаража необходимо использовать цельные блоки.

Шлакоблоки, применяемые в качестве фундамента, имеют свои плюсы:

  • это недорогой материал;
  • он прочен и надёжен в использовании;
  • благодаря своим габаритам возрастает скорость закладки основания;
  • так как бетон нужен только для склеивания блоков между собой, затраты на этот фундамент значительно меньше, чем на ленточное или плитное основание;
  • Обладает высоким уровнем огнеупорности.

Фундамент из шлакоблоков имеет свои недостатки:

  • этот материал не предназначен для использования в глинистом, сыпучем или вспучиваемом грунте;
  • при поперечных нагрузках шлакоблок имеет низкие характеристики на прочность;
  • низкий уровень влагоустойчивости.

К часто встречающимся материалам для закладки фундамента относится пеноблок. Он является одним из видов ячеистого пенобетона. При изготовлении пеноблока используются цемент, песок и вода, в которую добавляется пенообразователь.

Плюсы этого материала заключаются в следующем:

  • в нём не используются вредные для человека примеси;
  • обладает теплоизоляционными и звукоизоляционными характеристиками;
  • имеет низкий коэффициент усадки и водопоглощения;
  • пожароустойчив, благодаря чему выдерживает прямое воздействие огня на протяжении 120 минут;
  • его свойства и качества не меняются под воздействием переменного замораживания или оттаивания;
  • имеет малый удельный вес (0,4–0,8 тн/м³);
  • обладает низкой гигроскопичностью (материал способен удерживаться на поверхности воды более 20 суток);
  • пеноблоки легко обрабатывать, штробить, сверлить;
  • срок эксплуатации этого материала более 100 лет.

К минусам пеноблоков относится следующее:

  • этот материал имеет относительную хрупкость и низкую прочность при воздействии на изгиб;
  • обладает высокой влагопоглощаемостью, из-за чего требует тщательной отделки и гидроизоляции;
  • подходит для основания только небольших построек.

Применение керамзитобетонного основания позволяет проектировать постройки более высокие, чем для основания из пеноблоков.

Основание с применением этого материала выражено в следующих положительных критериях:

  • является эффективным теплоизолирующим материалом;
  • керамзитобетонные блоки обладают хорошей устойчивостью к биологическим воздействиям;
  • после постройки гаража с этим фундаментом конструкция даёт минимальную усадку;
  • при открытом воздействии огня не выделяются токсические вещества;
  • состав материала безопасен для человека;
  • этот материал отнесён к первому классу радиационной безопасности. Благодаря своим свойствам он аккумулирует вредные излучения и удерживает их;
  • его стоимость ниже кирпича такого же объёма;

К недостаткам керамзитобетонного основания можно отнести:

  • при динамическом воздействии блоки могут разрушаться или растрескиваться;
  • обязательно применение гидроизоляционного и теплоизоляционного слоя;
  • материал неудобен в обработке. При воздействии образуются неровные края.

Ленточный фундамент имеет вид железобетонной конструкции, располагаемой по намеченному периметру. Этот фундамент может изготавливаться из различных строительных материалов: кирпича, бетонных блоков либо являться монолитным основанием из бетона.

Срок службы основания зависит от материала, применённого при его закладке:

  • ленточный фундамент из кирпичной кладки прослужит от 40 до 60 лет;
  • блочная конструкция останется прочной от 50 до 80 лет;
  • монолитное основание не потребует ремонта на протяжении 150 лет.

К преимуществам ленточного основания относится следующее:

  • этот фундамент легко возводится благодаря простой технологии создания;
  • основание подходит для разных строительных материалов;
  • если планируется организовать погреб в гараже, то основа послужит стенами;
  • на ленточное основание не влияют резкие перепады температур.

К недостаткам этого фундамента относятся следующие критерии:

  • организация этого фундамента требует большого количества материала и вспомогательных конструкций;
  • при возведении основания необходимо немало трудозатрат.

Расчёт необходимого количества в зависимости от площади, типа гаража и высоты самого фундамента. Примеры

Долговечность фундамента напрямую связана с проведением правильного расчёта. От этого зависит равномерность распределения веса конструкции на грунт. Несоблюдение этих условий повлечёт неприятные последствия в виде дополнительных денежных затрат на исправление деформаций постройки или ремонта вашего автомобиля. Учитывая эти моменты, перед возведением фундамента необходимо:

  1. Составить точный чертёж будущего гаража и его основания.
  2. Исследовать характеристики грунта для определения типа фундамента.
  3. Учитывая полученные сведения, выбрать нужные материалы для основания.

Чтобы сделать точный расчёт параметров для фундамента под гараж, необходимо знать характеристики грунтов, залегающих на участке строительства. Глубина основания для этой постройки определяется удалённостью точки промерзания от поверхности земли.

Ниже приведена таблица со значениями нагрузок на почву:

Для более удобного расчёта нагрузки на грунт можно, используя значения в таблице, применить простую формулу:

S=U/R, где S - это площадь основания, U - воздействующий на него вес, R - измерительные значения изменений почвы. Все параметры U и R определяются стандартизованными таблицами.

При закладке основания, независимо от характеристик почвы, необходимо придерживаться основного правила - фундамент должен опираться на твёрдый грунт, расположенный ниже точки промерзания. Исключение составляет только глинистая почва и торфяники. В этом случае целесообразно применять свайный фундамент.

Если грунт промерзает от 10 до 30 см, то глубину основания можно сделать около 40 см. Следует учитывать то, что под фундаментом необходима подушка из гравия и песка, толщина которой должна быть не менее 40 см.

Для такой постройки, как гараж, применяются следующие типы фундамента:

  1. Свайный.
  2. Ленточный.
  3. Плитный.

Расчёт нужного количества бетона для этого основания производится путём вычислений по следующей формуле: S=3,14·R², где S - объём необходимого количества бетона в м³, R - радиус или периметр свайного столба. Полученную цифру необходимо умножить на длину и общее количество бетонных столбов (свай).

Если использовать эти вычислительные приёмы, можно легко рассчитать расход бетона в кубических метрах.

Чтобы узнать, сколько потребуется смеси на одну сваю, необходимо определить её диаметр и длину. В качестве примера диаметр сваи составит 0,1 м, а её длина 2 м. Эти параметры нужно применить к формуле 3,14·0,1²=0,0314. Полученную цифру необходимо умножить на длину сваи: 0,0314·2=0,0628 м³ - столько нужно для изготовления одной бетонной сваи. Теперь легко рассчитать, сколько понадобится бетона для всех свай. Для этого необходимо 0,0628 умножить на количество подготовленных для свай лунок.

Чтобы рассчитать нужное количество бетона, требуемого для ленточного основания, необходимо иметь сведения о высоте и ширине ленты. Так как она прямоугольной формы, её площадь определяется путём перемножения этих показателей. Для определения объёма фундамента потребуется площадь его сечения умножить на длину ленточного основания. Общая величина ленточной конструкции состоит из суммы всех объёмов частей ленты. Расчёт каждой части основания осуществляется по следующей формуле: V=S·L, где S - величина площади поперечного сечения ленты в метрах, L - длина ленточного основания в метрах. Проще всего производить расчёты, если лента по всему периметру имеет одинаковое сечение. Если оно равно 0,16 м², при длине 24 м, то, подставив эти цифры в формулу, вы получаете следующее: V = 24·0,16= 3,84 м³. В результате стало известно, сколько всего кубов бетонной смеси необходимо для ленточного фундамента. Этот вариант подходит только для расчётов ленты с одинаковым сечением.

Как же определить количество раствора, если у ленточного основания разное поперечное сечение? Для этого необходимо перемножить, после чего сложить результаты, а полученная цифра укажет на сумму расхода бетонной смеси. Если сечение основания составляет 0,16 м² при длине ленты 14 м, 0,2 м² на длине 6 м и 0,25 м² при длине 8м, то, применив эти размеры к формуле, можно увидеть следующий пример: V=14·0,16+6·0,2+8·0,25=5,44 м³.

Чтобы рассчитать необходимое количество бетона для плитного фундамента, следует воспользоваться формулой: V=S·H, где S - общая площадь плитного основания, H - её необходимая толщина. Если необходимо создать плитный фундамент длиной 12 м, шириной 8 м и высотой 0,15м, то в формуле эти значения выглядят следующим образом: V=12·8·0,15=14,4 м³.

В том случае, если в гараже предусмотрен подвал, сделать расчёт необходимого количества бетона не составит труда. Для этого пригодятся формулы, применяемые при вычислениях плитного основания. Если его предполагаемая длина равна 6 м, ширина 3 м, толщина основания и стен 0,15 м, а высота стен составит 2 м, надо сделать расчёт для основания и каждой стены, а потом результаты сложить.

Из этого следует: 3·6·0,15=2,7 м³ - бетонной смеси необходимо для основания.

Теперь нужно высчитать требуемый объём бетона для каждой стены. Для этого следует её длину умножить на высоту и толщину: 6·2·0,15=1,8 м³. Так как в подвале две аналогичных стены, значение нужно умножить на два: 1,8·2=3,6 м³.

Этим же способом высчитываем две другие стены: 3·2·0,15=0,9·2=1,8 м³. Объём бетона для каждой в отдельности стены и основания найден. Теперь необходимо рассчитать общий объём. Для этого следует сложить все результаты: 2,7+3,6+1,8=8.1 м³ - такое количество бетона нужно для установки основания и стен подвала.

Инструменты для работы

Для закладки фундамента потребуются следующие инструменты:

  1. Бетоносмеситель.
  2. Совковая, винтовая и штыковая лопата.
  3. Шнур и деревянные колышки.
  4. Электролобзик или ручная ножовка.
  5. Шуруповёрт.
  6. Электродрель.
  7. Ёмкости для воды и раствора.
  8. Плоскогубцы.
  9. Измерительная рулетка.
  10. Строительный уровень.
  11. Большой угольник.
  12. Гвозди и саморезы.
  13. Толстый полиэтилен.

Пошаговые инструкции по правильному устройству разных типов фундамента

Как говорилось ранее, к конструкции гаража можно применить разные типы фундаментов, таких как:

Расположение каждого типа основания необходимо разметить с помощью измерительной рулетки, колышков с обносками и шнура. В качестве обносков выступают деревянные планки, прибитые гвоздями к колышкам. Высоты колышков должна быть не менее 50 см от земли. Шнур закрепляется на вбитый гвоздь в обносок. Два параллельных шнура, расстояние между которыми должно быть 40 см, определяют зону будущей траншеи. Затем, в зависимости от типа основания, выкапываются лунки, котлован или траншея.

Ленточный

  1. В соответствии с разметкой выкопать траншею глубиной 40 см и шириной 40 см.
  2. На дно траншеи засыпать песок, который нужно утрамбовать до получения слоя толщиной 20 см. Песок лучше спрессовывается, если его сделать влажным.
  3. Сверху песчаной подушки можно засыпать слой гравия толщиной 10 см.
  4. После этого изготовить металлический каркас из арматурных прутьев. Для этого использовать сечение от 8 до 15 мм. Металлические стержни необходимо фиксировать проволокой. Расстояние между прутьями должно быть не менее 20 см. Эта конструкция придаст крепости ленточному основанию.
  5. Затем необходимо изготовить опалубку из досок или фанеры. Её высота должна возвышаться над землёй не менее чем на 30 см. Для укрепления конструкции использовать деревянные хомуты или упоры.
  6. После установки металлического каркаса и опалубных щитов можно перейти к заливке бетонной смеси. Для относительно небольшой постройки, такой как гараж, подойдёт бетон марки М200. С помощью бетоносмесителя сделать готовый раствор, который требуется залить в подготовленную опалубку. Высота бетона должна составлять от 30 до 40 см от поверхности грунта. Следует помнить, что ленточное основание необходимо сделать полностью за один раз.
  7. После заливки бетона в опалубку его необходимо накрыть толстым полиэтиленом или рубероидом. Это надо сделать, так как прямые солнечные лучи негативно влияют на бетон. От этого он может покрыться трещинами из-за неравномерного застывания. Когда фундамент залит, ему требуется время для затвердевания. В зависимости от окружающей температуры, сроки укрепления ленточного основания имеют пределы от 3 до 6 недель. После указанного срока ленточный фундамент готов к возведению на нём стен гаража.

Ленточно-свайный


Строительство плитного основания своими руками


Как залить столбчатый


Видео: фундамент своими руками

Когда правильно выбран тип фундамента с учётом характеристик почвы, можно быть уверенным в надёжности основания для гаража.

Строительство гаража начинается с возведения фундамента. Для гаража важно выбрать правильный фундамент. В статье рассмотрим виды фундаментов и разберём какой лучше выбрать.

Столбчатый фундамент

Многие не делают фундаменты под модульные гаражи, так как считают, что они лёгкие и не нуждаются в дополнительной опоре. Однако, под металлический гараж лучше сделать столбчатый фундамент. Он дешевле и его проще строить.
Измерив размеры модуля, определите необходимое количество столбцов. После этого нужно вынуть грунт под каждый из них. Столбцы могут быть из разных материалов. При необходимости их нужно забетонировать. На верх столбцов монтируют детали, к которым впоследствии будет крепиться каркас гаража.



Устройство столбчатого фундамента

Ленточный фундамент

Строительство ленточного фундамента обходится дороже. Технология его изготовления достаточно сложна и требует определённого опыта. Необходимо выкопать траншею по периметру гаража, правильно её забетонировать и обезопасить от разрушения. Эту конструкцию лучше строить под гаражи из кирпича и тяжёлых блоков.



Схема ленточного фундамента

На насыпных грунтах и в местностях с повышенным уровнем грунтовых вод можно заложить монолитную фундаментную плиту. Она представляет из себя армированную пространственным каркасом плиту из бетона.

Монолитный ленточный фундамент

Для самостоятельного изготовления большинство частных строителей выбирают монолитные фундаменты. Они несколько напоминают дорожки, заглублённые в землю. Эти дорожки копируют форму подошвы здания. На них устанавливают стены здания.

В полномасштабных сооружениях ленту фундамента укладывают под все стены, в том числе и внутренние. При строительстве гаража достаточно уложить её по внешнему периметру.

Плавающий фундамент

Фундамент ленточного типа хорош на устойчивых основаниях. На нестабильных грунтах монтируют основы, которые называют «плавающими подошвами». Технологически такая основа является монолитной плитой, которая залегает под площадью всего дома.


Схема плавающего фундамента

На монолитной плите будут превосходно удерживаться тяжеловесные сооружения из кирпича, бетона и камня. Иногда под основу берут сплошную железобетонную плиту, в других случаях делается заливка бетона. Для уплотнения бетонных плит используют вибраторы.

Бутобетонный фундамент

Для удешевления производственного процесса под гараж монтируют бутобетонные фундаменты. Этот вариант подойдёт, если почва в регионе стабильна. В подобной стройке используют бутовый камень, имеющий невысокую цену.



Схема бутобетонного фундамента

Вместо плиты или металлической решётки, которую монтируют при строительстве плавающих подошв, делают кладку из бутового камня. После того как вы сделает анализ грунта и убедитесь, что можно устанавливать бутобетонный фундамент, расчистите площадку.

Удалите слой грунта в 5 см. Далее сделайте подушку под фундамент, уложив и утрамбовав слоями по 15 см щебень и песок.После этого залейте 15 см слой бетона, поверх него уложите камни, на расстоянии не менее 4 см. Ограничьте конструкцию опалубкой. Сверху залейте цемент в 25 см. Сделайте таким образом несколько рядов.

Фундамент сборный из блоков

Иногда фундаменты делают из блоков. Эти блоки производят специально для того, чтобы они могли выдерживать специфическую нагрузку. С помощью блочного строительства можно получить морозоустойчивые и устойчивы к агрессивным средам конструкции. Блочные фундаменты стоят недорого, их можно монтировать в различной конфигурации.


Схема сборного фундамента

К недостаткам этого метода строительства следует отнести то, что для перемещения блоков может потребоваться специальная техника. Её привлечение увеличит себестоимость конструкции. Также вам придётся поработать со стыковочными швами. Эти швы могут стать слабым местом, пропуская холод. Поэтому потребуется установить теплоизоляцию.

Фундамент с использованием несъёмной опалубки

Для сохранения теплоизоляционных свойств используют технологию возведения фундаментов с несъёмной опалубкой, которая представляет из себя блоки, собранные в единую конструкцию. Чаще всего для её изготовления используют пенополистирол. На втором месте по частоте применения стоит полистиролбетон.


Устройство несъёмной опалубки

Иногда в качестве основы используют дерево и бетон. Блоки для опалубки представляют собой полые детали. В эти полости закладывают арматуру, прежде чем осуществлять заливку бетоном. На внутренней части блоков есть неровности и шероховатости. Они необходимы для того, чтобы обеспечить лучшее качество сцепления с бетоном и цементом.

Выбор фундамента в зависимости от типа почвы

Лучшей почвой для фундамента принято считать песчаную, которая обладает хорошими дренажными свойствами. Почвы, содержащие глины относят к проблемным. Среди самых сложных болотистые почвы и пески-плавуны. На них, а также на торфяных и с обильными грунтовыми водами лучше строить столбчатые фундаменты и свайные.

Разные грунты при замерзании по разному влияют на степень деформации грунтов. В зависимости от силы влияния грунты подразделяют на непучинистые, малопучинистые, среднепучинистые, очень пучинистые.
Посмотрите видео и критериях рационального выбора фундамента.

Разметка и земляные работы

Прежде чем приступать к закладке необходимо произвести разметку территории. Для этого в тех местах, где должны располагаться углы здания, нужно вбить клинья. Натяните на клинья шнуры. Они будут указывать направление расположения стен.

После успешной разметки необходимо произвести выемку грунта. Грунт нужно вынимать на глубину, которая определяется исходя из результатов предварительного анализа грунта и особенностей строения здания.

Сооружение арматурной конструкции



Схема армирования

После того как вы успешно вынете грунт по предварительно размеченному периметру сооружения, вы должны будете соорудить арматурную конструкцию. Она нужна для уменьшения риска возникновения зон растяжения. Для начала вбейте в траншею прутья равные по длине глубине траншеи.

На дно укладывают подставки, в качестве которых могут быть использованы кирпичи. На них укладывают несколько нитей арматуры. Эти ряды нужно закрепить поперечными перемычками. Пересечения увязывают сваркой или проволокой.

Монтаж съёмной опалубки



Устройство съёмной опалубки

При заливке бетона используют съёмные конструкцию, которые называются опалубками. Для неё берутся доски шириной от 25 до 50 см. Следует учесть, что чем шире доска, тем реальней опасность возникновения на ней трещины.

Доски необходимо приколачивать к брусьям так, чтобы они торцы досок были прижаты друг к другу. Должна получиться конструкция, которая по высоте должна равняться глубине фундамента. Длина брусьев должна быть на треть больше высоты опалубки. Щели между досок заделывают.

Конструкция опалубки монтируется на заранее подготовленную поверхность с подушкой. Сначала в траншею вбивают брусья. Они должны возвышаться над уровнем земли на высоту фундамента. К ним прибивают доски. Сами брусья укрепляют подпорками.

Заливка бетона в опалубку

Бетонирование необходимо осуществлять очень внимательно. Оно производится по-разному, в зависимости от вида бетонируемого изделия. Бетон подают с лотка миксера в подготовленную опалубку, подталкивая лопатами или используя бетононасос и колокол. Сразу же после того как бетон оказывается на месте, его уплотняют вибратором.

Работы по гидроизоляции фундамента

Фундамент подвержен разрушительному воздействию влаги, от которого его нужно защитить гидроизоляцией. Гидроизоляция может быть установлена только в процессе стройки и имеет различные виды. Выбор типа гидроизоляции зависит от степени затопляемости гаража. Одним из самых востребованных типов является горизонтальная. Она монтируется на глубине подвала и у основания дома. При этом используют битумные и клеящие мастики, жирную глину, рубероид цемент, кисти, валики.


Схема гидроизоляции

Жирную глину укладывают на дно котлована, уплотняют, сверху покрывают бетоном. Бетон обмазывают мастикой и покрывают рубероидом. По завершении постройки фундамента его гидроизолируют подобным образом.

Сооружение отмостки

Основание гаража нужно защитить отмостками. Их форма зависит от климатических условий, объёма разрушающих факторов и формы здания. Изготавливают из асфальта и бетона. Данное сооружение представляет из себя небольшой тротуар вокруг дома.



Отмостка

Сначала на территории будущего отмостка удаляют грунт. С наружной его части устанавливают бордюр. Выемку засыпают глиной, песком и щебнем с гравием. Отмосток должен быть заглублён не меньше, чем на 20 см.. Его наружная часть в самом толстом месте должна возвышаться на 10 см.

Внешняя отделка фундамента

Строительство фундамента должно заканчиваться его отделкой.

Одним из самых дешёвых и популярных способов является отделка натуральным камнем.

Сначала прогрунтуйте стену бетонокартоном. После этого наносите раствор бетона и закрепляйте на него заранее отобранный камень. Не размещайте камни слишком близко.

Старайтесь избегать возникновения воздушных зазоров под камнями. В них будет накапливаться влага, которая приведёт к разрушению основания. Для этого аккуратно постукивайте по камням. Если вы хотите, чтобы один из краёв такой отделки был ровным, обрежьте его при помощи болгарки. Швы выровняйте и зачистите до того, как раствор станет твёрдым.

Расчёт стоимости

На начальном этапе строительства вы должны рассчитать стоимость этой стройки. Конечный результат расчёта должен определяться типом фундамента. Его цена может составить 20% от цены строительства всего гаража. В смету нужно внести цену строительных материалов, их доставку, использование техники. При этом очень важным является подробное составление перечня материалов, которые вы планируете расходовать. Расходы на заливку одного кубометра бетона могут составить от 2 до 4,5 тысяч рублей.

Каркасный гараж – один из самых простых вариантов строительства подсобного помещения для хранения автомобиля. Он не только прост технически, но также обходится дешевле кирпичных или бетонных стен. Ценовая и техническая доступность – вот главные преимущества каркасных строений. Как самостоятельно? Какие особенности важно учесть для надёжного и правильного строительства?

Виды каркаса

Каркасные гаражи могут быть выполнены из различных материалов – дерева, OSB, шиферных асбестоцементных листов, пластикового сайдинга, металлических панелей. В зависимости от материала каркасных элементов и стен, гаражи делят на следующие виды:

  • Деревянные строения – в них в качестве опор чаще используют деревянные балки или брёвна, а в качестве стеновой обшивки – обрезные и необрезные доски, вагонку, панели из древесных материалов. Как правило, деревянные коробки возводят при работе с «тем, что есть», когда постройка строится из подручных средств, имеющихся в наличии – деревянных панелей, досок. Деревянные стены требуют качественной защиты от влаги и намокания. Их необходимо ежегодно красить или покрывать лаком. А также периодически менять подгнившие испорченные доски, ставить взамен новые деревянные панели.
  • Металлические – наиболее частные виды каркасных строений для хранения авто. В них в качестве опор используются металлические углы, швеллера, балки. В качестве стеновой обшивки – металлические листы. Это могут быть профилированные листы металла или ровный прокат. Для того чтобы построить каркасный гараж своими руками из металла, необходимо иметь в наличии сварочный аппарат и уметь работать с дуговой сваркой.

На заметку

Возможны смешанные варианты. Деревянные балки могут быть опорой для пластиковых панельных стен. Он может быть обшит асбестоцементными листами (плоским шифером).

Подробнее о строительстве гаража каркасного из разных материалов – на видео.

Строительство каркасного гаража

Чертёж каркаса и будущей постройки необходим начинающим строителям. Он также нужен для расчётов расхода строительных материалов – опорных балок, стеновой обшивки, кровельных панелей. Можно пользоваться готовыми чертежами гаражей, типовыми решениями, которые приводятся в различных рекомендациях по строительству каркасных гаражей своими руками, в пошаговых инструкциях. Или обратиться к специалистам и заказать расчёт и чертёж вашего гаража с индивидуальными размерами, требуемой конструкцией.

Развернутый чертеж.

В должен быть рисунок-эскиз будущего каркаса.


Эскиз-рисунок каркаса.

Также должен быть чертёж с указанием размеров всех каркасных элементов, расстояния между ними и способов крепления между собой. Также в чертеже указывается вид и размеры панелей стеновой обшивки, и способы её крепления к стойкам каркаса. Оговаривается материал размер кровельных листов, а также шаг-расстояние кровельных лагов. Правильно составленный чертёж со всем размерами может использоваться в качестве инструкции к строительству гаража.

Фундамент

Строительство каркасного гаража начинается с проектирования. А работы по его возведению начинаются с закладывания фундамента. Стены будущего гаражного строения могут быть лёгкими и холодными, но основание должно быть глубоким (при наличии смотровой ямы) и прочным.

Чаще всего в качестве основы под каркасный гараж используют фундаментную плиту. Она имеет достаточные показатели прочности, и укладывается в короткие сроки. Однако при этом отличается весом и требует работы погрузочно-разгрузочной техники. При использовании подъёмного крана плита укладывается на место будущего подсобного строения в течение часа.


Плита фундамента.

Перед укладыванием плиты проводят подготовительные работы — разравнивают грунт, при необходимости делают небольшое углубление или наоборот, приподнимают будущее, выполняя насыпь. При укладывании бетонной плиты в яму её дно предварительно отсыпают слоем песка – для отвода грунтовой воды, в качестве дренажного слоя. Если же плита укладывается поверх грунта без заглубления, или на возвышенном месте, то достаточно разровнять и утрамбовать землю.

Готовую фундаментную плиту используют в том случае, если под гаражом нет необходимости сооружать смотровую яму. Если же есть необходимость в традиционной гаражной яме, то сначала сооружают её, и только после – приступают к фундаменту, стенам и крыше.

Яма для гаража обустраивается в виде грунтового заглубления необходимой длины, ширины и глубины. Её стены выкладываются кирпичом, или отливаются бетоном, дно также выкладывают небольшой бетонной плитой. После обустройства ямы – приступают к заливке основной фундаментной плиты.

Монолитный фундамент со смотровой ямой.

Для подготовки грунта к заливке дно будущей плиты отсыпают песком. После этого песок проливают водой и трамбуют. Поверх — выкладывают каркас будущего фундамента – из металлической арматуры, сетки, проволоки, по периметру фундамента сооружают опалубку. После – льют бетон.

На застывание фундаментной плиты дают месяц. Наступать на плиту основания можно уже через сутки. Бетон будет достаточно прочным, чтобы выдержать вес человека и проводить дальнейшие строительные работы. А вот ставить автомобиль можно только после набора окончательной прочности – через 28 календарных дней.

На заметку

Если работы выполняются в жару, то поверхность бетона накрывают мокрой холстиной, для того чтобы предупредить чрезмерное её высыхание и растрескивание плиты из-за быстрого испарения влаги с его поверхности. Периодически, по мере высыхания, холст смачивают водой, для поддержания влаги в поверхностном слое бетона.

Поверхность гаражной плиты должны быть влагостойкой. При постановке машины с её колёс и днища будет сливаться вода. Проникая в поры бетона, при замерзании капли влаги будут расширять поры, инициировать растрескивание поверхности. Поэтому перед заливкой бетона в смесь добавляют влагостойкие компоненты типа Пенетрон, Аквастоп. При установки готовой фундаментной плиты её поверхность пропитывают водостойкой смесью.

Сборка каркаса

Под гараж начинается с обустройства вертикальных опор. При этом опоры могут бетонироваться в плиту фундамента в процессе заливки, или могут быть прикреплены к бетонному основанию на анкерные соединения, вместе с нижней обвязкой. Наиболее качественный и надёжный вариант – бетонирование стоек с заглублением в фундаментную плиту и грунт. Его используют для строительства на открытых местах с большой ветровой нагрузкой. Он требует сооружения ямы для каждой опоры и её отдельное цементирование.


Стойки в грунте с бетонированием.

Более простой и доступный вариант – использование нижних лаг и крепёжных элементов. В этом способе вертикальная опора не заглубляется в грунт, а крепится с помощью металлического уголка к бетонному полу или деревянной балке, которая выполняет роль нижней обвязки. Такую балку предварительно крепят к плите фундамента, и после – устанавливают на неё опоры каркаса.

Поверх вертикальных несущих опор кладут верхние горизонтальные лаги. На них – сооружают перекрытия под крышу. Сама крыша сооружается из кровельных листов, которые укладывают поверх лаг перекрытия (элементов кровельного каркаса). Нижний ряд кровли укладывается с небольшим свешиванием.

Его край должен выходить за периметр строения на 50-60 см. Такой свес крыши предупреждает излишнее намокание стен и этим обеспечивает их сухость, долговечность и отсутствие влаги, плесени в гараже. Минимальный размер карниза, до полуметра, гарантирует защиту стен от слива сточной дождевой воды.

На заметку

Сборка каркаса с помощью резьбовых элементов обеспечивает возможность демонтажа гаража и его переустановки на другом месте. Каркасный гараж при необходимости может быть разобран, если крепления будут выполнены с помощью болтов, шурупов. Сборка на болты и шурупы обеспечивает возможность демонтажа стен, крыши и каркаса гаражного строения.

Подробнее о соединении опор каркасного гаража – на видео.

Виды крыш

Кровля гаража может быть выполнена в виде одно- или двускатной конструкции. Для выполнения работ своими руками при минимальном строительном опыте проще соорудить крышу односкатной. В таком случае слив дождевой воды будет осуществляться в одну сторону гаражного строения. Для того чтобы равномерно распределить слив на обе стороны гаража, конструкцию крыши делают двускатной.


Односкатная кровля.

Для сооружения односкатной крыши стены гаража выполняют разными по высоте. Одну стену поднимают выше другой на 300, 400 и более мм. Разница в высоте стен определяет угол наклона крыши, который, в свою очередь, зависит от количества снеговых осадков в зимний период года.

На заметку

Угол наклона кровли определяется количеством осадков в зимнее время. Чем больше снега, тем больше должен быть угол ската крыши. Для регионов с умеренным климатом и средним количеством снежных осадков угол наклона кровли выбирают 20-25°. Для тёплых зим с небольшим количеством снега достаточно 10-15°.

При разнице высоты стен 300-400 мм и ширине гаража 3 м кровля получает наклон на 10-15°. Что достаточно для скатывания снега в регионах с умеренным количеством осадков. Для постройки гаража в зонах с большими снеговыми осадками угол наклона кровли делают большим, до 30°.


Односкатная крыша сделанная по каркасной технологии.

После сооружения каркаса приступают к навешиванию кровельных элементов. Пошаговая инструкция к каркасному гаражу регламентирует правила монтажа кровельных панелей. Работу начинают с укладывания нижнего ряда листов кровли. Поверх – кладут листы следующего ряда. Последним укладывают верхний ряд, расположенный вдоль приподнятой стены. Таким образом, листы кровли перекрывают друг друга и не допускают попадания влаги внутрь гаражного пространства во время дождя, снегопада.

Для сооружения собирают из треугольных каркасных элементов. Их размер определяется шириной гаража и углом наклона крыши. Треугольные элементы собирают на земле и после – поднимают на крышу. Здесь их устанавливают на верхней обвязке стен. Поверх готового кровельного каркаса – укладывают шифер или металлический профиль.

Отделка

Внутренняя отделка подсобного помещения часто отсутствует вовсе. Особенно если гараж строят без утепления. Реже, при обустройстве тёплого гаража, возникает необходимость закрыть изолирующий материал от внутреннего пространства. В таком случае, становится необходимой и обязательной.

К материалу внутренней обшивки стены не ставят требования влагостойкости. Поэтому часто используют панели из отходов деревянного производства (OSB, ДСП) или листы фанеры. При необходимости, выполняют встроенные в стену полки, шкафы, крепя их к опорам гаражного каркаса.

Утепление

Необходимость утепления встаёт тогда, когда зимой в гараже необходимо проводить какие-либо работы. Или когда планируется обустройство тёплого гаража с возможностью сушить днище машины после езды в холодное и мокрое время года.


Утепление своими руками.

Утепление гаража отличается от аналогичных работ в жилых строениях выбором теплоизолятора. Если в жилых помещениях важно обеспечить здоровый микроклимат, обустроить естественную циркуляцию воздуха, то в гаражное утепление выполняется проще. Можно обойтись принудительной периодически работающей вытяжкой. А также использовать менее полезные и более дешёвые утеплители – пенопласт и стекловату.

При утеплении стекловатой её располагают между вертикальными стойками. Благодаря сжимаемости она легко удерживается в распоре. Толщина ватного утеплителя определяется уровнем зимних температур. Для жилых строений при средней температуре -10°C выбирают толщину ватного утепления до 100 мм. Для гаражей и других подсобных помещений выбирают толщину до 50 мм.

На заметку

При утеплении стекловатой важно учесть, что со временем материал может просесть. В местах провисания стекловаты будут формироваться «мостики холода», через которые будет «утекать» тепло.

Утепление пенопластом не имеет недостатков использования стекловаты. Пенопласт со временем не оседает и не теряет свою форму. При этом он достаточно недорого стоит, что делает его популярным материалом каркасного гаражного утепления.

Если жилые помещения не рекомендуют изолировать пенополистиролом из-за возможных вредных испарений, то для гаражного пространства этот вид утеплителя является оптимальным. Он недорого обходится, легко монтируется и длительно работает в качестве теплоизолятора, удерживая тепло внутри строения.

При монтаже пенопласта между стойками каркаса образуются щели. Это объясняется с жёсткостью пенопластовых плит. Образовавшиеся монтажные щели задувают пеной.

Виды гаражных ворот

Каркасные гаражи на фото отличаются конструкцией въездных ворот. Традиционно ворота гаража выполняют распашными двустворчатыми. Однако возможны и другие конструкции. Какими могут быть гаражные ворота?


Ворота.

Распашные – традиционная форма ворот в виде дверей, которые распахиваются, открываются наружу помещения. Наиболее простая и доступная в строительстве своими руками конструкция. Открывается в ручном режиме.

Раздвижные – усовершенствованная форма въезда в гараж, которая может быть дополнена автоматическим устройством. В таком варианте дверь гаража отъезжает по рельсам в сторону при подаче сигнала с дистанционного устройства.

Также возможны подъёмно-роллетные конструкции, однако их стоимость значительно выше, поэтому они реже используются в каркасных конструкциях.

Автовладельцам, которые купили участок с подвижным грунтом , придется либо смириться с дополнительными расходами, либо выбрать столбчатый или винтовой фундамент . Все дело в том, что подвижная почва не подходит для устройства фундамента. Вам придется снимать грунт, чтобы дойти до твердого горизонта. Поскольку он может располагаться глубоко, то столбчатый или свайный фундамент под гараж станет отличным вариантом.

Свайный считается самым лучшим, если рассматривать соотношение цены и качества. Конструкции доступны по цене, масштабных раскопок при устройстве такого фундамента делать не придется. Но, что самое важное – с помощью свай вы быстро возведете надежную основу под гараж.

Большая часть основания будет находиться под землей. Глубина его залегания достигает 20 метров . Устройства компенсируют хождение грунта, защитят фундамент и само здание от сезонных колебаний.

Смотрите фото ниже, как выглядит свайный фундамент:

Свайный фундамент для гаража: виды

В специализированных компаниях вы купите сваи различной конструкции.

По геометрической форме действует следующая классификация:

  • опоры пирамидального вида;
  • круглые;
  • изделия прямоугольной формы.

Классификация по плотности:

  • конструкции могут быть цельными;
  • опоры пустотелые.

Сваи могут иметь разный механизм защиты от колебаний грунта. Такой механизм находится внутри самой конструкции. Именно поэтому принцип работы опор также отличается. Здесь есть своя градация:

  • подпорные элементы;
  • висячие сваи.

Подпорные вбивают глубоко , они достигают твердого уровня. Сооружение упирается на твердый пласт, усадка практически отсутствует. Висячие используют, когда сложно достигнуть твердого пласта. Такие элементы утапливают в грунт, сваи словно «зависают» в нем.

Нагрузки гасятся за счет сил трения.

По методу установки сваи бывают следующих видов:

  • буро-забивные;
  • с забивными элементами;
  • на винтовых сваях.

Но лучше всего использовать винтовые , ведь первый вариант предполагает использование спецтехники, что для строительства гаража станет дополнительным расходом средств.

Возможно построить гибридный фундамент под гараж — ленточно-свайный . Технология основана на устройстве «подошвы». Такая конструкция состоит из уходящих под землю свай, закрепленных над поверхностью в ленточной основе. Сама лента для более надежной фиксации немного заглубляется в грунт.

Такой способ позволит зафиксировать строение, сильной усадки не будет. Гараж будет надежно стоять даже на водонасыщенном грунте. Закладка такого основания станет самым лучшим вариантом для участка со сложными геологическими условиями.

Материалы для свай и столбов и монтаж

Сваи и столбы могут быть сделаны из разных материалов:

  • из металла;
  • дерева;
  • железобетона;
  • бетона.

Кроме того, для самостоятельного строительства вы можете делать из опор ЛЭП фундамент под гараж, из отходов железобетонных столбов. Их часто делают из бутобетона, усиливая его арматурой.

Смотрите видео о свайном фундаменте для гаража:

Свайный и столбчатый фундамент для гаража отличается следующими положительными характеристиками :

  1. Высокая скорость возведения. Если вы купите готовые опоры, то скорость строительства существенно возрастет. Их будет достаточно для того, чтобы сделать основание под гараж.
  2. Минимум земельных работ. Вам не придется нанимать людей, пригонять спецтехнику, либо самостоятельно рыть траншеи. Кроме того, вам не нужно будет думать о вывозе земли. Используя столбы или сваи, вы снизите объем земельных работ, сэкономите время и средства.
  3. Строительство ведется в любой сезон и при любой погоде . Сваи отлично подходят для районов с суровыми климатическими условиями. Фундамент идеален для строительства гаража, если планируется делать его в условиях вечной мерзлоты.
  4. Для возведения гаража не нужно привлекать спецтехнику .

СПРАВКА. Свайно-ростверковый фундамент делают из монолитного железобетона. Этот способ потребует достаточно много времени и сил, но он на 50% дешевле, если сравнивать с использованием готовых запчастей с завода.

Самостоятельно поставить сваи можно таким образом: сделайте каркас из арматуры, а когда сваи наберут прочность, то сделайте ростверк. Но такой способ имеет и один негативный момент. Дело в том, что между землей и гаражом будет щель. Монолитный ростверк не опускают ниже 0,3 м от поверхности грунта. Это связано с тем, что уровень подъема грунта может достигать за период межсезонья 15 см.

Свайно-винтовой фундамент

Винтовые сваи необходимо вкрутить в почву. Если их длина не превышает 1 метра, их можно установить, используя ключ. Кроме того, вы можете взять для этой цели штангу.

Такие винты подходят для любой почвы, но есть определенные правила их установки. Уточните уровень промерзания грунта, опустите опоры ниже этого уровня. Например, вы решили построить гараж из бруса на винтовых сваях. Размеры строения будут 4х6х3,5 м, для этого купите брус сечением 150х150 мм. Если почва промерзает на 1 метр, то опоры нужно опустить на 1,2 м.

Сумма нагрузок равна 19,5 т, в сумму входит вес сооружения с автомобилем, ветровая и снеговая нагрузка. Кроме того, сюда включена динамическая нагрузка.

Шаг для опор составляет от 1,5 до 2,5 метров. Исходя из этого, вам понадобится для возведения гаража от 9 до 12 свай .

Сначала выкопайте траншею. Потребуется убрать 10 см грунта, а потом сделать разметку площадки. Выкопайте траншеи, уложите дренаж из песка и гравия. Вырежьте отверстия, они должны проходить по центру будущего основания из бетона.

Столбик не должен занимать больше трети ленты, между опорами делайте 2 м.

Залейте опоры: сверните рубероид в трубу, скрепите при помощи лески. Установите трубу в землю, она должна возвышаться на треть высоты цоколя. Сделайте гидроизоляцию, это увеличит срок службы фундамента.

Соблюдайте технику безопасности, заливая опоры. В верхней части сделайте второй слой гидроизоляции, это защитит бетон от пересыхания.

Если потребовалось построить недорогой, но прочный и удобный гараж, присмотритесь к каркасным постройкам. Масса автомобиля гораздо больше, чем у любой мебели, поэтому потребуется надёжный фундамент, который можно возвести своими руками.

Столбчатый фундамент просто в изготовлении, но для каркасных гаражей подходит не лучшим образом

Столбчатый фундамент. Этот вид фундамента использовать проще всего. Его можно изготовить, не обращаясь за помощью профессиональных строителей. Столбчатый фундамент часто выбирают, если планируют делать в гараже дощатый пол. Его устраивают разными способами, а при постройке используют всевозможные материалы – бетонные блоки, ЖБ изделия, кирпич или же вовсе комбинируют разные материалы. Но это не самое лучшее решение для каркасного гаража. При выборе столбчатого фундамента вам придётся делать мощный настил из бруса и толстых досок, который будет способен выдержать приличную массу автомобиля. Кроме того, потребуется решить вопрос устройства удобного заезда – специальной въездной аппарели. Правда, для лёгкой конструкции, особенно если стоит проблема минимального времени постройки, это допустимый вариант.

Ленточный фундамент является оптимальным вариантом для каркасных гаражей

Ленточный фундамент. Прекрасно выдерживает вес каркасной конструкции. Сделать его сложнее, так как придётся не только изготавливать опалубку, но и произвести армирование конструкции с выполнением всех требований технологии. На постройку уйдёт больше времени, поскольку потребуется ждать, пока схватится и созреет залитый бетон.

Но у ленточного фундамента есть возможности строительства оборудованной по правилам и удобной смотровой ямы. Можно изготовить как деревянный, так и бетонный пол. Если вы решили делать деревянный настил, то придётся предусмотреть дополнительные опоры для укладки лаг, их удобно изготовить в виде столбиков из бетона или кирпича. Или же можно просто вкопать в необходимых точках деревянные столбики, обработанные мастикой.

Если планируете каркасный гараж, то с плитным фундаментом хлопот не оберётесь

Плитный фундамент. Ошибочно считается наиболее сложным основанием для каркасного гаража, так как до заливки бетона необходимо уложить несколько слоёв гравия, песка, щебня и хорошо утрамбовывать их. Такой фундамент стоит намного дороже, чем другие основания для гаража, да и сил приложить потребуется больше. Но так вы сделаете очень надёжный пол, который прослужит длительный срок. Даже если вы через какое-то время решите возвести капитальные стены вместо каркасной конструкции, то фундамент у вас уже будет готов.

По конструкции это монолитная, плоская ЖБ опора. Постройки на плитных фундаментах стоят устойчиво, даже если почва слаба или подвижна. Его ещё называют плавающим фундаментом, из-за того, что как бы не перемещался грунт, перекоса стен не будет.

Существуют 2 разновидности плитных фундаментов – гладкая и со специальными рёбрами жёсткости. Они придают дополнительную устойчивость, повышают прочность фундамента, противостоят деформациям, удерживают основание и постройку в горизонтальном положении. Верх такой плиты исполняет роль пола – по этой причине её делают гладкой. Такой фундамент под каркасный гараж построить сложно, и денег на него потребуется намного больше.

Свайный фундамент хорош при слабом грунте, но не потянет тяжёлую конструкцию

Свайный фундамент. Если у вас слабый грунт (к примеру, с большим уклоном или сплошной песок), то присмотритесь к фундаменту на сваях (лучше – на винтовых). Такой фундамент представляет собой металлическую трубу с винтовыми лопастями. Подобная конструкция повышает сцепление с грунтом.

Средняя несущая способность свайного фундамента – 4-5 тонн, что вполне достаточно для каркасного гаража. Но если потребуется возвести более тяжёлое строение, такой вид фундамента вам уже не подойдёт. Обязательно покройте весь металл антикоррозийными составами, это заметно увеличит срок службы всего фундамента.

Кирпичный фундамент — уходящая натура

Кирпичный фундамент. Наиболее устаревшая и экономически невыгодная конструкция. Часто говорят, что фундамент для каркасного гаража, сложенный из кирпича, очень надёжен, но это просто слухи. Если есть в наличии лишний кирпич, то практичнее и экономичнее будет сложить из него столбчатый фундамент. Но в этом случае потребуется много цемента высокой марки для необходимой прочности столбиков – в противном случае кирпич долго не прослужит. В настоящее время застройщики почти не используют кирпичную основу, считая этот вариант фундамента экономически нецелесообразны.

Блочный фундамент выдержит любой вес, но для его возведения нужна целая строительная команда

Блочный фундамент. Если вам необходим тяжёлый гараж большой площади, то лучше всего использовать блочный фундамент. Его устройство стоит дорого и требует привлечения тяжёлой техники. Но он выделяется среди других вариантов высокой надёжностью, длительным сроком службы и поистине необыкновенной несущей способностью. В качестве недостатков следует упомянуть высокую стоимость материала и работ, сложность монтажа конструкции (самостоятельно его сложить невозможно) и необходимость подготовки участка (выравнивание площади, создание котлована и т.д.).

Какой вариант лучше выбрать

В большинстве случаев для каркасного гаража используют ленточный фундамент . Он прост в изготовлении, экономичен, достаточно прочен, чтобы выдержать нагрузку от каркасных стен и автомобиля. Кроме того, его можно применять на многих видах почв.

Глубина ленточного фундамента для лёгкого здания не будет превышать 0.5 метра. Перед заливкой бетона монтируют арматурный каркас.

Интересно! На надёжных грунтах на ленточных фундаментах возводят двухэтажные, а иногда и трёхэтажные здания.

Основные преимущества ленточного фундамента:

  1. Можно построить самостоятельно.
  2. Минимальная усадка, нет деформации стен.
  3. При качественной заливке может выдержать большую массу.
  4. Повышенная прочность.

Такой фундамент удобно использовать, если пол в каркасном гараже будет цементным, заливая стяжку просто по насыпанному на грунт щебню.

Недостатки ленточного фундамента:

  1. Затраты выше, чем при устройстве столбчатого фундамента.
  2. Заливать можно только в тёплый сезон. Во время сильных дождей или в зимний период изготавливать ленточный фундамент нельзя.
  3. Требует найма техники – экскаватора для подготовки траншеи и бетономешалки.
  4. Требуется ждать длительное время, пока бетон не наберёт полной прочности.
  5. Необходимы дополнительные работы – изготовление опалубки, создание гидроизоляционного слоя.

Расчёт конструкции фундамента

Расчёт фундамента можно произвести без помощи специалистов

Постройка основания для возведения каркасного гаража должна начинаться с подготовки строительной площадки . Она состоит из проектирования постройки, очистки территории и разметки габаритов фундамента.

Проектирование гаража можно выполнить, не привлекая специалистов. Прикиньте необходимые габариты гаража и что в него должно поместиться.

Желательно предусмотреть небольшой запас свободной площади, так как вам необходимо будет где-то хранить запчасти, инструменты, и остальные вещи.

От места стоянки автомобиля до стены необходимо отступить минимум 1,5 метра.

Ленточный фундамент рассчитывают двумя способами: с учётом несущей способности почвы и по деформации грунта. Первый гораздо проще.

Фундамент рассчитывается в последнюю очередь. Он служит, чтобы передать нагрузку от массы гаража на грунт. А масса будет известна, после того как вы решите, из каких именно материалов построите гараж. Поэтому до планирования конструкции фундамента потребуется:

  • Создать общий план постройки;
  • Решить, будет ли смотровая яма и какого размера;
  • Определить материал для кладки цоколя и его высоту;
  • Решить, какое утепление будет использовано, а также способы наружной и внутренней отделки.

По всем материалам необходимо определить их удельную массу. Для этого лучше подготовить таблицу, после чего начинают расчеты.

Условно расчёт подразделяют на несколько стадий:

  • Расчет будущей нагрузки на фундамент;
  • Определение характеристик ленты;
  • Необходимая корректировка.

Влияние веса здания на фундамент

К моменту расчёта влияния веса здания на фундамент общий план уже должен быть готов

Суммируется вес всех материалов, которые будут использованы:

  • Стен (используется общая площадь);
  • Пола и использованных для его устройства материалов;
  • Перекрытий и потолка;
  • Кровельных материалов;
  • Фундамента (пока приблизительно);
  • Крепёжных элементов.

К этому времени уже должен быть подготовлен общий план с размерами постройки. Расчёт нагрузки от используемых материалов сделать просто – нужно определить площадь, где они будут находиться, и умножить на удельную массу .

Рассчитываем ширину подошвы

Переходим к расчёту ширины

  • Глубина расположения фундамента + размер цоколя = общая высота;
  • Ширина ленты.

Длина фундамента уже известна – это общая длина стен, которые будут стоять на фундаменте. Глубина расположения подошвы определяется по виду почвы на участке. Для этой цели существуют специальные таблицы. После этого необходимо подсчитать ширину фундамента – на данный показатель влияет вес материалов и промежуток между стенами.

Воздействие на фундамент

Далее необходимо подсчитать, как гараж будет влиять своей массой на фундамент. Общий вес постройки делим на его площадь. Определить площадь фундамента несложно – умножаем его ширину на длину. После этого общий вес гаража нужно разделить на площадь основания в см 2 . Находим удельную нагрузку на 1 см 2 ленточного фундамента.

Если у почвы на участке несущая способность выше, чем масса гаража, площадь подошвы подсчитана верно. Если нет, то потребуется делать корректировку.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы изготовить фундамент, необходимы такие материалы и инструменты:

  • Рулетка длиной 10 метров;
  • Уровень;
  • Леска, капроновая нить или шнур;
  • Лопата;
  • Несколько рулонов рубероида (зависит от длины фундамента);
  • Арматура, и проволока для вязки;
  • Щебень, цемент, крупный песок;
  • Жидкая гидроизоляция;
  • Небольшая бетономешалка.

Подготовительные работы

Участок, где вы будете возводить гараж, необходим ровный, без мусора . Желательно убрать плодородный слой почвы. После подготовки участка начинают разметку. Сверяясь с планом, по шнуру отбивают края фундамента. Когда будут забиты колья, и по ним протянется верёвка, проверяют геометрию будущего фундамента (замеряют диагонали – они должны быть одинаковыми). Проверьте углы – у всех них должно быть точно 90 градусов, с неправильными углами у вас получатся неровные стены гаража.

  • Если в зимний период почва на участке промерзает не глубоко, то можно закладывать фундамент на глубину 40 см и столько же приготовить для песчаной подушки;
  • Для суглинистых почв и глины нужно заглублять фундамент на 1,5 м, чтобы он не разрушился по вине динамичных качеств такого грунта;
  • На песках траншею роют на глубину 80 см – на таком грунте пучинистых процессов не бывает.

Инструкция по устройству фундамента

Работа бурлит

Траншея для фундамента засыпается мелким гравием или крупнозернистым песком, чтобы снизить процессы пучения и исключить скапливание воды под подошвой.

После этого буром подготавливают углубления для установки свай. Их нужно обязательно расположить по углам и по периметру всех стен с промежутками 2 метра.

Важно! Необходимо устанавливать скважины на глубину, превышающую на 0.5 метра уровень промерзания грунта.

Диаметр отверстий должен свободно пропускать устанавливаемые сваи.

В отверстия засыпают крупнозернистый песок слоем 18-20 см – он послужит в качестве подушки. Его необходимо хорошо пролить водой и утрамбовать. После этого опускают металлические или асбестоцементные трубы, заливают в них на 30 см бетонный раствор. Потом трубу немного приподнимают, чтобы бетон вытек – создавая своеобразную подошву, она обеспечит надёжное сцепление свай и плотной почвы.

Пока не застыл бетон, необходимо с помощью уровня выровнять сваи по вертикали. Когда бетон схватится, в трубы опускают прутья арматуры, связанные вместе в виде решётки. Арматурный каркас должен выступать из трубы и доставать до верхней части фундамента.

После этого на уровне почвы создают деревянную опалубку из досок. Её собирают при помощи гвоздей и саморезов, по углам усиливают брусками. Все выступающие части опалубки должны находиться снаружи конструкции. Стенки необходимо укрепить, установив подкосы и закрепив стяжки. Внутрь опалубки устанавливают арматурный каркас. Прутки толщиной 8-16 мм (с учётом нагрузки) соединяют в виде сетки в точках пересечения, арматуру связывают проволокой. Необходимо соединить арматуру свай и арматурный каркас фундамента.

Подготовленный фундамент и сваи заливают бетонным раствором. Во время заливки, необходимо протыкать раствор прутком арматуры, чтобы помочь выйти воздуху. После этого заглаживают верхнюю часть фундамента и защищают от осадков, укрыв полиэтиленовой плёнкой.

Пока фундамент сохнет, нужно контролировать его влажность. Допускать пересыхания нельзя. В жару набирающий прочность фундамент нужно периодически поливать водой.

Когда полностью схватится бетон, можно начинать гидроизоляцию фундамента. Для этого используют битумные и полимерные рулонные материалы – к примеру, рубероид или самоклеющуюся пленку. Перед работой покройте поверхность бетона антисептиком и грунтовкой. Когда поверхность полностью высохнет, выполняют её гидроизоляцию.

После этого необходимо утеплить фундамент, чаще всего для этой цели используют полистирол. Плиты крепят к поверхности с помощью специального клея. Когда он схватится, плиты дополнительно крепят дюбелями.

Важные рабочие моменты

Если не учесть ряд нюансов, срок службы фундаменты может существенно снизиться

Создавая фундамент, необходимо учесть несколько тонкостей процесса, которые помогут предотвратить множество проблем:

  • Допустимо делать подушку не из песка, а из гравия мелкой фракции;
  • Наружную часть опалубки необходимо покрыть битумом, и на нём приклеить рубероид;
  • Лента фундамента должна быть 30-40 см в ширину и не более 70 см в высоту – в зависимости от планируемой нагрузки на фундамент;
  • Прутья арматурного каркаса желательно соединять не с помощью сварки, а крепить вместе, используя вязальную проволоку;
  • Если в отдельных местах у вас опалубка приподнялась от земли, то необходимо подсыпать туда песок, который можно будет убрать через 10 суток после заливки фундамента.

Неправильно выполненная работа существенно снизит срок службы фундамента и даже может привести к появлению трещин на стенах.

Не важно, каркасный гараж какого размера вы будете строить. Возможно, это небольшое помещение, а может – добротная постройка на 2-3 машины. Но основание для него должно иметь необходимый запас прочности. Это прямо влияет не только на продолжительность службы всего строения, но и на вашу безопасность.