Что относится к личным налогам. Налоги и налогообложение

На территории Российской Федерации действует достаточно развитая система налогообложения. Именно поэтому существует большое количество самых разных видов налогов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чаще всего физические и юридические лица осуществляют выплату прямых. Данная разновидность налогового сбора взимается непосредственно с какого-либо имущества или же дохода плательщика.

Уплата прямых налогов связана с большим количеством самых разных нюансов. Именно поэтому необходимо максимально подробно изучить законодательство, это позволит избежать возникновения различных спорных моментов.

Общие сведения

В Налоговом кодексе Российской Федерации обозначаются различные виды сборов в пользу государства.

Всем резидентам РФ, независимо от юридического статуса, необходимо в обязательном порядке ознакомиться со следующими важными вопросами:

  • определения;
  • какой налог не является прямым;
  • нормативное закрепление.

Особенно важно ознакомиться с соответствующими разделами законодательства лицам, занимающимся ведением учета. Так как различные налоги следует соответствующим образом отображать в бухгалтерии.

Наличие ошибок ФНС могут воспринять как попытку уклониться от уплаты налогов. Что грозит достаточно серьезными проблемами – камеральной проверкой или иными.

Определения

Прямые налоги – это те, налогоплательщик обязан уплачивать в связи с владением каким-либо имуществом или же получением дохода. При этом очень важно помнить, что оплату его требуется осуществлять как физическим лицам, так и юридическим.

При этом сам прямой налог можно разделить на следующие основные категории:

  • реальный;
  • личный.

Под личными налогами понимаются сборы, которые взимаются в зависимости от облагаемого дохода, либо имущества лиц, имеющих любой юридический статус. При этом возможно получение льгот самого разного типа.

Пример прямого налога личного типа – это подоходный или же на прибыль организации налог, а также множество иных. Под реальным налогом понимается сбор, собираемый с отдельных видов имущества и доходов.

Налогоплательщиком является физическое или же юридическое лицо, обязанное, согласно НК РФ, выплачивать налоги в бюджет государства. У налогоплательщиков имеются как свои права, так и обязанности.

Какой налог не относится к прямым

Вторая группа налогов, которая к прямым не относится, называется косвенной. Она включает в себя различного рода сборы, которые представляют собой особую надбавку:

  • к цене;
  • к тарифу.

В отличие от косвенных, прямые налоги определяются непосредственно доходом самого налогоплательщика. Именно в этом заключается самое важное различие между двумя налогами разного типа.

Существуют следующие разновидности косвенных налогов, все они не относятся к прямым:

  • индивидуальные;
  • универсальные;
  • фискальные.

Под косвенными налогами индивидуального типа подразумеваются акцизы. Данные сборы представляют собой какой-либо процент от продажи каждой единицы товара.

Индивидуальными налогами облагаются различные товары, имеющие чрезвычайно высокую рентабельность. Основное назначение их – извлечение в казну государства полученной производителем, а также посредником сверхприбыли.

Налоги данного типа составляют достаточно существенную часть бюджета государства. Они распространяются на алкоголь, табачные изделия и иное.

Под универсальным подразумевается . Его основным назначением также является частичное изъятие стоимости товара в бюджет.

Например, за получение различного рода лицензий, оформление документов и другое. В отдельных случаях фискальный налог также необходимо платить лицам физическим.

Нормативное закрепление

Чтобы ясно представлять себе различные типы налогов, следует в обязательном порядке хорошо изучить нормативную базу, представленную различными кодексами и федеральным законодательством.

Всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим выплату прямых налогов, следует в обязательном порядке изучить следующие документы:

Ознакомление с обозначенной выше законодательной базой очень важно для лиц, которые обязаны выплачивать прямые налоги. Следует помнить, что незнание законодательства не освобождает от ответственности за его нарушение.

При этом карается уклонение от уплаты налогов как прямого, так и косвенного типа достаточно сурово. Возможно привлечение к административной и уголовной ответственности.

Какой налог является прямым

Прямыми налогами являются сборы, база которых определяется исходя из доходов какого-либо лица (физического/юридического). При этом перечень их достаточно обширен.

По возможности необходимо обязательно ознакомиться не только с полным списком прямых налогов, но и с их подробной их характеристикой. Это касается в первую очередь должностных лиц, осуществляющих расчёт величины налоговой базы.

Перечень

Все прямые налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, можно разделить на две основные категории по виду налогоплательщиков:

Также объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий. Данная величина представляет собой сумму следующих величин — прибыль от реализации какой-либо продукции, услуг, основного капитала, либо иного имущества.

При этом из данного налога вычитаются суммы расходов по операциям рассматриваемого типа.

Их характеристика

Под подоходным налогом понимается сбор, налоговой базой которого является доход физического лица. При этом оно может быть как резидентом, так и нерезидентом Российской Федерации.

Вводится какой-либо коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли. Необходимо в любом случае уплачивать данный прямой налог. Величина ставки по нему может быть различной. Минимальная составляет 12%, максимальная – целых 45%.

Видео: сущность налогов и сборов

Налог на прибыль предприятий уплачивают только те организации, которые имеют статус юридического лица. При этом данный сбор представляет собой большую часть выплат организации в бюджет государства.

При этом налог высчитывается только из чистой прибыли, без учета расходов. Средняя величина ставки составляет 35% и может изменяться в зависимости от различных условий налогообложения.

Также к прямым налогам всегда относят всевозможные взносы в различные внебюджетные государственные фонды. Выплачивают их:

  • работники;
  • работодатели.

Причем основную финансовую нагрузку на себе несут именно работодатели. К фондам рассматриваемого типа, в которые делаются отчисления, относятся следующие — ОМС, ПФР, ФСС.

Налоговой базой, с учетом которой осуществляется вычисление величины платежа, является стоимость:

  • имущества;
  • недвижимости;
  • наследства;
  • объекта дарения.

Размер налогового сбора всегда определяется в индивидуальном порядке.

Налоги на различного рода товары и услуги также являются прямыми. К ним относятся:

  • таможенные пошлины;
  • акцизы;
  • всевозможные налоги с продаж;
  • НДС – налог на добавочную стоимость.

Фактически, все обозначенные выше сборы в пользу государства выплачивает потребитель. Так как цена акцизов и других сопутствующих трат включается в стоимость приобретаемого покупателем товара.

При этом прямые налоги устанавливаются на определенный перечень доходов, услуг, продуктов. Имеется также список, закрепленный на законодательном уровне, включающий в себя исключения.

В него входят следующие услуги:

  • в сфере образования;
  • религиозных и культурные;
  • развлекательного характера:
  1. Спортивные.
  2. Театрально-зрелищные.
  • по уходу за престарелыми людьми, больными;
  • в сфере народного образования.

Также от налога на добавочную стоимость в обязательном порядке освобождаются исследовательские и конструкторские работы. Но имеется важное условие – они должны финансироваться из средств государственного бюджета.

В чем отличие косвенных налогов от прямых

Суть различия между налогами косвенными и прямыми заключается в их названии. Прямыми налогами облагается непосредственно прибыль, доход налогоплательщика, либо имеющееся в его собственности имущество.

Налоговая база косвенного налога представят собой надбавку к стоимости товара или же услуги. Фактически, производители товаров и услуг представляют собой сборщиков косвенных налогов, покупатели-потребители – плательщиков.

Деление налогов на прямые и косвенные - это вариант их классификации в зависимости от метода взимания. Что такое прямые и косвенные налоги? Зачем нужно такое деление? Какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным? Как их разграничить? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем единую таблицу с перечнем налогов в разбивке на прямые и косвенные.

Представление о прямых и косвенных налогах

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
    • федеральные (п. 2);
    • региональные (п. 3);
    • местные (п. 4);
  • по применимости:
    • общие;
    • специальные;
  • по изъятию средств (методу взимания):
    • прямые;
    • косвенные;
  • по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.

3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.

Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается все, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения. К нему должны быть подведены коммуникации. Движимым имуществом считают все, что не подпадает под понятие недвижимости: деньги, акции, вклады, коллекции, автомобили, оружие и др.

С 2019 года движимое имущество от налогообложения освобождается.

За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.

Актуальную информацию об изменениях в имущественном налоге см. в материалах специальной рубрики «Налог на имущество организаций - ставки, период и др.» .

Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.

  1. Земельный налог взимается с организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, с учетом их кадастровой стоимости. Это также местный налог. Существуют земельные участки, в отношении которых налог не взимается (п. 2 ст. 389 НК РФ). Ставка налога установлена ст. 394 НК РФ. Исчисление налога и его оплату организации проводят самостоятельно. Физическим лицам налог рассчитывает ИФНС, высылая им квитанции для произведения оплаты.

Об особенностях взимания земельного налога см. в материале «Объект налогообложения земельного налога» .

  1. Транспортный налог относят к региональным. Его платят собственники автомобилей, самолетов и другого транспорта, перечисленного в п. 1 ст. 358 НК РФ. Ставки налога приведены в ст. 361 НК РФ. Предусмотрены повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ) для автомобилей стоимостью больше 3 000 000 руб. Кодекс допускает 10-кратное увеличение ставки налога при условии принятия соответствующего закона властями региона. По отношению к автовладельцам предусмотрено принятие различных ставок налога в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса. Расчет и оплата транспортного налога юрлицами производится самостоятельно, а физлицами — на основании уведомлений из ФНС.

Что относят к косвенным налогам

Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.

К косвенным налогам относятся:

Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.

Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):

  • с некоторых товаров и услуг медицинского назначения (подп. 1 п. 2);
  • при предоставлении в аренду помещений для иностранных организаций (п. 1);
  • с услуг по медицинскому уходу за гражданином, имеющим соответствующее медзаключение (подп. 3 п. 2);
  • с услуг организаций, осуществляющих дошкольное воспитание детей (подп. 4 п. 2);
  • с продуктов питания столовых в организациях медицинского и образовательного характера (подп. 5 п. 2);
  • с услуг, оказываемых архивными учреждениями (подп. 6 п. 2);
  • при перевозке пассажиров в городе или другом поселении (подп. 7 п. 2);
  • при оказании ритуальных услуг (подп. 8 п. 2);
  • с других видов услуг (подп. 9-34 п. 2).

Ответы на вопросы, касающиеся объектов налогообложения НДС, вы найдете в этом материале .

Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 18%.

Льготную ставку 0% применяют при экспортных операциях, международных перевозках, в космической отрасли, при транспортировке нефти и газа (п. 1).

Ставка 10% предназначена для обложения реализации товаров и услуг:

  • продуктового назначения (подп. 1 п. 2);
  • для детей (подп. 2 п. 2);
  • медицинского назначения (подп. 4 п. 2);
  • периодической печати (подп. 3 п. 2);
  • при перевозке самолетами и другим воздушным транспортом;
  • при приобретении племенного скота.

Реализацию всех остальных товаров и услуг (кроме вышеупомянутых) облагают налогом по ставке 18%.

При доходе за квартал ниже 2 000 000 руб. фирма или ИП имеет право подать заявление и получить освобождение от уплаты НДС.

О том, как получить освобождение от НДС, читайте .

Косвенные налоги в виде НДС самые сложные и противоречивые в применении. Поэтому по ним достаточно много судебных исков.

Косвенные налоги в виде акцизов первоначально предполагали использовать только для обложения товаров, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье приобретающих их людей. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Введением этого налога хотели уменьшить потребление вредных продуктов. Дополнительно его предполагали распространить и на предметы роскоши.

В настоящее время акцизы включены в стоимость следующих товаров (ст. 181 НК РФ):

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизельное топливо;
  • различные масла для двигателей;
  • керосин для заправки самолетов;
  • газ природный;
  • топливо для печей.

Способы и формулы для расчета величины акцизов см. .

Налоговые ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в ст. 193 НК РФ. В настоящий момент ставки в Налоговом кодексе указаны до 2020 года включительно. Косвенные налоги в виде акциза исчисляют по налоговой базе каждого из подакцизных товаров. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого месяца реализации (ст. 192 НК РФ).

О ставках акциза на горючее узнайте .

Что входит в прямые и косвенные налоги, рассмотрим в таблице.

Таблица прямых и косвенных налогов

Все виды налогов можно свести в таблицу:

Вид налога

Наименование налога

федеральный

региональный

Прямые налоги

Для физических лиц

Налог на имущество

Транспортный налог

Земельный налог

Водный налог

Для юридических лиц

Налог на прибыль

НДФЛ с работников

Налог на имущество

Транспортный налог

Земельный налог

Налог на игорный бизнес

Водный налог

Торговый сбор

Косвенные налоги

Итоги

В законодательстве РФ предусмотрена градация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачивает налогоплательщик со своих доходов. Косвенные налоги заложены в цене товара или услуги, и их оплачивает конечный покупатель. А в обязанность налогоплательщика входит своевременное перечисление полученных косвенных налогов в бюджет.

Поэтому, здесь мы подробно разберемся со следующими вопросами:

  • Что такое налоги?
  • Почему надо платить налоги?
  • Каких видов бывают налоги?
  • Какие функции выполняют налоги?

Что такое налоги?

Налоги появились в древние времена, еще во времена разделения общества на классы и возникновения государства. Налоги возникли как «взносы» граждан, необходимые для содержания публичной власти, для этих же целей налоги собираются и сегодня. За это время существовали разные формы налогов, например дань, барщина, полюдие, оброк, церковная десятина.

Обратимся же к современному законодательно установленному определению налогов.

Налоги — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 « Понятие налога и сбора »Налогового Кодекса РФ).

При этом налоги следует отличать от сборов / пошлин (понятие сборов дано в п 2. Ст. 8 «Понятие налога и сбора» Налогового Кодекса РФ) взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Современные интернет — энциклопедии (см. Википедия, Традиция) приводят следующие исторические доктринальные определения налогов известных людей:

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан ».

Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, Русский экономист (1818): «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов ».

А. А. Исаев (1887): «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928): «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Почему надо платить налоги?

Их платить надо потому, что:

  • Обязанность уплаты установлена законодательно;
  • За неуплату налогов предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 198, 199 УК РФ).

Многие помнят, что в школе теоремы доказывались от обратного, применим этот метод к вопросу «почему надо платить налоги?». Представьте такую ситуацию — я не плачу налоги, Вы не платите, Ваши друзья и близкие не платят, вообще ни кто не платит налоги. Что тогда будет? В таком случае у государства не будет денежных средств на выполнение своих функций, таких как защита странны, борьба с преступностью, обеспечение граждан бесплатной медициной, образованием и т.д. Поэтому налоги надо платить, чтобы у нас была медицина, чтобы развивалась культура и образование, чтобы жили достойно пенсионеры.

Виды налогов

Налоги, в первую очередь, делятся на два основных вида:

  • Прямые;
  • Косвенные.

Прямые — это налоги на доходы и имущество, они взимаются с конкретного физического либо юридического лица.

К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налоги на прибыль организаций, взносы в фонды социального страхования, налог на имущество, земельный и транспортный налоги

В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (такие как земля, недвижимость, транспорт и т. п.). Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: земельный налог, налог на недвижимость, транспортный налог.

Личные налоги в отличие от реальных учитывают платежеспособность налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций.

Косвенные налоги представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор, а уплата его по сути перекладывается продавцом на покупателя.

Рассмотрим основные достоинства и недостатки прямых и косвенных налогов. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги — это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от их уплаты, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на алкоголь и табачные изделия.

Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Остальные виды налогов рассматривать столь подробно не имеет смысла. Потому просто назовем их. Налоги принято квалифицировать на виды по следующим признакам:

По субъекту налогообложения:

  • Налоги с физических лиц;
  • Налоги с юридических лиц;
  • По способу изъятия:
  • Прямые налоги;
  • Косвенные налоги;

По источнику уплаты:

  • Зарплата;
  • Выручка;
  • Доход или прибыль;
  • Себестоимость;
  • Стоимость имущества и др.

По уровням бюджетов, в которые поступают налоги:

  • Федеральные;
  • Региональные;
  • Местные;

По объекту налогообложения:

  • Имущественные;
  • Налоги на потребление;
  • Налоги на доходы;
  • Ресурсные (рентные);

По способу налогообложения:

  • Кадастровые;
  • У источника;
  • По декларации;

По назначению:

  • Общие налоги (без привязки к конкретному расходу государства);
  • Специальные (целевые) налоги. Например, в России раньше был налог на пользователей автодорог, денежные средства, поступавшие от сбора налога на пользователей автодорог расходовались на ремонт и строительство дорог;

По методу исчисления:

  • Пропорциональные;
  • Прогрессивные;
  • Регрессивные;
  • Твердые (установленные в абсолютных суммах);
  • Линейные;
  • Ступенчатые.

Функции налогов

Налоги играют три основных функции и две подфункции. Основными функциями являются фискальная, регулирующая и контрольная. Подфункциями являются: стимулирующая и воспроизводственного назначения.

Фискальная (или бюджетная) функция налогов проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется бюджет страны, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата. Благодаря использованию возможности взимать налоги и расходовать денежные средства бюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач.

Регулирующая функция налогов направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства.

Контрольная функция налогов . Через налоги осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, за их источниками доходов и расходов. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Различные виды налогов группируют по разным признакам в зависимости от того основания, которое положено в сравнение.

В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит в действие, налоги подразделяются на федеральные, региональные (или субъектов Российской Федерации) и местные .

Таким образом, налоговая система России включает в себя совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Кроме того, на правах исключения из общих правил в налоговую систему России входят специальные режимы налогообложения.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ, они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, они обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от методов взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или на имущество налогоплательщика. Здесь денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. К прямым налогам, например, относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество организаций и физических лиц, земельный налог и другие.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ, услуг. Они включаются в виде надбавки к цене товара, работы, услуги и оплачиваются потребителем. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и др.

При формировании налоговой системы предполагалось, что фискальную задачу будут выполнять преимущественно косвенные налоги, а роль экономического регулятора доходов организаций и физических лиц – прямые налоги.

Однако до 1997 года в структуре доходной части бюджета России налоговые поступления в виде прямых налогов доминировали, они росли как абсолютно, так и относительно. Но в последние годы удельный вес косвенных налогов в общем объеме налоговых поступлений возрастает. Начиная с 1997 года до 2002 года он вырос с 31,7% до 52%.

По субъекту уплаты налоги подразделяют на налоги , уплачиваемые юридическими лицами , и налоги , уплачиваемые физическими лицами .

В настоящее время из всех установленных налогов и сборов шесть налогов и сборов уплачивается юридическими и физическими лицами (водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог), один налог взимается только с физических лиц (налог на доходы). Остальные основные налоги уплачивают юридические лица.


В 2002 году в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации налоги с юридических лиц составляли 92,7%, а с физических лиц – 7,3%.

В перспективе доля налогов с физических лиц будет увеличиваться.

В зависимости от закрепления налогов за тем или иным уровнем бюджета различают закрепленные и регулирующие налоги.

Закрепленными считаются те налоги, которые на длительный период полностью или в частях закрепляются как доходный источник конкретного бюджета или бюджетов.

Ярким примером закрепленных налогов являются местные налоги, которые исключительно поступают в местные бюджеты. Примером закрепленного федерального налога может служить налог на прибыль организаций, ставки которого определены для федерального и регионального уровня бюджета (с 1 января 2005 г.).

Регулирующие – это те налоги, от которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня для их сбалансированности.

Именно в ходе бюджетного планирования в Российской Федерации осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем установления доли каждого налога, поступившего на данной территории и зачисляемого в соответствующие бюджеты. К регулирующим в настоящее время налогам можно отнести налог на имущество организаций, земельный налог, собираемый за земли городов и поселков, и др.

По объекту обложения налоги подразделяются на реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные .

Реальными (или имущественными) налогами облагаются продажа и владение имуществом. Их взимание не зависит от финансовых возможностей налогоплательщиков. К ним относятся такие налоги, как налог на имущество организаций, физических лиц, земельный налог.

Взимание ресурсных платежей связано с разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. Ресурсные налоги иначе называют рентными налогами, так как их введение и уплата, как правило, связаны с образованием и получением ренты. К этим налогам относятся налог на добычу полезных ископаемых, акцизы по подакцизным товарам, произведенным из минерального сырья, земельный налог и другие.

Личные налоги взимаются с физических лиц. При их установлении учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. К личным налогам относится налог на доходы физических лиц.

При взимании вмененных налогов объектом налогообложения выступает доход, который определяется государством. Он не зависит от финансовых показателей деятельности налогоплательщика, а определяется его потенциальными возможностями получить данный доход. В Российской Федерации к вмененным налогам относятся единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налог на игорный бизнес.

В зависимости от способа обложения налоги подразделяются на две группы. В первую группу входят налоги, которые взимаются "у источника". Исчисление и изъятие налога "у источника" обычно осуществляется организацией, которая выплачивает доход. Этим способом взимается налог на доходы физических лиц, налог на отдельные виды доходов по налогу на прибыль (например, дивиденды). Налог удерживается одновременно с выплатой дохода, сумма налога сразу переводится налоговым агентом в бюджет. Это исключает возможность уклонения от уплаты налога.

По "декларации" уплачивают налоги физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и все юридические лица по всем налогам.

В зависимости от назначения налоги подразделяются на общие (обезличенные) и специальные (целевые).

Особенностью общих налогов является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, предусмотренные в соответствующем бюджете.

Специальные налоги имеют строго целевое назначение и используются на финансирование специальных мероприятий.

3. Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает:

1) общие принципы налогообложения;

2) систему налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

3) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

4) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

5) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

6) формы и методы налогового контроля;

7) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

8) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Законодательство муниципальных образований включает нормативные правовые акты о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Если международным договором РФ предусмотрены иные нормы, чем в НК РФ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ, содержащих нормы, которые касаются налогообложения и сборов.

Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Если федеральные законы вносят изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов или сборов, то они вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Эта норма относится к субъектам РФ и представительным органам муниципальных образований, вводящим новые налоги на своих территориях в соответствии с федеральным законодательством.

Акты законодательства, вводящие новые налоги и сборы, в которых повышаются налоговые ставки, размеры сборов, усиливается ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливаются новые обязанности либо иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.

Акты законодательства, которые отменяют налоги или сборы, снижают налоговые ставки, устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов или иным образом улучшают их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Они могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Акты законодательства, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, имеют обратную силу. Они могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Налоги классифицируются по нескольким аспектам в зависимости от выполняемых ими функций, различий в возникновении налогового события, специфики базы налогообложения, а также объектов налогообложения.

1. С социальной и технической точки зрения налоги делятся на:

§ персональные, устанавливаемые в зависимости от уровня платежеспособности налогооблагаемой физической или институциональной единицы. В зависимости от способа определения их размера в статике и динамике они могут рассчитываться по твердой и по плавающей ставкам. К преимуществам налога по твердой ставке можно отнести стабильность, более высокую предсказуемость, а следовательно, лучшую собираемость. Налоги, определяемые по плавающей ставке, считаются более справедливыми с точки зрения динамики социально-экономической ситуации;

§ реальные, возникающие в момент совершения акта покупки-продажи движимого или недвижимого имущества;

§ прогрессивные, начисляемые с конкретного облагаемого минимума и растущие по мере увеличения размера налогооблагаемой базы;

§ пропорциональные;

§ фиксированные.

2. С экономической точки зрения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно взимаются с доходов или имущества налогоплательщика. В принципе они берутся в момент получения дохода задолго до его предполагаемого расходования. Прямые налоги номинально сокращают доходы налогоплательщиков, так как объектами прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и др.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги налогоплательщика). Прямое налогообложение учитывает доходность и семейное положение налогоплательщика. Прямые налоги бывают реальными и личными.

Прямые реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика (земли, дома, торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). К ним в зависимости от объекта относятся земельный налог, подомовой налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги. При реальном налогообложении учитываются внешние признаки облагаемого объекта (размер, местоположение), а не величина фактического дохода, который объект приносит своему владельцу.

Прямые личные налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации. При этом, в отличие от реальных прямых налогов, объекты налогообложения учитываются индивидуально для каждого конкретного плательщика, а не усреднение. Основными личными прямыми налогами являются подоходный налог с населения, налог на прибыль с юридических лиц, налог на доходы от оборота капиталов, налог на сверхприбыль, поимущественный налог.

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу. Собственник товара или лицо, предоставляющее услуги, является сборщиком налога, так как конечным его плательщиком выступает потребитель, который покупает этот товар или услугу по цене, превышающей себестоимость товара или услуги.

Теоретически если от прямого налога уклониться нельзя, то от косвенного можно - путем отказа от приобретения товара или услуги.

С точки зрения социально-экономической статистики косвенные налоги не связаны напрямую с получаемым доходом или имуществом налогоплательщика. Налоги на самом деле не меняют номинальную величину дохода, но реально понижают возможность удовлетворения потребностей. Таким образом, эти налоги являются регрессивными по отношению к доходу налогоплательщика, так как чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде косвенных налогов.

Ставки косвенного налогообложения могут быть твердыми и долевыми. При твердой ставке налог исчисляется на единицу измерения товара или услуги; при долевой (чаще процентной) ставке налог берется в определенной доле к цене товара.

Более выгодны для фискальных целей, т.е. для активной части бюджета, долевые налоговые ставки, так как увеличение цены товара автоматически ведет к увеличению размера налога.

Поступления в бюджет от косвенных налогов могут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы и повышения налоговых ставок. Помимо фискальных задач косвенные налоги играют регулирующую и структурирующую роль в экономике, стимулируя или сдерживая развитие тех или иных отраслей, секторов экономики. Особенно эффективными для этих целей являются налог с оборота, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.

3. С точки зрения государственных (федеральных) властей, которые осуществляют сбор налогов, налоги делятся на общегосударственные (федеральные) и местные (локальные), в том числе муниципальные, районные и др.

Федеральные налоги служат источником финансирования не только федерального бюджета, но и бюджетов всех уровней. Один из основных федеральных налогов - налог на добавленную стоимость - косвенный налог на потребление. Для определения величины добавленной стоимости из объема реализации товаров вычитается стоимость закупок у поставщиков. Подобная база налогообложения весьма устойчива и не зависит от величины текущих материальных затрат. Налог взимается каждый раз, когда совершается акт покупки-продажи, до тех пор, пока продукт (работа, услуги) не дойдет до конечного потребителя.

Налог на прибыль предприятий и организаций поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты прочих субъектов Федерации, поддерживая финансовое равновесие в стране. Он также служит регулятором фонда оплаты труда. Для исчисления размера облагаемой прибыли валовая прибыль (прибыль-брутто) увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. С помощью налоговых льгот налог на прибыль может стимулировать, например, развитие малого бизнеса, поощрять инвестиции собственной прибыли предприятий в реконструкцию и техническое перевооружение производства.

Подоходный налог с физических лиц складывается из совокупного годового дохода после вычета полагающихся налоговых льгот. Все граждане Российской Федерации уплачивают подоходный налог в момент получения заработной платы и других заработков. Кроме того, некоторые физические лица обязаны подавать налоговые декларации после окончания календарного или финансового года. Такая обязанность возложена на граждан, чей доход превышает величину облагаемого минимума, с которого удерживается первая ставка подоходного налога (12%), или поступает из двух или более источников.

Одной из статей доходов государства являются акцизы. Акцизы - косвенные налоги на однородные товары, преимущественно массового производства и потребления, и услуги институциональных физических и юридических единиц, включаемые в цену товара. Непосредственными сборщиками акцизов выступают собственники предприятий, производящих подакцизные товары и услуги, плательщиками - потребители в момент их оплаты. В Российской Федерации размер акцизов и определение подакцизных товаров и услуг регулируются Законом РФ «Об акцизах», принятым в 1991 г. Акцизами облагаются, как правило, обороты по реализации наиболее высокорентабельных изделий в целях изъятия в доход бюджета части получаемой от их производства (импорта) сверхприбыли. Традиционно к таким товарам относятся винно-водочные изделия и пиво, этиловый спирт, табачные изделия, шины, легковые автомобили, ювелирные изделия и пр.

Региональные налоги включают налог на имущество предприятий, лесной налог, плату за воду, налог на нужды учреждений народного образования и здравоохранения и т.д. Первые три налога обязательны для всех субъектов Российской Федерации. Последующие вводятся по усмотрению представительных органов субъектов Федерации и могут взиматься только с юридических лиц, а ставка налога не должна превышать 1% от годового фонда оплаты труда. С 1994 г. региональные власти получили право ввода и сбора других видов региональных налогов.

Следующим уровнем субъектов Российской Федерации, имеющих право вводить и собирать налоги, являются местные органы власти. К местным прямым налогам, взимаемым в пользу органов местного самоуправления, относятся налоги на:

§ застроенные и незастроенные участки земли;

§ жилище;

§ доходную деятельность.

Налоги служат инструментом экономической политики, например для поощрения и увеличения капиталовложений, привлечения или элиминирования иностранного капитала и инвестиций, развития конкуренции.

В процессе определения всех видов собираемых налогов, налоговой базы, объектов налогообложения необходимо устранять двойное налогообложение. В узком смысле двойное налогообложение означает одновременное налогообложение в разных странах (районах, регионах) одних и тех же доходов или имущества, принадлежащих одному объекту налогообложения. В широком смысле под двойным налогообложением понимают неоднократное (двойное, даже тройное) налогообложение компаний, так называемое экономическое двойное налогообложение. Например, производитель платит налог на прибыль первый раз как юридическое лицо, затем та же прибыль, если она распространяется среди акционеров в виде дивидендов, облагается налогом на дивиденд (вторичное налогообложение). Наконец, если прибыль репатриируется за границу (в случае деятельности совместных предприятий), то там доход может быть обложен налогом еще раз. Если последнее можно предупредить путем заключения международных соглашений, то экономическое двойное налогообложение устраняется только на законодательном уровне внутри страны.

При определении налоговой базы, размера налогов, а также объектов налогообложения социально-экономическая статистика использует принципы резидентства и реструктуризации потоков статистической информации.