Страховые взносы с льготного проезда. Страховые взносы при компенсации сотрудникам предприятий крайнего севера стоимости проезда воздушным транспортом к месту отпуска за пределами рф

У работодателей, которые ведут свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с начала текущего года обострились споры с Пенсионным фондом РФ по вопросу начисления страховых взносов. Причина тому - изменения законодательства с 01.01.2015.

Границу искали до 2015 года

В прежней редакции пп. 7 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах..." не облагалась страховыми взносами стоимость проезда или перелета в отпуск за границу по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ.
Новой редакцией данного подпункта уточнено, что в случае проведения отпуска работниками-северянами за пределами РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета, рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу России, в том числе до международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль.
Минтруд России Письмом от 21.05.2015 N 17-3/В-258 сообщил, что в случае проведения отпуска за пределами РФ работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами (независимо от того, направлялся работник к месту отдыха до 01.01.2015 или после) только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль.
Справка о стоимости перелета от аэропорта, в котором работник проходит пограничный контроль, до ближайшего к месту пересечения Государственной границы РФ аэропорта и обратно, выданная транспортной компанией, осуществляющей авиаперевозку, не требуется, поскольку стоимость такого перелета подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
С этим выводом категорически не согласились арбитражные суды.
В предыдущей редакции ст. 9 Закона N 212-ФЗ не было конкретизировано, какой именно пункт пропуска через границу РФ следует учитывать при определении размера компенсации за проезд, не подлежащей обложению страховыми взносами: аэропорт или пункт пропуска как специально оборудованное место, где осуществляются пограничный контроль и пропуск через границу лиц, находящийся в непосредственной близости к ней. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.10.2012 N 7828/12 решил, что, когда работник проводит отпуск за пределами РФ, оплата перелета к месту проведения отпуска и обратно должна производиться в пределах территории РФ, ограниченной государственной границей, по тарифам до ближайшего авиационного аэропорта, расположенного вблизи границы РФ.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Решении от 26.02.2015 N А75-12647/2014 заявил, что иное правовое регулирование вопроса о начислении страховых взносов на стоимость проезда (перелета) на правоотношения, возникшие до 01.01.2015, не распространяется.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 19.05.2015 N А42-6669/2014 сослался на ст. 325 ТК РФ, которой предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах РФ к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Следовательно, лица, выезжающие на отдых за границу РФ, имеют право на оплату стоимости проезда только по РФ. Компенсация работникам стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в пределах РФ обложению страховыми взносами не подлежит. При этом работодатель обязан установить стоимость проезда, которая может быть определена по соответствующим проездным документам (билетам), если был оплачен проезд именно от пункта пропуска до границы, или справкам перевозчиков о стоимости проезда до границы РФ. Аналогичный вывод сделал и Арбитражный суд Республики Карелия в Решении от 01.07.2015 N А26-2628/2015.

А что теперь?

Письмом от 21.05.2015 N 17-3/В-258 Минтруд России высказал мнение, что новая редакция пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не противоречит нормам ст. 325 ТК РФ, так как устанавливает только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат и не ущемляет прав таких работников на компенсацию работодателем расходов по оплате всей стоимости проезда в пределах РФ к месту использования отпуска и обратно.
Однако новая редакция ущемляет права работников-северян, которые в отпуск за границу не полетели.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.10.2012 N 7828/12 заявил, что если согласиться с ПФР, то при проведении отпуска в РФ страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории России в полном размере, а при следовании этого же работника к месту отдыха за границу на самолете - только часть компенсации. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами.
С учетом того что и в 2015 г. ст. 325 ТК РФ, пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрены компенсации, не подлежащие обложению страховыми взносами, в том числе за проезд к месту отдыха и обратно в пределах РФ, определение размера компенсации исходя из территориального нахождения пункта пропуска влечет нарушение конституционного принципа равенства перед законом.
Так что шанс отстоять право работодателя на то, чтобы продолжать и в 2015 г. не начислять страховые взносы на стоимость пролета над территорией РФ, весьма велик. Да и судам вряд ли понравится, что позиция ПФР подталкивает работников-северян проводить отпуск за границей, а не в России.
Что касается компенсации стоимости проезда членов семьи работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то Минтруд России в Письме от 06.04.2015 N 17-4/ООГ-422 сообщил, что следует руководствоваться тем, что члены семьи работников не состоят в трудовых отношениях с организацией.
На этом основании выплаты в их пользу не признаются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
При этом Минтруд России подчеркнул, что эти выплаты не признаются объектом обложения страховыми взносами как до, так и после 01.01.2015.
Теперь осталось доказать, что не признаются объектом обложения страховыми взносами после этой даты и выплаты компенсации за перелет к месту отдыха и обратно в пределах РФ, без привязки к территориальному нахождению аэропорта, в котором работник прошел пограничный контроль.

Вопрос:

Об обложении страховыми взносами компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска за пределами РФ и обратно работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющихся к месту проведения отпуска воздушным транспортом.

Ответ:

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение и по вопросу обложения страховыми взносами сумм выплат в виде компенсации работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска за пределами Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ (далее - Трудовой кодекс) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающие члены их семей имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.

Пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ) установлено, что в случае проведения отпуска работниками, работающими и проживающими в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором указанные работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Таким образом, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (независимо от того, направлялся работник к месту отдыха до 01.01.2015 или после) только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. В этой связи справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до ближайшего к месту пересечения Государственной границы Российской Федерации аэропорта и обратно, выданная транспортной компанией, осуществляющей авиаперевозку, не требуется, поскольку стоимость такого перелета подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ положение не противоречит нормам статьи 325 Трудового кодекса, так как устанавливает только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат, направленных на компенсацию работодателем расходов по оплате стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно, в пользу работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не ущемляет прав таких работников на компенсацию работодателем расходов по оплате всей стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.


Директор департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства труда и социальной защиты РФ Л.Ю. Чикмачева

Часть работодатель компенсирует своим сотрудникам расходы на оплату проезда в общественном транспорте путём денежных выплат или приобретения проездных документов. Облагаются ли данные выплаты страховыми взносами? Этот вопрос будет подробно рассмотрен далее.

Компенсация расходов на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте

Согласно ст. 168.1 ТК РФ работодатель обязан возмещать расходы по проезду работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников устанавливаются:

  • коллективным договором;
  • соглашениями;
  • локальными нормативными актами;
  • трудовым договором.

В организациях установлен оптимальный для них порядок возмещения расходов на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте:

Кто обязан производить уплату страховых взносов?

В соответствии с налоговым законодательством, а именно ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются:

Плательщики страховых взносов Пояснение
Лица, производящие выплаты или иные вознаграждения физическим лицам · организации;

· физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Лица, не производящие выплаты или иные вознаграждения физическим лицам · индивидуальные предприниматели;

· адвокаты;

· медиаторы;

· нотариусы, занимающиеся частной практикой;

· арбитражные управляющие;

· оценщики;

· патентные поверенные;

· иные лица, занимающиеся в установленном порядке Российской Федерацией частной практикой.

В случае, если плательщик выступает в нескольких категориях одновременно, – уплата страховых взносов производится раздельно по каждому основанию.

Какие выплаты должны облагаться страховыми взносами?

В соответствии ст. 420 НК РФ страховыми взносами облагаются выплаты или иные вознаграждения в пользу физических лиц:

  • в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений (предмет договора – оказание услуг, выполнение работ);
  • авторов произведений (договор авторского заказа);
  • по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Какие выплаты не должны облагаться страховыми взносами?

Законодательством РФ (ст.420 НК РФ) предусмотрены выплаты в пользу физического лица, не подлежащие обложению страховыми взносами:

Физические лица Выплаты
Правоприемники · в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);

· в рамках договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа;

· в рамках договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Иностранные граждане или лица без гражданства · выплаты, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории Российской Федерации;

· выплаты и иные вознаграждения в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Добровольцы В рамках исполнения гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных.
Иностранные граждане и лица без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам Выплаты, по договорам, которые заключаются с FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом “Россия-2018”, дочерними организациями Организационного комитета “Россия-2018” и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам.

В письме ФНС от 30 октября 2017 г. № ГД-4-11/22062@ дано подробное разъяснение вопроса обложения страховыми взносами оплаты проезда сотрудников в общественном транспорте. Так, согласно п.1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц , подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

Базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций определяется сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

В ст. 422 НК РФ выплаты в виде возмещения работодателем стоимости проезда работников организации на общественном транспорте не поименованы.

Таким образом, учитывая, что на упомянутые выплаты действие ст. 422 НК РФ не распространяется, данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Пример:

В ООО «АБВ» помимо заработной платы курьерам ежемесячно выплачиваются так называемые «транспортные» в размере 3500 рублей. Данные выплаты, согласно письму ФНС от 30 октября 2017 г. № ГД-4-11/22062@, наряду с заработной платой подлежат обложению страховыми взносами.

Вопросы и ответы

  1. Я работаю курьером и в некоторых случаях мне проще дойти пешком, чем стоять в пробках. Времени затрачивается столько же. Прошу своего директора определить для меня фиксированную сумму на оплату проезда, но он не соглашается. Я бы лучше на эти деньги приобрёл себе электросамокат и обслуживал его. Как мне аргументировать?

Ответ: В действительности имеют место быть оба варианта возмещения расходов на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте: как фиксированные выплаты, так и выплаты по итогам отчётного периода. Пробуйте аргументировать экономически своё видение – приведите временные, финансовые затраты. В любом случае решение останется за руководителем.

  1. Я работаю менеджером по продажам, пользуюсь общественным транспортом. В маршруткам нередки случаи, когда водители не предоставляют билетов. Как мне быть в данном случае? Электронных проездных билетов в нашем городе нет.

Ответ: Если в Вашей организации установлена система возмещения расходов на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте по итогам отчётного периода, то для подтверждения поездки Вам всё равно придётся приложить проездной документ или билет. В противном случае факт поездки будет не зафиксирован. Законодательство РФ обязывает водителей, кондукторов предоставлять проездные билеты все пассажирам, совершившим оплату проезда. Непредоставление проездного документа – правонарушение. Пробуйте обращаться в надзорные органы.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Комментарий к письму Минтруда РФ от 21.05.2015 № 17-3/В-258.

Строгий и буквальный подход был применен чиновниками Минтруда в Письме от 21.05.2015 № 17-3/В-258 при ответе на вопрос об обложении страховыми взносами компенсаций сотрудникам предприятий, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска за рубежом воздушным транспортом.

В пункте 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах указывается, что не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

При этом для случая проведения отпуска такими работниками за пределами территории РФ поясняется, как сделать расчет стоимости проезда, которая освобождается от обложения страховыми взносами не полностью, а только в части, относящейся к проезду по территории РФ. Рассчитывается стоимость проезда от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Отметим, что данная формулировка п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах действует лишь с 01.01.2015. Она введена Федеральным законом от 28.06.2014 № 188 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования». До этого в указанной норме отсутствовало уточнение в отношении международного аэропорта, во всех случаях не облагаемую стоимость проезда надо было рассчитывать по тарифам от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ (не пояснялось, что считать под местом пропуска).

Тем не менее и ранее чиновники Минтруда считали, что в случае проведения отпуска за пределами территории РФ сотрудником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Они были уверены, что именно так надо трактовать прежнюю редакцию п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах (см. Письмо ФСС России от 17.11.2011 № 14 03 11/08-13985).

Эта уверенность основывалась на ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». В ней определено, что под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В письмах Минтруда России от 21.05.2015 № 17-3/В-258 и от 20.05.2015 № 17-3/10/В-3536 подчеркивается, что ведомство не видит разницы в своем подходе к этому вопросу в отношении периода как до 01.01.2015, так и после. Указывается, что не требуется подтверждать справкой, выданной транспортной компанией, стоимость перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до Государственной границы РФ и обратно, поскольку стоимость такого перелета облагается страховыми взносами в общем порядке. По мнению чиновников, при этом никакого ущемления прав работников, пользующихся для поездки к месту отпуска данным видом транспорта, не происходит.

Возникает вопрос: зачем же в таком случае Минтруд настоял на внесении изменения в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах (очевидно, что данное изменение было инициативой именно названного ведомства)? Впрочем, ответ на этот вопрос найти легко. Таким образом, чиновники намерены «справиться» с неблагоприятной для них судебной практикой.

Ключевым при этом является Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 по делу № А05-11287/2011. Данное решение высшего суда довело до логического конца сложившуюся позицию арбитражных судов, не согласных с мнением Минтруда (см. постановления ФАС ВСО от 18.07.2012 по делу № А58-4557/2011 , ФАС СЗО от 21.05.2012 по делу № А42-4733/2011 ). По мнению арбитров, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов выплаты, производимые работникам для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения Государственной границы РФ и обратно, то есть компенсационные выплаты в полном объеме.

Иначе говоря, при следовании за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы РФ аэропорту возмещению подлежат фактически понесенные расходы по перелету кратчайшим путем к месту использования отпуска и обратно пропорционально расстоянию перелета воздушным транспортом над территорией РФ исходя из соотношения расстояния от российского аэропорта вылета (прилета) до Государственной границы РФ по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта к общему расстоянию перелета от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета), умноженного на стоимость указанного перелета в рублях (отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии в процентах).

При этом под ортодромией по РФ понимается кратчайшее расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до Государственной границы РФ по маршруту следования воздушного транспорта, под общей ортодромией – расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета) по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта.

Указанное решение ВАС еще больше укрепило судебные органы в оценке правильности такого подхода (см. постановления ФАС ВВО от 16.07.2013 по делам № А29-5041/2012, № А29-5040/2012, от 31.01.2013 по делу № А29-1904/2012, АС ВСО от 29.05.2015 № Ф02-2324/2015 по делу № А33-22245/2014 , от 20.05.2015 № Ф02-2391/2015 по делу № А33-22246/2014, ФАС ДВО от 29.05.2013 № Ф03-2141/2013 по делу № А73-11116/2012, ФАС ЗСО от 24.12.2013 по делу № А75-4341/2013, ФАС СЗО от 03.09.2013 по делу № А42-3773/2012).

Что же, теперь после внесения изменения в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах и суды изменят свою позицию?

Возможно. Однако арбитры будут непоследовательны, если поступят так. Ведь в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 основным аргументом в пользу страхователей была не особая, отличная от мнения Минтруда, трактовка рассматриваемой нормы, а защита прав работников, которые пользуются воздушным транспортом при следовании из района Крайнего Севера к месту отпуска за пределами территории РФ.

ВАС указал, что при толковании этой правовой нормы Минтрудом нарушаются вытекающие из Конституции РФ универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей взносами, а также принципы равенства граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.

Например, в Постановлении КС РФ от 10.07.2007 № 9 П отмечается, что правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающем из них требовании сбалансированности прав и обязанностей (ст. 1 ч. 1, ст. 6 ч. 2, ст. 19 Конституции РФ) (см. также постановления КС РФ от 24.02.1998 № 7 П, от 23.12.1999 № 18 П, от 22.03.2007 № 4 П).

Судьи ВАС обоснованно определили, что если под пунктом пропуска через Государственную границу РФ, когда работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, а не другой пункт пропуска, наиболее близкий к границе (например, в пределах железнодорожной или автомобильной станции), то при таком толковании обязанность страхователя по уплате страховых взносов ставится в зависимость от вида транспорта, которым работник будет следовать к месту проведения отпуска и обратно, поскольку при следовании железнодорожным или автомобильным транспортом страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории РФ в полном размере, а при следовании того же работника к месту отдыха за границу на самолете – только часть компенсации. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами.

Кроме того, при данном подходе нарушается и принцип равенства прав застрахованных лиц, поскольку размер сумм взносов, зачисляемых на застрахованных, ставится в зависимость от способа пересечения государственной границы.Судьи указали, что рассматриваемая компенсация представляет собой один из способов создания дополнительных возможностей для полноценного отдыха с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий граждан, чье здоровье постоянно подвергается негативному воздействию природно-климатических факторов. Поэтому нельзя толковать данную правовую норму с точки зрения экономического обоснования освобождения от обложения страховыми взносами только части компенсационной выплаты.

Также арбитры отметили, что при применении подхода Минтруда возникает угроза, что в первую очередь работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, будут стремиться в коллективных и (или) трудовых договорах ограничивать суммы указанных компенсаций только суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами.

Таким образом, даже новая редакция п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах не должна, по нашему мнению, повлиять на выявленный ВАС факт несоответствия позиции Минтруда конституционным началам. Но как будет на практике – пока неизвестно.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.05.2015 № НД-4-5/9179.

Определением ВАС РФ от 19.11.2012 № ВАС-14728/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Определением ВАС РФ от 09.01.2013 № ВАС-9527/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Данное решение, как и некоторые другие, вынесено уже после вступления в силу новой формулировки п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах, хотя касается периода, когда применялась прежняя редакция названной нормы.

Нужно ли начислять страховые взносы на сумму расходов на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно сотрудника, работающего в Районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Сотрудник проводит свой отпуск за границей.Внутренними документами компании определено понятие границы РФ согласно статьи 1 Закона РФ 4730-1. В данном документе сказано, что государственная территория России заканчивается не в пункте пропуска аэропорта, а при пересечении воздушным судном вертикальной поверхности воздушного пространства, проходящей над линией государственной границы РФ. На основании определения государственной границы мы компенсируем расходы по проезду к месту проведения отпуска и обратно не до пункта пропуска в аэропорту, а до пересечения воздушным судном государственной границы, т.е. по тарифу до ближайшего к месту пересечения границы аэропорта на территории РФ.Например, сотрудник приобрел билет по прямому рейсу Сургут-Киев без промежуточной посадки. Компенсируем расходы Сургут-Ростов, т.к. аэропорт г.Ростов является ближайшим пунктом к месту пересечения границы на территории РФ.Несмотря на то, что таможня пройдена в аэропорту г.Сургут компенсируем расходы Сургут-Ростов. Страховыми взносами расходы на оплату проезда по территории РФ (Сургут-Ростов) не облагаем, т.к. Ростов – крайняя точка к месту пересечения границы на территории РФ.Аналогичную позицию высказал ФАС СЗО в Постановлениях от 22.08.2007г. № А42-328/2007, от 27.11.2006 № А26-4765/2006-28, от 20.08.2008 № Ф04-1476/2008(9543-А81-41), от 27.06.2007 № Ф04-4290/2007(35713-А75-40), по мнению которого не правомерно сужать понятия пределов территории РФ до понятия пункта пропуска в международном аэропорту вылета. Суд исходил из того, что учитываются расходы на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно только в той части расходов, которая приходится на территорию РФ.Во избежание налоговых рисков прошу пояснить, правомерны ли наши действия.

С 1 января 2015 г. п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ действует в новой редакции, в которой, в частности, указано, что при вылете работника за рубеж не подлежит обложению страховыми взносами стоимость перелета, рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Поэтому с 1 января 2015 г. стоимость прямого перелета к месту проведения отпуска за границей облагается взносами в полном объеме.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

НДФЛ и страховые взносы

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, компенсация расходов на оплату сотрудникам проезда к месту использования отпуска и обратно, предусмотренная внутренними документами организации, не облагается:

  1. взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
  2. взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Что касается компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно членам семьи сотрудника, то она не облагается:

  1. НДФЛ – в отношении только неработающих членов семьи (п. 3 ст. 217 НК РФ , ст. 325 ТК РФ , письма Минфина России от 12 августа 2014 г. № 03-04-06/40048 , от 8 августа 2013 г. № 03-04-06/31979);
  2. страховыми взносами – в отношении любых членов семьи. Это связано с тем, что такие компенсации выплачиваются гражданам, не состоящим с организацией в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ , п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ , письмо Минтруда России от 30 декабря 2014 г. № 17-3/В-641).

Размер, порядок и условия оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно сотрудникам и членам их семей ограничены внутренними документами организации. То есть такие выплаты не облагаются НДФЛ и страховыми взносами:*

  1. в размерах, установленных трудовыми или коллективными договорами, Положением об отпусках и т. п.;
  2. в рамках той периодичности (но не реже чем один раз в два года), которая установлена трудовыми или коллективными договорами, Положением об отпусках и т. п.;
  3. при наличии документов, подтверждающих понесенные сотрудником расходы. Состав подтверждающих документов законодательством не определен, поэтому в коллективном (трудовом) договоре организации необходимо установить перечень документов, которые должен представить сотрудник для получения компенсации. Если сотрудник не представил подтверждающие документы, с суммы компенсации будет необходимо удержать НДФЛ.

В отношении НДФЛ аналогичные выводы подтверждены письмами Минфина России от 11 января 2013 г. № 03-03-06/1/2 , от 13 августа 2012 г. № 03-04-06/6-236 , от 2 февраля 2010 г. № 03-04-08/4-19 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 9 октября 2013 г. № БС-4-11/18086).

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ, начислить страховые взносы на оплату проезда сотрудника к месту проведения отпуска (за границу) и обратно. Организация расположена в районе Крайнего Севера

Да, нужно. Но только на стоимость проезда за пределами территории России. Исключение – когда сотрудник летит в отпуск самолетом. В этой ситуации для целей страховых взносов действуют особые требования.*

НДФЛ

Компенсация в виде оплаты проезда в размере, установленном внутренними документами организации, и с учетом ограничений, установленных законодательством, не облагается НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Эта льгота распространяется только на оплату проезда по территории России. Поэтому независимо от места проведения отпуска сотрудником (на территории России или за ее пределами) от обложения НДФЛ освобождается только та часть компенсации, которая относится к стоимости проезда по российской территории.

Со стоимости проезда (перелета) от места пересечения границы России к месту проведения отпуска за границей и обратно, к границе России, нужно удержать НДФЛ. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 03-04-06/6-375 и от 12 мая 2009 г. № 03-04-06-01/113 .

Для целей НДФЛ в действующем законодательстве не уточняется, что является местом пересечения границы России. Поэтому при проезде поездом НДФЛ не нужно удерживать со стоимости проезда по всей территории России.

В случае с авиаперелетом не облагается НДФЛ стоимость поездки до российского аэропорта, ближайшего к месту пересечения границы России. Даже если на самом деле сотрудник вылетал из другого аэропорта .

Страховые взносы

Со страховыми взносами ситуация иная. Взносами не облагается оплата проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу России. Для целей страховых взносов прямо указано, что является местом пересечения границы в случае перелета самолетом: это международный аэропорт, в котором сотрудники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу России*. Об этом сказано в пункте 7 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подпункте 8 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Поэтому при перелете к месту отдыха ориентироваться на пункт пропуска через границу, который находится ближе всего к месту отдыха, нельзя. Аналогичные разъяснения есть в письме ФСС России от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985 . Данное письмо основано на старой редакции законов № 212-ФЗ и № 125-ФЗ. С 2015 года точку зрения контролеров закрепили в нормах законодательства.

Поясним на примере. Сотрудник летит по маршруту Мурманск–Хургада транзитом через Москву. Оплата перелета от Мурманска до Москвы не облагается взносами. А вот на всю стоимость перелета Москва–Хургада нужно начислить страховые взносы.*