Бензин опять дорожает. Бензин снова дорожает: что ждёт цены на топливо? Причины роста цен

Более полутора месяцев цены на бензин были стабильны и даже немного снижались. И вот на прошлой неделе топливо снова стало дорожать. В рознице на 1–2 копейки, а в оптовом сегменте намного больше – до 4,7% в зависимости от марки. Таковы результаты исследования аналитического центра"Кортес". Это временная коррекция цен или новая тенденция к росту? Лайф разбирался, почему подорожал бензин и что будет с ценами к концу месяца.

Резкий рост цен на бензин в конце весны спровоцировал настоящую панику на топливном рынке. Чтобы стабилизировать ситуацию, потребовалось вмешательство государства. В частности, были снижены акцизы на бензин. Результат не заставил себя ждать. По данным Росстата, в июле впервые с начала года цены на бензин пошли вниз. В среднем топливо подешевело на 0,2%. Это радовало автовладельцев уже потому, что бензин хотя бы прекратил дорожать. Если сравнивать с прошлым годом, то ситуация выглядела не так радужно. С начала года цены выросли на 9,2%, а по сравнению с июлем 2017-го- на 11,8%.

Впрочем, в августе бензин продолжил немного дешеветь, и автовладельцы успокоились. Результаты исследования аналитического центра "Кортес" прозвучали как гром среди ясного неба. За минувшую неделю, с 13 по 17 августа, повысились и розничные, и оптовые цены на бензин. Розница подорожала незначительно. Так, "Нормаль-80" стал стоить на 1 копейку дороже - 38,76 рубля за литр, "Премиум-95" - на 2 копейки, до 44,44 рубля. Цена на "Регуляр-92" осталась прежней - 41,5 рубля.

Куда большие опасения вызывает рост оптовых цен. Так, "Нормаль-80" подорожал на 4,7%, до 42,4 тыс. рублей за тонну. "Регуляр-92"вырос в цене на 1,5%, до 44,893 тыс. а "Премиум-95" - на 2,8%, до 47,462 тыс.

- Рост оптовых цен связан с рядом факторов, - поясняет аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. - Среди них плановые профилактические ремонты ряда НПЗ, повышенный спрос на топливо в разгар сезона отпусков и уборочной кампании, а также привлекательность экспорта топлива и сырья перед внутренним рынком из-за снижения курса рубля. Розница будет реагировать на рост оптовых цен с некоторой задержкой. Пока изменение отпускных цен на АЗС в среднем на несколько копеек практически не заметно для потребителей. При этом у регуляторов есть возможность оперативно менять экспортные пошлины в случае резкого роста цен на бензин. Этот фактор будет сдерживать аппетиты продавцов, но плавного роста цен на АЗС, по всей видимости, избежать не удастся. Если сохранятся сложившиеся тенденции на валютном рынке и рынке энергоносителей, то есть вероятность роста цен на топливо от 1,5 до 3 рублей за литр. Так, самая популярная марка АИ-92 к концу осени может вырасти с нынешних 41–42 рублей за литр до 43,5–45.

К Новому году цена АИ-95 и вовсе может приблизиться к 50 рублям. Так считает финансовый эксперт компании "Аналитика онлайн" Николай Котов. Впрочем, по его мнению, никаких резких скачков цены не будет. Повышение пройдёт плавно. И совершенно не важно, будет расти цена на нефть или нет. По словам Котова, не стоит упускать и тот факт, что уже принят законопроект о повышении НДС до 20%. Это произойдёт с января 2019 года. По его мнению, монополисты-нефтяники решили не дожидаться повышения и уже включили поправки в цены на топливо. Цену трудно регулировать в условиях монополии на сырьевом рынке.

- Напомним, что пока речь идёт о росте оптовых цен на бензин, рост розничных цен пока ещё незначителен, - отмечает заместитель директора аналитического департамента Альпари Наталья Мильчакова. - Этот рост оптовых цен может быть следствием двух факторов. Первый - цены на нефть. Ещё в июле они доходили почти до $80 за баррель, а сейчас существенно понизились. Но цена на бензин реагирует на изменение цены нефти не сразу. Второй - это недавний обвал рубля и ожидание ужесточения санкций США, которые могут привести к ещё более серьёзному обесценению российской валюты. Вот и реакция оптовиков соответствующая. Это ещё не говорит о том, что розничные цены резко пойдут вверх. Впрочем, после июльского снижения розничной цены какая-то коррекция вверх должна наступить. Мы не исключаем, что в этом году увидим розничную цену на бензин порядка 49–50 рублей за литр. Хотя не думаем, что это произойдёт в августе.

Стимулирует рост цен на бензин и тот факт, что нефтяникам всё выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать на внутреннем рынке. Тем более что с 1 сентября экспортная пошлина на нефть ещё снизится - со 135,4 до 130 долларов за тонну. Но дело не только в снижении пошлин. Главное - за границу бензин идёт по значительно более высоким ценам. Как отмечает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов, цены на топливо у нас в стране будут медленно, но уверенно двигаться к уровню цен в странах ЕС. Есть тому и чисто экономические предпосылки и стремление к компенсации собственных издержек. Нефть торгуется в долларах, а все расчёты, в том числе и заработной платы сотрудникам на АЗС, в рублях. Соответственно, чем выше будет курс доллара, тем выгоднее будет отправлять нефть на экспорт и тем выше соблазн к тому, чтобы повысить цены в рублях.

- В России один литр АИ-95 стоит примерно 45,7 рубля, или по текущему курсу 0,6 евро, - поясняет ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. - При этом в ЕС цена на аналогичное топливо начинается от 1,17 евро, то есть в два раза дороже. Понятно, что есть ряд расходов, которые неизбежны при экспорте, а именно таможенные пошлины, транспортировка и другие. Однако даже с их учётом прибыль остаётся гораздо выше. Перспективы рубля на ближайшее время не очень радужные. Его укрепления в условиях роста санкционного давления со стороны США на Россию, а также в условиях повсеместного роста доллара ожидать не стоит. Отсюда следует, что разрыв в ценах на бензин в ЕС и РФ будет значительным, а возможно, даже будет увеличиваться. На этом фоне если государство не предпримет никаких действий по защите внутренних потребителей, то рост цен на топливо продолжится.

Большинство аналитиков сходятся во мнении: только за счёт контроля государства удастся сдержать рост цен. При этом даже в самом лучшем случае бензин подорожает, но прибавит в цене ещё несколько копеек. Такого мнения придерживается и трейдер-аналитик компании "ФинИст" Денис Лисицын.

По его словам, в августе сложилась очень благоприятная ситуация для роста цен. Нефтяным компаниям выгодно продавать нефть за рубеж ещё и потому, что на мировом рынке на неё увеличился спрос. Это связано с вводом санкций против Ирана и спадом добычи в Венесуэле. И всё это на фоне уборочной в России, когда спрос на топливо традиционно резко возрастает. Впрочем, и покупательная способность у нас в стране тоже не растёт. По мнению Лисицына, резкого роста цен к концу августа точно не будет. Если оно и начнется, то бензин будет дорожать постепенно, прибавляя в цене по 1–2 копейки.

В конце января на заправках в ряде регионов зафиксирован резкий рост цен на бензин. В Ульяновске, например, только за одну ночь топливо подорожало на 60–70 копеек, что обеспокоило главу региона. Серьезные скачки цен зафиксировали также в Челябинске, Чите, Костроме. Ситуация заинтересовала Федеральную антимонопольную службу. Почему бензин снова дорожает, и какие цены на топливо ждать этой зимой?

На этой неделе губернатор Ульяновской области Сергей Морозов поручил тарифному комитету разобраться с ценами на бензин. По его наблюдениям, практически на всех заправках региона цены на топливо буквально за ночь выросли на 60–70 копеек. В то же время в УФАС по Челябинской области отметили скачки цен. На одних заправках АИ-95 подешевел на 50 копеек, а на других за то же время подорожал на 70. В свою очередь камчатские нефтяники попросили ФАС проверить ряд заправок в регионе. По их мнению, там цены более чем на 4% превышают розничные цены на АЗС вертикально-интегрированных компаний. А это противоречит условиям соглашения, заключённого между правительством и нефтяниками. Похожие ситуации постоянно фиксируются и в других регионах.

- Рост цен вызван увеличением спроса на топливо в связи с усилением морозов, - считает заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Кокорева. - Это сезонный фактор. Обычно в самый холодный период года цены на топливо всегда растут. Вряд ли это связано с какими-либо другими факторами. Как только морозы спадут, цена стабилизируется.

Эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов считает иначе. По его мнению, рост цен на топливо связан со многими факторами. Во-первых, с начала года до 20% вырос НДС. Во-вторых, мировой рост цен на нефть создаёт предпосылки для того, что отечественным нефтяным компаниям выгодно увеличивать поставки на экспорт, но при этом снижать их на внутреннем рынке.

- Здесь надо понимать, что увеличение НДС на 2% - это не увеличение конечной стоимости продукта на 2%, а целая цепочка расчётов, - говорит ведущий экономист компании «Финист» Денис Лисицын. - Например, компания переработала нефть, получила бензин - прибавили НДС, после - поставили оптовикам, оптовики сделали надбавку в стоимости + начислили НДС, далее бензин поставили на АЗС - сделали надбавку к стоимости и опять начислили НДС. Даже если учесть все взаимовычеты по налогу, то цена увеличивается в определённой прогрессии и может увеличить конечную стоимость продукта на 6–10% как минимум.

Фото: © L!FE / Владимир Суворов

Главный аналитик ООО «ЦАФТ» (Центр аналитики и финансовых технологий) Антон Быков считает, что дальнейший рост цен можно ожидать во втором квартале или немного раньше. Тогда в стоимость бензина начнут закладывать общий рост инфляции, а это ещё примерно 3–5%. Таким образом, по его мнению, высока вероятность, что по итогам первого полугодия цены на бензин вырастут на 5–7% по сравнению с концом 2018 года. В свою очередь аналитик Института трейдинга и инвестиций «Феникс» Евгений Удилов считает, что в начале января причиной для повышения стал НДС, но сейчас никаких объективных факторов для роста цен на топливо нет. Скачки цифр на ценниках он связывает с тем, что многие заправки почувствовали собственную безнаказанность и стали экспериментировать с ценообразованием.

- Что касается независимых АЗС, то многие подобные заправки производят закупки топлива через посредников, и никаких договоренностей с правительством они не имеют, что позволяет им диктовать цены на бензин и дизельное топливо так, как им заблагорассудится, - отмечает Гайдар Гасанов. - Стоит также помнить, что цены на топливо в России занижены по сравнению с европейскими. И, исходя из совокупности действующих факторов, цены будут стремиться к европейским. Фактическая инфляция приравнивается к 10% и как минимум на такую величину придётся ориентироваться, когда речь заходит о ценах на топливо в стране. При мировых ценах на нефть в диапазоне от 65–75 долларов за баррель топливо может стоить от 55 рублей за литр. На независимых АЗС цена может варьироваться от 56–67 рублей за литр до конца текущего года.

Изменения на рынке автобензина влияют как на отношение населения к власти, так и на развитие экономики. Поэтому во всем мире эта сфера находится под постоянным надзором со стороны властей и средств массовой информации. Главные показатели, которые волнуют общество в России, - это цена на автобензин и его качество. Многие хотят знать, почему дорожает бензин и как долго может продолжаться рост цен. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Каждый раз, когда в России возникает экономический кризис, правительство страны переходит на ручное управление экономикой. В том числе вводятся административные ограничения максимального роста цен на автобензин и дизельное топливо. В острую фазу кризиса это необходимо, но потом наше правительство «забывает» восстановить рыночные механизмы, что приводит к возникновению кризиса уже на рынке автобензина. Так было в 1996, 2000 и 2008 годах, так происходит и сейчас.

В конце 2014 года, после резкого падения цен на нефть и введения санкций со стороны США и их сателлитов, в России начался очередной экономический кризис. Курс рубля по отношению к евро и доллару резко упал. В январе 2014 года курс был равен 33,8 рубля/доллар и 46,1 рубля/евро, а в декабре 2014 года он достиг значений 55,8 рубля/доллар и 68,8 рубля/евро, то есть евро подорожал на 49%. При этом розничная цена на бензин, например, АИ-92 выросла с 29,4 рубля за литр в январе 2014 года до 32,6 рубля за литр в декабре 2014 года, то есть на 11%.

Благодаря административному давлению правительства России и гражданской позиции таких компаний, как «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», удалось избежать катастрофического скачка цен на бензин, который привел бы к росту цен на все товары. При этом в евро цена на бензин АИ-92 в России снизилась с €0,64 за литр в январе 2014 года до €0,47 за литр в декабре 2014 года. Бензин в России стал самым дешевым в Европе.

В острую фазу экономического кризиса, которая пришлась на первую половину 2015 года, дешевый бензин был спасением. Однако административные ограничения цен на бензин действуют и по сей день, что приводит к развитию негативных тенденций на рынке. Во-первых, полностью прекратились поставки бензина в Россию из Белоруссии, Финляндии, государств Юго-Восточной Азии и других стран. Во-вторых, многие нефтяные компании стали сокращать производство бензина как нерентабельное. В-третьих, прекратились инвестиции в реконструкцию части нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, следовательно, стала деградировать технология производства автобензинов.

Обычно в результате административного регулирования на рынке постепенно нарастает дефицит бензина, что приводит к неконтролируемому скачку цен. В 1996, 2000 и 2008 годах в некоторых регионах за сутки цены поднимались в два раза. Сейчас мы вновь готовимся повторить эту ошибку. Пока ситуацию спасает «Роснефть», которая стала мощным регулятором рынка бензина в России, так как производит более 35% автобензинов в стране.

Ведущая нефтяная компания не допускает появления дефицита, однако следует признать, что уже появились отчетливые признаки деградации рынка бензина. В 2005 году на бензин перерабатывалось 98,2% нефти, поставляемой на НПЗ страны, в 2017 году - только 80,8%. В 2016 году выход автобензинов достиг рекордного для нашей страны уровня - 17,7%, а в 2017 году он впервые с начала кризиса сократился. В результате в 2017 году производство автобензинов упало на 2%. Многие нефтяники перестали делать ставку на этот бизнес.

Традиционный импорт бензина в Ленинградскую область из Финляндии, в ЦФО из Белоруссии и на Дальний Восток из стран ЮВА полностью прекратился из-за низких цен на бензин в России. Например, 20 апреля 2018 года розничные цены на бензин на Украине были выше в 1,62 раза, чем в России, в Польше - в 2,07 раза, в Латвии - в 2,21 раза, в Швеции - в 2,64 раза. В Норвегии, которая является крупнейшим европейским экспортером нефти, бензин АИ-95 в три раза дороже, чем в России.

Потребление бензина после провала 2014 года понемногу растет и в 2017 году по сравнению с 2014 годом выросло на 3,2%. Сегодня рынок бензина нашей страны можем обеспечить только мы сами, однако частные компании сокращают темпы производства. Единственная возможность обеспечения внутреннего рынка - это снижение экспорта. Экспорт как минимум должен сокращаться настолько, насколько растет потребление. Однако следует понимать, что экспорт составляет всего 10% от производства бензина, а значит, и это не панацея.

И, кстати, еще большой вопрос, удастся ли и в дальнейшем удерживать такие показатели. Ведь экспорт бензина контролируется у нас с помощью административных мер, через ФАС. Таможенная пошлина на вывоз бензина из России в марте 2018 года составляла $35,8 за тонну, тогда как в январе 2014 года она превышала $360 за тонну. То есть при нехватке бензина на внутреннем рынке фактически снят таможенный барьер.

Потребление бензина на душу населения у нас в три раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, то необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования.

Снизить цену бензина можно только за счет сокращения налогов, так как доля нефтяников в ценообразовании - менее 2%. При этом доля налогов в розничной цене бензина достигла уже 70%, а еще пять лет назад она составляла 65%. С 1 января 2018 года на 10,7% вырос акциз на бензин пятого класса (или «Евро-5»). Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года вырос на 23%. Для справки: акциз и НДПИ составляют вместе 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина, или половину розничной цены. Вы понимаете теперь, почему растут цены на бензин?

Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин, необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России - сложная государственная задача, и будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться.

Меры внедряют в правительстве. Речь идет о корректировке параметров так называемого «налогового маневра» для нефтяных компаний, которые должны позволить им получать больше льгот в 2019 г. и за счет этого не повышать цены.

Соответствующий законопроект по поручению премьера Дмитрия Медведева совместно разработали в нескольких министерствах, включая Минфин и Минэнерго. Как стало известно сайт от источников в ведомствах, документ внесли на рассмотрение в правительство — его утверждение станет чистой формальностью. Но это не значит, что останутся прежними.

Сырье — в Россию, цены ниже

Участники отрасли ждали подобного решения с момента фиксации правительством цен на бензин и на майском уровне после более 10-процентного роста за месяц. Этому решению предшествовали многочисленные жалобы автомобилистов, которые поступили президенту Владимиру Путину во время очередной «Прямой линии». Было очевидно, что заморозка цен не будет длиться вечно и одними субсидиями нефтеперерабатывающей отрасли, на что только в 2017 г. был выделен 1 трлн рублей, проблему решить невозможно. Логичным решением и стало выполнение «налогового маневра».

Изначально, как уточнил в беседе с сайт руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов, маневр предполагал обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты к 2024 г., а также увеличение налога на добычу полезных ископаемых и одновременный . Но на фоне продолжающих расти цен на топливо в правительстве решили пойти на уступки, а также снизить зависимость бюджета от внешней конъюнктуры.

Согласно тексту документа, нововведение предполагает снижение базовых цен на моторное топливо с 56 тыс. руб. за тонну до 50, 4 тыс. руб. за тонну за бензин, а также с 50 тыс. руб. за тонну до 45 тыс. руб. за тонну для дизельного топлива. Чтобы получить субсидии, компании не должны допускать ситуации, в которой оптовая цена отклонялась бы от «базовых значений» более чем на 10%.

Чтобы подавляющее количество российского сырья не уходило на экспорт, документ предполагает, что не менее 17,5% ото всей добытой нефти производители должны направлять исключительно на российские нефтеперерабатывающие заводы. Отдельно в правительстве решили поддерживать Дальневосточный федеральный округ — для недопущения ухудшения нефтепродуктообеспечения региона был разработан свой компенсационный механизм.

По мнению Баженова, маневр проводится лишь в интересах бюджета и предусматривает «не самые удачные рычаги подкрутки экономики сектора — демпфирующие механизмы». Что касается розничного сектора, то заметного положительного влияния на него ждать не стоит, уверен представитель Независимого топливного союза.

«Демпферы вводятся, чтобы не уничтожить рентабельность нефтепереработки вследствие повышения акциза, — объяснил эксперт. — По задумке авторов они позволят одновременно наполнить бюджет за счет акцизов, а за счет субсидий и компенсаций обеспечит НПЗ возможность заработка. При этом о влиянии на розничный сектор не думали. Поэтому текущие параметры маневра никакого положительного воздействия на независимый сектор топливной розницы не окажут. Маржинальность по-прежнему будет околонулевой, независимые игроки по-прежнему будут терпеть убытки и уходить с рынка. А при сокращении предложения товара его цена неизбежно растет».

Почему топливо все равно подорожает

Опрошенные эксперты считают, что предпосылок для дальнейшего роста цен на топливо более чем достаточно. В их числе повышение акциза, рост ставки НДС, а также постепенный переход на зимнее дизельное топливо, которое стоит дороже.

Такого мнения, в частности, придерживаются в Независимом топливном союзе, где обратили внимание на то, что «дизель» уже начал дорожать. «Зимнее дизельное топливо продается на оптовой бирже по 46,7 рублей/литр, АИ-92 — 41,7 рублей/литр, а АИ-95 — 45,5 рублей/литр, — рассказал представитель союза. — Розничные цены и оптовые находятся примерно на одном и том же уровне. При этом ряд торговых сетей уже повысил цены на дизельное топливо до 50 рублей/литр (например, ПТК и Shell). Если цены не повышать, независимые игроки будут нести убыток и уходить с рынка. Соответственно, начнется сжатие предложение, что в свою очередь еще сильнее подтолкнет цены вверх. Налоговым маневром эту проблему не решить. Поэтому мы ожидаем еще одного скачка цен к концу года. Скорее всего, он будет меньше, чем майский, но плюс 2-3 рубля — вполне реалистичный сценарий».

В первую очередь подорожание коснется именно дизельного топлива, считает президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин. «Уже сейчас есть проблемы с летним дизельным топливом, а с октября вся страна начнет переходить на зимнее дизельное топливо, которое на бирже стоит на 5 тыс. рублей за тонну дороже. То есть независимые заправки уже сейчас работают в минус, а зимой будут терять еще больше, если не поднимут цены. Чтобы этого не допустить, нужно наполнить рынок нефтепродуктами. Но нефтяным компаниям до сих пор не выгодно поставлять их на внутренний рынок — на экспорте они могут заработать гораздо больше. Снижению цен на оптовом рынке помогло бы сохранение акцизных сборов на текущей отметке. Так, нефтяным компаниям хотят компенсировать их затраты, но зачем, если можно просто не поднимать акцизы», — объяснил эксперт.

Налоговый маневр позволит сдержать цены лишь отчасти, прогнозирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Он убежден, что цена литра 95-го бензина к концу года вырастет до 47,5 рублей, а во втором квартале 2019 г. преодолеет отметку 50 рублей за литр.

«Повышение все равно происходит, потому что рынком бензина управляют крупные НПЗ, которые могут повышать цены одновременно, не сговариваясь: они привыкли так делать годами, — заявил сайт Жарский. — Налоговый маневр в его текущей редакции будет выгоден компаниям с высокой глубиной переработки, и безразличен для компаний с низкой глубиной переработки нефти. Поэтому, теоретически, он будет стимулировать инвестиции в нефтепереработку — но это очень долгий тренд, на десятилетия. Более эффективной, нежели налоговый маневр, могла бы быть целевая активность ФАС в этом вопросе».

Реализация налогового маневра может привести к реализации двух возможных сценариев, считает эксперт УК «СОЛИД Менеджмент» Сергей Звенигородский. Первый — рост внутренних розничных цен на топливо до европейского уровня, то есть до 65-75 рублей за литр в течение полутора-двух лет по завершении налогового маневра. Второй — корректировка текущей теоретической модели и «возвращение на рынок твердой, но щедрой руки государства».

«В любом случае нас ожидает рост цен, все зависит от того, насколько стремительным и сильным он будет. Скорее всего, к началу следующего года заморозке цен придет конец, и цена за литр АИ-95 поползет вверх, до 48-49 рублей ко второму кварталу», — предположил эксперт.

В ФАС на запрос сайт относительно влияния принятых мер на розничные цены на топливо к моменту выхода публикации не ответили.