В чем суть данной шкалы исчисления ндфл. Задание С7 в ЕГЭ по обществознанию

Часть I.

Ответами к заданиям 1-27 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1

Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества

    Экономическую

    Социальную

    Политическую

    Духовную

Ответ

2

Традиционное общество, в отличие от индустриального,

    Поддерживает науку как социальный институт

    Базируется на религиозном мировоззрении

    Является открытым

    Имеет классовую стратификацию

Ответ

3

Верно ли следующее суждение о собственности

А). В современной экономике существует только частная и акционерная собственность

Б). Собственностью называют принадлежность вещи кому-либо

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

4

В крупном городе N существует только две компании, представляющие услуги в жилищно-коммунальной сфере. Какие иные признаки свидетельствуют о том что в городе N существует рынок товаров и услуг. Запишите ЦИФРЫ, под которыми они указаны.

    Существенные затруднения появления новых фирм в отрасли

    Чистая конкуренция

    Местный рынок

    Рыночный дефицит

    Олигополия

    Рынок товаров и услуг

Ответ ________________________

5

Необходимым условием развития рыночной экономики является

    Частная собственность на средства производства

    Превышение предложения над спросом

    Установление социального неравенства

    Увеличение расхода государственного бюджета

Ответ

6

Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

1) выручка от реализации

2) размер инвестиций в производство

3) рост числа работников

4) чистая прибыль

Ответ

7

На графике отражена ситуация на рынке мебели для дома: линия предложения S переместилась в новое положение - SI (Р - цена товара, Q - количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) применением технологий, удешевляющих производство мебели

2) закрытием мелких фирм - производителей мебели

3) дефицитом дерева для производства мебели

4) снижением доходов потребителей

Ответ

8

Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Если промышленность страны увеличит выпуск продукции, а скорость обращения денег не изменится, то, при прочих равных условиях, уровень цен снизится.

Б. Если промышленность страны не может увеличить выпуск продукции, а количество денег в обращении увеличивается, то, при прочих равных условиях, уровень цен возрастет.

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

9

Назовите условия повышения производительности труда работника. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) повышение квалификации

2) степень государственного регулирования

3) внедрение достижений науки и техники

4) разделение труда

5) повышение заработной платы

6) монотонный характер практической деятельности

Ответ __________________

10

Вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с сельским хозяйством, называется

    Производственным кооперативом

    Унитарным предприятием

    Обществом с ограниченной ответственностью

    Крестьянским фермерским хозяйством

Ответ

11

Верны ли следующие суждения о прибыли производителя?

А. Прибыль рассчитывается как разница между расходами и издержками.

Б. Главный источник прибыли производителя - создание новых рабочих мест.

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

12

В течение 2000 – 2010 гг. служба экономического прогнозирования города М. проводила исследование рынка загородной недвижимости. Изучались данные о продажах загородных объектов в крупных агентствах.

В результате проведенного исследования был составлен график (в %).

Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации?

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) тенденцию устойчивого роста продемонстрировал спрос на элитную загородную недвижимость

2) особую популярность у граждан приобрели таунхаузы, которые вышли в лидеры продаж

3) в связи со снижением доходов, по всем сегментам рынка упал спрос

4) активизировались на рынке граждане со средними доходами, приобретающие летние коттеджи далеко от города

Ответ

13

Главным показателем эффективности функционирования субъекта предпринимательской деятельности является

    Объем выручки от продажи продукции, оказания услуг и т.д.

    Размер издержек производства

    Прибыль предприятия

    Валовой внутренний продукт

Ответ

14

Соглашение о содержании и условиях труда, а также о размере его оплаты и иных взаимных обязательств работодателя и наемного работника, достигаемое ими в результате индивидуальных переговоров, - это

    Трудовой договор

    Коллективное соглашение

    Обязательства руководства компании перед работником

    Коллективный договор

Ответ

15

Верны ли следующие суждения о ценных бумагах?

А. В условиях кризиса ценные бумаги, как правило, дешевеют, на них уменьшается спрос.

Б. Курс ценных бумаг определяется как состоянием предприятия, их выпустившего в обращение, так и общим состоянием экономики страны.

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

16

1) домохозяйки

Ответ __________________

17

Что из перечисленного относится к одному из субъектов мировых хозяйственных отношений?

1) любое открытое акционерное общество

2) муниципальные унитарные предприятия

3) сектор домашних хозяйств

4) транснациональные банки

Ответ

18

Найдите в приведенном ниже списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) домохозяйки

2) частично занятые на производстве

3) не имеющие работы, но активно ее ищущие

4) отбывающие срок заключения в тюрьмах

5) работающие по гибкому графику

Ответ __________________

19

Верны ли следующие суждения о потребителе?

А. В условиях рыночной экономики существует суверенитет потребителя.

Б. Главная цель потребителя - извлечение максимальной прибыли.

1. верно только А . 2. верно только Б.

3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

Ответ

20

Найдите в приведённом ниже списке функции центрального банка. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эмиссия денег

2) кредитование населения и фирм

3) лицензирование коммерческих банков

4) увеличение размера налогов

5) контроль над объёмом денежной массы

Ответ __________________

21

Найдите в приведенном ниже списке операции с деньгами, которые должны учитываться при подсчете ВВП. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оплата услуг стоматолога в частной клинике

2) получение пенсии инвалидом

4) покупка предпринимателем акций нефтеперерабатывающей компании

5) получение пособия по безработице

Ответ __________________

22

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Макроэкономические показатели

Название

Определение

Валовой национальный продукт (ВНП)

Суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства, как внутри страны, так и за рубежом за определенный период времени

Стоимость конечной продукции, произведенной на территории страны за определенный период, независимо от принадлежности факторов производства

Ответ_________________________

23

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    Подоходный налог

    Прямой налог

    Налог на землю

    Налог на прибыль юридических лиц

    Налог на собственность

Ответ

24

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «производитель». Найдите и укажите термины, не соответствующие этому понятию.

    факторы производства, 2) прибыль, 3)предпринимательские способности, 4) инвестиции, 5) конкуренция, 6) инфляция,

7) занятость населения.

Ответ

25

Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОБЪЕКТЫ ПРОДАЖИ

ВИДЫ РЫНКОВ

A) Программное обеспечение

Б) Потребительские кредиты

B) Приватизационный чек

Г) Валюта

Д) Депозитный сертификат

1) Рынок финансовых услуг

2) Рынок ценных бумаг

3) Рынок интеллектуальной собственности

Ответ

А

Б

В

Г

Д

26

Прочитайте проведённый ниже текст, каждое положение которое обозначено буквой .

(А) Основой любой экономической системы является та или иная форма собственности.

(Б) Частная собственность в ее многообразных формах является фундаментом рыночной экономики.

(В) Анализируя отношения собственности, ученые обращают внимание на то, кому принадлежат факторы производства: капитал, информационные и интеллектуальные ресурсы, земля, труд.

(Г) Собственность – это необычно сложная система отношений.

(Д) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.

Ответ

А

Б

В

Г

Д

27

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Заботы профессиональных союзов непосредственно связаны с ___________ (А) той работы, которой занимаются их члены. И всё же у всех профессиональных бъединений есть общие задачи.

Важнейшими из них являются улучшение ___________ (Б) и обеспечение его безопасности. Заботит их и предоставление ___________ (В) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим малолетних детей). Постоянная забота профсоюзов - снижение ___________ (Г) работников на производстве или полу чение ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты ___________ (Д) и нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травматизма.

Но в мире экономики всё имеет свою цену. Такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для ___________ (Е).»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) условия труда

2) профессиональность

3) риск гибели

4) заработная плата

5) особенности

6) фирмы-покупатели

7) страхование

8) специальные законы

9) льготы

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ

A

Б

В

Г

Д

Е

Часть 2

Для записи ответов на задание этой части (28-36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (28, 29, и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записываете чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 28-31

Менеджмент предлагает две основные модели построения системы управления организацией. Линейная модель представляет собой пирамиду, построенную на подчинённости людей: у каждого руководителя более высокого уровня находятся в подчинении руководители более низкого уровня. Каждый исполнитель имеет непосредственного руководителя. Примеров применения такой системы управления множество: армия, служба спасения, пожарная команда, система «скорой помощи». По такому принципу организована работа персонала в компании «Макдоналдс».

Основное преимущество такой системы управления - простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями. Каждый чётко знает, кому он подчиняется, чьи указания должен выполнять. Основной же её недостаток состоит в том, что руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

Функциональная модель управления построена на выделении различных функций, которые осуществляет каждая организация. В её основе лежит подчинённость не конкретных людей, а выполняемых ими работ. Например, университет возглавляет ректор. У него есть заместители - проректоры, каждый из которых отвечает за свою область... Следующий уровень управления - деканы факультетов. Получается, что по вопросам воспитательной работы декан подчиняется проректору по воспитательной работе, по учебным вопросам - проректору по учебной работе и т. д.

При функциональной системе управления каждый руководитель отвечает за своё направление деятельности и должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Это значительно повышает эффективность управления. Но принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

На практике в производственных коммерческих предприятиях применяется смешанная система управления, сочетающая в себе и линейное подчинение, и функциональное.

(По материалам энциклопедии для школьников)

28

Какие две модели управления организацией анализируются в тексте?

29

Используя содержание текста, заполните таблицу.

Модели управления

Преимущества

Недостатки

1.

2.

выполнения

30

Опираясь на содержание текста, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите по одному собственному примеру использования каждой из моделей управления. Кратко прокомментируйте каждый свой пример.

31

Какая система управления, по мысли автора текста, позволяет преодолеть недостатки каждой из двух моделей управления? С опорой на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт выскажите два предположения о принципах её осуществления.

32

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о рынке труда .

33

Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия .

34

В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала.

В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества .

35

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 – 36.5)

36

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучения курса обществознания, соответствующие понятия,

а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1

Философия

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А.Амбарцумян)

36.2

Экономика

«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне)

36.3

Социология, социальная психология

Начало личности наступает немного позже, чем начало индивида.» (Б.Г. Ананьев)

36.4

Политология

«Разделяй и властвуй» - мудрое правило, но «объединяй и направляй» еще лучше». (И.В. Гёте)

36.5

Правоведение

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Слайд 1

ЕГЭ Обществознание
Задания 33 – 34
Д.С. Михайлов

Слайд 2

1 (33)
В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Слайд 3

– ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании; – объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок; – журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова; – организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих; – экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов, промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.
Ответ

Слайд 4

2 (33)
Ученые полагают, что главной ценностью современного общества, его ориентиром, является инновация. Проиллюстрируйте тримя примерами инновационный характер современного общества.

Слайд 5

Ответ
Инновационный характер образования. В школе широко внедряются мультимедиа-технологии, скоро вместо бумажного учебника будет использоваться планшетный компьютер. 2) Инновационный характер экономики. Экономическими лидерами являются те отрасли, которые наиболее активно применяют и используют новые технологии, производят новые продукты (отрасли хай-тек, Майкрософт, Гугл и т.д.). 3) Инновационный характер повседневной жизни людей. Каждый день в нашу жизнь входят технические новинки и усовершенствования (айфоны, гаджеты, электронные книги, цифровое телевидение).

Слайд 6

3 (33)
Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогресса.

Слайд 7

Ответ
гуманизация общественных отношений (например, отмена смертной казни, смягчение уголовных законов, распространение идей мультикультурности и т.д.); 2) совершенствование техники и технологии (например, внедрение новой компьютерной техники, распространение айфонов, айпадов, освоение космического пространства и т.д.); 3) расширение спектра прав и свобод человека (например, отмена дискриминации по половому, расовому, национальному признаку, расширение избирательных прав и т.д.).

Слайд 8

4 (33)
В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример).

Слайд 9

Ответ
Традиции, (например, московские выпускники отмечают праздник последнего звонка, приезжая на Воробьевы горы, ежегодно; студенты и преподаватели МГУ отмечают Татьянин день (25 января) гуляниями и распитием горячей медовухи); 2) Церемонии, (например, вступление в должность Президента РФ; чайная церемония в Китае и Японии, церемония вручения верительных грамот послов); 3) Корпоративные нормы, (например, процедура заключения контракта на фирме; проведение переговоров между предпринимателями).

Слайд 10

5 (33)
Назовите уровни социализации, выделяемые учеными. Дайте характеристику каждому уровню социализации, обозначив агентов социализации.

Слайд 11

Ответ
1) уровень первичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах; 2) уровень вторичной социализации. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. К первичным агентам социализации ученые относят ближайшее окружение индивида: родителей, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, врачей и т. д. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Слайд 12

6 (33)
Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

Слайд 13

Ответ
изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии); 2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы); 3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).

Слайд 14

7 (33)
Одним из важнейших отличий рыночной экономики является конкурентная борьба. Приведите два положительных и два отрицательных проявления конкуренции, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Слайд 15

Слайд 16

8 (34)
Государства К. и Н. граничат между собой. В обоих государствах существует пропорциональная избирательная система. В К. законодательно утвержден 9% избирательный порог для прохождения партий в парламент, в то время как в Н. избирательный порог всего 0,75%. Кроме того, в К. для того, чтобы попасть в предвыборные списки партий, кандидаты должны внести в партийную казну значительный денежный взнос или собрать 10 тысяч подписей сторонников. В какой из стран избирательное законодательство более демократичное? Приведите два аргумента в объяснение своего ответа.

Слайд 17

Ответ
Более демократична избирательная система в государстве Н. 2) – В К. пройти в парламент могут только самые влиятельные и крупные партии, более мелкие не получат представительство, также и та часть граждан, которая проголосовала за партии, не набравшие 9% голосов, останутся без своих представителей в законодательном органе. В Н. практически все политические силы, за исключением самых незначительных партий, будут представлены в парламенте, и, обстановка в нем будет более конкурентная, дискуссионная. – Обязательство внесения крупного взноса в партийную казну способствует выдвижению в парламент наиболее состоятельных граждан, которые будут отстаивать интересы таких же по уровню жизни и дохода слоев населения. В Н., где нет подобных ограничений, сам состав парламента будет более демократичным. М

Слайд 18

9 (34)
В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).

Слайд 19

Ответ
Описываемое в задании явление – социальная мобильность, одна из ее форм – миграция. 2) Приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как: - групповую (охватывает множество людей); - территориальную (географическую) (люди меняют местожительства); - горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Слайд 20

10 (34)
Т. Парсонс считал, что культура выполняет основную регулирующую роль в развитии общества, личности и человеческого организма. Опираясь на знания истории, обществоведческого курса и собственный опыт приведите три возможных примера, подтверждающих эту точку зрения.

Слайд 21

Ответ
– Культура, включая в себя нормы, обычаи, обряды, традиции, язык и т.п., определяет среду, в которой осуществляет свою жизнедеятельность каждая социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) – Культура национальной общности или социального слоя диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения личности. – Культура оказывает влияние на человеческий организм, прививая нормы гигиены и т.п.

Слайд 22

11 (33)
Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия - социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граж­дан РФ.

Слайд 23

Ответ
1. Право на минимальный размер оплаты труда. При трудоустройстве на работу работнику не может быть установлена оплата труда ниже установленного минимального размера оплаты труда. 2. Право на государственную пенсию. Женщины, достигшие 55-летнего возраста имеют право на получение пенсии. 3. Право на социальную защиту в случае потери работы, инвалидности и др. В случае потери работы необходи­мо зарегистрироваться на бирже труда, что позволит получать пособие по безработице.

Слайд 24

12 (34)
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Слайд 25

Ответ
Приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции; 2) - примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.; - примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

Слайд 26

13 (34)
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Слайд 27

Ответ
Балет относится к элитарной форме культуры; 2) - создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой - воспринимается не всеми, а ценителями - для основной массы непонятен и скучен

Слайд 28

14 (34)
Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Слайд 29

Ответ
- демографическая; - экологическая; - разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

Слайд 30

15 (34)
Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

Слайд 31

Ответ
1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения); 2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

Слайд 32

16 (34)
Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Слайд 33

Ответ
1. Функции семьи, которые были разделены с другими институтами общества: а) Социализирующая б) Экономическая в) Социально-статусная. 2. Институты, которые стали выполнять. 1. Образование, религия. Участвуют в социализации личности. 2. Государство, защищает права детей. Армия. 3. Средства массовой информации. Представляют возможности организации досуга, возможности для развлечения членов семьи.

Слайд 34

17 (34)
Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

Слайд 35

Ответ
1) Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества; 2) - возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; - возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; - возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; - возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.

Слайд 36

18 (34)
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Слайд 37

Ответ
1) социальное явление: социальный контроль; 2) два элемента: – социальные нормы; – социальные санкции; 3) пример: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

Слайд 38

19 (34)
Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием. Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Приведите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.

Слайд 39

Ответ
1. Предприятие является полным товариществом 2. - собственники отвечают всем своим имуществом по обязательствам предприятия - собственники имеют равные права в управлении 3. - каждый из участников товарищества имеет право "вето" при принятии решений; - учредителями предприятий могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Слайд 40

20 (34)
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно- регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

Слайд 41

Ответ
Прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами. 2) – прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих; – прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе; – прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д

Слайд 42

21 (33)
Раскройте на трёх примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

Слайд 43

Ответ
1) качественно новые цели деятельности (например, создание искусственного спутника Земли); 2) качественно новые средства деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике); 3) качественно новые результаты деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).

Слайд 44

22 (33)
Приведите три вида политических отношений в современном обществе и проиллюстрируйте их примерами.

Слайд 45

Ответ
- отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России; - отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу; - отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).

Слайд 46

23 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

Слайд 47

Ответ
- консервативное правительство стремится сохранить существующее положение в политической сфере (форму государственного правления, административный аппарат, судебную систему, существующиё политические партии); - консервативная власть часто ограничивает свободу действий политиков-реформаторов; - сужается свобода низовых структур путем передачи части их функций вышестоящим органам власти.

Слайд 48

24 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

Слайд 49

Ответ
- в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием; - в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской - лидер партии парламентского большинства; - в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании.

Слайд 50

25 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Слайд 51

Ответ
1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе; 2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств; 3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

Слайд 52

26 (33)
Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.

Слайд 53

Ответ
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий); 2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти); 3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).

Слайд 54

27 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Слайд 55

Слайд 56

28 (33)
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Слайд 57

Ответ
- возраст (молодёжь); - профессия (депутаты); - величина дохода (средний класс);

Слайд 58

29 (33)
Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Слайд 59

Ответ
1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений); 2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма); 3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний); 4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе); 5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.).

Слайд 60

30 (33)
Покажите на конкретных примерах в чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Приведите не менее трёх примерах.

Слайд 61

Ответ
1. От ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы; 2. От руководителя предприятия - ответственных решений, заботы о членах коллектива; 3. От родителя – воспитание своего ребёнка

Слайд 62

31 (33)
Назовите три основные характеристики учения как вида деятельности.

Слайд 63

Ответ
- наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя); - наличие объекта деятельности (изучаемого предмета); - нацеленность на приобретение новых знаний и умений; - использование средств обучения (учебник, атлас, рабочая тетрадь).

Слайд 64

32 (33)
Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

Слайд 65

Ответ
1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета); 2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы); 3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса); 4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев); 5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины); 6) функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН)

Слайд 66

33 (33)
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Слайд 67

Ответ
1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса); 2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества); 3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).

Слайд 68

34 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Слайд 69

Ответ
1) значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт); 2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война); 3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации).

Слайд 70

35 (33)
Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Слайд 71

Ответ
1) учредителями товарищества наряду с индивидуальными предпринимателями могут быть и коммерческие организации; 2) разделение капитала в организации на доли (вклады) учредителей; 3) наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом, есть несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесённых ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности).

Слайд 72

36 (33)
Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

Слайд 73

Ответ
1) взятие денег в долг, так как в условиях инфляции должник всегда в выигрыше, ему придется возвращать более дешевые деньги, по сравнению с теми, что он брал; 2) вложение сбережений в произведения искусства, то, что в меньшей степени подвержено обесцениванию; 3) приобретение участка земли, недвижимости; 4) вложение денег в собственный отдых, здоровье и т.д.

Слайд 74

37 (33)
Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

1. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира. 2. Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению существенной части Мирового океана. В рамках каких из глобальных проблем современности можно рассматривать эти события? Аргументируйте свой ответ. 3. Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля - плоское и покоящееся тело, а Солнце движется по небосводу. Какой вывод о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта? 4. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности. 5. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы. 6. Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения. 7. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях. 8. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения. 9. Сравните три ситуации: 1) ураганный ветер валит в лесу деревья, 2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов, 3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку. К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода. 10. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека? 11. В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ. 12. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции. 13. Осуществление НТР интенсифицировало развитие человеческого общества. В то же время одним из результатов явились глобальные проблемы человечества. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите дополнительны любые три примера, иллюстрирующие это свойство. 14. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство. 15. Чем обусловлено влияние общества на изменения биосферы? Укажите два фактора и конкретизируйте один из них с помощью примера. 16. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.) 17. Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника - могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком. 18. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления). 19. По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу. 20. Современный мир называют сетевым. Многие ученые отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в её обоснование. 21. Английский философ Г. Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен». Как это высказывание, произнесённое около двух веков назад, отражает понимание эволюции человеческого общества? Определите основной вектор развития общества. Каковы, на Ваш взгляд, основные ценности современного общества? Укажите две любые ценности. 22. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера». Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения. 23. Современный мир не избавлен от ряда локальных войн, вооружённых конфликтов. Многие мыслители относят локальные войны современности к глобальным проблемам, угрозам, стоящим перед всем человечеством. Приведите три аргумента в обоснование приведённой позиции.

Большевики не только втянули Россию в хаос и междоусобицу, но и способствовали положительным преобразованиям во всех сферах жизни. Благодаря советской власти население получило немыслимые в царское время права и возможности.

Прекратили войну

26 октября 1917 года после доклада Ленина большевики приняли «Декрет о мире», в котором предлагалось «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире» без аннексий и контрибуций. В документе новые власти заявляли об отказе от принципов тайной дипломатии и давали добро на публикацию секретных договоров, заключенных царским и Временным правительствами.
Переговоры о мире начались 22 декабря 1917 года. После трех дней обсуждения страны германского блока согласились на советские инициативы, однако при условии сохранения аннексий и контрибуций. Сепаратный мир, подписанный между советской Россией и Центральными державами 3 марта 1918 года, ознаменовал не только прекращение войны, но и признание Россией поражения.

Брестский договор, по которому Россия теряла значительные территории, вызвал резкую критику как со стороны внутрипартийной оппозиции, так и практически всех политических сил страны. Но в нем были и свои плюсы.
Британский историк Ричард Пайпс заметил, что, прозорливо пойдя на унизительный мир, Ленин выиграл необходимое время и смог заслужить широкое доверие большевиков. Дальнейшие действия советского правительства, по сути, спровоцировали Германию на разрыв Брестского мира, вслед за чем она капитулировала перед западными союзниками.
Брестский мир при всей его противоречивости в итоге свел на нет роль Германии во внешнеполитическом окружении советской державы, но главное, он прекратил изнурительную для народа многолетнюю войну и позволил России сэкономить значительные силы и средства, что в дальнейшем сыграло едва ли не решающую роль в отражении интервенции.

Вернули землю

Для того, чтобы заручиться поддержкой самого многочисленного класса в стране – крестьянства – Ленин вынес на утверждение соратников по партии «Декрет о земле», идея которого была позаимствована у эсеров. Декрет был принят на Втором всероссийском съезде советов 8 ноября 1917 года.
Документ предусматривал переход помещичьих и других земель в распоряжение крестьянских комитетов и уездных Советов впредь до окончательного решения всех земельных вопросов Учредительным собранием. Интересно, что по данным Наркомзема 15% помещичьей земли уже было захвачено крестьянами до октября 1917 года.

В Декрет также вошел «Наказ о земле», составленный еще в августе, согласно которому частная собственность на землю отменялась, а земля объявлялась «всенародным достоянием» и подлежала уравнительному разделу между крестьянами по трудовой потребительской норме.
Декрет постановлял: «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования».
По данным Центрального Управления Землеустройства к концу 1920 года в 36 губерниях Европейской части России из 22 847 916 десятин нетрудовых земель в распоряжение крестьянства поступило 21 407 152 десятин, что увеличило площадь крестьянских земель с 80 до 99,8%.

Национализировали имущество

Чтобы избежать подрывной деятельности «буржуазных элементов» и выполнить свои обещания перед трудящимися советское государство провело национализацию путем принудительной и полной конфискации принадлежавших крупному капиталу основных средств производства и банков.
С декабря 1917 по февраль 1918 года в России было национализировано большое количество промышленных предприятий, собственники которых занимались саботажем и организацией контрреволюционных заговоров, а также предприятий, принадлежавших эмигрировавшим за границу капиталистам.
В конце 1917 года большевики национализировали банки, уличенные в финансировании контрреволюции, которые нарушали установленный за ними контроль со стороны рабочего класса. 22 апреля 1918 года была национализирована внешняя торговля, а 28 июня пришло время крупных предприятий всех отраслей промышленности.
Ленин в условиях национализации важнейшее значение придавал обучению трудящихся управлением делами общества и производства. «Конфисковать можно с одной «решительностью» без уменья правильно учесть и правильно распределить, обобществить же без такого уменья нельзя», – констатировал вождь пролетариата.

Дали права

2 ноября 1917 года к первым декретам Советской власти был добавлен еще один документ, укреплявший влияние большевиков на национальных окраинах – «Декларация прав народов России». Она провозглашала отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограничений, а также право наций, входивших в состав Российской империи на «самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».
Наличие таких прав, без сомнения угрожавших целостности России, тем не менее позволяло надеяться на успех советской власти в обширных регионах страны, где еще не успел сформироваться пролетариат.
В декларации подписанной Лениным и Сталиным, в частности, говорилось: «Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю - она упразднена, раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемы. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над водами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков».

Обеспечили социальные гарантии

11 ноября 1917 года большевики выполнили то, что давно обещали рабочим – приняли Декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Согласно Декрету рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятия, не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения.
Постепенно обеспечивались и другие социальные гарантии: сокращалась рабочая неделя, вводились ежегодные оплачиваемые отпуска, в том числе – декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком, а также пенсии по старости и инвалидности, создавались механизмы бесплатной и общедоступной медицинской помощи.
По мере возможности власти решали жилищные проблемы. Из рабочих казарм, зачастую с нарами в несколько этажей, и ночлежек трудящихся переселяли сначала в коммунальные квартиры и общежития с удобствами, затем появилась возможность давать бесплатно пусть небольшие, но отдельные квартиры с недорогими коммунальными услугами.

Провели электрификацию

В 1920 году в разгар Гражданской войны советское правительство по инициативе и под руководством Ленина разработало перспективный план электрификации страны – знаменитый ГОЭЛРО. План предусматривал преобразование не только сферы энергетики, но и всей экономики страны. Стали интенсивно развиваться задействованные в хозяйственной деятельности территории.
В выполнении планов по электрификации страны советское правительство всячески поощряло инициативы частников, которые могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.
План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10–15 лет, охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский), где предусматривалось строительство 30 электрических станций общей мощностью 1,75 млн кВт. Этот грандиозный проект во многом заложил основы будущей индустриализации страны.
Посетивший советскую Россию писатель-фантаст Герберт Уэллс писал по поводу ГОЭЛРО: «Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населённой неграмотными крестьянами, лишённой источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром».

Ввели всеобщую грамотность

Еще накануне Октябрьской революции Ленин сказал сакраментальную фразу: «Россия бедна, чтобы платить честным работникам народного просвещения, но Россия весьма богата, чтобы кидать миллионы и десятки миллионов на дворян-тунеядцев».
26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров был принят исторический Декрет «О ликвидации безграмотности». Документ обязывал все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, учиться грамоте на родном или на русском языке – по желанию.
Ликвидация безграмотности рассматривалась как непременное условия обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России. Как писал главный инициатор Декрета Ленин, «нам нужно добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».

Реализовать подобную программу в условиях Гражданской войны и интервенции было чрезвычайно сложно. Однако советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.
К 1926 году СССР по уровню грамотности занимал только 19 место в мире, уступая, к примеру, Португалии и Турции. Все еще сохранялись значительные перепады между городским и сельским населением. Так, на 1926 год грамотными считались 80,9% горожан и 50,6% сельских жителей. Окончательно массовая безграмотность была преодолена к концу 1930-х годов.