Требуется ли экспертиза пд для автодорог. Рекомендации о порядке разработки, проведения экспертизы проектно-сметной документации на капремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог

Чтобы определить качество дорожно-строительных работ и обследовать состояние дорожного покрытия производится экспертиза дорог, которой можно определить, какие отступления от норм и правил строительства были допущены в ходе строительных работ. Помимо этого, комплексной экспертизой дорожного покрытия определяется необходимость для той или иной дороги проведение ремонта и вид его: поверхностный – ямочный или капитальный ремонт дорожного полотна. Впоследствии проведения соответствующего исследования можно планировать те или другие работы по ремонту, составлению проектно-сметной документации.

Строительно-техническая экспертиза дорог является комплексом экспертных работ (исследование и анализ), которые проводят независимые специалисты в сфере дорожного строительства, целенаправленно определять соответствие объектов экспертизы заявленным требованиям и выявлять нарушения и недостатки при проведении строительных работ на объекте.

В объект экспертизы входит дорога, тротуар, внутрихозяйственная дорога, проезд, придомовая площадка, городская площадь, автомобильные парковки.

Целью проведения подобной строительной экспертизы является:

  • определить достоверность стоимости фактически произведенных работ;
  • установить завышенную стоимость работ, в случае его обнаружения;
  • подтвердить объемы использованных строительных материалов на строительство дорог;
  • оценить степень качества проведенных строительно-монтажных работ, чтобы установить, соответствуют ли проведенные работы проектно-сметной документации.

В ходе экспертизы прорабатываются следующие вопросы:

  1. Выявляется степень нарушения конструкции дорожного покрытия заявленным данным исполнительной документации проекта и сметы:
  • в определении толщины слоев дорожного покрытия;
  • в определении уплотнения песчаной основы;
  • в определении геометрических показателей.
  • Проверяется качество используемых строительных материалов и степень их соответствия требованиям проекта.
  • Оцениваются водоотводные устройства.
  • Оцениваются основные параметры поперечного профиля дорог.
  • Оценивается степень качества строительно-монтажных работ при наложении слоев дорожного покрытия.
  • Анализируется смета на достоверное определение стоимости работ по проекту.
  • Анализируются акты приемки произведенных работ, которые прилагаются к сметам, соответствие перечня, объема и стоимости проведенных строительных и монтажных работ проекту, смете, договорам и исполнительной документации, необходимым государственным требованиям, итогам натурных исследований.
  • На сегодняшний день имеется много методов, как определить качество дорожного полотна и обследовать состояние дорожных одежд. Хотя главным методом и эталоном по-прежнему считается высверливание кернов, который представляется самым трудоемким, но при этом отличается самыми достоверными результатами. Но в последнее годы все чаще определяют толщину слоев неразрушающим методом. Среди таких методов первенство отдают методу радиолокационного зондирования, который имеет широкую известность применение в России. Георадары справятся с определением не только толщины слоя, но и с выявлением участка разуплотнения или повышения влажности в подстилающих слоях грунта, найдут дефекты в слоях твердого покрытия, а также обследуют иные строительные конструкции.

    Выполняют экспертизы дорог только компании, которые владеют соответствующей лицензией и всем необходимым оборудованием. На данный момент они с целью оперативной работы по проведению обследования дорожного покрытия широко пользуются передвижными дорожными лабораториями, которые имеют в своем распоряжении современное диагностическое оборудование, предназначенное для проведения на месте экспертизы конструктивного слоя дорожного покрытия, определения ровности дорожной одежды, коэффициента сцепления и иных показателей. Такая лаборатория имеет гироскопическую систему измерения геометрических параметров дороги, обеспечена установкой динамического нагружения, георадаром, установкой по отбору образцов керна, выталкивателем образцов асфальтобетона, бортовым компьютером с программным обеспечением, чтобы обрабатывать полученные результаты, и другим оборудованием.

    Опытом доказано, что оперативность технического надзора за строительством и ремонтом дорог, а также проведение своевременной строительной экспертизы дорожного покрытия продлевается гарантийные сроки службы трассы на многие годы.

    Сроками проведения экспертизы дорог управляют объемы обследуемого объекта, а также количество обязательных испытаний и расчетов, обычно определяют сроки факты изучения технического задания.

    Вопросы стоимости экспертизы дорог определяет характер объекта и его объемы, количество обязательных испытаний, расчеты и анализы проекта и исполнительной документации. Стоимость в каждом случае будет исчисляться в индивидуальном порядке.

    Проведение экспертизы дорог связано с изучением и анализом:

    1. Всей проектно-сметной документации.
    2. Всей исполнительной документации.
    3. Всех отчетных документов (актов приемки, КС2, КС3, КС6, журналов и прочих подтверждающих объемы документов).
    4. Инструментальным обследованием объекта.
    5. Исследованием материалов-образцов и фрагментов конструкций.
    6. И по итогам анализа составляется экспертное заключение.

    Вы можете заказать проведение экспертизы в НП «Федерация Судебных Экспертов». Независимыми экспертами высочайшей квалификации экспертиза дорог будет проведена в оптимальные сроки, будет в работе применено современное лабораторное оборудование, которое позволит провести исследовательские работы вовремя и качественно.

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РАСПОРЯЖЕНИЕ


    Во исполнение и Положения о разграничении функций между Госстроем России и Минтрансом России по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства и реконструкции транспортного комплекса:

    1. Утвердить Положение о проведении государственной ведомственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них.

    2. Структурным подразделения Росавтодора, Росдорэкспертизе, управлениям автомобильных магистралей, федеральным управлениям автомобильных дорог, дирекциям строящихся дорог и территориальным управлениям дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение Положения в части, касающейся дорожных объектов, финансируемых полностью или частично из федерального бюджета.

    3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно в срок до 20 марта представлять в Росавтодор перечень проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт территориальных автомобильных дорог и сооружений на них, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежащей экспертизе в Главгосэкспертизе при Госстрое России или в ГУ "Росдорэкспертиза" Минтранса России.

    4. Департаменту строительства автомобильных дорог и методологии проектирования (Серегин Н.П.), Департаменту эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) и Управлению дорожной политики и развития сети дорог (Беляков С.А.) в недельный срок после утверждения программы проектных работ на текущий год представлять на согласование в Главгосэкспертизу при Госстрое России перечень федеральных автомобильных дорог, проектная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых будет проходить экспертизу в Главгосэкспертизе при Госстрое России и в ГУ "Росдорэкспертиза" Минтранса России.

    5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации Скворцова О.В.

    Первый заместитель Министра
    И.Н.Слюняев

    Положение о проведении государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" с учетом Положения о разграничении функций по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства и реконструкции транспортного комплекса между Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерством транспорта Российской Федерации, утвержденного 15 августа 2002 года.

    1.2. Положение устанавливает порядок и сроки проведения экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, финансируемых полностью или частично из федерального бюджета, государственных кредитов, кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки (далее - дорожные проекты).

    1.3. При проведении экспертизы дорожных проектов следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами, регулирующими дорожную деятельность.

    1.4. Все дорожные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Утверждение и реализация дорожных проектов без положительного сводного заключения государственной экспертизы не допускается.

    1.5. Сводное экспертное заключение органов государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения организациями-заказчиками, органами управления автомобильными дорогами, подрядными, проектными и другими организациями, участвующими в реализации дорожных проектов.

    1.6. Порядок проведения государственной экологической экспертизы дорожных проектов в зависимости от воздействия объекта на природную среду и сложности природных условий определен Законом Российской Федерации "Об экологической экспертизе" и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 698 .

    Экологические требования к составу, порядку разработки, содержанию материалов экологического обоснования проектных решений определяются Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности , утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.95 N 539 и Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов, одобренных Федеральной автомобильно-дорожной службой 26.06.95 по согласованию с Минприроды России от 19.06.95 N 03-19/АА.

    2. Цели и задачи экспертизы дорожных проектов

    Государственная экспертиза является одним из этапов инвестиционного процесса и проводится в целях:

    - установления обоснованности, экономической целесообразности и эффективности строительства объекта;

    - исключения строительства объектов, не являющихся федеральной собственностью;

    - установления соответствия параметров сооружений требованиям действующих нормативных документов;

    - установления обоснованности принимаемых решений, их оптимальности;

    - проверки полноты материалов для всесторонней оценки возможности строительства объекта;

    - проверки обеспечения надежности и долговечности сооружений, их безопасности при эксплуатации;

    - оценки предлагаемых технологий и технических решений;

    - контроля за определением стоимости объектов;

    - всесторонней оценки применения материалов, конструкций и изделий с учетом возможных источников получения и транспортных схем;

    - оценки и контроля установления необходимых площадей для отвода земель, возмещения убытков при их изъятии, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

    - проверки требований технических условий и затрат на переустройство инженерных коммуникаций и сооружений.

    3. Разграничение по проведению экспертизы дорожных проектов

    3.1. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на дорожные объекты на федеральном уровне проводится:

    а) Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;

    б) Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы;

    в) Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России (далее - Росавтодор)

    3.2. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством Российской Федерации.

    3.3. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (далее - Главгосэкспертиза при Госстрое России) проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мостов и тоннелей протяженностью более 500 метров, строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог всех категорий и территориальных автомобильных дорог 1-11 технических категорий, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а также других средств, поступающих в качестве государственной поддержки (далее - средств федерального бюджета), а также по экспериментальным и базовым проектам для массового применения при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.

    Главгосэкспертиза при Госстрое России проводит государственную экспертизу указанных выше объектов с участием Росавтодора.

    3.4. В соответствии с Положением о разграничении функций между Госстроем России и Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства транспортного комплекса Росавтодор проводит государственную экспертизу по дорожным проектам на основании ежегодно утверждаемого Росавтодором совместно с Главгосэкспертизой при Госстрое России перечня.

    3.5. Росавтодор совместно с Главгосэкспертизой при Госстрое России ежегодно определяют и утверждают перечни объектов из числа, указанных в п.3.3 настоящего Положения, рассматриваемых соответственно Росавтодором и Главгосэкспертизой при Госстрое России. Росавтодор в десятидневный срок после согласования и утверждения указанных перечней направляет их заинтересованным организациям.

    3.6. Государственную экспертизу дорожных проектов, подлежащих рассмотрению Росавтодором, осуществляет Государственное учреждение по проведению государственной вневедомственной экспертизы Минтранса России (далее - Росдорэкспертиза).

    3.7. Органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации проводят государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог III-V категорий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

    3.8. В отдельных случаях для проведения комплексной экспертизы проектов на строительство и реконструкцию крупных и сложных дорожных объектов, когда реализация проекта может оказать воздействие на окружающую природную среду двух или нескольких субъектов Российской Федерации, в соответствии с Положением о государственной экологической экспертизе , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.93* N 942 , могут быть созданы межотраслевые экспертные комиссии с участием представителей всех заинтересованных экспертных органов. Сводное заключение должно быть подписано руководителями всех участвующих экспертных органов.
    ________________
    * Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: "от 22.09.1993". - Примечание "КОДЕКС".

    4. Порядок представления проектных материалов и организация проведения государственной экспертизы дорожных проектов

    4.1. До представления предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу заказчики дорожных проектов обязаны проверить ее комплектность, наличие всех необходимых согласований, соответствие утвержденному техническому заданию, а также провести рассмотрение и экспертизу проектных решений с подготовкой соответствующего заключения, подписанного руководителем или главным инженером организации Заказчика.

    4.2. Заказчики предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, мостов и других дорожных сооружений на федеральных автомобильных дорогах по объектам, подлежащим государственной экспертизе в Главгосэкспертизе и Росавтодоре, с учетом положений раздела 3 настоящего Положения, представляют дорожные проекты в Росавтодор с положительным заключением по представленной документации.

    4.3. Представление предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию федеральных объектов на государственную экспертизу в Главгосэкспертизу осуществляет Росавтодор, а по дорожным объектам, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, органы, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Представление на экспертизу проектов дорожных объектов в органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом субъектом Федерации.

    4.4. Представленная в Росавтодор для проведения государственной экспертизы предпроектная и проектная документация направляется для рассмотрения в Росдорэкспертизу.

    4.5. По объектам, подлежащим рассмотрению в Главгосэкспертизе при Госстрое России

    4.5.1. Росдорэкспертиза в недельный срок с момента получения документации:



    б) проверяет их комплектность и наличие всех необходимых согласований.

    В случае выявленных указанных выше недостатков Росдорэкспертиза возвращает документацию Заказчику с соответствующей мотивировкой.

    В случае выявления некомплектности или выявления недостатков в предпроектной и пpoектной документации, требующих доработки, Заказчик обязан возвратить эту документацию на доработку проектной организации.

    4.5.2. Росавтодор после проведения регистрации и проверки представленной документации, в соответствии с п.4.5.1 настоящего Положения, с участием соответствующего структурного подразделения Росавтодора, направляет материалы в Главгосэкспертизу при Госстрое России.

    4.6. По дорожным проектам, представляемым на государственную экспертизу в Главгосэкспертизу, Росдорэкспертиза готовит свое экспертное заключение, которое в соответствии с установленным порядком направляется в Главгосэкспертизу не позднее 30 дней с даты направления документации на экспертизу.

    4.7. Росдорэкспертиза, соответствующие структурные подразделения Росавтодора, организации-заказчики предпроектной и проектной документации участвуют в ее рассмотрении и подготовке сводного заключения Главгосэкспертизой.

    4.8. По объектам, подлежащим рассмотрению Росавтодором, Росдорэкспертиза в срок не более 15 дней:

    а) регистрирует представленные документы;

    б) проверяет комплектность документации и наличие всех согласований;

    в) готовит и предварительно согласовывает с Заказчиком проект договора о проведении экспертизы;

    г) направляет Заказчику:

    проект договора о проведении экспертизы (при условии соответствия представленных документов установленным требованиям);

    уведомление о сроках представления недостающих материалов (в случае несоответствия представленных документов установленным требованиям).

    4.9. При неполучении от Заказчика в течение 30 дней подписанного им договора о проведении экспертизы или непредставлении Заказчиком в указанный срок запрашиваемых документов государственная ведомственная экспертиза не проводится, а все документы в 7-дневный срок возвращаются Заказчику.

    4.10. Проведение государственной экспертизы дорожных проектов осуществляется Росдорэкспертизой по поручению Росавтодора в следующем порядке:

    а) регистрация и предварительное рассмотрение документации с учетом п.4.5.1 настоящего Положения;

    б) подготовка и заключение договора с Заказчиком на проведение экспертизы (п.4.8 и 4.9 Положения);

    в) подготовка заключения и направление его Заказчику;

    г) рассмотрение Заказчиком с участием проектной организации замечаний Росдорэкспертизы и подготовка сводки замечаний;

    д) рассмотрение сводки замечаний в Росдорэкспертизе;

    е) корректировка документации по замечаниям Росдорэкспертизы с подготовкой и представлением на утверждение тома "Изменения и дополнения по замечаниям экспертизы";

    ж) подготовка и утверждение сводного заключения государственной экспертизы.

    4.11. Заключение Росдорэкспертизы по проектной (предпроектной) документации направляется Заказчику документации.

    Для подготовки экспертного заключения Росдорэкспертиза вправе привлекать независимых экспертов.

    4.12. После получения заключения Росдорэкспертизы Заказчик обязан в месячный срок с участием проектной организации рассмотреть замечания, подготовить том с изменениями и дополнениями в проектную документацию, сводку замечаний по заключению экспертизы и представить эти документы для окончательного рассмотрения.

    Том с изменениями и дополнениями должен содержать описание изменений и дополнений, внесенных по замечаниям экспертизы, чертежи (при необходимости), сводку рассмотрения замечаний экспертизы, а также таблицу сравнения основных технико-экономических показателей по представленному проекту и проекту, рекомендуемому к утверждению.

    4.13. В случае, если Заказчик не смог обеспечить корректировку документации в указанные выше сроки, документация считается возвращенной на доработку.

    4.14. При необходимости, по инициативе Заказчика, вопросы, связанные с рассмотрением дорожных проектов, могут обсуждаться на рабочих совещаниях в Росдорэкспертизе с участием соответствующих структурных подразделений Росавтодора.

    4.15. В необходимых случаях до утверждения дорожных проектов Росавтодор вправе назначить их рассмотрение на Техническом совете Росавтодора.

    4.16. Представление предпроектной и проектной документации на утверждение руководству Росавтодора осуществляет Заказчик в установленном порядке.

    4.17. Стоимость проведения государственной экспертизы определяется на основании утвержденных в установленном порядке нормативов.

    4.6. В процессе проведения государственной экспертизы по договоренности с Заказчиком могут быть уточнены стоимость и сроки ее проведения. Достигнутая договоренность оформляется дополнительным соглашением. При этом общий срок проведения экспертизы не должен превышать 6 месяцев.

    5. Состав документации, представляемой на экспертизу

    5.1. Проекты на дорожные объекты представляются на экспертизу в составе, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в трех экземплярах (из них один - архивный экземпляр на магнитном носителе), вместе с исходными данными, разрешительной документацией, необходимыми согласованиями, заключением органа управления дорожным хозяйством, осуществляющим функции заказчика на разработку проектов, заключениями специализированных экспертных органов (государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы условий труда (при необходимости) и др.). Перечень представляемых документов указывается в сопроводительном письме.

    5.3. Проекты на дорожные объекты, переработанные в соответствии с отрицательным заключением органа экспертизы, представляются на повторную экспертизу в порядке, установленном для первоначальной экспертизы.

    6. Сроки проведения экспертизы

    6.1. Сроки проведения экспертизы проектов на дорожные объекты принимаются в соответствии с планами, утверждаемыми ежегодно в установленном порядке в зависимости от трудоемкости экспертизы, и не должны превышать 3 месяцев.

    В отдельных случаях при рассмотрении проектов крупных и сложных объектов, а также проектов, содержащих индивидуальные и экспериментальные проектные решения, указанный срок может быть увеличен по решению Росдорэкспертизы.

    6.2. В случае выявления в процессе проведения экспертизы необходимости дополнительных проверок, специализированных экспертных рассмотрений в соответствии с п.п.3.4-3.5, срок проведения экспертизы может быть продлен по решению Росдорэкспертизы.

    6.3. Сроки проведения повторной экспертизы проектов не должны превышать сроков первоначальной экспертизы.

    6.4. Сроком начала экспертизы является дата подписания договора, а окончания экспертизы - дата утверждения заключения.

    6.5. Утвержденное экспертное заключение в пятидневный срок доводится до сведения соответствующих органов управления автомобильными дорогами.

    7. Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы

    7.1 Сводное заключение по результатам государственной экспертизы (далее - сводное заключение) содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической безопасности, а также соответствия принятых решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении устанавливаются основные утверждаемые показатели проектной документации.

    7.2 Сводное заключение подготавливается органом экспертизы с учетом заключения (или с участием специалистов) органов специализированной экспертизы или их территориальных органов.

    7.3. Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных выводов специализированных экспертиз и содержит рекомендации к утверждению проекта. Утверждение предпроектной и проектной документации без положительного сводного заключения не допускается.

    Отрицательное сводное заключение должно содержать выводы:

    - о необходимости доработки документации с указанием конкретных недостатков;

    - о недопустимости использования документации для сооружения объектов из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям.

    7.4. По дорожным проектам, экспертиза которых осуществляется Росавтодором, сводное экспертное заключение утверждается руководителем Росдорэкспертизы.

    8. Права и ответственность при проведении государственной экспертизы

    8.1. Заказчики проектов на дорожные объекты несут ответственность за качество, своевременность представления и комплектность представленной в Росдорэкспертизу проектно-сметной документации, сроки, полноту и качество рассмотрения и корректировки документации по замечаниям экспертизы, получение предусмотренных правилами заключений и согласований.

    8.2. Орган экспертизы проектов несет ответственность за сроки и качество проведения экспертизы, обоснованность выводов заключения.

    8.3. При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений проектной организацией нормативных требований, которые могут повлечь за собой необоснованное завышение стоимости, снижение или потерю прочности и устойчивости сооружений, не обеспечивают безопасность движения и экологическую безопасность, орган экспертизы может вносить предложения о приостановлении (аннулировании) действия лицензии на ведение данного вида проектно-изыскательской деятельности.

    Приложение 1. Сводка ответов на замечания экспертизы

    Приложение 1

    Замечание экспертного органа

    Информация об устранении

    От заказчика

    От генеральной проектной организации

    С ответами на замечания согласен

    Подпись эксперта

    Приложение 2. Основные технико-экономические показатели, утверждаемые в проекте федеральной автомобильной дороги

    Приложение 2

    Наименование

    Измеритель

    Вид строительства

    Строительная длина

    В т.ч. пусковых комплексов:

    Пусковой комплекс N 1

    Пусковой комплекс N 2

    Расчетная скорость

    Ширина земполотна

    Ширина проезжей части

    Ширина разделительной полосы

    Тип дорожной одежды и вид покрытия

    Мосты и путепроводы, в т.ч.:

    На основной дороге

    На пересекаемой дороге

    Габариты сооружений

    На основной дороге

    На пересекаемых дорогах

    Расчетные нагрузки

    На искусственные сооружения

    На дорожную одежду

    Транспортные развязки в разных уровнях

    Пересечения и примыкания в одном уровне

    Стоимость строительства:

    В т.ч. пусковых комплексов

    Пусковой комплекс N 1

    Пусковой комплекс N 2

    В т.ч. мостов и путепроводов

    На основной дороге, всего

    Стоимость 1 кв.м

    На пересекаемых дорогах, всего

    Стоимость 1 кв.м

    Стоимость 1 км дороги (без транспортных развязок и искусственных сооружений)



    Текст документа сверен по:

    Об утверждении Положения о проведении государственной ведомственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них

    Название документа: Об утверждении Положения о проведении государственной ведомственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них
    Номер документа: ИС-216-р
    Вид документа: Распоряжение Минтранса России
    Принявший орган: Минтранс России
    Статус: Действующий
    Опубликован: Документ опубликован не был
    Дата принятия: 31 марта 2003
    Дата начала действия: 31 марта 2003

    Все мы ходим и ездим по дорогам. Периодически дорожное покрытие изнашивается, и его приходится ремонтировать. На каком основании принимается решение о ремонте? Проводится ли экспертиза дорожного покрытия?

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Понятие

    Понятие «экспертизы» можно раскрыть следующим образом – это исследование, которое проводится «узким» специалистом в области науки, техники, искусстве или другой области, для получения компетентного ответа на поставленные заказчиком вопросы.

    Проводится она по инициативе:

    • заинтересованного лица;
    • или решения суда.

    Экспертиза дорог – это одна из разновидностей строительной экспертизы и дорожного строительства. Проводится она для оценки качества проведённых работ по укладке дорожного покрытия, а также ремонта и реставрации тех участков дорог, которые уже эксплуатируются.
    Объектами данного вида экспертизы являются:

    • автомобильные дороги;
    • пешеходные тротуары;
    • внутрихозяйственные дороги;
    • проезды и площадки возле подъездов многоквартирных домов;
    • городские площади и парки;
    • грунтовые и асфальтовые дороги;
    • парковки автомобилей.

    Проводить экспертизу дороги могут только специальные экспертные организации, имеющие лицензию или действующий допуск СРО на проведение подобного вида работ. Кроме того, в штате этой организации должны быть соответствующие специалисты.

    Законодательство

    Экспертиза дородного покрытия может проводиться с разными целями. Поэтому есть несколько законодательных актов, которые регулирует проведение такой экспертизы.

    Если подобное исследование проводится в рамках уголовного процесса (например, ДТП со смертельным исходом), то ориентироваться нужно на нормы:

    Если экспертиза проводится в рамках гражданского процесса (например, возмещение морального ущерба после ДТП), то стоит ориентироваться на:

    Любая судебная экспертиза проводится в соответствии с нормами
    Если же экспертиза проводится в рамках приёмки строительных работ, то дорожное покрытие должно соответствовать ГОСТам и другим нормам.

    Для того чтобы провести судебную экспертизу, в экспертную организацию нужно направить ходатайство.

    Оно составляет по правилам ведения деловых бумаг, а также в соответствии с уголовным и гражданским процессуальным законодательством.

    Видео: безопасность

    Цель

    Исследование дорожного покрытия может проводиться с различными целями:

    • строительство новой дороги и укладка нового дорожного полотна;
    • ремонт и реконструкция того полотна, которое уже используется.

    В зависимости от целей определяются этапы проводимых работ и исследований, сроки их проведения, а также стоимость каждого этапа.

    Для строящихся дорог

    Когда проводится оценка только строящихся дорог, то она преследует следующие цели:

    • определение стоимости технологических операций, которые были реально выполнены на данном участке, а также сравнение этой стоимости с теми данными, которые предоставили строители;
    • выявление операций, во время проведения которых могла быть реально завышена стоимость работ;
    • выявление реального количества материала, затраченного на возведение нового участка дороги и определение соответствия со сведениями, которые указаны в проекте;
    • проверка качества произведённых работ и выявление соответствия с установленными нормативами.

    Чтобы эти цели были достигнуты, эксперты проводят комплекс мероприятий на отдельно взятом участке дорожном пути. Прежде чем построить новую дорогу, специалисты проводят ряд необходимых исследований.

    Таких как:

    • сбор результатов на местности. Это начальная стадия подготовки к строительству нового дорожного полотна;
    • затем изучаются сведения об интенсивности дорожного движения в данной местности;
    • заключительная стадия – анализ полученных результатов, и определение конкретного объёма работ и исследований на конкретных участках дороги.

    Для сданных в эксплуатацию

    Но многие участки дороги уже сданы в эксплуатацию, и им уже требуется ремонт.

    В этих случаях экспертиза проводится для достижения следующих целей:

    • оценивается функциональность дорожного полотна, а также степень его изношенности;
    • выявление необходимости проведения ремонтных работ на конкретном участке дорожного полотна;
    • выявление соответствия реальных характеристик дорожного полотна тем нормативам, которые указаны в документации.

    Если в ходе проведения исследования будет выявлено, что данному участку дороги требуется ремонт, тогда эксперты определяют вид ремонтных работ, а также сроки их проведения.

    Подлежит ли дорога экспертизе

    Экспертизе подлежит не сама дорога, а покрытие на ней. В зависимости от вида дороги, её назначения и других критериев, на ней должно быть определённое покрытие. Оно должно соответствовать нормативам и стандартам.
    Поэтому именно покрытие проверяется экспертами на соответствие и законность.

    Нередко экспертиза дорожного покрытия требуется для выявления обстоятельств ДТП.

    В данном случае, будет изучаться и проводиться:

    • ширина проезжей части;
    • ширина обочины;
    • геометрическая видимость поверхности дороги, а также идущего навстречу транспорта;
    • физические и механические характеристики асфальта;
    • экспертиза главной дороги и второстепенных примыкающих дорог;
    • другие показатели, необходимые для выявления специфики происшествия.

    Для оперативного получения необходимой информации, экспертные организации использую подвижные лаборатории, а также современное диагностическое оборудование.

    Это помогает довольно оперативно получить сведения о:

    • конструктивном слое дорожного покрытия;
    • ровности дорожной одежды;
    • коэффициенте сцепления;
    • других важных показателях.

    Основные этапы проведения

    Как и любой другой вид экспертизы, исследование дорожного полотна проводится в несколько этапов.

    Это:

    1. осмотр конкретного участка дороги. Во время осмотра выявляются выбоины и трещины.
    Эксперты проводят осмотр с помощью специальной линейки, длина которой составляет 3 м.

    С её помощью они производят замеры, которые используют для выявления таких характеристик как:

    • уклон;
    • крутизна откосов насыпей;
    • размеры неровностей и выемок.

    2. во время осмотра эксперт делает забор проб покрытия. Это делается для того чтобы определить его реальную толщину.

    Также отбирается материал, который, в дальнейшем, будет подвергнут лабораторному исследованию.

    3. фото – и видеосъёмка производимых действий;
    4. определение широты дорожного полотна, и проверка соответствия этого показателя заявленным нормам;
    5. лабораторный анализ взятых ранее проб;
    6. составление заключения.

    Так как экспертиза дорожного полотна – это многоэтапный исследовательский процесс, то для получения более полной картины эксперты составляют заключение отдельно по каждому лабораторному исследованию.

    Для обобщения этапы проведения экспертизы дороги можно охарактеризовать следующим образом:

    1. инструментальное обследование объекта;
    2. исследование материалов, образцов и фрагментов конструкций;
    3. составление заключения эксперта.

    На какие вопросы отвечает

    Для проведения компетентного исследования эксперту необходимы вопросы, на которые он будет отвечать.

    Для исследования дорожного полотна эксперт должен ответить на следующие:
    1. Есть ли нарушения в конструкции дорожного покрытия?

    Если есть, то в каких параметрах:

    • в толщине слоёв;
    • в уплотнении песчаной основы;
    • в геометрических показателях.

    2. Каково качество используемых строительных материалов и соответствует ли оно требованиям проекта?
    3. Оценка водоотводных устройств?
    4. Какие материалы использовались для поперечного профиля дороги?
    5. Какое качество строительно–монтажных работ при наложении слоёв дороги?
    6. Проводится анализ сметы на её достоверность?
    7. Другие вопросы, которые зависят от цели проведения экспертизы.

    Для того чтобы эксперт смог ответить на эти и другие вопросы, он должен изучить не только образцы покрытия дороги, но и следующее документы:

    • всю проектно – сметную документацию на вновь возводимую дорогу;
    • всю исполнительную документацию. Эти документы необходимы как для приёмки нового участка дороги. Так и для принятия решения о ремонте старого;
    • всю отчётную документацию по объекту.

    Сроки проведения экспертизы зависят от объёмов работ и исследований, которые необходимо будет провести эксперту, а также от количества необходимых испытаний и расчётов.

    Сроки устанавливает сам эксперт, исходя их понятия разумности, изучив полностью техническое задание.

    Техническое задание составляет заказчик экспертизы. Он же определяет цели проводимых работ, и вопросы, на которые эксперт должен будет дать ответы в ходе исследования.

    Стоимость

    Стоимость экспертизы дорожного покрытия весьма высока. Многие экспертные организации взимают плату за каждую стадию проведённого исследования.

    Стоит понимать, что исследование дороги – это внесудебная экспертиза, проводимая по договору с физическим или юридическим лицом. А экспертиза дороги – это только по решению или определению суда, следователя, прокурора или дознавателя.

    Характер будущей диагностики влияет на его стоимость. Проведение исследования по инициативе физического или юридического лица стоит примерно 30 000 рублей со сроком исполнения 5 рабочих дней .

    Экспертиза по решению суда стоит намного дешевле, но срок её исполнения может составлять не один месяц.

    Кроме того, на цену проведения экспертизы на коммерческой основе могут повлиять следующие факторы:

    • срочность получения заключения. Если нужно сократить срок проведения экспертизы, то её стоимость может вырасти в несколько раз;
    • выезд эксперта на место в праздничные или выходные дни;
    • подготовка нескольких экземпляров заключения;
    • выезд эксперта за пределы МКАД (актуально для Москвы).

    Распоряжение Минтранса РФ от 31 марта 2003 г. № ИС-216-р
    "Об утверждении Положения о проведении государственной ведомственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них"

    Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" и Положения о разграничении функций между Госстроем России и Минтрансом России по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства и реконструкции транспортного комплекса:

    1. Утвердить Положение о проведении государственной ведомственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них.

    2. Структурным подразделениям Росавтодора, Росдорэкспертизе, управлениям автомобильных магистралей, федеральным управлениям автомобильных дорог, дирекциям строящихся дорог и территориальным управлениям дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение Положения в части, касающейся дорожных объектов, финансируемых полностью или частично из федерального бюджета.

    3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно в срок до 20 марта представлять в Росавтодор перечень проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт территориальных автомобильных дорог и сооружений на них, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежащей экспертизе в Главгосэкспертизе при Госстрое России или в ГУ "Росдорэкспертиза" Минтранса России.

    4. Департаменту строительства автомобильных дорог и методологии проектирования (Серегин Н.П.), Департаменту эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) и Управлению дорожной политики и развития сети дорог (Беляков С.А.) в недельный срок после утверждения программы проектных работ на текущий год представлять на согласование в Главгосэкспертизу при Госстрое России перечень федеральных автомобильных дорог, проектную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых будет проходить экспертизу в Главгосэкспертизе при Госстрое России и в ГУ "Росдорэкспертиза" Минтранса России.

    5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации Скворцова О.В.

    Положение о проведении государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" с учетом Положения о разграничении функций по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства и реконструкции транспортного комплекса между Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерством транспорта Российской Федерации, утвержденного 15 августа 2002 г.

    1.2. Положение устанавливает порядок и сроки проведения экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, финансируемых полностью или частично из федерального бюджета, государственных кредитов, кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки (далее - дорожные проекты).

    1.3. При проведении экспертизы дорожных проектов следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами, регулирующими дорожную деятельность.

    1.4. Все дорожные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Утверждение и реализация дорожных проектов без положительного сводного заключения государственной экспертизы не допускается.

    1.5. Сводное экспертное заключение органов государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения организациями-заказчиками, органами управления автомобильными дорогами, подрядными, проектными и другими организациями, участвующими в реализации дорожных проектов.

    1.6. Порядок проведения государственной экологической экспертизы дорожных проектов в зависимости от воздействия объекта на природную среду и сложности природных условий определен Законом Российской Федерации "Об экологической экспертизе" и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № .

    Экологические требования к составу, порядку разработки, содержанию материалов экологического обоснования проектных решений определяются Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.12.95 № , и Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов , одобренными Федеральной автомобильно-дорожной службой 26.06.95 по согласованию с Минприроды России от 19.06.95 № 03-19/АА.

    2. Цели и задачи экспертизы дорожных проектов

    Государственная экспертиза является одним из этапов инвестиционного процесса и проводится в целях:

    Установления обоснованности, экономической целесообразности и эффективности строительства объекта;

    Исключения строительства объектов, не являющихся федеральной собственностью;

    Установления соответствия параметров сооружений требованиям действующих нормативных документов;

    Установления обоснованности принимаемых решений, их оптимальности;

    Проверки полноты материалов для всесторонней оценки возможности строительства объекта;

    Проверки обеспечения надежности и долговечности сооружений, их безопасности при эксплуатации;

    Оценки предлагаемых технологий и технических решений;

    Контроля за определением стоимости объектов;

    Всесторонней оценки применения материалов, конструкций и изделий с учетом возможных источников получения и транспортных схем;

    Оценки и контроля установления необходимых площадей для отвода земель, возмещения убытков при их изъятии, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

    Проверки требований технических условий и затрат на переустройство инженерных коммуникаций и сооружений.

    3. Разграничение по проведению экспертизы дорожных проектов

    3.1. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на дорожные объекты на федеральном уровне проводится:

    а) Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;

    б) Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы;

    в) Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России (далее - Росавтодор).

    3.2. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством Российской Федерации.

    3.3. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (далее - Главгосэкспертиза при Госстрое России) проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мостов и тоннелей протяженностью более 500 метров, строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог всех категорий и территориальных автомобильных дорог 1 - 11 технических категорий, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а также других средств, поступающих в качестве государственной поддержки (далее - средств федерального бюджета), а также по экспериментальным и базовым проектам для массового применения при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.

    Главгосэкспертиза при Госстрое России проводит государственную экспертизу указанных выше объектов с участием Росавтодора.

    3.4. В соответствии с Положением о разграничении функций между Госстроем России и Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства транспортного комплекса Росавтодор проводит государственную экспертизу по дорожным проектам на основании ежегодно утверждаемого Росавтодором совместно с Главгосэкспертизой при Госстрое России перечня.

    3.5. Росавтодор совместно с Главгосэкспертизой при Госстрое России ежегодно определяют и утверждают перечни объектов из числа указанных в п. 3.3 настоящего Положения, рассматриваемых соответственно Росавтодором и Главгосэкспертизой при Госстрое России. Росавтодор в десятидневный срок после согласования и утверждения указанных перечней направляет их заинтересованным организациям.

    3.6. Государственную экспертизу дорожных проектов, подлежащих рассмотрению Росавтодором, осуществляет Государственное учреждение по проведению государственной вневедомственной экспертизы Минтранса России (далее - Росдорэкспертиза).

    3.7. Органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации проводят государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог III - V категорий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

    3.8. В отдельных случаях для проведения комплексной экспертизы проектов на строительство и реконструкцию крупных и сложных дорожных объектов, когда реализация проекта может оказать воздействие на окружающую природную среду двух или нескольких субъектов Российской Федерации, в соответствии с Положением о государственной экологической экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.93 № , могут быть созданы межотраслевые экспертные комиссии с участием представителей всех заинтересованных экспертных органов. Сводное заключение должно быть подписано руководителями всех участвующих экспертных органов.

    4. Порядок представления проектных материалов и организация проведения государственной экспертизы дорожных проектов

    4.1. До представления предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу заказчики дорожных проектов обязаны проверить ее комплектность, наличие всех необходимых согласований, соответствие утвержденному техническому заданию, а также провести рассмотрение и экспертизу проектных решений с подготовкой соответствующего заключения, подписанного руководителем или главным инженером организации Заказчика.

    4.2. Заказчики предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, мостов и других дорожных сооружений на федеральных автомобильных дорогах по объектам, подлежащим государственной экспертизе в Главгосэкспертизе и Росавтодоре, с учетом положений раздела 3 настоящего Положения представляют дорожные проекты в Росавтодор с положительным заключением по представленной документации.

    4.3. Представление предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию федеральных объектов на государственную экспертизу в Главгосэкспертизу осуществляет Росавтодор, а по дорожным объектам, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, - органы, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Представление на экспертизу проектов дорожных объектов в органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом субъектом Федерации.

    4.4. Представленная в Росавтодор для проведения государственной экспертизы предпроектная и проектная документация направляется для рассмотрения в Росдорэкспертизу.

    4.5. По объектам, подлежащим рассмотрению в Главгосэкспертизе при Госстрое России:

    4.5.1. Росдорэкспертиза в недельный срок с момента получения документации:

    б) проверяет их комплектность и наличие всех необходимых согласований.

    В случае выявленных указанных выше недостатков Росдорэкспертиза возвращает документацию Заказчику с соответствующей мотивировкой.

    В случае выявления некомплектности или выявления недостатков в предпроектной и проектной документации, требующих доработки, Заказчик обязан возвратить эту документацию на доработку проектной организации .

    4.5.2. Росавтодор после проведения регистрации и проверки представленной документации, в соответствии с п. 4.5.1 настоящего Положения, с участием соответствующего структурного подразделения Росавтодора, направляет материалы в Главгосэкспертизу при Госстрое России.

    4.6. По дорожным проектам, представляемым на государственную экспертизу в Главгосэкспертизу, Росдорэкспертиза готовит свое экспертное заключение, которое в соответствии с установленным порядком направляется в Главгосэкспертизу не позднее 30 дней с даты направления документации на экспертизу.

    4.7. Росдорэкспертиза, соответствующие структурные подразделения Росавтодора, организации - заказчики предпроектной и проектной документации участвуют в ее рассмотрении и подготовке сводного заключения Главгосэкспертизой.

    4.8. По объектам, подлежащим рассмотрению Росавтодором, Росдорэкспертиза в срок не более 15 дней:

    а) регистрирует представленные документы;

    б) проверяет комплектность документации и наличие всех согласований;

    в) готовит и предварительно согласовывает с Заказчиком проект договора о проведении экспертизы;

    г) направляет Заказчику:

    проект договора о проведении экспертизы (при условии соответствия представленных документов установленным требованиям);

    уведомление о сроках представления недостающих материалов (в случае несоответствия представленных документов установленным требованиям).

    4.9. При неполучении от Заказчика в течение 30 дней подписанного им договора о проведении экспертизы или непредставлении Заказчиком в указанный срок запрашиваемых документов государственная ведомственная экспертиза не проводится, а все документы в 7-дневный срок возвращаются Заказчику.

    4.10. Проведение государственной экспертизы дорожных проектов осуществляется Росдорэкспертизой по поручению Росавтодора в следующем порядке:

    а) регистрация и предварительное рассмотрение документации с учетом п. 4.5.1 настоящего Положения;

    б) подготовка и заключение договора с Заказчиком на проведение экспертизы (п.п. 4.8 и 4.9 Положения);

    в) подготовка заключения и направление его Заказчику;

    г) рассмотрение Заказчиком с участием проектной организации замечаний Росдорэкспертизы и подготовка сводки замечаний;

    д) рассмотрение сводки замечаний в Росдорэкспертизе;

    е) корректировка документации по замечаниям Росдорэкспертизы с подготовкой и представлением на утверждение тома "Изменения и дополнения по замечаниям экспертизы";

    ж) подготовка и утверждение сводного заключения государственной экспертизы.

    4.11. Заключение Росдорэкспертизы по проектной (предпроектной) документации направляется Заказчику документации.

    Для подготовки экспертного заключения Росдорэкспертиза вправе привлекать независимых экспертов.

    4.12. После получения заключения Росдорэкспертизы Заказчик обязан в месячный срок с участием проектной организации рассмотреть замечания, подготовить том с изменениями и дополнениями в проектную документацию, сводку замечаний по заключению экспертизы и представить эти документы для окончательного рассмотрения.

    Том с изменениями и дополнениями должен содержать описание изменений и дополнений, внесенных по замечаниям экспертизы, чертежи (при необходимости), сводку рассмотрения замечаний экспертизы, а также таблицу сравнения основных технико-экономических показателей по представленному проекту и проекту, рекомендуемому к утверждению.

    4.13. В случае, если Заказчик не смог обеспечить корректировку документации в указанные выше сроки, документация считается возвращенной на доработку.

    4.14. При необходимости, по инициативе Заказчика, вопросы, связанные с рассмотрением дорожных проектов, могут обсуждаться на рабочих совещаниях в Росдорэкспертизе с участием соответствующих структурных подразделений Росавтодора.

    4.15. В необходимых случаях до утверждения дорожных проектов Росавтодор вправе назначить их рассмотрение на Техническом совете Росавтодора.

    4.16. Представление предпроектной и проектной документации на утверждение руководству Росавтодора осуществляет Заказчик в установленном порядке.

    4.17. Стоимость проведения государственной экспертизы определяется на основании утвержденных в установленном порядке нормативов.

    4.18. В процессе проведения государственной экспертизы по договоренности с Заказчиком могут быть уточнены стоимость и сроки ее проведения. Достигнутая договоренность оформляется дополнительным соглашением. При этом общий срок проведения экспертизы не должен превышать 6 месяцев.

    5. Состав документации, представляемой на экспертизу

    5.1. Проекты на дорожные объекты представляются на экспертизу в составе, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в трех экземплярах (из них один - архивный экземпляр на магнитном носителе), вместе с исходными данными, разрешительной документацией, необходимыми согласованиями, заключением органа управления дорожным хозяйством, осуществляющим функции заказчика на разработку проектов, заключениями специализированных экспертных органов (государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы условий труда (при необходимости) и др.). Перечень представляемых документов указывается в сопроводительном письме.

    5.2. Проекты на дорожные объекты, переработанные в соответствии с отрицательным заключением органа экспертизы, представляются на повторную экспертизу в порядке, установленном для первоначальной экспертизы.

    6. Сроки проведения экспертизы

    6.1. Сроки проведения экспертизы проектов на дорожные объекты принимаются в соответствии с планами, утверждаемыми ежегодно в установленном порядке в зависимости от трудоемкости экспертизы, и не должны превышать 3 месяцев.

    В отдельных случаях при рассмотрении проектов крупных и сложных объектов, а также проектов, содержащих индивидуальные и экспериментальные проектные решения, указанный срок может быть увеличен по решению Росдорэкспертизы.

    6.2. В случае выявления в процессе проведения экспертизы необходимости дополнительных проверок, специализированных экспертных рассмотрений в соответствии с п.п. 3.4 - 3.5, срок проведения экспертизы может быть продлен по решению Росдорэкспертизы.

    6.3. Сроки проведения повторной экспертизы проектов не должны превышать сроков первоначальной экспертизы.

    6.4. Сроком начала экспертизы является дата подписания договора, окончания экспертизы - дата утверждения заключения.

    6.5. Утвержденное экспертное заключение в пятидневный срок доводится до сведения соответствующих органов управления автомобильными дорогами.

    7. Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы

    7.1. Сводное заключение по результатам государственной экспертизы (далее - сводное заключение) содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической безопасности, а также соответствия принятых решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении устанавливаются основные утверждаемые показатели проектной документации.

    7.2. Сводное заключение подготавливается органом экспертизы с учетом заключения (или с участием специалистов) органов специализированной экспертизы или их территориальных органов.

    7.3. Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных выводов специализированных экспертиз и содержит рекомендации к утверждению проекта. Утверждение предпроектной и проектной документации без положительного сводного заключения не допускается.

    Отрицательное сводное заключение должно содержать выводы:

    О необходимости доработки документации с указанием конкретных недостатков;

    О недопустимости использования документации для сооружения объектов из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям.

    7.4. По дорожным проектам, экспертиза которых осуществляется Росавтодором, сводное экспертное заключение утверждается руководителем Росдорэкспертизы.

    8. Права и ответственность при проведении государственной экспертизы

    8.1. Заказчики проектов на дорожные объекты несут ответственность за качество, своевременность представления и комплектность представленной в Росдорэкспертизу проектно-сметной документации, сроки, полноту и качество рассмотрения и корректировки документации по замечаниям экспертизы, получение предусмотренных правилами заключений и согласований.

    8.2. Орган экспертизы проектов несет ответственность за сроки и качество проведения экспертизы, обоснованность выводов заключения.

    8.3. При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений проектной организацией нормативных требований, которые могут повлечь за собой необоснованное завышение стоимости, снижение или потерю прочности и устойчивости сооружений, не обеспечивают безопасность движения и экологическую безопасность, орган экспертизы может вносить предложения о приостановлении (аннулировании) действия лицензии на ведение данного вида проектно-изыскательской деятельности.

    Приложение 1

    Сводка ответов на замечания экспертизы

    Замечание экспертного органа

    Информация об устранении

    Приложение 2

    Основные технико-экономические показатели,утверждаемые в проекте федеральной автомобильной дороги

    № п/п

    Наименование

    Измеритель

    Вид строительства

    Строительная длина

    км

    В т.ч. пусковых комплексов:

    Пусковой комплекс № 1

    км

    Пусковой комплекс № 2

    км

    Расчетная скорость

    км/ч

    Ширина земполотна

    Ширина проезжей части

    Ширина разделительной полосы

    Тип дорожной одежды и вид покрытия

    Мосты и путепроводы, в т.ч.:

    шт./пм

    На основной дороге

    шт./пм

    На пересекаемой дороге

    шт./пм

    Габариты сооружений

    На основной дороге

    шт./пм

    На пересекаемых дорогах

    шт./пм

    Расчетные нагрузки

    На искусственные сооружения

    На дорожную одежду

    км

    Транспортные развязки в разных уровнях

    шт.

    Пересечения и примыкания в одном уровне

    Стоимость строительства:

    Всего

    т. р.

    В т.ч. пусковых комплексов

    Пусковой комплекс № 1

    т. р.

    Пусковой комплекс № 2

    т. р.

    В т.ч. мостов и путепроводов

    На основной дороге, всего

    т. р.

    Стоимость 1 кв. м

    т. р.

    На пересекаемых дорогах, всего

    т. р.

    Стоимость 1 кв. м

    т. р.

    Стоимость 1 км дороги (без транспортных развязок и искусственных сооружений)

    т. р.

    Вопрос необходимости и целесообразности проведения экспертизы проектной документации на строительство газораспределительных сетей по-прежнему остается самым часто задаваемым.

    Дата: 30.09.2013

    АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
    Начальник управления

    Еще раз обращаем внимание на то, что определить, подлежит или не подлежит проектная документация представлению на экспертизу, должен заказчик-застройщик, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса РФ, где перечислены все случаи, когда государственная экспертиза может не проводиться. Автомобильные дороги, инженерные сети и сооружения в этот перечень не входят, поэтому в отношении проектной документации на строительство (реконструкцию, а для дорог и капитальный ремонт) таких объектов государственная экспертиза является обязательным этапом, предшествующим началу строительства.

    Вопросов о проведении экспертизы проектной документации на строительство газопроводов по-прежнему очень много, особенно от индивидуальных застройщиков. Вынуждены во многих случаях отвечать отказом на просьбы подтвердить, что тот или иной проект газоснабжения не подлежит экспертизе, т.к. в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ от 20.05.2011 No13137-ИП/08 не подлежит экспертизе только газопровод-ввод к объекту, в отношении которого экспертиза не требуется. Газопроводы, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельные линейные объекты, и в этом случае экспертиза проводится.

    Газораспределительные системы и газораспределительные сети ни в одном из пунктов части 2 и 3 статьи 49 или части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса (ГрК) не указаны, таким образом, газопроводы низкого, среднего и высокого давления до 1,2 МПа, газорегуляторные пункты подлежат обязательной экспертизе в органе государственной экспертизы субъекта федерации (для Московской области – это ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза») или негосударственной экспертизы, а газопроводы с давление выше 1,2 МПа и сооружения на них, как особо опасные, подлежат представлению на государственную экспертизу федерального уровня, т.е. в Главгосэкспертизу России или её филиалы.

    Нужно ли, а если нужно, то какую необходимо проходить экспертизу проектной документации на гидротехническое сооружение (инженерная защита от затопления и подтопления) 3-го класса?

    Дата: 30.09.2013

    АФАНАСЬЕВА Галина Соломоновна
    Начальник управления
    УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии со статьёй 481 ГрК РФ относятся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, проектная документация на строительство которых подлежит представлению на экспертизу в Главгосэкспертизу России и в её филиалы. Прочие гидротехнические сооружения, если финансирования их строительства предполагаются из бюджетных источников, подлежат экспертизе в соответствующем органе государственной экспертизы субъекта федерации по месту расположения данного объекта. Если источник финансирования внебюджетные средства, то экспертиза может быть проведена как государственная, так и негосударственная – по выбору заказчика-застройщика.

    Разъяснения, приведенные в этой статье, даны на основании действующей на 1.09.2013 редакции Градостроительного ко- декса РФ.

    Согласно приложению 8 (п.9.9) к МДС 81-35.2004 средства на покрытие затрат строительной организации по добровольному страхованию работников и имущества включаются в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства в размере не более 3% от итогов глав 1-8 сводного сметного расчета. Включаются ли графы 6 (оборудование) и 7 (прочие затраты) от итогов глав 1-8 сводного сметного расчета при исчислении средств на покрытие затрат строительной организации по добровольному страхованию работников и имущества?