Выплаты по обслуживанию государственного долга. Обслуживание и урегулирование внешнего долга: меры и способы

ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА, процесс погашения задолженности страны внешним кредиторам, предусматривающий выплату основной суммы долга и процентов, начисляемых на неё.

Внешняя задолженность на определённую дату - это финансовые обязательства государства по отношению к иностранным кредиторам - странам или международным финансовым институтам, подлежащие погашению в установленные сроки. Внешняя задолженность возникает в результате привлечения займов из-за рубежа, а также в случаях национализации иностранной собственности с обязательством выплаты компенсации прежним владельцам.

Внешняя задолженность классифицируется по ряду признаков:

по условиям кредитования (займы на коммерческих условиях, льготные кредиты);

по срокам платежа (краткосрочная внешняя задолженность - до 1 года, среднесрочная - 5-10 лет, долгосрочная - св. 10 лет);

по источникам кредитования (задолженность официальным или частным кредиторам).

В качестве наглядного примера обслуживания внешнего долга воспользуемся опытом развивающихся стран.

До конца 1960-х гг. развивающиеся страны привлекали преимущественно средства из официальных источников, в т.ч. безвозвратные субсидии в значительных размерах. Поэтому внешний долг этих стран рос относительно медленно и достиг в 1970 г. 64 млрд. долл. Однако в 1970-х и 1980-х гг. размер их иностранной задолженности начал стремительно увеличиваться, достигнув к началу 1990-х гг. 800 млрд. долл. В эти десятилетия многие развивающиеся страны вышли на мировой рынок ссудных капиталов, а сроки погашения значительной части долга неоднократно переносились. В 1990-х гг. прирост внешнего долга стал снижаться, поскольку в этот период широко применялись различные методы частичного списания долгов и увеличились платежи по его погашению. В начале 1990-х гг. выплаты частным кредиторам составляли около 2/3 общей суммы платежей, официальным - 1/3

К числу крупнейших должников относятся не только страны, которые многократно пересматривали графики своих долговых платежей (Бразилия, Мексика, Аргентина), но и государства, как правило, соблюдающие взятые обязательства (Республика Корея, Таиланд, Малайзия) и имеющие высокую репутацию на мировом рынке ссудных капиталов.

Платёжеспособность страны зависит прежде всего от наличия ресурсов, т. е. от объёма её валового внутреннего продукта (ВВП) и состояния экспортной базы. Более исправно платят внешние долги страны с динамично развивающейся экономикой и устойчивым экспортным сектором. Исходя из этих критериев, международные финансовые институты используют ряд показателей для анализа платёжеспособности развивающихся стран. Внешний долг сопоставляется с размерами ВВП. В середине 1980-х гг., т.е. в период быстрого прироста иностранной задолженности, её величина приблизилась к 40% совокупного ВВП развивающихся стран.

График платежей по обслуживанию долга может быть равномерно растянут на длительный период. Но иногда платежи концентрируются на коротком отрезке времени. Поэтому ситуация в странах с одинаковыми показателями долг/ВВП может существенно различаться. В связи с этим рассчитывается ещё один показатель - платежи по обслуживанию долга/ВВП. Принято считать, что если стране приходится направлять на обслуживание долга 5% ВВП и более, её внешняя задолженность начинает вызывать озабоченность.

Поскольку платежи по обслуживанию долга, как правило, производятся в конвертируемой валюте, необходимо учитывать экспортные возможности страны-должника. Для этого рассчитываются следующие коэффициенты: а) отношение долга к экспорту, б) норма обслуживания долга (НОД) - отношение размера платежей по обслуживанию долга к экспорту. НОД считается главным показателем при анализе платёжеспособности. Существует мнение, что если НОД превышает 20%, возникает угроза срыва графика платежей по обслуживанию долга. Однако некоторые страны выдерживали НОД в 35% и выше, а другие прекращали регулярные платежи при показателе в 15%. В среднем по развивающимся странам НОД в начале 1970-х гг. составлял примерно 10%, а в конце 1990-х гг.- 21%.

В связи с проблемой обслуживания внешнего долга очень важен анализ процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым внутренним продуктом (проценты/ВВП), так и с экспортом (проценты/экспорт). При отсрочке платежей обычно переносятся сроки погашения основной суммы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придерживаются жёсткой позиции. К тому же значительная часть кредитов развивающимся странам предоставляется на условиях плавающей процентной ставки, в связи с чем ситуация для страны-должника может резко измениться.

Что касается РФ, то к концу 20 в. общий объём иностранной задолженности страны приблизился к 150 млрд. долл.: долг бывшего СССР составляет ок. 100 млрд. долл. и собственно российский долг - примерно 50 млрд. долл. Начиная с 2000 г. для погашения внешних долгов РФ нужно выплачивать 15-17 млрд. долл. в год. При устойчивом экономическом росте, стабильно развивающемся экспорте и "работающем" валютном контроле это трудная, но выполнимая задача. Если же экономика будет в ближайшей перспективе стагнировать, РФ придётся вести сложные переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, т. е. переносе сроков его выплаты, новых внешних займах и/или частичном списании долгов. Р. С. Гринберг.

Государственный долг это сумма задолженности странысвоим и (или) иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

Различают внутренний долг и внешний .

Внутренний долг это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем , нельзя не дооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях, он может стать серьезной проблемой для экономики страны, так как наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала ; государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с предпринимательским сектором, в результате чего ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов. Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте и, наоборот.

Чтобы последствия долга не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры: снижение инфляции, введение специальных налогов и секвестирования бюджета, т. е. пропорционального снижения расходов (на 5 или 10, 15% и т. д.) ежемесячно, практически, по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).

Внешний долг это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Он может появиться по двум основным причинам :


а) в результате прямого заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;

б) путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга для страны тяжелее, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

Поэтому правительство предпринимает определенные меры , чтобы уменьшить внешний долг:

Использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны;

Переоформление краткосрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга (с согласия кредитора).

Величину общего ГД общ и первичного ГД перв государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:

где G — государственные расходы;

N — выплаты по обслуживанию долга;

F — трансферты;

Т — налоговые поступления в бюджет;

,

При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:

где D — величина долга;

R 1 — реальная ставка процента.

Таким образом , государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета . При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.

Механизм самовоспроизводства государственного долга , следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т. д.

Для количественного описания взаимосвязи между государственным долгом и будущими налогами следует предположить, что экономика функционирует только в течение двух периодов. При этом первый период представляет настоящее, а второй — будущее. Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды.

В первом периоде государство собрало налоги Т 1 , а объем закупок составил G 1 , во втором периоде — налогов Т 2 и объем закупок — на сумму G 2 . В связи с тем, что правительство может допустить либо бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.

В первый период бюджетный дефицит D равен государственным расходам G 1 за вычетом налогов T 1:

Правительство финансирует этот дефицит путем продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую сумму налогов для выплаты задолженности, включая накопленные проценты, и оплаты государственных закупок за второй период, т. е.:

где r — ставка процента по долгу.

Это уравнение показывает зависимость между объемом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. Преобразовав его в виде:

.

Получим тождество, называемое государственным бюджетным ограничением . Оно показывает, что приведенная стоимость государственных расходов равна текущей приведенной стоимости налоговых поступлений.

Государственное бюджетное ограничение показывает , как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Бюджетное ограничение предполагает, что текущая приведенная стоимость потребления не должна превышать текущей приведенной стоимости всего потока доходов. При снижении налогов на DТ доход также растет на DТ , но доход второго периода уменьшается на .

Количественная оценка государственного долга объективно усложняется различными факторами :

1) обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Это приводит к завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;

2) государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу , а не номинальный. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной и определяться соотношением:

где R r — реальная ставка процента

R n — номинальная ставка процента;

p = R n - R r — величина инфляции.

Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

Реальный дефицит бюджета = Номинальный дефицит бюджета - Величина государственного долга · Темп инфляции.

3) при оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом уровне обычно не учитывается состояние бюджетов субъектов государства, которые могут иметь излишки;

4) наряду с официальным дефицитом государственного бюджета существует скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью центрального банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков, который занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно, например, в рамках курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом , абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.

Можно выделить следующие основные относительные показатели государственного долга:

- показатели запаса, характеризующие степень зависимости экономики государства от прошлого притока капитала (бремя долга), т. е.

Динамика соотношения долга и ВВП зависит от следующих факторов: а) величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу; б) темпов роста реального ВВП; в) величины первичного дефицита госбюджета.

Для анализа внешнего долга целесообразно сопоставить его величину с валютной выручкой от экспорта товаров и услуг, т. е.

;

- показатели потока. Чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировкенуждается внешнеторговая ивалютная политика в целях уравновешивания платежногобаланса, а именно:

Сумма обслуживания долга (приведенная стоимость платежей по внешнему долгу) включает :

а) платежи по погашению основного долга;

б) уплату процентов;

в) поправочный коэффициент дисконтирования.

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная динамика показателей, которую можно представить в виде:

Для анализа стран и международного сопоставления кроме нормы обслуживания долга, нормы процентных платежей, удельного веса долга в ВВП и экспорте товаров и услуг также используются показатели:

Жестко фиксированных критических уровней показателей кредитоспособности страны не существует, но есть эмпирические критерии отнесения задолженности к чрезмерной, умеренной и низкой. Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к ВВП при чрезмерной задолженности превышает 80%, при умеренной — находится в пределах 18—80%, при низкой — меньше 18%.

Приведенная стоимость платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг при чрезмерной задолженности состовляет более 220%, умеренной — в пределах 132—220%, низкой — менее 132%.

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется прежде всего способностью государства его обслуживать, способностью правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы. Это в большой степени зависит от величины денежной массы (агрегата М

Механизм снижения внешней задолженности предполагает:

а) выкуп долга на вторичном рынке ценных бумаг за наличные средства со скидкой с номинальной цены;

б) обмен долга на акционерный капитал (своп) промышленных корпораций;

в) замену существующих долговых обязательств новыми обязательствами со снижением процентной ставки и (или) продлением срока возвращения займов.

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов:

Частичное аннулирование долга;

Дальнейшее продление срока долговых обязательств;

Снижение ставки процента по обслуживанию долга.

Расходы по обслуживанию долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета.

Государственный долг: понятие, виды

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Государственный долг - это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.

Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, процентов по ним, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам.

Причины возникновения государственного долга:

Хронический дефицит государственного бюджета;

Превышение темпов роста государственных расходов над темпами роста государственных доходов;

Дискреционная фискальная политика направлена ​​на уменьшение налоговой нагрузки без соответствующего сокращения государственных расходов;

Расширение экономической функции государства;

Привлечение средств нерезидентов с целью поддержки стабильности национальной валюты;

Влияние политических бизнес-циклов (чрезмерное увеличения государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности у избирателей);

Милитаризация, ведение войн и другие.

Текущий долг - это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов за всеми выпущенными на данный момент займам.

Капитальный долг - это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть оплачены по займам.

В зависимости от сферы размещения займов государственный долг может быть внутренним или внешним.

Внутренний долг - совокупность обязательств государства перед резидентами;

Внешний долг - совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

Общий объем внутренней задолженности государства может быть разделен на две части:

1. Монетизированый долг – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.



2. Немонетизованый долг – это невыполненные государством финансовые обязательства предусмотренные действующим законодательством (задолженность по выплате пенсий, стипендий, заработной плате и других видах социальных выплат); задолженность по государственным заказам, предоставлению услуг государственными учреждениями и другие.

Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.

Обслуживание государственного долга - это комплекс мероприятий государства по размещению облигаций и других ценных бумаг, погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов, определение условий и сроков выпуска новых государственных ценных бумаг.

Обслуживание государственного долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему.

Для финансирования расходов по размещение, выплате дохода и погашению долговых обязательств правительства Украины в составе Государственного бюджета создается фонд обслуживания государственного долга. В этот фонд зачисляются средства в размере 50% полученных от приватизации имущества государственных предприятий.

Величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60% фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины. В случае превышения предельной величины долга Кабинет Министров обязан принять меры для уменьшения суммы государственного долга до 60% и ниже.

Бюджетный кодекс ввел соответствующие ограничения для субъектов РФ (муниципалитетов):

1) предельный объем государственного долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы;

2) предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Представительный орган власти должен принимать также решения о целесообразности целевых займов для осуществления инвестиционных программ, финансирования социальных и других мероприятий. При этом обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ. В проспекте эмиссии отражаются объем займа, сроки погашения, условия обращения ценных бумаг и другие положения.

Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств.

В условиях значительного государственного долга государство прибегает к рефинансированию государственного долга , т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.

Рефинансирование может использоваться и при обслуживании внешнего долга при условии, что репутация страны на международном финансовом рынке, а также экономическая и политическая стабильность не будут вызывать сомнения.

При обслуживании внешнего и внутреннего долга определяется коэффициент обслуживания.

Для внешнего долга он исчисляется как отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах.

Благоприятным уровнем обслуживания принято считать значение коэффициента обслуживания на уровне 25%.

Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структуру, источники и сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины.

Источники погашения внешнего долга :

Золотовалютные резервы;

Средства, полученные от приватизации государственного имущества;

Новые займы.

Этапы процесса управления государственным долгом:

Привлечения средств;

Размещение заемных средств;

Возврат долга и выплата процентов.

Методы управления государственным долгом :

Конверсия - изменение доходности займа (как правило в сторону снижения процента).

Консолидация - увеличение сроков выпущенной ранее займы.

Унификация займов - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению - несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займа - проводится тогда, когда выпуск новых займов используется только на обслуживание выпущенных ранее займов. Чтобы преодолеть такую ​​финансовую ситуацию, Правительство объявляет об отсрочке погашения займа. Этот метод отличается от консолидации тем, что переносятся не только сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (при консолидации займов владельцы облигаций продолжу ют получать свой доход).

Аннулирование долгов - государство полностью отказывается от обязательств по долгам, что может быть обусловлено ее финансовой неспособностью (банкротством или политическими мотивами).

Внешний долг постоянно был для России тяжелым бременем. Это связано прежде всего с тем, что ей достался в наследство от СССР большой объем внешней задолженности, что отчасти стало причиной привлечения новых внешних кредитов, в том числе и для обслуживания долга бывшего СССР. Наибольшие сложности с обслуживанием внешнего долга у Российского Правительства возникли после экономического кризиса 1998 г. В 1998 г. по внешнему долгу Российской Федерации было выплачено только 9,1 млрд. долл. из 14,6 млрд. долл.

Значительная часть долга страны подверглась реструктуризации. Когда говорят о еврооблигациях Минфина России, необходимо понимать, что существует только часть "классических еврооблигаций", поскольку большая их часть представляет собой форму реструктуризации задолженности по ГКО и Лондонскому клубу кредиторов. Тем не менее, выпуск этих еврооблигаций, с одной стороны, позволил реструктурировать часть имеющейся задолженности, а с другой – ужесточил требования к обслуживанию, так как в случае возникновения просрочек по еврооблигациям к нашей стране могут быть применены достаточно жесткие санкции. По условиям переоформления задолженности Лондонскому клубу кредиторов предполагалось списание примерно 1/3 суммы задолженности. Таким образом, Минфином России были выпущены еврооблигации со сроком погашения 10 и 30 лет.

Часть внешнего долга представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых приходится вести трудные переговоры. Есть положительные моменты: уже существует договор о переоценке долгов СССР перед ГДР (по новому соглашению эта сумма составляет 500 млн. евро, что в 12,5 раз меньше предыдущей, и будет погашена в течение трех лет), с Финляндией согласовано погашение долга товарными поставками, аналогичные переговоры ведутся с Италией. Долг в основном краткосрочный. Его погашение осуществляется из федерального бюджета. Имеются проблемы в отношениях со странами СНГ, долг которых по новым российским требованиям составляет около 6 млрд. долл. Это - резерв для зачетных операций, признания нулевого варианта в отношении требований и обязательств республик бывшего СССР. Например, через Парижский клуб удалось побудить Грузию к признанию нулевого варианта и к решению о выплате долгов России.

Российские официальные лица неоднократно ставили вопрос о необходимости реструктуризации долга бывшего СССР, но кредиторы требовали соблюдения графика платежей. Одна из главных причин такого поведения кредиторов – макроэкономические показатели России, так, по данным Госкомстата темп прироста ВВП в 2000 г. составил 8,3%, а профицит государственного бюджета – 207,4 млрд. руб.

Торговый баланс России складывался традиционно положительным. За 2000 г. он составил 60,7 млрд. долл., а экспорт за тот же период составил 105,6 млрд. долл., т.е. весь долг федерального правительства по состоянию на 1 января 2001 г. был больше годового торгового баланса только в 2,1, а экспорта – в 1,2 раза. Следовательно, отказ кредиторов реструктурировать задолженность бывшего СССР был вполне логичен. Однако, кроме сравнительно небольших платежей 2000 г., в ближайшем будущем предстоят большие платежи по внешнему долгу с пиком платежей в 2003 г.

    Внутренний государственный долг

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ.

Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие основные элементы:

1) рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги. Это государственные краткосрочные обязательства (ГКО); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); государственный сберегательный заем; облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК); облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); векселя Министерства финансов РФ и др.;

2) нерыночные долговые обязательства – это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:

Некоторые виды займов, размещенных среди населения, например целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили и др.;

Целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ;

Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета в 1991–1994 гг.), включая задолженность по процентам;

Задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);

3) государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Рост внутреннего долга РФ в 90-е гг. был обусловлен выпуском в 1993–1998 гг. государственных бумаг для покрытия дефицита бюджета и принятием на государственный долг задолженности, возникшей до и сразу после распада СССР. На государственный долг списывалось также все текущее бюджетное недофинансирование, приобретая суррогатные формы в виде переоформленных задолженностей предприятиям АПК, текстильной, топливной промышленности и др.

В 1995 г. только за счет размещения государственных облигаций было профинансировано 60 % дефицита государственного бюджета. К октябрю 1997 г. внутренний долг, оформленный в ГКО-ОФЗ и облигациях сберегательного займа, достиг 12,5-13 % ВВП. В 1998 г., когда обрушился рынок государственных ценных бумаг, все невыплаты по государственным ценным бумагам составили значительную часть государственного внутреннего долга РФ.

Существенную долю составляют сегодня компенсации населению в связи с обесценением вкладов. Еще в 1991 г. в соответствии с Указом Президента СССР от 22 марта 1991 г. № УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесценивания сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен» была произведена первая компенсационная выплата по всем видам имеющихся вкладов, исходя из их остатка на 1 марта 1991 г. Она рассчитывалась как 40 %-я выплата на остаток вклада.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2297 «О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка, имевшим вклады на 1 января 1992 г.» в 1994 г. проводилась вторая компенсация обесценившихся сбережений граждан. При этом остатки вкладов по состоянию на 1 января 1992 г. были увеличены в 3 раза.

Начиная с 1996 г. Правительством РФ ежегодно разрабатывается порядок предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан в Сберегательном банке по состоянию на 20 июня 1991 г. В 1996 г. выплата Сбербанком предварительной компенсации по гарантированным вкладам началась с категории граждан, родившихся в 1916 г. и ранее. Сегодня постепенно круг лиц, имеющих право на получение предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке РФ, расширяется.

В 2006 г. предполагается осуществить выплату предварительной компенсации по вкладам (взносам) в размере до 1 тыс. руб. гражданам РФ по 1953 г. рождения включительно, инвалидам II группы по 1960 г. рождения включительно.

Гражданам РФ по 1940 г. рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан) предусматривается выплата компенсации в размере остатка вклада в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 г. и взносов в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г. Гражданам РФ по 1930 г. рождения включительно, помимо указанных компенсаций предусматривается также выплата повторной компенсации в размере остатка вкладов (взносов). В случае смерти владельца вкладов (взносов) предусматривается продолжить выплату компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. руб.

В настоящее время основными принципами государственной политики РФ в области внутренних заимствований являются следующие:

1. Замещение государственного внешнего долга РФ внутренними заимствованиями, т. е. увеличение размеров государственного внутреннего долга в ближайшие годы будет обусловлено использованием его на погашение внешнего долга.

2. Удлинение сроков заимствования. В настоящее время планируется отказаться от краткосрочных (до 1 года) заимствований и перейти на обслуживание ценных бумаг, носящих средне– и долгосрочный характер. Для решения этой задачи доходность краткосрочных ценных бумаг будет сокращаться до 6,5 % годовых, а среднесрочных и долгосрочных повышаться – до 8,5 – 10,5 %. Предполагается, что в 2006 г. на средне– и долгосрочные заимствования будет приходиться около 96 % от запланированного объема заимствований.

3. Повышение уровня рыночной ликвидности и расширение круга «активных инвесторов». Для этого совместно Минфином РФ и Банком России подготовлена Программа введения института первичных дилеров и эталонных выпусков на рынке ГКО-ОФЗ. В частности, в настоящее время предусматривается, что одним из активных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг должен стать Пенсионный фонд РФ. С этой целью в 2004 г. было принято решение осуществить первое размещение нового вида государственных ценных бумаг – государственных сберегательных облигаций – ГСО. Часть этих бумаг будет использоваться для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации временно свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.

Размер внутреннего долга, как правило, не имеет каких-то четко выраженных границ, которые можно считать критическими. В большей степени это касается внешнего долга. Предельный размер внутреннего долга, с одной стороны, определяется возможностями государства обслуживать его, а с другой стороны, зависит от того, насколько население терпимо относится к самому факту наличия долга, готово мириться с его размерами и с тем, что государство не торопится его погашать.

    Государственные финансы: понятие и функции

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений между государством и обществом, возникающих в реальном денежном обороте в процессе которых происходит сбор и использование денежных средств для удовлетворения государственных потребностей в интересах всего общества.

Функции государственных финансов: -перераспределительная (перераспределение национального дохода между населением, предприятиями и государством; производственной и непроизводственной сферами экономики; между отраслями материального производства; между регионами страны; между социальными группами и прочее); -воспроизводственная (предусматривает участие государства в воспроизводстве трудовых, естественно природных, материальных, финансовых и иных ресурсов, в развитии науки, социальной и производственной инфраструктуре, стимулировании развития экономики и прочее); -регулирующая; -стимулирующая (сводится к тому, чтобы заинтересовать всех субъектов, связанных с формированием и расходованием гьсударственных финансовых ресурсов в более эффективной и производительной работе, в ускорении научно технического прогресса и повышении конкурентноспособности продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке); -плановая (реализуется в процессе составления и исполнения бюджетов всех уровней, а так же через вне бюджетные фонды); -контрольная; -социальная (гос.финансы направляются на решение социальных проблем (обеспечение занятостинаселения, содержание нетрудоспособных, сокращение соц.неравенства)).

    Государственный бюджет: сущность и значение

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансов. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма являются:

Финансовое планирование и прогнозирование;

Финансовые показатели, нормы, нормативы и лимиты;

Управление финансами;

Финансовые рычаги, стимулы и санкции;

Финансовый контроль;

Финансовое законодательство.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это совокупность экономических отношений, складывающихся у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода _(частично- и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории . Эта категория, являясь частью финансов характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей относятся следующие:

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Государственный бюджет с позиций экономической сущности может рас-сматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план .

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

    Дефицит и профицит государственного бюджета и источники его покрытия

Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

    Сбалансированный бюджет - равенство доходов и расходов бюджета.

    Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

    Профицит бюджета - превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики . Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

    выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция );

    выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

    финансирование и кредитование других государств (внешний долг ).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета - показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

    реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

    реструктуризация государственного внешнего долга;

    усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

    сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

    упорядочение действующей системы социальных льгот.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит , т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ - К > РБ - ОГД ,

    ДБ - доходы госбюджета;

    К - кредиты и займы;

    РБ - расходы госбюджета;

    ОГД - обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

    сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

    предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета .

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП . В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:

    кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

    государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (даже к национализации иностранной собственности) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки , как это было в Китае, однако в других странах бизнес обычно продолжается, несмотря на официальную дипломатическую конфронтацию.  


В России аналогичные функции выполняют Банк внешней торговли , Банк внешнеэкономической деятельности , специализирующийся на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего СССР.  

Отрицательное сальдо баланса текущих операций в 1998 г. в России было обусловлено следующими обстоятельствами завышенный курс рубля, что сдерживало экспорт и стимулировало импорт товаров снижение цен на основные экспортные товары, особенно на нефть возросшие платежи по обслуживанию внешнего долга. Центральный банк РФ после массированных валютных интервенций оказался не в состоянии поддерживать валютный  

Одной из основных причин нестабильности платежного баланса являются растущие выплаты доходов на инвестиции, процентов по государственному долгу , расходы по обслуживанию долга частных российских банков и компаний. С 1994 по 1997 г. отрицательное сальдо по статье Доходы от инвестиций увеличилось почти в 5 раз. В первом полугодии 1998 г. сумма доходов, подлежащих выплате по данной статье, составила 8 млрд против 6 млрд долл. в соответствующем периоде предыдущего года. В 1994 г. активное сальдо торгового баланса в 10 раз превышало пассивное сальдо операций по обслуживанию внешнего долга. В первом полугодии 1998 г. сложилась противоположная ситуация отрицательный итог по доходам на инвестиции вдвое превысил положительное сальдо торгового баланса . Этим обстоятельством, наряду с бюджетным кризисам, был обусловлен объявленный правительством 17 августа 1998 г. отказ производить платежи по ГКО/ОФЗ.  

Банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и экспортных кредитов. Банки не без основания рассматривали СССР как надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании внешнего долга в 1991-1992 гг. банки резко снизили объемы своего кредитования. Нетто-приток банковских кредитов в 1994 г. оказался близким к нулю, а в 1995 г. имел отрицательное значение.  

В СССР трудности с обслуживанием внешнего долга впервые проявились в 1990 г. В 1991 г. Внешэкономбанк, осуществлявший управление внешним долгом и выступавший монополистом в сфере международных расчетов , израсходовал на обслуживание долга все свои ресурсы и средства клиентов. Впоследствии этот долг был конвертирован в облигации внутреннего валютного займа. Россия выполняла свои обязательства с существенными отклонениями от графика. Однако до 17 августа 1998 г. долговые проблемы решались по принятым в современной практике нормам путем многосторонних (через Парижский, Лондонский клубы) или двусторонних переговоров.  

Российская Федерация взяла на себя все обязательства по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми активами, в частности, право получения долгов с додж-  

СССР имел репутацию надежного должника, и задолженность погашалась строго по графику. В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993-м, 1994-м и 1995 гг.  

Исходным в данной схеме является операционный рычаг , представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой организации, ее валовым доходом и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы организации , уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый рычаг характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты про-  

В ближайшие годы сохранится опасность банкротства государ ства во внешней сфере, так как обслуживание и погашение внешнего государственного долга сопоставимо по масштабам с доходами федерального бюджета. Ввиду ограниченности ресурсов в федеральном бюджете начиная с 1999 г. предусматриваются ассигнования на платежи по обслуживанию внешнего долга, не включающие основную часть выплат процентов по долгу бывшего СССР. Проблема исполнения Россией внешних обязательств остается открытой до решения вопроса реструктуризации платежей с внешними кредиторами.  

Стало необходимым принятие мер по предотвращению неблагоприятного воздействия на федеральный бюджет значительных колебаний курсов иностранных валют и процентных ставок международного финансового рынка . В целях повышения эффективности использования бюджетных средств , выделяемых на погашение и обслуживание внешнего долга, Правительство РФ пришло к выводу, что целесообразно использовать наряду с денежными товарные схемы погашения внешнего долга бывшего СССР.  

Выполнялись обязательства перед частными кредиторами, продолжался обмен непогашенного третьего транша облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) на новые облигации. Свои обязательства по обслуживанию внешней задолженности выполнил ряд субъектов РФ. Своевременное обслуживание внешнего долга стало возможным вследствие улучшения макроэкономической ситуации в стране и благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.  

Платежеспособность зависит прежде всего от наличия ресурсов, которыми располагает страна-должник, т. е. от объема ее ВНП, а также от экспортной базы платежи по обслуживанию внешнего долга обычно производятся в иностранной валюте . Исправно платят внешние долги страны с динамично развивающейся экономикой, и особенно ее экспортным сектором. Исходя из этих критериев, (прежде всего МБРР) используют следующие показатели для анализа платежеспособности развивающихся стран . Внешний долг страны сопоставляется с ее валовым национальным продуктом (долг/ВНП). В 1986 г., в период крайне острой долговой ситуации, долг был равен в среднем 38% совокупного ВНП развивающихся стран . В 1991 г. этот показатель снизился до 21%, а в 1970 г.-в благоприятной ситуации -он составлял примерно 10%. Однако универсального критерия по этому показателю не существует. Каждой стране присущ свой критический уровень.  

Обобщающим показателем является производственно-финансовый леверидж - произведение уровней производственного и финансового левериджа . Он отражает общий риск, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешнего долга.  

Индуцированная инфляция, вызванная экономическими факторами (военные расходы, обслуживание внешнего долга, перегружающие бюджет).  

Следует иметь в виду, что привлечение под гарантии Правительства иностранных кредитных ресурсов, формирующих внешний государственный долг , связано с осуществлением долговых обязательств по его обслуживанию, что является одной из важных расходных статей государства. Отвлекая значительную часть средств от внутренних инвестиций, выплаты по обслуживанию внешнего долга способны сдерживать темпы роста экономики.  

Просроченные платежи по обслуживанию внешнего долга 1,1 5,1 2,7 13,2  

Перенесенные платежи по обслуживанию внешнего долга 12,1 56,3 8,4 42,6  

Коэффициент обслуживания внешнего долга, % 26,8 22,1 18,3  

Коэффициент фактического обслуживания внешнего долга, % 6,1 7,8 7,2  

Вероятность использования для такого механизма в России мала. Это можно объяснить прежде всего целевым назначением предоставляемых кредитов. Кроме того, обслуживание внешнего долга России накладывает определенные ограничения на необходимый резерв валютных средств для длительной интервенции. Соответственно, если именно такой вариант используется руководителями Центрального банка России, то падение курса доллара до объявленного уровня 20-25 руб., тем более в условиях инфляции, практически невозможно.  

Обслуживание внешнего долга (конец 1998 - 1999 год)5 (млрд долл.)  

Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР. Внешняя задолженность страны в переходный период резко возросла. Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд. долл., то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд. долл., а в 1993 г. - до 80 млрд. долл., а по состоянию на 1999 г. превысила 140 млрд. долл.  

Здесь коэффициент jU3 отражает необходимость обслуживания внешнего долга, U5(f) -  

Текущее обслуживание внешнего долга  

До настоящего времени официально публикуемая статистика по России в целом отсутствует. Центральный банк РФ с 1996 г. начал публиковать данные по международной инвестиционной позиции без учета Внешэкономбанка России, который является агентом правительства по обслуживанию внешнего долга и ведет учет всех связанных с ним категорий активов и пассивов.  

График обслуживания внешнего долга с учетом достигнутых условий его реструктуризации в 1996-1997 гг. предполагал плавное нарастание ежегодных платежей до 12-15 млрд долл. к 2005 г. с последующим уменьшением их вплоть до 2020 г. Таким образом, предполагалось, что реструктуризация внешнего долга позволит России освободиться от статуса неплатежеспособного государства и рассрочить платежи по долгу на достаточно длительный период в соответствии с реальными возможностями экономики обслуживать этот долг.  

Политика экономического роста, как правило, включав шкой элемент