Что такое прогрессивный налог на доходы. «Грозит» ли россиянам прогрессивное налогообложение

Суть прогрессивного налога проста и понятна даже ребенку. Маленькие доходы за месяц облагаются по низкой ставке, а более высокие – по высокой. В результате суммарно налогов в бюджет поступает столько же, но при этом бедные чувствуют себя комфортнее, и у них остаются дополнительные средства для собственных накоплений.

Прогрессивная ставка налога действует в большинстве стран мира – во многих государствах Европы, США, Канаде и даже в Китае. Кстати, китайцы и вовсе решили для бедных сделать гигантскую поблажку. Если работник будет получать менее 9 тысяч долларов в год, он вообще не будет платить подоходный налог, что должно оказать поддержку наиболее бедным гражданам. Кроме того, китайцы сдвигают планку и для более обеспеченных граждан. Об этой реформе можно прочитать .
А если в целом, то страны с плоской шкалой налогообложения, как в России, стоит ещё поискать. Это страны бывшего Советского лагеря, страны Прибалтики, Венгрия, Румыния, Украина, Монголия, а также другие, преимущественно развивающиеся страны.

В России разговоры о введении прогрессивной ставки ведутся часто, но безрезультатно. Законопроекты выдвигали ЛДПР, Справедливая Россия, но их не принимали даже к рассмотрению. Ближе всех к цели подошел проект КПРФ – он хотя бы попал на рассмотрение. Однако позже Госдума отклонила и его.

Почему же так происходит? Я вижу в этом пять причин.

1. Первая банальна и, как говорится, лежит на поверхности. Просто сами же депутаты, получая более высокую зарплату (около 400 тысяч рублей в месяц) в любом случае будут попадать под более высокую ставку налога. Этот факт исключать нельзя, ведь они как раз и принимают решение о принятии прогрессивной ставки.

2. Вторая причина не столь очевидна, но куда более серьезна – это те, кто формирует наш белый легальный сектор экономики, который и платит большую часть средств в бюджет. Дело вот в чем. На данный момент львиная доля занятых в экономике это госслужащие, бюджетники, силовики, военные и работники госпредприятий. Точной цифры, сколько всего их, сейчас нет. В 2013 году “Комсомольская правда” насчитала их 33,6 млн человек, из которых 22,5 млн человек – работники предприятий с госучастием вроде РЖД или Почты России. Подавляющее большинство, а это миллионы человек, сидят на низких зарплатах в 15-20 тысяч рублей. Государство – для них главный работодатель, которому не выгодно увеличивать им зарплаты, поскольку это его расходы. Но важно то, что эти зарплаты белые, и отчисления с них идут в полном объеме. А тем временем почти вся оставшаяся коммерция работает в серую или в черную, и пенсионные отчисления и НДФЛ там или платятся по минимуму или не платятся вообще.
Таким образом, если государство введет прогрессивный налог или тем более прогрессивную ставку страховых взносов, оно лишится большей части поступлений, которую как раз и формируют платежи от мало зарабатывающих бюджетников.

3. В тех странах, где работает прогрессивная ставка налога, основная налоговая нагрузка ложится на плечи богатых. Однако, в этих государствах, как правило, невысокая коррупция, и власти могут вполне эффективно справляться с теневым сектором и неплательщиками. В нашем случае введение прогрессивного налога чревато тем, что богатые будут с легкостью уклоняться от уплаты повышенных налогов в ущерб бюджету.

4. Некоторые территории обеднеют. Более обеспеченные граждане, так сказать, распределены по территории России неравномерно. В основном, все они живут в Москве. А тем временем подоходный налог платится в бюджеты регионов. Если ставка будет прогрессивной, платежи в некоторых особенно бедных областях страны упадут в разы.

5. Прогрессивный налог труднее администрировать. Прогрессивная ставка потребует от граждан самостоятельно учитывать и рассчитывать налоги с доходов из разных источников, регулярно заполнять и подавать налоговую декларацию.
Возьмем простой пример. Мы работаем и получаем зарплату. Бухгалтер автоматически заносит все данные в систему, и с нас платится налог. При прогрессивной шкале налогообложения бухгалтер не может быть уверенным в том, что выплачиваемая им сумма за любой дополнительный заработок, гонорар за лекцию или статью, не перейдет в следующую степень шкалы. Поэтому любые нестыковки придется сверять в конце налогового года с помощью декларации. Во многих странах этот процесс автоматизирован, и декларации граждане сдают сами, отправляя по интернету. Но у нас пока такой возможности пока нет, и это может парализовать работу налоговых инспекций.

Прогрессивный налог на доходы – это система, полностью реформирующая налогообложение РФ, нацеленная на уравнение социального расслоения населения.

С ее введением, налоги будут исчисляться согласно получаемому доходу физического лица.

Но данный вид налогообложения имеет не только преимущества, но и определенные недостатки, которые ставят его в ряд не самых эффективных методов наложения .

Что такое прогрессивный налог?

Прогрессивное налогообложение – это система, расчет которой основан на пропорциональном методе.

Она предусматривает увеличение средней ставки соразмерно с повышением дохода физического лица за отчетный период, и уменьшение расчетной ставки в связи со снижением общегодовой прибыли.

Такого типа предполагает разрядное разделение общей базы налогов. Каждый разряд имеет определенную ставку, выраженную в процентах.

Внутриразрядное обложение предусматривает сохранение пропорциональной ставки. При увеличении или снижении прибыли, происходит скачкообразный переход к следующему разряду с другим процентным исчислением с учетом регрессии.

Данный вид налогообразования используется в большинстве развитых стран. Однако, есть страны, базирующие на пассивном методе, с расчетом, основанном на фиксированной ставке.

Россия в данном случае, не исключение. В РФ применяется единая (плоская) шкала налогообложения, где фиксированная ставка, например, составляет 13% и распространяется на всех резидентов нашей страны, независимо от количества общегодовой прибыли, статуса плательщиков и источников получения дохода.

Первыми, прогрессивные и регрессивные налоги применили в Великобритании. На тот момент, минимальная ставка налога составляла 2 пенса, которая замещалась после превышения прибыли.

В России, в 1810 году, также пытались ввести данное налогообложение, что привело к резкому падению рубля и затяжному экономическому кризису. Уже в 1820 году данную систему отменили.

Виды

Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:

  • Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.

  • Многоступенчатый. При использовании этого вида, получаемый доход делится на определенные ступени (части) имеющие четкие границы. Каждой ступени присваивается своя ставка налога. В этом случае может быть использована система, включающая от двух до 18 ступеней. Особенность этого вида заключается в том, что при переходе на следующую ступень облагается только часть прибыли, превышающая максимальный предел предыдущего разряда.

  • Линейный. Предусматривает постепенное увеличение коэффициента обложения, благодаря равномерному росту основной ставки. Отличается высокой эффективностью и сложностью внедрения.
  • Комбинированный. В данном случае, получаемый доход делится на несколько категорий, каждой из которых соответствует максимальное и минимальное значение прибыли, и присваивается один из видов системы, перечисленных выше.

Каждый из видов обложения нашел применение в какой-либо стране. Одни из них показали высокую эффективность в одних странах и нерациональность в других.

Прогрессивный налог в РФ

В выдвинутом не так давно законопроекте, были рассмотрены особенности развития и внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в зависимости от дохода, полученного физическим лицом за отчетный период.

На основании этого документа, общая база прибыли делится на несколько категорий, каждой из которых присваивается своя определенная ставка налога. При переходе с одной категории на другую, обложению подлежит лишь разница дохода, превышающая максимальное значение от предыдущей категории.

В данном случае, расчет будет производиться следующим образом:

  1. для категории лиц, с годовым до 60 тыс. рублей оплачивают 5% подоходного налога. По предварительным данным, около 13% населения подходит под параметры этой категории и поступление в казну государства от них составит не менее 24 млрд руб.;
  2. для категории 60–600 тыс. руб. ставка находится в пределах 15%. Планируемый доход государства от этого – 90 млрд руб.;
  3. 600 тыс.–3 млн руб. будет облагаться по ставке 25% и принесет бюджету 60 млрд;
  4. 3–12 млн руб. соответствует ставке 35%. В казну от этого поступят около 85 млрд руб.;
  5. для лиц, доход которых превышает 12 млн, обложение будет производиться под самую высокую ставку 45%, что дополнит бюджет страны на 65 млрд руб.

Как прогрессивная шкала налогообложения урегулирована законодательством РФ в 2016 году?

Несмотря на предполагаемый высокий доход от прогрессивной системы, ставки на подоходный налог не изменятся.

Она была отклонена, и в настоящее время, правительство не предполагает вводить данную шкалу, как минимум несколько лет. Расчет налога на доход физических лиц будет производиться с фиксированной ставкой в размере 13%.

Он до сих пор считается оптимально функциональным для экономического развития нашей страны.

Кроме того, отклонение предложения было обосновано большой затратностью, внедрения системы, потери больших ресурсов, замещение которых невозможно поступлением средств с прогрессивной системой.

Плюсы и минусы системы

Возможность введения прогрессивного способа формирования налоговой базы может привести как к положительным, так и негативным результатам.

Преимущества системы:

  • эффективное пополнение бюджета страны, способного покрыть ее дефицит. Но практика показывает, что в случае отдельных стран это не подтверждается;
  • стабилизация бюджета регионов;
  • уменьшение социального расслоения.

Недостатки прогрессивной шкалы:

  • региональная стабилизация возможна лишь на уровне крупных городов, так как налогообложение производится, основываясь на месте трудоустройства и зарплат, к пример, а не жительства;
  • увеличиваются расходы на административные издержки, так как граждане будут вынуждены отчитываться о доходах самостоятельно;
  • проблемы социального характера: увеличение риска безработицы, снижение трудового стимулирования и вложения инвестиций.

Перспектива развития прогрессивного налогообложения в РФ

Правительство России отказалось от внедрения данной системы, предпочитая работать с единой ставкой для всей прибыли. Но, было озвучено, что отказ лишь временный – через несколько лет возможность внедрения прогрессивной шкалы будет рассмотрена, но уже с откорректированными ставками.

Уже на данный момент действующая программа налогообразования показывает свою неэффективность. Прогнозы будущего активного роста бюджетных расходов, скорее всего, приведет именно к необходимости использования прогрессивного налогообложения.

Прогрессивный налог. Право голоса

Сегодня мы поговорим о том, что такое прогрессивная шкала налогообложения, а также ознакомимся с ее ключевыми особенностями. В отечественных СМИ все чаще начинает проскальзывать информация о том, что из-за довольно непростой ситуации в экономике, которая была вызвана нестабильностью на нефтяном рынке и санкциями, введенными против РФ, отечественное правительство задумывается о введении прогрессивной методики начисления налогов. Таким образом, правительство планирует привлечь в бюджет дополнительные средства за счет людей с высоким уровнем доходов.

Прогрессивная шкала налогообложения. История появления

Впервые подобный метод начисления налогов был применен в Российской империи во время первой мировой войны. После введения этого закона граждане российской империи обязаны были оплачивать налоговые сборы в размере от 7 до 12% от размера получаемого дохода.

Система сбора налогов в нашем государстве изменялась множества раз. При этом в результате пересмотра налоговые ставки как уменьшались, так и увеличивались. В 1998 году был принят прогрессивный метод начисления налогов, который предполагал выплаты сборов в размере от 12 до 30 процентов в зависимости от уровня дохода.

В 2001 году с целью вывода отечественного бизнеса из тени была введена новая система налогообложения, которая разделяла всех налогоплательщиков на две группы:

  1. Резиденты.
  2. Нерезиденты.

Согласно новым правилам была введена единая для всех налогоплательщиков ставка в размере 13% от полученного дохода. При этом отдельно оговоренные виды дохода, такие как выигрыши в лотерею и т.д., облагались особой налоговой ставкой в размере 35%. Также принятый закон оговаривал перечень доходов, таких как стипендия, алименты, пенсионные выплаты, разнообразные пособия, которые вообще не облагались подоходным .

Первые несколько лет после принятия этой системы налогообложения наблюдался довольно серьезный рост поступлений в государственный бюджет. Подобная система налогообложения, по сути, стала особым конкурентным преимуществом нашего государства.

Среди причин, которые позволили добиться увеличения поступлений в государственный бюджет после введения плоской системы налогообложений, отдельного упоминания заслуживают следующие:

  1. Размер подоходного налога для граждан с относительно небольшими доходами вырос на 1%(с 12 до 13%).
  2. Произошла отмена целого ряда льгот для сотрудников силовых органов, судей, а также военнослужащих, что привело к серьезному увеличению числа налогоплательщиков. Количество налогоплательщиков в то время увеличилось примерно на 1 миллион человек.
  3. Одновременно с внедрением плоской системы оплаты подоходного налога были снижены ставки НДС и налога на полученную прибыль, благодаря чему у бизнеса появилась возможность увеличить заработные платы наемным работникам.
  4. Благодаря росту цены на нефть, который наблюдался в двухтысячных годах, росли доходы населения.


Ситуация с налогообложением в мире

В настоящее время плоскую шкалу начисления налогов применяют лишь в бедных европейских странах, таких как Румыния, Болгария и т.д., а также в государствах СНГ. В большинстве же развитых стран применяется именно прогрессивный метод, согласно которому размер подоходного налога может составлять от 5,5 до 75%.

В качестве примера можно привести Францию, в которой размер рассматриваемых налоговых сборов рассчитывается по прогрессивной шкале и составляет от 5,5 до 75%. Кроме того, предусмотрен минимальный доход, который не облагается налогом. Жители Франции, чей доход не превышает 6011 в год, освобождены от налоговых сборов.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения в РФ

Так как текущая шкалы налогообложения в РФ была вынужденной мерой, основной целью которой являлся вывод доходов бизнеса из тени, в настоящее время многие отечественные политики выступают за возврат к прогрессивной шкале сбора подходного налога. Важно упомянуть довольно нашумевший законопроект, который в 2016 году внесли на рассмотрение государственной думе представители ЛДПР. Согласно этому закону граждане РФ, годовой доход которых превышает 180 000 рублей, будут освобождены от уплаты подоходного налога.

При годовом доходе от 180 тысяч до 2,4 миллионов рублей гражданин должен будет выплачивать налоговые сборы в размере 13%. Если же доход налогоплательщика превышает 2,4 миллиона рублей, то размер подоходного налога будет составлять 30%, кроме того, он должен будет совершить дополнительную выплату в размере 289 тысяч рублей. Несмотря на то, что этот законопроект так и не был рассмотрен, можно смело говорить о том, что существующая система налоговых сборов в РФ будет изменена. Как именно система будет внедрена взамен существующей, мы узнаем не раньше 2019 года.

Эксперт Центра, к.ю.н., Александр Гаганов

Какие варианты прогрессивной шкалы предлагали депутаты за последние 10 лет? Насколько они обоснованы, и есть ли у них перспективы быть принятыми?

26 марта депутаты-справедливороссы внесли в Государственную Думу очередной проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Внесение в Государственную Думу предложений о введении прогрессивной шкалы налогообложения стало уже доброй традицией. Подобные проекты вносятся почти ежегодно, а иногда и по несколько раз в год. Лидером стал 2010 год, когда коммунисты дважды вносили разные варианты прогрессивной шкалы и одну инициативу внесли справедливороссы. Среди фракций первенство принадлежит коммунистам, которые чаще предлагали вернуть прогрессивную шкалу.

Что такое прогрессивная шкала?

Прогрессивная шкала налога на доход физических лиц – это система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Проще говоря, чем больше доход, тем больше размер налога.

Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой есть только повышающийся процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Например, сложная прогрессивная шкала была в России до 2001 года. По Закону РФ от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции 1999 года) доходы до 50 000 рублей облагались по ставке 12 %. С доходов от 50 001 до 150 000 рублей нужно было платить 6 000 рублей налогов и 20 % с суммы, превышающей 50 000 рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 000 руб. и 30 % с суммы, превышающей 150 000 рублей.

По шкале 1999 года первым делением шкалы был доход в 50 000 рублей. Много это или мало? В 1999 году один доллар США стоил порядка 28 рублей. 50 000 рублей равнялись тогда 1785 $, или 149 $ в месяц (чуть более 4х тысяч рублей). В апреле 2015 года доллар стоит ровно в два раза больше, поэтому 50 000 рублей в долларовом эквиваленте составляет вдвое меньшую сумму.

Сейчас справедливороссы предложили такое распределение налоговых ставок: доходы до 24 млн рублей включительно (это 2 млн рублей в месяц, что немало) облагаются налогом 13 % (как по действующей системе). При доходах от 24 млн рублей до 100 млн рублей ставка вырастает до 25 %. Доходы от 100 млн рублей до 200 млн рублей облагаются по ставке 35 %, а свыше 200 млн рублей налог составит половину дохода.

В самом общем виде прогрессивная шкала выглядит так:


Четвертый столбец демонстрирует размер дохода, превышающий доход, указанный в предыдущем столбце: по шкале справедливороссов доходы от двухсот миллионов одного рубля облагаются по ставке 50 %.

Что предлагали депутаты?

Как мы уже заметили выше, законодатели регулярно пытаются повысить налоги для богатых и понизить – для бедных. Посмотрим, какие прогрессивные шкалы они предлагали, есть ли закономерности в размерах доходов и процентов.

В приведенных ниже таблицах в верхних строках указаны отсечки по шкале доходов (в миллионах рублей). Учитывая, что по Налоговому кодексу, налоговый период для НДФЛ составляет 1 год, на шкале отмечается доход за год.

В нижних строках указываются процентные ставки: суммы, не превышающие указанных в верхней строке, облагаются налогом по этой ставке. Если шкала сложная, то ставка налога применяется к сумме, превышающей сумму, указанную в предыдущей ячейке верхней строки. Кроме того, по сложной шкале уплачивается налог в твердой сумме (в таблице не указан).

Проект № 753660-6, внесенный депутатами фракции «Справедливая Россия» в 2015 году (простая ставка):

Проект № 550945-6, внесенный депутатами фракции «Справедливая Россия» в 2014 году (простая ставка):

Проект № 576534-5, внесенный депутатами фракции «КПРФ» в 2011 году (сложная ставка):

Проекты № 415961-5 и № 310805-5, внесенные депутатами фракции «КПРФ» в 2010 году (сложная ставка):

Проект № 428657-5, внесенный депутатами фракции «Справедливая Россия» в 2010 году (сложная ставка):

Проект № 391898-4, внесенный депутатами нескольких фракций в 2007 году (простая ставка):

Проект № 283448-4, внесенный депутатами фракции «КПРФ» в 2006 году (сложная ставка):

Проект № 164989-4, внесенный депутатами фракции «Единая Россия» в 2005 году (сложная ставка):

Проект № 100441-4, внесенный депутатами фракции «Единая Россия» в 2004 году (сложная ставка):

Шкала 1999 года по Закону РФ от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»:

Что общего у приведенных примеров шкал, и есть ли закономерности?

Некоторые закономерности, действительно видны. В проектах первых лет после перехода к плоской шкале встречается одна и та же шкала налога: 13 (12) – 20 (18) – 30. Близки по значениям и начальные отсечки на шкале доходов: 50-60 тысяч рублей. Далее шаги шкалы доходов необъяснимо разнятся.

Видны также корреляции между шкалами, предлагаемыми одними и теми же фракциями: у справедливороссов в 2010 и 2015 году шкала налоговой ставки 13 – 25 – 35 – 50, подобная шкала у коммунистов в 2010 и 2011 годах 15 – 25 – 35 – 45. При этом шкалы доходов по-прежнему различны и особой закономерности не обнаруживают.

Есть еще одна стабильная закономерность для всех проектов: отсутствие в пояснительной записке обоснования выбора шкалы доходов и ставки налога. Депутаты не вычисляют, ни сколько человек будут платить тот или иной налог, ни сколько налогов соберет государство при введении новой шкалы. Не учитываются также риски ухода налогоплательщиков «в тень». То есть шкала выбирается депутатами практически случайным образом.

В немногих проектах указывается, что принятие законопроекта коснется лишь незначительной части населения (самых богатых). Так, справедливороссы в пояснительной записке к проекту, внесенному в марте этого года, указали следующее: «Учитывая указанные пороги применения прогрессивных ставок налогообложения, законопроект затрагивает минимальное число лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения нашей страны. Например, по данным УФНС по г. Москве за 2013 год, доходы, превышающие 24 млн рублей в год, задекларировали около 2 800 человек. При этом сумма их доходов превысила 484 млрд рублей. В том числе, доходы от 24-х до 100 млн рублей получили 2100 человек. Сумма их доходов составила 72 млрд рублей. Доходы от 100 до 200 млн рублей получили 347 человек. Сумма их доходов - 51 млрд рублей. И доходы, превышающие 200 млн рублей задекларировали 320 человек. Сумма доходов - 361 млрд рублей».

Сумма в 200 млн рублей в год означает доход более чем в полмиллиона рублей в день. То есть это весьма богатые и влиятельные люди. И справедливороссы предложили у таких людей забирать половину доходов. Без обоснования, почему именно половину и почему именно с суммы свыше 200 млн. рублей. Очевидно, что никто не захочет добровольно расставаться с такими деньгами. А если эти люди богатые и влиятельные, вряд ли им составит много труда заблокировать такую инициативу. Что и происходит на практике в Госдуме: ни одна из более чем 10 подобных инициатив не прошла даже первого чтения.

Почему государство отказывается от денег?

В пояснительной записке к мартовскому проекту справедливороссы отметили, что Правительство РФ уже поручило Министерству финансов и Министерству труда рассмотреть вопрос о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц (см. распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 2585-р, утвердившее «План мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы»). О результатах рассмотрения этого вопроса пока неизвестно.

Однако можно утверждать, что если государство решит ввести прогрессивную шкалу налогообложения, то оно постарается при этом не обижать самых богатых. Кроме того, соответствующий законопроект будет вноситься не депутатами, а Правительством РФ. И только тогда он получит реальные шансы на принятие.

О том, что государство старается заботиться о богатых, говорит ряд нюансов существующей налоговой системы, например, сниженная ставка на доходы по банковским вкладам. Депутат Госдумы пятого созыва, коммунист Владимир Улас приводит и такой пример изменения налогового законодательства в пользу богатых: когда в закон была введена «возможность включения убытков от операций с ценными бумагами в налоговые вычеты в течение последующих 10 лет (налоговый вычет – это часть дохода, освобождаемая от налогообложения), согласно данным Федеральной налоговой службы, самыми состоятельными налогоплательщиками только за 2008 – 2009 годы из-под налогообложения были выведены доходы на сумму более 25 триллионов рублей».

Есть ли шанс на изменение этой модели?

В 2009 году на отчете Правительства перед Государственной Думой Владимир Путин (тогда – Председатель Правительства), отвечая на инициативы коммунистов по возврату к прогрессивной шкале, заявил: «У нас уже была дифференцированная ставка. И что было? Все платили с минимальной заработной платой, а разницу получали в конвертах. Между тем, когда мы ввели плоскую шкалу, поступления по этому налогу, за восемь лет возросли – прощу внимания – в 12 раз! Весь мир нам завидует! Я вам точно говорю. Я знаю, что я говорю!».

В таком контексте очевидно, что плоская шкала налогообложения – это принципиальная позиция власти. Даже если шкала будет изменена, то точно не для перераспределения дохода богатых в пользу бедных. Скорее можно ожидать, что пострадает средний класс.

Понятие прогрессивного налогообложения

На современном этапе налогообложения в России действует единая система взимания налога. На данный момент ставка составляет 13% и взимается она со всех граждан с любого уровня дохода. Современные страны на сегодняшний день используют прогрессивное налогообложение, при помощи градации уровней дохода и на основании этого взимают НДФЛ. Для того, чтобы определиться с сутью прогрессивного налога, необходимо определить его понятие.

Определение 1

Прогрессивное налогообложение-англ. Progressive Taxation, является системой налогообложения, которая разработана с целью того, чтобы переместить основной груз налогового бремени на налогоплательщиков, получающих высокие доходы.

Данное налогообложение применяется практически во всех развитых странах. Однако подавляющее меньшинство стран используют до сих пор фиксированные ставки. Схема прогрессивного налога представлена на рисунке ниже.

Рисунок 1. Схема проогрессивного налога. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

В России на современном этапе используется плоская шкала налогообложения. Резиденты страны уплачивают 13% вне зависимости от уровня дохода и способа его получения.

Единая шкала существует в странах Эстонии, Грузии, Украине и т.д. Прогрессивная шкала используется в европейских странах. Одним из примеров может послужит Франция, где существует экстремально прогрессивная шкала.

Если у гражданина доход ниже 6 000 евро (является низким уровнем дохода) налог вообще не взимают. В случае, если доход превысил 150 тыс. или 1миллион евро, взимается ставка 45%. Свыше данной суммы доход облагается ставкой в 75%. Однако, власти не учли, что вместо покрытия бюджета данные действия привели к оттоку капитала из страны.

Ставка колеблется и в Великобритании от 14-45%. Самые высокие ставки зафиксированы в Швеции- 56,6%, Израиле-57 и Нидерландах 52%. Развитые страны могут похвастаться ставками для невысоких доходов. Так, например, в США ставка составляет 10%, а в Китае 5%

Плюсы и минусы прогрессивного налогообложения

Как писалось уже выше в России используют плоскую шкалу со ставкой 13%. Для нерезидентов используется 35% ставка. Тем не менее в последнее время обсуждается все больше вопрос введения прогрессивной шкалы. К плюсам относят следующие показатели:

  • пополнение дефицита бюджета, однако отдельные примеры с Францией говорят от обратном,
  • стабилизация регионального бюджета. В последнее время большинство налогов, которые покрывал местный бюджет стали отчисляться в государственный бюджет, что создает дефицит на местах. Прогрессивный налог позволил бы заполнить данную брешь.
  • курс социальной справедливости. Единая ставка налога не совсем устраивает население, которое на уровне с миллионерами перечисляют в бюджет13%.

Однако помимо плюсов существуют и минусы прогрессивного налогообложения:

  • Произойдет обогащение крупных региональных бюджетов, при этом обнищают отдаленные регионы, так как уплата налогов осуществляется по месту работы.
  • Произойдет возврат к серым схемам уплаты заработной платы.
  • Увеличится безработица на фоне отсутствия стимулирования к труду.
  • Необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками.

Прогрессивная шкала в России

Исходя из возможных плюсов и минусов прогрессивной шкалы депутатами было внесено предложение:

  • Установить ставку 13% для граждан, доход которых не превышает отметку 24 миллиона за период 12 месяцев.
  • Если доход превысил данную отметку, то необходимо применить ставку 25%
  • Если заработок составил 100-200 миллионов в год, ставка должна составить 35%
  • В случае, если доходы превышают уровень 200 миллионов, то ставка будет составлять 50%.

До сих пор не останавливаются споры по поводу введения прогрессивного налога. Депутаты предполагают, что в случае введения данной шкалы вся прибыли предприятий будет направлена на развитие и модернизацию. С другой стороны – это может привести к развитию серой экономики. Помимо этого, состоятельные граждане могут зарегистрировать компанию там, где налогообложение не будет заставлять их отдать половину и прибыли.

Для того, чтобы понять есть ли необходимость у России в прогрессивной системе налогообложения, необходимо выстроить схему перехода на данную систему, оценить все «за» и «против». С одной стороны, положительные моменты очевидны, с другой стороны они могут просто не сработать в нашей стране.

Анализ различных подходов показал, что на сегодняшний день существует необходимость разработать общую методику оценки налогообложения, которая бы учитывала все необходимые факторы, оказывающие влияние на расчет уровня налогообложения и потребность региона в финансовой помощи со стороны вышестоящего бюджета для реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие.

На современно этапе налоговая система стремительно развивается, происходит оптимизация межбюджетных отношений. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, которые взимаются с налоговых плательщиков на основании Налогового кодекса. Необходимость и важность налоговой системы вытекает из функциональных задач государства.

Замечание 2

Необходимо отметить, что эффективная реализация системы налогообложения в РФ. Это по праву считается важнейшим условиям динамичного развития экономики России в целом. Обеспечение последовательного развития налогообложения способствуют росту финансовой самостоятельности субъектов РФ, что является необходимым условием для выполнения субфедеральными властями возложенных на них функций и задач по обеспечению населения необходимыми социальными, культурными и жилищно-коммунальными услугами.

При введении прогрессивного подоходного налога надо тщательно просчитать градацию процентов и налогов, так чтобы не пострадал средний класс - малые предприниматели и высококвалифицированные специалисты.