Что такое субсидия в белоруссии. Что изменилось в последние месяцы в льготном кредитовании жилья

Продолжение. Начало в № 13

Порядок расчета размера субсидии

Порядок расчета величины субсидии и ее использования на улучшение жилищных условий содержится в Положении о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2002 г. № 555, с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкции о порядке расчета одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждена постановлением Минстройархитектуры от 4 сентября 2003 года №15).

Субсидия является формой государственной безвозмездной материальной поддержки, оказываемой гражданам для улучшения их жилищных условий в виде денежных средств, безвозмездной передачи (с зачетом жилищных квот) либо продажи по льготным ценам не завершенных строительством жилых помещений или неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, продажи по льготным ценам древесины на корню. Указанные виды государственной безвозмездной материальной поддержки суммарно в стоимостном выражении (с зачетом жилищных квот) не могут превышать 70 процентов стоимости строительства, нормируемой для семьи общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств.

Денежная субсидия может быть начислена в размере до 70 % (с учетом проиндексированных чеков «Жилье») стоимости строительства норматива общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств из расчета 20 кв.метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (при строительстве однокомнатной квартиры для одного человека - 36 кв.метров).

Размер субсидии определяется как сумма ее базовой доли и жилищных квот (чеков «Жилье») получающего субсидию гражданина и членов его семьи, имеющих в соответствии с законодательством право на индексацию жилищных квот и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с использованием субсидии.

Принимаемый в расчет при начислении суммы базовой доли субсидии норматив общей площади жилого помещения уменьшается на величину, представляющую собой разность между общей площадью жилого помещения, находящегося в собственности претендента на получение субсидии и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания или занимаемого ими по договору найма, и установленной законодательством максимальной нормой предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, причитающейся остающимся проживать в этом жилом помещении членам семьи.

Расчет базовой доли субсидии производится с использованием утверждаемого Министерством архитектуры и строительства норматива предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений, но не выше складывающейся стоимости строительства 1 кв. метра общей площади в конкретном доме.

Конкретная величина базовой доли субсидии, предоставляемой гражданам, определяется (в процентах от стоимости строительства установленного для семьи норматива общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств) в зависимости от времени пребывания на квартирном учете и дохода на одного члена семьи, исчисленного в минимальных потребительских бюджетах (см. таблицу). Гражданам, имеющим право на получение субсидии вне очереди, базовая доля субсидии начисляется независимо от времени нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом остальных установленных критериев.

Порядок предоставления и использования субсидии

Основанием для рассмотрения вопроса о возможности предоставления субсидии гражданину является его заявление на имя председателя местного исполнительного и распорядительного органа, руководителя организации, в которых гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Одновременно с заявлением претендент на получение субсидии представляет в службу субсидирования сведения о совокупном доходе и об имущественном положении заявителя и членов его семьи, улучшающих вместе с ним жилищные условия, в соответствии с Положением об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2000 года № 1955. Дополнительно претендентом на получение субсидии в службу субсидирования при необходимости представляется:

при строительстве (реконструкции) одноквартирных, блокированных жилых домов - копия свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка либо копия государственного акта на право собственности на землю или на право пожизненного наследуемого владения землей;

при приобретении жилого помещения - предварительный договор;

нотариально удостоверенное обязательство с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи о неоформлении в собственность занимаемого по договору найма жилого помещения с последующим его освобождением.

Для принятия решения о предоставлении гражданину субсидии служба субсидирования местного исполнительного и распорядительного органа, организация запрашивают и получают в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432 "О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях" следующие документы:

при строительстве жилых помещений в составе организации застройщиков, в порядке долевого участия в жилищном строительстве по договору с застройщиком или иному договору о строительстве жилья:

выписку из решения местного исполнительного и распорядительного органа о включении гражданина в состав организации застройщиков, либо копию договора о долевом участии в жилищном строительстве, либо копию иного договора о строительстве;

справку о сметной стоимости строительства жилого помещения в базисных ценах и ценах, действующих на дату подачи заявления на получение субсидии (выдается руководством организации застройщиков, застройщиком);

при строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов или квартир:

копии документов, подтверждающих наличие у получателя субсидии согласованной в установленном порядке проектной документации и разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома или квартиры;

справку о сметной стоимости строительства (реконструкции) жилого дома или квартиры, стоимости выполненных работ и закупленных материалов и изделий в базисных ценах и ценах, действующих на дату подачи заявления на получение субсидии;

при реконструкции и переоборудовании неэффективно используемых зданий (сооружений) под жилые помещения:

копию договора о безвозмездной передаче или льготной продаже неэффективно используемого здания (сооружения), подлежащего реконструкции и переоборудованию под жилые помещения;

копию разрешения на реконструкцию и переоборудование;

копию договора на реконструкцию и переоборудование;

справку о сметной стоимости реконструкции и переоборудования;

при приобретении жилых помещений;

копию технического паспорта на приобретаемое жилое помещение;

справку об оценочной стоимости жилого помещения, выданную территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним или сельским Советом депутатов.

На основании сведений о совокупном доходе и об имущественном положении заявителя и членов его семьи, улучшающих вместе с ним жилищные условия, служба субсидирования определяет наличие либо отсутствие у претендента на получение субсидии средств, необходимых на покрытие разницы между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии.

Для граждан, имеющих право на совместное использование льготных кредитов и субсидий, справка о размере открытой кредитной линии на жилищное строительство, размере кредита, полученного в счет открытой кредитной линии, или справка о том, что кредит не выдавался, предоставляется обособленным подразделением АСБ "Беларусбанк" по запросу службы субсидирования местного исполнительного и распорядительного органа, организации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432.

При отсутствии у претендента средств на покрытие разницы между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии местный исполнительный и распорядительный орган, руководство организации могут отказать в начислении субсидии. Претендент имеет право повторно подать заявление на предоставление субсидии после появления у него необходимых средств.

Служба субсидирования проверяет достоверность указанных в заявлении сведений, производит расчет размера субсидии, разъясняет получателю субсидии условия ее перечисления на специальный счет "Субсидия" и порядок дальнейшего использования, вносит на рассмотрение местного исполнительного и распорядительного органа проект решения о начислении субсидии, а в случаях отказа в предоставлении субсидии информирует претендента на получение субсидии о причине отказа.

Одна копия решения органа, предоставляющего субсидию, с указанием суммы начисленной субсидии, собственных или заемных денежных средств получателя субсидии, целевого направления использования субсидии выдается гражданину, другая копия направляется в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк".

Если законодательством предусмотрена плата за выдачу документов, запрашиваемых службой субсидирования местного исполнительного и распорядительного органа, организацией, копия решения органа, предоставляющего субсидию, выдается гражданину после внесения им такой платы. Плата за выдачу гражданину копии решения о начислении субсидии не взимается.

На основании указанной копии решения обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк" заключает с получателем субсидии договор на открытие специального счета "Субсидия" и выполнение им по поручению получателя субсидии платежей в ходе строительства (реконструкции) или при приобретении жилого помещения.

Гражданам, имеющим право на совместное использование субсидии и льготного кредита, специальный счет "Субсидия" открывается в обособленном подразделении АСБ "Беларусбанк" по месту их кредитования.

Гражданам, реализующим право на совместное использование субсидии и льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения, субсидия предоставляется в процессе строительства (реконструкции). Кредитование осуществляется в установленном порядке в пределах стоимости строительства оставшейся части нормируемого размера льготно кредитуемой площади за вычетом размера полученной субсидии.

При обращении граждан, получивших льготные банковские кредиты, субсидия предоставляется в размере, начисленном в установленном порядке, в пределах оставшейся части стоимости строительства нормируемого размера льготно кредитуемой площади жилого помещения.

При представлении всех необходимых документов субсидия перечисляется на специальный счет "Субсидия" на имя ее получателя в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк" в зависимости от способа осуществления строительства (реконструкции) либо приобретения жилого помещения:

по местонахождению текущего (расчетного) счета организации застройщиков или организации, заключившей договор с гражданином - получателем субсидии на долевое участие в строительстве;

по месту приобретения жилого помещения, не завершенного строительством здания (сооружения), подлежащего реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, или строительных материалов, изделий и оборудования при строительстве жилья собственными силами.

После перечисления субсидии на специальный счет "Субсидия" в учетном деле гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на специальный счет которого перечислена субсидия, делается соответствующая отметка.

Предоставляемые гражданам денежные субсидии используются в безналичной форме в виде платежей, перечисляемых по письменному поручению владельца субсидии обособленным подразделением АСБ "Беларусбанк":

организации застройщиков, застройщику (подрядчику) - при строительстве жилых помещений долевым, подрядным способом;

продавцу - при приобретении жилых помещений, не завершенных строительством зданий (сооружений), подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, строительных материалов, изделий и оборудования при строительстве жилья собственными силами.

В случаях отказа гражданина от строительства жилого помещения либо исключения его из числа застройщиков денежные средства, перечисленные со специального счета "Субсидия", должны быть возвращены в местные бюджеты или на счет организации, предоставившей субсидию. Возврат денежных средств обеспечивается организацией застройщиков, осуществляющей строительство жилого дома, или гражданином, осуществлявшим строительство одноквартирного жилого дома либо квартиры в порядке долевого участия.

Если на дату возврата субсидии региональный индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ увеличился по отношению к индексу, действовавшему на дату перечисления субсидии на специальный счет "Субсидия" в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк", производится индексация возвращаемой субсидии. Для этого сумма начисленной субсидии умножается на коэффициент, вычисляемый делением действующего на дату индексации регионального индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ на индекс, действовавший на дату перечисления субсидии.

Если денежные средства не были перечислены со специального счета "Субсидия" на строительство жилого помещения, возврат их производится обособленным подразделением АСБ "Беларусбанк" с учетом начисленных процентов в размере, предусмотренном для вкладов до востребования.

В случае выбытия гражданина из членов организации застройщиков и включения в их состав другого гражданина, имеющего право на субсидию, субсидия в установленном порядке возвращается организацией застройщиков в местный бюджет или на счет организации, предоставившей субсидию.

Гражданину, включенному в состав организации застройщиков вместо выбывшего, субсидия предоставляется в установленном порядке.

Споры, возникающие при предоставлении субсидии, рассматриваются вышестоящим местным исполнительным и распорядительным органом либо судом в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

ТАБЛИЦА

для определения размера базовой доли субсидии

(в процентах от стоимости норматива строительства жилых

помещений типовых потребительских качеств)

Время пребыва- ния на учёте, лет Доход на одного члена семьи, исчисляемый в минимальных потребительских бюджетах
до 1,0 включ. свыше 1,0 до 1,1 свыше 1,1 до 1,2 свыше 1,2 до 1,3 свыше 1,3 до 1,4 свыше 1,4 до 1,5 свыше 1,5 до 1,6 свыше 1,6 до 1,7 свыше 1,7 до 1,8 свыше 1,8 до 1,9 свыше 1,9 до 2,0 свыше 2 до 2,5 свыше 2,5 до 3
До 5 лет 30 26 21 17 13 9 0 0 0 0 0 0 0
6 32 28 23 19 15 11 6 0 0 0 0 0 0
7 34 30 25 21 17 13 8 0 0 0 0

Как будет работать механизм господдержки при строительстве жилья? Все ли льготники смогут получить господдержку? На эти и другие вопросы читателей «АиФ» ответил начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси Александр ГОРВАЛЬ.

Что изменилось

В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства с 6 августа 2017 года согласно Указу №240 заработал новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Теперь льготные категории очередников смогут рассчитывать на получение субсидий при строительстве и реконструкции жилых помещений.

Принципиальные подходы оказания господдержки в Беларуси сохранятся. Изменится лишь механизм распределения средств. Теперь граждане будут брать в банке коммерческий кредит и частично погашать долг за счет выданной государством субсидии, отметил специалист Минстройархитектуры.

Так, согласно Указу №420 на субсидии смогут претендовать категории граждан, перечисленные в Указе №13 от 6 января 2012 года — все те, кто и раньше мог рассчитывать на льготный кредит. Сегодня в Беларуси 16 категорий граждан, которые имеют право на льготный кредит, из них девять категорий имеют право на внеочередное кредитование.

Многодетные - в приоритете

Может ли молодая семья рассчитывать на господдержку, если один из супругов - гражданин России, постоянно проживающий в Республике Беларусь?

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют те же права на господдержку в жилищном строительстве, что и белорусские граждане. Такая норма, кстати, была закреплена и в Указе №13. Поэтому за консультацией вам необходимо обратиться в исполком по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Читала, что наряду с тем, что выплаты по кредитам с субсидией будут приближены к размерам выплат по льготным кредитам на условиях Указа №13, люди будут больше платить по кредиту. Так ли это?

Е. Николайчик, Гомель

Для тех категорий льготников, которые прописаны в Указе №13 (для них действует и Указ №240), проценты по кредиту остались прежними. Но, действительно, возможно увеличение платежей за счет того, что в банках могут различаться процентные ставки по коммерческим кредитам. Речь идет о разнице в 1-2%.

Все по очереди!

Скажите, долго ли люди стоят в очереди на улучшение жилищных условий?

Виктория, Минск

В регионах очередь движется быстрее, чем в крупных городах. Но там меньше жилья строится. В Минске человек, который стоит в общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, может ждать своей квартиры до 30 лет. Гарантированно жилье по очереди быстрее всего получат самые незащищенные категории граждан: многодетные семьи, семьи, имеющие детей-сирот, военнослужащие и др. Всего 9 категорий.

Хотелось бы уточнить, как будет подходить очередь на субсидирование, если мы строим частный дом. Строительство уже начато. В райисполкоме пояснили, что под субсидии будут строиться конкретные многоквартирные дома, сколько квартир - столько и человек по очереди нуждающихся попадут под субсидии, если же среди этих людей будут те, кто строит частные дома, то их из очереди будут «выбрасывать». Так ли это? Или под индивидуальное строительство - отдельная очередь?

Н. Зайковская, N

Нет. Это совсем не так. Принципы распределения господдержки остаются прежними, как и в Указе №13. То есть из общей суммы субсидируемых кредитов будет определяться объем для многоквартирного и для индивидуального строительства. У каждого своя очередь. Повторю, что для граждан ничего не меняется ни в порядке направления на строительство, ни в очередности.

Год назад получили коммерческий кредит. Можем ли мы претендовать на господдержку?

Е. Лешко, Минск

Нет. Субсидия распространяется только на те кредиты, которые оформляются после 6 августа 2017 года, то есть после вступления в силу Указа №240, и только на те кредиты, которые получены по направлениям исполкомов в порядке очереди на конкретные объекты. На прежние договоры с банком указ не распространяется.

Семья из 3 человек строит квартиру под коммерческий кредит со ставкой 16%, сдача дома - в октябре. Стоим в очереди как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Имеем ли мы право получить субсидию по Указу №240?

К. Сенько, Гродно

К сожалению, вы не попадаете под действие нового Указа №240, так как оформили кредит до вступления этого документа в действие.

Я инвалид второй группы с детства. Я стою в очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Надо ли мне становиться в очередь, чтобы получить субсидию?

О. Королев, Минск

Отдельной очереди на субсидии не формируется. Чтобы получить господдержку на строительство жилья, вам необходимо просто стоять в очереди по улучшению жилищных условий.

Нам выдали участок на строительство жилого дома как нуждающейся молодой семье с двумя детьми по очереди в сельсовете в 2015 г. Льгот при этом не давали. Мы имеем право получить эту субсидию сразу или опять нужно будет становиться в какую-нибудь очередь?

Если вы уже состоите на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то вам остается дождаться своей очереди. При ее наступлении будет предоставляться государственная субсидия в зависимости от объема средств, которые были выделены на индивидуальное строительство в этом регионе.

Какой механизм

Субсидию будут выдавать также и на реконструкцию жилых помещений. О чем здесь идет речь?

А. Куликов, Гомель

Под реконструкцией одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории понимается комплекс строительных работ, связанных с изменением технико-экономических показателей (строительного объема, общей площади жилого дома и нежилых построек), также функционального назначения этих домов и построек в целях улучшения условий проживания. Например, многодетная семья, проживающая в своем доме, желая увеличить жилплощадь существующего жилья, решает надстроить второй этаж или сделать пристройку к дому. В порядке очереди семья имеет право получить субсидию на реконструкцию жилого помещения при условии, что состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Поясните, как же будет действовать механизм господдержки?

А. Валентинчик, Гродно

Если подошла очередь, гражданин обращается в исполком, где принимается решение о предоставлении субсидии и производится ее расчет. Далее гражданин с выпиской из решения исполкома обращается в банк для заключения кредитного договора с учетом размера субсидии. Пока только два банка выдают госсубсидии - это «Беларусбанк» и «Белагропромбанк», но рассматриваются предложения еще 5 банков. Субсидия будет выплачиваться ежемесячно в период кредитования. При изменении состава семьи ее размер будет изменяться (меняется состав семьи - пересчитывается базовая стоимость кредита, вносятся изменения в решение исполкома и корректируется размер субсидии). Поскольку размер субсидии зависит от ставки рефинансирования, то он также будет меняться в процессе платежей в соответствии с информацией Нацбанка об изменении ставки рефинансирования (будет производиться пересчет).

Указ № 240 уже вступил в силу с 7 августа. А это значит, что выделение в области адресных субсидий вот-вот начнется. Кого и как в мечте обрести свои «квадратные метры» государство поддержит рублем?

Только тот, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом на погашение процентов субсидии выдадут:

  1. Льготной категории граждан, перечисленных в Указе Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».
  2. Действующим прокурорским работникам и уже уволенным в силу возраста, состояния здоровья, а также из-за сокращения численности или штата сотрудников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Важное значение здесь имеет выслуга лет в органах прокуратуры – не менее 5 календарных.
  3. Малообеспеченным гражданам, которые строят или реконструируют жилье в Могилевской области (на территориях Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов).
На погашение основного долга и части процентов субсидии выдадут:
  • многодетным семьям с 3 и более несовершеннолетними детьми;
  • молодым малообеспеченным семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка;
  • детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей;
  • нанимателям социального жилья, которое им предоставили как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Субсидия может быть выделена, пока действует срочный договор найма такого жилого помещения.
На что будут выдавать субсидии?
  • на строительство жилья в многоквартирных и блокированных домах эконом-класса, которые включены в перечень, утверждаемый Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также на строительство (реконструкцию) одноквартирных жилых домов;
  • на реконструкцию жилых помещений.

Что можно оплатить субсидиями?

1. Только часть процентов по кредиту на строительство жилья, полученному в любом коммерческом банке.

2. Часть процентов и основной долг по кредиту.

! В отличие от льготного кредита компенсации из бюджета выплатят не банку, а напрямую гражданину.

Каков размер субсидий на уплату части процентов кредита?

1. Для многодетных семей с 3 несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 2%* .

2. Для многодетных семей с 4 и более несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 3%* .

3. Многодетным семьям с 3 и более детьми в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам – ставка рефинансирования + 2%* .

* если меньшая процентная ставка по кредиту не установлена в договоре

4. другим нуждающимся в улучшении жилищных условий: ставка рефинансирования – 2%. То есть 9,5%.

Каков размер субсидий на погашение основного долга?

Только молодым и многодетным семьям, детям-сиротам:

– для многодетных с 3 несовершеннолетними детьми – 95% основного долга по кредиту;

– для многодетных с 4 и более несовершеннолетними детьми – 100% основного долга по кредиту.

– для молодых семей при рождении (усыновлении, удочерении):

  • первого ребенка – 10% основного долга по кредиту;
  • второго ребенка – 20% основного долга по кредиту.
– для детей-сирот – 35% основного долга по кредиту.

! Размер субсидии пересчитают при изменении состава семьи (сначала пересчитают базовую стоимость кредита, затем внесут соответствующие изменения в решение районного (городского) исполкома).

Калькулятор «МП»

Поскольку сейчас Беларусбанк и Белагропромбанк для строительства жилья выдают кредиты на 20 лет под 14,5% годовых (ставка рефинансирования + 3%), на практике погашение долга этим банкам за счет адресной субсидии выглядит так:

  • многодетным с 3 детьми субсидия покроет 13,5% (ставка рефинансирования 11,5% + 2%) годовых из 14,5%;
  • многодетным с 4 детьми субсидия полностью покроет выплату годовых процентов по кредиту (14,5% годовых – 14,5% субсидия);
  • всем остальным субсидия покроет 9,5% годовых из 14,5%.

Картина цифрами

Всегда проще понять суть любого нововведения на примерах. Берем за образец разные семьи, которые могут рассчитывать на господдержку по Указу № 240, и подсчитываем: насколько в денежном выражении коммерческий кредит на жилье стал доступнее.

На какую часть жилплощади предоставят субсидии для уплаты части процентов кредита?

Пример 1.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 35 640 рублей: 20 кв. метров* x 3 человека х 660 рублей** х 90%.

Пример 2. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. Однако в собственности семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

В этом случае максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 17 820 рублей: (20 кв. метров x 3 человека – 30 кв. метров) х 660 рублей х 90%.

Пример 3. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов для данной многодетной семьи составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Пример 4. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. В собственности у семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 46 200 рублей: (20 кв. метров x 5 человек – 30 кв. метров) х 660 рублей х 100%.

Пример 5. Многодетная семья с 3 детьми берет кредит на строительство одноквартирного жилого дома общей площадью 150 кв. метров в населенном пункте с населением до 20 тыс. человек. Стоимость 1 кв. метра дома (без учета стоимости хозпостроек) – 1000 рублей. Строительство жилого дома (без учета стоимости хозпостроек) обойдется семье в 150 000 рублей. Стоимость хозяйственных построек – 15 000 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий этой многодетной семье (без учета стоимости хозпостроек) составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий данной многодетной семье с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозпостроек составит 79 200 рублей: 66 000 рублей х 20% + 66 000 рублей.

Пример 6. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составила 35 640 рублей: 20 кв. метров x 3 человека х 660 рублей х 90%.

Однако пока квартиру строили, в семье родился еще один ребенок. А потому максимальную нормируемую стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье пересчитали. В итоге она составила 47 520 рублей: 20 кв. метров x 4 человека х 660 рублей х 90%.

Справочно

* 20 кв. метров – норматив общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленный в подпункте 1.5 Указа №13.

** 660 рублей – предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенный абзацем вторым пункта 8 постановления Совета Министров от 29 декабря 2016 г. № 1113.

С августа в Беларуси «работает» адресное субсидирование при строительстве жилья. Претендующие на господдержку берут кредиты в банках по коммерческим ставкам, а государство выделяет субсидии на погашение части процентов, в отдельных случаях – и на погашение части основного долга. Активнее других с субсидиями работает Брестская область, Минская – пока в числе аутсайдеров.

– Во время встреч с представителями городских и районных исполкомов более 2000 семей области получили предложения построить квартиру на условиях господдержки в виде субсидии. Механизм ее получения прописан в Указе №240. Максимальный размер кредита и адресной субсидии определяется с учетом состава семьи и жилой площади, находящейся в собственности. На сегодняшний день порядка 153 семей уже имеют на руках решение исполкомов на предоставление им субсидий. 58 семей уже заключили кредитные договоры с банками, – говорит заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству облисполкома Алексей Быков. — Но более 240 семей отказались от получения адресных субсидий. Основная причина отказов – заключение кредитного договора с банком, для чего требуется соответствующий уровень заработной платы и наличие поручителей. Кроме того, кто-то хотел бы приобрести жилье на вторичном рынке, а Указ №240 предусматривает выделение субсидий только на строительство, – отмечает представитель облисполкома.

Адресные субсидии выделяются как на строительство жилья в многоквартирных жилых домах, так и на индивидуальное жилищное строительство.

По информации Минстройархитектуры, всего по области с привлечением адресных жилищных субсидий предусмотрено строительство 13 жилых домов на 985 квартир в Смолевичах, Мачулищах, Смиловичах, Березино, Молодечно, Солигорске, Столбцах и Старых Дорогах.

Также с привлечением субсидий запланировано по Минской области ввести в эксплуатацию 7150 тыс. квадратных метров индивидуального жилищного строительства.

В нынешнем году из госбюджета выделено 135 млн рублей на субсидирование рыночных процентных ставок банков. От общей суммы на Минскую область выделено 37 млн 490 тысяч рублей. В числе первых финансовых учреждений, запустивших механизм адресных субсидий, – «Беларусбанк» и «Белагропромбанк». «Белинвестбанк» также готов осуществлять кредитование физлиц в рамках Указа №240.

– На сегодняшний день специалисты нашего банка активно консультируют кредитополучателей, – отмечает пресс-секретарь Белинвестбанка Елена Ошуркевич. – После чего лица, заинтересованные в господдержке на строительство жилья, направляются в местные исполкомы.

Специалисты ОАО «Белинвестбанк» произвели расчет примерного графика погашения кредита и уплаты процентов в рамках Указа №240.

За основу мы взяли семью с тремя несовершеннолетними детьми, которой, согласно нормам указа, предоставляется субсидия на уплату части процентов, рассчитываемая исходя из ставки рефинансирования + 2% (в фактическом значении, т.е. 13%).

Размер кредита: 50 000 BYN

Процентная ставка по кредиту, подлежащая к уплате кредитополучателем: 2% годовых

Срок кредита: 20 лет

Дата получения кредита: ноябрь 2017 года

Месяц начала уплаты основного долга по кредиту: январь 2019 года

Месяц начала уплаты процентов по кредиту: декабрь 2017 года

Предварительные сроки строительства – 1 год

В период строительства жилья кредитополучателем основной долг не выплачивается. Погашение кредита в части основного долга начинается после ввода жилого дома в эксплуатацию. Максимальная сумма платежа по кредитному договору в период строительства (1 год) будет составлять 85 белорусских рублей в месяц – это сумма процентов.

По окончании строительства и ввода дома в эксплуатацию максимальная сумма платежа по кредиту составит 306 белорусских рублей в месяц (основной долг + проценты без учета выплачиваемых компенсаций).

По предварительному расчету, для получения кредита на вышеописанных условиях минимальный уровень заработной платы кредитополучателя должен составлять порядка 620 рублей в месяц (имеется в виду сумма, выданная на руки).

Если заработная плата ниже указанной суммы, при расчете кредитоспособности может использоваться совокупный доход семьи. 

Кто может получить субсидии

На субсидии могут претендовать граждане, перечисленные в Указе №13 от 6 января 2012 года, – все, кто и раньше мог рассчитывать на льготный кредит.

В частности, претендовать на поддержку государства могут работники правоохранительных органов и военнослужащие, многодетные семьи, семьи с детьми­инвалидами и инвалидами с детства, дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны боевых действий на территории других государств, лауреаты специальных фондов Президента по социальной поддержке одаренных учащихся, студентов и по поддержке талантливой молодежи.

Размер адресной субсидии

Предоставление субсидий на уплату процентов:

Многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, – в размере ставки рефинансирования + 2%.

Многодетным семьям с 4 и более детьми – ставка рефинансирования + 3%.

Многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет (если они учатся, совместно проживают и т.д.), – ставка рефинансирования +2%.

Иным гражданам, имеющим право на господдержку (дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), – ставка рефинансирования минус 2%.

Предоставление субсидий на погашение основного долга:

Многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, – 90% основного долга.

Многодетным семьям с 4 и более детьми – 100%.

Молодым семьям при рождении, усыновлении либо удочерении первого ребенка – 10%, второго – 20%.

Иным гражданам, имеющим право на господдержку (дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), – 35%.

Период кредитования определяется банком: от 15 до 20 лет. Субсидия будет выплачиваться ежемесячно. Ее размер пересчитают при изменении состава семьи либо ставки рефинансирования.

С августа 2017 года, когда в силу вступил Указ №240 об адресном субсидировании, в Беларуси заключено более 1,5 тысячи договоров в жилищном строительстве.

Марина ВАЛАХ

9 5

В Беларуси вводится адресное субсидирование при строительстве жилья. Претендующие на господдержку граждане смогут брать кредиты в банках по коммерческим ставкам, а государство будет выделять субсидии на погашение части процентов по таким кредитам, а в отдельных случаях - и на погашение части основного долга. Такой механизм предусмотрен президентским указом №240, который опубликован сегодня на Национальном правовом интернет-портале. О том, на каких условиях будут предоставляться субсидии и кто сможет их получить, рассказал на пресс-конференции Александр Горваль, начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры.

«Указ №240 долго вынашивался в недрах органов госуправления. Его появление вызвано тем, что государство в настоящее время запланировало привлекать не только прямые бюджетные ресурсы на поддержку жилищного строительства, но и ресурсы банковской системы, - отметил Александр Горваль. - Новый механизм позволит расширить объем кредитования и при этом уменьшить затраты бюджета».

Кто сможет получить?

На субсидии смогут претендовать категории граждан, перечисленные в указе №13 от 6 января 2012 года - все те, кто и раньше мог рассчитывать на льготный кредит. Но механизм распределения господдержки принципиально иной: по 240-му указу компенсация станет адресной и будет выделяться гражданам, а не банкам, как это происходит сейчас.

Субсидии будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом, а многодетным, молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение основного долга по таким кредитам.

Как будет работать схема? Александр Горваль привел пример:

«Гражданин, имеющий право на получение господдержки по указу №13 при подходе очереди оповещается исполкомом либо органом госуправления (силовые структуры, где состоит на учете). Он обращается в банк, заключает договор на кредитование, предоставляет его в исполком. Исполком производит начисление субсидии в погашение кредита. Если ставка, условно, 20% годовых, то договор заключается на 20%, а уже расчетно определяется тот объем субсидии, который будет гражданину начисляться».

Размер субсидий на уплату процентов составит:

  • многодетным семьям с тремя несовершеннолетними детьми - ставка рефинансирования плюс 2 процентных пункта;
  • многодетным семьям с четырьмя и более детьми - ставка рефинансирования плюс 3 процентных пункта;
  • многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет (если они учатся, совместно проживают), - ставка рефинансирования плюс 2 процентных пункта;
  • другим гражданам, имеющим право на господдержку, - ставка рефинансирования минус 2 процентных пункта.

Размер субсидии будет определяться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства. Субсидия будет выплачиваться ежемесячно в период кредитования, ее размер будет корректироваться в зависимости от изменений ставки рефинансирования, при изменении состава семьи.

«Финансовая нагрузка на граждан немного увеличится»

Наряду с тем, что выплаты по кредитам с субсидией будут приближены к размерам выплат по льготным кредитам на условиях указа №13, финансовая нагрузка на очередников все же немного увеличится. Начальник управления Минстройархитектуры назвал конкретные цифры. Допустим, семья из трех человек строит квартиру площадью 60 кв. м при нормативе стоимости квадратного метра 660 рублей, кредит выдан на 35 тысяч рублей. Сейчас такая семья платит в месяц по кредиту 224 рубля, а с субсидией будет платить 347 рублей. Семья из 4 человек платит 298 рублей, будет платить 463 рубля. Многодетная семья с тремя детьми заплатит уже не 45 рублей, как сейчас, а все 80 рублей. Полностью погашать основной долг и проценты государство будет только многодетным семьям, имеющим четверо и более детей.

«Здесь дополнительно привлекаются и средства граждан, но, на наш взгляд, это подъемные средства, которые можно выплачивать для того, чтобы улучшить свои жилищные условия» , - подчеркнул Александр Горваль.

Какие банки будут участвовать?

«Под указ на сегодняшний день оценочно определено 135 млн рублей: 60 млн „Беларусбанка“ и 75 млн „Белагропромбанка“. Это средства тех банков, которые активным образом участвовали в подготовке указа и первыми вступят на путь его реализации, - пояснил Александр Горваль. - Что касается иных банков, то мы с ними тоже работали в процессе подготовки указа. Они хотят еще присмотреться к этому законодательному комплексу, чтобы увидеть там свой интерес. Будет существовать перечень коммерческих банков, которые изъявят желание работать в этой системе. Этот перечень нужен для того, чтобы гражданин знал, куда обратиться за заключением кредитного договора, если он имеет право на субсидию».

175 млн рублей - это средства только двух банков, с помощью которых в ближайшие годы можно построить порядка 4000 квартир.

«Учитывая, что сейчас избыточная ликвидность у целого ряда коммерческих банков и они ищут проекты, я думаю, будут и другие желающие. И они уже заявлялись на работу в этой системе. Поэтому ресурс будет больший, - добавил представитель Минстройархитектуры. - Тут одно ограничение существует - возможности бюджета. На 135 млн сейчас бюджет имеет возможность проиндексировать».

«Это шаг к рыночным отношениям»

На пресс-конференции журналисты поинтересовались: не пора ли вовсе отменить указ №13 о льготном кредитовании. Такие призывы сегодня звучат в комментариях под каждой статьей о господдержке.

«Критика на форумах имеет под собой определенную почву. Получается так, что человек самый бедный может получить в собственность очень дорогую вещь. А человек среднего достатка, который не попадает под льготы, уже не может. Дисбаланс существует, - признал Александр Горваль. - Тут нужна некоторая поэтапность. Первый этап пройден. Если раньше деньги напрямую вливались в „Беларусбанк“ и за счет этих денег давались льготные кредиты, то теперь бюджет дает только компенсацию процентной ставки, а основное тело кредита финансируется за счет банка. То есть это шаг к рыночным отношениям. В будущем, возможно, 13-й указ потеряет свою актуальность. Но для этого надо, чтобы ставка рефинансирования и инфляционные процессы стабилизировались. Когда кредиты будут под 2-3%, тогда государство сможет сконцентрироваться на арендном, социальном жилье, которое не переходит в собственность».