Возврат излишне оплаченной суммы. Возврат излишне взысканной суммы налога

У любого налогоплательщика может возникнуть ситуация, когда он излишне уплатил налоги в бюджет. В статье раскрываются бухгалтерские и налоговые вопросы .

Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм, излишне перечисленных или взысканных в бюджет.
У налогоплательщиков излишне уплаченные суммы налогов могут возникнуть в результате различных ситуаций: технических ошибок при расчетах, неточности при исчислении налоговой базы и суммы налогов, а также ошибки при перечислении налоговых обязательств. Факт переплаты может обнаружить как налогоплательщик, так и налоговый орган.
Порядок зачета или возврата излишне уплаченных налогов регламентируется ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Общие условия возврата или зачета переплаты

Общие условия зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов:
1. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам
2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму
3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта
4. Обнаружение факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате налога:
- Предложения налогового органа
- Предложения налогоплательщика
5. Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам
6. Результаты сверки оформляются актом и подписываются налоговым органом и налогоплательщиком

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения таких фактов по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Порядок зачета или возврата налоговым органом излишне уплаченных налогов

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки в случае ее проведения.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Пример 1. ООО "Лира" излишне уплатило в бюджет налог на имущество организаций в сумме 15 000 руб. Руководитель организации написал заявление с просьбой вернуть переплату по налогу.
Налоговый орган проверил расчеты налогоплательщика с бюджетом и обнаружил у ООО "Лира" задолженность по транспортному налогу в размере 3000 и по земельному налогу в размере 1500 руб.
В течение 10 дней с момента получения заявления налоговый орган принял решение о возврате оставшейся части переплаты после проведения зачета в счет предстоящих платежей.
Переплата в размере 10 500 руб. (15 000 руб. - 3000 руб. - 1500 руб.) была возвращена своевременно на расчетный счет организации.

- зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по транспортному налогу:
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на имущество"
Кредит счета 68, субсчет "Расчеты по транспортному налогу", 3000;
- зачтена часть переплаты по налогу на имущество в счет погашения недоимки по земельному налогу:
Дебет счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество",
Кредит счета 68, субсчет "Расчеты по земельному налогу", 1500;
- возвращена на расчетный счет оставшаяся часть переплаты по налогу на имущество:

Кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество", 10 500.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия такого решения. При этом сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку либо высылается по почте.
Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, то на невозвращенную сумму начисляются проценты.

Особенности возврата излишне уплаченного налога с нарушением срока

1. Налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата
2. Если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение 3-х дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств

Доходы в виде сумм процентов, полученных от налоговых органов, в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли (пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ). В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, проценты, начисленные за нарушение срока возврата излишне уплаченной суммы налога, являются прочими доходами и принимаются к бухгалтерскому учету в фактических суммах (п. 10.6 ПБУ 9/99).

Пример 2. ООО "Лира" излишне уплатило в бюджет налог на прибыль организаций в сумме 120 000 руб. по итогам 2009 г. Руководитель организации написал заявление 30 апреля 2010 г. с просьбой вернуть переплату по налогу.
Налоговый орган провел камеральную проверку, проверил расчеты налогоплательщика с бюджетом и обнаружил отсутствие задолженности у ООО "Лира".
Налоговый орган принял решение о возврате переплаты и перечислил ее на расчетный счет организации 17 июня 2010 г., нарушив срок возврата переплаты.
В связи с этим на сумму переплаты начисляются проценты за период с 31 мая по 17 июня 2010 г.
Ставка рефинансирования Банка России (условно) - 8%.
Сумма процентов составит 473,42 руб. (120 000 руб. x 0,08 / 365 дней x 18 дней).
Бухгалтер ООО "Лира" сделал в учете следующие записи:
- отражена сумма процентов за нарушение срока возврата переплаты:
Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1
"Прочие доходы", 473,42;
- поступила сумма переплаты на расчетный счет:
Дебет счета 51 "Расчетные счета"
Кредит счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", 120 000;
- зачислены проценты на расчетный счет:
Дебет счета 51 "Расчетные счета"
Кредит счета 76 473,42.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте РФ.
Аналогичные правила применяются в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Если вы переплатили какой-либо налог в бюджет, то сумму переплаты вы можете вернуть или зачесть в счет будущих платежей (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Во втором случае нужно подать в свою ИФНС заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Его можно представить в налоговую в течение 3 лет со дня, когда была совершена переплата (п.2 , 7 ст. 78 НК РФ).

В счет каких платежей можно зачесть излишне уплаченный налог

Переплату по налогу можно зачесть в счет уплаты будущих платежей по налогам, а также в счет погашения недоимки, уплаты пени или штрафа. Но при соблюдении правил зачета налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Отметим, что свой порядок зачета установлен для зачета излишне удержанного или уплаченного НДФЛ с доходов работников.

Кстати, если налоговики сами обнаружат переплату, они зачтут ее в счет недоимки по другому налогу (того же «уровня»), либо пеням, штрафу по такому налогу самостоятельно (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Как подать заявление на зачет переплаты по налогам

Заявление на зачет налога (КНД 1150057) подается по утвержденной ФНС форме (Приложение N 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@).

В форме организации и ИП заполняют только страницу 1. Вторая предназначена для физических лиц, не являющихся предпринимателями. Порядка заполнения к форме нет, но в целом правила отражения в ней данных интуитивно понятны. К тому же в конце формы есть некоторые пояснения.

Заявление на зачет излишне уплаченного налога: образец

Приведенный нами актуален и для 2018 года.

Способы подачи заявления

Подать заявление на зачет переплаты в налоговую можно одним из 3-х способов:

  • руководитель организации (ИП) может представить его налоговикам лично, либо это может сделать представитель на основании доверенности;
  • переслать по почте ценным письмом с описью вложения;
  • направить в электронном виде при условии, что заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (

Конфликты между контролирующими органами и налогоплательщиками, использующими (в соответствии с действующим законодательством) право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога, – не редкость. Данной процедуре посвящено немало статей и разъяснений. Но зачастую информация в них разрозненна, не определяет поведения налогоплательщика в подобного рода ситуациях.

В рамках этой статьи мы попытаемся систематизировать сведения о процедуре зачета (возврата) излишне уплаченного налога, обозначив ряд наиболее важных моментов.

Зачет и возврат: ознакомимся с понятиями

Излишней уплатой суммы налога признано зачисление на счета бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05).

На практике порой возникает ситуация, когда не должен бюджету, а бюджет – налогоплательщику. Причиной могут являться как чисто технические ошибки (при оформлении, например, платежного поручения на перечисление налога), так и порожденные недостаточным знанием налогового законодательства (допущенные при формировании налоговой базы). Кроме того, налог может быть неправомерно взыскан инспекцией в рамках налоговой проверки.

При возникновении такой ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ ), а у налогового органа возникает обязанность осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Зачету (возврату) излишне уплаченного налога посвящена ст. 78 НК РФ . Стоит отметить, что данная норма применяется к случаям, когда налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет. Если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа, к процессу «подключается» ст. 79 НК РФ (такие ситуации в нашей статье не рассматриваются).

Итак, «зачет» и «возврат» – в чем разница между данными понятиями? По мнению Президиума ВАС (Постановление от 29.06.2004 № 2046/04 ), зачет излишне уплаченной суммы налога – это сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее. Под возвратом понимается изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Как видим, существенных различий между зачетом и возвратом налоговых платежей по экономическому содержанию не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А40/11549-10 , ФАС СЗО от 05.07.2010 № А56-67284/2009 , определения ВАС РФ от 06.08.2010 № ВАС-10227/10 , от 24.11.2008 № 15129/08 ). Аналогичного мнения придерживаются налоговики (Письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 ).

Важные процедурные моменты зачета (возврата) излишне уплаченного налога

Момент 1: «контрольный»

Переплата по налогу должна контролироваться самим налогоплательщиком как наиболее заинтересованным лицом, однако данный факт может быть обнаружен и налоговой инспекцией, причем последняя обязана известить об этом налогоплательщика в течение 10 дней (п. 3 ст. 78 НК РФ ) .

Обратите внимание

В целях применения норм НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он напрямую не установлен в календарных. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ ).

Момент 2: сначала зачет в счет погашения недоимки, потом – возврат

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется только в том случае, если налогоплательщик не имеет недоимки (суммы, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок, – см. п. 2 ст. 11 НК РФ ) по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Поэтому в случае, когда у налогоплательщика имеется , возврат производится после зачета суммы переплаты в счет ее погашения (п. 5 ст. 78 ), и только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.

Обратите внимание

В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Так, НДС относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ ), поэтому сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (например, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль организаций, НДПИ) (дополнительно см. Письмо Минфина России от 13.12.2011 № 03-05-06-01/86 ).

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет в счет погашения недоимки налоговики осуществляют самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения ими факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась.

Однако данное положение не мешает налогоплательщику самому заявить в налоговый орган о своем желании зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В этом случае решение налоговиков о зачете в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Надо отметить, что предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом , который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Переплата по налогу может быть направлена не только на погашение недоимки, но и в счет предстоящих платежей (п. 4 ст. 78 НК РФ ).

Иными словами, в случае если у налогоплательщика имеется переплата (по налогу на прибыль), он имеет право зачесть ее в счет расчетов по налогу, начисление которого к уплате в соответствующий бюджет только предстоит (к примеру, НДС). В Письме Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315 обращается особое внимание на то, что налоговый орган не вправе без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ ). Причем налогоплательщик должен сделать это самостоятельно, указав в заявлении конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога. Следовательно, налогоплательщик, проявляя заинтересованность в зачете, представляет соответствующее заявление (с указанием конкретной суммы предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога) самостоятельно и (обратите внимание!) заблаговременно – с тем, чтобы не допустить недоимки по платежам.

Данный момент хорошо показан на примере, приведенном в Письме Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . В последний день для уплаты НДС за IV квартал 2010 года (20.01.2011) организация направила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Минфин разъясняет: имея переплату по налогу на прибыль и планируя зачесть ее в счет будущих платежей по НДС, вовсе не обязательно дожидаться последнего дня для начисления и уплаты НДС за конкретный квартал, чтобы подать соответствующее заявление. Это можно сделать заблаговременно. В противном случае по НДС неминуемо образуется недоимка, и даже если она будет погашена зачетом, пени за просрочку уплаты налога придется заплатить (как минимум за период с 21-го числа соответствующего месяца по день принятия налоговым органом решения о проведении зачета).

Момент 4: о подаче заявлений о зачете (возврате) налогов

Налоговики обязаны вернуть переплату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения от организации заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Минфин считает, что возможность подавать подобные заявления в электронном формате ст. 78 не предусмотрена (Письмо от 09.11.2011 03-02-08/115 ), в отличие от иных статей НК РФ, в которых есть специальные указания на возможность направления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам связи.

К сведению

Налоговые органы могут в электронном виде направлять налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ ), решения о возмещении суммы НДС (ст. 31 НК РФ , Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ ), акты совместной сверки расчетов (ст. 32 НК РФ ). В свою очередь, налогоплательщики представляют в электронном виде налоговые декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ ), документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность их исчисления (ст. 31 НК РФ ).

Таким образом (делает вывод Минфин), поименованные в ст. 78 НК РФ заявления подаются на бумажном носителе. Аналогичное мнение сложилось у высшего налогового ведомства страны (Письмо ФНС России от 08.07.2010 № ШС-37-8/6177@ ).

Возможно, в процессе обработки налоговым органом заявления будут выявлены расхождения по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме. В данном случае налоговый орган в силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций обязан возвратить копию первоначально представленного заявления налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов.

Когда все разногласия будут урегулированы, а налогоплательщик представит в инспекцию новое заявление, налоговый орган в течение 10 дней со дня его получения примет решение о проведении возврата по налогу.

Момент 5: сроки подачи заявления

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ ).

В случае пропуска трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

На практике налоговые инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога, и чаще всего поводом для отказа служит истечение отведенного срока. Однако если налогоплательщик по той или иной причине пропустил указанный в НК РФ срок, это еще не означает, что он будет лишен права вернуть образовавшуюся переплату через суд.

При таких обстоятельствах стоит обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 , в котором указано: обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, порой очень непросто. В отношении судебных споров особое значение имеют первичные документы и особенности рассматриваемой ситуации. Поэтому в каждом конкретном случае судьи могут по‑разному оценивать доводы, представленные налогоплательщиком и налоговиками (ст. 71 АПК РФ ). Но в любом случае суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

С учетом сказанного отметим: даже если три года с момента образования переплаты по налогу прошли, подать заявление в налоговую инспекцию все же следует. При получении отказа от налоговиков (в чем сомневаться не приходится) факт обращения в инспекцию будет зафиксирован. А значит обращение налогоплательщика в арбитражный суд будет произведено с соблюдением предусмотренного законом порядка (сначала заявление и получение законного отказа от налоговиков, а только потом – суд).

Момент 6: о принятом налоговиками решении узнаем от них

Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ ).

Момент 7: задержался – плати

За задержку налоговым органом возврата излишне уплаченного налога организации положены проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ ).

Налоговики, руководствуясь п. 3.2.7 Методических рекомендаций , указывают, что ставку необходимо разделить на количество дней в году (365 или 366, если год високосный).

Однако, по мнению судебных органов, при расчете подлежащих уплате процентов годовых по ставке рефинансирования ЦБР, число дней в году принимается равным 360, а в месяце – 30. Данное мнение изложено в постановлениях пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 , ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/124-11 , ФАС СКО от 19.08.2010 № А53-27429/2009 , ФАС ПО от 03.11.2009 № А65-24431/2008 , ФАС СЗО от 07.10.2009 № А52-245/2009 .

Напомним, что начисление процентов направлено на восстановление имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налоговиков. Поэтому проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом, к примеру, если НДС, излишне уплаченный за один , впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде. Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты, то есть с даты появления у организации права на возврат (спустя месяц после подачи заявления) и по дату фактического возврата процентов налоговой инспекцией (Постановление ФАС УО от 09.06.2008 № Ф09-3220/08-С2 ).

Обратите внимание

До недавнего времени налоговики придерживались мнения, что правило о начислении процентов применяется лишь в отношении задержки с возвратом налога, поэтому организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку с процедурой зачета. С выходом в свет Письма ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 , в котором высшее налоговое ведомство страны признало, что для начисления процентов не имеет значения, в какой форме был произведен возврат, можно рассчитывать на существенное уменьшение числа споров между контролирующими органами и налогоплательщиками по вышеуказанной проблеме (данная позиция в полной мере согласуется с точкой зрения Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 № 2046/04 ).

Советуем вам проводить сверку расчетов с бюджетом не реже раза в год (а может быть, и раза в квартал), что позволит вовремя определить наличие переплаты и принять необходимые меры для возврата излишне перечисленных сумм налога. В любом случае своевременное урегулирование возникающих разногласий с налоговиками избавит вас от судебных тяжб.

В соответствии с формой, установленной приложением 6 к Приказу ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее – Приказ № ММ-3-1/683@).

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Правила, установленные ст. 78 НК РФ , применяются также в отношении возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Сегодня предстоит выяснить, что собой представляет заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога. Что должен знать о данном документе (и процессе его написания) каждый добросовестный налогоплательщик? На какие особенности процедуры рекомендуется обратить внимание? Ответы на все эти вопросы будут даны ниже. Разобраться в том, как вернуть лишний налог, не очень трудно.

Основания

Итак, первым делом предстоит понять, когда гражданин или организация может обратиться в налоговую службу с заявлением установленного образца. Далеко не у каждого человека есть такая возможность.

Итак, заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога можно подавать, если:

  • гражданин изначально перечислил налоговым органам больше денежных средств, чем полагается;
  • превысили сумму положенного к уплате налога;
  • была подана уточненная декларация;
  • при возврате НДС.

На практике чаще всего встречается первый вариант развития событий. Независимо от причины придется действовать конкретным образом. О чем идет речь?

Порядок обращения

Каков порядок возврата излишне уплаченной суммы налога? Данная процедура, как уже было сказано, является не самой трудной. Она не требует от заявителя серьезной бумажной волокиты.

Чтобы вернуть себе денежные средства, уплаченные сверх нужной в действительности суммы, требуется:

  1. Приготовить все необходимые для дела документы. Их список будет предложен далее.
  2. Написать заявление установленной формы для возврата денег.
  3. Подать запрос в налоговую службу по месту прописки/регистрации. Приложить к нему подготовленный пакет бумаг.
  4. Дождаться ответа от налоговых органов. В случае положительного ответа можно ожидать перечисления на счет гражданина/организации положенных денег.

Больше никаких манипуляций не требуется. На самом деле все намного проще, чем кажется.

О сроках

Теперь немного о том, когда именно человек может обратиться в налоговую с соответствующим запросом. Есть ли какие-нибудь ограничения по этому поводу?

Да. Дело в том, что гражданин имеет право на возврат суммы излишне уплаченного налога (статья НК 78, пункт 7) в течение трех лет с момента образования излишков. За более долгий период времени деньги не возвращают ни при каких условиях.

А сколько времени уходит на воплощение задумки в жизнь? Сколько будет рассматриваться заявление в налоговых органах?

На сегодняшний день сроки возврата суммы излишне уплаченного налога составляют 30 дней. На протяжении всего месяца со дня подачи запроса установленного образца налоговая служба будет рассматривать его. А вот когда именно деньги перечислят на счет налогоплательщику, сообщает упомянутая служба.

Действия налоговой

Как действовать налоговым органам при получении заявления о возврате денег за уплаченные налоги? Все очень просто. Достаточно рассмотреть поданную заявку и ответить на нее в течение определенного времени со дня получения. В ответе обязательно указывается дата, когда деньги переведут заявителю на счет.

Если точнее расписать действия налоговых органов, получится следующая ситуация:

  1. На непосредственное решение о возврате денег за излишне уплаченный налог отводится всего 10 дней. Налоговая служба должна внимательно изучить все бумаги и подготовить ответ о принятии заявления или о его отклонении.
  2. До конца отведенного месяца передать поручение в территориальный орган казначейства. Данная операция необходима при положительном решении.
  3. О своем ответе налоговые органы должны сообщить налогоплательщику в течение 5 суток с момента его принятия.

Отсюда следует, что извещения от налоговых служб рекомендуется ждать максимум через 15 дней со дня, когда было подано заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога.

Документы

Какие документы могут пригодиться для воплощения задумки в жизнь? Их, как уже было подмечено, не очень много.

Гражданину придется подготовить следующий пакет бумаг:

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • документы, указывающие на уплату налога в тех или иных размерах;
  • (при наличии);
  • реквизиты счета, на который перечислять деньги при положительном решении.

На этом можно закончить список всего необходимого. О чем еще должен знать каждый налогоплательщик?

Задолженность и возврат

Например, о том, что далеко не всегда гражданину возвращают всю сумму, уплаченную сверх положенного налога. Бывают исключения.

Какие именно? Если заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога было подано человеком с задолженностями по любым иным налогам и штрафам, вернуть все деньги не удастся. Налоговые органы перечислят на счет гражданину только сумму, учитываемую после вычета долга.

В остальных случаях деньги перечисляют в полном объеме. Исключение составляют случаи задержки положенных выплат налоговыми органами. Дело в том, что при нарушении сроков перечисления денежных средств по заявлению о возврате лишнего налога за каждый день просрочки полагается пени. Соответственно, чем дольше налоговые органы задерживают выплаты, тем им больше денег придется отдать.

Образец

Как выглядит заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога? Можно с уверенностью сказать лишь то, что данный документ подается только в письменной форме. Либо написанным от руки, либо напечатанным на ПК.

А вот точный текст не имеет никаких указаний. Оформление заявления происходит по общим правилам написания деловых бумаг. Основной текст может быть написан в свободной форме, но он должен содержать всю информацию о требовании.

Таким образом, заявление может выглядеть приблизительно так:

"Я, (данные о гражданине), прошу вернуть мне уплаченные сверх налога (название платежа и сумма переплаты) и перечислить их на счет (реквизиты). Доказательства осуществления переплаты прилагаются к настоящему заявлению".

Вот и все. После подачи подобной бумаги будет рассмотрено дело о возврате суммы излишне уплаченного взысканного налога. Остается только ждать. При отсутствии задолженностей перед государством гражданин получит обратно деньги приблизительно через месяц со дня обращения.