Андрей максимов, камаз: задача - сэкономить и уйти от «еврозависимости. Андрей максимов, камаз: задача - сэкономить и уйти от «еврозависимости У нас тоже есть резервный фонд

ОАО «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Предприятие занимает 13-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. В подразделениях и организациях компании работает свыше 45 000 сотрудников.

Главный бухгалтер заказчика: Максимов А.А.

Цели проекта:

  • Внедрение на платформе «1С:Предприятия 8» комплексной системы бухгалтерского учета, налогового учета, управленческого учёта и учета по МСФО в группе организаций основной технологической цепочки ОАО «КАМАЗ».
  • Обеспечение функциональной возможности получения консолидированной отчетности по вышеуказанной группе компаний ОАО «КАМАЗ».
  • Сокращение сроков формирования регламентированной и управленческой отчетности, отчетности по МСФО по предприятиям технологической цепочки ОАО «КАМАЗ».

Описание проекта:

1. Работы, выполненные на проекте

Развёрнута комплексная система на платформе «1С: Предприятие 8» со следующими модулями:

  • Бухгалтерский учет, Налоговый учет и учет по МСФО;
  • Управленческий и производственный учет (НТЦ);
  • Сбыт и сервис (ТФК, ВТК, АЗК);
  • Казначейство (ТФК, АЗК);
  • Согласование договоров (ВТК);
  • Консолидация (150 юр. лиц);
  • КАМАЗ — Мин. обороны РФ (57 автоцентров работают в онлайне в единой базе);
  • Управление автотранспортом + Спутниковый мониторинг (600 а/м логистики + 200 а/м испытателей);
  • Производственная система КАМАЗ (кайдзен).

Краткое описание каждого модуля:

Бухгалтерский учет, Налоговый учет и учет по МСФО обеспечивает учёт по всем участкам вплоть до баланса, единые стандарты (НСИ, план счетов, методология и т.д.) Из 1С полностью автоматически формируется регламентированная отчетность (Баланс, Отчёт о прибылях и убытках, расшифровки строк и т.д.), а также более 100 управленческих отчетов

Система внедрена на предприятиях технологической цепочки: ОАО «КАМАЗ» (Автомобильный завод, Прессово-рамный завод, Завод двигателей, Научно-технической центр и др.), ООО «ПЖДТ», ЗАО «Ремдизель», ОАО «КАМАЗ-Энерго», ОАО «ТФК «КАМАЗ», ЗАО «ВТК «КАМАЗ», ООО «Автозапчасть КАМАЗ»

Проект по каждому из предприятий выполнялся в сжатые сроки (2-5 месяцев).

Управленческий и производственный учет охватывает весь производственный процесс: от конструкторской документации до выпуска автомобиля с расчётом себестоимости каждой единицы. Позволяет проследить цепочку от заказа каждой комплектующей до установки на конкретный автомобиль. Учитывается соблюдение спецификации сборки (включая замены на аналоги).

Система внедрена в Научно-техническом центре ОАО «КАМАЗ»

Система сбыта и сервиса автомобилей и запасных частей охватывает весь бизнес-процесс реализации: от предконтрактной работы с потенциальным покупателем и оформления заказа до его выполнения и расчёта бонусов дилерам. Обеспечивает реализацию сложных механизмов взаиморасчётов, включая лизинг, комиссию, смешанные схемы и т.д.

Управляет продажами по России, СНГ и миру.

Создана система управления сервисом и гарантией для всех дилеров (в облачном сервисе).

Казначейство обеспечивает управление всеми этапами процесса в одной системе (От БДДС, регистрации условий договора, образования задолженности до ее погашения) и автоматический контроль обоснованности планируемых платежей.

Система внедрена в ООО «Автозапчасть КАМАЗ», ОАО «Торгово-финансовая компания КАМАЗ».

Согласование договоров обеспечивает классический процесс электронного согласования договоров, а затем в бухгалтерской системе автоматически контролирует исполнение условий сделки, зафиксированных при согласовании.

Система внедрена в ЗАО «Внешнеторговая компания КАМАЗ».

Вышеуказанные 5 модулей работают в единой информационной системе на платформе «1С: Управление производственным предприятием 8»

Консолидация (на базе «1С: Консолидация 8») обеспечивает поддержку управления всеми дочерними обществами, консолидацию, обработку и анализ их финансовой отчетности, реализует многоэтапный процесс консолидации.

Используется в качестве «Единого окна» для приёма разнообразных данных от дочерних обществ (не только бухгалтерской отчётности).

В системе работают 150 юр.лиц (включая СП).

Управление сотрудничеством с Министерством обороны РФ обеспечивает управление техническим обслуживанием военной техники по всей территории РФ. Сформировано единое информационное поле для всех участников гос.контракта (Заказчика, Ген. подрядчика, Соисполнителей).

В системе в режиме он-лайн работают 57 автоцентров по РФ.

Управление автотранспортом + Спутниковый мониторинг обеспечивает планирование, контроль, учет работы, расчет себестоимости и рентабельности использования автотранспорта. Спутниковый мониторинг полностью интегрирован в систему 1С, другие системы не используются.

Система внедрена в Логистическом центре ОАО «КАМАЗ» и Научно-техническом центре ОАО «КАМАЗ» (обслуживает 800 автомобилей).

2. Сложности проекта:

  • необходимость отражения в единой корпоративной системе специфики каждого предприятия техцепочки;
  • в начале реализации проекта существовало множество разрозненных автоматизированных систем (FoxPro, Access, MS Project, Delphi, 1C:Бухгалтерия 7.7 и ряд самописных локального характера);
  • недостаток в НСИ корпоративного уровня.

2.1. Риски проекта:

  • риск нарушения срока подачи регламентированной отчетности по автоматизируемым предприятиям;
  • ввиду масштабности системы риск снижения производительности информационной системы.

3. Результаты проекта и их ценность для компании :

  • удалось добиться сокращения численности бухгалтерии на 30% при сокращении сроков формирования отчётности в 2 раза и повышении её качества и детализации;
  • усилился контроль платежей, при сокращении сроков их согласования;
  • в разы сократились транзакционные издержки (раньше один и тот же документ проходил до 10-ти этапов ручной обработки разными отделами и подразделениями);
  • оптимизированы многие бизнес-процессы, благодаря переходу на безбумажную технологию. В части операций необходимость просто отпала.

4. Масштаб проекта:

Человеко-часы: 68460

Всего пользователей — 25000. Активных пользователей — 7000.

В среднем транзакций в день — 1 млн. Количество документов в день — до 1 млн. Суммарный объем всех баз 1С — 1050 ГБ.

Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала.

Андрей Александрович! Сказать, что экономическая ситуация в стране, в мире сложная - значит ничего не сказать. Как выглядит «КАМАЗ» на этом фоне?

Несмотря на все сложности, в целом лучше конкурентов. Минувший год был тяжёлым, однако доля «КАМАЗа» на рынке даже выросла - как это всегда бывает в кризис. В целом падение рынка грузовиков в России эксперты оценивают на уровне 25-30%. Понятно, что цели и объёмы, которые планировались компанией в начале года, не были выдержаны, не удалось выйти на запланированный финансовый результат - сыграли свою роль курсовые разницы. Но, исходя из сложившихся условий, отработали, я считаю, неплохо: благодаря превентивным мерам, которые особенно активно начали внедряться с середины года, 2014-й закончили с положительным финансовым результатом и с реальной прибылью порядка полумиллиарда рублей. По предварительным итогам, за 12 месяцев 2014 года выручка по группе организаций ОАО «КАМАЗ» составит 107749 млн рублей. Всего реализовано 38,9 тыс. готовых грузовых автомобилей «КАМАЗ», из них на российском рынке - почти 32,6 тыс. единиц, на экспорт - более шести тысяч. 63% - это тяжёлые и полноприводные машины. То есть если говорить о продажах автомобилей «в штуках», «КАМАЗ» ощутил падение на уровне 10%.

- «КАМАЗ» всегда переживал все тяготы вместе со страной. Антикризисные меры разработаны Правительством России. А что у нас?

Конечно, проблемы есть, и существенные: ведь речь идёт о компании, интегрированной в мировой автопром, имеющей значительное количество поставщиков, мировых лидеров в производстве импортных комплектующих - естественно, отсюда, с одной стороны, повышение качества и улучшение потребительских свойств нашей продукции, а с другой, как следствие, рост её себестоимости. Не всё успели с реализацией программы локализации производства импортных комплектующих. Но компания подготовилась к этой ситуации, тем более что у руководства немалый опыт работы в кризисных условиях, мы знаем, как вести себя в подобных ситуациях. У нас есть постоянно действующий орган - Комитет по повышению эффективности деятельности, который возглавляет генеральный директор, на регулярной основе, еженедельно обсуждаются контрмеры.

- Хотя бы о первоочередных расскажите.

Самое главное направление - программа импортозамещения, над чем сейчас активно работают практически все наши руководители, от НТЦ до блока закупок. Задача сэкономить и уйти от «еврозависимости», для чего активизируем работу с отечественными поставщиками, на рынках Юго-Восточной Азии.

- У нас тоже есть резервный фонд?

Конечно, но свою деятельность можем разделить на текущую и инвестиционную. У «КАМАЗа» есть незыблемые приоритеты: зарплата, налоги, обеспечение конвейера - производства автомобилей, выполнение этих обязательств непреложно. Волнует инвестиционная часть: проект «Реинжиниринг» замедлился, но он имеет целью создание нового перспективного автомобиля, и, если не вложиться в разработку сейчас, можно отстать… надолго. Руководство компании делает всё, чтобы этого не допустить, ведутся переговоры с крупными государственными банками. Эта деятельность осуществляется только за счёт привлечения долгосрочных кредитов, но разговор о них, к сожалению, отложен на некий срок, пока предлагаемые условия банков для нас неприемлемы. В конце прошлого года, как известно, «КАМАЗ» получил госгарантии по облигациям, и, кстати, это тоже большой успех - значит, в нас верят. Но сейчас сам российский рынок ценных бумаг просто стоит, поэтому мы пока на нём не размещаемся.

- Есть мнение, что «КАМАЗу» ослабление рубля выгодно. Это так?

Так и не так. С одной стороны, это действительно укрепляет наши позиции в экспорте - декабрь показал, что здесь можно существенно поправить положение. О другой стороне, связанной с импортными комплектующими, я уже сказал. В этом смысле большая нагрузка ложится на блок закупок: ведь кое-кто из поставщиков, не имея никакого отношения к импорту, в этой ситуации намеренно ловчит, вздувая цены. Конечно, хотелось бы хоть какой-то стабильности на валютном рынке.

Два года подряд «КАМАЗ» выплачивал дивиденды своим акционерам - теперь, видимо, об этом не может быть и речи?

Этот вопрос решают акционеры компании на Общем годовом собрании, я сам - акционер очень миноритарный, в своё время приобрёл акции «КАМАЗа» на ваучеры. Но думаю, даже если бы мы завершили год, как планировали, в первую очередь средства были бы направлены на развитие.

Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Виталий ЗУДИН

ГК «КАМАЗ» Заместитель генерального директора – финансовый директор

Образование

В 1988 году окончил Казанский финансово-экономический институт.

Профессиональный опыт

Трудовую деятельность начал в ПО «КАМАЗ» в 1988 году. За время работы на «КАМАЗе» прошел путь от экономиста ревизионной группы бухгалтерии Литейного завода до высококвалифицированного специалиста, опытного руководителя.
С 2002 по 2007 год возглавлял департамент экономики «КАМАЗа», затем до конца 2014 года занимал должность главного бухгалтера «КАМАЗа».
С января 2015 года по настоящее время является заместителем генерального директора – финансовым директором ГК «КАМАЗ».
Является высококвалифицированным специалистом, имеющим большой опыт руководства и организации системы экономического анализа и бюджетирования, системы бухгалтерского учета, отчетности и контроля в подразделениях и дочерних обществах «КАМАЗа».
Придавая большое значение повышению квалификации, регулярно совершенствует свои знания в различных областях, ежегодно посещает курсы повышения квалификации. В 2002 году окончил Президентскую программу переподготовки управленческих кадров.
В 2007–2008 годах прошел обучение по программе «Мастер делового администрирования» ESIDEC (Франция) – КГФЭИ (Россия). Является аттестованным профессиональным бухгалтером и аудитором, членом Московской аудиторской палаты.