Аналитика и комментарии. Рынок реализации нефтепродуктов

Содержание Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.1. Рынок нефтепродуктов Московского региона. 1.1. Географические границы рынка. 1.2. Продуктовые границы товарного рынка.2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.4. Обобщенные данные. Заключение. Дальнейший прогноз. Список использованной литературы. Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов. В 2003 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяныхзапасов расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти. Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали своюдеятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, BritishGas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, NesteOy, NirskHidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RDShell, Statoil и TotalFinaElf. В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. Помимо этого Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т. Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть. На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск,Витино и Мурманск. Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов не должна ставить под угрозу экологическую безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через Балтийское море, миллионам людей, живущих на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами.Увеличение масштабов транспортировки нефти через Балтийское море - намного более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

Географическими границами исследуемого оптового рынка нефтепродуктов определен Московский регион (Москва и Московская область) по причине отсутствия у некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) раздельного учета реализации автомобильного топлива в столице и Подмосковье.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

Продуктовыми границами товарного рынка являются светлые нефтепродукты, а именно, автомобильные бензины и дизельное топливо (далее - автомобильное топливо).

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время на территории г.Москвы работают 717 коммерческих и 123 ведомственных АЗС. Суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц. Владеют коммерческими АЗС 130 фирм.

Интеграционные процессы на рынке розничной реализации автотоплива продолжаются. Еще на начало 2006 года в крупные сети с количеством АЗС более 20 были объединены около 63% Московских АЗС. Через год, на начало 2007 года сети с количеством АЗС более 20 составили 68,1%. Количество АЗС, собственниками которых являются фирмы, владеющие от 5 и выше АЗС составляли на начало 2006 года 75%, а на начало 2007 года - 76,5%. Вместе с тем, на столичном розничном рынке нефтепродуктов действуют 80 операторов, владеющих одной АЗС.

Нефтяные компании активно осваивают розничный рынок г.Москвы. К тому же известность их торговых марок позволяет получать дополнительные доходы за счет соглашений о коммерческой концессии с формально независимыми юридическими лицами.

В соответствии с представленными данными, 390 АЗС, т.е. 54% находящихся на территории Москвы коммерческих автозаправочных станций, являлись собственностью нефтяных компаний, работали с ними на условиях аренды, а также на основе договоров коммерческой концессии. Таким образом, остальные АЗС, составляющие значительную часть московских АЗС (46%), являются полностью самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защитить потребителя от необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время особенностью рынка нефтепродуктов Московского региона продолжает оставаться наличие нескольких крупных участников оптового рынка: ОАО «Московская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО «НГК Славнефть», ОАО «Юкос», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Сибнефть», ОАО «Татнефть».

В оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов за отчетный период наблюдалось сохранение отрицательной динамики. Снижение цен наблюдалось вплоть до 6 февраля, когда появилась информация об изменении цен на Уфимской группе НПЗ. Изменение «уфимских» цен традиционно оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в оптовом секторе рынка нефтепродуктов центральной части России. Именно рост цен на продукцию уфимских давальцев и стал сигналом для наиболее оперативных игроков столичного рынка, поспешивших скорректировать свои цены в сторону повышения. Таким образом, на 7 февраля картина московского топливного рынка характеризовалась разнонаправленным изменением оптовых цен. Несмотря на то, что некоторые компании уже отыграли уфимский рост, большинство компаний продолжает снижать цены, в результате чего средние значения сохранили отрицательную динамику. В дополнение к этому, стоит отметить, что некоторые компании полностью прекратили реализацию топлива, поскольку неоднозначная ситуация на рынке не позволяет четко прогнозировать дальнейшее изменение ситуации. Основной вопрос, занимающий участников рынка в настоящее время – это вопрос о том, является ли повышение цен на «Уфе» и «Салавате» сигналом к изменению тенденции с понижательной на повышательную, либо это лишь краткосрочная коррекция.

Однако, мнение о резком изменении направления движения цен, вероятнее всего, является преждевременным. Дело в том, что на рынке в настоящее время не наблюдается проблем с наличием свободной продукции, тогда как уровень спроса остается достаточно низким. Таким образом, наиболее вероятным в краткосрочной перспективе является небольшой рост цен в рамках коррекции.

Тем не менее, возможен и иной исход событий. Экспортная пошлина на февраль-март установлена на уровне 179,7 долл./т, что значительно ниже январского значения. Это может привести к увеличению объемов экспортируемой нефти, что негативно скажется на объеме производства нефтепродуктов на российских НПЗ. В дополнение к этому, пошлина на нефтепродукты также установлена на достаточно низком уровне (133,4 долл./т – светлые и 71,8 долл./т – темные нефтепродукты). В результате, при условии дальнейшего роста цен на европейском рынке нефтепродуктов, потоки экспорта российского мазута и дизтоплива существенно вырастут, несколько разгрузив внутренний рынок. Подтверждение этого варианта развития событий мы можем наблюдать уже сегодня, поскольку свободных объемов мазута у операторов московского рынка практически не наблюдается.

В результате, наиболее вероятным вариантом развития событий на ближайшую перспективу мы считаем некоторое укрепление цен в оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов. Это укрепление будет носить скорее коррекционный, нежели фундаментальный характер, однако

увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из России позволит закрепить цены на достигнутых, более высоких отметках. Дальнейший же рост цен будет возможет в случае сохранения восходящей тенденции на европейском рынке нефтепродуктов (преимущественно дистиллятов), что обеспечит сохранение высоких объемов экспорта топлива из России.



4. Обобщенные данные.

1. Оптовый и розничный рынки автомобильного топлива в Московском регионе являются конкурентными. В Москве и Московской области продолжает сохраняться большое количество участников рынков оптовой и розничной торговли автомобильным топливом. Значения коэффициентов рыночной концентрации характеризуют эти рынки как низко-концентрированные. Барьеры для входа на данные рынки новых участников отсутствуют.

2. Основной тенденцией развития оптового рынка в Москве и Московской области является конкурентная борьба между ВИНК за усиление позиций на рынке.

3.На розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями. Так, только 19 фирм владеют 548 московскими автозаправками. Вместе с тем, 80 операторов розничного рынка бензина и дизельного топлива из 130, действующих на рынке Москвы, владеют одной автозаправкой.

4. В Москве более 46% операторов розничного рынка являются самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защищает потребителя от необоснованного роста розничных цен.

5. Информирование Управления о ходатайствах и уведомлениях, поступающих в федеральный антимонопольный орган от хозсубъектов, занимающихся нефтепродуктообеспечением в Москве и Московской области, не является полным, что затрудняет работу по изучению данного рынка.

6. При переработке нефти выход светлых нефтепродуктов из перерабатываемой нефти, а также качество бензина и дизельного топлива не соответствует мировым стандартам. С целью выхода предприятий по переработке нефти на мировой уровень необходимо их техническое перевооружение и оснащение прогрессивными современными технологиями.

7. В связи с тем, что налог на добычу нефти единый, независимо от того, идет ли она на внутреннее потребление или на экспорт, представляется целесообразным дифференцировать данный налог, т.е. установить различные ставки налога для добываемой нефти, которая идет на переработку для внутреннего потребления и на экспорт.

Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона «О конкуренции…».

Список использованной литературы: 1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003. 2. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 3. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 4. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2003. - № 9. 5. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. – М., 2000.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 7 минут

А А

Основы работы биржи нефтепродуктов

В настоящее время нефть и продукты её переработки являются основными мировыми энергоносителями, потребление которых растет с каждым годом. Однако природные запасы этого сырья есть далеко не в каждом государстве, в связи с чем, важнейшую роль играет мировой экспорт нефти и её производных.

Экспортные цены на углеводороды во многих странах выше, чем внутренние (Россия – не исключение), поэтому, для обеспечения этими энергоносителями нужд своих экономик, многие страны разрабатывают комплекс мер по регулированию экспорта.

Основные международные организации, которые регулируют мировой рынок нефти и нефтепродуктов.

Одной из наиболее известных и влиятельных организаций на нефтяном рынке мира является Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК), которая была создана в 1960-ом году на Багдадской конференции пяти стран: Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Кувейта. Постепенно к ним присоединились такие страны, как Индонезия, Ливия, Ангола, Нигерия, Алжир, Катар и ОАЭ.

Помимо стран – членов, существуют также страны-наблюдатели, в число которых входит и Россия.

Целями этой организации являются:

  • координация нефтяной политики её членов и приведение её к единым стандартам;
  • поиск наиболее эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты интересов членов организации;
  • обеспечение устойчивости нефтяных доходов стран, входящих в ОПЕК;
  • эффективное и рентабельное снабжение нефтью государств – потребителей;
  • получение инвестиционных доходов от капиталовложений в нефтяную промышленность;
  • охрана окружающей среды;
  • организация эффективного сотрудничества со странами, не входящими в OПЕК, с целью стабилизации мирового нефтяного рынка.

Страны с самой большой нефтедобычей и потреблением

Больше всего нефти добывается в Саудовской Аравии.

В год в этой стране получают 542 миллиона тонн углеводородного сырья, или 13,1 процента от всего мирового объема. Второе место принадлежит России (12,9 процента), третье – Соединенным Штатам Америки (10,8 процента). Далее идут следующие страны:

  1. Китай – 5 % от общемировой добычи;
  2. Канада – 4,7 %;
  3. Иран – 4,0 %.

Что касается потребления этого продукта, то здесь лидируют США, которые потребляют в год 831 миллион тонн (или 19,9 процента всего потребления нефти в мире). Второе место в этом рейтинге занимает Китай (12,1 процента).

Если говорить о мировых лидерах по нефтедобыче, то Саудовская Аравия потребляет 3,2 процента мировой нефти, а наша страна – 3,7 %.

Прогнозировать какие-либо изменения в этом рейтинге в настоящее время весьма сложно, поскольку любые попытки прогнозов являются рискованными и неточными. Это связано с тем, что на нефтяной рынок сильное влияние оказывают не экономические факторы.

Нестабильная ситуация на Ближнем Восток и в некоторых арабских странах может привести к самым неожиданным ценовым сценариям. Четкого понимания, что в этом регионе произойдет в ближайшее время, нет ни у кого. Кроме того, некоторые политические аналитики считают возможным даже дестабилизацию ситуации в Саудовской Аравии, что повлечет за собой крайне печальные последствия для мирового рынка нефти и нефтепродуктов.

Нефтепереработка – основные центры в мире

Мировым лидером в области переработки нефтепродуктов является США. В этой стране используются самые современные технологии нефтепереработки. Для сравнения приведем некоторые цифры – коэффициент сложности американских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) составляет 71 процент, тогда как этот показатель для западноевропейских находится на уровне 40-ка процентов, а в странах азиатско-тихоокеанского региона вообще составляет 27 процентов.

Рынок светлых нефтепродуктов тоже находится под значительным влиянием Соединенных Штатов, поскольку американские НПЗ настолько насыщены вторичными процессами, что уже сейчас они обеспечивают предельно возможный выход светлых продуктов при минимальном выходе мазута.

Фактически американские нефтеперерабатывающие предприятия получают с одной тонны нефти-сырца от 450-ти до 500-т литров бензина.

В США больше всего растет спрос на светлые виды нефтепродуктов, в основном – на дизельное топливо и автомобильный бензин. Чтобы обеспечить растущие внутренние потребности в этих продуктах, строятся новые заводы и наращиваются перерабатывающие мощности существующих НПЗ. Одновременно в США активно финансируются мероприятия, призванные нарастить объемы производства топлива альтернативных видов, таких, как биодизель и этанол.

В декабре 2007 года в Америке был принят «Закон об энергетической безопасности и независимости США», который предусматривает увеличение к 2030-му году объемов производства этанола с 18,7 миллионов тонн (данные 2007-го года) до 108 миллионов тонн. Более 50-ти процентов всего выпускаемого этанола производится из зерновых культур (в основном – из кукурузы), а остальные объемы выпускаются из производственных отходов деревообрабатывающей отрасли.

Есть некоторые резервы для увеличения выхода светлых нефтяных фракций и в странах ЕС. Для этого проводится работа по увеличению количества вторичных процессов нефтепереработки на действующих европейских НПЗ за счет. Страны ЕС предъявляют к качеству автомобильного бензина и дизельного топлива даже более высокие требования, чем Соединенные Штаты. Так, например, с 2011-го года в этих странах больше не выпускается серосодержащее автомобильное топливо. Ведется активная работа по обеспечению снижения в бензинах доли олефиновых и ароматических веществ.

В сложившейся ситуации перед развивающимися странами стоит непростая задача. Нарастить объем нефтепереработки в них возможно в основном путем строительства новых современных нефтеперегонных заводов с повышенным уровнем выхода нефтепродуктов светлых фракций, поскольку увеличение доли вторичных процессов на существующих НПЗ затруднено в силу их устаревших конструкций.

Страны, входящие в состав Организации экономического сотрудничества и развития Северной Америки, планируют увеличить объемы нефтепереработки к 2030-му году до уровня 1 миллиард 50 миллионов тонн, что на 200 миллионов тонн больше, чем в 2006 –м году. Уже после 2020-го года ожидается прирост этих объемов на 80 миллионов тонн в год, что должны обеспечить два фактора: наращивание объемов производства путем модернизации существующих НПЗ, а также за счет строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий.

Страны Ближнего Востока тоже стараются нарастить свои перерабатывающие мощности со 165-ти до 265-ти миллионов тонн в год. При этом только на территории Саудовской Аравии запланирован ввод новых перерабатывающих мощностей объемом 48,75 миллионов тонн в год, почти половину которого (20 миллионов) должен обеспечить в Эль-Джубайле.

В Иране введены в эксплуатацию новые установки для фракционирования конденсата объемом переработки 18 миллионов тонн в год.

В Кувейте запускается крупный НПЗ в городе Аль-Зур, мощность которого составляет 30,7 млн. тонн.

В нашей стране также ведется активная работа по увеличению объемов переработки нефти и повышению процента выхода светлых продуктов. По сравнению со средней по стране глубиной переработки на 2005 год 71,6 процента, в 2030 году запланировано повысить этот показатель до 89,4 процента.

Имеющийся производственный потенциал в целом способен удовлетворять как глобальные российские интересы на мировых рынках энергоносителей, так и внутренние потребности страны.

Начиная с 2009-го года, в нефтяной отрасли наметилась устойчивая тенденция роста, как объемов добычи, так и объемов нефтепереработки.

Нефтяная отрасль в среднем обеспечивает 42,9 процента доходной части федерального бюджета и около 22,7 процентов доходной части консолидированного бюджета.

В России насчитывается 28 действующих предприятий нефтепереработки с мощностью больше 1 миллиона тонн в год, а также примерно 80 мини-НПЗ, суммарная проектная мощность которых при первичной нефтепереработке составляет 273 миллиона тонн в год.

По данным статистики, в 2009-ом году в нашей стране было произведено:

  • автомобильных бензинов – 35,72 млн. т;
  • дизельного топлива – 67,4 млн. т;
  • топочного мазута – 64 млн. т.

На нужды отечественной экономики пошло 86,86 процента всего произведенного бензина и 42,47 процента всего выпущенного дизельного топлива.

Структура мирового рынка нефтепродуктов

В год в мире производится примерно 3,4 миллиарда тонн нефтепродуктов.

Главные мировые экспортеры этой продукции – Голландия, Россия, США, Сингапур, Саудовская Аравия, Кувейт, Китай, Южная Корея и Венесуэла.

Основные импортеры – США, Германия, Япония, Китай, Сингапур, Голландия, Франция. Общий мировой объем этого рынка – примерно 700 миллионов тонн в год.

Как видно из приведенных выше данных, интересным фактом является одновременное присутствие как в списке импортеров, так и экспортеров таких стран, как Китай, США, Сингапур и Голландия. Это связано с тем, что эти государства ввозят на свою территорию продукты первичной нефтепереработки, а экспортируют нефтепродукты, полученные более глубокой переработкой.

По нефтеперерабатывающим мощностям список мировых лидеров выглядит таким образом (в тоннах сырой нефти/ сутки):

  • Соединенные Штаты – примерно 2,27 миллионов;
  • страны бывшего Советского Союза – 1,15 миллионов;
  • Япония – 660 тысяч;
  • Китай – 595 тысяч.

Такой торговлей занимается биржа нефтепродуктов, а точнее – товарно-сырьевая биржа.

Как нефть, так и её производные представляют собой один из серьезных экономических инструментов. Для срочного рынка на нефть и продукты её переработки определяются специальные индексы. Для хеджирования рисков, связанных с резкими колебаниями цены на нефтепродукты, применяются такие финансовые инструменты, как фьючерсные контракты. Помимо функции страхования рисков, фьючерсы являются инструментами для различных торговых стратегий.

На биржах котировки применяются к так называемым эталонным нефтяным сортам, таким, как:

  • Brent – нефть Северного моря (почти 70 процентов всего экспорта);
  • WTI – западно-техасская нефть;
  • DubaiCrude (применяется для котировок в странах Персидского залива).

В нашей стране торги по нефтепродуктам ведутся на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже. На её официальном сайте spimex.com ежедневно публикуются все значения нефтяных индексов (как национальных, так и для европейской части РФ).

Значения этих индексов можно посмотреть как на конкретную дату, так и за предыдущие периоды, установив при этом желаемую единицу измерения (к примеру, руб./тонна). Значения различных топливных индексов (например, бензины Премиум-95, Регулар-92, мазут, различные виды дизельных топлив) публикуются в абсолютных величинах, а изменение индекса выражается в процентах. Кроме того, можно найти данные, которые отражают общий объём (в тоннах) и число фактически совершенных сделок.

Ценовые индексы на нефтепродукты рассчитываются, опираясь на данные заключенных в ходе торгов на том или ином рынке договоров. Все расчетные методики, которыми пользуются трейдеры, доступны. Некоторые виды индексов рассчитываются по внебиржевым аналогам, хотя основные расчетные методики, используемые для получения ключевых индексов, однотипны.

На товарно-сырьевых биржах торгуются (покупаются и продаются) следующие виды нефтепродуктов:

  • сырая нефть;
  • нефтепродукты различных видов;
  • фьючерсы на эти нефтепродукты.

Кроме того, на товарно-сырьевой бирже также торгуют и другими товарами (например, газом и лесом). Для того, чтобы оценить масштабы биржевых торгов, скажем, что в 2014-ом году через биржу было реализовано больше 17-ти млн. тонн нефтепродуктов и товаров, созданных основе нефти и природного газа.

Одним из соучредителей Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи является ПАО «Газпром нефть». Эта организация активно поддерживает развитие в нашей стране биржевой торговли вообще и нефтепродуктами в частности. По мнению руководителей «Газпром нефти», такая форма реализации продукции является наиболее прозрачной с точки зрения ценообразования, а также является весьма мощным сбытовым каналом.

Начиная с 2014 года «Газпром нефть» входит в тройку лидеров по объемам биржевых торгов среди отечественных нефтяных компаний. За год эта организация увеличивает биржевую реализацию своей продукции в среднем на 10 процентов.

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа основана в 2013-ом году усилиями Службы Центрального Банка РФ, которая специализируется на финансовых рынках. Кроме нефтепродуктов, на этой бирже продаются и покупаются:

  • стройматериалы;
  • энергоносители;
  • срочные контракты.

Основная мировая биржевая торговля нефтепродуктами сосредоточена на:

  • Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Эта крупнейшая торговая площадка основана еще в 1972-ом году, и в настоящее время именно она – самая крупная в мире товарная биржа. По объему нефтяных фьючерсных торгов эта площадка уверенно стоит на первом месте в мировой биржевой торговле.
  • Лондонской международной нефтяной бирже. Основана она была в начале восьмидесятых годов прошлого столетия.
  • Сингапурская биржа (SGХ). Своим появление эта торговая площадка обязана слиянию двух сингапурских бирж – валютной и фондовой. Все торги здесь проводятся исключительно в электронном виде.

На товарных биржах сделки могут быть как фьючерсными (срочными), так и на реальный товар. Во втором случае переход права собственности на приобретенный с торгов товар к покупателю происходит через так называемый биржевой склад. Если сказать по-другому, то продавец, предлагающий через биржу свой товар, должен им реально обладать.

После окончания биржевой сделки срок передачи товара от продавца к покупателю оговаривается контрактом. Все биржевые сделки на реальный продукт, в зависимости от срока его поставки, делятся на три вида: поставка в будущем («форвард») и поставка в режиме реального времени («кэш» или «спот»).

Участниками биржевых торгов на реальные виды товаров являются:

  • продавцы, цель которых – реализовать произведенный товар;
  • покупатели, которые приобретают товар для его последующего использования в своих нуждах;
  • торговцы (трейдеры), которые приобретают реальную продукцию с целью её последующей перепродажи.

В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку нефти и продукты её переработки являются важнейшими мировыми энергоносителями, их потребление растет с каждым годом, что постепенно истощает мировые нефтяные запасы. В такой ситуации необходимо принимать соответствующие меры по максимально экономичному использованию нефти, такие как:

  • применять самые современные технологии, которые позволяют повысить эффективность добычи этого природного ресурса;
  • использовать последние достижения научно-технического прогресса для продления времени эксплуатации истощенных месторождений;
  • стараться восстановить работу простаивающих нефтяных скважин;
  • постоянно повышать эффективность нефтепереработки с помощью применения самых современных технологических разработок.

Помимо перечисленных выше мер, существенно сэкономить нефть и продукты её переработки позволяет использование других видов энергоносителей, таких, как природный газ, уголь, гидроэнергия, атомная энергия и энергия ветра.

В качестве заменителей нефтепродуктов могут выступать:

  • синтетические виды топлива;
  • биодизель;
  • топливо на основе спиртов;
  • электроэнергия;
  • водородное топливо.

Стоит сказать, что несмотря на постоянное развитие технологий, основанных на применении альтернативных энергоисточников, по оценкам специалистов в течение ближайших тридцати лет основными видами топлива останутся нефтепродукты. Самым важным на данный момент является продолжение работы в направлении перехода на новые виды энергоносителей, которые в будущем смогут заменить хотя бы часть используемых нефтепродуктов.

В настоящее время уровень обеспеченности мировой экономики нефтяными запасами неуклонно снижается. Одновременно ощущается временный дефицит мощностей для транспортировки и переработки этого сырья, а также ограниченное количество дополнительных мощностей для увеличения нефтедобычи.

В сложившихся условиях промышленно развитые потребители стали проявлять повышенный интерес к проблемам, существующим в альтернативной энергетике. К примеру, значительно выросла значимость проектов, связанных с производством и поставками СПГ (сжиженного природного газа). Некоторые стары все больше внимания уделяют развитию атомной энергетики. Однако, как уже было сказано выше, резко возросшее потребление углеводородных продуктов полностью компенсировать за счет альтернативных энергоносителей в обозримом будущем – нереально.

Биржа нефтепродуктов в России

Поэтому специалисты предлагают следующие пути дальнейшего развития мирового нефтяного рынка:

  • поиск и разработка новых месторождений нефти;
  • увеличение доли альтернативных энергоресурсов, таких, как:
  • ветряная энергия;
  • гидроэнергия;
  • использование в качестве топлива этанола (его самым крупным производителем на данный момент является Бразилия);
  • более широкое применение биологического топлива.

Как видно из предлагаемых путей решения этой проблемы, только комплекс мер способен дать рациональное решение поставленной задачи. Полумеры для этого не годятся. Научно-технический прогресс не стоит на месте, и для дальнейшего развития мировому сообществу будет необходимо все больше и больше источников энергии, а надолго ли хватит нефти для обеспечения этих возрастающих потребностей – большой вопрос.

Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

4. Обобщенные данные.

Заключение. Дальнейший прогноз.

Список использованной литературы.

Введение.

Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.

В 2003 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,

в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяных

запасов расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т

Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти.

Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали свою

деятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, BritishGas , ChevronTexaco , Conoco , ExxonMobil , Neste Oy , Nirsk Hidro , McDermott , Mitsubishi , Mitsui , RD Shell , Statoil и TotalFinaElf .

В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т.

Помимо этого Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т.

Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена.

Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть.

На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск,

Витино и Мурманск.

Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов не должна ставить под угрозу экологическую безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через Балтийское море, миллионам людей, живущих на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами.

Увеличение масштабов транспортировки нефти через Балтийское море - намного более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

Географическими границами исследуемого оптового рынка нефтепродуктов определен Московский регион (Москва и Московская область) по причине отсутствия у некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) раздельного учета реализации автомобильного топлива в столице и Подмосковье.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

Продуктовыми границами товарного рынка являются светлые нефтепродукты, а именно, автомобильные бензины и дизельное топливо (далее - автомобильное топливо).

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время на территории г.Москвы работают 717 коммерческих и 123 ведомственных АЗС. Суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц. Владеют коммерческими АЗС 130 фирм.

Интеграционные процессы на рынке розничной реализации автотоплива продолжаются. Еще на начало 2006 года в крупные сети с количеством АЗС более 20 были объединены около 63% Московских АЗС. Через год, на начало 2007 года сети с количеством АЗС более 20 составили 68,1%. Количество АЗС, собственниками которых являются фирмы, владеющие от 5 и выше АЗС составляли на начало 2006 года 75%, а на начало 2007 года - 76,5%. Вместе с тем, на столичном розничном рынке нефтепродуктов действуют 80 операторов, владеющих одной АЗС.

Нефтяные компании активно осваивают розничный рынок г.Москвы. К тому же известность их торговых марок позволяет получать дополнительные доходы за счет соглашений о коммерческой концессии с формально независимыми юридическими лицами.

В соответствии с представленными данными, 390 АЗС, т.е. 54% находящихся на территории Москвы коммерческих автозаправочных станций, являлись собственностью нефтяных компаний, работали с ними на условиях аренды, а также на основе договоров коммерческой концессии. Таким образом, остальные АЗС, составляющие значительную часть московских АЗС (46%), являются полностью самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защитить потребителя от необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время особенностью рынка нефтепродуктов Московского региона продолжает оставаться наличие нескольких крупных участников оптового рынка: ОАО «Московская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО «НГК Славнефть», ОАО «Юкос», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Сибнефть», ОАО «Татнефть».

В оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов за отчетный период наблюдалось сохранение отрицательной динамики. Снижение цен наблюдалось вплоть до 6 февраля, когда появилась информация об изменении цен на Уфимской группе НПЗ. Изменение «уфимских» цен традиционно оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в оптовом секторе рынка нефтепродуктов центральной части России. Именно рост цен на продукцию уфимских давальцев и стал сигналом для наиболее оперативных игроков столичного рынка, поспешивших скорректировать свои цены в сторону повышения. Таким образом, на 7 февраля картина московского топливного рынка характеризовалась разнонаправленным изменением оптовых цен. Несмотря на то, что некоторые компании уже отыграли уфимский рост, большинство компаний продолжает снижать цены, в результате чего средние значения сохранили отрицательную динамику. В дополнение к этому, стоит отметить, что некоторые компании полностью прекратили реализацию топлива, поскольку неоднозначная ситуация на рынке не позволяет четко прогнозировать дальнейшее изменение ситуации. Основной вопрос, занимающий участников рынка в настоящее время – это вопрос о том, является ли повышение цен на «Уфе» и «Салавате» сигналом к изменению тенденции с понижательной на повышательную, либо это лишь краткосрочная коррекция.

Однако, мнение о резком изменении направления движения цен, вероятнее всего, является преждевременным. Дело в том, что на рынке в настоящее время не наблюдается проблем с наличием свободной продукции, тогда как уровень спроса остается достаточно низким. Таким образом, наиболее вероятным в краткосрочной перспективе является небольшой рост цен в рамках коррекции.

Тем не менее, возможен и иной исход событий. Экспортная пошлина на февраль-март установлена на уровне 179,7 долл./т, что значительно ниже январского значения. Это может привести к увеличению объемов экспортируемой нефти, что негативно скажется на объеме производства нефтепродуктов на российских НПЗ. В дополнение к этому, пошлина на нефтепродукты также установлена на достаточно низком уровне (133,4 долл./т – светлые и 71,8 долл./т – темные нефтепродукты). В результате, при условии дальнейшего роста цен на европейском рынке нефтепродуктов, потоки экспорта российского мазута и дизтоплива существенно вырастут, несколько разгрузив внутренний рынок. Подтверждение этого варианта развития событий мы можем наблюдать уже сегодня, поскольку свободных объемов мазута у операторов московского рынка практически не наблюдается.

В результате, наиболее вероятным вариантом развития событий на ближайшую перспективу мы считаем некоторое укрепление цен в оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов. Это укрепление будет носить скорее коррекционный, нежели фундаментальный характер, однако

увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из России позволит закрепить цены на достигнутых, более высоких отметках. Дальнейший же рост цен будет возможет в случае сохранения восходящей тенденции на европейском рынке нефтепродуктов (преимущественно дистиллятов), что обеспечит сохранение высоких объемов экспорта топлива из России.

4. Обобщенные данные.

1. Оптовый и розничный рынки автомобильного топлива в Московском регионе являются конкурентными. В Москве и Московской области продолжает сохраняться большое количество участников рынков оптовой и розничной торговли автомобильным топливом. Значения коэффициентов рыночной концентрации характеризуют эти рынки как низко-концентрированные. Барьеры для входа на данные рынки новых участников отсутствуют.

2. Основной тенденцией развития оптового рынка в Москве и Московской области является конкурентная борьба между ВИНК за усиление позиций на рынке.

3.На розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями. Так, только 19 фирм владеют 548 московскими автозаправками. Вместе с тем, 80 операторов розничного рынка бензина и дизельного топлива из 130, действующих на рынке Москвы, владеют одной автозаправкой.

4. В Москве более 46% операторов розничного рынка являются самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защищает потребителя от необоснованного роста розничных цен.

5. Информирование Управления о ходатайствах и уведомлениях, поступающих в федеральный антимонопольный орган от хозсубъектов, занимающихся нефтепродуктообеспечением в Москве и Московской области, не является полным, что затрудняет работу по изучению данного рынка.

6. При переработке нефти выход светлых нефтепродуктов из перерабатываемой нефти, а также качество бензина и дизельного топлива не соответствует мировым стандартам. С целью выхода предприятий по переработке нефти на мировой уровень необходимо их техническое перевооружение и оснащение прогрессивными современными технологиями.

7. В связи с тем, что налог на добычу нефти единый, независимо от того, идет ли она на внутреннее потребление или на экспорт, представляется целесообразным дифференцировать данный налог, т.е. установить различные ставки налога для добываемой нефти, которая идет на переработку для внутреннего потребления и на экспорт.

Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона «О конкуренции…».

Список использованной литературы:

1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003.

2. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9.

3. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский

Экономический Журнал. – 2003. - № 9.

4. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2003. - № 9.

5. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в

воспроизводственном процессе. – М., 2000.

Россия обладает огромными ресурсами полезных ископаемых, в частности, 34% мировых запасов газа и 13% нефти. Доля топливно-энергетического комплекса в ВВП составляет 25%, около половины экспорта и валютных поступлений приходится на доходы от продажи углеводородов.

Наша страна, в силу своей географической протяженности, владеет, пожалуй, чуть ли не самым большим в мире запасом топливных ресурсов.

На территории России находится около 13% от всех мировых (разведанных на данный момент) запасов нефти и примерно 34% запасов природного газа. Ежегодная добыча сырья энергоресурсов в России составляет 13% от общемирового.

Сегодня на долю ТЭК (топливно-энергетический комплекс) приходится около 25% производства ВВП (валовый внутренний продукт), 30% от объема промышленного производства, около 50% доходов федерального бюджета, а также экспорта и валютных поступлений в стране.

Именно это и дает основания для того, что эксперты нередко говорят о том, что экономика России зависит в большей степени от добычи полезных ископаемых, чем от производства. И наблюдается тенденция превращения страны в сырьевой придаток для мировой экономики.

Но есть и другая точка зрения. Ведь очевидно, что наличие топливно-энегретических ресурсов является преимуществом для страны. Таким образом, для развития и подъема российской экономики необходимо эффективное и рациональное использование потенциала ТЭК.

Начиная с 2000 г. наблюдается рост спроса на нефть. На рост потребления нефти оказывает наибольшее влияние стремительно развивающиеся страны, такие как Китай, который потребляет около 94 000 000 тонн нефти в год. В Европе же на рост потребления нефти оказывают влияние такие страны как Австрия, Польша, Голландия и Испания. Если до 2003 года ОПЕК сдерживала темпы добычи нефти для того, чтобы обеспечить стабильность цен на рынке, то теперь это ограничение снято, так как темпы добычи нефти никак не могли удовлетворить постоянно растущий спрос на нее.

В период с 2000 по 2004 г. именно в России наблюдался самый высокий прирост добычи нефти, и в настоящее время наша страна является одним из ведущих факторов, служащих стабилизации мирового рынка нефти.

Именно России принадлежит рекорд по добычи нефти. В 1987 году в России, то есть именно в РСФСР, а не во всем Советском Союзе, было выкачано из недр 571 000 000 тонн «черного золота». За всю историю добычи нефти, это была самая высокая цифра. В последующие годы произошло резкое снижение темпов добычи нефти, но уже с 2000 года выкачка нефти стала увеличиваться.

Также производится разведка и поиск новых месторождений «черного золота». На сегодняшний день в нашей стране разведано и открыто около 3000 месторождений сырья, но эксплуатируется только половина скважин. Максимальная доля добычи нефти приходится на Урал и Западную Сибирь. Именно здесь добывается почти 90% всей нефти в стране.

Перспективными для добычи нефти являются также шельфы Баренцева, Каспийского и Балтийского морей и острова Сахалин. По прогнозам экспертов (как отечественных, так и западных) в дальнейшем будут только расти, так как это связано с истощением запасов и удорожанием себестоимости добычи нефти.

Существуют проекты, по бурению скважин в океаническом глубоководном шельфе, а также в арктических и антарктических зонах. Но стоимость каждого барреля нефти, добытого в таких условиях может заставить мир искать более дешевые, альтернативные источники энергии.

На развитие экспорта нефти из России во многом повлияло и географическое положение страны. Для поставки нефти в страны Европы существует Балтийская трубопроводная система. Для обеспечения нефтью Азиатско-Тихоокеанского региона имеется нефтепровод Тайшет-Тихий океан, а также танкерный терминал.

Для экспорта нефти в Америку планируется построить нефтепровод Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Нефтяные компании России также реализуют и собственные проекты увеличения экспорта «черного золота».

Например, компания "ЛУКОЙЛ" через Астраханский терминал по Каспийскому морю осуществляет поставки нефти в Иран. А "Роснефть" поставляет сырье в Мурманск по Северному морскому пути танкерными перевозками. Главным покупателем российской нефти на сегодняшний день являются страны Европы. Именно в Европу уходит почти 90% всей добываемой нефти в стране. Но постепенно растет и спрос на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности – в Китай.

Уже с 2006 г. Россия стала мировым лидером по объему нефтедобычи. В этом показателе она обошла даже Саудовскую Аравию, державшую титул мирового поставщика нефти более двадцати лет. Этот рекорд обеспечило то, что в Саудовской Аравии добыча нефти искусственно сдерживается ОПЕК. А Россия качает нефть свободно. А вот вопрос с запасами нефти в нашей стране остается открытым. Дело в том, что прогнозы и подсчеты, принятые в нашей стране отличаются от общемировых.

Так, по оценкам международного сообщества нефти в наших недрах содержится около десяти миллиардов тонн, а российские методики и подсчеты дают цифру от 12 до 25 миллиардов тонн. Также основной проблемой нефтедобычи в России является и то, что выкачка нефти из недр происходит у нас до сих пор крайне неаккуратно, по оценкам экспертов, полезный выход нефти составляет всего 30%, а 70% нефти остается в земле.

Но, несмотря на то, что внешние поставки нефти в стране растут, внутренний рынок полностью удовлетворен, цена на нефть в России постоянно повышается, практически не отставая от мировых цен. В этом виноват вовсе не сговор монополистов.

Если нефтяники не будут следовать за мировой конъюнктурой, и не станут считаться с понижением уровня рентабельности своей отрасли на внутреннем рынке, то ни к чему хорошему это не приведет. Такие меры, как биржевые инструменты, внутренние интервенции, и ужесточение антимонопольного законодательства в нынешней ситуации могут иметь только весьма ограниченный эффект.

Основной баланс цен определяется только двумя инструментами государственного налогового регулирования. Сегодняшние внутренние рентные платежи российским законодательством жестко привязаны к ценам мирового рынка. И именно они определяют ту динамику внутренних цен, которая сейчас наблюдается. Но следует учесть и то, что действующая ныне система была создана при других условиях мирового рынка.