Валютное регулирование вэд. Бобкова О.В

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей. В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования. В научной экономической литературе под внешнеэкономическими связями (ВЭС) понимается система межгосударственных внешнеэкономических отношений, а ВЭД ограничивается рамками функционирования субъектов хозяйствования. Это мнение справедливо теоретически, а практически понятие ВЭД присуще как для субъектов хозяйствования, так и для государства.

Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности организаций

ТЕМА 9. ФИНАНСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Финансовые аспекты внешнеэкономической деятельности

организаций

2. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

3. Формирование и использование валютных фондов организации

Таким образом, ВЭД является формой реализации внешнеэкономических связей, которые, в свою очередь, выступают характеристикой внешнеэкономических отношений.

Понятие внешнеэкономическая деятельность организации (хозяйствующего субъекта) включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятель­ность: производственную кооперацию в области между­народного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности; в том числе исключительные права на них (интеллекту­альная собственность). ВЭД во всех странах выполняет ряд функций:

Способствует выравниванию уровня экономического развития (национального и мирового);

Осуществляет соизмерение национальных и мировых издержек производства;

Реализует преимущества международного разделения труда и, как следствие, способствует повышению эффективности национальной экономики.

Включение национальной экономики в мировую влияет на развитие любой страны, но особое значение оно имеет в условиях преодоления кризисных явлений и ускорения пе­рехода к рыночному хозяйству. Опыт восточноевропей­ских стран, начавших реформирование экономики раньше Беларуси, практика Германии и Японии в период после Второй мировой войны и ряда развивающихся стран пока­зывают, что производство на экспорт, различные формы международной производственной кооперации становятся важнейшим фактором экономического роста.



Внешнеэкономическая деятельность оказывает положи­тельное влияние на развитие экономики в разных аспектах:

Во-первых, благодаря получению валютной выручки от экспорта. В масштабах всей национальной экономики ВЭД выступает важным фактором финансовой стабилизации страны: поступления от нее (таможенные сборы, НДС, акцизы, неналоговые поступления) формируют значительную долю бюджета республики;

Во-вторых, ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий. Под воздействием НТП ускорились темпы морального старения техники и технологий, увеличились затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Мировой опыт показывает, что только за счет внутренних источников решить проблему обновления производственных факторов невозможно;

В-третьих, ВЭД помогает развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на мировые рынки. Такая совместная деятельность осуществляется по ряду направлений: закупке комплектного технологического оборудования, по налаживанию его работы, консультационным услугам, обучению персонала; закупке патентов и лицензий на новые технологии; привлечению иностранных инвестиций в те отрасли организации, где необходима техническая и технологическая модернизация.

Выход организаций на мировой рынок позволяет обеспе­чить их реальное участие в международных экономических процессах, добиваться максимизации прибыли и повышения рентабельности за счет широкого использования преиму­ществ международного разделения труда. Согласно действу­ющему законодательству она имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке. В этой связи роль финансов внешнеэкономической деятельности организации постоянно повышается. Финансы внешнеэкономической деятельности организаций являются составной частью и одним из источников доходов государ­ственных финансов в данной сфере деятельности.

Как особая сфера функционирования финансы ВЭД обладают специфическими чертами. Область их существо­вания ограничивается сферой внешнеэкономической деятельности. Они воплощаются в ресурсах, формирующих­ся не только в национальной, но и иностранной валютах. Субъектами распределительных отношений наряду с национальными юридическими и физическими лицами являются также зарубежные партнеры в лице иностранного госу­дарства, международной организации, иностранные юри­дические и физические лица. Организация финансов ВЭД происходит под влиянием сложившейся системы междуна­родных валютно-кредитных и расчетных отношений.

Финансы внешнеэкономической деятельности организаций выражают систему экономических отношений, возни­кающих в ходе формирования и использования фондов де­нежных средств, полученных от внешнеэкономической де­ятельности в иностранной и национальной валюте. Они включают специфические отношения:

Между резидентами и нерезидентами по поводу купли-продажи продукции (работ, услуг), предоставления кредитов и займов, истребования штрафных санкций по договорам и т. п.;

Организациями и коллективами их работников при выплате заработной платы, премий, распределении средств фонда потребления;

Организациями и финансовой системой при внесении платежей в бюджет в части национальной валюты; а в части иностранной валюты - по поводу распределения валютной выручки, покупки валюты, финансирования в валюте из централизованного валютного фонда государства, получения иностранных кредитов под гарантию правительства и т.п.;

Организациями и кредитной системой при получении, погашении ссуд и при уплате процентов за кредит в иностранной и национальной валюте;

Партнерами совместных организаций, связанные с формированием уставного фонда, распределением доходов и др.;

Государствами и международными организациями по поводу оказания и погашения валютной помощи, выдачи и погашения ссуд и т. д.

Управление финансовыми взаимоотношениями в области внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов и включает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулирование.

Структура органов управления представлена следующи­ми уровнями:

Общегосударственный - Парламент, Президент, Правительство;

Функциональный - органы государственного планирования финансирования и контроля валютной деятельности (Министерство иностранных дел, Министерство экономики, Министерство финансов, Национальный банк и т. п.);

Хозяйственный - субъекты хозяйственной деятельности в сфере производства и обращения, самостоятельно осуществляющие внешнеэкономические операции на внешнем рынке.

Центральным исполнительным органом, координирую­щим внешнеэкономическую деятельность, является Минис­терство иностранных дел. Оно подготавливает (разрабатывает) решения по вопросам государственной внешней поли­тики и обеспечивает их реализацию. Основными задачами Министерства иностранных дел являются:

Создание благоприятных условий для продвижения белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

Разработка предложений по таможенно-тарифной политике, прогнозов внешнеторгового и платежного балансов, координация деятельности по осуществлению мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;

Анализ и прогноз, тенденций и закономерностей в области инвестиционной политики в республике, содействие в привлечении иностранного капитала;

Участие в работе по координации предоставления и контролю за распределением государственных централизованных валютных ресурсов;

Разработка и осуществление совместно с заинтересованными сторонами мероприятий по развитию и улучшению структуры экспорта и импорта и др.

На Министерство экономики возложена разработка со­циально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭД и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с за­рубежными странами, отвечающих экономическим интере­сам нашей страны.

Министерство финансов осуществляет выработку финан­совой политики в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-импортных операций, в формиро­вании и использовании государственного валютного фонда. Министерство финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими ор­ганами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет (ГТК) осущест­вляет таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь и является правоохранительным органом в сфере внешнеэкономической деятельности. В его функции входит:

Реализация таможенной политики;

Обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле;

Обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности республики;

Борьба с контрабандой, нарушением таможенных правил, законодательства о налогах, находящихся в области таможенных органов;

Своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Национальный банк Республики Беларусь представляет интересы страны в центральных банках других стран; со­вместно с Министерством финансов определяет условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятель­ности. Он регулирует валютные операции и курс белорус­ского рубля по отношению к валютам других государств, вывоз белорусского капитала, выдает лицензии коммерче­ским банкам на осуществление валютных операций, участ­вует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту. Национальный банк также определяет порядок функционирования и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и предста­вительств.

Белорусская торгово-промышленная палата Республики Беларусь является негосударственной некоммерческой ор­ганизацией, содействующей развитию национальной эконо­мики и внешнеэкономических связей Беларуси. Она объ­единяет юридических лиц и предпринимателей и осущест­вляет свою деятельность в целях интегрирования белорусской экономики в мировую хозяйственную систему, фор­мирования рыночной инфраструктуры, создания благопри­ятных условий для предпринимательской деятельности, а также расширения торгово-экономических связей респуб­лики с другими странами.

На уровне организации управление внешнеэкономи­ческой деятельностью осуществляется посредством: внеш­неторгового аппарата, организационная структура которо­го весьма разнообразна. Она зависит от размера организации, характера его производственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления, совокупности внешних ус­ловий функционирования, уровня развития экспорта. С учетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура (например, внешнеторговая фирма, управле­ние внешнеэкономической деятельностью, отдел внешне­экономических связей).

Важной составляющей в механизме регулирования ВЭД выступают меры валютного воздействия и валютного конт­роля. Валютное законодательство представляет собой сово­купность правовых норм, регулирующих порядок осущест­вления валютных операций, сделок с валютными ценностя­ми между организациями и гражданами другой страны, по­рядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты и валютных ценностей, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного зако­нодательства.

Практика валютного регулирования ВЭД сводится к следующим основным мерам:

Лицензирование деятельности коммерческих банков на проведение валютных операций и предоставление им статуса уполномоченных банков;

Проведение всех операций исключительно через уполномоченные банки и осуществление последними контроля за соответствием проводимых клиентами операций действующему валютному законодательству;

Предоставление в банки надлежащим образом оформленных банковских документов, содержащих информацию о валютной операции;

Обязательность хранения юридическими лицами-резидентами принадлежащих им средств в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках Республики Беларусь и своих валютных кассах;

Регулирование курса белорусского рубля к иностранным валютам;

Регулирование функционирования внутреннего валютного рынка;

Определение порядка открытия и ведения валютных счетов субъектов хозяйствования; осуществления платежей по внешнеэкономическим сделкам; осуществления операций, связанных с движением капитала; кредитования в иностранной валюте и т. д.

Согласно национальному законодательству субъекты хозяйствования всех форм собственности, получающие ва­лютную выручку, перечисляют ее на валютные счета в банках республики или в предусмотренных законодательством случаях - на счета в иностранных банках. Существуют также обязанности субъектов хозяйствования по обеспече­нию поступления:

Выручки от продажи продукции по экспортному контракту - не позднее 180 календарных дней со дня отгрузки продукции поставщиком, а выручки от реализации работ и услуг - не позднее 60 дней выполнения работ, оказания услуг;

Товара по импортному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня проведения получателем платежа за товар;

Товара по импорту согласно бартерному контракту - не позднее 60 календарных дней со дня выполнения экспортной части данного контракта.

Оплата или поставка товара за третьих лиц или третьи­ми лицами, по внешнеэкономическим сделкам, допускается при наличии договора об уступке требования либо переводе долга, заключенного в соответствии с законодатель­ством, лишь в тех случаях, когда стороне по такой сделке - резиденту Республики Беларусь поступает иностранная ва­люта или сырье, материалы, комплектующие изделия и энергоносители, используемые для собственного производства.

Поскольку в Беларуси еще не отлажен рыночный механизм перераспределения валютных ресурсов между произ­водителями и другими субъектами хозяйствования, осно­ванный на валютном курсе, такое перераспределение осу­ществляется путем создания дополнительных условий, в том числе через обязательную продажу части валютной вы ручки на валютном рынке. Все организации, независимо от форм собственности и места регистрации, получающие выручку от экспорта товаров (работ, услуг) в свободно конвертируемой валюте и от операций на внутреннем валют­ном рынке, обязаны продавать на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ) 30 % этих средств в тече­ние 5 дней после поступления на счета белорусских или иностранных банков, за исключением случаев, предусмот­ренных законодательством.

Существуют некоторые льготы по обязательной прода­же валютной выручки. Не подлежат обязательной продаже суммы конвертируемой валюты и российских рублей:

Приобретенные в установленном порядке на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

Поступившие в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями, в которых доля иностранных участников превышает 30 %, а также в уставные фонды банков от резидентов Республики Беларусь;

Поступившие в виде привлеченных средств (кредитов, депозитов, займов, вкладов), в том числе из-за рубежа;

Поступившие в качестве возврата основной суммы кредита (займа, депозита);

Поступившие в виде пожертвований на благотворительные цели, а также полученные от международных организаций и иностранных государств в порядке оказания Республике Беларусь помощи, при условии использования ее по назначению;

Поступившие в рамках целевого финансирования за счет средств республиканского и местных бюджетов;

Поступившие на счета Фонда социальной защиты населения для выплаты иностранным гражданам, проживающим на территории Республики Беларусь, пенсий в иностранной валюте, а так­же поступившие на счет белорусского республиканского фонда «Взаимопонимание и примирение»;

Поступившие энерго-, газо-и нефтеснабжающим организациям от резидентов Республики Беларусь в счет платежей за газ, электрическую и тепловую энергию, нефть и нефтепродукты, в пределах средств в иностранной валюте, использованных этими организациями на приобретение энергоносителей и нефтепродуктов;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей от экспорта продукций (работ, услуг) собственного производства и направленные ими в течение 5 дней резидентам Республики Беларусь; выступающим в качестве субпоставщиков (субподрядчиков) этой продукции (работ, услуг), в целях перераспределения валютной выручки;

Поступившие на счета юридических лиц и предпринимателей и не принадлежащие, и на праве собственности (полного хозяйственного ведения оперативного управления) в соответствии с законодательством, если такая валюта не подлежит продаже другими субъектами хозяйствования;

Взыскиваемые с транзитных счетов юридических лиц и предпринимателей в бесспорном порядке налоговыми органами в государственный бюджет в течение 5 дней со дня поступления.

Осуществление валютного контроля всегда являлось важнейшей составной частью политики государственного регулирования внешнеэкономических операций.

В России сложилась двухуровневая модель валютного контроля. В соответствии с законом он осуществляется Правительством РФ и органами валютного контроля, которые образуют первый уровень, а также так называемыми агентами валютного контроля, представляющими второй уровень.

К органам валютного контроля относятся Центральный банк РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др).

Агентами валютного контроля в первую очередь являются уполномоченные банки РФ, а также территориальные подразделения федеральных органов, на которые возложена обязанность проведения валютных операций.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности требований валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Поэтому валютный контроль охватывает самые различные стороны операций с иностранной валютой, регулируемые валютным законодательством: операции с наличной иностранной валютой и работу обменных пунктов, операции нерезидентов в рублях, текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

Основным документом для валютного контроля является паспорт сделки - это базовый документ валютного контроля, который оформляется экспортёром и импортёром в уполномоченном банке РФ и содержит в стандартизированной форме основные сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности российские экспортёры обязаны обеспечить зачисление выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности на свои счета именно в российские банки. Зачисление экспортной выручки на счета за рубежом возможно только по ограниченному кругу операций, определённых законом. Требование о "репатриации" также означает необходимость получения и ввоза на таможенную территорию РФ импортируемых товаров, за которые были переведены за рубеж денежные средства, а в случаях невыполнения контрактных обязательств по импорту иностранным поставщиком наш резидент обязан обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных им за неввезённые товары и невыполненные услуги. Строгое выполнение этих требований законодательства является предметом особого контроля со стороны уполномоченных на то организаций.

В соответствии с Федеральным законом № 173 расширен круг операций, при проведении которых оформляется паспорт сделки. Форма паспорта применима как при экспортных, так и при импортных сделках.

Действие Инструкции ЦБ РФ № 117-И о порядке оформления паспорта сделки распространяется на широкий круг операций, связанных с расчётами не только за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, но и за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по внешнеторговому договору между резидентом и нерезидентом, а также при обслуживании кредитных договоров и договоров займа в иностранной валюте и в рублях между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки не составляется при расчётах по валютным операциям нерезидентов с российскими физическими лицами (которые не являются индивидуальными предпринимателями), российскими кредитными организациями и федеральными органами исполнительной власти, а также при небольших суммах контрактов или кредитных соглашений, не превышающих эквивалента 5 тыс. долл. США.

В целях обеспечения учёта и отчётности по валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному соглашению) оформляет один паспорт сделки. При этом установлено, что все валютные операции по контракту резидент проводит только через счета, открытые в этом банке.

Если резидент проводит валютные операции по контракту или кредитному соглашению через счета, открытые в банке-нерезиденте, то паспорт сделки оформляется территориальным учреждением Банка России по месту государственной регистрации резидента, которое в этом случае исполняет функции банка паспорта сделки.

Резидент представляет в банк два экземпляра паспорта сделки и контракт (договор), служащий основой для проведения валютной операции. Особенности системы контроля и порядка оформления паспортов сделок непосредственно в сфере внешней торговли товарами, услугами результатами интеллектуальной деятельности изложены в Положении ЦБ РФ от 01.06.04 г. № 258 "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанной с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

В паспорте сделки по внешнеторговой операции, образец которого приведён в приложении А, в стандартизированной форме указаны параметры российского участника внешнеторговой сделки, реквизиты иностранного участника и основные сведения о самом контракте, по которому составлен паспорт сделки.

Уполномоченный банк в срок, не превышающий 3 рабочих дня, проверяет правильность оформления паспорта сделки и сверяет информацию, находящуюся в нём, со сведениями в обосновывающих документах. В случае надлежащего заполнения и оформления паспорта сделки оба экземпляра паспорта сделки подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка.

В дальнейшем один экземпляр ПС вместе с копиями представленных резидентом обосновывающих документов помещается в досье по паспорту сделки, а другой возвращается обратно резиденту.

В досье по паспорту сделки, которое ведёт уполномоченный банк, помещаются следующие документы:

  • - паспорт сделки;
  • - обосновывающие документы;
  • - справка о валютных операциях с информацией о паспорте сделки;
  • - справка о расчётах через счета за рубежом;
  • - справка о расчётах через зарубежные счета по кредитным договорам;
  • - справка о поступлении валюты РФ;
  • - документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом;
  • - ведомость банковского контроля.

Документы в досье по паспорту сделки хранятся в уполномоченном банке не менее 3 лет со дня закрытия паспорта сделки.

После оформления паспорта сделки в ходе осуществления валютных операций по контракту резидент должен представить в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением этой операции, которые подтверждали бы факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Для учёта введён документ "Справка о подтверждающих документах".

Справка представляется резидентом в свой банк в двух экземплярах не позднее чем через 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлён вывоз товаров с таможенной территории РФ или выполнены другие виды работ или услуг, и через 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлён ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

В данной справке указывается номер паспорта сделки, сумма и код валюты сделки, вид документа, являющегося подтверждением осуществления внешнеторговой операции: таможенная декларация (с указанием её номера и даты), документ, подтверждающий факт оказания услуг или выполнения работ, различные виды векселей, полученных и выданных резидентами от нерезидентов.

Подтверждающим документам присвоены следующие коды:

  • 01 - документ, подтверждающий факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), за исключением товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также товаров, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации;
  • 02 - документ, подтверждающий факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, за исключением товаров, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации;
  • 03 - документ, подтверждающий факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, поставляемых для выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации;
  • 04 - документ, подтверждающий факт выполнения работ (за исключением строительных и подрядных работ, производимых резидентом за пределами территории Российской Федерации), оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • 05 - документ, подтверждающий факт выполнения резидентом строительных и подрядных работ за пределами территории Российской Федерации;
  • 10 - вексель, переданный резидентом нерезиденту, эмитированный резидентом;
  • 11 - вексель, переданный резидентом нерезиденту, эмитированный нерезидентом;
  • 12 - вексель, полученный резидентом от нерезидента, эмитированный резидентом;
  • 13 - вексель, полученный резидентом от нерезидента, эмитированный нерезидентом;
  • 14 - документы, подтверждающие факт исполнения обязательств иным способом, за исключением получения или передачи векселя.

После представления в уполномоченный банк Справки о подтверждающих документах она проверяется там на соответствие с информацией, содержащейся в других документах.

В случае если всё оформлено правильно и расхождений не отмечено, оба экземпляра справки подписываются ответственным лицом банка и заверяются банковской печатью для валютного контроля, после чего один экземпляр справки помещается в досье по паспорту сделки, а второй экземпляр вместе с оригиналами подтверждающих документов возвращается в 7-дневный срок резиденту.

В день открытия и подписания паспорта сделки банк также открывает ведомость банковского контроля (приложение В), в которой прослеживается весь ход ведения и расчётов по внешнеторговой операции на основании информации в паспорте сделки, справках об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших либо списанных со счёта резидента, расчётных документах при проведении операций с нерезидентом в валюте РФ, справке о подтверждающих документах, справке о расчётах через счета за рубежом, реестре внесения и возврата сумм резервирования по валютным операциям (если этот вид валютных ограничений предусмотрен действующими нормативными актами).

Ведомости банковского контроля заполняются уполномоченным банком в электронном виде. Но для целей валютного контроля она может быть по письменному заявлению клиента выдана ему в бумажном виде с подписью ответственного лица банка и печатью валютного контроля банка.

Одновременно с закрытием паспорта сделки банк паспорта сделки формирует ведомость банковского контроля в бумажном виде, заверяет её и помещает для хранения в досье по паспорту сделки.

Помимо вышеуказанных документов при осуществлении валютного контроля оформляются следующие документы.

Учётная карточка таможенно-банковского контроля (сокращённо УК по экспорту и УК по импорту) представляет собой возвратный документ, который формируется таможенными органами для направления в банки и содержит часть сведений из грузовой таможенной декларации (ГТД), необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и поступления импортных товаров, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведённых в их оплату.

Досье - специальная подборка документов по контролю за ходом проведения всей внешнеторговой операции. Досье формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки. Досье подлежит хранению не менее пяти лет после его закрытия.

В каждом банке, осуществляющем валютные операции, выделяются ответственные лица, которые имеют право подписи документов валютного контроля. Карточки с образцами их подписи и оттиском печати банка регистрируются в Банке России.

Функционирование системы таможенно-банковского контроля предусматривает сопоставление в автоматическом режиме данных таможенных органов о перемещении товаров через таможенную границу РФ с информацией уполномоченных банков о суммах поступившей на счета экспортёров валютной выручки от экспорта товаров или списанной со счетов импортеров иностранной валюты в оплату импортируемых товаров.

Информация об осуществлённых отгрузках и платежах обрабатывается в Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ГТК России и служит основой для выявления фактов невозврата экспортной выручки и непоступления товаров в счёт осуществленных авансовых платежей по импортным контрактам.

Государство возложило на Центральный банк РФ обязанность собирать сведения, подготавливать и публиковать статистическую информацию по валютным операциям.

Для получения необходимых фактических и цифровых данных Банк России устанавливает единые формы учёта и отчётности по валютным операциям, а также порядок и сроки предоставления подобных сведений. В главе 4 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" также говорится о необходимости в современных условиях валютного контроля, который осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. И резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны выполнять предписания органов валютного контроля, если они выявляют в их действиях нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля. За выявленные нарушения участники внешнеэкономической деятельности несут ответственность, установленную законодательством.

Для того чтобы проводить проверки соблюдения резидентами валютного законодательства РФ, органы и агенты валютного контроля должны получать от проверяемых физических и юридических лиц необходимые документы о проведении валютных операций, документы, подтверждающие выполнение обязательств по контрактам и кредитным соглашениям и др.

Законодательством установлен круг документов, которые агенты валютного контроля имеют право запрашивать у резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций:

  • – документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • – документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • – документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;
  • – свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
  • – документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • – документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемых и выдаваемых органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

уведомление налогового органа по месту учёта резидента об открытии счёта (вклада) в банке за пределами Российской Федерации;

  • – регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • – документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственной регистрации;
  • – документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • – таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • – паспорт сделки.

Перечисленные документы должны относиться именно к тем операциям, в обслуживании которых участвуют сами агенты валютного контроля.

Представляемые оригиналы документов после их изучения возвращаются обратно резидентам и нерезидентам, а в материалы валютного контроля помещаются заверенные копии.

Поскольку получаемая органами и агентами валютного контроля документация относится к весьма важным и конфиденциальным областям деятельности, закон обязывает всех должностных лиц хранить коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую известной им при осуществлении своих служебных полномочий.

Представлению необходимой документации по валютным операциям, подготавливаемым участниками внешнеэкономической деятельности, придаётся большое значение, и в случае их непредставления уполномоченные банки в соответствии с действующим законодательством должны отказать своему клиенту в проведении его операций.

В развитие положений закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк РФ разработал систему учёта и отчётности участников внешнеэкономической деятельности по валютным операциям, основные положения которой изложены в Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", вступившей в силу с 18.06.04 г.

При поступлении на счёт резидентов (юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей) и при списании с их счёта иностранной валюты вместе с документами, являющимися основанием для проведения валютной операции, должны представлять в уполномоченный банк подготовленный ими документ - справку о валютных операциях.

Это справка позволяет банку и органам валютного контроля идентифицировать, результатом каких видов деятельности явилась необходимость в проведении этих валютных операций.

В ней указывается:

  • ? направление платежа;
  • ? сумма платежа с указанием кода используемой валюты;
  • ? вид валютной операции;
  • ? номер паспорта сделки (если он используется по этой операции);
  • ? дата и номер заявления на резервирование (если по этой операции действующим законодательством установлено требование о резервировании).

В целях оптимизации учёта и обработки информации все валютные операции разделены на более чем 180 видов, имеющих свои цифровые коды.

При осуществлении валютных операций в валюте РФ как резиденты, так и нерезиденты представляют в уполномоченный банк так называемый расчётный документ, составленный в установленной стандартной форме, в котором указывается назначение платежа, код вида валютной операции.

Справка о валютных операциях, расчётный документ и иные документы, предусмотренные правилами, которые являются основанием для проведения валютных операций, представляются резидентами и нерезидентами при списании валюты с его счёта в уполномоченном банке, а при поступлении валюты на счёт - не позднее семи рабочих дней от этой даты.

Документы, представляемые резидентами и нерезидентами в банк для учёта и контроля, хранятся там не менее трёх лет.

На основе представленных документов уполномоченные банки ведут в электронном виде базу данных по валютным операциям.

Существуют определённые особенности оформления документов при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и получении кредитов и займов.

Так, действие установленных правил не распространяется на кредитные операции нерезидентов с российскими резидентами - кредитными организациями, а также если сумма кредитного договора невелика и не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора.

При проведении валютных операций по кредитным договорам через российские банки клиент представляет в свой уполномоченный банк "Справку о валютных операциях"; если расчёты проводятся через счета в банках, - расположенных на территории иностранных государств (банков-нерезидентов), "Справку о расчётах за рубежом по кредитным договорам", которая содержит сведения о ходе кредитной операции, необходимые банку для заполнения документов валютного контроля. Эта справка представляется не позднее чем через 45 календарных дней после совершения операции.

Уполномоченный банк, который ведёт учёт и контроль за кредитной операцией, формирует ведомости банковского контроля (приложение В), в которые не позднее чем через 5 дней после совершения заносятся все сведения о проведении этой операции. Ведомости ведутся в электронном виде, но если клиенту банка необходимо их представить в органы валютного контроля, по его письменному заявлению ведомость на бумажном носителе с подписью и печатью банка выдается самому резиденту не позднее следующего рабочего дня после его обращения.

Система валютного регулирования представляет собой регламентацию режима осуществления валютных операций, международных расчетов, определение общих принципов валютного регулирования, полномочий государственных органов и функций банков и других финансовых учреждений в регулировании валютных операций, прав и обязанностей субъектов валютных отношений, порядке осуществления валютного контроля, ответственности за нарушение валютного законодательства.

Валютное регулирование осуществляется на межгосударственном, региональном и национальном уровнях.

Необходимость валютного регулирования на межгосударственном и региональном уровнях обусловлена процессом интеграции и транснационализации, развитием международных экономических отношений, становлением мирохозяйственного разделения труда. Межгосударственное и региональное валютное регулирование ориентировано на координацию валютно-финансовой политики отдельных государств и экономических интеграционных объединений, на разработку ими общих мероприятий по преодолению валютных кризисов, совместных подходов к выработке валютной политики. Скоординированное межгосударственное и региональное валютное регулирование позволяет снизить степень автономности национальной экономической политики и увеличить взаимозависимость валютных сфер деятельности различных национальных экономик.

Валютное регулирование на национальном уровне принимает во внимание требования МВФ и региональных объединений, в которые входят отдельные государства. Его стратегия и тактика фиксируется в нормативно-правовых и методических документах.

Системы национального валютного регулирования, как правило, определяют субъектов валютного регулирования, порядок осуществления операций с валютными ценностями, статус валюты и обменный валютный курс, полномочия государственных органов и функции банковской системы в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Все субъекты валютного регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства на территории Украины; юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиала, представительства), с местонахождением на территории Украины; дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства Украины за рубежом, которые имеют иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалы и представительства предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющие предпринимательской деятельности.

Нерезидентами считаются физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Украины; юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиала, представительства), с местонахождением за пределами Украины; расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские, торговые и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, имеющие иммунитет и дипломатические привилегии.

Участниками валютного регулирования выступают Национальный банк Украины, "уполномоченный банк" (любой коммерческий банк, имеющий лицензию НБУ на осуществление валютных операций, а также осуществляет валютный контроль за операциями своих клиентов), различные финансовые учреждения, которые получили лицензию НБУ на право проведения валютных операций, юридические лица, заключившие агентские соглашения на открытие пунктов обмена иностранных валют, финансовые учреждения-нерезиденты, получившие индивидуальные лицензии НБУ на право проведения операций на валютном рынке Украины.

Резиденты и нерезиденты имеют право быть собственниками валютных ценностей, находящихся на территории Украины, осуществлять валютные операции с учетом ограничений, установленных действующим законодательством. Резиденты также право быть собственниками валютных ценностей, находящихся за пределами Украины.

К валютным ценностям относятся валюта Украины, иностранная валюта, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте или банковских металлах; банковские металлы.

Субъекты валютного регулирования выполняют различные валютные операции по купле-продаже и предоставлению в кредит иностранной валюты.

Валютными операциями на территории Украины считаются операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности; использованием валютных ценностей в международном обращении как средства платежа, с передачей задолженности и других обязательств, предметом которых являются валютные ценности; ввозом, переводом и пересылкой на территорию Украины или за ее пределы валютных ценностей.

Для валютных операций используются валютные (обменные) курсы иностранных валют, выраженные в валюте Украины, курсы валютных ценностей в иностранных валютах, а также в расчетных (клиринговых) единицах. Указанные курсы устанавливаются НБУ.

Функционирование международных товарно-денежных отношений осуществляется при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран, свободного обращения денег за пределами данной страны. Таким образом, эффективное включение в международные экономические отношения возможно только на основе конвертируемой валюты.

Конвертируемость национальной денежной единицы - это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и наоборот без прямого вмешательства государства в процесс обмена.

Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости валютных ограничений, практикуемых в стране.

Под ограничениями следует понимать любые действия официальных инстанций, непосредственно приводят к сужению возможностей, увеличение расходов или появления неоправданных задержек в осуществлении валютного обмена и платежей по международным соглашениям.

Конвертируемость валюты, с точки зрения отношения к валюте резидентов и нерезидентов, делится на внутреннюю и внешнюю. При внутренней конвертируемости резиденты имеют право покупать, иметь и осуществлять операции внутри страны с валютой, банковскими депозитами, которые деноминированные в иностранной валюте. При внешней конвертируемости резиденты имеют право осуществлять операции с иностранной валютой с нерезидентами.

При проведении валютных операций украинские предприятия и организации руководствуются Классификатором иностранных валют, находящихся в обращении, является законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства и могут быть использованы при осуществлении торговых и неторговых платежей субъектами предпринимательской деятельности и банками Украины. Все валюты в Классификаторе делятся на три группы:

1 группа - свободно конвертируемые валюты, которые широко используются для осуществления платежей по международным операциям и продаются на главных валютных рынках мира. Они без ограничений обмениваются на другие виды валют, и курсы их котируются НБУ.

2 группа - свободно конвертируемые валюты, которые широко не используются для осуществления платежей по международным операциям и не продаются на главных валютных рынках мира (частично конвертируемые валюты). Эти валюты обмениваются на другие валюты с определенными ограничениями, и их кросс-курсы определяются НБУ.

3 группа - неконвертируемые валюты. Они не обмениваются на другие валюты, и их курсы не определяются НБУ.

Валютные операции осуществляются на основе индивидуальных и генеральных лицензий, которые выдает НБУ.

Генеральные лицензии выдаются коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям Украины на осуществление валютных операций, не требующих индивидуальной лицензии, на весь период действия режима валютного регулирования.

Если генеральная лицензия выдана на осуществление операций, связанных с торговлей иностранной валютой, то субъекты предпринимательской деятельности имеют право открывать пункты обмена иностранных валют, в том числе на основании агентских соглашений с другими юридическими лицами-резидентами.

Индивидуальные лицензии выдаются резидентам и нерезидентам на осуществление разовой валютной операции на период, необходимый для ее осуществления. Индивидуальной лицензии требуют такие операции как вывоз, перевод и пересылка за пределы Украины валютных ценностей; вывоз, перевод, пересылка в Украину валюты Украины, за исключением случаев; предоставление и получение резидентами кредитов в иностранной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установленные законодательством пределы; использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа или залога; размещение валютных ценностей на счетах и во вкладах за пределами Украины; осуществление инвестиций за рубежом.

Порядок и сроки выдачи лицензий, перечень документов, необходимых для получения лицензий, а также основания для отказа в выдаче лицензий определяются НБУ.

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Валютное регулирование указанной деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 26 ноября 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Этот Закон определяет статус субъектов валютных правоотношений и делит их на две группы: резидентов и нерезидентов. Законом определен правовой режим объектов валютных правоотношений, под которыми понимаются валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности. Большое внимание законодательством уделено порядку осуществления валютных операций, к которым относятся:

Операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

Осуществление международных денежных переводов;

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, в частности, относятся: прямые инвестиции; «портфельные», инвестиции; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.

Совершение текущих операций связано с переводом в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров без отсрочки платежа, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней.

Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрены особенности осуществления валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. В частности, установлено:

Право на осуществление резидентами текущих валютных операций без ограничений;

Право на осуществление резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

Право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

Обязанность продажи 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти. К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством РФ.

Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися па территории разных стран.

Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики. Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называется валютным законодательством.

В настоящее время основным нормативным актом, обеспечивающим регулирование валютных отношений в России, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ΦЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия.

  • 1. Валюта Российской Федерации.
  • денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
  • 2. Иностранная валюта.
  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
  • 3. Внутренние ценные бумаги :
    • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
    • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
  • 4. Внешние ценные бумаги ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.
  • 5. Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
  • 6. Резиденты :
    • физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
    • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
    • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
    • дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
    • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
  • 7. Нерезиденты .
  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
  • 8. Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской

Федерации и имеющие право иа основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющих право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

  • 9. Валютные операции :
    • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
    • приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
    • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
    • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
    • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
  • 10. Валютные биржи – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются :

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Росс и некой Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.