Традиционная рыночная плановая смешанная. Традиционная экономическая система: характеристика, признаки

Нам, как жителям постсоветского пространства, крайне близка командная экономика как система, из которой мы уже несколько десятилетий пытаемся выйти. Давайте разберемся, почему так сложно перейти к рынку, и чем характерен плановый режим для обеих сторон бизнеса.

Понятие и виды экономических систем

Экономические системы с теоретической точки зрения представляют собой совокупность различных элементов рынка, которые при взаимодействии друг с другом образуют единую структуру внутри страны, в которой учитываются не только аспекты производства и потребления, но и также распределения благ и трудовых ресурсов.

Современные системы подразделены на три вида:

  • рыночная;
  • командная;
  • традиционная экономика.

Хотя с исторической точки зрения, если рассматривать развитие рынка поэтапно, они будут иметь следующую классификацию:

  • доиндустриальная экономика (времена процветания сельского хозяйства как основной ниши производства);
  • индустриальная (появилась с зарождением промышленности);
  • постиндустриальная (развивается и ныне, характерна процветанием сферы услуг и информационных технологий).

Но вернемся к современному пониманию экономической системы. Давайте попробуем для начала выделить основные ключевые моменты, характеризующие тот или иной вид, и в этом нам поможет таблица «Рыночная, командная, традиционная экономика: основные черты», которая представлена ниже.

Ну а теперь остановимся подробней на каждом пункте.

Характеристика рыночной экономики

Это наиболее популярная ныне система, которая характерна свободным формированием цен на продукцию и услуги в зависимости от соотношения спроса и предложения. Государство, как правило, абсолютно не вмешивается в экономические отношения между субъектами хозяйствования, и все участие правительства заключается в создании нормативно-правовых актов. Органы власти могут лишь следить за тем, чтобы последние соблюдались.

Вот поэтому рыночная и командная экономика - это абсолютно противоречивые друг другу системы, но об этом несколько позднее.

Но что качается невмешательства государства в рыночные процессы, то этот вопрос весьма спорный. Не всегда взаимоотношения спроса и предложения могут достичь так называемого консенсуса. Вот, например, в кризисные периоды на некоторые группы товаров и услуг абсолютно отсутствует спрос, поэтому единственным покупателем может выступить правительственный сектор, однако рыночная система экономики полностью исключает данную возможность.

Понятие традиционной экономики

Традиционная и командная экономика - это не одно и то же. Однако обе системы имеют некоторые схожие черты, хотя первая больше направлена на максимальное развитие собственных богатств национального хозяйства, поэтому ее отличительной особенностью является наиболее оптимальное развитие сельской промышленности.

Что касается ценностей в этой системе, то денежные знаки не имеют столь важного значения, как, например, товары первой необходимости. Поэтому зачастую традиционная экономика характеризуется отношениями, которые мы привыкли называть бартерным обменом.

На первый взгляд кажется, что стран с подобной системой хозяйственных отношений уже и не существует, однако на просторах Центральной Африки их более чем достаточно.

Понятие командной экономики

Для начала давайте определимся, на каких принципах основана командно-административная экономика, или как ее еще принято называть - плановая.

В рамках данной системы важную роль в хозяйственном регулировании страны играет непосредственно государство. Именно органы власти решают, какой товар, в каких количествах и по какой цене производить и реализовывать. Эти данные берутся отнюдь не из реального соотношения между спросом и предложением, а из плановых показателей согласно многолетним статистическим данным.

Признаки командной экономики

При соблюдении плановой экономической системы никогда не бывает переизбытка произведенных товаров, поскольку правительство вряд ли позволит нецелесообразно расходовать собственные ресурсы. Поэтому зачастую главным признаком командной экономики является дефицит некоторых товаров. Причем, как правило, этот товар везде идентичного качества, поскольку в таких странах нет смысла строить однотипные магазины на каждой улице и производить более дорогую продукцию, ведь все равно у покупателя выбора нет – он будет брать любую, какая осталась на полках.

Также признаком командной экономики является целесообразное расходование трудовых ресурсов. Объяснение этому очень простое: нет перепроизводства – нет сверхурочных часов в смене, нет переработки персонала.

Ну а благодаря постоянной поддержке государством предпринимательства имеют место и такие признаки командной экономики:

  • постоянные дотации;
  • лояльное налогообложение;
  • четкое планирование безубыточного рынка сбыта.

Итак, мы не только определили основы данной экономической системы, но и отвели роль государственному влиянию в ней. Теперь давайте постараемся понять, что же значит само производство и собственность как таковая для предпринимателей в условиях планового режима.

Роль собственности в командной экономике

Как мы уже выяснили, рыночная экономика направлена на частное производство, а традиционная - на коллективное. Ну а какие черты командной экономики указывают на преимущество той или иной формы собственности в данной системе? Несложно догадаться, что все производственные организации в подавляющем большинстве принадлежат правительственным органам. Здесь же права владения подразделяются как на общенациональные масштабы, так и на муниципальные.

Что касается кооперативных форм собственности, то они также имеют место в командной экономической системе, но, как правило, они распространяются не на производственные организации, из которых можно извлечь финансовую прибыль, а на субъекты ведения хозяйства с получением собственного блага. Иными словами – кооперативные жилищные фонды, гаражи, дошкольные учреждения довольно распространены в плановой экономической системе.

Частная собственность в командно-административном обществе распространяется на имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства и не более.

Плановая экономика в жизни населения

Как уже говорилось выше, командная экономика никоим образом не связана с людскими потребностями. Иными словами, если упростить процесс данной системы до двух действий, то выйдет приблизительно следующий алгоритм кругооборота продукции в обществе.

  1. Правительство решает, в каком соответствии, согласно отраслевым долям, должна производиться продукция.
  2. Произведенный товар распределяется по всей территории государства с учетом того предположения, что население равномерно потребляет на каждом географическом участке страны как продукты питания, так и лекарства, и даже бытовую технику в соответствии с выпущенными объемами.

Все мы понимаем, что данный подход не совсем корректный – возможно, кому-то на юге страны не нужен новый телевизор, но необходимо больше моющих средств для посуды, а кто-то из северян нуждается в большем количестве теплых носков. Но таковы реалии плановой экономики, которая более-менее успешно процветала в свое время на просторах многих сильных государств.

Что касается общего благосостояния населения, то при командной системе каждый человек зарабатывает пропорционально тому, какой объем труда он выполняет. Но, несмотря на это, уровень среднего оклада по стране остается довольно низким.

Примеры стран с плановой экономической системой

Командно-административная экономика начала свое активное и плодотворное развитие в послевоенные времена, а именно в 50-е годы ХХ столетия. На тот момент мир был подвержен страшнейшему производственному кризису, и поэтому такие социалистические страны, как Китай, Куба, ну и самый близкий нам по духу и пониманию – СССР, который перешел к плановым меркам еще в 1917 году, стали ярким примером данной системы.

Сложно говорить однозначно – эффективным ли было это решение в те времена. Если учесть, что вся промышленность находилась в плачевном состоянии, и проблематично было что-то урегулировать на одном соотношении спроса и предложения, то вполне вероятно, что политика вмешательства государства на тот момент была лучшим выходом из сложившегося положения.

Однако если сравнить статистические данные роста ВВП по паре послевоенных десятилетий между странами Западной Европы и государствами-представителями социализма, то мы увидим, что последние в разы отставали по темпу роста.

Положительные стороны командной экономики

Несмотря на все вышеперечисленные факторы, нельзя говорить, что командная система экономики не имеет никаких преимуществ.

Производителю нет необходимости тратить лишние как финансовые, так и трудовые ресурсы для продвижения своего товара – у него всегда есть выделенная государством квота, в которой нуждается население и которую обязательно купят. А сделают это потому, что правительство является единственным монополистом на коммерческом рынке, поэтому никакой конкуренции быть не может априори.

Что же касается социума, то плановая экономика исключает какие-либо классовые расслоения внутри общества. В реалиях данной системы нет бедняков и нет слишком богатых, поскольку заработные платы каждого стремятся к средней величине.

Теоретически можно сказать, что множество проблем, присутствующих в рыночной экономике, в рамках командного порядка легко решаются.

Недостатки командной экономики

Благодаря тому что всем производством руководит высшая власть, и делается это на равных правах и условиях по отношению к каждому субъекту хозяйствования, исключаются любые задатки конкурентной среды. Поэтому командная экономика сводит к нулю любые рвения предпринимателя улучшить свой продукт, ведь как бы он ни старался – большего материального блага ему все равно не получить.

А поскольку вся продукция распределяется равномерно по стране, то и заработные платы максимально уравниваются, поэтому у персонала напрочь исчезает любая заинтересованность в повышении качества своего труда. Если сотруднику данной категории положено иметь оклад в рамках определенной суммы – то, каким бы он ни был специалистом своего дела, большего он получить не сможет.

Сложности при выходе из плановой экономики

Сложно утверждать, какая система лучше – рыночная или командная экономика. Каждая по-своему хороша в определенных условиях: иногда вмешательство государства крайне необходимо, ну а порой важней качество произведенного детского питания в конкурентных условиях, чем равное распределение молока по всей стране.

Во всяком случае, период перехода от плановой системы к рыночной крайне сложен. Мы все стали свидетелями того, как это сказалось на практике после распада СССР. Понятно, что каждое государство не может стать успешным за считанные годы, поэтому в политэкономической теории и существует такое понятие, как переходная экономика. Она характеризуется нестабильностью, неопределенностью и деформацией всей хозяйственной национальной структуры, но в нашем мире все для общества, поэтому дальнейший бизнес мы должны построить сами.

Понимание того, что такое традиционная экономика, появилось у экономистов в 20 веке. Свое определение этому термину дали институционалисты. Традиционная экономика является самой древней системой. Сейчас ее особенности присущи лишь малому количеству развивающихся стран.

Краткое определение

Традиционная экономика — это экономическая система, в которой ведущую роль производстве, обмене и распределении играют традиции и обычаи. Она характеризуется большим влиянием религии и государства на экономику, низкой производительностью труда и традиционной структурой общества. Вопросы того, сколько и как производить, и как распределять, решаются с помощью обычаев и традиций.

Признаки традиционной экономики


Первая характеристика традиционной экономики — низкий уровень технологического развития производства. Это обуславливает низкую производительность труда. Натуральное хозяйство свойственно экономической системе этого типа. Развитие технологии производства разрушает фундамент традиционной экономики.

Характерными чертами являются слабые экономические связи между поселениями. Это мешает устойчивому экономическому развитию, а так же заставляет всех членов традиционной общины заниматься тяжелым физическим трудом. К признакам относятся и сами общины, являющиеся условием выживания больших групп людей, но тормозящие прогресс.


В экономике данного типа не развита торговля . Низкая производительность труда не оставляет общине излишков, которые можно продать. Торговые связи не только с иностранцами, но и с соседними поселениями очень слабы. Это усугубляет проникновение в экономику технологий и закрепляет укоренившиеся порядки. Страны с экономикой, изолированной от остального мира, развиваются медленнее.

Социальный и экономический застой — отличительные черты традиционной экономики. Общества, где доминирует данная система, развиваются очень медленно, либо не развиваются вообще. Если сообщество изолировано от внешнего мира и других поселений, оно может сохранять свой уклад столетиями. Пример из истории, в каких странах это приводило к катастрофе — сообщества коренных жителей Америки и Африки.

Застой сперва обуславливается экономическими причинами, а потом закрепляется системой неформальных институтов, составляющих совокупность традиций и обычаев общества. Их характеристикой является догматичность, неспособность приспосабливаться под меняющиеся условия и строгость исполнения. Традиции решают, кого наделять политической властью, и в чью пользу распределять экономические ресурсы.


При традиционном экономическом укладе преобладает аграрный сектор в структуре производства. Продукты питания являются основной ценностью для таких сообществ, потому что производительность труда едва позволяет им прокормить себя, а низкий уровень развития технологий при растущем населении рождает проблему голода.


Основные характеристики традиционного общества

Роль государства и религии в традиционной экономике

Государства, каким оно было до урбанизации и индустриальной революции, значительно отличались от нынешних. В современных государствах главным институтом, определяющим жизнь в стране, является бюрократия, воля отдельных лиц и религии значительно снижена по сравнению с прошлыми эпохами. Найдите любую развитую страну, и увидите, что власть даже ее лидера значительно ограничена.

Если плановая и рыночная экономики пытаются распределить власть в обществе с помощью вертикальных и горизонтальных структур, то для традиционной экономики характерны примитивные властные отношения. Формой правления в таких сообществах чаще всего является абсолютная монархия, опирающаяся на обширное воинское сословие. Основные ресурсы сосредоточены у высших сословий.

Политическая власть в традиционных обществах осуществляется не ради обеспечения социальных гарантий и развития, а для извлечения ренты в пользу высших сословий. Роль государства состоит в насильственном сохранении существующего порядка. Социальная направленность не свойственна традиционным государствам.


Вождь на совете племени индейцев

Традиционная экономика основана на сословном и кастовом делении. Это обуславливается низкой производительностью труда и поддерживается с помощью государственного насилия. Основа данной социальной структуры — желание господствующего экономического класса и дальше стабильно получать свою ренту, а не сталкиваться с рисками, возникающими при форсированной урбанизации и запуске социальных лифтов.

Государство не является единственным институтом, кто регулирует экономику традиционных обществ. Религиозные институты играют большое значение в экономиках такого уклада. Они встраиваются во властную систему традиционного общества и порождают отдельное привилегированное сословие, так же заинтересованное в получении ренты. Религиозные институты закрепляют и обосновывают практику государственного насилия по отношению к тем, кто пытается изменить социальный порядок.

Преимущества и недостатки


К достоинствам традиционной экономики относят:

  • Относительная стабильность характеризует традиционную экономику. Значительные социальные потрясения несвойственны им, а текущий порядок может сохраняться столетиями.
  • В немногочисленных городах, где располагаются ремесленные производства, товары изготавливаются по технологиям, передающимся из поколения в поколения. Это значит, что они сохраняют и хорошее качество на протяжении столетий.

Недостатками традиционной экономики являются:

  • Характерный медленный, либо вовсе отсутствующий технологический и социальный прогресс. Производительность труда остается низкой на протяжении многих столетий. Когда общество производит такое же количество продуктов питания при стабильно растущем населении, это рождает проблему мальтузианской ловушки.
  • Частная собственность при данной системе является очень шатким институтом. В обществе, где право собственности обеспечивается способностью применять насилие по отношению к покусившимся на нее, развитие частного предпринимательства тормозится не только низким уровнем технологий, но и низкими гарантиями безопасности для производителей.
  • Общества, где основу составляет данный тип экономики, плохо приспосабливаются к внешним условиям. Они плохо сопротивляются внешним завоевателям и природным катастрофам.
  • Проблемы обществ с данным типом экономики усугубляют укореняющиеся религиозные институты и монархический уклад. Признак обществ с преобладанием такой экономики — государства не способствуют модернизации, а мешают ей.

Традиционные экономики в современности (примеры)

Большинство современных стран уже преодолели период господства традиционной экономики. В настоящее время существует очень маленькое количество государств, в которых данный уклад сохраняется. Примеры стран можно найти в Юго-Восточной Азии и Африке. Это страны, где сохранилась низкая производительность труда и низкий уровень развития технологий. Однако и там влияние современных технологий и глобализации угрожает концом эпохи традиционной экономики.


Кения

В качестве примеров таких стран (с некоторыми оговорками ввиду всеобщей глобализации) можно назвать следующие страны:

Бангладеш, Бутан, Лаос, Мьянма, Непал, Вануату, Барбадос, Чад, Зимбабве, Эфиопия и др.

Встречается подобный строй также и у некоторых народов Крайнего Севера России.

Традиционное хозяйство оказалось в прошлом и в России, где форсированная индустриализация окончательно уничтожила деревенскую общину и переманила в городские поселения значительную часть бывших крестьян. Отдельные признаки традиционной экономики в ней сохраняются, но они слишком незначительны, чтобы считать ее таковой.

Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Тип экономической системы характеризует:

    формы собственности;

    способы распределения ограниченных ресурсов:

    способы регулирования экономики.

Основные типы экономических систем

Линии сравнения: Традиционная Централизованная (командная, плановая) Рыночная

Главные вопросы экономики

Что производить? В основном продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно. Ассортимент товаров и услуг устанавливается государством (группами профессионалов в той или иной сфере, работающих по госзаказу). Определяют сами потребители, проявляя спрос на товары и услуги. Производители производят то, что хотят потребители, т. е. то, что может быть куплено.
Как производить? Производят так и тем, как и производили предки. Определяется государственным планом. Определяют сами производители.

Для кого следует производить?

Распределение осуществляется согласно установленным обычаям. «Плановики» определяют, как будут распределяться товары и услуги. Производители ориентируются на потребительский спрос и стремятся произвести/продать как можно больше для получения максимально возможной прибыли.
Определение Способ организации экономической жизни, базирующийся на широком распространении ручного труда, многоукладности экономики (различных формах хозяйствования). Способ организации экономической жизни, при котором такие факторы производства как земля и капитал принадлежат государству, которое осуществляет управление основными экономическими благами. Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц.

В реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.

Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором такие факторы производства как земля и капитал в основном находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Степень этих «в основном»и «при значительном участии» может отличаться, поэтому можно также классифицировать более подробно и смешанные экономические системы, например, выделяют скандинавскую, японскую и иные модели.

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

2. В приведённом списке указаны чер­ты сходства централизованной экономической системы с традиционной, а также черты отличия централизованной системы от традиционной. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сход­ства, а потом - порядковые номера черт от­личия.

Развернуть

3. Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

В правильном ответе могут содержаться следующие пункты:

контроль над производством и распределением со стороны государства;

преобладание (господство) госсобственности на средства производства;

централизованное ценообразование;

административные методы управления экономикой.

4. В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.

В правильном ответе могут содержаться следующие примеры:

«Что производить?» - решается с учётом покупательского спроса;

«Как производить?» - решается с учётом мотива прибыльности, т. е. фирмы выбирают наиболее эффективный способ производства;

«Для кого производить?» - решается в соответствии с платёжеспособностью покупателей.

5. Познакомьтесь с высказыванием ученого-экономиста В. Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.

    Тип экономической системы, о которой говорит Леонтьев, - рыночная экономика.

    Экономические проблемы, которая эта система способна решать самостоятельно:

      Создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объёмом и структурой потребностей).

      Обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя.

      Ограничение возможностей возникновения монополий.

      Создание стимулов к труду.

    Экономические проблемы, которые эта система не может решать самостоятельно:

      Обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть даны отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества).

      Обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом.

      Регулирование внешних (побочных) эффектов.

Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо- или перепроизводством/потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры.

Давид Рикардо (1772−1823) - английский экономист, специалист политической экономии.

Работал на Лондонской фондовой бирже, занимался бизнесом. Член Палаты общин английского парламента от одного из избирательных кругов Ирландии (1819). Основатель первого в Англии клуба политической экономии (1821).

Работал с идеями А. Смита, выступая как в качестве последователя, так и в качестве оппонента.

Выступал против вмешательства государства в экономику, ратовал за свободную торговлю, последователь экономического либерализма. Государство, по его мнению, не должно препятствовать свободному предпринимательству и ценообразованию, его экономическая функция - налогообложение, но невысокое и посильное для граждан.

Последователь трудовой теории стоимости. Отмечал, что цена товара зависит от количества и качества труда, а также его редкости. Труд берётся за основу стоимости товара, но не исключаются и иные факторы, в т. ч. случайные. Стоимость товара также не связана напрямую с заработной платой производивших его, т. к. в неё помимо издержек закладывается прибыль.

Разделял естественную и рыночную стоимость труда: средства для содержания себя и семьи и плату с учётом реального соотношения спроса и предложения. Сторонник количественной теории денег.

Придерживался принципа специализации в производстве.

Лучший налог - меньший налог.

Вода и воздух чрезвычайно полезны, они прямо необходимы для существования, однако при обычных условиях за них нельзя ничего получить в обмен. Напротив, золото, хотя полезность его в сравнении с воздухом или водой очень мала, обменивается на большое количество других благ.

Таким образом, полезность не является мерой меновой стоимости, хотя она абсолютно существенна для этой последней. Если предмет ни на что не годен, другими словами, если он ничем не служит нашим нуждам, он будет лишён меновой стоимости, как бы редок он ни был и каково бы ни было количество труда, необходимое для его получения.

Понятие, критерии и типы экономических систем.

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе. Важнейшим элементом в экономической системе являются социально-экономические отношения. Эти отношения базируются прежде всего на формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, а также на способе координации экономической деятельности людей, фирм, государства на макроуровне. Немаловажную роль играют также организационные формы предприятий и система стимулов и мотиваций, которыми руководствуются участники экономических процессов.

В любой экономической системе первичную роль играет производство, распределение, обмен и потребление. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, то есть существует их поток, который переходит в поток товаров и услуг, произведенных из этих ресурсов. Но системы различаются подходом и способами решения основных экономических проблем общества.

В мире реально существует неограниченное разнообразие экономических систем. Их можно объединить в следующие типы:

традиционная экономическая система;

рыночная экономическая система (чистый капитализм, современный капитализм);

командно-административная (плановая) экономическая система;

смешанная экономическая система (социально-ориентированная экономика);

переходная экономика.

Общая характеристика различных форм хозяйства (форм производства ).

Натуральное хозяйство (патриархальное хозяйство или традиционная экономика).

Традиционную экономику можно считать самым древним типом экономической системы. Она основана на натуральном производстве - производстве, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления.

Такие отношения в чистом виде проявлялись в замкнутой первобытной общине, изготовляющей все необходимое для себя. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Система натурального хозяйства в экономике способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, княжество) друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потребляющей весь продукт, который производила . Какой-либо значительный товарообмен отсутствовал.

В реальной жизни натуральным производством можно назвать хозяйство одной семьи на садовом участке, в том случае, если продукты труда предназначены не для продажи, а для собственного потребления.

При традиционной экономической системе земля и капитал находятся в общем владении племени или общины, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Экономические роли людям диктуют их наследственность и кастовая принадлежность и в силу этого существует социально-экономический застой. Технический прогресс проникает в такую систему с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции сохраняются очень долго. Со временем традиционная экономическая система перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь в форме разных обычаев и традиций.

В современном мире традиционная система до сих пор существует в экономически слаборазвитых странах. Она чаще всего базируется на отсталой технологии, широком распространение ручного труда и ярко выраженной многоукладности экономики.

В ряде стран сохранились натурально-общинные формы хозяйствования. Здесь огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на ресурсы и личном труде их владельца. Такое производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике играет иностранный капитал.

Решение основных экономических проблем имеет в каждой такой стране специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность, как активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть доходов, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и социальную поддержку беднейших слоев населения.

Товарное хозяйство (рыночная экономика ).

Рост общественного разделения труда, ремесла, товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности разрушал замкнутость натурального хозяйства. И на смену ему пришла рыночная экономика.

Основу этой системы составляют:

1) частная собственность на ресурсы;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции;

4) Наличие множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого продукта и товара.

К середине XVIIв. были сделаны великие географические открытия, которые послужили толчком к быстрому расширению мировой торговли и формированию мирового рынка. Все это привело к повышению спроса на промышленные изделия и резкому увеличению производства. Мелкие и обособленные ремесленные хозяйства не в состоянии были решить эту задачу, а разорение все большего количества ремесленников пополняло рынок труда наемной рабочей силой.

Наступила новая эпоха - эпоха капиталистического производства. Большую роль в ее формировании сыграли торговый (купеческий) и ростовщический капиталы. Купцы и ростовщики устремляли свой капитал в промышленность и превращались либо в капиталистов-промышленников, либо в капиталистов-банкиров.

Становление капиталистических производственных отношений ускорялись так называемым первоначальным накоплением капитала. Сущность этого процесса заключалась в насильственном массовом отделении непосредственных производителей (прежде всего крестьян в условиях феодализма) от ранее принадлежавших им средств труда и превращение их в продавцов своей рабочей силы. С другой стороны в руках формирующейся буржуазии сосредотачивалось все больше денежных богатств и капитала.

Важнейшим экономическим результатом в развитии капитализма стало обеспечение более высокой производительности труда. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, а также новый принцип отношений между работодателями и работниками. Покупатели и продавцы рабочей силы выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Это предполагало свободу передвижения в пределах рынка труда. Наемный работник, получая вознаграждение за свой труд, обладал свободой выбора средств и способов удовлетворения своих потребностей. Работодатель же имел право свободного выбора рабочей силы. Обратной стороной такой свободы стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, правильность принимаемых решений и соблюдение условий трудового соглашения.

При капитализме существует рыночный механизм решения основных экономических проблем общества. Каждый товар и каждая услуга имеет свою цену, т.е. все продается и покупается за определенную стоимость. Даже все виды рабочей силы имеют свою стоимость. Тысячи товаров и услуг производятся миллионами людей, десятками тысяч компаний и заводов без какого-либо централизованного управления или плана. Однако хаоса нет, а есть определенный экономический порядок. Происходит это благодаря так называемому механизму общественной координации. Суть его состоит в том, что люди, действуя в своих собственных интересах, создают возможности выбора для других. Общественная координация выступает как процесс непрерывного приспособления людей к изменениям в чистой выгоде, возникающей в результате их взаимодействия. Изменение рыночных цен в ту или иную сторону служит для производителей сигналом об изменении потребительских предпочтений. Производитель самостоятельно решает проблему распределения редких производственных ресурсов, ориентируясь на рыночную конъюнктуру и уровень цен и сам определяет что производить и сколько.

Ресурсы применяются в соответствии с решениями, сделанными индивидуальными потребителями на рынке и для получения прибыли. И в стремлении увеличить ее предприниматель старается минимизировать затраты на производство, а поэтому очень экономно использует естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы. Достижение этого возможно при максимальном использовании творческого и организаторского потенциала самого предпринимателя, реализации его предпринимательского таланта, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства.

Командная экономика (командно-административная система) и плановое хозяйство (плановая экономика).

Различия в доходах, свойственные рыночной экономике издавна побуждали людей трактовать капитализм как "несправедливую" экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в XIX в. общественного движения, называемого "марксизмом" в честь своего главного идеолога - немецкого экономиста Карла Маркса. Он и его последователи считали, что рыночная система изжила себя и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. И поэтому ее предполагалось заменить новой экономической системой - командно-административной (социализм).

Классическим примером такой системы стала централизованная плановая экономика в бывшем СССР. Эту систему предлагали как образец для подражания, по ней оценивали экономику - социалистическая она или нет. В основе ее построения лежали главные признаки социализма:

господство общественной (а на деле - государственной) собственности на средства производства;

всеобщий контроль государства;

выполнение плана в качестве побудительного мотива;

уравнительный принцип распределения;

государственное ценообразование.

При такой организации экономической жизни государство является полновластным собственником всех видов ресурсов: земли, производственного капитала, рабочей силы и, даже, предпринимательской способности. А распределением этих ресурсов занимались центральные органы управления в соответствии с планами, которые разрабатывались руководством государства на научной основе. Государство являлось монополистом во всех отраслях. Таким образом социализм был полной противоположностью чистого капитализма, где любым монополиям нет места.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Основные экономические проблемы общества решались на общегосударственном уровне: государственный план определял что и сколько будет произведено, как будет произведено и как будет распределяться.

Во-вторых, государство, полностью контролируя производство и распределение продукции, устанавливает цены, в результате чего исключается свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Поставщики были жестко прикреплены к потребителям. При этом предприятия-поставщики как в экономическом, так и в административном отношении находились в односторонне выгодном положении по сравнению с предприятиями-покупателями, которым они навязывали свои товары.

В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Планирование носило дерективный характер, имело вид силового давления и не опиралось на экономические интересы. А это означало, что для доведения планов до предприятия требовалась определенная организационная система управления общественным производством. Она нашла свое выражение в Госплане. В его функции входило доведение до каждого предприятия детального планового задания и контроль за его выполнением. При этом никого не интересовало пользуется продукция спросом или нет. Результатом такой политики стало затоваривание и расточительство общественного труда.

Что касается системы управления трудовыми ресурсами, то в стране была поставлена задача сделать организованный набор рабочей силы основной формой обеспечения потребности в ней. Штаты большинства предприятий были искусственно раздуты. И хотя выраженной безработицы в стране не было, справедливо отметить наличие ее в скрытом, подавленном виде. С целью стимулирования высокопроизводительного труда и повышения квалификации были введены прогрессивные формы оплаты труда и тарифные сетки.

Напомним, что в период расцвета социалистического лагеря (50-е - 80-е годы) в его странах жило более трети населения Земли. Так что это, пожалуй, самый крупный экономический эксперимент в истории человечества.

Результатом действия централизованно-плановой системы управления стало противоречие между структурой производства и структурой потребления, которое постоянно углублялось. С одной стороны, зачастую расширяли выпуск не столь необходимых и даже ненужных изделий как в тяжелой, так и в легкой промышленности, с другой стороны рос список дефицитных товаров.

Важнейшей причиной создавшегося положения стало то, что центр был не в состоянии охватить всю систему взаимоотношений, а существовавшие методы планирования и управления ориентировали предприятие прежде всего на увеличение объема производства. При этом предприятия, стремясь к выполнению плана, зачастую неэкономно расходовали ресурсы. Справедливо заметить, что сама по себе идея планирования в экономике вполне разумна в пределах предприятия пока за все действия отвечает конкретный человек, рискующий, в случае ошибки, своим имуществом. Планирование же в масштабах страны бывает необходимо, например, в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с общегосударственной задачей. Но в мирное время детальное централизованное планирование действий всех экономических субъектов неразумно, так как громоздкая и неповоротливая система Госплана не в состоянии реагировать на изменения в структуре потребительского спроса.

Серьезным негативным последствием воздействия данной системы стало падение эффективности функционирования экономики в целом. Капитальные вложения носили централизованный характер и направлялись главным образом в новое строительство, а действующие предприятия работали на старой производственной базе. Из-за этого большая часть выпускаемой в стране продукции была низкого качества и устаревшей конструкции. Она не пользовалось спросом ни на внешнем, ни на внутреннем рынках.

В итоге, конец нашего столетия стал эпохой полного развала экономики стран социалистического лагеря. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТП сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования в этих странах. Планирование в масштабах страны не оправдало себя и большинство бывших социалистических стран занялись возрождением частной собственности и системы рынков.

Смешанная экономика.

Говоря о плановой или рыночной экономике не следует забывать, что в чистом виде их можно встретить лишь на бумаге. В реальной жизни экономика большинства стран находится где-то между крайностями чистого капитализма и социализма плюс элементы традиционной экономики.

Например, частная собственность и опора на рыночные механизмы не обязательно сопутствуют друг другу, как, впрочем, и государственная собственность и централизованное планирование. Доказательством тому может служить фашизм гитлеровской Германии, который получил название авторитарного капитализма. Экономика здесь находилась под жестким государственным планированием и управлением, но собственность оставалась частной. В противоположность этой картине экономику Югославии 80-х годов можно охарактеризовать как рыночный социализм. Ей были свойственны государственная собственность на ресурсы и одновременно опора на свободный рынок как механизм организации и координации экономической деятельности.

И на сегодняшний день в большинстве стран мира действует смешанная экономическая система. При такой системе земля и капитал могут находиться не только в частной, но и в государственной собственности. Во многих странах существует значительный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых частично или полностью принадлежит государству, но которые:

не получают от государства планов;

работают по рыночным законам;

вынуждены на равных правах конкурировать с частными фирмами.

Распределение факторов производства осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства. Таким образом государство и рыночная система делят между собой ответственность за решение основных экономических проблем общества.

Вмешательство государства в экономическую жизнь необходимо из-за ряда причин. Вот основные из них:

Потребности общества, удовлетворение которых не приносит денежного дохода (такие, как содержание армии, борьба с эпидемиями и т.д.), государство может удовлетворить лучше, чем рынок.

Государство может смягчить негативные последствия действия рыночных механизмов - слишком большие различия в доходах граждан, загрязнения окружающей среды и пр..

К основным функциям государства в смешанной экономике можно отнести:

Выработка правовой базы и некоторых специфических услуг, например деятельность правоохранительных органов или государственных стандартов качества продукции.

Поддержание конкуренции. Разработка антимонопольного законодательства и жесткий контроль за ценами и качеством в естественных монополиях.

Перераспределение доходов. Программы социального обеспечения и социальный трансферт.

Перераспределение ресурсов. Государство из бюджета оплачивает ресурсы, идущие на производства «общественных благ», таких как постройка автомагистралей, содержание национальной обороны и т.д.

В каждой стране такой способ хозяйствования как смешанная экономика приобрел свою форму - в зависимости от степени вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Переходная экономика.

Переход от одной экономической системы к другой вызывает особое состояние экономики. Причиной обычно служит кризис и трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отнош ений, присущих нарождающейся системе. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной экономики.

Такая ситуация может возникнуть как в одной стране, так и одновременно в ряде стран. Переход из одной устоявшейся экономической системы к другой не может произойти мгновенно - требуется время для того чтобы создать новый комплекс экономических отношений. Это занимает, как правило, достаточно длительный период времени. Длительность перехода зависит от особенностей страны или региона.

Переход от традиционной экономики к чистому капитализму в некоторых странах длился столетиями. Элементы капиталистических отношений возникали в городах Италии и Голландии уже в XIV-XVвв., однако разложение феодального производства и начало капиталистического датируется лишь XVIв., а окончательный переход произошел в Голландии и в Англии в XVIIв.. Эти страны прошли классический путь развития капитализма - первоначальное накопление капитала, простая кооперация, мануфактурное производство и, наконец, капиталистическая фабрика. Во Франции процесс первоначального накопления капитала растянулся на три столетия. Это объясняется устойчивостью абсолютистского государства, относительной прочностью социальных позиций дворянства и мелкого крестьянского хозяйства. В Германии и США переход окончательно осуществился к концу XIXв.. В России же развитие капиталистических отношений растянулось более чем на два столетия. Процесс этот протекал в условиях значительных пережитков феодализма и крепостничества. А в помещичьих хозяйствах, где перемены происходили наиболее медленно, не был завершен и к началу XXв.

Однако сегодня, говоря о переходной экономике, чаще всего имеют в виду развал бывшего соцлагеря. Конец XX в. охарактеризовался массовым переходом ряда стран от административно-командной экономики к рыночной. Исходной точкой таких преобразований послужил кризис государственной собственности и плановой системы регулирования экономикой. Эти элементы стали постепенно замещаться различными формами частной собственности и формированием механизмов функционирования экономикой присущих рынку.

Хотя этот процесс идет гораздо интенсивнее, чем переход от традиционной системы к капитализму (что объясняется наличием развитого индустриального производства), в разных странах он происходит по-разному. Чем более та или иная страна была «рыночной» на момент утверждения административно-командной системы, тем легче и быстрее она теперь переходит к рынку. Примером таких стран могут послужить Чехия и Венгрия.

Следует отметить, что для экономики переходного типа характерно резкое обострение социально-экономических противоречий, которое затухает по мере формирования зрелой экономической системы.

Формы рыночной экономики, основанные на частной и коллективной собственности на средства производства. Чистый капитализм, его основные институты и принципы.

Выше мы рассмотрели историю возникновения рыночной экономики (капитализма) и выделили общие характерные черты такой системы хозяйствования. Но следует признать, что капитализм XVII-XIXвв. существенно отличается от экономики тех стран, которые мы сегодня считаем капиталистическими. Поэтому принято различать два вида капитализма: капитализм XVII-XIXвв. и современный. Основные различия можно рассмотреть в таблице.

Основные характеристики

Капитализм XVII-XIXвв.

Современный капитализм

Преобладающая форма собственности.

Единоличная частная собственность .

Коллективная, акционерная и государственная собственность .

Способ координации хозяйственной деятельности.

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка. Слабое вмешательство государства .

Активное государственное регулирование национальной экономикой с целью предотвращения кризисов, безработицы и т.д.

Социальные гарантии.

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости .

Создание государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения .

Капитализм XVII-XIX вв. наиболее близко подходит к понятию чистый капитализм (его характерные черты мы рассмотрим ниже). А что касается современного капитализма, то по всем признакам (наличие как частной так и государственной собственности, государственное регулирование) его уже можно отнести к смешанной экономической системе.

Рыночная экономика по сравнению со всеми остальными системами оказалась самой гибкой - она способна перестраиваться и приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Конкуренция заставляет производителей постоянно изыскивать что-то новое, предлагать покупателю более совершенные товары и услуги, снижать издержки производства. А все это требует использования новейших технологий и более прогрессивного оборудования. Но новые научные разработки часто непосильны мелким фирмам они требуют больших затрат, которые чаще всего не может себе позволить отдельный собственник капитала. И таким образом развитие НТП в ХХв. повлекло за собой возникновение новых форм предпринимательской деятельности - корпораций (акционерные общества). Участниками такого общества может стать неограниченное число участников (вкладчиков) и таким образом можно собрать огромный капитал путем продажи акций. Корпорации могут быть частные, если акционерами становятся частные инвесторы; общественными, организуемые и управляемые с помощью правительства; и смешанные - с участием правительства и частных инвесторов.

Появление корпораций не устранило свободное предпринимательство и мелкий бизнес и сегодня в странах с рыночной экономикой наряду с крупными корпорациями, на долю которых приходиться до 90% выпускаемой продукции, существуют партнерства (коллективные предприятия) и индивидуальные частные фирмы.

Во второй половине XX в., когда так широко развернулась научно-техническая революция и начала более интенсивно развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между субъектами.

Государственное регулирование необходимо еще и потому, что происходит все большая и большая интернационализация производства. Этот процесс предполагает участие страны в международном разделении труда и позволяет ей более рационально расходовать свои ресурсы. Государство же призвано защищать национальную экономику путем введения государственного регулирования внешней торговли.

В последнее время широкое распространение получает планирование как в рамках отдельных фирм в виде системы маркетинга, так и на отраслевом и общегосударственном уровне в виде прогнозов развития общественных потребностей. Такие прогнозы позволяют оказывать существенное воздействие на объем и структуру производимых товаров и услуг, ориентируя их на потребителя.

Таким образом, современный рынок представляет собой емкое многоплановое понятие. Его характерными признаками являются: наличие обособленных , самостоятельных производителей, несущих материальный риск за свою предпринимательскую деятельность; свободное ценообразование; конкуренция; развитая инфраструктура; государственное вмешательство по созданию благоприятных условий для развития экономической системы и социальной защиты населения и предпринимательства с помощью проведения соответствующей экономической, правовой и кредитной политики, а также системы налогообложения.

Чистый капитализм.

Чистый капитализм или капитализм свободной конкуренции - это идеальный образ, абстрактная модель. Наиболее близко к нему подходит капитализм XVII-XIXвв., но и он не в точности соответствует определению «чистый». И хотя такой вид хозяйствования в строгом смысле слова никогда не существовал в реальной жизни, его описание поможет разобраться как функционирует экономика капиталистических стран.

В чистом виде капитализм предполагает наличие следующих признаков:

Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него;

Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов;

Наличие у каждого из участников полного объема рыночной информации;

Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие той же торговой марки ставит продавца в привилегированное монопольное положение, а это уже не свободный рынок;

Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства незначителен, а поэтому цена, за которую он собирается продать свой товар, почти не отражается на рыночной цене. Выходит, что реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и формируются с помощью механизма рыночного согласования интересов продавцов и покупателей.

Несомненное достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для самого себя. Таким образом, как говорил А.Смит "...Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это".

Также следует признать, что рынок позволяет решить такие проблемы экономики как структура и эффективность производства и качество продукции гораздо лучше других хозяйственных систем. Все это достигается с помощью конкуренции, которая содержит стимулы для технического прогресса. Это связано с тем, что необходимость повышения эффективности использования редких ресурсов требует перераспределения ресурсов из отраслей, где технология производства менее эффективна, в отрасли, где она более эффективна.

Наконец, механизм рынка в целом освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. В условиях рыночного хозяйства устойчивый товарный дефицит невозможен хотя бы потому, что он противоречит экономическим интересам всех участников конкурентного процесса.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: конкуренция, как главный механизм контроля в рыночной экономике, благоприятствует возникновению тождества личных и общественных интересов. Система свободного рынка функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, а не централизованных решений.

Но именно из-за отсутствия какого-либо централизованного контроля чисто рыночная система имеет следующие недостатки:

а) рыночной системе, как механизму распределения общественного продукта, не свойственны какие-либо этические принципы и блага в рыночной экономике способен получать только тот, кто может заплатить равновесную рыночную цену;

б) контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевает;

в) рыночная система порождает огромное различие в уровнях дохода и богатства;

г) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Еще раз хочется напомнить, что в чистом виде свободная рыночная система не существует, и никогда не существовала. Более того, она и не могла существовать, хотя бы из-за того, что ни один предприниматель не может обладать абсолютно полной информацией о состоянии всей экономики. Свободный рынок - абстракция. Вместе с тем, любой реально существующий рынок несет в себе элементы свободного.

Современные модели социально-ориентированной рыночной экономики. Смешанные системы.

Как мы уже отмечали, экономическую систему большинства стран мира можно считать смешанной. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют различные методы и подходы к решению экономических проблем.

Давайте рассмотрим самые известные модели в рамках смешанной системы:

Американскую модель характеризует всемерное поощрение предпринимательской активности и личного обогащения наиболее активной части населения. Т.е. существует массовая ориентация на достижение личного успеха. Задача социального равенства здесь вообще не рассматривается. Нуждающимся группам населения выдаются пособия, для них также существует система частичных льгот, что создает им приемлемый уровень жизни. Для Америки характерна высокая производительность труда. Государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечение НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования и культуры.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Для успешного проведения такой социальной политики установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% национального производства (ВНП). В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан и экспортная способность шведских компаний. Шведская модель получила название «функциональная социализация». Функции производства ложатся на частные предприятия (государство владеет лишь 4% основных фондов), действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) возложены на государство. Главным достоинством такой экономики состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем занятости и благосостояния населения.

Германская модель. Эта модель формировалась на основе ликвидации крупных концернов гитлеровских времен и предоставлении всем формам хозяйственной деятельности возможности устойчивого развития. В результате средний и мелкий бизнес, а также фермерские хозяйства пользуясь покровительством правительства добились высокой эффективности своей хозяйственной деятельности. Государство достаточно активно влияет на цены, пошлины и технические нормы. Такая модель получила название «социальное рыночное хозяйство».

Японская модель характеризуется развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы носят рекомендательный характер и представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель может существовать только в условиях высокоразвитого национального самосознания. В Японии существует приоритет интересов нации над личными интересами - население готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания нации. Для японской экономики характерно также сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые дают наибольший успех.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это объясняется прежде всего схожим психологическим складом населения, его трудолюбием и ответственному отношению к своим обязанностям. Государство здесь также активно участвует в перестройке экономики. Но вследствие относительно неразвитых рыночных отношений южнокорейское правительство целенаправленно содействовало созданию рыночной экономики в лице крупных корпораций, переросших потом в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству. Еще одной характерной чертой южнокорейской модели стало четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что тоже способствовало формированию рыночных отношений.

Следует заметить, что в смешанной экономике разных стран делается выбор между двумя путями развития - либеральным и социально-ориентированным.

Либеральная смешанная экономика базируется на:

1) безусловном преобладании частной собственности и хозяйственном законодательстве, обеспечивающем максимальную свободу субъектов рынка и ограждающем их от вмешательства государства.

2) сосредоточение государственного регулирования главным образом на макроэкономических процессах.

Здесь преобладает принцип - работающий человек обеспечивает себя сам, свою семью и свою старость. Государственный патернализм распространяется на нищих и обездоленных.

Для социально-ориентированной экономики характерны следующие признаки:

1) смешанная система хозяйствования с довольно значительным государственным сектором;

2) государство регламентирует правила игры на рыночном поле как для государственных, так и для частных структур;

3) государственное регулирование осуществляется не только на макроуровне, но и в сфере деятельности хозяйствующих субъектов;

4) государство гарантирует определенное обеспечение потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры и жилья;

5) регулирование занятости населения с целью минимизации безработицы.

Таким образом, государство путем своего вмешательства непосредственно в деятельность производственных и коммерческих фирм получает возможность проявлять заботу о своих гражданах. Отсюда и название "социально ориентированной".

Появление такой модели смешанной экономики пришлось на 70-80 годы и на сегодняшний день наибольшего развития достигло в таких странах как Германия и Швеция.

Выбор экономической системы, критерий выбора - уровень трансакционных издержек.

Поиск эффективной системы экономики имеют свою длительную историю. Эта идея занимала умы многих знаменитых экономистов. И.Т.Посошков в своей «Книге о скудности и богатстве» еще в начале XVIIIв. пытался обосновать необходимость совершенствования экономической системы России того периода. Несколько позже А.Смит посвятил изучению этой проблемы свой главный труд «Исследования о природе и причинах богатства народов».

Идея поиска идеальной экономической системы актуальна и до сих пор. В настоящее время одной из наиболее интересных теорий можно назвать идею Роналда Коуза о влиянии уровня трансакционных издержек на выбор оптимальной экономической системы.

Трансакционные издержки это те затраты, которые несет общество при выборе экономической системы, организационных форм, размеров и типов предприятий. Эти те издержки, которые требуются для создания и функционирования структур экономической системы.

Уровень этих издержек у различных фирм неодинаков. В любой экономической системе с развитыми товарными взаимосвязями фирмы вынуждены расходовать средства на поиск и обработку информации о ценах и технологиях, на заключение контрактов и их юридическое оформление, на контроль за их исполнением и т.д. Внешне эти расходы незаметны, но реально они существуют и могут быть настолько велики, что превысят доходы предприятия.

Если речь идет о рыночной экономике, такие затраты падают на плечи самостоятельных фирм. Они из собственного кармана финансируют изучение рынка, технологии, юридические услуги и пр. А если это командно-административная система? Долгое время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти «даром» и не требует каких-либо затрат. Но на деле для содержания такой системы, для разработки всеобъемлющих планов и надзором за их выполнением из единого центра требовались огромные средства.

В настоящее время нельзя точно судить какая из этих двух полярных систем наиболее экономична для общества. Для того чтобы их сравнивать нужны точные данные о трансакционных издержках аналогичных фирм в той и другой системе. Как отмечал Р. Коуз, только дороговизна систем и функций координации способна устранить конкурентный ценовой механизм самоуправления, если он окажется дороже, чем государственное регулирование и наоборот.

Объективные условия и экономическая система современной России.

На протяжении достаточно долгого периода времени экономика СССР развивалась вполне успешно. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в конце 50-х - начале 60-х годов. Но, начиная с середины 60-х и до середины 80-х, в экономике СССР начался значительный спад. Это проявилось в производстве важнейших видов продукции (электроэнергия, нефть, сталь и т.д.).

В марте 1985г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев. Он представил состояние советской экономики в негативном свете и объявил 70-е и 80-е года застойным периодом. Это заявление можно считать исходной точкой начала переходного периода в российской экономике. Был взят курс на ускорение социального и экономического развития страны. Предполагалось, что к 2000г., благодаря внедрению достижений НТП, в СССР будет создано самое совершенное общество «гуманного демократического социализма», а по всем показателям СССР выйдет на первые места в мире и будет решена ранее составленная продовольственная программа.

Стоит отметить, что на тот период времени СССР был признан второй страной в мире после США по экономической мощи, рубль являлся твердой валютой, в стране не было безработных, а уровень инфляции был значительно ниже, чем на Западе. Но в то же время существовали серьезные диспропорции как в развитии народного хозяйства в целом, так и отдельных его отраслей. Некоторые важнейшие направления развития, такие как компьютерные технологии и биотехнологии были вообще упущены. Созданная огромная материально-техническая база была малоэффективна и работала не на повышение благосостояние народа, а на воспроизводство самой себя.

Перестройка началась с изменения системы мотивации и отношений собственности. Начался поиск экономических рычагов стимулирования труда и поисков новых условий хозяйствования. Были провозглашены такие «рыночные» принципы как хозяйственная самостоятельность, самоокупаемость и самофинансирование предприятий. На них создавались органы производственного самоуправления. Одновременно поощрялось создание кооперативов и индивидуальная трудовая деятельность. Были приняты законы о собственности, о земле, об аренде. В это время в правительстве наметился распад на два противоборствующих лагеря: «консерваторы», которые ратовали за изменение советской хозяйственной системы и «демократы», настаивающие на формировании рыночной экономики западного образца.

В 1990г. Верховный Совет РСФСР принял «Декларацию о суверенитете» союзных республик. Это еще больше усугубило политический и экономический кризис. Началась борьба между Центром и администрацией на местах. Ослабление государственного управления привело к спаду производства и перебоям в снабжении населения самыми необходимыми продуктами. В стране развивался неконтролируемый процесс хозяйствования на основе договорных отношений и бартера через товарно-сырьевые биржи. Сделки купли-продажи осуществлялись на них через брокерские конторы. Самые разбогатевшие на посредничестве конторы стали впоследствии создателями коммерческих банков и инвестиционных фондов.

В конце 1991г. СССР прекратил свое существование как многонациональное государство и единый народнохозяйственный комплекс, а в 1992г. правительство объявило о решительном шаге на пути к рыночной экономике. Замысел реформ - это «инфляционная шоковая терапия», т.е. стимулирование экономической активности путем либерализации цен, льготных кредитов, ослабление контроля за уровнем доходов. В дальнейшем предполагалось преодолеть финансово-денежную несбалансированность с помощью повышения налогов и кредитных ставок и контролем за доходами.

Одновременно развертывалась приватизация государственной собственности и ее децентрализация. Стоимость государственного имущества на тот период времени составляла 1,5 триллиона рублей, т.е. по 10тыс. рублей на каждого жителя России. Первоначально планировалось, что россиянам будут выдавать именные приватизационные чеки (ваучеры). Такой метод позволил бы государственному имуществу перейти в коллективную собственность предприятий, что являлось бы стимулом улучшения работы трудовых коллективов - ведь каждый работник (владелец ваучера) являлся бы собственником части имущества своего предприятия. Но, в результате были выданы обезличенные (неименные) ваучеры, которые в большинстве своем были тут же скуплены состоятельными людьми, банками и мафиозными структурами.

Таким образом, приватизация государственной собственности послужила на пользу интересам частного капитала определенной группы населения. А выпущенные на открытый рынок ваучеры стали своеобразными деньгами и привели к скачку цен и гиперинфляции. Нерегулируемый рост цен привел к тому, что многие предприятия промышленности и сельскохозяйственные организации не смогли закупать по свободным ценам необходимое сырье и материалы, что еще больше усугубило положение - простаивали как малые предприятия, так и огромные производственные комбинаты, безработица охватила большинство отраслей. Реальные доходы граждан неуклонно падали из-за инфляционных процессов, что привело к снижению совокупного спроса на многие группы товаров. Российские предприятия столкнулись с проблемами сбыта. Положение усугублялось огромным потоком импорта, хлынувшего на прилавки. Многие предприятия оказались неконкурентоспособны в создавшихся условиях и вынуждены были закрыться, что привело к новому витку безработицы.

Почему же реформы в России не привели к положительным результатам, которых добились такие страны бывшего социалистического лагеря как, например, Польша и Венгрия? Причин много. Назовем некоторые из них:

Отсутствие общей программы организационных изменений.

Криминализация экономической жизни и рост коррупции. (Предпринимательский сектор вырос в основном из полукриминальных кругов бывшего СССР). Стремительный рост теневой экономики.

Огромная территория страны, что осложняет управление из центра, а также отсутствие четкого и сбалансированного разделения функций между центром и регионами.

Крайне неблагоприятные климатические условия на большей части территории России, сводящие на нет интересы к инвестированию в российские предприятия как у зарубежных, так и у отечественных инвесторов.

Неразумная политика приватизации, послужившая интересам лишь определенной группы населения и давшая толчок инфляции.

Неконкурентоспособность большинства российских предприятий на мировом рынке из-за высокого уровня издержек на единицу продукции. Причинами здесь являются территориальные и климатические особенности России.

Разнообразный состав населения по национальному признаку (свыше 300 национальностей) и неравномерное его распределение по территории России. Этот фактор в периоды нестабильности экономики приводит к усилению межнациональных конфликтов.

Подавляющая часть населения ни профессионально, ни политически, ни по своему общему культурному уровню не была готова к рыночным отношениям. Хозяйственная инициатива большинства населения ослаблена десятилетиями правления централизованной экономики.

Разрушены важнейшие традиционные источники пополнения госбюджета, при этом нет альтернативной замены их. Налоговая система не выполняет своих функций.

Внешний государственный долг, на содержание которого требуются огромные денежные средства, является, по сути «долговой ямой».

В настоящее время уже стало ясно, что модель радикальных экономических преобразований строилась без учета особенностей России. Результатом послужило неуклонно ухудшающееся материальное положение большинства граждан России при быстром обогащении сравнительно небольшой части общества, в основном криминальной и коррумпированной. И на сегодняшний день страна еще не имеет четкой государственной стратегии выхода из экономического кризиса и обеспечения устойчивого развития экономики.

Задания. Вопросы.

Что такое экономическая система?

По каким признакам различаются экономические системы?

Что характерно для натурального хозяйства?

В какой системе чаще встречаются элементы натурального хозяйства?

Что послужило причинами перехода от традиционной экономики к рыночной?

Что составляет основу рыночной экономики?

Какие виды капитализма принято различать?

В чем заключаются преимущества рыночной системы?

Какие недостатки рынка существуют?

Какова роль государства в плановой экономике?

Почему необходимо вмешательство государства в экономическую жизнь общества?

Какие существуют модели смешанной экономики и чем они различаются?

Какие проблемы возникают в периоды переходной экономики?

В чем заключается суть трансакционных издержек?

Каковы особенности переходной экономики в России?

Что, на Ваш взгляд, ожидает Россию в ближайшем будущем?

Задания. Тесты.

1. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционной экономической системы:

а) частная собственность;

б) натуральное производство;

в) коллективная собственность;

г) государственная собственность;

д) распределение ресурсов в соответствии с традициями.

2. Наличие каких признаков предполагает капитализм:

а) наличие торговых марок;

б) неограниченное число конкурентов;

в) наличие монополий;

г) влияние продавцов на рыночную цену;

д) суверенитет покупателя.

3. Что характерно для командно-административной экономки:

а) частная хозяйственная инициатива;

б) государственные цены;

в) государственная собственность на средства производства;

г) влияние покупателей на цену.

4. Какие черты характеризуют смешанную экономику:

а) частная собственность;

б) государственное вмешательство в деятельность экономики;

в) государственная собственность;

г) государственные расценки;

д) государственное планирование.

Каждый взрослый человек должен быть всесторонне развит, чтобы иметь возможность полноценно оценивать состояние страны. Всё же уметь оценить действия правительства или разобраться в идеологии довольно сложно, не имея представления об экономической составляющей. Предлагаем начать с малого – поговорим про основные типы экономических систем, их различия между собой, характерные особенности и примеры реализации в прошлом или сейчас.

Что такое экономическая система

Под экономической системой подразумевают совокупность определённых экономических элементов, которые вместе образуют определённую целостность, являются экономической структурой общества, создают единство отношений, которое сказывается относительно производства, распределения, а также обмена на других благах и их употреблении. Существуют такие основные типы экономических систем:

  1. Традиционный.
  2. Рыночный.
  3. Командно-административный.
  4. Смешаный.

Итак, когда понятно, что такое экономическая система, начинаем давать основные классификации типов экономических систем и их особенности.

Традиционная экономическая система является первой формой организации экономических отношений, которая появилась у человечества. Главным образом характеризируется и базируется на общественной работе. Она базируется на коллективной собственности средств работы, а также мест, где работа происходит: коллективная обработка поля, сбор урожая и распределение, коллективная охота и т. д.

Также её можно охарактеризовать консерватизмом, преобладанием ручного труда, передачей информации о производстве определённых товаров из поколения в поколение. Традиционная экономическая система без изменений действовала до времён высокого средневековья, когда появились первые мануфактуры. В наше время её можно встретить только у людей, которые до сих пор живут по традициям в глубинах неизведанных земель: на севере Российской Федерации, где до сих пор люди занимаются оленеводством, не ставя вопрос о выгоде, или в джунглях и саванне Азии и Африки.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономическая система опирается на свободу производства, свободу потребления и свободные рыночные отношения. Такая рыночная система предусматривает снятие любых ограничений относительно производства и распространения товаров по земле. Наиболее ближе к рыночной системе государства планеты стояли в 19 и начале 20 веков, но после кризиса 1929 года в мире нет экономических систем, которые являлись бы полноценными рыночными.

Административно-командная экономическая система

Эта экономическая система предусматривает наличие плана, выполнение которого жестко контролируется. Исполнители постоянно получают указания относительно параметров производства, у кого покупать, кому продавать. Часто контролирующие и управляющие органы менее компетентны, чем управленцы предприятия, что приводит к нежелательным последствиям от их вмешательства. Произведённая, готовая к употреблению продукция также распределяется вышестоящими органами. Примером такой экономической системы является Советский Союз времён Брежнева и Хрущёва. Подобный тип управления используется в наше время в больших американских корпорациях, а также транснациональных корпорациях.

Смешанная экономическая система

Самая популярная экономическая система, в которой совмещаются элементы как рыночной, так и командно-административной системы. Основными типами экономических систем являются именно различные модификации смешанных. Это позволяет избежать негативных сторон или значительно уменьшить их влияние на экономическое состояние государства. В той или иной мере действует во всех государствах мира. Упование на рыночные механизмы позволяет обеспечить более-менее стабильное развитие экономики, тогда как государственные механизмы влияния помогают пережить кризисные моменты, которые являются обязательными элементами рыночной экономики. Именно из-за такой универсальности основные типы социально-экономических систем являются смешанными. Каждая смешанная система отличается своими особенностями, пропорциями заимствований из рыночной и командно-административной систем, а также своими особенными, неповторимыми штрихами.

Плановая экономическая система

Отдельного и более детального внимания заслуживает плановая экономическая система как потенциальная система будущего. В качестве небольшого отступления можно сказать, что планы как составляющая экономики используются во Франции, Японии и использовались в Советском Союзе времён Сталина (что обеспечило, несмотря на Вторую мировую войну, рост экономики в 20,5 раза).

Особенностью этой экономической системы является то, что перед исполнителем ставится определённый план, который желательно (очень желательно), чтобы был выполнен. Выделяются определённые ресурсы, которые передаются исполнителю, и считается, что он вполне компетентен, чтобы своим умом и сам (если надо, то при небольшой помощи) смог достичь планового показателя. При этом необходимо, чтобы плановый показатель был не просто придуман, а экономически обоснован. Также экономически обоснованными должны быть ресурсы, которые выдаются на реализацию плана.

Если судить по реализации плановой экономики тремя вышеуказанными странами (СССР, Францией и Японией), следует отметить наличие весьма сильных различий внутри их механизмов. Так, для СССР времён Сталина делалась основная ставка на тяжелую промышленность и государственный сектор, который дополнял приватный кооперативный, создавая экономический симбиоз. Для Японии характерно планирование экономики как на государственном уровне, так и на корпоративном, взаимодействие между государственным и приватным сектором на паритетных условиях. У Франции плановая экономика выражается созданием 5-них планов развития страны и выделением определённой суммы денег на помощь государственным предприятиям и на заказы приватному сектору. Может кому-то данная информация и покажется странной как по своему содержанию, так и по изложению, но считаем, что характеристика основных типов экономических систем без этой информации была бы неполной и могла бы создать у читателей неверные представления об организации экономики и связей внутри неё.

Заключение

Человечество постепенно развивается, совершенствуя свою экономическую систему, и основные типы экономических систем сменяют друг друга. Можно с уверенностью сказать, что экономика государств мира ещё успеет не раз кардинально поменяться. Нам остаётся только уповать, что это будет безболезненно и в лучшую сторону. А после прочтения этой статьи вам стало ближе понятие и основные типы экономических систем.