Действия при изменении вида деятельности учетная политика. Последствия изменения учетной политики

Все организации обязаны в течение 90 дней с момента своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»). Данный срок установлен законодательством по бухучету и применяется прежде всего для бухгалтерской учетной политики. Однако поскольку в НК РФ не прописаны сроки утверждения учетной политики для целей налогового учета, то необходимо руководствоваться нормами других отраслей законодательства, в том числе и бухгалтерского (п. 1 ст. 11 НК РФ). Соответственно разработать налоговую политику лучше в тот же срок, что и политику для целей бухучета. Что касается предпринимателей, то они бухучет вести не обязаны, поэтому бухгалтерской политики у них не будет. А вот налоговую надо утвердить в том же порядке, что и организации.

После того как учетная политика составлена и утверждена, ежегодно пересматривать и корректировать ее нет необходимости. Документ будет применяться последовательно из года в год. Но иногда все же нужно вносить в него поправки, и далее мы расскажем об этих случаях. Сразу отметим, для того чтобы внести изменения или дополнения, заново утверждать учетную политику нет необходимости. Достаточно подготовить приказ о и в нем указать все поправки. Но если вам удобнее издать новую политику, можете поступить и так, запрета нет.

Изменились нормы законодательства, регулирующие учет

Может потребоваться в связи с новшествами в законодательстве. Например, если изменились нормы, регулирующие бухгалтерский или налоговый учет, федеральные стандарты и пр. В связи с этим вам нужно как-то изменить организацию учета (абз. 6 ст. 313 НК РФ, абз. 2 п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Вы можете внести изменения в учетную политику в любое время, как вам станет известно о новшествах. Они начнут действовать в порядке, указанном в нормативном акте, который их вводит (п. 12 ПБУ 1/2008).

Примечание. Изменить учетную политику из-за новшеств в законодательстве можно в любое время в течение года. Поправки начнут действовать в порядке, указанном в документе, который их вносит.

Так, с 1 июля на территории Москвы вводится торговый сбор (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Его будут платить «упрощенцы», осуществляющие торговлю через торговые объекты (магазины, склады и пр.) хотя бы раз в квартал (п. 1 ст. 412 и ст. 413 НК РФ). Сумму уплаченного торгового сбора можно будет учесть при УСН. Так вот, если вы применяете УСН с объектом доходы минус расходы, то вы вправе списать сумму сбора в затраты на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ — как траты на уплату налогов и сборов. Если же вы работаете на УСН с объектом доходы, то величину торгового сбора вы можете поставить в вычет по единому налогу (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Однако если у вас несколько видов деятельности, то сократить базу вы вправе только по той деятельности, в отношении которой уплачивался сбор (письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-11-11/16902). Соответственно вам нужно вести раздельный учет доходов и сумм налога, который уплачивается в отношении бизнеса, подпадающего под торговый сбор. Таким образом, в связи с этими изменениями уже в июне вы можете прописать порядок раздельного учета доходов в учетной политике для целей налогового учета. Примерный образец таких поправок мы представили ниже.

Еще одна причина поправить учетную политику — вы хотите поменять применяемые способы учета на более выгодные, повышающие достоверность данных и снижающие трудоемкость. Допустим, вы решили перейти на компьютерную обработку данных или сменить форму применяемых документов (регистров, «первички») на предусмотренные программой (абз. 3 п. 10 ПБУ 1/2008, подп. 2 п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обратите внимание! Поменять способы учета в учетной политике на более выгодные можно только в конце года, издав приказ руководителя, например, 31 декабря. Изменения начнут действовать с нового года.

Так вот, в подобных ситуациях поправки в учетную политику вносите в конце года. Например, 31 декабря текущего года. Использовать новые правила вы сможете с начала нового года. Поскольку способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Если вы внесете поправки раньше, то действовать они все равно начнут только с нового года. Примерный образец оформления изменений в этом случае мы представили ниже.

У вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было

Помимо изменений в учетную политику, можно внести еще дополнения. Это может потребоваться, если у вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было, и в связи с этим понадобились правки в учете (абз. 7 ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 14.04.2009 № 03-03-06/1/240 и от 03.10.2008 № 03-03-06/2/136). Допустим, если ваша организация раньше оказывала услуги, а теперь начала продавать товары, тогда ей потребуется установить порядок их учета.

Обратите внимание! Дополнять учетную политику можно в любое время. Это может потребоваться, например, если у вас появились новые операции или виды деятельности и вам понадобилось регламентировать порядок их учета.

Так вот, в подобных случаях можете без проблем внести дополнения в учетную политику, как только это потребуется. Применять новшества можно с момента, когда они были утверждены (абз. 5 п. 10 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Образец дополнений мы привели выше.

Любой экономический объект должен самостоятельно формировать учетную политику. При этом должны учитываться федеральные и отраслевые нормы.

На сегодняшний день проекты некоторых стандартов еще не вступили в силу, поэтому, формируя учетную политику организации, в первую очередь нужно опираться на вышеупомянутый закон и Инструкции №157н и №183н к нему.

В соответствии с законодательством, право на ведение упрощенного налогового и бухгалтерского учета дано предприятиям, подходящим под критерии, изложенные в пункте 4 статьи 6 Федерального законодательства. В частности к таковым относятся предприятия малого бизнеса. Критерии таких компаний обозначены в статье 4 ФЗ. Однако, если фирма должна проходить обязательные аудиторские проверки в соответствии с пп.1 п. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, то для нее невозможно применение упрощенного учета.

В основе упрощенного учета для микро-предприятий лежит использование различных методов оценки расходов компании, в отличии от основной формы, где расходы рассчитывались как сумма всех имевших место затрат.

Основным плюсом такого учета является возможность реально снизить налоговые расходы фирмы. Это достигается путем снижения указанной в декларации прибыли и расходов. Из отчетности исключаются резкие скачки расходов. Это позволяет снизить внимание налоговой инспекции к фирме.

Основными приемами , позволяющими снизить налоговые претензии, являются:

  • составление списка прямых и косвенных затрат;
  • распределение трат на спецодежду и производственный инвентарь.

Ошибки

Наиболее частым замечанием к учетной политике любой организации является отсутствие разделения ошибок по уровням существенности. В то же время, от того, насколько существенна ошибка, зависит очень многое. В случае, если в утвержденной отчетности допущена существенная ошибка, необходимо прибегнуть к ретроспективному пересчету. Это ликвидирует следы каких-либо недочетов.

Предприятия, использующие упрощенный учет, имеют право любые ошибки исправлять как несущественные. В этом случае они не должны вносить правки в свою политику.

Формирование резерва долгов

В 2018 году изменения здесь минимальны. Организация по-прежнему вправе самостоятельно принимать решение касательно создания резерва долгов. Изменения коснулись лимита резерва. Он составил 10 процентов от общей выручки за отчетный период или же за прошедший год. Выбирается больший показатель. Нормативы требуется своевременно обновлять.

Раздельный учет при оказании услуг иностранцам

В соответствии с законодательством (№244-ФЗ от 03.07. 2016 года, действует с начала текущего года) предоставление услуг через интернет также попадает под налоговый контроль.

Место предоставления услуги указывается в соответствии с местом деятельности клиента. Список услуг содержится в ст. 174.2 НК РФ .

Поэтому российские продавцы больше не обязаны оплачивать НДС, ведь такие операции не подлежат налогообложению. Это ставит предприятие перед необходимостью вести раздельный учет НДС.

Правила проведения такого учета изложены в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ .

Стоит обратить внимание на так называемое «правило 5%». Его суть заключается в том, что если затраты на реализацию услуг за рубежом составляют менее 5% от общих расходов компании, она имеет право не осуществлять раздельный учет.

К закреплению в политике налогового учета требуется принять:

  • порядок производства учета ;
  • сведения об использовании «правила 5%».

Что нужно зафиксировать

Есть ряд аспектов, которые необходимо зафиксировать в учетной политике любой компании на 2018 год:

  1. Способ списания спецодежды и инвентаря . Постепенное списание расходов позволит уменьшить налоговые выплаты и будет абсолютно законным. Особенно рекомендуется данный метод компаниям, работающим в убыток.
  2. Резерв по сомнительной задолженности . Это еще один необходимый аспект политики учета на 2018 год.
  3. Перечень затрат – прямых и косвенных . Так как строгих требований в этом аспекте законом не предусмотрено, что именно считать таковыми затратами решает непосредственно бухгалтер. Чаще всего сюда приписывают материальные расходы, оплату труда и амортизацию средств.

Образец

Требования к внесению изменений в политику учета компании контролируются законодательством. Корректировки вносятся при:

  1. Обновлении требований к .
  2. Изменении способа учета.
  3. Крупных изменениях в работе организации.

Вносить корректировки в процесс отчетности можно с начала подотчетного года. Это сделано для большей сопоставимости отчетов. Впрочем, при наличии веских причин, корректировки могут быть внесены и позднее.

Подробно разъясняет алгоритм изменения политики учета. Оформляется специальный , который устанавливает необходимые поправки и утверждает их.

Таким образом, по состоянию на 2018 год, в учетную политику компаний придется внести ряд изменений . Это необходимо сделать во избежание проблем с налоговыми службами, для оптимизации расходов и процессов отчетности. При внесении изменений бухгалтерам стоит быть крайне внимательными – от правильности их действий зависит дальнейшая работа фирмы.

Компания приняла решение из-за убытков не начислять резерв на годовое вознаграждение. Можно ли внести изменения в учетную политику, и как сделать перерасчет?

Вопрос: Как правильно поступить в такой ситуации. В Учетной политике на 2017 год было закреплено начисление резерва на годовое вознаграждение, и за полугодие 2017 года он был начислен. В настоящее время из-за убытков принято решение не начислять резерв на годовое вознаграждение. Могу ли я сделать изменение в Учетную политику, и как сделать перерасчет, нужны ли уточненки

Ответ: Нет, внести изменение в УП в середине года в данном случае нельзя. Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику в БУ можно вносить только в случаях, когда:

Такой порядок предусмотрен частью 6 пунктом 10 ПБУ 1/2008

Изменения в учетную политику в НУ можно внести только в двух случаях:

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

при смене метода учета - с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);

при изменении законодательства - не ранее даты вступления изменений в силу.

Обоснование

Как изменить учетную политику для целей бухучета

Учетную политику для целей бухучета организация должна применять последовательно из года в год. Тем не менее, в этот документ можно вносить необходимые изменения и дополнения. Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Дополнения учетной политики

Дополнением учетной политики является описание факта хозяйственной жизни или операции, которые возникают в деятельности организации впервые (п. 10 ПБУ 1/2008).

Если учетная политика была дополнена в течение года, то информацию об этом необходимо раскрыть в к промежуточной отчетности. А те новые способы ведения учета, которые применяются с начала года, следует привести в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к годовой бухгалтерской отчетности ().

Дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме .

Пример внесения дополнений в учетную политику для целей бухучета

ООО «Альфа» получило в банке кредит на пополнение оборотных средств. Срок кредитования - 5 лет. Прежде «Альфа» не привлекала заемных средств, поэтому вучетной политике организации не было указаний по их учету. Дополнения в учетную политику были внесены на основании приказа руководителя.

Изменения учетной политики

Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику можно вносить только в случаях, когда:

изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;

организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);

существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Пример: как скорректировать учетную политику для целей бухучета. В середине года появились новые льготы для субъектов малого предпринимательства.

С 20 июня 2016 года изменились правила бухучета для субъектов малого предпринимательства. В связи с этим генеральный директор ООО «Альфа» Львов подписалприказ , которым изменил учетную политику для целей бухучета.

Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года (ч. 7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 12 ПБУ 1/2008).

Если же изменения в учетной политике обусловлены изменениями в законодательстве, то они вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте, который их вносит (п. 14 ПБУ 1/2008).

Если изменения в учетной политике существенно повлияли на финансовые результаты (движение денежных средств) организации, их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Как составить учетную политику для целей налогообложения

Как внести изменения

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:

вы решили поменять ранее выбранный метод учета;

меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;

проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);

утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода - задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены ( , абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

оценки остатков незавершенного производства ();

формирования покупной стоимости товаров ().

Как использовать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ежегодного вознаграждения за выслугу лет и вознаграждения по итогам года) в налоговом учете

Инвентаризация резерва

По состоянию на 31 декабря проведите инвентаризацию созданных резервов предстоящих выплат сотрудникам. В ходе инвентаризации сравните фактическую сумму расходов с фактической суммой отчислений в резервы.

Если окажется, что сумма начисленного резерва меньше суммы фактических расходов (перерасход резерва), то разницу включите в состав текущих затрат (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Если окажется, что сумма начисленного резерва больше суммы фактических расходов (резерв использован не полностью), то порядок учета разницы зависит от того, будет ли организация создавать такой же резерв в следующем году или нет.

Если при формировании учетной политики на следующий год организация отказалась от создания какого-либо резерва, то всю сумму недоиспользованного резерва по состоянию на 31 декабря текущего года включите в состав внереализационных доходов текущего года. Такое правило установлено пунктом 5 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

Если организация решила продолжить создавать резервы, то остаток недоиспользованного резерва можно не включать в состав внереализационных доходов, а учесть эту разницу при формировании резерва на следующий год (письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-03-06/2/11148).

Налоговый учет отчислений в резерв

Ежемесячную сумму отчислений в резерв учтите при расчете налога на прибыль в составе расходов на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ).

Момент включения суммы отчислений в налоговую базу зависит от того, к прямым или косвенным расходам относятся выплаты, для покрытия которых создан тот или иной резерв (п. 1 ст. 318 , п. 2 ст. 324.1 НК РФ). Организации могут самостоятельно устанавливать в своей учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Соответственно, решение о том, к каким именно расходам (прямым или косвенным) относить отчисления в резерв, бухгалтер вправе принять самостоятельно. Например, расходы на формирование резерва на оплату отпусков сотрудников, непосредственно занятых в процессе производства, можно отнести к прямым расходам, если согласно учетной политике их зарплата включается в состав прямых расходов. Вместе с тем, бухгалтер вправе выбрать и другой порядок. Например, включать все отчисления в резерв в состав косвенных расходов независимо от того, на оплату чьих отпусков он формируется - сотрудников, занятых в производстве, или людей, непосредственно не связанных с производственным процессом.

Отчисления в резерв, которые относятся к прямым расходам, учтите при расчете налога на прибыль по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ). Отчисления в резерв, которые относятся к косвенным расходам, учтите при расчете налога на прибыль в момент начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Если организация оказывает услуги, то прямые расходы, как и косвенные, можно учесть в момент их начисления (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ).

В торговых организациях отчисления в резерв предстоящих выплат сотрудникам признаются косвенными расходами (абз. 3 ст. 320 НК РФ). Поэтому учтите их при расчете налога на прибыль в момент начисления.

Начнем с аксиомы: учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей ее деятельности, налогового планирования, ценовой политики.

А теперь перейдем к анализу «мифов и легенд».

Учетную политику организации надо менять каждый год

Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.

Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 год следует утвердить до 31 декабря 2016 года включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.

Но еще раз повторим – достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.

Про изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве необходимо обязательно указать в учетной политике

Еще один миф. Точнее, «полуправда». Изменения в законодательстве происходят регулярно, и обычно они вступают в силу с начала года. Часто это поправки, касающиеся специфических операций, например, РЕПО. Но если компания не занимается ценными бумагами и не планирует этого делать, зачем эту информацию писать в учетной политике?

А вот более общераспространенные поправки имеет смысл прописать. Например, с 1 января 2017 года постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 будет изложено в новой редакции. Теперь в нем нет фразы, что классификатор основных средств можно применять для целей бухучета. Раньше все делали просто – смотришь объект по классификатору, назначаешь линейный метод амортизации и одинаковый срок полезного использования, и все хорошо. При таком подходе разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не было. Так что же, теперь возникла проблема? Отнюдь. Просто постановление № 1 не может являться документом, который регулирует бухгалтерский учет. При этом нигде в правилах бухучета нет прямого запрета использовать этот документ. Так что проверьте свою . Если в ней нет отсылки на постановление № 1, самое время ее прописать. Если не хотите ориентироваться на этот нормативный акт, можете определять срок службы ОС в бухучете исходя из рекомендаций производителя и технической документации, как предусматривает ПБУ 6/01.

Про учет страховых взносов обязательно писать очень подробно

Это неправда, но кое-что прописать в учетной политике все же придется. Бесспорно, самое важное изменение 2017 года – администрировать страховые взносы теперь будет ФНС вместо ПФР и ФСС. Речь идет о двух федеральных законах от 03.07.2016: № 243-ФЗ и № 250-ФЗ.

Единственное, что обязательно прописать в учетной политике – утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Сейчас все применяют форму карточки, приведенную в совместном письме ПФР, ФСС РОССИИ от 09.12.2014 № АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. Налоговая служба не планирует разрабатывать форму карточки. Дескать, это обычный налоговый регистр, который каждая компания может вести как ей удобней. То есть все по аналогии с НДФЛ – когда-то была форма 1-НДФЛ, потом ее отменили и налогоплательщики стали использовать новый регистр, взяв за основу 1-НДФЛ.

Вести учет сумм начисленных выплат страховых взносов и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица-получателя выплат обязывает пункт 4 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Поэтому надо дополнить учетную политику, издав приказ.

Образец приказа о внесении дополнений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения

За основу можно взять тот же регистр, который рекомендовали ПФР и ФСС. На проверках налоговики при необходимости тоже будут требовать у компаний карточки учета. За отсутствие – штраф 200 рублей за каждый регистр (ст. 126 НК РФ).

Еще один момент. Если ваша компания не практикует виды работ, которые влияют на стаж для досрочной пенсии и облагаются пенсионными взносами по доптарифам, карточку можно сократить. Оставьте только разделы про выплаты и страховое обеспечение.

Учетная политика – железный аргумент в случае споров

Распространенное заблуждение заключается в следующем: если прописать определенные положения в учетной политике, это гарантирует победу в споре с налоговиками. К сожалению, это не так.

Действительно, учетная политика может стать дополнительным аргументом по принципу «все неясности трактуются в пользу налогоплательщиков». Но в случае спора надо упирать именно на нормы законодательства.

Обратите внимание

Малые предприятия могут не формировать в бухучете резерв под снижение стоимости МПЗ, если пропишут это в учетной политике (п. 25 ПБУ 5/01).

Например, сейчас есть некая «спорность» вокруг того, облагать или нет страховыми взносами компенсацию за задержку зарплаты. По мнению Минтруда и проверяющих, это иная выплата в рамках трудовых отношений. То есть формально подпадает под объект обложения взносами.

При этом судьи хором говорят – не все выплаты в пользу работника подпадают под взносы.

В частности, не связана с тем, как работает человек. Это выплата за то, что работодатель плохо исполнил свою обязанность вовремя выдавать заработную плату. При этом по НДФЛ чиновники уже давно признают – компенсация не облагается налогом. Но пока нет официальных писем и судебной практики, прописывать в учетной политики что-то насчет страховых взносов и задержки зарплаты не надо.

Следует быть очень внимательным: если что-то прописали в учетной политике, обязательно строго этому следовать. Тоже самое касается норм, которые применяют по выбору. Например, стали использовать амортизационную премию или резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. А в учетной политике возможность применять это не упомянули. Тогда даже и судьи не помогут (постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г. № А40-17925/13).

Малые предприятие могут вообще не составлять учетную политику

Увы, но это не так. Для малых предприятий существует множество поблажек в части бухгалтерского учета и отчетности. В частности, они могут вести учет и составлять отчеты по упрощенной форме. Но возможность воспользоваться этой поблажкой следует прописать в учетной политике.

Кстати, летом 2016 года вступили очередные поправки-послабления в части бухучета. И воспользоваться ими удобней как раз с начала года. Напомним, речь о поправках, которые внесены в ПБУ приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н.

Во-первых, учитывать сырье и материалы теперь можно по цене поставщика. Раньше в стоимость активов дополнительно включали транспортные расходы, плату посредникам и т. д. Более того, по новым правилам все МПЗ можно списывать единовременно, если деятельность малого предприятия не предполагает существенных остатков по ним. Уровень существенности каждая компания определяет самостоятельно. Для микропредприятий нет и этих дополнительных условий, они могут списывать любые МПЗ без ограничений (п. 13.2 ПБУ 5/01).

Во-вторых, амортизацию по основным средствам можно начислять раз в год – 31 декабря. При этом амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно списать единовременно (п. 19 ПБУ 6/01).

Изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

Существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.