Законодательство российской федерации о налогах и сборах. Законодательство РФ о налогах и сборах - Налоги и налогообложение (Меденцов А.С.)
Законодательство о налогах и сборах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов законодательных(представительных) органов власти . Законодательство о налогах и сборах не отнесено Конституцией к исключительному ведению РФ. В связи с этим налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования – федеральный, региональный и местный, которые имеют свою структуру, закрепленную нормативно.
Налоговое законодательство РФ состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля ;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений ;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
Муниципальные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения муниципальных представительных органов.
Сведения и копии законов, муниципальных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в ФнС и Минфин России, а также в региональные налоговые и финансовые органы (ст. 16 Налогового кодекса РФ).
Кроме региональных и местных налогов и сборов, субъекты РФ и муниципальные образования вправе регулировать также отдельные элементы федеральных налогов и сборов, а также некоторые общие вопросы налогообложения.
К актам законодательства о налогах и сборах относятся также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие на момент вступления в силу отдельных частей Налогового кодекса РФ и прямо не признанные утратившими силу. Указанные акты действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ним.
НК РФ – кодифицированный акт прямого действия, занимает особое место среди источников налогового права . Налоговый кодекс РФ структурирует налоговое право как отрасль, формирует правовые основы налоговой системы.
Источники налогового права. Систему актов, регулирующих налоговое право, образуют Конституция РФ и законодательство о налогах и сборах.
Конституция РФ - Основной закон страны. B нем содержатся налогово-правовые нормы, общие принципы налогообложения, введения налогов и сборов, формирования налоговой политики России.
Конституция РФ определяет стратегические направления совершенствования и развития налогового права. B результате можно говорить о конституционных основах налогообложения.
Статья 57 Конституции РФ определяет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. На основании этой нормы в 1996 г. Конституционный Суд РФ в одном из своих постановлений отметил, что установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными. К важным нормам Конституции РФ в области налогового права следует отнести прежде всего положения ст. 8, 15, 34, 35, 46, 57, 71 (п. «е»-«з», «к»), 72, 74-76, 90, 104, 106, 114 (ч. 3).
Законодательство о налогах и сборах включает в себя две группы нормативных актов - федеральное и региональное законодательство о налогах и сборах.
Федеральное законодательство о налогах и сборах, или законодательство России о налогах и сборах, состоит из Налогового кодекса РФ (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. К ним относятся: федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей ему; и федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Кодексом.
Региональное законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. К ним относятся законы, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы. Они принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
Общее налоговое законодательство включает в себя иные федеральные законы, не входящие в понятие «законодательство о налогах и сборах» и содержащие нормы налогового права. Законы, входящие в эту группу, направлены на регулирование не налоговых, а иных правоотношений. В то же время в их состав входят некоторые положения, затрагивающие проблему налогообложения (так, ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» запрещает выносить на референдум России вопросы введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты); Таможенный кодекс, ежегодные федеральные законы о бюджете, БК, УК, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, включают в себя акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции.
В соответствии с положениями ст. 3 НК правом издавать эти нормативные правовые акты обладают органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях.
После принятия Конституции РФ подзаконные акты не включаются в объем понятия «законодательство».
Подзаконные нормативные правовые акты состоят из двух блоков - акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции.
К актам органов общей компетенции относятся: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (например, от 26 февраля 2004 г. № 110, от 6 апреля 1999 г. № 382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения»); подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти субъектов Федерации (постановление Правительства Москвы от 12 октября 1999 г. № 928 «О совершенствовании практики налогового кредитования и реструктуризации задолженности по платежам в бюджет»; распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 21 февраля 2000 г. № 175-р «О порядке признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам в бюджет Санкт-Петербурга и их списания»); подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами местного самоуправления.
К актам органов специальной компетенции относятся ведомственные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых предусмотрено НК РФ. В перечень этих органов входят Минфин России, Федеральная налоговая служба (ФНС) России, Федеральная таможенная служба (ФТС) России, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти. В соответствии с положениями НК РФ ими утверждаются формы налоговой отчетности (п. 5 ст. 69, ст. 52, п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 и др.), приказы ФНС России, инструкции.
Решения Конституционного Суда РФ также являются источником налогового права и им присуща материально-правовая сила закона. Главная функция Конституционного Суда РФ - толкование Основного закона, конституционных норм и формулировка основных принципов налогообложения и сборов. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного Суда РФ. Толкование имеет письменную форму и обладает нормативным значением.
Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, является официальным и обязательным (согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Нормы международного права и международные договоры России также являются источником права для налоговых правоотношений. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России составляют часть ее правовой системы.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что, если международным договором России, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, применяются правила и нормы международных договоров России (ст. 7).
Весьма важным является то обстоятельство, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.
Реформа налоговой системы и HK РФ. Принятием части первой Налогового кодекса РФ с 1 января 1999 г. был завершен начальный этап налоговой реформы страны. Результатом его стало формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения. B настоящее время в качестве регулятора отношений в налоговой сфере кроме части первой НК является часть вторая, вступившая в силу с 1 января 2001 г. Таким образом, было продолжено реформирование налоговой системы. Этот факт является важным, так как в налоговое законодательство были внесены принципиальные изменения, но при этом действовавшая ранее налоговая система России кардинально не изменилась.
Статья 2 НК определяет отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах России. К ним относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в стране, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Гражданский кодекс РФ указывает, что гражданское законодательство не подлежит применению к налоговым правоотношениям, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, законодатель четко ограничил сферу действия налогового законодательства и те нормативные документы, которые подлежат применению.
Право устанавливать систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в России принадлежит федеральному закону (ст. 75 Конституции РФ). При этом предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Кроме того, Конституцией РФ вменено в обязанность каждому оплата законно установленных налогов и сборов (ст. 57).
Статьей 15 (ч. 2) Конституции РФ закреплена обязанность всех и каждого соблюдать законы страны. Это положение является основой презумпции знания законодательства. Каждый субъект права считается знающим законодательство, пока не будет доказано обратное.
Налоговые поступления составляют основу расходов государственного бюджета. Они не являются формой конфискации части собственности, должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятными условиями ведения бизнеса. Они используются на содержание государственного аппарата, направляются на социальные нужды, науку, культуру, образование, жилищно-коммунальную сферу, на содержание и оснащение армии, участие в воспроизводстве капитала и расширении потребительского рынка, на экономическую защиту нашего общества и т.д. За счет государственного бюджета финансируются имеющие общенациональное значение программы содержания и развития той социально-экономической среды, в которой функционирует отечественный бизнес.
Таким образом, уплачиваемые налогоплательщиками налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Это положение применимо только к официально опубликованным законам. Причиной тому служит ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая содержит требование о том, что не могут применяться на практике неопубликованные официально нормативные акты, т.е. закон, не известный субъектам права, не может иметь практической силы и повлечь за собой правовые последствия. Главным условием вступления нормативного акта в силу является его опубликование. Тем самым субъектам права дается возможность ознакомиться с содержанием правовых актов.
Исходя из того, что понятие знания законов включает в себя осведомленность о правовом предписании, которое содержится в норме, многие исследователи делают вывод о том, что презумпция знания законов тесно связана с ясностью и точностью правовых предписаний, их определенностью. Не исключены ситуации, когда налогоплательщик знает содержание налогового закона, но в силу нечеткости его формулировок неправильно его понимает и добросовестно заблуждается относительно своих обязанностей.
Требование ясности и определенности, которым должно отвечать налоговое законодательство, сформулировано в постановлении Конституционного Суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П. В частности, отмечено, что законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечивать конкретность и ясность законов о налогах. Неопределенность норм может привести к произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками, нарушению равенства прав граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П повторно подтвердил важность требования ясности и определенности, а также установил, что общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона.
НК законодательно закрепил это утверждение. Статья 3 содержит следующее требование к актам законодательства о налогах и сборах: они должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Не должна создаваться ситуация, когда нарушение закона налогоплательщиком становится для государства более выгодным, чем его соблюдение.
В Налоговом кодексе РФ определены:
Виды налогов и сборов, взимаемых в России;
Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений - порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов;
Формы и методы налогового контроля;
Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
Порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
Согласно ст. 83 НК в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица. Заявление о постановке на учет организации подается в налоговый орган по месту нахождения в течение 10 дней после ее государственной регистрации.
В соответствии со ст. 19 НК налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Эти обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) устанавливаются также в ст. 23 НК. В соответствии со ст. 44 НК обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Так, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
С уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
С возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора;
Со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством; задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
1
. Российское
законодательство
о
налогах
и
сборах
включает
в
себя
:
федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из НК РФ и иных федеральных законов о налогах и сборах);
региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами субъектов РФ);
местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
2.
Федеральное
законодательство
о
налогах
и
сборах
(вНК
РФ оно именуется "законодательство Российской Федерации о налогах и сборах") состоит из:
Постановление Конституционного Суда "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное место жительства в названные регионы" от 04.04.96 № 9-П. СЗ РФ, 1996, № 16. Ст. 1909.
НК РФ;
принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и
сборах.
3. Налоговый кодекс РФ1 состоит из двух частей -Общей
и
Осо
бенной
.
В соответствии с положениями Федерального закона от
31.07.98 № 147-ФЗ часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999 года. Часть вторая НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ с 1 января 2001 года.
Первоначально часть вторая НК РФ включала лишь четыре главы, устанавливающие налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (до принятия Федерального закона от 31.12.2001 № 198ФЗ он именовался "единый социальный налог (взнос)").
В дальнейшем законодатель неоднократно дополнял часть вторую НК РФ новыми главами, каждая из которых посвящена правовым основам взимания конкретного налога или сбора, а также вносил изменения и дополнения в уже принятые главы части второй НК РФ. Так, например, с 01.01.2004 утратила силу глава 27 "Налог с продаж" (на основании Федерального закона от 27.11.2001 № 148-ФЗ).
В
части
первой
НК
РФ
устанавливается
система
налогов
и
сбо
ров
,
взимаемых в федеральный бюджет, а также
общие
принци
пы
налогообложения
вРФ
,
в т. ч.:
виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
формы и методы налогового контроля;
ответственность за совершение налоговых правонарушений;
В настоящем издании учитывается редакция Налогового кодекса, действующая с 1 января 2004 года.
порядок обжалования актов налоговых органов и действий
(бездействия) их должностных лиц. Действие НК РФ распространяется на отношения по установ лению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в самом кодексе.
Часть
вторая
НК
РФ
посвящена определению порядка введения и взимания
конкретных
налогов
и
сборов
.
В настоящее время, в частности, введены в действие следующие главы части второй НК РФ:
глава 21 "Налог на добавленную стоимость";
глава 22 "Акцизы";
глава 23 "Налог на доходы физических лиц";
глава 24 "Единый социальный налог" {
эти
четыре
главы
были
введены
с
2001
года
Законом
от
05.08.2000
№
118-
ФЗ
,
в
после
дующем
в
их
текст
вносились
изменения
и
дополнения
)",
глава 25 "Налог на прибыль организаций" {
введена
с
2002
года
Законом
от
06.08.2001
№
110-
ФЗ
);
глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" {
введена
с
2002
года
Законом
от
08.082001
№
126-
ФЗ
);
Глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)" {
введена
с
2002
года
Законом
от
29.12.2001
№
187-
ФЗ
);
глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" {
введена
с
1
января
2003
года
Законом
от
24.07.2002
№
104-
ФЗ
(в
ред
.
от
, 07.07,2003));
глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" {
введена
с
1
января
2003
года
Законом
от
24.07.2002
№
104-
ФЗ
(в
ред
.
от
07.07.2003));
глава 26.4. "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" {
введена
в
действие
Законом
от
06.06.2003
№
65-
ФЗ
);
глава 27 "Налог с продаж" (утратила
силу
с
01.01.2004
согласно
Закону
от
2711.2001
№
148-
ФЗ
);
глава 28 "Транспортный налог" {
введена
Законом
от
24.07.2002
№
110-
ФЗ
);
глава 29 "Налог на игорный бизнес" {
введена
Законом
от
27.12.2002
№
182-
ФЗ
).
К
иным федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с НК РФ и составляющим вместе с НК РФ федеральное законодательство о налогах и сборах, относятся:
федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ (Закон РФ "О налоговых органах в Российской Федерации" от 21.03.91 №943-1 (в ред. от 22.05.2003), Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 № 2118-1 (в ред. от 07.07.2003)1, и др.;
федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии сНК
РФ
.
Региональное
законодательство
о
налогах
исборах
- это законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. К таким региональным законам в первую очередь относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы.
Нормативные
правовые
акты
органов
местного
самоуправления
о
местных
налогах
и
сборах
принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. К таким местным актам относятся, например, акты представительных органов местного самоуправления (местных парламентов, законодательных собраний, советов депутатов и т. д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги или сборы.
Предыстория
Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».
Определение понятия «налоговая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено термином «система налогов и сборов».
Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Попробуем подойти к нему с позиций теории систем.
Система ― множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два элемента являются объектами.
В данном ракурсе налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи.
Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить:
- два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налогоплательщиков);
- два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).
Налоговая система - это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:
- законодательства о налогах и сборах;
- совокупности налогов и сборов (система налогов и сборов);
- плательщиков налогов и сборов;
- налоговых администраций.
Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов .
В налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.
Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутрисистемных, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения:
- федеральный (на уровне РФ);
- региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения);
- местный (на уровне муниципальных образований).
Однако, в рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
Классификация налоговых систем:
1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:
- либерально-фискальные , обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской
- Америки;
- умеренно фискальные , с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
- жестко фискальные , позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
2) В зависимости от доли косвенного налогообложения:
- подоходные , делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран - США, Канады, Великобритании, Австралии;
- умеренно косвенные , равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы - Германии, Франции, Италии и др.;
- косвенные , делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран - Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.
3) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:
- централизованные , наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
- умеренно централизованные , наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
- децентрализованные , наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.
4) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:
- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.
Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.
Основы законодательства о налогах и сборах
Основы законодательства о налогах и сборах установлены главой 1 НК РФ «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах».
Ст. 1 НК определяет, что:
- (федеральный уровень ) законодательство РФ о налогах и сборах состоит из (НК и ФЗ о налогах и сборах ) ;
- (региональный уровень ) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из (законов субъектов РФ в соответствии с НК) ;
- (местный уровень ) НПА в соответствии с НК (принимаются представительными органами муниципальных образований).
Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".
Правительство РФ, федеральные органы , органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах .
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ , в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Законодательство о налогах и сборах регулирует:
- властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
- отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля ;
- отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
- отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям в таможенной сфере законодательство о налогах и сборах не применяется , если иное не предусмотрено НК РФ.
Основные характерные черты налоговой системы РФ
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, физических лиц или места происхождения капитала.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Принцип установления налогов законами
означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК, в соответствии с которой применительно к федеральным налогам РФ законными могут считаться только те налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ, к региональным законам относятся только те, которые установлены Кодексом и законами субъектов РФ, к местным - только те, которые установлены Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов
местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 НК ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в нем.
Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Он реализован в ст. 5 НК, где предусматривается, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается ст. 4 и 6 НК. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.
Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК относит:
- объект налогообложения;
- налоговую базу;
- налоговый период;
- налоговую ставку;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.
Организационные принципы налогообложения
Принцип единства налоговой системы
― не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК. Недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и
организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.
Принцип подвижности {эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности.
Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.
Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налогообложения.
Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает порядок определения налоговой базы, тарифных ставок по разным налогам, схемы распределения бюджетных средств, сформированных платежами налогоплательщиков. Комплекс правовых актов в сфере налогообложения определяет исчерпывающий перечень прав и обязанностей всех связанных сторон в экономической деятельности.
Главным регламентирующим документом является Налоговый кодекс РФ. Он состоит из двух частей: устанавливает общие правила налогообложения и определяет порядок налогообложения по каждому действующему в РФ налогу. Сопоставляя положения разных правовых актов в сфере налогообложения, при наличии расхождений между ними, приоритет необходимо отдавать сведениям, указанным в Налоговом кодексе.
Законодательство о налогах и сборах: уровни правовых документов
Законодательная система в области налогообложения формируется по трехуровневой схеме:
- Блок актов федерального значения.
- Региональные правовые документы.
- Местный уровень.
На федеральной ступени регламентация действий налогоплательщиков осуществляется через Налоговый кодекс. Его положения могут дополняться федеральными законами, которые вносят корректировки в налоговое законодательство путем изменения отдельных пунктов действующих норм, или «заморозки» действия определенных требований на некоторое время. Некоторые федеральные законы могут отменять законодательные акты в сфере начисления и сбора налогов или выводить их в разряд утративших силу. Такой порядок определен п. 7 ст. 1 НК РФ.
Примеры федеральных законов в сфере налогообложения:
- Закон «О налоговых органах» от 21.03.1991 г. № 943-1, устанавливающий порядок работы налоговых структур;
- Закон от 27.12.2017 г. № 436-ФЗ об изменениях в НК РФ, которым введена процедура налоговой амнистии в отношении долгов предприятий и физических лиц;
- Закон № 341-ФЗ, принятый 27.11.2017 г. внес коррективы в определении обязательств по уплате НДС , внедрив систему «tax free».
Также, законодательство о налогах и сборах состоит из набора региональных правовых актов, которые призваны дополнить базовые принципы работы субъектов хозяйствования, если это допускает федеральное законодательство. Такие правовые документы не могут противоречить федеральным законам или кодексам, сфера их действия ограничена отдельным субъектом РФ. В их перечень, в частности, входят нормативные акты:
- фиксирующие региональные ставки по транспортному налогу (например, в Ставропольском крае этот вопрос регулирует закон от 27.11.2002 г. № 52-кз);
- устанавливающие региональные ставки по налогу на имущество (например, в Тульской области они зафиксированы законом от 24.11.2003 № 414-ЗТО и законом от 27.04.2017 г. № 33-ЗТО);
- фиксирующие тарифы налога на игорный бизнес (например, закон г. Севастополя № 101-ЗС от 30.12.2014 г.).
На местном уровне принимаются правовые акты, устанавливающие местные налоги и сборы, изменяющие размер ставок этих платежей в пределах, установленных Налоговым кодексом. К примеру, величина налоговой ставки земельного налога может быть изменена актами муниципальных образований (ст. 394 НК РФ).
Как законодательство о налогах и сборах регулирует налоговые правоотношения:
- определяются перечни налогов и сборов, составляющих основу фискальной системы;
- утверждается спектр обязанностей по уплате налоговых обязательств;
- определяется объем полномочий региональных и местных властей для принятия норм законодательства по отдельным категориям налогов;
- вводится перечень мероприятий, проводимых в рамках налогового мониторинга;
- устанавливаются меры ответственности по выявленным правонарушениям;
- разрабатывается алгоритм обжалования решений контролирующих органов в вопросах налогообложения.
Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения между всеми участниками процесса начисления, удержания, взыскания и уплаты налогов. Правовыми актами регламентируются принципы взаимодействия налоговых структур с внебюджетными фондами и налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами). Статьи Налогового кодекса устанавливают исчерпывающие перечни прав и обязательств каждого участника правоотношений в сфере налогообложения.
Налоговым законодательством прописаны все возможные варианты действий налогоплательщиков при их несогласии с позицией фискального органа. Физические и юридические лица могут обжаловать неправомерные действия налоговой службы или бездействие, проявленные сотрудниками ФНС. Нормы действующего законодательства, при наличии доказанной вины должностных лиц, позволяют привлечь их к ответственности.
Не входят в состав налогового законодательства правовые акты, касающиеся таможенного оформления грузов, уплаты страховых взносов на «травматизм» . Не могут быть причислены к законодательным документам письменные разъяснения различных ведомств и министерств (письма Минфина РФ, ФНС РФ и т.п.).