Закон об осаго общие положения. Закон об осаго в последней редакции

Такая сфера, как дорожное движение, сопряжена с большой ответственностью и рисками. Поэтому договор ОСАГО по закону подлежит оформлению всеми автовладельцами на территории Российской Федерации.

Общие положения

Страховой полис ОСАГО — документ, подтверждающий договоренность между автовладельцем и страховой компанией. Суть его состоит в соглашении об обязательстве страховой компании возместить предусмотренную часть ущерба, нанесенного автовладельцем в результате ДТП, при условии, что тот будет признан виновником аварии.

Читайте подробности ФЗ о страховании в РФ

Контроль за исполнением положений ФЗ 40 об ОСАГО, т.е. проверка наличия соответствующих страховых полисов у автовладельцев, входит в обязанности сотрудников дорожной полиции.

На настоящий момент такое нарушение, как отсутствие при себе полиса ОСАГО повлечет ответственность автовладельца, которая равняется сумме в 500 руб. Просроченная страховка, как и невыполнение требования закона по страхованию автогражданской ответственности, выльется в штраф величиной 800 руб. Если лицо, оказавшееся за рулем автомобиля, не вписано в полис обязательного страхования, штраф составит 500 руб.

ФЗ 40 об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств был принят в 2002 году. Данный нормативный акт прописывает следующие основные аспекты:

  • Общие положения : основные понятия и основания для принятия закона;
  • Условия и порядок осуществления страхования :
    • Обязанности автовладельцев;
    • Правила страхования;
    • Объекты процедуры;
    • Страховые суммы и тарифы;
    • Срок действия договора;
    • Порядок возмещения ущерба;
  • Компенсационные выплаты;
  • Страховщики: требования, особенности проводимых операций;
  • Профессиональное объединение (союзы, ассоциации и другие организации);
  • Заключительные аспекты: информационное сотрудничество, международная страховая практика.

Действующая редакция ФЗ 40

Разговоры о необходимости внесения изменений в действующий закон об ОСАГО для повышения его эффективности ведутся на протяжении всего срока его существования, поскольку проблема ответственности участников дорожного движения актуальна в России.

В текущем году в ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств было внесено множество поправок. Некоторые из них коснулись смены формулировок, что значительно не отражается на жизни обывателя. В частности, словосочетание «страховая выплата» в некоторых пунктах закона было заменено на «страховое возмещение».

Поправки, внесенные в ФЗ 40, коснулись также более значимых моментов. С сентября текущего года минимальный срок, на который может быть оформлен полис ОСАГО, составляет один год. Были установлены максимальные сроки осмотра поврежденного автомобиля представителями страховых компаний. Прежде на проведение экспертизы повреждений отводилось пять дней с момента предоставления непосредственно транспортного средства к осмотру. Согласно новому положению, страховая организация обязана провести оценку ущерба в течение этого же срока с даты подачи заявления о произошедшем ДТП страховщику.
Наряду с этим, в ФЗ 40 было введено положение о запрете независимой экспертизы, поскольку данная процедура нередко проводилась в пользу одной из сторон. Оценка ущерба, проведенная самостоятельно организованной экспертизой, больше не будет иметь юридической силы.

В то же время срок, отведенный по закону на рассмотрение претензий, предъявляемых владельцами транспортных средств страховой компании, увеличился с пяти до десяти дней.

В мае 2017 года вступило в силу положение, кардинально меняющее ситуацию на рынке страхования автогражданской ответственности — натуральное возмещение по ОСАГО. Суть данной поправки состоит в замене прямых денежных компенсаций, выплачивавшихся ранее пострадавшей стороне, на направление на ремонт и перечисление средств соответствующей станции технического обслуживания, занимающейся ремонтом автомобиля.

Страховая компания обязана заключить соглашение с ремонтными мастерскими, которые будут обслуживать ее клиентов. По условиям ФЗ 40, список сервисов должен находиться в открытом доступе на официальном сайте организации. Однако страхователь вправе сменить СТО путем подачи аргументированного заявления.

С этого года страховые выплаты по ОСАГО увеличены, а максимум составит сто тысяч рублей. В случае, если счет, выставленный СТО, превысит лимит в 400 тысяч рублей, может быть выплачена дополнительно денежная компенсация. Также согласно изменениям в законе, возмещение возможно в случае нарушения сроков ремонта автомобиля (составляет 30 дней) или невозможности восстановления транспортного средства, находящегося в аварийном состоянии (иные условия могут быть установлены в дополнительных соглашениях между страховщиком и страхователем).

Изменения в законе коснутся только полисов осаго, оформленных после внесения поправок.

Рассмотрим внесенные в закон изменения на примере нескольких статей ФЗ 40 об обязательном страховании:

Статья 1 ФЗ 40.

  • В пункт «б» настоящей статьи 40-го ФЗ была внесена поправка о том, что пострадавшая сторона вправе обратиться с заявлением к страховщику виновника, если в ДТП приняло участие два и более транспортных средства;
  • В шестнадцатом абзаце изменения коснулись возможности потерпевшего согласовать детали со страховщиком СТО, в которое будет отправлено транспортное средство. Согласно поправке, сервис технического обслуживания определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • В абзаце восьмом словосочетание «осуществить страховую выплату» было заменено на «страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации или оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС».
  • Статья была также дополнена абзацем, содержащим определение понятия «договор на организацию восстановительного ремонта».

Статья 5 ФЗ 40.

  • Пункт второй был дополнен подпунктом «е» о требованиях к организации восстановительного ремонта транспортного средства, и порядок действий сторон в случае его некачественного проведения.

Статья 12 ФЗ 40 (о порядке осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда по полису ОСАГО).

  • Было обозначено введение практики возмещения причиненного вреда в натуре;
  • Прописана невозможность использования в ремонтных работах бывших в употреблении комплектующих деталей;
  • Установлен минимальный срок гарантии на проведенные работы, который составил 6 месяцев. Если ремонт связан с кузовными работами или использованием лакокрасочных материалов, срок, согласно закону, увеличивается до 12 месяцев.

Напомним, что по закону с 2017 года стало возможным оформление полиса ОСАГО через интернет. На случай внесения заведомо неверных данных при покупке электронного документа предусмотрена материальная ответственность. В перспективе станет возможным полный отказ от бумажной формы страховки.

Скачать закон об ОСАГО с последними изменениями

ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями приобрел определенную долю потенциальных рисков, таких как:

  • Недостаточная степень ответственности страховщиков за выполнение обязательств;
  • Двоякость в толковании некоторых положений закона об ОСАГО, связанный с этим риск возникновения казусов при разрешении споров в судебных инстанциях;
  • Согласно изменениям в ФЗ, в случае нанесения значительного ущерба транспортному средству, превышающего лимит страховой выплаты, владелец автомобиля вынужден доплачивать за ремонт из собственных средств;
  • Также существует риск увеличения количества фальшивых полисов ОСАГО (по причине введения в закон возможности оформления электронного документа).

Каждому автовладельцу необходимо прослеживать изменения в сфере страхования автогражданской ответственности, и правками, вносимыми в текст ФЗ об ОСАГО, чтобы знать положенные ему по закону права, возложенные обязанности и грозящую ответственность. Ознакомьтесь с .

Можно сделать вывод, что на этом этапе доработка федерального закона об ОСАГО не будет прекращена и в будущем вероятны корректировки и изменения.

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим - в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Статьи закона об ОСАГО

    Глава I Общие положения

    Глава II Условия и порядок осуществления обязательного страхования

    Глава III Компенсационные выплаты

    Глава IV Страховщики

    Глава V Профессиональное объединение страховщиков

    Глава VI Заключительные положения

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Основные положения Закона об ОСАГО

  • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • описание процедур возмещения убытков;
  • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

  1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
  5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Плюсы и минусы страхования ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • общая взаимная ответственность всех участников движения
  • быстрая выплата компенсаций;
  • оперативное оформление страхового случая;
  • быстрое оформление полиса;
  • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

Заключение

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

Цель федерального закона № 40 обеспечить надлежащими правами граждан, являющимися участниками дорожного транспортного движения. С помощью данного законодательства разрешаются вопросы при ситуации, когда такие лица попадаю транспортные происшествия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Закон выступает регулятором в этой сфере и контролирует появляющиеся при аварии правоотношения каждого из участников.

Основные понятия и краткое содержание

Цель Закона №40 Федерального Законодательства обеспечивать исполнение установленных при возникновении дорожных транспортных происшествий. Закон об ОСАГО является обязательным для исполнения всеми лицам, которые владеют транспортными средствами.

При покупке автомобиля, каждый гражданин должен оформить следующие бумаги:

  1. Документы, дающие право управлять транспортным средством в общем потоке;
  2. Заключение медицинской комиссии о физическом здоровье водителя;
  3. Страховые документы на случай возникновения ДТП. Этот пункт как раз и является полисом ОСАГО, который контролируется данным законодательством.
  4. Технический паспорт автомобиля.

ФЗ №40 направлен на урегулирования вопроса о возникновении ответственности при авариях. Так, согласно этому документу, виновник такого происшествия должен нести материальную ответственность перед пострадавшим лицом.

Положения, прописанные в законе, дают чёткие указание на то, как должны себя вести стороны при такой ситуации. Ответственность ограничивается нормами правового акта, который регистрирует случаи и в все возникающие риски по ним.

Условие оформления полиса на территории страны при приобретении транспортного средства является обязательным.

Согласно действующем нормам, водителям запрещается передвигаться в общем потоке без соответствующих документов. При выявлении подобных случаев они караются административными мерами в виде штрафа.

Закон содержит в себе 6 глав:

  1. Трактуются основные понятия и принципы исполнения и действия данного нормативного правового акта;
  2. Эта глава включает в себя определения условий, по которым необходимо оформлять страховые документы. Также прописываются стороны участники и объекты подлежащие оформлению. В главе также рассматриваются вопросы по исчислению страховых выплат и действующих ставок по оценке возникших повреждений. В пункте указываются сроки по возмещению причинённых ущербов и особенности рассмотрения дел по возникающим спорным ситуациям;
  3. Раздел рассматривает права на получения выплат. Определяет механизм проведения платежей и рассматривает случаи по взысканию необходимых средств с виновника происшествий;
  4. Даёт определения страхующих лиц и их особенности деятельности. Также рассматриваются основания по замене страховщиков;
  5. Полномочия лиц ведущих страховую и оценочную деятельность, направленную на расчёт ущерба при авариях. Расписывает полномочия и объединения союзов, а также определяет установленные законом суммы платежей и взносов;
  6. Указываются типы по информационным соглашениям и международному сотрудничеству в сфере обязательного государственного страхования автовладельцев. Определяет контроль над ведением деятельности страховщиков и отсылочные нормы к данному законодательству.

Последняя редакция федерального закона также указывает на порядок внесения соответствующих изменений по проведенной недавно страховой реформе.

Что регулирует и когда применяется

Федеральный закон о страховании регулирует возникающие правоотношения в результате совершенной аварии между лицами. Он выделяет ситуации, по которым данная норма начинает применяться и ряд оснований по возмещению ущербу пострадавшему лицу.

Транспортное происшествие подразумевает под собой:

  • Действия лица в отношении другого, в момент управления автомобилем, которые в свою очередь повлекли к столкновению;
  • Именно в момент возникновения подобных обстоятельств регулятивные нормы данного законодательства начинают действовать между участниками это ситуации;
  • Положения определяют виновника произошедшего и производят компенсационные расчёты пострадавшим лицам;
  • В зависимости от ситуации и типа повреждений проводится соответствующая экспертиза на выявление общего ущерба при столкновении;
  • Он рассчитывается согласно действующим коэффициентам;
  • Далее ущерб конвертируется в сумму, которая необходима на восстановление повреждённого транспортного средства.

Возмещение ущерба может быть проведено как по испорченному имуществу владельца, так и по полученным в результате ДТП физическим травмам. Суммы имеют прямое установленное в правовом акте ограничение.

Для получения выплат лицо должно обратиться к своему страхователю с заявлением на причитающиеся выплаты по возникшим обстоятельствам.

Так, страховщик обязан произвести выплаты пострадавшим в следующем объёме:

  • 400 000 рублей за поврежденное транспортное средство в результате аварии;
  • 500 000 рублей за нанесение вреда здоровью потерпевших лиц.

Если необходимо получит выплаты за причинённый вред здоровью, то гражданин подать следующие бумаги:

  • Документы, полученные от уполномоченных органов, которые зарегистрировали факт транспортного происшествия и получения вреда здоровью;
  • Заключения из медицинских учреждений о полученных травмах.

Если в результате полученных травм была утеряна работоспособность на определённых срок, тогда также можно обратиться за возмещение упущенных доходов из-за нахождения на больничном пострадавшим лицом.

Основные положения

Основные положения заключены в условиях действия и исполнения данного законодательного акта. Все возникающие обстоятельства и действия по ним строго регламентированы. Для оформления причитающихся потерпевшему выплат необходимо соблюсти все правила и подать, соответствующие для этого документы.

Все основные положения, прописанные в норме можно поделить на следующие группы:

  • Обязательность страхования и подлежащие этому действию объекты. Здесь прописываются основные понятия лиц участников гражданской ответственности, а также средства, которые подлежат оформлению. Также рассматриваются условия возникновения обстоятельств, по которым лица имеют право истребовать после оценочных действия суммы на восстановления повреждённых автомобилей или полученного вреда здоровью;
  • Счисление ущерба и порядок начисления сумм. Одна из важных групп в данном законодательстве. Она позволяет произвести все требуемые расчёты по полученному имущественному вреду. Определяется максимальное пороговое значение по выплатам. Прописываются требования по тарифам страхования и процентным соотношениям при расчёте фактически полученного вреда. Устанавливаются основания и правила по определению коэффициентов расчётов.
  • Порядок получения выплат и решение возникающих спорных ситуаций. Определяются права, на основании которых граждане могут требовать получения компенсационных выплат. Устанавливается механизм произведения отчислений и сроки получения рассчитанных при экспертизе повреждений сумм. Рассматриваются основания и порядки, по которым потерпевшие могут обратиться с исковым заявлением к страховщику в случае возникающих разногласий;
  • Определение лиц занимающихся страхование и контроль над их деятельностью. Закон описывает такого субъекта как страховщик и указывает его должностные действия, которые он должен совершать при взаимодействии с лицами обращающихся для оформления автомобиля или за получением причитающихся в результате аварии выплат. Также прописывается по имуществу страховых союзов и порядок проведения обязательных союзных взносов.

По каждой из представленных групп действуют свои положения. Закон охватывает широкий круг лиц. От виновников происшествия и потерпевших, до лиц, которые на основании свое профессиональной деятельности должны осуществлять оформление плисов и произведение расчётов возникающего вреда по установленным в законе страховым случаям.

40 ФЗ плотно пересекается с административным законодательством, в плане обеспечительных мер по соблюдению действующих положений.

Контроль над надлежащим исполнением установленных правовых норм ведут сотрудники полиции, которые проверяют наличие полисов у водителей транспортных средств.

При отсутствии документа или если он является просроченным, на лицо может быть наложена санкция в виде штрафа размером от 500 до 1 000 рублей.

Видео: Комментарии специалиста

Последняя редакция Федерального Закона №40 «Об ОСАГО»

Ежегодно в законодательство вносятся поправки . Это связанно со многими спорными ситуациями, которые возникают как между участниками происшествия, так и между ними и страховщиками.

В этом году правовой акт получил следующие изменения:

Это основные изменения редакции Федерального Закона №40 «Об ОСАГО», вступающие в силу в 2019 году.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
(в ред. Федеральных законов от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 103-ФЗ, от 25 ноября 2006 г. N 192-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ, от 01 декабря 2007 г. N 306-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 344-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 362-ФЗ, от 01 февраля 2010 г. N 3-ФЗ, от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. N 392-ФЗ, от 07 февраля 2011 г. N 4-ФЗ, от 01 июля 2011 г. N 170-ФЗ (ред. 30 ноября 2011 г.), от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ, от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ, от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ, от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ, от 07 мая 2013 г. N 104-ФЗ, от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ, от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ, от 04 ноября 2014 г. N 344-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П, Федеральным законом от 16 мая 2008 г. N 73-ФЗ, от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ)

Исходя из этих положений, можно заключить, что обязанность по оформлению договора ОСАГО лежит на арендаторе. Вместе с тем договором между сторонами может быть предусмотрено иное - арендодатель, в частности, может оформить договор ОСАГО в отношении неограниченного круга лиц, допускаемых к управлению транспортным средством, и предоставить его арендатору. В случае оформления договора ОСАГО арендатором целесообразно указывать ограниченный период использования им транспортного средства, равный сроку действия договора аренды.