В каком объеме должны быть обязательные резервы. Норма обязательных резервов банка

Это механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.

Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков.

Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. Повышение норм обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что большая часть банковских средств "заморожена" на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов.

В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение норм банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке.

Ниже приведены нормативы обязательных резервов, установленные Банком России (таблица 2).

Таблица 2 Нормативы обязательных резервов (резервные требования)

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет один месяц - подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется двухнедельному сроку, в Канаде он составляет два полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер - этот механизм используется в США и Франции. Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому, чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а, следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет один месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до одного дня - способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает двух недель.

Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке.

Депонирование обязательных резервов. В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации" нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) являются одним из инструментов денежно-кредитной политики.

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 29 марта 2004 года №255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций".

Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

В таблице 3 приведен объем обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России. Данные за 2005 - 2008 гг.

Таблица 3 Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России

Год/месяц

Объем обязательных резервов, в млн. руб.

Итого за 2007 г.

Которую последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке или иной организации, выполняющей функции регулятора банковской системы. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема привлеченных банками депозитов и могут различаться по видам вкладов. Если в стране существует система обязательного страхования банковских депозитов, то данные резервы уже не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для выполнения контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Избыточные резервы - суммы сверх обязательных резервов, которые банки могут хранить по собственной инициативе на случай непредвиденных ситуаций (например, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах).

Чем выше норма обязательного резервирования, тем меньше средств может использоваться банками для активных операций (в том числе кредитных). Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает действие банковского (денежного) мультипликатора и должно вести к снижению денежной массы. Таким образом Центральный банк через норму обязательного резервирования воздействует на денежное предложение.

Ставка обязательных резервов обычно применяется в качестве вспомогательной меры, так как изменение ставки может оказать существенное влияние на банковские прибыли, но на практике, увы, слабо воздействует на денежное предложение. Денежное предложение подвержено влиянию слишком большого числа разнонаправленных факторов, которые в итоге могут нейтрализовать воздействие изменения ставки обязательного резервирования.

Изменение ключевой ставки. Ключевая процентная ставка, или основная процентная ставка, - это ставка по кредитам и депозитам, определяемая Центральным банком страны на определённый период. Она играет роль при установлении процентных ставок коммерческих учреждений в стране, а также она оказывает прямое влияние на уровень инфляции и на котировки на рынке Форекс. Повышение Центральным банком ключевой процентной ставки, ведёт за собой, как правило, подорожание национальной валюты и снижение инфляции .

Механизм воздействия изменения ключевой ставки следующий. Повышение ключевой ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента. В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение ключевой ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка, по которой Центральный банк как кредитор последней инстанции кредитует коммерческие банки. Механизм воздействия изменения учетной ставки следующий. Повышение учетной ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента.


В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского кредитного рынка, что должно (теоретически) сделать этот инструмент денежного регулирования более действенным. Однако получение кредита о ЦБ может быть ограничено и административно, так как далеко не любой банк может к нему обратиться.

Операции на открытом рынке - купля-продажа Центральным банком ценных бумаг. Покупая, ЦБ способствует увеличению денежных средств, находящихся в распоряжении комбанков. Это приводит к увеличению объема предоставляемых банками кредитов, снижению ставки ссудного процента, удешевлению денег и росту денежной массы. Продавая, ЦБ обеспечивает противоположный результат. Часто эти операции проводятся в форме РЕПО (соглашений об обратном выкупе). Банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через определенный срок. Плата за данную услугу - разница между ценами покупки и продажи.

Применение операций на открытом рынке сказывается на банковских резервах практически мгновенно. Считается, что операции на открытом рынке - наиболее гибкий и точный инструмент кредитно-денежной политики, имеющий более тонкое косвенное воздействие на денежный рынок, чем другие.

Виды монетарной политики:

1. Жесткая монетарная политика - поддержание денежной массы на определенном уровне.

2. Гибкая монетарная политика - поддержание ставки процента на определенном уровне.

Выбор варианта монетарной политики зависит от причины изменения ситуации на денежном рынке. Например, рост спроса на деньги связан с инфляцией. В этом случае уместна жесткая политика поддержания денежной массы.

Следует иметь в виду, что одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента ЦБ не в состоянии. Например, если растет спрос на деньги, то для поддержания устойчивой ставки процента ЦБ вынужден расширять предложение денег, чтобы сбить влияние на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Например, повышение процентной ставки на денежном рынке может вызвать уменьшение избыточных резервов, но одновременно побудить население увеличить свои депозиты и, следовательно, сократить наличность. Это отразится на денежном мультипликаторе и, вместо уменьшения предложения денег мы получим увеличение этого предложения.

В зависимости от сложившейся экономической ситуации и целей экономической политики государство может проводить политику дешевых денег или политику дорогих денег.

Политика дешевых денег. Если реальный объем производства существенно ниже объема производства в условиях полной занятости (реальный ВВП существенно ниже потенциального ВВП), то экономика страдает от безработицы. В этих условиях следует проводить политику дешевых денег, то есть предложение денег должно быть существенно увеличено.

Для этого используются следующие приемы:

Покупки на открытом рынке;

Снижение нормы обязательного резервирования;

Снижение ключевой ставки.

Результатом перечисленных мер будет увеличение избыточных резервов комбанков, что, возможно, приведет к расширению предложения денег и к росту денежной массы. Расширение предложения денег вызовет снижение процентной ставки и, следовательно, рост инвестиций. Совокупный спрос под воздействием эффекта мультипликатора изменится (в данном случае возрастет) в большей степени, чем изменятся инвестиции, что, в свою очередь, сдвинет экономику в нужном направлении - к уровню полной занятости. Политика дешевых денег проводится, если основная проблема экономики - безработица и спад производства.

Политика дорогих денег. Если в экономике наблюдается ситуация инфляции спроса, то целесообразно проводить политику дорогих денег.

Применяются следующие меры:

Продажи на открытом рынке;

Повышение нормы обязательного резервирования;

Повышение ключевой ставки.

Комбанки в результате перечисленных мер начинают испытывать нехватку средств и вынуждены уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Это приводит к снижению денежного предложения и росту процентной ставки. Высокая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных расходов, через них - к сокращению совокупного спроса, что должно сдерживать инфляцию спроса. Политика дорогих денег проводится, если основная проблема экономики - инфляция.

Результативность кредитно-денежной политики осложняется обратным воздействием ВВП на процентную ставку. Безусловно, процентная ставка в значительной степени определяет равновесный уровень ВВП, так как она воздействует на инвестиции и совокупный спрос. Однако существует и обратная связь. Уровень ВВП влияет на равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок зависит напрямую от уровня номинального ВВП.

Это означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, ослабляя тем самым результативность данной политики в отношении понижения процентной ставки. Политика же дорогих денег ведет к уменьшению номинального ВВП. Однако это уменьшает спрос на деньги и ослабляет результативность данной политики как средства повышения процентной ставки.

Политика дешевых денег неприменима в экономике полной занятости. Если экономика достигла/приблизилась к уровню полной занятости, то увеличение совокупного спроса никак не скажется на реальном объеме выпуска и занятости, так как свободных ресурсов, за счет которых можно нарастить выпуск уже нет. Результатом проведения политики дешевых денег в этой ситуации будет раскручивание инфляционной спирали.

Политика дорогих денег неприменима (неуместна) в условиях спада и безработицы. Она приведет только в дальнейшему сокращению реального производства и усилению безработицы.

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики.

I. Преимущества: считается, что кредитно-денежная политика - основной инструмент стабилизации экономики.

1. Кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Считается, что ее воздействие на денежный рынок (особенно, если речь идет об операциях на открытом рынке) практически мгновенное.

2. Кредитно-денежная политика может проводиться относительно независимо от политических структур и не слишком подвержена воздействию политических мотивов (так называемому «предвыборному влиянию).

3. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику и экономических агентов мягче и тоньше, чем воздействие изменений в государственных расходах или налоговой политике.

II. Недостатки : применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы.

1. Контроль за предложением денег со стороны ЦБ ослабляется с развитием альтернативных каналов вложения денег (например, электронных денег). В этом же направлении влияет интернационализация экономики: потоки финансовых ресурсов из данной страны или в данную страну могут существенно затруднить контроль над денежной массой.

2. Политика дешевых денег может создать условия для расширения кредитования, но не может заставить комбанки выдавать кредиты, а экономических агентов - их брать.

3. Современный экономический цикл зачастую характеризуется сочетанием спада производства и инфляции (стагфляцией), то есть одновременно присутствуют и причины для проведения политики дорогих денег, и причины для проведения политики дешевых денег.

4. Скорость движения денег обычно меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что тормозит или полностью нивелирует изменения денежного предложения, вызванные кредитно-денежной политикой. Например, в период инфляции кредитно-денежная политика направлена на ограничение денежного предложения, но при инфляции скорость движения денег возрастает. Результативность проводимой политики - нулевая. Напротив, в период спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, но скорость движения денег замедляется, что так же приводит к нулевому результату предпринимаемых мероприятий (бег вверх по эскалатору, который идет вниз).

Еще одна поблажка: банку, который не выполнил обязанность по усреднению обязательных резервов, больше не нужно депонировать деньги на отдельном счете, указано в сообщении ЦБ. С апреля обязательные резервы будут храниться на одном счете в ЦБ – независимо от вида валюты резервируемых обязательств.

Вероятнее всего, изменения носят технический характер и не повлияют на ликвидность в банковском секторе, говорит аналитик Fitch Александр Данилов. Точно подсчитать сложно, но можно предположить, что изменение будет незначительным, указывает он: при расширении списка обязательств, по которым банки делают отчисления, регулятор одновременно снижает ставку этих отчислений.

«Меры, которые собирается ввести ЦБ, выглядят достаточно соразмерными и, по нашим оценкам, компенсируют друг друга», – соглашается аналитик Moody’s Ольга Ульянова. Сейчас банки могут проводить через разные счета сходные по сути операции, снижая таким образом резервирование, говорит она: «Скорее всего, с помощью нововведений регулятор решает именно эту проблему».

Снижение ставки резервирования по обязательствам перед физлицами сделает фондирование банков дешевле, а это может позитивно повлиять на стоимость кредитов экономике, говорит младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмила Кожекина. На отчислениях по таким обязательствам банки могут сэкономить порядка 56 млрд руб., посчитала она.

Рублевые обязательства банков перед юрлицами-нерезидентами значительно меньше, чем перед физлицами – 302 млрд руб. против 22 трлн руб. на 1 января 2019 г., указывает Кожекина. Поэтому и эффект от послаблений по резервированию привлеченных средств от юрлиц–нерезидентов будет незначительным, говорит она. Не будет негативного эффекта и от резервирования обязательств перед ВЭБом, считает Кожекина: по данным МСФО за III квартал, ВЭБ размещал в банках-резидентах порядка 153 млрд руб., что эквивалентно дополнительным расходам банков в 7 млрд руб. (при ставке резервирования 4,75%).

Нововведения ЦБ нейтральны для банковской системы, для отдельных банков эффект будет зависеть от их структуры обязательств, говорит представитель Сбербанка. Фонд обязательного резервирования в масштабах всей банковской системы может вырасти с нынешних 2,8 трлн руб. на 30 млрд руб. (или 1%), указывает он.

Обязательное резервирование долгосрочных обязательств увеличит их стоимость для банков, продолжает представитель Сбербанка: это сделает еще более дорогим для банков выполнение требований по Базельским коэффициентам ликвидности (прежде всего норматив краткосрочной ликвидности банковской группы – Н26).

«Решение не окажет существенного влияния на финансовую систему. Подстройка таких нюансов – постоянная кропотливая работа регулятора», – передал через пресс-службу первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

Сотрудник другого банка из топ-20 неприятно удивлен новацией, считая ее весьма серьезной – при том что ее причины регулятор не объяснил. Банки много работали над удлинением пассивов – в том числе потому, что их не надо было резервировать, это позволяло развивать инструменты с длинным сроком обращения – получается, зря, объясняет он, почему считает изменения «стратегически спорными».

Новые правила резервирования не окажут существенного влияния на Промсвязьбанк , говорит главный финансовый директор Евгений Смирнов: по предварительной оценке, сумма резерва незначительно снизится. Немного снизится сумма резервов и у Росбанка, сообщил его финансовый директор Александр Овчинников. Требования по резервированию долгосрочных обязательств для Росбанка преимущественно коснутся выпущенных облигаций сроком свыше 3 лет, добавил он.

«Данные нововведения не окажут материального влияния на финансовые показатели ВТБ », - сообщила пресс-служба ВТБ. Представитель Альфа-банка не стал отвечать на вопросы «Ведомостей».

«Ведомости» ожидают комментариев других банков из топ-20.

Резервная норма - доля депозитных накоплений в центральном банке. В состав резервной нормы входят депозиты населения, а также прочие , которые должно содержать банковское учреждение в виде наличности или в форме открытых депозитов.

Резервная норма - норматив (устанавливается в форме процента), отражающий необходимый объем депозитов, которые должны храниться в собственных хранилищах банковского учреждения или ЦБ. Рост резервных норм приводит к тому, что объем обязательных резервов возрастает. При этом банки теряют способность оформлять займы. Снижение резервной нормы способствует переводу обязательных резервов в категорию избыточных, что повышает возможности банка по привлечению средств путем оформления кредитов.

Резервная норма: сущность, назначение

При появлении проблем в экономике (снижении цен, безработице и так далее) ЦБ страны принимает решение о необходимости повышения объема предложения наличных средств с целью стимулирования общих затрат. Цель - поглотить свободные ресурсы и выровнять .

Чтобы повысить денежное предложение руководители ЦБ делают все возможное для роста избыточных резервов. Реализуется это несколькими способами - совершением сделок Центрального банка по покупке ценных бумаг, снижением учетной ставки (цель - побудить коммерческие структуры увеличить резервы), уменьшением резервной нормы (позволяет автоматически перевести текущие резервы в категорию избыточных).

Одним из наиболее активно применяемых центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков. Этот инструмент отличается простотой применения, что в совокупности с непосредственным воздействием на уровень ликвидности коммерческих банков делает его весьма привлекательным.

Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норы обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

Изменение норм минимальных резервных требований -один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1863 г. - за полвека до создания ФРС.

Минимальные резервные требования как инструмент денежно-кредитного регулирования возникли в качестве своего рода обеспечения обязательств по депозитам коммерческих банков. Это их назначение сохранилось и в настоящее время. Они выполняют две основные функции; создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования», и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку центральные банки все больше предпочтения отдают более гибким инструментам регулирования.

Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам как в количественном, так и в качественном отношении. Прежде всего неодинакова «база» обязательных резервов, что находит проявление в установлении требований к разным частям баланса - активам или пассивам коммерческих банков. В настоящее время наиболее распространенной формой установления резервных требований является определение нормы как процента от обязательств. При этом требования могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к их отдельным статьям, что практикуется наиболее часто. Общепринятыми пассивами для установления резервных требований являются срочные депозиты и депозиты до востребования. Вместе с тем с появлением новых видов банковских обязательств или вследствие растущего значения уже существующих в «базу» резервных требований стали включаться все новые виды пассивов. Так, в Германии в середине 80-х гг. резервные требования были распространены на предъявительские ценные бумаги сроком до 2 лет, а в США - на банковские обязательства в евровалютах. В то же время отдельные виды обязательств в различных странах не подпадают под «базу» исчисления обязательных резервов. Практикуется также исключение из «базы» минимальных резервных требований депозитов нерезидентов - такая система действует в Германии.

Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям - в частности, банки начинают манипулировать составом своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям.

Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени «денежное» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени «денежности» необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой сложившейся практике имеются отклонения. Так, в Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы минимальных резервных требований.

Согласно сложившейся практике наиболее приемлемыми активами, используемыми для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства. Качественный состав этих средств различен - это могут быть наличные средства в кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные бумаги, а в некоторых странах (США, Германия, Швеция) - иностранная валюта на счетах центрального банка. В любом случае все они должны быть максимально «денежными», обеспечивая тем самым возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.

Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет 1 месяц - подобная схема используется в Японии, Франции и других странах; в США расчетный период равняется 2-недельному сроку, в Канаде он составляет 2 полумесячных периода.

Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер - тот механизм используется в США и Франции, Существуют также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы, а следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды - до 1 дня - способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2 недель.

Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры которой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса резидентства коммерческого банка. Например, в Германии по вкладам до востребования (1 месяц) величина минимальных резервов не должна превышать 30%, по срочным обязательствам (от 1 месяца до 4 лет) - 20%, по сберегательным вкладам - 10%. В то же время в отношении обязательств банков-нерезидентов Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов.

Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте, значительно ниже норм, применяемых к обязательствам в национальной валюте, а зачастую вклады в иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных резервов. Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов, включаемых в базу их расчета, - подобная практика характерна для Японии и Австрии.

Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного института, что наиболее часто встречается в развивающихся странах. Так, на Филиппинах для сельскохозяйственных банков нормы обязательных резервов установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков.

В некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований носит штрафной характер - в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы устанавливались в случае превышения объемов депозитов установленного уровня.

Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды нормы минимальных требований на прирост банковских депозитов повышались до 100%. В Японии, напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляет 2,5%. Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,45% объема обязательств коммерческих банков.

Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований в пределах установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами. Так, в США в ответ на повышение нормы минимальных резервов коммерческие банки быстро нашли другие источники необходимых финансовых средств, в частности от продажи правительственных ценных бумаг, что создало серьезную угрозу подрыва устойчивости системы государственных финансов. В настоящее время ФРС США практически отказалась от использования инструмента минимальных резервов.

Следует отметить, что большинство центральных банков не практикует выплату процентов по обязательным резервам коммерческих банков.

Политика установления минимальных резервных требований в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы заметно утратила свое значение. Все большую роль начинает играть такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на. открытом рынке.