Бухгалтерская инструкция 174н. Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету

Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 227н в преамбулу внесены изменения, применяющиеся государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г.

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г.

N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — бюджетные учреждения), приказываю:

Информация об изменениях:

Приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. N 227н в пункт 2 внесены изменения, применяющиеся государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 г. и при формировании учетной политики, начиная с 2016 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет — портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

Регистрационный N 19669

БУДУЩИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Полиенко В.С.,
юрисконсульт

С введением Единого плана счетов в бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, появился новый объект учета — расходы будущих периодов. Единый план счетов установил единую политику доходов и расходов будущих периодов.

Одной из целей Единого плана счетов является сближение бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях с бухгалтерским учетом коммерческих организаций. Для отражения операций, которые произойдут в будущем, в коммерческом плане счетов предусмотрены счета 97 "Расходы будущих периодов" и 98 "Доходы будущих периодов". Очевидно, необходимость получения аналогичной информации об операциях в будущих периодах, которые могут произвести государственные и муниципальные учреждения независимо от их типа, и стала причиной появления в Едином плане счетов "хорошо забытого" счета по учету расходов будущих периодов.

Будущие доходы

Доходы будущих периодов — это средства, уже полученные или которые планируется получить не в данном отчетном периоде, а в других, еще только предстоящих, периодах.
К таким доходам относятся доходы:
- за выполненные и сданные заказчиком отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам отчетного периода;
- полученные от продукции животноводства и земледелия (приплод, привес, прирост животных);
- по месячным, квартальным, годовым абонементам (например, доходы от продажи проездных билетов).
Согласно пункту 301 Инструкции от 01.12.2010 № 157н в государственных и муниципальных учреждениях такие доходы отражаются по счету 40140 Единого плана счетов. Обратите внимание, что начисление доходов по счету 40140 производится в отчетном периоде.
Учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, в разрезе договоров, соглашений.
Счет 40140 является балансовым, и отчетные данные по нему отражаются по строке 624 ф.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности приказываю:

1. Внести изменения в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19669)* согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.

_____________________________

* С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 227н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 2016 г., регистрационный номер 41121), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741).

Регистрационный № 49437

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.11.2017 № 212н

Изменения в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

1. В приложении № 1 к приказу:

1.1. Строки:

Активы в управляющих компаниях 0 0 2 0 4 5 1 0 0 0
Увеличение стоимости активов в управляющих компаниях 0 0 2 0 4 5 1 5 5 0
Уменьшение стоимости активов в управляющих компаниях 0 0 2 0 4 5 1 6 5 0

признать утратившими силу;

1.2. Строки:

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления 0 0 2 0 6 6 3 0 0 0
Увеличение дебиторской задолженности по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления 0 0 2 0 6 6 3 5 6 0
Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления 0 0 2 0 6 6 3 6 6 0

изложить в следующей редакции:

Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления 0 0 2 0 6 6 3 0 0 0
Увеличение дебиторской задолженности по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления 0 0 2 0 6 6 3 5 6 0
Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления 0 0 2 0 6 6 3 6 6 0

1.3. Строки:

признать утратившими силу.

2. В приложении № 2 к приказу:

2.1. В пункте 2.1:

а) в абзаце девятом цифры «15 - 17» заменить цифрами «1 - 17»;

б) абзац двенадцатый дополнить словами «, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам»;

в) дополнить новыми абзацами тринадцатым - четырнадцатым:

«По счетам аналитического учета счета 020981000 «Расчеты по недостачам денежных средств» в 1 - 17 разрядах номера счета отражаются нули.

По счетам аналитического учета счета 021005000 «Расчеты с прочими дебиторами» в 1 - 4 разрядах номера счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы), в 5 - 17-аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступление на счета бюджетов».»;

д) абзац пятнадцатый дополнить словами «, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»;

е) дополнить новым абзацем шестнадцатым следующего содержания:

«В 5 - 14 разрядах номера счета аналитического учета счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» и по корреспондирующим с ними счетам 040120000 «Расходы текущего финансового года» указываются нули.»;

з) абзац восемнадцатый признать утратившим силу;

2.2. В пункте 9:

а) в абзаце третьем слова «космических объектов» исключить;

б) абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

«внутреннее перемещение объекта основных средств между материально ответственными лицами в учреждении, а также при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010111310 - 010113310, 010115310, 010118310, 010121310 - 010128310, 010131310 - 010138310, 010141310 - 010148310) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010111310 - 010113310, 010115310, 010118310, 010121310 - 010128310, 010131310 - 010138310, 010141310 - 010148310). Одновременно информация об объектах основных средств, находящихся в аренде, безвозмездном пользовании, в доверительном управлении либо на хранении отражается в структуре соответствующих групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета;»;

2.3. В пункте 15:

а) абзац четвертый признать утратившим силу;

в) в абзаце четвертом слова «при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» заменить словами «принятие к бухгалтерскому учету полученных безвозмездно объектов нематериальных активов»;

2.4. Пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Внутреннее перемещение объектов нематериальных активов, в том числе при передаче в доверительное управление, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010200000 «Нематериальные активы» (010220320, 010230320, 010240320) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010200000 «Нематериальные активы» (010220320, 010230320, 010240320) с одновременным отражением на соответствующих забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета нематериальных активов, предоставленных в пользование, доверительное управление.»;

2.5. Пункт 21 изложить в следующей редакции:

«21. Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов, в том числе при предоставлении в аренду, безвозмездное пользование, сервитут, доверительное управление, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010311330, 010312330, 010313330) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010311330, 010312330, 010313330) с одновременным отражением в структуре групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета непроизведенных активов, предоставленных в аренду, безвозмездное пользование, сервитут, доверительное управление.»;

2.6. В пункте 53:

«передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) при передаче государственным и муниципальным организациям отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» (030404310, 030404320, 030404340), 040120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010621310, 010622320, 010624340, 010631310, 010632320, 010634340, 010641310, 010642320, 010644340). Положения указанного абзаца применяются при отражении операций по передаче фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме произведенных затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта;»;

б) абзац девятый признать утратившим силу;

2.7. В абзаце втором пункта 55 слова «, космических объектов» исключить;

2.8. Абзац седьмой пункта 89 признать утратившим силу;

2.9. В абзаце втором пункта 90 цифры «020451550» и «021551650» заменить цифрами «020452550» и «021552650»;

2.10. В пункте 91:

а) в абзаце третьем цифры «020451650,» исключить;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«передача финансовых вложений в доверительное управление отражается внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 020400000 «Финансовые вложения» с одновременным отражением информации об активах, находящихся в доверительном управлении, на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях».»;

2.11. Абзац второй пункта 93 изложить в следующей редакции:

«начисление доходов в сумме увеличения в текущем финансовом году объема субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (при изменении условий соглашения по предоставлению указанной субсидии), отражается по дебету счета 420531560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 440110130 «Доходы от оказания платных услуг»;»;

2.12. Абзац второй пункта 94 изложить в следующей редакции:

«поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020521660 - 020541660, 020552660, 020553660, 020571660 - 020575660, 020581660) и дебету счета 020111510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства». Одновременно в случае получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки продукции (товаров) по государственным контрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива, на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции (товаров) перед учреждением отражается уменьшение ранее принятого к учету казначейского обеспечения обязательств по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств;»;

2.13. В абзаце двадцатом пункта 96 слово «пенсиям,» исключить;

2.14. В абзаце одиннадцатом пункта 106 слова «не востребованной кредиторами» заменить словами «не востребованной ими (кредиторами)»;

2.15. Абзац пятый пункта 109 изложить в следующей редакции:

«суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, иным доходам, ранее списанные на забалансовый учет, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (020930560 - 020940560, 020971560 - 020974560, 020981560 - 020983560) и кредиту счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с одновременным списанием восстановленной задолженности с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов;»;

2.16. В абзаце втором пункта 110 после слов «учреждению ущерба» дополнить словами «, а также по иным доходам»;

2.17. Абзац восьмой пункта 112 изложить в следующей редакции:

«восстановление суммы налога на добавленную стоимость, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав отражается по дебету счета 021013560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным» и кредиту счета 030304730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость».»;

2.18. Абзац второй пункта 113 изложить в следующей редакции:

«списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, в том числе по авансам уплаченным учреждением, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации, отражается по кредиту соответствующих счетов 021012660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», 021013660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным» и дебету счета 030304830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»;»;

2.19. Абзац седьмой пункта 118 признать утратившим силу;

2.20. В пункте 120 цифры «220451550» и «021551650» заменить цифрами «220452550» и «021552650»;

2.21. В пункте 150:

а) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«начисление доходов в сумме полученных в течение текущего финансового года субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания при изменении условий соглашения по предоставлению указанных субсидий в течение текущего финансового года отражается на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) по кредиту счета 440110130 «Доходы от оказания платных услуг» и дебету счета 420531560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»;»;

б) дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

«начисление задолженности бюджетными учреждениями по возврату в доход бюджета остатков предоставленных бюджетным учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с не достижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении бюджетных учреждений, отражается по дебету счета 440110130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту счета 430305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;»;

2.22. В пункте 158:

а) дополнить новыми абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

«начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем, отражается по дебету счета 420530000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 440140130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;

при наступлении даты предоставления субсидий в соответствии с условиями соглашений, заключенных с учредителем, вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 440140130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» и кредиту счета 440110130 «Доходы от оказания платных услуг»;»;

в) в абзаце пятом после слов «начисление доходов» дополнить словами «будущих периодов»;

2.23. В пункте 167:

а) в абзаце втором после слов «(подрядчиков, исполнителей)» дополнить словами «или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»;

б) в абзаце седьмом после слов «запрос предложений)» дополнить словами «или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»;

2.24. В абзаце пятом пункта 174 после слов «(подрядчиков, исполнителей)» дополнить словами «или при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Обзор документа

Скорректированы план счетов бухучета бюджетных учреждений и инструкция по его применению.

В частности, из плана счетов исключены счета "Активы в управляющих компаниях", "Увеличение стоимости активов в управляющих компаниях", "Уменьшение стоимости активов в управляющих компаниях", а также счета "Вложения в управляющие компании", "Увеличение вложений в управляющие компании" и "Уменьшение вложений в управляющие компании".

Уточнено наименование ряда счетов, касающихся расчетов по авансам по пенсиям и пособиям.

Скорректированы порядок формирования номеров отдельных счетов, правила отражения объектов основных средств при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение. Изменения также затронули порядок отражения внутреннего перемещения объектов нематериальных и непроизведенных активов, правила отражения передачи произведенных вложений в объекты нефинансовых активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами), при передаче государственным и муниципальным организациям.

Кроме того, коррективы коснулись учета субсидий на выполнение госзадания, вычетов НДС по авансам.

Документ

Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 212н

Ситуация

Приказом внесены изменения в план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н). Корректировки не связаны с вступлением в силу с 1 января 2018 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Поправки приняты для приведения в соответствие плана счетов бюджетных учреждений и Инструкции № 174н с Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Ряд поправок принят с целью совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бюджетной деятельности, дополняет и уточняет существовавшие нормы.

Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 212н (далее – Приказ № 212н) вступил в силу 06.01.2018.

План счетов

Из плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (как и из Единого плана счетов) исключены счета:

  • 204 51 "Активы в управляющих компаниях";
  • 215 51 "Вложения в управляющие компании".

Передача финансовых вложений в доверительное управление отражается внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000. Одновременно сведения об активах в доверительном управлении формируются на забалансовом счете 40.

Скорректировано название счета 206 63. В новой редакции счет называется "Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления". Из текста исключено упоминание о расчетах по пенсиям (очевидно, ввиду отсутствия таких авансов).

Приказом № 212н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п. 2.1 Инструкции № 174н). Они обобщены в таблице.

Код синтетического счета объекта учета Разряды номера счета Примечание
1 – 4 5 – 14 15 – 17 24 – 26
201 00 нули нули нули КОСГУ До внесения изменений в разрядах 1 – 4 номеров счетов учета денежных средств необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов. Очевидно, такое деление не имело практического смысла, поскольку деньги, полученные в рамках одного вида деятельности (например, от аренды), могли расходоваться в рамках другого вида деятельности.
207 00 раздел, подраздел нули 640 КОСГУ

По счетам аналитического учета счета 207 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).

Ранее в тексте Инструкции № 174н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код поступления, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 640 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и бюджетные учреждения.

209 81 нули нули нули КОСГУ До внесения изменений в разрядах 1 – 4 номера счета 209 81 необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов.
210 05 раздел, подраздел нули* 510 КОСГУ Счет 210 05 применяется и для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. В этом случае в разрядах 1 – 4 номера счета 210 05 отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой будет отражаться доход от оказанного вида услуги (работы).
301 00 раздел, подраздел нули 810 КОСГУ

По счетам аналитического учета счета 301 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).

Ранее в тексте Инструкции № 174н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код выбытия, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 810 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и бюджетные учреждения.

* Очевидно, в тексте п. 2.1 Инструкции № 174н в новой редакции допущена опечатка. В нем сказано, что в разрядах 5 – 17 номера счета 210 05 указывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510. Этот код ставится в разрядах 15 – 17 номера счета. Следовательно, по общему правилу в разрядах 5 – 14 номера счета отражаются нули.

Учет нефинансовых активов

Корреспонденции счетов по внутреннему перемещению объекта основных средств между материально ответственными лицами распространяются также на передачу имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение. Одновременно информация о переданных объектах основных средств отражается на соответствующих забалансовых счетах 25, 26. Уточнение внесено в пункт 9 Инструкции № 174н. Аналогичное положение введено для нематериальных и непроизведенных активов (п.п. 16, 21 Инструкции № 174н).

Пункт 53 Инструкции № 174н дополнен новым положением, которое применяется при отражении в учете передачи фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение) балансодержателю объекта для отнесения суммы вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости объекта. Иными словами, имеется в виду ситуация, когда объект числится на балансе одного учреждения, а функции по поддержанию этого объекта в рабочем состоянии возложены на другое учреждение (обособленное подразделение).

Операция оформляется записью по кредиту счетов 0 106 11 310, 0 106 21 310, 0 106 22 320, 0 106 24 340, 0 106 31 310, 0 106 32 320, 0 106 34 340, 0 106 41 310, 0 106 42 320, 0 106 44 340 и дебету счетов:

  • 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 340 – при передаче вложений головному учреждению, обособленному подразделению (филиалу);
  • 0 401 20 241 – при передаче государственным и муниципальным организациям.

Обратите внимание, что в корреспонденциях счетов применяются коды КОСГУ из группы 300 "Поступление нефинансовых активов", а не 400 "Выбытие нефинансовых активов".

Кроме того, из пункта 53 Инструкции № 174н исключены абзацы, которые определяли корреспонденции счетов при списании вложений, в т.ч. в объекты незавершенного строительства, в случаях:

  • уничтожения в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
  • уничтожения в результате террористических актов, иных действий не по воле учреждения как правообладателя.

Можно сделать вывод, что в перечисленных случаях необходимо руководствоваться общей нормой о признании расходами текущего финансового года капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами). Вложения, учтенные на соответствующем счете аналитического учета счета 0 106 00 000, следует списать в дебет счета 0 401 20 273.

Финансовый результат

Уточнен порядок учета субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания:

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись Пункт Инструкции № 174н Примечание
дебет счета кредит счета
1 Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания на основании соглашения с учредителем 4 205 31 560 4 401 40 130 158

Ранее для начисления доходов от субсидии на выполнение задания были предусмотрены две записи. Применение той или иной корреспонденции зависело от периода, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии.

Если соглашение заключалось в текущем году на очередной финансовый год, должны были отражаться доходы будущих периодов на счете 4 401 40 130.

Если соглашение заключалось в текущем году на этот же год, доход должен был начисляться в обычном порядке по счету 4 401 10 130.

Теперь запись по счету 4 401 10 130 предусмотрена только для случая, когда в текущем финансовом году увеличивается объем субсидии (при изменении условий соглашения по предоставлению субсидии).

Таким образом, изменения подразумевают, что соглашение о предоставлении субсидии должно быть заключено до начала финансового года, на который утверждено задание.

2 Признаны доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленные доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания 4 401 40 130 4 401 10 130 158 Запись делается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения, заключенного с учредителем (вне зависимости от факта перечисления субсидии).
3 Увеличен в текущем финансовом году объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания 4 205 31 560 4 401 10 130 93, 150 Запись делается при изменении в текущем году условий соглашения по предоставлению субсидии.
4 Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания 4 401 10 130 4 303 05 730 150, 152 Остаток субсидии возвращается, если не достигнуты установленные заданием показатели, характеризующие объем государственных (муниципальных) услуг (работ). Основанием служит отчет о выполнении задания, представленный учредителю.

Пункт 94 Инструкции № 174н уточнен в части получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки продукции, товаров) по госконтрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива. Одновременно с поступлением денег на лицевой счет бюджетного учреждения на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции, товаров) уменьшается ранее принятое к учету казначейское обеспечение обязательств по забалансовому счету 10.

Порядок учета операций по контракту с казначейским сопровождением (казначейским аккредитивом) разъяснен в письме Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702.

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Порядок отражения в учете расчетов по НДС по уплаченным авансам приведен в соответствие с нормами НК РФ. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В Инструкции № 174н в прежней редакции были предусмотрены следующие корреспонденции:

  • Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику, исполнителю, подрядчику (п. 113 Инструкции № 174н);
  • Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 112 Инструкции № 174н).

Корреспонденция из п. 112 Инструкции № 174н противоречила порядку учета НДС, установленному НК РФ. Кодексом предусмотрено восстановление в бюджет НДС, принятого к вычету с предоплаты, а не зачет. Этот недостаток исправлен в новой редакции п. 112 Инструкции № 174н: для восстановления суммы НДС в учете должна быть сделана запись по дебету счета 0 210 13 560 и кредиту счета 0 303 04 730. Порядок отражения в программе расчетов по НДС по авансам, выданным на счете 210 13, показан в практических статьях справочника хозяйственных операций по "1С:БГУ 8" для бюджетных и автономных учреждений.

Санкционирование расходов

В новой редакции п. 167 Инструкции № 174н допускается использование корреспонденции со счетом 502 07 "Принимаемые обязательства" при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По общему правилу счет 502 07 не применяется при принятии обязательств в рамках закупок у единственного поставщика, а также по расходам, не связанным с закупками товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 308 Инструкции № 157н).

В ряде случаев контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся. Эти случаи перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.

Минфин России в письме от 15.04.2016 № 02-07-10/21917 разъяснял, что учреждение вправе в рамках учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 502 07 при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Теперь положения этого письма внесены в Инструкцию № 174н.

Таким образом, в случаях, перечисленных в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также в иных ситуациях, установленных учетной политикой, учреждение вправе при заключении контракта с единственным поставщиком использовать счет 502 07. Однако по общему правилу этот счет, как и ранее, применяется при заключении договоров с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), применять его для заключения договоров с единственным поставщиком необязательно.

Ситуация

Приказом внесены изменения в план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н). Корректировки не связаны с вступлением в силу с 1 января 2018 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Поправки приняты для приведения в соответствие плана счетов бюджетных учреждений и Инструкции № 174н с Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об изменениях в Инструкции № 157н читайте .

Ряд поправок принят с целью совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бюджетной деятельности, дополняет и уточняет существовавшие нормы.

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Порядок отражения в учете расчетов по НДС по уплаченным авансам приведен в соответствие с нормами НК РФ. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В Инструкции № 174н в прежней редакции были предусмотрены следующие корреспонденции:
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику, исполнителю, подрядчику (п. 113 Инструкции № 174н);
Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 112 Инструкции № 174н).

Санкционирование расходов

В ряде случаев контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся. Эти случаи перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.

Таким образом, в случаях, перечисленных в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также в иных ситуациях, установленных учетной политикой, учреждение вправе при заключении контракта с единственным поставщиком использовать счет 502 07. Однако по общему правилу этот счет, как и ранее, применяется при заключении договоров с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), применять его для заключения договоров с единственным поставщиком необязательно.

С 2017 года действует следующая норма в Инструкции 174н (план счетов бухгалтерского учёта БУ), приложение №2 пункт 2.1 Приказа Минфина России от 16.12.2010 N 174н:при ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции на счетах Рабочего плана счетов, утвержденного бюджетным учреждением в рамках формирования учетной политики, отражаются: в 1-4 разрядах номера счета - аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов.Применяется ли данная норма в части кассовых выплат и поступлений, т.е. в ЗКР бюджетного учреждения (форма 0531801) заполняем 5 раздел (показатель «Код по БК плательщика»), как и в прошлом году (по расходам – КВР, по доходам и источникам – соответствующий аналитический код) или уже с учётом этого пункта.У вас в рекомендациях отражена именно такая позиция, например, http://www.gosfinansy.ru/#/document/118/50310//?step=10.В части плана ФХД тоже пока всё по старому, приказ 81н: http://www.gosfinansy.ru/#/document/99/902229508/ZAP23VC3EM/.Заполнение формы 0503737 за 1 квартал 2017 года пока тоже осуществляется по-старому, ведь в пункт 36 инструкции изменения не вносились…То есть второй абзац пункта 2.1 инструкции 174н влияет только на бухгалтерский учёт в учреждении, а не на показатели исполнения плана ФХД? В финансовых органах учёт поступлений и выплат (формы 0531967 и 0531965) будет вестись в разрезе аналитических кодов по соответствующим кодам (структурным составляющим кодов) бюджетной классификации без учёта вышеуказанного пункта 2.1?

Ответ

Отвечает Екатерина Самодурова, старший эксперт Порядок формирования 1–4 разрядов номера счета с 2017 года (пункт 2.1 Инструкции № 174н) не влияет на порядок заполнения заявки на кассовый расход, отчета о состоянии лицевого счета (выписки с лицевого счета), Отчета ф.0503737.