Условия обязательного проведения строительных подрядных торгов. Виды подрядных торгов

Введение

В условиях развития новых экономических отношений особенно актуальной становится проблема развития и активации рыночных механизмов управления капитальным строительством, к которым относится и система подрядных торгов.

Подрядные торги в строительстве и городском хозяйстве проводятся на объекты, работы и услуги, включающие строительство новых, расширение, реконструкцию и капитальный ремонт действующих зданий, городских автомобильных дорог, инженерных сооружений, содержание жилищного фонда, транспортных коммуникаций.

Торги выступают эффективным способом выбора на конкурсной основе участников инвестиционно-строительной деятельности. Внедрение системы подрядных торгов обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств, при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в современных условиях хозяйствования, роста конкуренции конкурсное получение подряда является главным условием выживаемости строительной организации и показателем ее конкурентной позиции на рынке строительных работ и услуг.

Подрядные торги в строительстве

В международной практике капитального строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования обычно осуществляется на конкурсной основе путем проведения торгов.

Весь процесс строительной деятельности стран с развитой экономикой так или иначе связан с выбором лучшего проекта; надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименьшие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту.

Лучшим механизмом для создания конкурентной среды являются подрядные торги, позволяющие демонополизировать рынок строительных услуг.

Заказчик работ при торгах стремится обеспечить лучшие условия по ценам, качеству работ и срокам их выполнения.

Торги по сравнению с прямыми двусторонними договорами создают условия конкуренции между подрядными строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения, как цены, так и других коммерческих и технологических условий

Конкуренция при размещении заказов идет на каждой фазе жизненного цикла проекта. Это осуществляется в виде конкурсов, подрядных торгов.

Подрядные торги могут проводиться при:

Строительстве зданий, сооружений, предприятий;

Выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пуско-наладочных и других видов работ;

Выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования;

Управлении проектом, инжиниринге, консультировании и контроле и надзоре;

Других технических и организационных работах и услугах их обоснованных сочетаниях.

Из приведенных условий вытекает определение: подрядные торги - конкурсная форма размещения заказов в инвестиционной строительной деятельности на всех фазах осуществления проекта с целью выбора лучшего предложения для выполнения работ и оказания услуг.

Торги - практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые материально гарантировали бы точное выполнение своих обязательств.

В работе рассматриваются основные моменты проведения конкурсных торгов и заключения контракта с победителем торгов.

Организацию и проведение подрядных торгов (конкурсов) можно рассматривать как некий проект, целью которого является выбор лучшего предложения для успешного выполнения работ, оказания услуг (табл. 1).

Таблица 1 - Организационный процесс подрядных торгов

Фазы торгов

Процедуры процесса подрядных торгов

Начальная фаза

Инициация торгов

Назначение организатора торгов

Определение объекта и предмета торгов

Объявление о торгах

Фаза разработки проекта

торгов: подготовка и

проведение торгов

Формирование тендерного комитета

Проведение предварительной квалификации

Разработка тендерной документации

Расчет смет инвестора и оферента

Подготовка оферты и предложений

Встречи и переговоры

Посещение места строительства

Проверка документов

Внесение задатка

Фаза выполнения

проекта торгов:

проведение торгов

Утверждение регламента и критериев оценки

Процедура вскрытия оферт

Оценка предложений и их анализ

Обоснования тендерного комитета

Выбор генподрядчика

Выбор субподрядчика

Контроль и проверка документов

Фаза завершения:

заключение контрактов

Подготовка контракта

Заключение контрактов и субконтрактов

Контроль документов, процедур, анализ и банк данных

Информация о победителе и контракте

Представленным фазам осуществления проекта торгов соответствует процедура и последовательность выполнения тех или иных работ участниками торгов.

Состав и объем фаз носят общий характер и могут быть изменены и дополнены в каждом конкретном случае. На каждом шаге проекта торгов участники торгов выступают в рамках своих прав, функций и ответственности.

Существует ряд методических указаний, разработаны нормативы и способы (методы) достижения соответствия требованиям нормативных документов, которые применяются на каждой из фаз осуществления проекта торгов, а сам процесс проведения подрядных торгов должен рассматриваться как этап жизненного цикла реализации инвестиционного проекта.

Процедура проведения торгов состоит из следующих этапов:

До принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени), подтвержденные соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти, на полное или частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд.

Следующим комплексом проблем, которые необходимо решить заказчику до объявления торгов, является разработка концепции будущих договорных отношений между заказчиком и победителем торгов. Суть концепции выражается в степени ответственности всех субъектов инвестиционной деятельности. Степень ответственности определяется организацией взаимоотношений заказчика и исполнителя работ (подрядчика).

Наиболее развитой формой отношений между заказчиком и исполнителем является подбор генерального исполнителя (генподрядчика). Степень ответственности за выполнение работ определяется на основе контракта, заключенного между заказчиком и генподрядчиком. На основе этих контрактных отношений генподрядчик выбирает для выполнения специальных видов работ субподрядчиков.

После выполнения вышеперечисленных условий одной из первых проблем, которую следует решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов.

Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности, либо приказом главы администрации субъекта РФ определяется фирма, которой поручается работа на всей территории данного субъекта РФ. Организатор торгов выполняет следующие функции: формирует и утверждает состав тендерного комитета, готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений, организует разработку и распространение тендерной и другой необходимой документации, утверждает результаты торгов, ликвидирует тендерный комитет.

Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствующим договором. Организатор имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.

После назначения организатора торгов заказчик или организатор торгов определяет объект и предмет торгов.

До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, решает вопрос о виде торгов: открытые торги или закрытые, с предварительной квалификацией или без нее.

При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм. При открытых тогах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме, на открытых торгах могут принять участие все желающие иностранные и местные фирмы. Сообщение о проведении предварительной квалификации обязательно должно содержаться в объявлении о торгах. При проведении закрытых торгов сообщение о проведении предварительной квалификации содержится в приглашении.

В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.

В состав тендерного комитета могут включаться представители Минстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое России.

Тендерный комитет совместно с организатором торгов и заказчиком несут полную ответственность за правильность подготовки, проведения и объективность результатов торгов, соблюдение законов и других нормативных актов Российской Федерации, международных соглашений. Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе тендерной документации, оценке конкурсных предложений инженерно-консультационным организациям, имеющим соответствующую лицензию.

В случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов проводится процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента для выполнения представляемого на торги подряда. Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов.

После этого тендерным комитетом разрабатывается тендерная документация (тендер), состоящая из технической и коммерческой частей. В ней, помимо указания места, дня и часа открытия и закрытия торгов, названия организации, которая их проводит, содержится информация о характере объекта, его мощности, производительности; об основных технико-экономических характеристиках; о том, какая дополнительная техническая и пояснительная документация должна прилагаться оферентом к его предложению; об основных коммерческих и технических условиях, в том числе о сроках строительства, об условиях платежа (а также другая информация, например, связанная с предоставлением экспортером кредита) и внесении гарантийных залогов (их величина, возможность замены банковской гарантией); указания на то, в каких ценах должно подаваться предложение оферентами, допускаются скользящие цены для крупных объектов; сообщаются также условия арбитража, штрафов, гарантий, возможность (или невозможность) предоставления альтернативных предложений и требований, связанных с обеспечением технического обслуживания. Если речь идет о строительстве объекта, документация содержит отдельное описание объекта, технические требования, необходимый объем графических материалов, коммерческие условия, проект контракта, что позволяет подрядчику правильно оценить стоимость строительства, а в дальнейшем, в случае присуждения подряда, составлять рабочую документацию и осуществлять строительство. Тендерная документация выкупается за определенную, как правило, незначительную, плату.

1) общую (общие условия торгов), которая нередко аналогична для многих видов объектов, строящихся в данной стране;

2) специальную, содержащую необходимые сведения о данном конкретном объекте (подробные технико-экономические характеристики); к этой части в случае необходимости могут прилагаться (помимо спецификаций) чертежи и другая документация.

При успешном прохождении предварительной квалификации подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется, и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов (выявление победителя и подписание контракта) определяется окончательная договорная цена подрядных работ. И хотя в составе показателей оферты цена не всегда является наиболее весомым критерием при оценке потенциальных возможностей соискателя, тем не менее, она занимает одно из ведущих мест, а ее определение представляет собой, пожалуй, самую сложную, трудоемкую и ответственную задачу. Более того, если другие частные показатели (критерии) являют собой на момент их предоставления и определения условно постоянными величинами (опыт строительства, показатели финансового состояния подрядных организаций, уровень квалификации специалистов, уровень технической оснащенности и др.), то цена оферты - это такой частный показатель, величина которого не может быть однозначной.

Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию вставляются:

При разработке оснований инвестиций и проектно-сметной документации по заказу инвестора - инвесторские сметы;

При подготовке договора, когда разработана тендерная документация, - расчеты подрядчика.

При этом следует иметь в виду, что стоимости, определенные инвесторскими сметами и расчетами подрядчика, могут не совпадать.

Сметы инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.

1) определение стоимости предмета подрядных торгов (Цт) при наличии предпроектной и проектно-сметной документации, когда:

Цт = Ат + Кн + Кндс,

подрядный тендерный торг проектный сметный

где Ат - сметная стоимость в текущем уровне цен на период проведения подрядных торгов; Кн - коэффициент инфляции и стоимости предмета торгов до момента платежа по договору; Кндс - коэффициент учета НДС.

2) определение стоимости предмета подрядных торгов при отсутствии предпроектной и проектно-сметной документации по укрупненным показателям и по объектам-аналогам несколькими вариантами, имея в виду, что необходимо располагать при этом основными проектными решениями и сроками выполнения работ.

В рыночных отношениях у подрядчика возникает необходимость провести расчеты стоимости подрядных работ по структуре затрат, которая не соответствует рекомендациям Минстроя РФ. Это обусловлено тем, что при сравнительном анализе стоимости строительства по всем оферентам заказчика не интересует структура затрат подрядчика. Оферент, у которого определенная им стоимость, а также другие параметры окажутся наиболее приемлемыми для заказчика, победит на подрядных торгах. Он получит право заключения контракта на выполнение подрядных работ.

Таким образом, предложенный новый подход к системе ценообразования и определению стоимости строительства позволяет упорядочить определение договорных цен на строительную продукцию с учетом увязки интересов заказчиков и подрядчиков.

При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вноси залог, как правило, в среднем 2% от суммы предложения. Если предложения отклоняются, то залоговая сумма претенденту возвращается.

Для успешного выступления оферентов на торгах большое значение имеет строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в условиях торгов, а также составление оферт по строго определенной форме. Без соблюдения этих требований возможность выигрыша торгов практически нереальна, так как их организаторы имеют право не только отклонять, но и совсем не рассматривать те предложения, которые не соответствуют оговоренным условиям. Помимо соблюдения всех вышеуказанных формальностей, предложения участников торгов должны быть надлежащим образом подписаны, заверены печатью оферента и направлены организаторам торгов в заклеенных, а иногда (как то требуется в отдельных странах) - в двойных конвертах. В этом случае на внешнем из них пишется только адрес организации, проводящей торги (или адрес принимающего предложения), а на внутреннем - номер торгов, наименование объекта и дата.

После проведения встреч и переговоров, посещения места строительства, проверки документов происходит определение победителя торгов согласно утвержденному регламенту, оформляемое протоколом тендерного комитета, который не является актом юридического скрепления сделки.

В назначенный день и час вскрываются конверты с предложениями, но в связи с тем, что предложения содержат большой объем информации, в этот день дается объявление обо всех участниках торгов и о претендентах, которые допущены к дальнейшему рассмотрению. Принятие решения и присуждение заказа обычно происходит через несколько месяцев после изучения предложений, кредитоспособности претендентов, их производственных возможностей.

Заключительный этап в случае успешного проведения окончательных торгов завершается подписанием контракта.

Нормативно-правовые документы предполагают длинную цепочку юридических действий, начиная от разработки конкурсной документации и размещения объявления о торгах в средствах массовой информации и заканчивая определением победителя торгов и заключением с ним контракта.

Контракт для придания ему обязательной силы должен быть юридически оформлен.

На рынках объектов капитального строительства применяется значительное число моделей контрактов, отличающихся способами оценки стоимости выполняемых подрядчиком работ и степени ответственности, участвующих в выполнении работ. На сегодня существует четыре основных типа контрактов, используемых в инвестиционной сфере, - А, В, С и D.

Тип А - контракт с установленной твердой, паушальной ценой (суммой). Паушальная цена (сумма) - это общая сумма без дифференцирования составляющих ее частей (слагаемых). Термин происходит от немецкого слова «pauschal» (на круг, в общем, всего); употребляется, когда речь идет об установлении одной общей суммы за партию однородных или разнородных товаров либо за выполнение определенных работ (услуг). Например, за поставку комплектного оборудования для сооружаемой электростанции назначается паушальная сумма 30 млн. долл. (вместо указания цены каждого соответствующего агрегата). В торговых сделках паушальная цена - это цена на круг для общего количества товара без различия по сортам, качеству и т.д.; паушальная скидка - общая скидка, выраженная не в процентах от суммы, а в абсолютной цифре; паушальное количество - общее количество без подразделения по отдельным сортам, видам и пр.

Контракт типа А предусматривает выплату заказчиком подрядчику заранее обусловленной паушальной суммы после выполнения последним работ, определенных чертежами или спецификациями. Обусловленная паушальная сумма не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения самим заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения. В современных условиях многие заказчики отдают предпочтение контрактам с паушальной ценой.

В процессе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная фирма берет на себя гарантийные обязательства, требующие внесения соответствующих залоговых сумм.

Можно различать следующие виды гарантийных обязательств:

1. Гарантийный залог при подаче предложений на строительство объектов. Вносится фирмами-оферентами в тендерный комитет - организацию, которая проводит торги, на четко установленный срок. Если предложение оферента не принимается заказчиком, то залог возвращается. В случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, внесенный залог не возвращается.

Величина гарантийного залога зависит от общей стоимости поставок и составляет обычно в среднем 2% от общей предложения (оферты).

Залог выставляется в одном из банков страны, проводящей торги, или в отделении какого-либо иностранного банка в данном государстве. Если оферентом является государственная организация, то указанный залог может быть заменен банковской гарантией.

2. Гарантийный залог по выполнению контракта охватывает весь период строительных работ и обычно составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносится строительной фирмой (подрядчиком) под банковскую гарантию. Гарантия также может предоставляться страховой компанией, которая берет на себя ответственность за действия подрядчика. Залоговая сумма предназначена для покрытия убытков, связанных с невыполнением подрядчиком условий контракта (поэтому весьма важно, чтобы условия были четко сформулированы) и другими допущенными в ходе работ ошибками. Сумма ущерба определяется сторонами по взаимному согласию или через арбитраж. Существует также практика получения гарантийных сумм заказчиком от банка по требованию независимо от степени соблюдения контракта подрядчиком и обоснованности претензии. Некоторые банки предпочитают такую систему, поскольку она избавляет их от необходимости разбора исков, однако это может приводить к злоупотреблениям.

3. Гарантия платежеспособности (платежа) свидетельствует о возможностях подрядчика выплачивать заработную плату своим рабочим, оплачивать стройматериалы и работы субподрядчиков.

Разновидностью гарантии платежа является гарантия обязательств по авансовым платежам. Гарантийное обязательство по авансовым платежам охватывает платежи, производимые заказчиком подрядчику авансом для покрытия мобилизационных расходов, например на первоначальное приобретение материалов и оборудования.

4. Гарантия по завершении строительства охватывает гарантийный эксплуатационный период, предусмотренный условиями контракта. Она служит залогом для покрытия расходов, связанных с устранением дефектов, выявившихся в процессе эксплуатации. Это может быть сумма, удерживаемая заказчиком на гарантийный срок, либо банковская гарантия на такую сумму (обычно 5-10% от стоимости объекта).

Таким образом, система гарантий играет позитивную роль, поскольку предоставляемые гарантии содействуют тому, чтобы проект был завершен, подрядным рабочим выплачивалась зарплата, а поставщикам стройматериалов и субподрядчикам оплачивались счета в случае банкротства подрядчика, чтобы обеспечивалась защита инвестора от потерь в случае наложения ареста на имущество подрядчика (если последний не производи выплату зарплаты и не оплачивает счета за поставленные стройматериалы и осуществленные субподрядчиками работы), и, наконец, система гарантий способствует нормальному функционированию механизма платежей путем исключения неплатежеспособности подрядчика.

Организатор торгов имеет право без объявления причины признать торги несостоявшимися. Это может произойти, если ни одно из предложений претендентов его не устраивает, но может быть и другая причина: заказчик ввиду изменения своего финансового положения видит, что не сможет оплатить строительство, и признает торги несостоявшимися. В результате фирма-претендент не получает заказ, а деньги, которые были внесены в залог, хотя и временно, но все же уменьшили ее оборотный капитал.

Если фирма, получившая подряд с торгов, заключает подряд с заказчиком, в нем оговариваются стоимость, вид валюты, условия платежей, сроки выполнения работ, формы урегулирования споров, законодательные положения, различного рода санкции, виды страхования, особые условия.

Форма контракта в значительной мере зависит от характера сооружаемого объекта. Контракты, как правило, имеют два раздела: по общим условиям и конкретным условиям, применяемым к данному проекту.

Общие условия включают следующие положения: определения и толкования; функции инженерной фирмы и ее представителей, распределение работ, строительные материалы и качество работ; срок начала строительства и задержки, изменения и дополнения; оборудование; временные работы и материалы, измерение объема работ; предварительные суммы, сертификаты и платежи; полномочия; особые риски; урегулирование споров; уведомления; невыполнение условий по вине заказчика; изменение стоимости; законодательные положения; валюта и валютные курсы.

Конкретные условия зависят от особенностей данного контракта и включают положения, касающиеся нормативов, гарантий, страхования, рабочей силы, субподрядчиков, материалов, оборудования, платежей, завершения работ, льгот, убытков, эксплуатационных расходов и др.

Подрядные торги в строительстве и в городском хозяйстве проводятся на объекты, работы и услуги, включающие строительство новых, расширение, реконструкцию и капитальный ремонт действующих зданий, городских автомобильных дорог, инженерных сооружений, содержание жилищного фонда, транспортных коммуникаций. Торги выступают эффективным способом выбора на конкурсной основе участников инвестиционно-строительной деятельности. Внедрение системы подрядных торгов обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в современных условиях хозяйствования, роста конкуренции конкурсное получение подряда является главным условием выживаемости строительной организации и показателем ее конкурентной позиции на рынке строительных работ и услуг.

Подрядные торги - основные понятия, сущность и содержание Переход к рыночным отношениям в инвестиционно-строительной сфере потребовал коренного пересмотра сложившихся отношений участников инвестиционного процесса, принципов формирования и установления обратных связей. При этом возникают проблемы соизмерения спроса и предложения; поведения инвесторов, заказчиков и подрядчиков; развития конкурентных отношений в строительной сфере; воздействия государства на экономическую политику организаций и др. Для решения данных проблем особенно актуальным становится включение рыночных механизмов управления строительным производством и, в частности, развитие системы подрядных торгов. Подрядные торги - это форма размещения заказов на строительство предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на конкурсной основе. Система торгов в капитальном строительстве представляет собой способ, при котором заказчики путем одновременного привлечения многих участников (оферентов), материально гарантирующих надлежащее исполнение своих обязательств, стремятся достичь оптимальной цены и других наилучших условий выполнения контракта (договора). Основными преимуществами торгов по сравнению с прямыми двусторонними контрактами выступают: - создание условий конкуренции при размещении заказа на выполнение работ и услуг; - поставка необходимых ресурсов и выполнение работ в требуемые строки; - обеспечение соответствующего качества закупаемых ресурсов, работ, услуг; - возможность привлечения нескольких поставщиков и подрядчиков при их солидарной ответственности за весь комплекс поставок и услуг и др. Практика показала, что внедрение системы торгов подряда обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов.

При соблюдении правил проведения торгов они становятся основным инструментом оптимизации цены на строительную продукцию и развития конкуренции в инвестиционно-строительной сфере. В среднем договорная цена на строительство, определяемая в результате проведения подрядных торгов оказывается на 5-30 процентов ниже первоначальной. При этом реальные стимулы для развития получают строительные организации и предприятия с эффективной организацией производства и менеджмента. Кроме того, система торгов выступает активным механизмом всесторонней интеграции отечественного строительства в мировой строительный рынок. В качестве товара на строительном рынке выступают объекты промышленного, сельскохозяйственного, социального, гражданского назначения, объекты инфраструктуры, а также отдельные виды работ. Объект капитального строительства является объектом особого рода - его потребительская стоимость заключается в способности производить другие товары или удовлетворять функциональные потребности заказчика (инвестора) и реализуется в процессе его эксплуатации.

· на строительство объектов для государственных нужд (государств, ассоциированных с Россией, входящих в РФ краев, областей и других

· образований, городов и сельских населенных пунктов);

· для инвестиций за счет различных видов собственности (государственной, общественной, частной, иностранных инвесторов, смешанной).

Могут быть и другие классификации. По виду торги могут быть внутренними и привлечением иностранных участников.

· в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора претендентов - с предварительным квалификационным отбором и без него;

· в зависимости от участия иностранных оферентов - с привлечением иностранных участников и внутренние;

· в зависимости от степени допуска участников к процедуре торгов и оглашения их результатов - гласные и с ограниченным допуском участников;

· в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету торгов, - первичные и повторные.

В практике размещения заказов для государственных нужд в строительстве и городском хозяйстве применяются следующие виды торгов: открытые с квалификационным отбором, закрытые и двухэтапные.

Частные заказчики могут применять и другие виды торгов, которые могут быть комбинацией указанных выше. Сюда относятся закрытые торги с предварительным квалификационным отбором, торги на серию объектов, торги с условиями на последующие отношения заказчика и подрядчика после окончания работ по данному проекту и другие. Вид торгов определяется так называемой тендерной стратегией, которую заказчик вместе со своим консультантом должен выбрать в самом начале работ по проекту. Далее приведены виды торгов, используемые государственными заказчиками.

Открытые торги предусматривают участие любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших заявку на участие в торгах и отвечающих требованиям положений, регламентирующих организацию закупок продукции для государственных нужд. Оповещение об открытых торгах осуществляется в печатных средствах массовой информации и в специальных изданиях. Количество участников открытых торгов и степени информированности возможных претендентов. Проведение открытых торгов обеспечивает наивысшую гласность и конкуренцию. Однако этому виду торгов присущи два серьезных недостатка: во-первых, высока стоимость организации и проведения таких торгов из-за необходимости рассматривать и оценивать большое количество заявок; во-вторых, в случае, если единственным критерием является минимальная заявленная цена, существует высокий риск получить заявку с наинизшей ценой от организации, которая в силу неопытности или предумышленно неверно оценила стоимость работ.

1. Сущность тендерных торгов

2. Участники подрядных торгов

3. Объявление торгов

4. Предварительная классификация участников

5. Тендерная документация

6. Оффертер

7. Процедура торгов

8. Утверждение результатов

1. Тендер – конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляет собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерных документациях.

Проведение тендера в строительстве означает внедрение конкуренции в инвестиционно-строительной сфере.

В России тендеры, проводимые в строительстве назначаются подрядными торгами.

Подрядные торги – форма размещения заказов на строительство объектов, предусматривающая выбор генподрядчика для выполнения СМР или оказания услуг на основе конкурса. Подрядные торги могут проводится при размещении заказов на:

· Строительство предприятий жилых и общественных зданий, сооружений, как производственного, так и непроизводственного назначения

· На выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, монтажных, пуско-наладочных и специальных работ

· На поставку комплексного технологического оборудования

· На управление проекта

· На подбор персонала

Объект торгов – строительный объект

Предмет торгов – конкретные виды СМР и услуг

Оферент – лицо, от имени которого предоставлена заявка

Участниками торгов являются юридические лица, подтвердившие своё право участвовать в торгах.

Основными видами подрядных торгов являются торги с предварительной классификацией (без предварительной классификации – чаще).

В зависимости от участия иностранных оферентов, торги бывают открытые и закрытые.

В зависимости от участия оферентов в процедуре торгов, торги делятся на гласные и негласные.

В зависимости от того, в который раз назначаются торги, бывают первичные и повторные.

Запрещается участвовать в торгах предприятиям, имеющим финансовую зависимость друг от друга.

2. Участники торгов:

· Заказчик

· Организатор торгов

· Тендерный комитет

· Претенденты

· Оференты

При проведении торгов, заказчик осуществляет следующие функции:

· Принимает решение о проведении подрядных торгов и издаёт документы по своему предприятию

· Определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов; издаёт документ и заключает договор с ним

· Контролирует работу организатора торгов и имеет своего представителя в тендерном комитете

· Устанавливает окончательные условия контракта, и заключает его с победителем торгов

Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами и квалификацией.

Организатором торгов может быть специализированное предприятие либо индивидуальное предприятие.



Функции организатора торгов:

· Подготавливает документы для объявления торгов

· Публикует объявления или рассылает приглашения

· Формирует тендерный комитет из экспертов

· Контролирует его деятельность и утверждает результаты торгов

· Рассматривает апелляции на решение тендерного комитета

· Распускает тендерный комитет

· Несёт все расходы по подготовке и проведению торгов

Состав тендерного комитета определяется заказчиком. К работе тендерного комитета могут привлекаться высококвалифицированные специалисты – представитель проектных, научно-исследовательских, инженерно – изыскательских и других организаций. С каждым из них организатор торгов заключает контракт, условия которого не разглашаются.

Функции тендерного комитета:

· Производит предварительную квалификацию претендентов

· Организует разработку и распространение тендерной документации и проводит ознакомление претендентов с этой документацией

· Обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт

· Осуществляет процедуру торгов и определяет победителя

· Публикует в СМИ отчёт о результатах торгов

Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих полномочий научно-исследовательской или инженерно-консалтинговой компании.

Статус претендента присваивается юридическому или физическому лицу с момента их обращения в тендерный комитет.

Статус претендента утрачивается в случаях:

· По желанию претендента

· В случае не внесения первого задатка к моменту представления оферты

· В случае нарушения претендентом условий торгов

С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.

3. Объявление торгов.

Объявление и проведение торгов публикуется организатором торгов или, по его поручению, тендерным комитетом.

Объявления должны содержать сведения о:

· Наименование заказчика и организатора торгов (реквизиты)

· Наименование вида торгов, объекта и предмета торгов

· Краткая характеристика места строительства

· Ориентировочные объёмы и сроки выполнения СМР

· Примерный контракт

· Первоначальная цена

· Сроки представления оферты и суммы задатка

· Инвестор, архитектор, ген-подрядчик и проектная организация.

Объявление о торгах должно быть проведено за 6 месяцев до предоставления оферты.

4. предварительная классификация.

Сводится к отбору будущих претендентов самим тендерным комитетом; рассылка им приглашений или анкет.

5. Тендерная документация.

Порядок, состав и другие условия подготовки тендерной документации определяет тендерный комитет в соответствии с поручением заказчика либо организатора торгов. Тендерная документация передаётся в комплекте по официальному запросу претендента за плату.

Тендерная документация состоит из разделов:

· Общие сведения об объекте, строительстве и предмете торгов

· Проектная документация

· Требования по составу документации оферты

· Инструкция оферентам

· Условия и порядок проведения торгов

· Проект контракта

В первом разделе приводятся наименование, адрес, описание объекта и предмета торгов, даты и сроки выполнения работ, наименование заказчика и организатора торгов, условия и порядок посещения стройплощадки.

Во втором разделе приводятся чертежи, разрезы, схемы, графики, ведомости объёмов работ, особые ТУ и стартовая цена объекта.

Для участия в торгах претендент должен предоставить следующие документы:

· Заявку на участие в подрядных торгах

· Временное поручительство в форме гарантий банка

· Копию платежки, подтверждающей внесение первого задатка

· Расчёт цены предмета торгов с указанием порядка исчисления и распределения по основным фондам работ

· Пояснительная записка с приложением необходимой экономической, техническое и технологической документации

В разделе «Иностранного оферента» отражаются:

· Информация и требования по условиям разработки оферт, информация о тарифах, налогах, штрафах, сборах, акциях, таможенных пошлин и т.п.

· Информация об ограничениях, введенных законодательными, исполнительными органами власти, собственниками земли и недвижимости

· Требования по срокам гарантий банков и обязательств победителя торгов

· Требования по структуре контракта цены, условиям и порядку ее пересмотра

· Условия, виды и методы внесения платежей, предлагаемые формы оплаты, порядок финансирования и условия кредитования сделки

· Размер, форма, порядок, срок внесения и возврата первого задатка

· Сроки действия оферты, условия и порядок прекращения и продления ее действия

Порядок оформления и доставки оферты:

· Документы должны быть полностью заполнены и предоставлены в нескольких экземплярах

· Документы должны быть опечатаны и вложены в запечатанный конверт

· Способ доставки, фамилия и должность лица, принявшего документ

· Порядок внесения изменений в оферту после ее предоставления в тендерный комитет

Условия и порядок проведения торгов:

Раздел включает:

· Дата вскрытия конвертов и условия прохождения этого процесса

· Основные критерии оценки оферт и причины отказа от их рассмотрения

· Порядок выборы победителя, порядок утверждения результат торгов

· Условия и порядок внесения второго задатка

· Уведомление о том, какой документ подписывается победителем торгов

· Порядок извещения оферентов о результатах закрытых торгов

· Порядок проведения переговоров с победителем торгов

6. Офертер

Должен быть подготовленным специалистом строительной организации и предоставляться в тендерном комитете. Оферты принимаются в двойных конвертах. Во внешнем конверте содержится заявка на участие в торгах, копия платежки, подтверждающая внесение задатка. Во внутреннем конверте находится сама оферта. Он должен быть запечатан на момент подачи оферты. Во внутреннем конверте содержится цена контракта в разбивке по видам основных СМР, особенные технические и технологические особенности решений, необходимые экономические расчеты и сроки окончания работ, чтобы разработать офертную документацию, строительной организации необходимо иметь: проектно-сметную документацию, грамотных опытных специалистов, которые имеют опыт аналогичных строек.

Оференту, предоставившему оферту, выдается расписка.

Оферты хранятся в специальном сейфе вместе с книгой регистрации под ответственностью организатора торгов.

7. Процедура торгов.

Подрядные торги на объекты, расположенные на территории Российской Федерации, проводятся по месту нахождения организатора торгов. Они проводятся в день, час и месте, которые были официально объявлены. В день проведения проверяется сохранность конвертов. Вскрытие конвертов производится тендерной комиссией в присутствии экспертов и иных специалистов без права голоса.

Тендерный комитет проверяет соответствие предоставленных оферт требованиям. Тендерный комитет выбирает победителя торгов оферта, у которого были наиболее достойные предложения.

Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов в Российской Федерации принимается большинством голосов от числа членов тендерного комитета, присутствовавших на заседании. В случае равенства голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель тендерного комитета. Решение оформляется протоколом. Тендерный комитет может принять решение о закрытии торгов без объявления победителя, также, если победителем была принята очень низкая цена – это приводит к повторным торгам.

Критерии определения победителя:

· Опыт работы данной организации по строительству аналогичных проектов

· Наличие материальной базы у генподрядчика

· Квалификация ответственных специалистов и количество рабочей силы

· Оснащенность стройорганизации техникой, оборудованием, инструментами

· Особенности технического и технологического решения

· Возможность совместного финансирования объекта

· Снижение сроков строительства

· Минимальная цена строительства

На западе критерии следующие:

· Минимальная цена

· Более сжатые сроки строительства

· Минимальная площадь застройки

· Соблюдение экологических правил

· Качество строительства

В международной практике капитального строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования обычно осуществляется на конкурсно основе путем проведения торгов.

Весь процесс строительной деятельности стран с развитой экономикой так или иначе связан с выбором лучшего проект; надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименышие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту.

Лучшим механизмом для создания конкурентной среды являются подрядные торги, позволяющие демонополизироват рынок строительных услуг.

Заказчик работ при торгах стремится обеспечить лучшие условия по ценам, качеству работ и срокам их выполнения.

Торги по сравнению с прямыми двусторонними договорами создают условия конкуренции между подрядными строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения как цены,так и других коммерческих и технологических условий

Конкуренция при размещении заказов идет на каждой фазе жизненного цикла проекта. Это осуществляется в виде конкурсов, подрядных торгов.

Подрядные торги могут проводиться при:

Строительстве зданий, сооружений, предприятий;

Выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пуско-наладочных и других видов работ;

Выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования;

Управлении проектом, инжиниринге, консультировании и контроле и надзоре;

Других технических и организационных работах и услугахих обоснованных сочетаниях.

Из приведенных условий вытекает определение: подрядные торги — конкурсная форма размещения заказов в инвестиционной строительной деятельности на всех фазах осуществления проекта с целью выбора лучшего предложения для выполнения работ и оказания услуг.

Торги — практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые материально гарантировали бы точное выполнение своих обязательств.

В работе рассматриваются основные моменты проведения конкурсных торгов и заключения контракта с победителем торгов.

Организацию и проведение подрядных торгов (конкурсов) можно рассматривать как некий проект, целью которого является выбор лучшего предложения для успешного выполнения работ, оказания услуг (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Организационный процесс подрядных торгов

Представленным фазам осуществления проекта торгов соответствует процедура и последовательность выполнения тех или иных работ участниками торгов.

Состав и объем фаз носят общий характер и могут быть изменены и дополнены в каждом конкретном случае. На каждом шаге проекта торгов участники торгов выступают в рамках своих прав, функций и ответственности.

Существует ряд методических указаний, разработаны нормативы и способы (методы) достижения соответствия требованиям нормативных документов, которые применяются на каждой из фаз осуществления проекта торгов, а сам процесс проведения подрядных торгов должен рассматриваться как этап жизненного цикла реализации инвестиционного проекта.

Процедура проведения торгов состоит из следующих этапов.

До принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени), подтвержденные соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти, на полное или частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд.

Следующим комплексом проблем, которые необходимо решить заказчику до объявления торгов, является разработка концепции будущих договорных отношений между заказчиком и победителем торгов. Суть концепции выражается в степени ответственности всех субъектов инвестиционной деятельности. Степень ответственности определяется организацией взаимоотношений заказчика и исполнителя работ (подрядчика).

Наиболее развитой формой отношений между заказчиком и исполнителем является подбор генерального исполнителя (генподрядчика). Степень ответственности за выполнение работ определяется на основе контракта, заключенного между заказчиком и генподрядчиком. На основе этих контрактных отноношений генподрядчик выбирает для выполнения специальных видов работ субподрядчиков.

После выполнения вышеперечисленных условий одной из первых проблем, которую следует решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов.

Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности, либо приказом главы администрации субъекта РФ определяется фирма, которой поручается работа на всей территории данного субъекта РФ. Организатор торгов выполняет следующие функции: формирует и утверждает состав тендерного комитета, готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений, организует разработку и распространение тендерной и другой необходимой документации, утверждает результаты торгов, ликвидирует тендерный комитет.

Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствующим договором. Организатор имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.

После назначения организатора торгов заказчик или организатор торгов определяет объект и предмет торгов.

До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, решает вопрос о виде торгов: открытые торги или закрытые, с предварительной квалификацией или без нее.

При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм. При открытых то-гах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме,на открытых торгах могут принять участие все желающие иностранные и местные фирмы. Сообщение о проведении предварительной квалификации обязательно должно содержаться в объявлении о торгах. При проведении закрытых торгов сообщение о проведении предварительной квалификации содержится в приглашении.

В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответ-ствии с действующим законодательством.

В состав тендерного комитета могут включаться представители Минстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое России.

Тендерный комитет совместно с организатором торгов и заказчиком несут полную ответственность за правильность подготовки, проведения и объективность результатов торгов, соблюдение законов и других нормативных актов Российской Федерации, международных соглашений. Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе тендерной документации, оценке конкурсных предложений инженерно-консультационным организациям, имеющим соответствующую лицензию.

В случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов проводится процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента для выполнения представляемого на торги подряда. Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов.

После этого тендерным комитетом разрабатывается тенде-ная документация (тендер), состоящая из технической и коммерческой частей. В ней, помимо указания места, дня и часа открытия и закрытия торгов, названия организации, которая их проводит, содержится информация о характере объекта, его мощности, производительности; об основных технико-экономических характеристиках; о том, какая дополнительная техническая и пояснительная документация должна прилагаться оферентом к его предложению; об основных коммерческих и технических условиях, в том числе о сроках строительства, об условиях платежа (а также другая информация, например, связанная с предоставлением экспортером кредита) и внесении гарантийных залогов (их величина, возможность замены банковской гарантией); указания на то, в каких ценах должно подаваться предложение оферентами, допускаются скользящие цены для крупных объектов; сообщаются также условия арбитража, штрафов, гарантий, возможность (или невозможность) предоставления альтернативных предложений и требований, связанных с обеспечением технического обслуживания. Если речь идет о строительстве объекта, документация содержит отдельное описание объекта, технические требования, необходимый объем графических материалов, коммерческие условия, проект контракта, что позволяет подрядчику правильно оценить стоимость строительства, а в дальнейшем, в случае присуждения подряда, составлять рабочую документацию и осуществлять строительство. Тендерная документация выкупается за определенную, как правило, незначительную, плату.

1) общую (общие условия торгов), которая нередко аналогична для многих видов объектов, строящихся в данной стране;

2)специальную, содержащую необходимые сведения о данном конкретном объекте (подробные технико-экономические характеристики); к этой части в случае необходимости могут прилагаться (помимо спецификаций) чертежи и другая документация.

При успешном прохождении предварительной квалификации подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется,и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов (выявление победителя и подписание контракта) определяется окончательная договорная цена подрядных работ. И хотя в составе показателей оферты цена не всегда является наиболее весомым критерием при оценке потенциальных возможностей соискателя, тем не менее она занимает одно из ведущих мест, а ее определение представляет собой, пожалуй, самую сложную, трудоемкую и ответственную задачу. Более того, если другие частные показатели (критерии) являют собой на момент их предоставления и определения условно постоянными величинами (опыт строительства, показатели финансового состояния подрядных организаций, уровень квалификации специалистов, уровень технической оснащенности и др.), то цена оферты — это такой частный показатель, величина которого не может быть однозначной.

Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию вставляются:

При разработке оснований инвестиций и проектно-сметной документации по заказу инвестора — инвесторские сметы;

При подготовке договора, когда разработана тендерная документация, — расчеты подрядчика.

При этом следует иметь в виду, что стоимости, определенные инвесторскими сметами и расчетами подрядчика, могут не совпадать.

Сметы инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.

1) определение стоимости предмета подрядных торгов (Цт) при наличии предпроектной и проектно-сметной документации, когда:

2) определение стоимости предмета подрядных торгов при отсутствии предпроектной и проектно-сметной документации по укрупненным показателям и по объектам-аналогам несколькими вариантами, имея в виду, что необходимо располагать при этом основными проектными решениями и сроками выполнения работ.

В рыночных отношениях у подрядчика возникает необходимость провести расчеты стоимости подрядных работ по структуре затрат, которая не соответствует рекомендациям Минстроя РФ. Это обусловлено тем, что при сравнительном анализе стоимости строительства по всем оферентам заказчика не интересует структура затрат подрядчика. Оферент, у которого определенная им стоимость, а также другие параметры окажутся наиболее приемлемыми для заказчика, победит на подрядных торгах. Он получит право заключения контракта на выполнение подрядных работ.

Таким образом, предложенный новый подход к системе ценообразования и определению стоимости строительства позволяет упорядочить определение договорных цен на строительную продукцию с учетом увязки интересов заказчиков и подрядчиков.

При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вноси залог, как правило, в среднем 2% от суммы предложения. Если предложения отклоняются, то залоговая сумма претенденту возвращается.

Для успешного выступления оферентов на торгах большое значение имеет строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в условиях торгов, а также составление оферт по строго определенной форме. Без соблюдения этих требований возможность выигрыша торгов практически нереальна, так как их организаторы имеют право не только отклонять, но и совсем не рассматривать те предложения, которые не соответствуют оговоренным условиям. Помимо соблюдения всех вышеуказанных формальностей, предложения участников торгов должны быть надлежащим образом подписаны, заверены печатью оферента и направлены организаторам торгов в заклеенных, а иногда (как то требуется в отдельных странах) — в двойных конвертах. В этом случае на внешнем из них пишется только адрес организации, проводящей торги (или адрес принимаю-щего предложения), а на внутреннем — номер торгов, наименование объекта и дата.

После проведения встреч и переговоров, посещения места строительства, проверки документов происходит определение победителя торгов согласно утвержденному регламенту, оформляемое протоколом тендерного комитета, который не является актом юридического скрепления сделки.

В назначенный день и час вскрываются конверты с предложениями, но в связи с тем, что предложения содержат большой объем информации, в этот день дается объявление обо всех участниках торгов и о претендентах, которые допущены к дальнейшему рассмотрению. Принятие решения и присуждение заказа обычно происходит через несколько месяцев после изучения предложений, кредитоспособности претендентов, их производственных возможностей.

Заключительный этап в случае успешного проведения окончательных торгов завершается подписанием контракта.

Нормативно-правовые документы предполагают длинную цепочку юридических действий, начиная от разработки конкурсной документации и размещения объявления о торгах в средствах массовой информации и заканчивая определением победителя торгов и заключением с ним контракта.

Контракт для придания ему обязательной силы должен быть юридически оформлен.

На рынках объектов капитального строительства применяется значительное число моделей контрактов, отличающихся способами оценки стоимости выполняемых подрядчиком работ и степени ответственности участвующих в выполнении работ. На сегодня существует четыре основных типа контрактов, используемых в инвестиционной сфере, — А, В, С и D.

Тип А — контракт с установленной твердой, пайшальной ценой (суммой). Паушальная цена (сумма) — это общая сумма без дифференцирования составляющих ее частей (слагаемых). Термин происходит от немецкого слова «pauschal» (на круг, в общем, всего); употребляется, когда речь идет об установлении одной общей суммы за партию однородных или разнородных товаров либо за выполнение определенных работ (услуг). Например, за поставку комплектного оборудования для сооружаемой электростанции назначается паушальная сумма 30 млн долл. (вместо указания цены каждого соответствующего агрегата). В торговых сделках паушальная цена — это цена на круг для общего количества товара без различия по сортам, качеству и т.д.; паушальная скидка — общая скидка, выраженная не в процентах от суммы, а в абсолютной цифре; паушальное количество — общее количество без подразделения по отдельным сортам, видам и пр.

Контракт типа А предусматривает выплату заказчиком подрядчику заранее обусловленной паушальной суммы после выполнения последним работ, определенных чертежами или спе-цификациями. Обусловленная паушальная сумма не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения самим заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения. В современных условиях многие заказчики отдают предпочтение контрактам с паушальной ценой.

В процессе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная фирма берет на себя гарантийные обязательства, требующие внесения соответствующих залоговых сумм.

Можно различать следующие виды гарантийных обязательств:

1. Гарантийный залог при подаче предложений на строительство объектов. Вносится фирмами-оферентами в тендерный комитет — организацию, которая проводит торги, на четко установленный срок. Если предложение оферента не принимается заказчиком, то залог возвращается. В случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, внесенный залог не возвращается.

Величина гарантийного залога зависит от общей стоимости поставок и составляет обычно в среднем 2% от общей предложения (оферты).

Залог выставляется в одном из банков страны, проводящей торги, или в отделении какого-либо иностранного банка в данном государстве. Если оферентом является государственная организация, то указанный залог может быть заменен банковской гарантией.

2.Гарантийный залог по выполнению контракта охватывает весь период строительных работ и обычно составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносится строительной фирмой (подрядчиком) под банковскую гарантию. Гарантия также может предоставляться страховой компанией, которая берет на себя ответственность за действия подрядчика. Залоговая сумма предназначена для покрытия убытков, связанных с невыполнением подрядчиком условий контракта (поэтому весьма важно, чтобы условия были четко сформулированы) и другими допущенными в ходе работ ошибками. Сумма ущерба определяется сторонами по взаимному согласию или через арбитраж. Существует также практика получения гарантийных сумм заказчиком от банка по требованию независимо от степени соблюдения контракта подрядчиком и обоснованности претензии. Некоторые банки предпочитают такую систему, поскольку она избавляет их от необходимости разбора исков, однако это может приводить к злоупотреблениям.

3.Гарантия платежеспособности (платежа) свидетельствует о возможностях подрядчика выплачивать заработную плату своим рабочим, оплачивать стройматериалы и работы субподрядчиков.

Разновидностью гарантии платежа является гарантия обязательств по авансовым платежам. Гарантийное обязательство по авансовым платежам охватывает платежи, производимые заказчиком подрядчику авансом для покрытия мобилизационных расходов, например на первоначальное приобретение материалов и оборудования.

4.Гарантия по завершении строительства охватывает гарантийный эксплуатационный период, предусмотренный условиями контракта. Она служит залогом для покрытия расходов, связанных с устранением дефектов, выявившихся в процессе эксплуатации. Это может быть сумма, удерживаемая заказчиком на гарантийный срок, либо банковская гарантия на такую сумму (обычно 5—10% от стоимости объекта).

Таким образом, система гарантий играет позитивную роль, поскольку предоставляемые гарантии содействуют тому, чтобы проект был завершен, подрядным рабочим выплачивалась зарплата, а поставщикам стройматериалов и субподрядчикам оплачивались счета в случае банкротства подрядчика, чтобы обеспечивалась защита инвестора от потерь в случае наложения ареста на имущество подрядчика (если последний не производи выплату зарплаты и не оплачивает счета за поставленные строй-материалы и осуществленные субподрядчиками работы), и, наконец, система гарантий способствует нормальному функционированию механизма платежей путем исключения неплатежеспособности подрядчика.

Организатор торгов имеет право без объявления причины признать торги несостоявшимися. Это может произойти, если ни одно из предложений претендентов его не устраивает, но может быть и другая причина: заказчик ввиду изменения своего финансового положения видит, что не сможет оплатить строительство, и признает торги несостоявшимися. В результате фирма-претендент не получает заказ, а деньги, которые были внесены в залог, хотя и временно, но все же уменьшили ее оборотный капитал.

Если фирма, получившая подряд с торгов, заключает подряд с заказчиком, в нем оговариваются стоимость, вид валюты, условия платежей, сроки выполнения работ, формы урегулирования споров, законодательные положения, различного рода санкции, виды страхования, особые условия.

Форма контракта в значительной мере зависит от характера сооружаемого объекта. Контракты, как правило, имеют два раздела: по общим условиям и конкретным условиям, применяе-мым к данному проекту.

Общие условия включают следующие положения: определения и толкования; функции инженерной фирмы и ее представителей, распределение работ, строительные материалы и качество работ; срок начала строительства и задержки, изменения и дополнения; оборудование; временные работы и материалы, измерение объема работ; предварительные суммы, сертификаты и платежи; полномочия; особые риски; урегулирование споров; уведомления; невыполнение условий по вине заказчика; изменение стоимости; законодательные положения; валютаи валютные курсы.

Конкретные условия зависят от особенностей данного контракта и включают положения, касающиеся нормативов, гарантий, страхования, рабочей силы, субподрядчиков, материалов, оборудования, платежей, завершения работ, льгот, убытков, эксплуатационных расходов и др.

Надежное комбикормовое оборудование от фирмы "Аллрелла"
http://www.allrella.ru/

Сертификация Продукции: обязательная сертификация продукции. Лицензии. Сертификаты. Заключения.
www.certificon.ru


Подрядные торги представляют собой способ выбора на конкурсной основе проектировщиков, подрядчиков и поставщиков технологического оборудования. По сравнению с прямыми двухсторонними договорами торги создают условия конкуренции между проектными и строительными фирмами, а также поставщиками. Они дают возможность заказчикам выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения как цены, так и других коммерческих и технических условий.

Подрядные торги бывают открытые и закрытые. При закрытых торгах заказчик приглашает для участия в них несколько уже известных ему фирм, из которых он и выбирает ту фирму, которая дает для него наиболее приемлемые предложения. При открытых торгах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах.

Участниками подрядных торгов являются:

1. Заказчик – это официально зарегистрированное юридическое или физическое лицо, имеющее право на осуществление функций заказчика, для которого строится или реконструируется объект.

На момент принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами, подтвержденными определенными финансовыми документами. В качестве таких документов могут быть: кредитный договор, банковская справка или постановление исполнительного органа государственной власти в случае строительства за счет бюджетных средств.

2. Организатор торгов – это юридическое лицо, имеющее лицензию на право проведения торгов, которому заказчик и поручает их проведение. В качестве организатора торгов могут выступать специализированные на проведение подрядных торгов организации независимо от форм собственности.

3. Тендерный комитет – это постоянный или временный коллегиальный орган, создаваемый заказчиком или организатором торгов для их проведения. Тендерный комитет формируется из представителей заказчика, организатора торгов, экспертных и консультационных организаций, а также отдельных экспертов – физических лиц. Тендерный комитет в качестве рабочего органа может образовывать в своем составе секретариат, а также различные подкомиссии для решения конкретных задач в рамках процесса проведения торгов.

4. Претендент – это организация или фирма, под чьим именем подана заявка. К подрядным торгам допускаются претенденты независимо от форм собственности, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации, обладают опытом выполнения работ или услуг, и которые в письменном виде выразили свое согласие участвовать в торгах на предложенных условиях.

5. Оферент – это претендент, который прислал тендерное предложение (оферту), т.е. предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определенных в тендерной документации.