Банковская нагрузка по отраслям на год. Формула расчёта налоговой нагрузки


Вернуться назад на

Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Нужно брать:

Все налоги, которые компания платит за себя как налогоплательщик;

НДФЛ. Это касается не только налога, который платят за себя предприниматели, но и налога, который за своих работников перечисляет в бюджет компания.

Страховые взносы в 2017 году в налоговую нагрузку не включайте (подробности ниже).

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году считается без взносов.

При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.

В апреле ФНС обновит нагрузку с учетом статистики за 2016 год. Новые показатели также рассчитают без учета взносов. Поэтому компаниям не надо брать их в расчет налоговой нагрузки в течение всего 2017 года.

В будущем ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год. Это соответствует международной практике. Таким образом, впервые ориентироваться на налоговую нагрузку, включающую взносы, компании будут только при подготовке отчетности за I квартал 2018 года

В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

Пример:

У компании текстильное производство. Среднеотраслевая нагрузка для этого вида деятельности на 2015 год – 7,8 процента. Выручка компании за 2015 год составила 25 млн. руб. Налог на прибыль – 1,2 млн. руб., НДС – 0,6 млн. руб., налог на имущество – 1 млн. руб., транспортный налог – 0,1 млн. руб.

(1,2 млн. руб. + 0,6 млн. руб. + 1 млн. руб. + 0,1 млн. руб.) : 25 млн. руб. х 100% = 11,6%.

Она выше среднеотраслевой, значит, инспекция не будет интересоваться налоговой нагрузкой.

Зачем нужна налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Нагрузка важна при анализе рисков. Хотя не всякую компанию с низкой нагрузкой будут проверять. Например, это может быть однодневка. Потом низкая нагрузка редко бывает единственной проблемой. Она тянет за собой плохую рентабельность, высокие вычеты НДС и др.

А это уже несколько факторов, при которых не исключена ревизия.

Безопасную налоговую нагрузку смотрите на сайте ФНС.

В отборе на проверки, кроме нагрузки, участвуют еще 82 критерия. Некоторые критерии нейтральные (численность работников, суммы уплаченных налогов, срок работы компании).

Вот факторы, которые увеличивают вероятность ревизии:

Налоговые разрывы по НДС. Этот критерий выходит на первый план, потому что налоговикам теперь просто увидеть, кто из контрагентов в цепочке не заплатил налог. ФНС хочет сделать так, чтобы программа показывала однодневки и вычисляла выгодоприобретателя по каждой операции;

Налоговая история. Программа налоговиков учитывает, привлекали организацию к налоговой ответственности в последние три года или нет;

Платежеспособность. Само по себе наличие имущества не повод назначать проверку. Но если с компании взыскать нечего, то к ней не пойдут. Проверка вероятнее, если у организации есть недвижимость, транспорт;

Связанные компании. С зависимых компаний также можно получить доначисления, если проверяемая организация окажется неплатежепособной. Если компания не «одиночка», а работает в холдинге, то проверка для налоговиков более перспективна.

Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.

Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

Что такое налоговая нагрузка

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

  • выручка (с НДС или без него);
  • доходы;
  • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
  • вновь созданная стоимость;
  • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

  • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
  • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

  • привести к снижению налогового бремени;
  • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
  • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

  • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
  • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

  • По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

  • По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

  • По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

  • Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

  • Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

  • Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

  • Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

Итоги

Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

Примерно 11% всей выручки российских компаний и ИП ушло в 2017 году в казну в виде налогов. Однако этот показатель налоговой нагрузки «средний по больнице» и не является маяком, на который все должны ориентироваться. Например, в сферах торговли, сельского хозяйства он составляет в среднем 4 %, в сферах информатизации и связи – порядка 16%, в производстве напитков и табачных изделий – около 30%. Почему так важно знать и контролировать показатель налоговой нагрузки предприятия? Как провести его анализ, не дожидаясь визита фискальных органов? Подробности в нашей статье.

Налоговая нагрузка – мерило в фискальной отрасли. Это главный показатель налоговой ответственности предприятия, именно налоговая нагрузка дает понимание, какой процент в вашей выручке составляют начисленные вами налоги.

В длинном списке причин повышенного внимания ФНС к предприятию или ИП приоритетной является именно низкая налоговая нагрузка. Если вы отстаете по показателю начисленных налогов от своих конкурентов и ваша налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого показателя, вас могут включить в план выездных налоговых проверок.

От 1,3 до 45,4% - разбег налоговой нагрузки по отраслям

Как узнать, сколько платят в среднем по отрасли? Для этого нужно ориентироваться на показатели налоговой нагрузки по видам деятельности за предыдущий год, которые выкладывает в открытый доступ ФНС. Разница в отраслевых показателях впечатляет: разбег составляет 44,1%. Низкие показатели налоговой нагрузки у сельского хозяйства, энергетиков, невысокие у транспортников, средние у строителей и общепита, выше среднего у производителей компьютеров, напитков, табака, связистов, «айтишников», наиболее высокие – в сфере добычи полезных ископаемых.

А вот как быть узким нишевым сферам, которые не попадают в обобщенный отраслевой список, и средняя цифра для которых не определена? Вот именно тогда нужно ориентироваться на среднероссийский показатель налоговой нагрузки за предыдущий год. В 2018 году при расчете нужно равняться на показатель 2017 года, составивший 10,8%. Именно его в письме от 22 августа 2018 года № ГД-3-1/5806 указала Федеральная налоговая служба РФ.

В ФНС летом 2018 года поступил письменный запрос о том, как высчитать налоговую нагрузку предприятию, занимающемуся санаторно-курортной деятельностью. Вопрос возник в связи с тем, что в федеральном перечне среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки данной отрасли нет. В ответном письме ФНС указано, что сравнивать налоговую нагрузку санаторно-курортной организаций следует со средним уровнем налоговой нагрузки по Российской Федерации - ввиду отсутствия значений по отрасли, то есть с показателем 10,8%.

Как рассчитать совокупную налоговую нагрузку

Алгоритм расчета налоговой нагрузки совокупной таков: сумма налогов и сборов, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП за календарный год, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным Росстата. Полученный показатель умножается на 100%.

Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.

Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент (НДФЛ). При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.

Давайте рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Краски лета» занимается полиграфией. Налоговая нагрузка для этой отрасли за 2017 год равна 9,2%.

Выручка компании за год составила 50 млн руб. Налог на прибыль – 2,5 млн руб., НДС – 1,1 млн руб., налог на имущество – 1 млн руб., транспортный налог – 0,2 млн руб. Фактическая налоговая нагрузка компании равна 9,6% : (2,5 млн руб. + 1,1 млн руб. + 1 млн руб. + 0,2 млн руб.): 50 млн руб. х 100%). Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться за этот показатель, а значит - спать спокойно.

Налоговая нагрузка по видам налогов

  • По налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход)

  • По НДС (вариант 1):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (вариант 2):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).

:

  • По НДФЛ

Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.

  • По УСН:

Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.

  • По ЕСХН:

Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.

  • По ОСНО:

Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.

Все показатели умножаются на 100, так как исчисление ведется в процентах (%).

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

В знании налоговой нагрузки заинтересовано само государство в лице Министерства финансов и других структур, занимающихся планированием экономики страны. Ведь налоги – это не игрушка фискальных органов, а часть бюджета государства, на который живет и развивается страна.

Безусловно, все о налоговой нагрузке должны знать налоговые органы, являющиеся инструментом в руках государства. Для ФНС налоговая нагрузка – один из 12-ти показателей, на основе которых принимается решение о проведении или непроведении у налогоплательщика выездной проверки. Причем, этот показатель является первым в списке.

Однако в детальном понимании своей налоговой нагрузки заинтересованы, по нашему мнению, прежде всего сами налогоплательщики. Знание этого показателя и управлением им, во-первых, снижает риск налоговой проверки, во-вторых, дает возможность оценить состояние налоговой политики предприятия и состояние бизнеса в целом.

К тому же, ФНС сама призывает налогоплательщиков мониторить свою налоговую нагрузку. В случае удержания показателей налоговой нагрузки на среднеотраслевых, налоговики обещают высокую вероятность непопадания компании или ИП в список тех, к кому сотрудники ФНС прибудут лично, а также лояльное взаимодействие.

Как проанализировать налоговую нагрузку без незваных контролеров

Безошибочно рассчитать налоговую нагрузку поможет сервис СБИС. Аналитический блок пакета Расширенный проанализирует компанию по 12-ти критериям, главным из которых является величина налоговой нагрузки. Более того, сервис поможет провести анализ налоговой нагрузки предприятия, оценит выбранную систему налогообложения и финансовое положение предприятия в целом.

Как провести налоговый анализ компании в СБИС:

  1. В разделе «Анализ и контроль» нужно открыть отчет «Налоги», выбрать рейтинг компаний по объему уплаченных налогов.
  2. Выбрать нужную компанию.
  3. Выбрать вариант детализации отчета: по годам или по кварталам. Система сформирует отчет, который будет сопровожден инфографической информацией: графиками, диаграммами, таблицами, в которых содержатся нужные расчеты и выводы по ним.
  4. Если вам необходимо добавить отчетность к той, что уже загружена в систему, то это возможно. Необходимо загрузить новую отчетность, обновить отчет.

Также не забывайте, для того, чтобы наладить взаимодействие с налоговой, вам понадобится сервис СБИС Электронная отчетность и электронная подпись.

Подробнее о том, как управлять налоговой нагрузкой и снизить риск налоговой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать

ФНС рассчитывает и публикует безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности на своем сайте www.nalog.ru. Если нагрузка и рентабельность компании меньше средних показателей по виду деятельности, возможна выездная проверка.

Вы можете прямо сейчас проверить, будут ли у инспекторов вопросы к вашей компании.

Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2017 году: как рассчитать

Налоговая нагрузка — показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

Формула расчета налоговой нагрузки организации:

сумма налогов за календарный год по данным отчетности / сумма в строке 2110 «Выручка» годового отчета о финансовых результатах x 100%

Для расчета нагрузки в 2017 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.

В 2017 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

Налоговая нагрузка по отраслям на 2017 год

ФНС определяет коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т.е. среднее значение для каждой отрасли (п. 1 критериев оценки рисков проверки, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/).

Если уровень нагрузки в организации ниже, чем в среднем по отрасли, это может вызвать подозрение и организацию включат в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 концепции планирования проверок, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/ , письмо Минфина от 23.06.2016 № 03-02-08/36472).

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года.

Показатели налоговой нагрузки по отраслям на 2017 год

Безопасная рентабельность по видам экономической деятельности 2017

Если у организации показатели хоть немного отличаются от средних, может прийти письмо или вызов в инспекцию.

Региональные показатели налоговики не афишируют. Калькуляторы для расчета региональной нагрузки есть в сервисах на сайтах УФНС по Петербургу nalog.ru/rn78/, по Кировской области nalog.ru/rn43/. Но это исключения.

Инспекторы могут ориентироваться не только на цифры ФНС. Например, ревизоры высчитывают среднюю нагрузку по отдельному налогу и по региону. С ними сравнивают данные компании.

При плохих показателях инспекторы вызывают руководителя и главбуха для пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Еще налоговики требуют письменные пояснения на камералках на основании статьи 88 НК РФ. Инспекторы заявляют, что низкая нагрузка — это ошибка или противоречие в декларации. Также они могут прислать обычное письмо с предложением проанализировать показатели.

Калькулятор расчета налоговой нагрузки в 2017 году

Рассчитайте показатели своей компании по приведенной выше формуле или используйте наш Калькулятор расчета налоговой нагрузки taxcalc.gazeta-unp.ru. В нем вы можете отдельно рассчитать:

  • налоговую нагрузку компании;
  • рентабельность проданных товаров;
  • рентабельность активов компании.

Сервис доступен для всех подписчиков газеты.

Как работать с калькулятором расчета налоговой нагрузки

В сервисе укажите год, за который считаете налоговую нагрузку, и выберите вид экономической деятельности. Далее запишите суммы налогов, которые вы заплатили за год.

Строка 030 + 040 — 050 (сумма к уплате за вычетом возмещения).

Если результат отрицательный, ставьте сумму с минусом.

Строка 180 листа 02 + строка 040 листа 04. Положительное число.

Значение надо ввести с минусом. Напишите сумму переплаты, которую компания получила на расчетный счет или зачла в течение года (кроме возмещения НДС и акцизов).

  • выручки — из строки 2110
  • процентов к получению — из строки 2320 отчета о финансовых результатах;
  • прочих доходов — из строки 2340 отчета о финансовых результатах.

Пример объяснения низкой налоговой нагрузки

На любой запрос безопаснее ответить хотя бы формально. Иначе возможен штраф 200 рублей (ст. 126 НК РФ). К тому же скрытность вызовет подозрения у инспекторов, они могут начать предпроверочный анализ для выездной.

Есть два варианта. Первый вариант — составить простую отписку. Подробно отвечать нет смысла, если налоговики голословно заявляют о низкой нагрузке и не приводят никаких цифр. Попросите более четко сформулировать вопрос. Уточните у инспекторов, какие показатели они насчитали у компании и чему они должны соответствовать.

Если организация небольшая, то после письма с уточнением от нее скорее всего отстанут. Если налогоплательщик крупный и важный для инспекции, то она проведет анализ. Тогда станет ясно, на какие претензии компании отвечать.

Стоит расписать причины подробно, если компания рискует попасть на выездную. Расскажите, из-за чего сложились показатели, приведите расчеты и планы выхода из ситуации.

Плохие показатели могут быть временными, тогда подчеркните это и поясните, почему цифры должны улучшиться. Если спрашивают о рентабельности, проверьте показатель по основной деятельности. Если она прибыльная, объясните это инспекторам. Налоговики лояльнее относятся к убыткам, которые вызваны внереализационными расходами.

Вопросы о нагрузке и рентабельности не опасны. 90 % коллег из-за них ни разу не уточняли отчетность. Компания не обязана стремиться к средним цифрам по стране. Расскажите налоговикам, почему у вас сложились такие показатели, и ревизоры снимут претензии.

Риск выездной проверки невелик. В 2016 году налоговики проверили всего 0,64 % компаний, которые ведут деятельность, то есть одну из 155.

Нет таких показателей нагрузки и рентабельности, при которых проверка придет обязательно. Но если нагрузка 1 % и меньше, компанию станут анализировать на предмет проверки.

По итогам анализа ревизию могут назначить при двух условиях. Во-первых, у компании должны быть признаки схем, например однодневки в цепочках контрагентов. Во-вторых, у организации должны быть активы, за счет которых налоговики взыщут доначисления.

Если у компании нет имущества и денег для взыскания, инспекторам неинтересно ее проверять. Ведь потом миллионные доначисления зависнут и будут портить статистику налоговой. Но существует другой риск. Инспекторы могут передать информацию следователям, и они сами займутся проверкой. Тогда возможно уголовное дело против руководства организации.

В ваших интересах убедить налоговиков, что компания не занимается махинациями. Если сложилась запредельно низкая нагрузка, давайте подробные пояснения инспекторам.

Все без исключения юридические лица, в том числе и частные предприниматели, которые занимаются ведением коммерческой деятельности на территории России, в обязательном порядке должны совершать соответствующие отчисления в бюджет государства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Список налогов различного вида достаточно обширный, причем компания должны их перечислять не только за себя, но и за своих наемных сотрудников. Дополнительно в обязательном порядке формируется налоговая отчетность.

Базовые сведения

Изначально необходимо обращать внимание на то, что под налоговой нагрузкой подразумевается показатель, имея представления о котором можно оценить реальное состояние компании и организации.

По этой причине руководство юридического лица и частные предприниматели крайне важно заранее ознакомиться со всеми вытекающими ключевыми понятиями и вопросами.

При этом к основополагающим факторам можно относить:

  • конкретные расчеты налогов;
  • текущие значения по всей территории России;
  • действующие нормативно-правовые акты.

Зная имеющиеся термины и особенности можно исключить вероятность возникновения различного недопонимания.

Наиболее значимым и одновременно с этим существенным в сфере показателей сборов в счет казначейства по праву считается налог на прибыль.

Именно этот показатель может различаться, поскольку речь идет непосредственно от:

  • сферы предпринимательской деятельности;
  • и экономического сегмента.

Необходимо обращать внимание на то, что Правительство РФ в лице государства оставляет за собой право изменять показатели налогового сбора, в том числе и взносов в ФСС , если в этом имеется необходимость.

Рассматриваемый налог на прибыль одновременно может решать несколько задач, а именно:

  • предоставляется возможность решить проблемы с пополнением бюджета;
  • предоставляется возможность регулировать экономические показатели развития.

Помимо этого, существенное влияние на так называемое бюджетное бремя оказывает налог на добавленную стоимость.

Однако использование данного типа сбора является актуальным только для некоторых, отдельно взятых компаний, которые занимаются предпринимательской деятельностью определенного вида.

Именно по этой, во время анализа, так называемого бюджетного бремени НДС берется во внимание далеко не всегда.

Средние показатели в государстве (таблица)

Средние показатели рентабельности в стране определяются на базе полученных статических данных. Они могут формироваться представителями ФНС на базе информации из отчетности, которую предоставляют сами юридические лица.

Вся необходимая информация по налоговой нагрузке в компании расположена по адресу www.nalog.ru — по отдельным сегментам экономической деятельности.

По состоянию на 2016-2017 годы данные показатели были следующими. Для оптовой торговли изделий:

В ситуации со строительной сферой:

На 2016 5,5%
На 2017 5,7%

Необходимо обращать внимание на то, что на основании отклонений от установленных средних значений осуществляется оценка рентабельности конкретного производства компаний, осуществляющих занятость в конкретном экономическом сегменте.

Руководство компании должно по мере возможности вести самостоятельный контроль по тем сферам, в которых функционирует конкретная компания.

В случае наличия существенного отклонения от статических данных допускается возможность предусмотреть факт назначения проверки налоговым органом.

При этом крайне важно ориентироваться на утвержденный Приказ ФНС России от мая 2007 года. Именно в нем подробно изложены 12 значений многочисленных налоговых рисков.

Все они должны будут обязательно взяты во внимание налоговиками при необходимости проведения анализа налоговой нагрузки в конкретной компании.

Как правильно рассчитать по формуле

Необходимо обращать внимание на то, что установленная формула для исчислений налоговой нагрузки в компании, которая ведет официальную предпринимательскую деятельность на территории России, достаточно проста.

Однако она является неточной. Представители налогового органа, которые формируют статические данные, достаточно усреднено исчисляют рассматриваемый показатель.

При этом допускается возможность нескольких вариантов исчислений налоговой нагрузки. В 2019 году сотрудники налогового органа используются такую формулу:

Вн = (Сн х 100%)/Бв

Министерство финансов применяет во время исчислений подобную формулу, которая в конечном итоге выдает аналогичные значения.

Одновременно с этим нужно обращать внимание на то, что формат этого варианта немного отличается от используемого структурными подразделениями налогового органа.

Помимо этого предусматривается возможность и иных вариантов исчислений, которые указаны в учебниках по экономике.

Одновременно с этим стоит помнить о наличии сложностей в их применении на практике, из-за чего представители налогового органа и Министерства финансов используют в работе максимально упрощенные методы исчислений. Только благодаря этому можно существенно снизить вероятность допущения ошибок.

Определяет ли ФНС коэффициент НН

Осуществив предварительный расчет налоговой нагрузка по видам экономической деятельности, непосредственно сам налогоплательщик вправе самостоятельно установить, к какому именно уровню оно подходит.

Иными словами, если показатель не считается более низкой, нежели требуется для конкретной предпринимательской сферы деятельности.

Для этого представителей налогового органа ежегодно опубликовывают на своем официальном портале средние безопасные показатели налоговой нагрузки, также отображены в Приложении № 3 к Приказу ФНС.

Если же полученные показатели считаются ниже среднеотраслевого, то компанию, в большинстве случаев, отметят как кандидата на включение в разработанный план выездных проверок.

Для возможности оценить персональные шансы на обращение в территориальное представительство налогового органа , крайне важно разобраться с тем, как произвести расчет налоговую нагрузку.

Произвести расчет можно путем использования вышеуказанной формулы самостоятельно, ссылаясь при этом на Приказ ФНС от июля 2013 года.

Именно в этом указанном нормативно-правовом акте отображены все ключевые аспекты по рассматриваемому вопросу.

В случае допущения каких-либо ошибок это может стать причиной возникновения проблем с уполномоченным контролирующим органом по месту регистрации компании.

Практическое снижение на предприятии

Следует изначально обращать внимание на то, что снижение налогового бремени в конкретной компании достаточно сложная задача.

На сегодняшний день существует огромнее число законных методов снижения обязательного к перечислению налога, к примеру, НДФЛ.

К наиболее распространенным методам снижения в 2019 году принято относить:

  • осуществление перехода на иной режим налогообложения;
  • проведение оптимизации затрат и налогов в частности;
  • внесение изменений в форме собственности;
  • проведение реорганизации.

Первый вариант по праву считается наиболее эффективным, но при этом воспользоваться им можно будет только при наличии конкретных факторов.

Оптимизации затрат, налогов, а также реорганизация также может принести не меньше пользы. При этом в большинстве случаев причиной повышенного внимания со стороны представителей налогового органа.

Как следствие это приводит к повышению вероятности проведения многочисленных проверок, в частности:

  • камеральной;
  • и выездной.

О данном нюансе необходимо помнить, чтобы исключить вероятность возникновения различного недопонимания.

Особенности в зависимости от объекта

Под налоговым бременем подразумевается достаточно сложный, динамический и постоянно меняющийся показатель.

Именно по этой причине крайне важно во время его расчета необходимо брать во внимание огромное число самых разнообразных факторов.

При этом в данном случае это относится не только к отрасли, в которой осуществляет предпринимательскую деятельность, но также и самого конкретного налогообложения.