Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации.

Бюджет Российской Федерации – это документ, в котором содержится план доходов и расходов государства за определенный период. Федеральный бюджет составляется на год и принимается в общем порядке, установленном для всех законодательных актов. Исходя из информации, содержащейся в статьях документа, можно сделать выводы об источниках поступления денежных средств, размере налоговых платежей, социальной политике государства и многих других факторах, оказывающих прямое влияние на функционирование экономики страны.

14.12.2015 года был принят Федеральный закон № 359 «О федеральном бюджете на 2016 год», в котором были установлены основные характеристики бюджета, нормативы распределения доходов между различными бюджетами бюджетной системы страны, источники поступления средств, а также направления их расходования. Какие же цифры заложены в бюджет России на 2016 год?

Бюджет Российской Федерации в 2016 году: основные показатели

Ключевым показателем, на основании которого формировался бюджет России на 2016 год, является марки Brent. Согласно предположениям чиновников, она составит 50 долларов США; курс американской валюты по отношению к российской установится на отметке в 63,3 рубля. По состоянию на сегодняшний день эти показатели далеки от реальности – стоимость барреля нефти составляет 36,27, а – 71,05 рубля.

Кроме того, Федеральным законом установлены следующие значения основных экономических показателей:

  • Доходная часть бюджета составит 13 738,5 млрд. рублей (на 465 701,2 млн. рублей больше, чем в 2015 году). Планируется привлечение дополнительных денежных средств за счет внесения в действующее законодательство ряда изменений, в частности, увеличится фискальная нагрузка на предприятия, работающие в нефтегазовой сфере. Кроме того, до 90% повысится подлежащая зачислению в федеральный бюджет доля от прибыли, полученной Банком России;
  • Расходная часть бюджета составит 16 098,6 млрд. рублей. В наступающем году ожидается уменьшение размера затрат за счет отмены индексаций некоторых видов социальных выплат (например, материнского капитала, ежегодной выплаты лицам, имеющим статус Почетного донора, и т.д.);
  • Предполагаемая величина Резервного фонда в 2016 году составит 5 507,1 млрд. рублей. За счет его средств планируется покрытие дефицита бюджета, который, согласно приведенным данным, составит 2 360,2 млрд. рублей или 3,0% от ВВП;
  • Размер внутреннего государственного долга составит 8 817,8 млрд. рублей;
  • Размер внешнего государственного долга составит 55,1 млрд. долларов;
  • по итогам 2016 года зафиксируется на отметке 6,4%;
  • На продлении моратория на формирование накопительной части пенсии предполагается сэкономить около 342,2 млрд. рублей;
  • ВВП составит 78 673 млрд. рублей, темп его роста оценивается в 0,7%;
  • Расходы на содержание армии и оборонных комплексов составят 2 886 млрд. рублей;
  • Предполагаемый размер затрат на образование составит 579,8 млрд. рублей;
  • Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство упадут до 78,8 млрд. рублей;
  • На мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, будет потрачено 59,4 млрд. рублей;
  • По статье «Национальная экономика» затраты составят 2 540 млрд. рублей;
  • На обслуживание государственного и муниципального долга предполагается потратить 652,9 млрд. рублей;
  • Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» составят 661,5 млрд. рублей;
  • Расходы на реализацию социальных программ установлены в размере 4 407 млрд. рублей;
  • Затраты на развитие культуры в стране составят 100 млрд. рублей;
  • Общегосударственные расходы составят 1 141 млрд. рублей;
  • Затраты на деятельность, направленную на обеспечение безопасности (в том числе и работу сотрудников правоохранительных органов) составят 2 031 млн. рублей.

Структура бюджетных расходов в 2016 году

Для того чтобы определить направленность государственной политики в 2016 году, можно представить вышеприведенные экономические показатели размера затрат в долях от общей суммы расходной части бюджета.

Распределение расходов бюджетных средств в 2016 году выглядит следующим образом:

  • 27,7% – социальная политика;
  • 19,2% – оборона;
  • 15,9 – национальная экономика;
  • 12,7% – правоохранительная система;
  • 7,2% – общегосударственные вопросы;
  • 4,2% – межбюджетные трансферты;
  • 4,1% – обслуживание государственного долга;
  • 3,6% – образование;
  • 3,0% – здравоохранение;
  • 0,6% – культура;
  • 0,5% – СМИ;
  • 0,5% – ЖКХ;
  • 0,4% – физкультура и спорт;
  • 0,4% – охрана окружающей среды.

Утвержденный на 2016 год бюджет показывает, что уровень расходов в стране значительно превысит уровень полученных доходов. Несмотря на снижение уровня социальной поддержки населения и высвобождения денег по всем возможным статьям расходов, законодателям удалось приблизиться к дефициту бюджета в размере 2 360,2 млрд. рублей, что составляет 3,0% от размера ВВП. Экономический .

Обязательным условием достижения такого показателя является увеличение стоимости барреля нефти марки Brent до 50 долларов США (при том, что на конец декабря 2015 года это значение снизилось до 36,7 долларов за баррель).

В том случае, если цены на нефть, вопреки ожиданиям российских экономистов, занимающих высокие должности в Правительстве, не поднимутся до отметки, установленной при проектировании бюджета, есть серьезный риск увеличения его дефицита. В этом случае Правительству придется искать новые источники его пополнения и, вероятнее всего, в их качестве выступят доходы и пособия рядовых российских граждан.

В номинальном выражении расходы бюджета в следующем году сокращаются впервые с начала 2000-х, хотя и весьма незначительно, а доходы должны вырасти к 2019 году на 11% относительно уровня текущего года. За счет опережающего роста доходов власти рассчитывают сократить бюджетный дефицит до 1% ВВП в 2019 году по сравнению с 3,7% ВВП по итогам 2016-го.

Несколько иная картина открывается, если посмотреть на динамику бюджета в реальном выражении — в сопоставимых ценах (методику пересчета см. в разделе «Как мы считали» в конце исследования). Оказывается, что расходная часть бюджета сокращается с 2014 года, то есть уже третий год подряд, что интуитивно согласуется с ощущением пресловутого «денег нет». А к 2019 году, если все пойдет по суровому плану Минфина, реальные расходы сожмутся на 15,7% относительно 2016 года. Таким образом, прямо сейчас Россия находится примерно в середине пятилетнего цикла сжатия бюджетных расходов в реальном выражении.

Реальные же доходы в течение предстоящей трехлетки практически не растут, застыв возле отметки 13 трлн руб. — уровня 2009-2010 годов. И к концу 2019 года доходы, скорректированные на инфляцию, не превысят сопоставимых значений 2016 года.

Расходы сокращаются параллельно с экономической активностью (ВВП в 2016 году снизится второй год подряд). Получается, что российские власти предпочли следовать так называемой проциклической политике и сокращают бюджет, когда экономика находится в рецессии. Именно так действовали проблемные страны еврозоны после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, и это не помогло им оживить экономику.

Некоторые эксперты, в частности с экономического факультета МГУ, в своем заключении на бюджет 2017-2019 годов считают, что в условиях текущего экономического кризиса российская бюджетная политика должна быть контрциклической, то есть активно стимулировать экономический рост. Дефицит при этом увеличивается за счет приватизации и внутренних заимствований, а бюджетную консолидацию можно начать потом, когда возобновится экономический рост. Но авторы бюджета из Минфина с таким сценарием не согласны.

Доходы: верность НДС и ветреность нефтедолларов

В эпоху нефтяного благополучия поступления от внешней торговли, складывающиеся в основном из экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты, приносили государству от 30 до 41% общих доходов, видно из данных РБК. Нынешняя пора низких цен на нефть привела к сокращению этой доли ниже 20%.

На фоне падения доходов, напрямую зависящих от мировой цены на нефть, структура доходной части драматически меняется на наших глазах. Власти начали активно восполнять недополученные нефтегазовые доходы ростом поступлений от внутренних налогов (НДС, акцизы), а также повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которое при низких ценах на энергоносители перекрывает снижение экспортных пошлин.

В итоге, как следует из данных РБК, доля поступлений от внутреннего НДС и акцизов увеличится к 2019 году более чем на 10 п.п. относительно 2014 года и превысит 30%. Власти связывали значительную часть роста от НДС с улучшением администрирования (АСК-НДС-2, автоматизированная система контроля за уплатой налога). С 2017 года правительство значительно повышает акцизы на табак и алкоголь, вводит акциз на электронные сигареты и никотинсодержащие жидкости. Кроме того, проект трехлетнего бюджета делает ставку на ряд «мобилизационных» решений, таких как взимание с госкомпаний и ФГУП 50% прибыли в виде дивидендов.

Бюджетные расходы: на войну и на мир

Силовики, военные и социальная поддержка — вот что составляет основную часть расходов федерального бюджета.

С точки зрения расходов российский бюджет силовой и социальный. Самую большую долю в расходах традиционно занимает раздел «Социальная политика» (социальные пособия, трансферты Пенсионному фонду и т.д.), к 2019 году эти расходы достигнут почти 30% всего бюджета.

В 2016 году с социальными расходами сопоставимы затраты на оборону (27,1 и 22,8% соответственно). Но в следующие три года оборонные расходы снизятся и не будут превышать 16,7% расходной части, если, конечно, военные не пролоббируют, как и в 2016 году, резкое увеличение ассигнований по сравнению с запланированными. Пока же секвестр военных расходов, кажется, вполне согласуется с «умиротворяющим» тоном недавнего послания Владимира Путина Федеральному собранию: «Мы не хотим противостояния ни с кем, оно нам не нужно: ни нам, ни нашим партнерам, ни мировому сообществу. В отличие от некоторых зарубежных коллег, которые видят в России противника, мы не ищем и никогда не искали врагов».

Еще одна «силовая» статья — расходы на национальную безопасность — в последние годы держалась на уровне 12,5-15,5% от расходов в целом, однако сократилась до 11,4% в 2016 году. В ходе следующей бюджетной трехлетки расходы на правоохранительные и следственные органы, внутренние войска и спецслужбы будут стабильно балансировать возле отметки в 11% от общих бюджетных расходов.

Траты на здравоохранение и образование традиционно считаются инвестициями в человеческий капитал, и в ракурсе федерального бюджета с этими инвестициями не все хорошо. Но относительно низкие (и снижающиеся) федеральные расходы на эти цели не должны вводить в заблуждение: если смотреть на бюджетную систему в целом (федеральный бюджет, бюджеты регионов и внебюджетных фондов), цифры выглядят совсем иначе, поскольку основная часть расходов на образование и здравоохранение ложится на плечи регионов. Например, в 2015 году совокупные затраты федерального центра и субъектов на здравоохранение составили 22%, а на образование — 23% от общих расходов бюджетной системы. Это сопоставимо с оборонными расходами, на долю которых в консолидированном бюджете приходится 24%.

В чем оптимизм российского госдолга

Госдолг — далеко не самая большая проблема России. На конец 2016 года он составит чуть более 16% ВВП, в то время как, например, госдолг стран еврозоны превышает 90% ВВП, госдолг США — 100% ВВП. Но власти постепенно наращивают его и не собираются останавливаться: именно госдолг должен помочь финансировать бюджетный дефицит при исчерпании резервных фондов.

В 2016 году сумма внешнего (пересчитан в рубли по курсу из прогноза Минэкономразвития) и внутреннего государственного долга должна вырасти на 653 млрд руб. При этом уже в 2017 году рост должен составить 1,48 трлн руб., в 2018-м — 1,54 трлн руб. В 2019-м власти планируют немного сбавить темпы заимствований — до 1,41 трлн руб. Таким образом, в 2019 году размер госдолга составит 15,4 трлн руб., это чуть меньше общих расходов бюджета в том же году.

В условиях истощения резервов именно государственные займы становятся важным источником, с помощью которого покрывается бюджетный дефицит. Соответственно, ежегодно увеличиваются и расходы на обслуживание долга. Еще в прошлом году они составляли 556 млрд руб., но к 2019-му достигнут 870 млрд руб.

При этом власти делают ставку на внутренние займы: в 2016 году, например, их доля в общем объеме госдолга составляет 66,7%, а в 2019 году ее размер увеличится до 75,2%. О том, что Минфин рассчитывает в основном на внутренние заимствования, глава министерства Антон Силуанов говорил еще в июне на Петербургском экономическом форуме. «Потому что с внешними заимствованиями, видите — пытаются везде палки вставлять нам в колеса. Можно, конечно, выходить на рынок внешних заимствований более агрессивно, но надо понимать, что инвесторы сейчас не хотят ссориться с западными властями», — объяснял он.

Все тайны госбюджета

В бюджете высока доля непрозрачных расходов, в которую можно включить как засекреченные траты, так и с некоторой натяжкой ассигнования, проходящие по статьям «другие расходы». Чаще всего власти склонны засекречивать расходы на военных и силовиков.

Расходы бюджета не всегда прозрачны или скорее прозрачны только в части статей. Доля секретных трат стабильно растет с 2012 года — если тогда она составляла 11,6%, то к 2016 году увеличится до 21,8%, что станет постсоветским максимумом. Но в следующем году власти сократят секретные расходы: уже в 2017 году они должны составить только 17%, в 2018-м — 16,7%, а в 2019-м вернуться на уровень 17%. Судя по поправкам ко второму чтению бюджета 7 декабря, у властей есть установка выводить из секретной части по крайней мере расходы, напрямую не связанные с обороной и госбезопасностью.

Традиционно самой секретной статьей является «Национальная оборона»: в 2016 году доля скрытых расходов по ней составляет 71,9%. Второе место занимают секретные затраты на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (33,17% от всех расходов по этой статье). Данные по другим разделам более прозрачны: доля скрытых затрат в них не превышает 9%.

Как мы считали

В стране, где цены растут в среднем на 9,5% в год (по данным Росстата за 2006-2015 годы), номинальные денежные показатели сами по себе не способны дать полную картину. Например, если государственные расходы на здравоохранение выросли в энном году на 10% по сравнению с предыдущим годом, а инфляция составила 20%, очевидно, что о реальном росте расходов говорить не приходится.

Чтобы обеспечить сопоставимость бюджетных данных по годам и проследить «реальную» динамику доходов и расходов государства, мы скорректировали данные на среднегодовую инфляцию, пересчитав их к ценам 2016 года. Иными словами, доходы и расходы бюджета, ожидаемые по итогам 2016 года (согласно октябрьским поправкам Минфина в бюджет), были взяты за точку отсчета, а фактические показатели предыдущих годов пересчитаны с учетом инфляции. Таким образом, скорректированные показатели прошедших лет оказались выше, чем номинальные, а показатели последующих годов — ниже. Ни один из методов приведения номинальных цифр к реальным не является безупречным, но плюс использования среднегодовой инфляции в том, что интуитивно рост цен более понятен, чем, например, специальные коэффициенты-дефляторы, рассчитываемые Росстатом.

Кроме того, данные по среднегодовой инфляции с 1990-х годов, основанные на статистике Росстата, есть в базе данных Международного валютного фонда (МВФ), а прогнозные значения среднегодовой инфляции на 2016-2019 годы взяты из базового макроэкономическом прогноза Минэкономразвития, положенного в основу бюджетных проектировок. «В текущих условиях я бы тоже дефлировал индексом потребительских цен, так как, во-первых, это более чем общепринято, во-вторых, другого дефлятора сейчас действительно нет», — подтвердил уместность расчетов РБК старший аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

При участии Владимира Дергачева, Полины Звездиной, Антона Фейнберга, Евгения Евтеева

  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Задача обеспечения сбалансированности бюджета является важнейшей для государства при реализации экономической политики. В данной статье подлежит рассмотрению и анализу доходы и расходы федерального бюджета за период 2013-2017 годы.

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП .

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 - 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета - это сокращение федеральных расходов . Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано .

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Показатели/Годы

2017 в % к 2013

Нефтегазовые доходы

Налог на прибыль

Таможенные пошлины

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

Прочие доходы

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета . Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику - 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год . Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. - С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/